Формирование производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,07 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности

Содержание

Введение. Инфраструктура инновационной деятельности

.1 Российская национальная инновационная система

.2 Понятие и классификация инновационной структуры

.3 Финансовая подсистема инновационной инфраструктуры РФ

.4 Формирование производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности. Практическая часть

Заключение

Список используемой литературы


Введение

В настоящее время одной из важнейших государственных экономических задач является перевод отечественной промышленности с сырьевой направленности в сферу высоких технологий, в сферу инновационной деятельности.

Одним из основных направлений государственной политики в области развития инновационной системы указано формирование инфраструктуры инновационной системы.

Формирование инфраструктуры инновационной системы предусматривает:

создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры;

формирование инновационно - активных территорий (наукоградов, технополисов и др.), в том числе технико-внедренческих экономических зон;

развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства;

формирование системы информационной поддержки, включая оказание консалтинговых услуг для организации взаимодействия участников инновационной деятельности;

содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий.

Инфраструктура инновационной системы развивается, в первую очередь, на территориях субъектов и муниципальных образований Российской Федерации с высокой концентрацией инновационного потенциала, включая наукограды, академгородки, особые экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования и иные виды технополисов в соответствии с условиями конъюнктуры внутреннего и мирового рынков.

Инновационная инфраструктура является своеобразным мостом между результатами научных исследований и рынком, государством и бизнесом.

Без инновационной инфраструктуры невозможно эффективно осуществлять передачу результатов научной деятельности из государственного сектора в реальный сектор экономики, создавать новые инновационные предприятия, осуществлять интеграцию малых инновационных предприятий с промышленностью.

Вышеизложенное определяет актуальность темы контрольной работы. Вместе с тем, отдельные аспекты данной проблемы требуют дальнейшего исследования. Важнейшим из них является формирование и развитие отечественной модели инновационной инфраструктуры.

Целью и задачей данной работы является теоретическое обоснование формирования и функционирования инновационной инфраструктуры.

I. Инфраструктура инновационной деятельности

.1 Российская национальная инновационная система

Национальная инновационная система (НИС) - совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране. Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.

НИС включает следующие компоненты:

Нормативно-правовая база ИД;

Субъекты ИД

Субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение инновационного продукта;

Инфраструктура НИС

Инновационная инфраструктура - совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности.

.2 Понятие и классификация инновационной инфраструктуры

Традиционно в экономике под инфраструктурой понимают совокупность систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства либо для обеспечения условий жизнедеятельности общества.

В первом случае говорят о производственной инфраструктуре (дороги, порты, склады, системы связи и др.), во втором - о социальной инфраструктуре (школы, больницы, театры и др.). Используя чисто экономическую классификацию отраслей, выделяют инфраструктурные отрасли народного хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и т.д.).

Важно отметить главную особенность любой инфраструктуры, а именно: инфраструктура - это специализированная подсистема, оказывающая услуги всем субъектам производственных или социальных процессов. В связи с этим, инновационная инфраструктура - это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка. Инновационная инфраструктура является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики. Основу инфраструктуры национальной инновационной системы составляют центры трансферта технологий, инновационно - технологические центры, технопарки и территории высоких технологий, фонды поддержки научно -исследовательских и опытно - конструкторских работ, фонды стартового и венчурного финансирования, центры подготовки специализированных кадров (персонала) и по информационному обеспечению инновационной деятельности и др.

Обычно выделяются следующие подсистемы инновационной инфраструктуры:

финансовая инфраструктура: различные фонды (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты (например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний);

производственно-технологическая (или материальная) инфраструктура: технопарки, инновационно - технологические центры, бизнес - инкубаторы и т.д.;

информационная инфраструктура: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги);

кадровая инфраструктура: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;

экспертно - консалтинговая инфрастурктура: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

В следующем подразделе данной работы мы более подробно рассмотрим первые две подсистемы инновациооной инфраструктуры.

Во всех перечисленных выше случаях субъектам инновационной деятельности предоставляется доступ к некоторым видам необходимых им ресурсов и услуг, а именно (в соответствии с принятым выше порядком):

к финансовым ресурсам напрямую, либо через получение доли в рыночной стоимости субъектов;

к зданиям, сооружениям, оборудованию, приборам и т.д.;

к необходимой информации;

к кадровым ресурсам требуемой квалификации, либо системам, обеспечивающим повышение их квалификации;

к различного вида специальным услугам, которые могут быть оказаны данному субъекту инновационной деятельности.

Естественно, что «устройство» (включая состав) инновационной инфраструктуры существенно зависит от основополагающих характеристик самой инновационной системы. Это означает, что инфраструктуры административно-командной и рыночной НИС различаются весьма значительно. Более того, эти отличия зависят и от общей финансовой политики, проводимой государством в инновационной сфере. Последняя включает в себя гораздо более широкий спектр финансовых, а также бюджетных, налоговых инструментов поддержки и регулирования деятельности конкретных субъектов национальной инновационной системы.

В настоящее время в России зарегистрировано более 80 технопарков, еще больше - инновационно - технологических центров, более 100 центров трансферта технологий, 10 национальных инновационно - аналитических центров, 86 центров научно - технической информации, свыше 120 бизнес -инкубаторов, 15 центров инновационного консалтинга и другие организации инновационной инфраструктуры. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС) в настоящее время поддерживает информацию о 890 организациях инновационной инфраструктуры.

.3 Финансовая подсистема инновационной инфраструктуры РФ.

Развитие финансовой инфраструктуры инноваций является одним из важнейших условий модернизации экономики страны. Это очевидное обстоятельство учитывается в российской инновационной политике. Достаточное внимание в ней уделяется формированию целостной системы поддержки инноваций с использованием возможностей созданных финансовых институтов развития, таких, как: Инвестиционный фонд Российской Федерации, открытое акционерное общество «Российский банк развития», открытое акционерное общество «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», открытое акционерное общество «Российская венчурная компания», некоторые государственные корпорации.

Инвестиционный фонд Российской Федерации создан в 2006 году с целью оказания на конкурсной основе государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов, направленных на создание или развитие инфраструктуры, а также на обеспечение реализации институциональных преобразований в рамках национальной инновационной системы. Предусмотрены следующие формы государственной поддержки:

софинансирование инвестиционного проекта;

направление средств в уставные капиталы юридических лиц;

предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты, а также иных предусмотренных бюджетным законодательством способов обеспечения обязательств, находящихся в компетенции Правительства Российской Федерации.

(ОАО) Российский банк развития учрежден в 1999 году. С 2004 года банк реализует Программу финансовой поддержки малого и среднего бизнеса по следующим приоритетным направлениям:

проекты, осуществляемые в сфере науки, инноваций и высоких технологий;

проекты, направленные на реализацию национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилья, сельского хозяйства, демографии;

проекты, способствующие развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации;

проекты, осуществляемые в регионах, испытывающих дефицит финансовых ресурсов;

проекты, направленные на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий на внешних рынках.

1.4 Формирование производственно - технологической инфраструктуры инновационной деятельности

Научно-технологический парк - это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения, предприятия промышленности, малые фирмы. При этом фирмы, входящие в технопарк, могут находиться на разных этапах развития инноваций: от начинающих до фирм с налаженным производством и стабильной рыночной «нишей». Нередко в структуре технопарка создается инкубатор бизнеса или инновационный центр. Инкубаторы организуются для того, чтобы обеспечивать благоприятные условия малым инновационным фирмам на самых ранних, рисковых стадиях развития их проектов, когда еще сложно определить вероятность успеха. Мировой опыт показывает, что инкубаторы обычно формируются вокруг университетов, потому, что такое сотрудничество является не только престижным, дает источники и идеи для новых проектов, но и позволяет малым фирмам привлекать наиболее квалифицированный персонал. Инкубатор, как правило, располагается в отдельном здании, площади которого сдаются в аренду. Он предоставляет своим клиентам такие виды сервиса, как офисные услуги, связь, бухгалтерский учет, консультации по бизнесу - планированию, финансовому менеджменту, а также представляет интересы клиентов перед венчурными инвесторами.

Обобщая, можно выделить четыре главные цели деятельности технопарков:

Содействие формированию и росту новых наукоемких фирм, использующих результаты исследований научных организаций и вузов.

Катализация позитивных изменений в регионе через создание новых рабочих мест, а также перестройку промышленности на основе новых технологий.

Содействие формированию сотрудничества между высшими учебными заведениями, научными центрами и промышленностью.

Стимулирование появления новых источников доходов для университетов и научных организаций.

Существует несколько организационных форм, в которых успешно функционируют технопарки. Университет или НИИ могут быть единственным учредителем технопарка. Более часто встречается вариант, при котором парк имеет от 2 до 20 учредителей. Этот механизм управления значительно сложнее механизма с одним учредителем, однако считается более эффективным, особенно с точки зрения доступа к различным источникам финансирования. В случае нескольких учредителей формируется либо совместное предприятие, либо общество с ограниченной ответственностью. При этом вклад каждого из учредителей зависит от его ресурсов и обычно состоит в следующем:

местная администрация - земля, инфраструктура, гранты;

риэлтерские фирмы - капиталовложения, управление недвижимостью;

банк - капиталовложения, финансовая экспертиза, венчурный капитал;

промышленные предприятия - капиталовложения, экспертиза проектов.

Практика свидетельствует, что наилучшей формой управления является создание фирмы, имеющей статус юридического лица, которая контролирует активы парка. Основными источниками финансирования технопарка являются: вклады учредителей и спонсоров, коммерческие кредиты, продажа доли в капитале парка, гранты или субсидии, реинвестиция прибыли, средства, полученные от продажи зданий, построенных парком. Участие государства возможно через специализированные структуры.

II. Практическая часть

Условие задачи

Рассчитайте сумму вознаграждения за использование патента на изобретение нового прибора для определения параметров технологического процесса изготовления стекла. Прогнозная потребность в приборах составляет 500 шт. за 5 лет. Стоимость одного прибора - 50 тыс. руб. Величина роялти R = 15%. Доля вознаграждения от общей суммы отчислений - 35%.

Решение

Определим стоимость всего объёма выпуска приборов за 5 лет по формуле 1 [3]:

СтQ = Цед * Q,(1)

где СтQ - стоимость всего объёма выпуска приборов за Т - лет;- объем определяемого выпуска продукции по лицензии за Т - лет, шт;

Цед - стоимость одного прибора, тыс. руб;

Т - срок действия лицензионного договора, лет.

СтQ = 50 * 500 = 25000 тыс. руб.

Определим стоимость лицензии по формуле 2:

Ст = СтQ * R(2)

где Ст - стоимость лицензии, тыс. руб.;- величина роялти, %;

СтQ - стоимость всего объёма выпуска приборов за Т - лет.

Ст = 25000 * 0,15 = 3750, 0 тыс. руб.

Зная стоимость лицензии, определим сумму вознаграждения по формуле 3:

Пвозн = Ст * dвозн,(3)

где Пвозн - сумма вознаграждения за использование патента на изобретение нового прибора;

Ст - стоимость лицензии, тыс. руб.;возн - доля вознаграждения от общей суммы отчислений, %

Пвозн = 3750,0 * 0,35 = 1312,5 тыс. руб.

Ответ: сумма вознаграждения за использование патента на изобретение нового прибора для определения параметров технологического процесса изготовления стекла за 5 лет составила 1312, 5 тыс. руб.

Заключение

В последнее десятилетие Россия была активным участником процесса создания элементов инновационной инфраструктуры - финансовых механизмов, включая финансирование производственно-технологической и информационной инфраструктуры и т.д. Однако принимаемые меры не всегда были системными и последовательными, и в итоге появились отдельные не взаимоувязанные компоненты инфраструктуры коммерциализации. Ряд стадий инновационного цикла не получил необходимого финансового, информационного и инфраструктурного обеспечения (в первую очередь это касается начинающих малых фирм, приступающих к коммерциализации результатов исследований и разработок), тогда как другим было уделено больше внимания, (например, поддержка фундаментальных исследований). Кроме того, недостаточно стимулируется развитие связей между ключевыми участниками процесса коммерциализации (научными организациями, малыми инновационными предприятиями и крупным бизнесом).

В итоге имеющийся потенциал используется недостаточно эффективно, а инновационная активность и показатели технологического развития страны хотя и имеют тенденцию к постепенному росту, но пока остаются невысокими. Развитие инновационной инфраструктуры государство называет в числе своих приоритетных задач. Власти признают, что хотя многие ее элементы и созданы, они не поддерживают инновационный процесс на всем его протяжении, то есть на стадиях генерации, коммерциализации и внедрения инноваций.

Официально проблема отсутствия целостного "инновационного механизма" была сформулирована еще год назад в утвержденной «Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года». По мнению ее авторов, стране срочно нужно преодолеть "фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры". Упрощенно инновационную систему делят на три части: среда, производящая знания, предпринимательская среда и механизм взаимодействия этих двух сред. Иногда выделяют государственные корпорации, имеющие инновационную составляющую различного масштаба: "Роснано", "Росатом", "Ростехнологии". Именно в механизме трансферта инноваций из научной среды на рынок специалисты видят главные несовершенства системы.

Одна из основных проблем отечественной национальной инновационной системы - низкий уровень координации между тремя основными секторами - сектором исследований и разработок, сектором высшего образования и предпринимательским сектором.

В настоящее время в России, по данным Министерства образования и науки, зарегистрировано более 80 технопарков, еще больше - инновационно - технологических центров, более 100 центров трансферта технологий, 10 национальных инновационно - аналитических центров, 86 центров научно-технической информации, свыше 120 бизнес - инкубаторов, 15 центров инновационного консалтинга, а также другие организации инновационной инфраструктуры. Однако разобраться, что в реальности стоит за этими цифрами, оказывается достаточно сложно.

Нынешнее инновационное развитие России сложное, но не безнадежное. Блистательные победы и уроки прошлого и нынешнего осознания собственного пути в сочетании с талантом и знаниями дает надежду на развитие и инновационное лидерство в будущем.

В результате проведенной работы собрана информационная база состояния и тенденции развития национальной инновационной системы России, инновационной инфраструктуры РФ.

Список используемой литературы

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу // Поиск. 2002. № 16.

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

Экономика предприятий: Тесты. Задачи. Ситуации: Учеб. пособие / под ред. Горфинкеля, Чернышева - М.: Юнити, 2007.

Фахтутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. - СПб.: Питер. 2008.

Лущекина Е.В. Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы.2009. инновационная технологическая инфраструктура

Похожие работы на - Формирование производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!