Формирование политики занятости в Темниковском муниципальном районе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    146,51 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование политики занятости в Темниковском муниципальном районе

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы государственной политики в сфере регулирования занятости населения

.1 Основные понятия занятости и ее виды

.2 Содержание и функции системы регулирования занятости населения на различных уровнях управления

.3 Правовое регулирование на российском рынке труда

Глава 2. Основы регулирования занятости в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия

.1 Оценка трудоспособного и активного населения Темниковского муниципального района

.2 Анализ занятости населения Темниковского муниципального района

.3 Безработица. Оценка уровня и структуры в Темниковском муниципальном районе

Глава 3. Формирование политики занятости в Темниковском муниципальном районе

.1 Организационно-экономический механизм управления политики занятости Темниковского муниципального района

.2 Программа по содействию занятости населения в Темниковском муниципальном районе

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

Введение


Занятость населения - сложное социально-экономическое явление, выступающее важнейшей частью общественного воспроизводства. Она связана со всеми сторонами жизнедеятельности людей: производством, распределением, потреблением, доходами, культурой населения, его репродуктивным поведением, образом жизни и т.д. Как экономическая категория занятость сегодня практически рассматривается как общественное отношение по поводу не только обеспечения населения рабочими местами, но и обеспечения человека необходимыми средствами существования.

Проблема организации занятости постепенно выходит в разряд первоочередных, и прежние подходы к ее решению исчерпали себя. Нужны активные мероприятия по социальной защите различных категорий граждан. Традиционные подходы в настоящее время не отвечают тем условиям и тем требованиям, которые должны выполняться, для того чтобы отреагировать на обострение ситуации в социально-трудовой сфере.

Действующая практика организации работы по трудоустройству безработных граждане способствует сохранению у них активной позиции. Не обеспечивает вариантности в поиске ими работы.

Важным инструментом, посредством которого в разных странах стремятся разрешить проблему недостатка средств к существованию, является рациональное трудоустройство. Хорошая работа призвана оказывать помощь людям в их социальном функционировании, осуществлении своих социальных прав, сохранении или достижении благоприятного социального самочувствия.

Показатели занятости населения - важнейшая макроэкономическая характеристика современного общества, это также характеристика его социального состояния. В то же время численность занятого населения является оборотной стороной безработицы, это также показатель качества занятости. Категории занятости и безработицы тесно взаимосвязаны. Поэтому оценка безработицы выступает важнейшим показателем положения с занятостью в обществе

Управление занятостью, или управление созданием рабочих мест, по своей сущности, управление социальное, которое в широком смысле слова есть управление всеми и любыми общественными процессами; в узком смысле - управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики. Чтобы эффективно управлять занятостью, надо четко представлять себе эту систему, ее цели, функции, построение, технологию принятия решений.

Объектом курсовой работы являются трудовые ресурсы и занятость Темниковского муниципального района Республики Мордовия.

Предмет курсовой работы - формы и методы трудоустройства незанятого трудоспособного населения.

Целью курсовой работы является изучение процесса управления трудовыми ресурсами и занятостью населения Темниковского муниципального района.

Задачи курсовой работы:

изучить современные теории и подходы занятости населения, содержание и функции системы регулирования занятости населения на различных уровнях управления, а также правовое регулирование на российском рынке труда;

проанализировать трудовые ресурсы, занятость и безработицу населения в Темниковском муниципальном районе

разработать проект по поддержке незанятого трудоспособного населения.

Глава 1. Теоретические основы государственной политики в сфере регулирования занятости населения


1.1 Основные понятия занятости и ее виды


Для осуществления эффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости.

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определяет занятость - как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.(1)

Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния населения страны, одновременно представляя собой экономическую категорию и социальную проблему.

Как экономическая категория занятость - это совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и потребностей в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.

Формы занятости - это организационно-правовые условия трудоиспользования.

Различаются формы занятости по следующим признакам:

По роду (сфере) деятельности всех занятых можно разбить на четыре большие группы:

) занятые в экономике оплачиваемой деятельностью;

) военнослужащие, занятые деятельностью, не приносящей прямого денежном дохода (по мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике);

) учащиеся с отрывом от производства;

) занятые воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы: (2)

) наемные работники, занятые на основе продажи своей рабочей силы;

) работодатели/предприниматели, реализующие свои организаторские и предпринимательские способности;

) самозанятые (лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе).

По регулярности трудовой деятельности:

постоянная - работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже каждый месяц;

временная - занятость на определенный срок и командировочная занятость;

сезонная - работа в течение определенного сезона;

эпизодическая - выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.

По легитимности трудоустройства:

формальная (зарегистрированная);

неформальная.

По статусу деятельности:

основная;

дополнительная (вторичная).

По режиму работы:

жесткий график;

гибкий график.

Виды занятости.

Учет населения по видам занятости позволяет различать следующие виды занятости:

) продуктивная занятость - имеет место в сферах общественного материального производства; приносит работникам трудовой доход; исключает скрытую безработицу лиц, формально занятых, но ничего не производящих (такие лица формируют на производствах излишнюю численность работников, занимающих формальные, неэкономические рабочие места и попадающие под процедуру высвобождения в связи с сокращением либо реструктуризацией производства);

) полезная занятость, которая распространяется на все социально-значимые виды занятости, включая очную учебу, службу в Армии, воспитание детей, ведение домашнего и личного подсобного хозяйства, уход за больными членами семьи, престарелыми гражданами, общественную и религиозную деятельность трудоспособных граждан;

) рациональная занятость, которая отражает соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости или пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно-полезной деятельности, включая пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики;

) полная занятость, при которой все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу; по другой оценке, полная занятость имеет место, если удовлетворение спроса всех желающих на рабочие места происходит при условии экономической целесообразности предлагаемых рабочих мест. Применительно к отдельному человеку полная занятость - это работа в течение нормальной продолжительности рабочего дня (недели), установленной законодательно (в РФ нормальная продолжительность рабочего дня составляет 8 часов в день или 40 часов в неделю). Таким образом, если спрос на экономически целесообразные рабочие места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. Без постоянного совершенствования рабочих мест, создания новых, отвечающих современным требованиям, и вывода из производственного процесса старых, не отвечающих экономической целесообразности мест нельзя добиться социального прогресса, реализации интересов общества и каждой личности. Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства и общества, в первую очередь, в сфере образования, науки, здравоохранения, экологической и национальной безопасности, функционирования так называемых естественных монополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети);

) эффективная занятость - это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, рост образовательного и профессионального уровня трудоспособных граждан на основе роста общественной производительности труда, и сохраняющая здоровье занятых. По другой оценке, эффективная занятость - это целесообразная, продуктивная, общественно-полезная, рациональная занятость, удовлетворяющая общественные и личные потребности. При этом решающее значение для любого общества имеет продуктивная занятость, которая, во-первых, определяет экономический потенциал страны; во-вторых, формирует уровень и качество жизни населения; в-третьих, является важнейшей составляющей полной и эффективной занятости - ключевой задачи социально-экономической политики государства.

1.2 Содержание и функции системы регулирования занятости населения на различных уровнях управления

занятость население безработица регулирование

Для достижения более полной и эффективной занятости населения как в стране в целом, так и в отдельных регионах и муниципальных образованиях необходимо четкое разграничение функций между ними, которое в общем виде можно представить следующим образом.

Функции федерального центра включают:

разработку государственной Программы содействия занятости населения;

выработку на ее основе федеральной политики занятости;

нормативно-законодательное обеспечение государственной политики занятости;

разработку и обеспечение действия системы экономических и финансовых механизмов реализации государственной политики занятости и регулирования общероссийского рынка труда;

координацию деятельности в этой области различных министерств и ведомств и органов управления субъектом Федерации;

формирование специализированной федеральной службы занятости населения;

контроль за деятельностью в сфере занятости населения различных министерств, ведомств и регионов; организацию подготовки и переподготовки кадров (особенно руководящих);

научно-информационное и методическое обеспечение;

организацию обмена опытом между различными субъектами Федерации и с зарубежными странами.

На федеральном уровне разрабатываются целевые программы для создания и сохранения рабочих мест, принимаются меры по улучшению инвестиционного климата и целевому финансированию некоторых отраслей. В новых условиях хозяйствования роль государства в регулировании занятости заметно повышается и усложняется. Растет значение государственного прогнозирования сдвигов на рынке труда для своевременного воздействия на возможные от проведения структурной, научно-технической, региональной политики последствия, ведущие к массовой безработице. Меры государственного воздействия на рынок труда на национальном, региональном и муниципальном уровнях различаются в условиях стабильно функционирующей рыночной экономики, в чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики и в условиях становления экономики смешанного типа, что на современном этапе характерно для России. Вместе с тем существуют и универсальные ключевые элементы, лежащие в основе механизма государственного регулирования занятости. К их числу относятся:

экономические методы (льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.);

организационные методы (создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров и т.п.);

административно-законодательные методы (регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни и др.).

К функциям субъекта Федерации относятся:

разработка на основе положений государственной Программы федерального уровня и учета местных условий региональной политики занятости населения;

нормативно-законодательное обеспечение ее реализации, закрепление основных положений политики занятости населения в уставе субъекта Федерации;

разработка и реализация целевых региональных программ содействия занятости населения; разработка и обеспечение действия системы реализующих ее экономических механизмов;

координация и контроль за деятельностью управляющих структур региона и муниципальных образований общественных и других организаций по реализации целей и задач региональной политики занятости;

организация подготовки и переподготовки кадром;

научно-информационное и методическое обеспечение;

организация обмена опытом с зарубежными с гранами, другими субъектами Федерации и внутри региона между муниципальными образованиями.

На уровне субъекта Федерации используются пакеты документов, разрабатываемых и принимаемых соответствующими региональными органами. Разрабатываются целевые программы, такие как «Первое рабочее место», «Школа безработного» для создания новых и сохранения существующих рабочих мест, развития предприятий и малого бизнеса. Осуществляется финансирование программ, как правило, из бюджетов субъекта Федерации и других региональных источников. В целевых программах содействия и социальной поддержки населения (как в комплексных, так и программах по отдельным направлениям сферы трудовых отношений) рассматриваются вопросы разделения функций и направления совместной деятельности органов субъекта Федерации и местного самоуправления. Эти программы, как правило, включают:

весь комплекс направлений и мероприятий, осуществляемых в сфере занятости на территории данного субъекта Федерации и финансируемых из бюджетов всех уровней федерального, бюджета субъекта Федерации и местных бюджетов;

комплекс направлений и мероприятий по содействию занятости населения, финансируемых только из средств субъекта Федерации.

Функциями органов местного самоуправления:

разработка на основе государственной программы, и основных положений государственной и региональной политики занятости муниципальной политики занятости населения, с учетом условий развития муниципального образовании и поношения на местном рынке труда;

правовое обеспечение реализации программы занятости населения муниципального уровня;

разработка и обеспечение действий системы экономических и финансовых механизмов реализации муниципальной политики занятости и регулирования муниципального рынка труда;

координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, муниципальной службы занятости, общественных и других организаций

Создание системы управления занятостью населения является одной из главных задач органов местного самоуправления в сфере планового регулирования социально-экономического развития муниципального образования. Местными администрациями совместно со специализированными государственными службами разрабатываются муниципальные программы содействия занятости, которые после рассмотрения на координационных советах и согласования в территориальных подразделениях соответствующих государственных служб утверждаются постановлениями представительных органов местного самоуправления.(3)

В ходе реализации этих программ принимаются различные правовые акты (постановления, распоряжения и другие) по конкретным направлениям и мероприятиям этих программ (например, по квотированию рабочих мест на предприятиях и в организациях для слабозащищенных категорий населения, по организации общественных работ, летнего отдыха детей и тому подобное). Очевидно, что в составе выполняемых функций по предметному признаку, то есть в зависимости от характера конкретного объекта регулирования, возможно выделить два направления. Первое направление имеет функции, связанные с регулированием рынка труда территории как единого хозяйственного организма. Второе направление предусматривает в качестве объекта функций отдельные сегменты рынка труда, в том числе территориального характера (районы, муниципалитеты, поселки, сельские населенные пункты, отдельные социально-демографические группы и так далее).

К функциям первого направления относятся:

разработка, обоснование и утверждение состава, структуры органов управления занятостью территории;

разработка, обоснование, утверждение схемы управления занятостью;

непосредственное руководство деятельностью структурных подразделений служб занятости, координации деятельности;

заключение договоров и соглашений с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и учреждениями, в том числе зарубежными, и целях соединим эффективной модели занятости населения;

другие функции.

Функции второго направления включают:

разработку и обоснование схемы регулирования отдельных административных образований, расположенных на данной территории;

непосредственное руководство реализацией длиной схемы, координацию деятельности различных служб и организаций;

заключение договоров и соглашений с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и учреждениями;

другие функции

Администрация муниципальных образований, как орган исполнительной власти, в предметы ведения которого входит «содействие занятости населения», может выступать заказчиком разработки этих программ и одновременно соисполнителем их разработки. Территориальные программы содействия занятости населения разрабатываются совместно территориальным центром службы занятости и Администрацией муниципального образования в лице соответствующих комитетов (отделов). Проект муниципальной программы содействия занятости населения рассматривается и согласовывается территориальным Координационным комитетом содействия занятости населения и утверждается Главой Администрации муниципального образования.

Цели и задачи региональной политики содействия занятости населения в целом определяются особенностями складывающейся ситуацией в сфере занятости конкретного субъекта Российской Федерации. Однако, сегодня можно выделить и общие для подавляющего числа субъектов Российской Федерации доминанты, определяющие тенденции их социально-экономического развития. Речь идет о повышении требований к качеству рабочей силы при нарастающем ее общем дефиците, обусловленном негативными демографическими тенденциями. В этой связи на первый план выдвигаются задачи сохранения и развития кадрового потенциала, в первую очередь перспективных предприятий, путем повышения квалификации имеющихся кадров, а также обновления трудовых ресурсов за счет притока молодежи, получающей профессиональное образование. При этом необходимо понимать, что стратегия сохранения и обновления в первую очередь квалифицированной части трудового потенциала, повлечет за собой ухудшение положения на рынке труда наименее квалифицированных работников и лиц, не имеющих профессий. Отсюда вытекает необходимость особых мер содействия трудоустройству и социальной поддержки этой группы безработных.

Достижение цели региональной политики содействия занятости населения предполагает решение следующих задач:

сохранение и развитие кадрового потенциала отраслей, перспективных с точки зрения расширения производства и наращивания прибыли;

поддержка уровня занятости квалифицированной части кадрового потенциала отраслей, обуславливающих развитие научно-технического прогресса, но находящихся в настоящее время в состоянии рецессии или кризиса;

обеспечение упреждающей профессиональной переподготовки тех категорий рабочей силы, потребность в которых снижается в результате либо ожидаемых структурных сдвигов, либо намечающейся модернизации производства;

содействие быстрому трудоустройству квалифицированной рабочей силы, потерявшей занятость, с целью предотвращения потери квалификации;

содействие полному трудоустройству выпускников системы профессионального образования;

содействие обновлению и укреплению кадрового потенциала перспективных отраслей, потерявших часть своей рабочей силы в период кризиса;

сдерживание роста открытой безработицы и безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, особенно в районах с монопроизводством;

регулирование темпов и масштабов высвобождения рабочей силы с неперспективных предприятий;

усиление социальной поддержки безработных и членов их семей с низким уровнем среднедушевого дохода.

Общая логическая схема разработки региональной политики содействия занятости населения выглядит следующим образом. Отправной точкой для разработки региональной политики содействия занятости населения служат документы перспективного развития региона, содержащие систему представлений о стратегическом выборе региона, стратегических целях и приоритетах региональной социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах достижения указанных целей. Эти документы, а также отраслевые программы развития экономики региона и реальные ограничения в виде демографической ситуации ложатся в основу разработки стратегического баланса трудовых ресурсов. Разработанный баланс трудовых ресурсов должен давать представление, как об общем кадровом потенциале региона, так и о параметрах экономически активного населения, составляющего ресурс экономики. Анализ баланса трудовых ресурсов и его прогноз с учетом перспективных потребностей развития экономики региона ложатся в основу выбора стратегических направлений реализации политики занятости. Эти направления должны быть ориентированы на все без исключения категории экономически активного населения, включая безработных. В качестве механизмов реализации политики занятости необходимо рассматривать институциональные механизмы (различные организационные формы взаимодействия различных субъектов и институтов рынка труда), а также нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность этих субъектов в процессе реализации политики (региональные законы, целевые программы, решения местных органов власти и прочие).

Основным институциональным механизмом проведения политики содействия занятости населения являются организационные формы социального партнерств (консультативные советы, комитеты, межведомственные комиссии и т. п.), объединяющие региональные и местные органы власти, работодателей, профсоюзы, центры службы занятости, учреждения профессионального образования. Социальное партнерство для целей содействия занятости населения выступает в различных формах:

трехстороннее соглашение между администрацией региона, работодателями и профсоюзами; трехсторонние соглашения на уровне муниципальных образований;

региональный совет по профессиональному образованию;

региональный координационный комитет содействия занятости населения; муниципальные координационные комитеты содействия занятости;

региональные отраслевые Советы по кадровой политике;

двух и трехсторонние договоры между службой занятости, работодателями, образовательными учреждениями;

регулярные встречи представителей администраций муниципальных образований, руководителей территориальных центров службы занятости, органов управления образованием, профессиональных учебных заведений, руководителей крупных предприятий.

Регулирующим инструментом проведения политики занятости является региональные и муниципальные программы содействия занятости населения. В рамках реализации этих программ разрабатываются подпрограммы активных и пассивных мер помощи безработным, определению профиля подготовки кадров в учреждениях профессионального образования и пр. Инструментом проведения политики содействия занятости населения на местном рынке труда служат муниципальные программы содействия занятости населения. В рамках реализации этих программ разрабатываются мероприятия по оказанию помощи безработным, определению профиля подготовки кадров в учреждениях профессионального образования.

В соответствии с российским законодательством задача разработки программ содействия занятости населения возложена на региональные Департаменты федеральной государственной службы занятости (ДФГСЗН), которые проводят эту работу совместно с органами исполнительной власти региона и органами местного самоуправления (в пределах их компетенции). Основными задачами ДФГСЗН, в частности, являются:

разработка территориальной программы содействия занятости населения на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития, а также организация работы по ее реализации центрами занятости населения;

определение основных направлений развития и совершенствования системы профессиональной ориентации и психологической поддержки, профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки безработных граждан и незанятого населения в субъекте Российской Федерации;

организация работы по обеспечению государственных гарантий и компенсаций безработным гражданам;

организация работы центров занятости населения, включая реализацию специальных программ для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Исходя из изложенного, цель политики содействия занятости населения для большинства регионов может быть сформулирована следующим образом: обеспечение роста качества рабочей силы и дифференцированного подхода к регулированию масштабов и уровня безработицы при одновременной реструктуризации трудового потенциала экономики региона.

 

.3 Правовое регулирование на российском рынке труда


К положениям законодательства о труде, влияющим на параметры рынка труда и сферу занятости, следует отнести прежде всего те, в которых находят нормативное закрепление: трудовые отношения (бессрочные и срочные трудовые договоры); ограничения на увольнения по экономическим причинам и связанные с ними издержки; нормы рабочего времени и времени отдыха; регулирование уровня и условий оплаты труда; нормы, устанавливающие льготы для отдельных категорий работников за счет работодателя.

При исследовании трудовых прав работников необходимо учитывать переходный характер экономики и связанные с этим слабость действия как государственных, так и негосударственных механизмов "принуждения к исполнению закона", a также неразвитость институциональной структуры рынка труда. Эти обстоятельства создают питательную почву для развития трудовых отношений именно в нелегальных формах. В работах, касающихся теневой экономики, нелегальных экономических механизмов, в числе причин развития таких отношений трудовое законодательство не упоминается, но это не означает, что оно не оказывает на них влияния. Указанное обстоятельство является результатом постановки исследовательских задач и применяемых методик. Интервьюируя предпринимателей и менеджеров, исследователи редко задают вопросы по трудовому законодательству. По своей инициативе респонденты, как правило, к этой теме не обращаются.

Социально-экономические преобразования в России в последнее десятилетие, связанные с переходом к рыночной экономике, привели к существенным изменениям в общественных отношениях, в том числе и регулируемых трудовым законодательством. Появившиеся проблемы в регулировании трудовых отношений требуют серьезного реформирования трудового законодательства с учетом того, что трудовое право особая форма реализации социальной политики государства и поэтому должно оставаться самостоятельной отраслью права, принципиально отличающейся от других отраслей (гражданского, административного) по предмету и методам регулирования. Следует также учитывать, что трудовое законодательство призвано содействовать взаимному усилению экономической и социальной политики, созданию условий для широкомасштабного и устойчивого развития общества.

В настоящее время ведутся острые и принципиальные споры по концепции реформирования. Сторонники одной концепции основываются на принципе необходимости либерализации трудовых отношений, аргументируя свою позицию следующим образом. При социализме уровень трудовых прав работников и их представительных органов был чрезмерно завышен и в настоящее время он стал непосилен для реализации работодателями. По этой причине работодатели предпочитают совсем не оформлять юридически свои трудовые отношения с работниками. Трудовое право перестает реально выполнять свои регулирующие функции, а работники фактически лишаются каких-либо трудовых прав и гарантий. По мнению сторонников этой концепции, действующее трудовое законодательство является сдерживающим фактором в развитии экономики. Отсюда следует, что уровень трудовых прав и гарантий работников должен обусловливаться реальными экономическими возможностями работодателей, определяться в ходе индивидуальных и коллективных переговоров и фиксироваться в трудовых и коллективных договорах, соглашениях.

Другая концепция исходит из того, что в России еще не сложились полноценные рыночные отношения, а продолжается переходный период к ним. Следовательно, в настоящее время недопустима либерализация социально-трудовых правоотношений. Более того, исходя из конституционной нормы о социальном государстве, в России государственное регулирование рыночных и социально-трудовых отношений должно присутствовать постоянно. То есть государство должно проводить активную социально-ориентированную политику правового регулирования рынка труда. Представляется, что эта концепция объективнее отражает состояние и потребности общества.

При регулировании любого вида общественных отношений основополагающим принципом является создание правовых условий для достижения оптимального баланса интересов их сторон. Сторонами социально-трудовых отношений являются работодатель и работник. Отдельный работник всегда заведомо слабая сторона, а достижение баланса интересов сторон трудовых отношений возможно только при коллективной защите работниками своих прав и интересов и при законодательном наделении сторон определенными правами и возложении на них определенных обязанностей. Баланс интересов работодателя и работника означает возможность осуществления реальной защиты социально-трудовых прав и интересов работников при учете интересов работодателя в повышении эффективности производства. Вот основные начала и смысл, которыми должны руководствоваться законодатели при реформировании трудового законодательства, а не какими-либо посылками типа: действующее трудовое законодательство является советским, не соответствует рыночным отношениям или зарубежным трудовым нормам права. Во-первых, в советском трудовом праве содержалось немало норм, которые с успехом могут использоваться в условиях рынка. Во-вторых, действующее трудовое законодательство в настоящее время не является сдерживающим фактором в повышении эффективности производства (это другие факторы и они известны). В-третьих, использование зарубежного опыта не может и не должно являться определяющим признаком при формировании российского трудового права. Использовать зарубежный опыт необходимо с обязательным учетом российских особенностей.

Одной из важнейших национальных особенностей является наша правовая система, в которой определяющую роль играет государство. На ее формирование и функционирование большое влияние оказывают состояние экономики, уровень культуры, исторические особенности, традиции и обычаи. Российская правовая система отличается от многих правовых систем западных стран, но близка к французской. Многие аспекты трудовых отношений в обеих системах регулируются преимущественно законодательным методом.

Другая российская национальная особенность - патерналистская психология россиян, сформировавшаяся в процессе осуществления в России в течение всего периода ее существования жесткой государственной власти. Россияне обладают слаборазвитой способностью к самозащите своих прав и интересов. Им необходима государственная защита, то есть трудовое законодательство должно обеспечить работникам реальную защиту их прав и интересов. Оно должно способствовать самоорганизации работников. Работники могут быть равной стороной в трудовых отношениях с работодателем только при своем объединении. Формой объединения работников для защиты своих социально-трудовых прав и интересов, как правило, являются профсоюзы. В настоящее время в России, несмотря на формальное многочленство работников в профсоюзах, фактически сильных профсоюзных организаций, способных противостоять работодателям и быть равной стороной в трудовых отношениях, очень мало.

Уровень государственного вмешательства в сферу законодательного регулирования социально-трудовых отношений, жесткость норм трудового законодательства зависит от уровня развития способности работников к защите своих прав и интересов. По мере укрепления профсоюзов роль государственного регулирования должна снижаться, а договорного - возрастать.

К реформированию трудовых отношений должен быть особый подход, так как от их состояния зависит быть или не быть гражданскому и социальному миру в обществе. Законодатели должны быть консерваторами, когда затрагиваются интересы работников. Ослабление установленных государством прав и гарантий для работников и их представителей должно отставать от либерализации в сфере экономики. В настоящее время и, наверное, еще на долгий период, объективно необходимо законодательное усиление защищенности работников, как более слабой стороны в трудовых отношениях. Это должно выразиться в совершенствовании как материальных норм трудового законодательства, так и процессуальных. Кроме того, при реформировании трудового законодательства необходимо провести его систематизацию.

Систематизация законодательства проводится с целью создания условий для обеспечения его доступности субъектам правореализации и удобства пользования законодательными актами. Такая систематизация в настоящее время должна производиться при использовании ее обоих видов: инкорпорации и кодификации. Основным нормативным правовым актом, непосредственно регулирующим трудовые и связанные с ним отношения, должен стать Трудовой кодекс. В нем необходимо сосредоточить большинство трудовых правовых норм, сохранив при этом оправдавшие себя в современных условиях наиболее принципиальные положения действующих законодательных и подзаконных актов.

Трудовой кодекс должен включать нормы прямого действия. К компетенции исполнительных органов власти может быть отнесено решение лишь отдельных вопросов, предусмотренных в Кодексе. На основе нормативных актов о труде, не включенных в Трудовой кодекс, следует издать сборник нормативных актов о труде.

Правовую основу деятельности местного самоуправления в сферах занятости составляют нормативные и правовые акты, которые по уровню разработки и принятия можно разделить на три группы.

К первой группе относятся правовые акты федерального уровня. Среди них можно выделить законодательные акты «общего плана», закрепляющие начала и основные принципы местного самоуправления и порядок взаимодействия его органов с органами государственного управления, различными государственными службами и отдельными учреждениями, организациями и предприятиями. Это Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. № 2265, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, постановления Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, других государственных органов.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на труд и защиту от безработицы, а также право на социальное обеспечение по возрасту, болезни и инвалидности и социальную защиту определенных законодательством категорий населения.

К предметам ведения органам местного самоуправления отнесены обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.(4)

На федеральном уровне разрабатывается и принимается также система специальных нормативных актом, регулирующих деятельность органов управления различных региональных уровней, специализированных государственных и муниципальных служб и отдельных учреждений, организации и предприятий в сферах занятости. В первую очередь по Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и другие законодательные акты.

Согласно существующему законодательству, деятельность в сфере занятости населения осуществляется специализированными государственными и муниципальными службами. Так, проблемами занятости занимается Федеративная государственная служба занятости населения, структуры которой не являются подразделениями соответствующих органов государственного и муниципального управления.

Вторую группу правовых актов образуют документы, принимаемые на уровне субъекта Федерации. Это конституции (уставы) субъектов Федерации, законы и постановления администраций, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления

Третью группу образуют правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления - это уставы муниципальных образований, постановления и распоряжения их представительных и исполнительных органов и отдельных должностных лиц.

Взаимодействие между уровнями управления и сфере занятости регламентируется федеральными нормативными актами, определяющими источники и порядок формирования муниципальных внебюджетных фондов и их отношения с вышестоящими фондами.

Основными показателями, дающими представление об эффективности занятости в Российской Федерации, являются:

. Уровень (коэффициент) занятости населения профессиональным трудом определяется, как отношение числа занятых к обшей численности населения, выраженное в процентах. В 2011 г. он равнялся 46 %. Доля трудоспособного населения в этом году в общей его численности составляла более 51 %. В 2000 г. доля трудоспособного населения России составляла 56,7%, а коэффициент занятости равнялся 50%. Таким образом, по рассматриваемому коэффициенту можно судить, что в Российской Федерации в последнее десятилетие уровень занятости населения снизился .Снижение этого коэффициента говорит о том, что созданы условия, в виде свободного времени для занятия другими видами деятельности.

. Уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве рассчитывается как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения или трудовых ресурсов. В 2011 г. он составляет 90%, тогда как в 2006 г. составлял 75,8%. По этому показателю произошло повышение занятости, что дает основание для предположения о более эффективном использовании рабочей сил. Однако повышение уровня занятости происходит главным образом за счет снижения численности экономически активного населения.

. Оптимальность распределения населения по сферам общественно полезной деятельности. В 2010 г. по сравнению с 1992г занятость в народном хозяйстве уменьшилась на 8 млн. человек (с 74,9 млн. в 1992 г. до 66,9 млн. человек в 2010 г.). Если до начала радикальных реформ уменьшение шло за счет части занятых, выбывавших из состава рабочей силы и пополнявших число занятых домашним хозяйством, то с 1992 г. стало быстро увеличиваться число и доля безработных. В 2010 г. общее число ищущих работу составило 5,2 млн. человек, или 9,4 % (по методологии МОТ), в том числе зарегистрированных в службе занятости - 1,8 млн. человек, или 1,5 %. Как видим, общее число безработных является слишком большим, чтобы говорить об оптимальной занятости в экономике. Высокий уровень желающих работать подтверждает предположение о неэффективном использовании рабочей силы.

. Рациональность структуры распределения населения по профессиям, отраслям и секторам экономики. Численность и доля занятых в отраслях экономики, согласно статистическим данным, претерпела за годы реформ существенные изменения. Наибольшей трансформации подверглась сфера материального производства. Уменьшилось число и доля занятых в промышленности, особенно в машиностроении и металлообработке (почти в 2 раза). Еще большее, в процентном отношении, по сравнению с промышленностью, уменьшение численности произошло в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве, хотя доля занятых в них осталась без изменения.

. Норма безработицы, ее соотношение с естественным уровнем безработицы. Данный показатель широко используется в Западных странах для анализа эффективности занятости. Это стало возможно после научного определения естественного уровня безработицы, отклонения oт которого в ту или иную сторону показывает, что рабочая сила используется неэффективно и экономика несет потери из-за инфляции или недопроизводства ВВП. В США во второй половине 90-х годов естественной нормой безработицы считается уровень в 5,5-6 %.

В России такую норму правильно рассчитать невозможно из-за отсутствия данных по производительности труда, высокого уровня инфляции, высокой скрытой безработицы и теневой занятости и т.п. В качестве дополнительного этот показатель можно использовать, приняв во внимание естественную норму безработицы, рассчитываемую в развитых странах. Высокая доля безработных, достигшая в 2000 г. 10,5 % сохраняющаяся на уровне 10 % в течении последнего десятилетия, говорит о неэффективном использовании совокупной рабочей силы.

 

Глава 2. Основы регулирования занятости в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия


.1 Оценка трудоспособного и активного населения Темниковского муниципального района

Темниковский район образован 16 июля 1928 года. Его административным центром является город Темников. Район располагается к северо-западу от Саранской столичной агломерации (168 км от г. Саранска по трассе Саранск -Краснослободск - Темников).

Темниковский район относится к категории отдалённых районов западной части Мордовии, находящийся в стороне от железнодорожных путей сообщения и на значительном расстоянии от республиканского центра.

Территория района - 1932,3 кв.км. На 01.01.2011 года общая численность постоянного населения составила 22,1 тыс. чел.

Темниковский район по размерам территории, является вторым в республике районом, после Зубово-Полянского района. К крупным населённым пунктам района относятся г. Темников, с. Пурдошки, с. Аксёл, с. Урей.

На территории района находятся: единственный в Мордовии государственный заповедник им. П.Г.Смидовича, историко-культурные памятники - Санаксарский монастырь, дом-музей композитора Л.И. Воинова.

В климатическом отношении район не имеет существенных различий от общих показателей западной агроклиматической зоны республики.

Район располагает значительным количеством запасов водных ресурсов. На его территории расположены река Мокша с её притоками, которая делит район пополам, многочисленные пойменные рыбные озёра. Реки и другие водоёмы, расположенные на территории района, могут стать важнейшим (после леса) природным ресурсом для укрепления собственных воспроизводственных возможностей и организации промышленного рыбного хозяйства, создания новых рабочих мест, что для района очень важно, поскольку здесь наблюдается один из самых высоких показателей безработицы в республике.

Лес занимает более 30% всей территории района (в среднем по РМ - 22,4%) и является одним из основных ландшафтообразующих факторов, влияющих на размещение населения и определяющих основные направления хозяйственного развития района. Земельный фонд Темниковского района составляет 193 168 га. Из них под земли сельскохозяйственных предприятий и граждан отведено 83 150 га. Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых и сельских администраций, занимают 13 930 га. Площади земель, отводимые под промышленность, транспорт и иного несельскохозяйственного назначения составляют 22 781 га, под лесохозяйственные предприятия - 40 079 га.

Динамика численности постоянного населения района в период с 2007 по 2011 гг. имеет тенденцию к снижению (ежегодно на 0,8-0,9 тыс. чел.).(5)

Рисунок 1- Численность постоянного населения Темниковского муниципального района (человек)

Данные рисунка 1 показывают, что общая численность постоянного населения Темниковского муниципального района в 2011 году составила 22100 человек, что на 775 меньше чем в 2007 году. Если анализировать уменьшение численности за каждый год, то наибольшее уменьшение произошло в 2004 году (на 275 человек).

В районе уменьшается численность населения, как в сельских населённых пунктах, так и в г. Темников. Городское население сократилось за анализируемый период на 908 человек, а сельское на 2243 жителя. Я считаю, что перспектива на будущее у горожан Темниковского муниципального района все же благоприятная, развивается предпринимательство, расширяется инфраструктура. Образуются новые рабочие места.

Рисунок 2 - Численность постоянного населения Темниковского муниципального района (человек)

Трудовые ресурсы представляют собой часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага и услуги. Из этого определения следует, что трудовые ресурсы включают в себя как тех людей, которые заняты в экономике, так и тех, которые не заняты, но могут трудиться. Иначе говоря, трудовые ресурсы - это реальные и потенциальные работники.

Границы трудоспособного возраста зависят от общественного строя, продолжительности жизни людей, других социально-экономических факторов и от принятых в связи с этим официальных государственных актов. В России трудоспособный возраст для мужчин - от 16 до 60, женщин от 16 до 55 лет.

В состав трудовых ресурсов включаются:

трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

работающие подростки (до 16 лет);

население старше рабочего возраста, принимающее участие в общественном производстве.

К трудоспособному населению относятся лица в работоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов I и II групп, а также лиц, перешедших на пенсию на льготных условиях раньше установленного в общем порядке возраста.

Рассмотрим численность населения Темниковского муниципального района в трудоспособном возрасте.

Численность населения от 16 лет и старше Темниковского муниципального района за последние 4 года с 2008 по 2011 гг. имеет тенденцию к снижению. В 2011 году она составила 14869 человек, что меньше на 3332 сравнению с 2008 годом. В основном это зависит от численности постоянного населения, имея при этом прямую зависимость - численность населения уменьшается, уменьшается и численность трудовых ресурсов., и на оборот.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности в составе трудовых ресурсов выделяются следующие категории:

занятые в общественном производстве;

занятые индивидуальной трудовой деятельностью;

находящиеся на учебе с отрывом от производства;

занятые в домашнем хозяйстве и личном подсобном;

военнослужащие.

Трудоспособное население имеет количественные и качественные характеристики. К первым относятся показатели численности и состава (по возрасту, полу, общественным группам и т. п.). Ко вторым - показатели образовательного уровня, профессионально-квалификационной структуры и др.

Возрастная структура трудовых ресурсов предполагает выделение следующих основных возрастных групп:

молодежь в возрасте от 16 до 29 лет;

лица от 30 до 49;

лица предпенсионного возраста.

Трудовая активность считается тем выше, чем большую долю в составе населения трудоспособного возраста занимают лица от 20 до 50 лет и чем большую часть составляют мужчины.

Половая структура трудовых ресурсов характеризует соотношение численности мужчин и женщин в составе трудовых ресурсов. Она определяется по населению трудоспособного возраста - основному источнику трудовых ресурсов.

В Темниковском муниципальном районе, например, можно привести такие данные. (6)

Таблица 2.2 - Численность трудоспособного населения Темниковского района

Трудоспособное население

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Всег1о: в т.ч. мужчин женщин

16798  7200 9712

16638  6856 9600

16327  6783 9556

16072  6656 8420

14769  6000 7700


Из данных таблицы 2.2 видно, что имеется сокращение общей численности трудоспособного населения в 2011 году по сравнению с 2007 годом на 2029 человека. Исследуя статистические данные по Мордовии и в Темниковском районе видно, что наибольшую долю трудоспособного населения составляют женщины .Их в численность в 2011 году была 7600 человек, а мужчин 6000, что меньше на 1600. Это сказывается на экономическом развитии района и оказывает прямое влияние на сокращение численности населения.

Для характеристики трудовых ресурсов по уровню образования используется следующие важнейшие показатели:

·   уровень общего, специального и высшего образования;

·   уровень образования по социальным группам.

По уровню образования соотношение определяются независимо от выполняемой работы или занимаемой должности. Выделяется количество трудовых ресурсов с высшим, средним специальным, средним образованием.

Соотношение работников по видам деятельности и уровню квалификации характеризует профессионально-квалификационную структуру трудовых ресурсов. Профессии определяются характером и содержанием труда, спецификой и условиями функционирования отдельных отраслей экономики.

При определении соотношения трудовых ресурсов по категориям персонала учитываются рабочие и служащие, в том числе руководители, специалисты и другие.

Знание структуры трудовых ресурсов необходимо для определения направлений их эффективного использования.

Основой формирования трудовых ресурсов является воспроизводство населения, которое осуществляется через смену поколений в результате рождения и смерти людей, то есть при увеличении уровня рождаемости и продолжительности жизни будет иметь место рост численности населения, а следовательно, и трудовых ресурсов.

Таблица 2.3 - Основные показатели естественного движения населения Темниковского муниципального района


2006

2007

2008

2009

2011

темп роста, %

откл., +,-

Родившихся, всего, чел.

159

153

151

136

168

106

9

в том числе:








в г. Темников

80

67

77

67

81

101

1

в сельской местности

79

86

74

69

87

110

8

Умерших, всего, чел.

471

482

513

415

409

87

-62

в том числе:








в г. Темников

142

155

184

147

142

100

0

в сельской местности

329

327

329

268

267

81

-62

Естественный прирост (+), убыль(-)

-312

-329

-362

-279

-241

77

71

в том числе:








в г. Темников

-62

-88

-107

-80

-61

98

1

в сельской местности

-250

-241

-255

-199

-180

72

70


Данные таблицы 2.3 свидетельствуют о том, что в Темниковском муниципальном районе численность умерших превышает численность родившихся на 241 человек. Хотя количество родившихся за анализируемый период увеличивается. В 2011 году всего родилось 168 детей из них 81 в городе и 87 человек в сельской местности. Это больше на 32 ребенка по сравнению с 2010 годом. Численность умерших имеет тенденцию к снижению, хотя и остается пока достаточно высокой. В 2011 году умерло 409 жителей, что меньше на 62 человека по сравнению с 2006 годом.

Более высокие эти показатели в сельской местности, так как средний возраст жителей 75 лет. Общая продолжительность жизни населения Темниковского муниципального района в 2011 году составила 68,2 лет. Существенных изменений за 5 лет не произошло. Средний возраст мужчин 61,1 год, а женщин 75,2 года. Это больше на 14,1 лет.

Важное значение при формировании трудовых ресурсов имеет миграция населения, ведущая к их перераспределению между территориями и другими видами деятельности. Все данные о миграции используются для определения точной численности населения в стране и регионах, для исчисления показателей, связанных с населением и трудовыми ресурсами. Таким образом, размеры и состав трудовых ресурсов определяется демографическими факторами и миграционными процессами.(7)

Распределение трудовых ресурсов осуществляется, главным образом, исходя из имеющегося экономического потенциала в регионах. В ходе изменений объемов работ, структуры народного хозяйства меняется и потребность в трудовых ресурсах.

На рисунке представлено «Формирование и распределение трудовых ресурсов Темниковского муниципального района в 2011году, тыс. чел.» (Приложение А)

Как видно из данной схемы, большая часть трудовых ресурсов занята в экономике, что является положительным фактором в формировании и распределении трудовых ресурсов. Естественно, для общества является оптимальным вариантом, когда все трудовые ресурсы задействованы полностью. Однако в рыночной экономике данное условие соблюдается крайне редко и даже в тех странах, где имеется повышенная потребность в рабочей силе. Причин здесь множество, в том числе и объективного характера. Прежде всего, это сокращение, в большинстве случаев, численности рабочих и служащих при совершенствовании структуры производства, увольнении в связи с неудовлетворенностью части работников условиями труда, поиск нового места работы, циклический характер экономического развития, влияние сезонности и т. д.

В реальных условиях не все трудоспособное население занято общественно полезным трудом. Важнейшая задача состоит в том, чтобы не допускать чрезмерной величины избытка рабочей силы и в то же время обеспечить функционирование рынка трудовых ресурсов в целях более эффективного ее использование. Повышение доли трудоспособного населения, занятого общественным трудом, предоставление таких возможностей лицам пенсионного возраста и подросткам улучшает социально-экономическую ситуацию.

.2 Анализ занятости населения Темниковского муниципального района

В современной концепции занятости меняется укоренившееся ее толкование как максимально возможного уровня вовлечения трудоспособного населения в общественное хозяйство. Полная занятость может быть достигнута при любом уровне вовлечения, если он соответствует удовлетворению потребности населения в рабочих местах при условии экономической целесообразности (продуктивности) предлагаемых рабочих мест. При этом под экономически целесообразным рабочим местом понимается такое рабочее место, которое позволяет человеку достичь высокой производительности труда и иметь заработок, способный обеспечить достойное существование ему и его семье, не вредит здоровью и не унижает человеческого достоинства. Таким образом, полная занятость неравнозначна вовлечению всех трудоспособных граждан в сферу профессионального труда.(8)

Численность экономически активного населения Темниковского муниципального района составляет 9000 человек. Рассмотрим данные о численности работников списочного состава в крупных, средних и малых организациях района.

Таблица 2.4 - Данные о численности работников списочного состава в крупных, средних и малых организациях по видам экономической деятельности, чел.

Вид деятельности

2007

2008

2009

2011

на 01.01.2008

Темп роста, %

Откл(+;-)

сельское хозяйство и лесное хозяйство

1109

602

698

698

443

40

-666

обрабатывающие производства

145

141

142

139

137

94

-8

196

165

162

145

145

74

-51

Строительство

151

132

130

108

108

72

-43

оптовая и розничная торговля

106

85

72

69

68

64

-38

транспорт и связь

245

209

203

198

195

80

-50

Продолжение таблицы 2.4

финансовая деятельность

35

30

29

27

27

77

-8

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

139

132

130

128

126

91

-13

гос.управление и обеспечение военной безопасности; обяз. социальное обеспечение

430

429

425

423

423

98

-7

Образование

925

920

912

898

876

95

-49

здравоохранение и другие социальные услуги

629

625

620

609

602

96

-27

предоставление прочих коммунальных и соц. Услуг

302

261

269

260

253

84

-49

гостиницы и рестораны

10

9

9

6

6

60

-4

предпринимательская деятельность

290

297

308

312

315

109

25

Прочие

2288

1363

1391

1510

1276

56

-1012

Всего:

1100

9500

9500

9430

9000

71%

-2000


Как видно из таблицы 2.4 , наибольшая часть экономически активного населения анализируемого района занята в сфере материального производства.

С течением времени материальная сфера не является преобладающей над непроизводственной сферой.

В рыночной экономике меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости.

Новым законодательством о занятости население предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них источников доходов.

Подобная концепция занятости создает качественно новые представления о труде, как социально-экономической категории, выдвигает на первый план социальные аспекты трудовой деятельности.

Таблица 2.5 Данные о среденемесячной номинальной заработной платы работников организации по видам экономической дейтельности(рублей)

Вид деятельности

2007

2008

2009

2010

2011

Всего

8103,0

10530,5

10937,2

11883,1

13305,1

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

5191,8

7627,1

8445,5

8769,2

10281,8

рыболовство, рыбоводство

4210,3

5415,2

6356,3

8137,3

8071,5

добыча полезных ископаемых

10565,9

9546,2

9788,1

12456,1

14893,4

обрабатывающие производства

8257,6

10618,2

10075,2

11214,0

12625,1

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

11103,6

13344,1

15101,2

15956,4

18074,5

Строительство

9794,4

13244,8

11096,4

12312,5

14310,3

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

7205,1

9016,1

8605,9

9467,9

10256,8

гостиницы и рестораны

5488,3

7665,3

7013,0

8859,7

8602,7

транспорт и связь

10574,1

12635,6

13358,7

15353,0

16757,2

финансовая деятельность

15203,4

20861,7

19816,8

23272,8

25250,9

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

7973,7

10843,2

11433,2

12605,7

13572,1

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

12015,5

15510,1

18047,4

18841,6

20226,9

Образование

5371,7

7073,9

7950,8

8163,6

9496,7

здравоохранение и предоставление социальных услуг

5727,7

7266,7

8271,1

8681,3

9989,4

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

5952,5

7052,6

8300,0

8791,7

10086,8


Как видно из таблицы 2.5 наиболее высокооплачиваемыми видами экономической деятельности являются: 1)производство и распределение электроэнергии, газа и воды по данным 2011 года достигает-18074,5 т.р;

) транспорт и связь- 16757,2 т.р; 3)Финансовая деятелность-25250,9 т.р ; 4) государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование-20226,9 т.р.

В современных условиях, с развитием малого предпринимательства увеличивается численность работников, работающих в качестве наёмных у индивидуальных предпринимателей. Быстрыми темпами увеличивается и численность занятых на малых предприятиях. Рассмотрим это на примере Темниковского муниципального района.(9)

Численность работников, работающих у индивидуальных предпринимателей и на малых предприятиях района увеличится из года в год, что является положительным фактором в трудоустройстве и занятости населения.

Совершенная конкуренция занятости может быть реализована лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем.

Невозможно сохранить высокий уровень занятости без роста экономической эффективности труда, а для этого необходима оптимизация численности работников. Это означает их сокращение, так как на многих предприятиях есть значительные скрытые резервы рабочей силы. Так, в Темниковском районе отдельные предприятия и организации испытывают потребность в работниках. При этом юридические лица оформляют в службе занятости заявление о потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест.

Наибольшая потребность в работниках в 2007 году наблюдается в сельском хозяйстве и в сфере деревообрабатывающего производства. В сельскохозяйственном производстве, в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и государственной Программы «Развитие сельского хозяйства на 2008-2012 годы», вновь возникает потребность в рабочей силе.

Таблица 2.6 - Потребность предприятий в работниках (за год)

Отрасли

2008

2009

2010

2011

2

3


4

5

Потребность работников, всего человек: в том числе по отраслям: в промышленности; в сельском хозяйстве; в транспорте; в строительстве; в сфере услуг; в торговле; в деревообрабатывающем производстве

79  12 34 8 15 - - -

141  22 63 12 24 20 - -

71  10 22 3 11 7 - 8

77  7 13 1 8 9 9 11


Из данных таблицы 2.6 видно, что общая потребность в работниках для предприятий и организаций Темниковского муниципального района с каждым годом незначительно возрастает.

В Темниковском районе, как и в любом другом, имеются не занятые трудом граждане. Их динамику можно проследить по ниже приведенной таблице.

Таблица 2.7 - Численность не занятых граждан Темниковского района

Сроки

Численность незанятых граждан, чел

2006г. в % к 2007 году


2009 г.

2011 г.


Январь

61

67

109,8

Февраль

61

64

104,9

Март

57

59

103,5

Апрель

55

48

87,3

Май

42

37

88,1

Июнь

40

24

60,0

Июль

37

21

56,7

Август

36

27

75,0

Сентябрь

42

33

78,6

Октябрь

49

48

97,9

Ноябрь

56

62

110,7

Декабрь

73

67

91,8


Данные таблицы 2.7 показывают, что в летнее и осеннее время идет значительное сокращение незанятых. Это преимущественно, в основном для отрасли сельского хозяйства.

.3 Безработица. Оценка уровня и структуры в Темниковском муниципальном районе

Безработица представляет собой социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активное население) не занято в производстве товаров и услуг. Безработные, наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы на спросом на нее. К безработным, согласно социальной статистике многих развитых стран, относится лица, не занятые на момент опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течении предыдущих четырех недель и зарегистрированных на бирже труда.

Для снижения уровня безработицы используются различные методы, например организация переобучения безработных, поощрение индивидуального предпринимательства и т. д. Наличие безработицы заставляет людей опасаться потери рабочего места и побуждает их более производительно и качественно работать. С этих позиций безработицу можно назвать стимулом к лучшей работе. Важно заметить, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:

1.      Потерявшие работу в результате увольнения;

2.      Добровольно оставившие работу;

.        Пришедшие на рынок труда после перерыва в работе;

.        Впервые пришедшие на рынок труда.

Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.(10)

Динамика численности безработных по причинам незанятости Темниковского муниципального района с 2005 по 2011 годы имеет переменный характер. В 2011 году 85 человек оставили работу по собственному желанию, 70% их которых по причине смены местожительства, 137 человек оказались высвобождены в виду сокращения штатов, банкротства предприятий, 27 человек составляют выпускники профессионального лицея и медицинского училища

Рисунок 7 - Динамика структуры безработных по причинам занятости Темниковского муниципального района

Современная безработица в России, безусловно - явление, порожденное переходной экономикой страны, в которой происходит процесс становления рыночных отношений. Вместе с тем, феномен безработицы, независимо от того, о какой стране и о каком периоде историческом идет речь, имеет общие черты и закономерности. Критерием разграничения типов безработицы обычно служит причина ее возникновения и ее продолжительность.

Актуальность проблемы предотвращения безработицы возрастает в связи с банкротством значительной части предприятий. Тревожит рост молодежной безработицы. В общей численности безработных по половому признаку за анализируемый период с 2005 по 2011 году преобладали женщины. В 2011 году они составили 182 человека, что на 155 человек больше чем мужчин. Трудоустройство женщин значительно затруднено в связи с тем, что они менее мобильны. (11)

Рисунок 8 - Динамика численности безработных

По возрастному признаку наиболее не занятыми является трудоспособное население в возрасте от 30 до 50 лет. Численность этой категории особенно высока в 2011 году и составляет 107 человек. 68 безработных в возрасте до 24 лет. В районе остро стоит проблема с трудоустройством молодежи до 30 летнего возраста, численность которых равна 28 человек. Не имеют работу и 46 человек предпенсионного возраста.

Рисунок 9 - Динамика структуры безработных по возрасту Темниковского муниципального района

Значительная часть безработных Темниковского муниципального района имеет среднее профессиональное образование.

Рисунок 10- Динамика численности безработных Темниковского муниципального района по образованию

Невостребованность выпускников связана с тем, что деятельность предприятий в основном направлена не на развитие и расширение производства, а на самосохранение и выживание.

Однако, безработица затронула не только тех, кто занят на тяжелых физических работах или неквалифицированным трудом, но и значительную часть специалистов, имеющих высшее и среднее специальное образование, а также большое число многодетных матерей, матерей-одиночек, воспитывающих несовершеннолетних детей и инвалидов.

Численность безработных граждан по данным службы занятости Темниковского муниципального района Республики Мордовия с 2005 по 2011 годы имело переменный характер. Изменилось и количество вакантных мест за анализируемый период. В 2011 году на учете состояло 249 безработных, свободных вакантных мест было 67.












2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рисунок 11 - Изменение численности безработных граждан и числа вакантных мест Темниковского района

По данным рисунка 11 по продолжительности безработицы наибольший процент занимают безработные от 8 до 12 месяцев. В 2011 году это 27,5%, 23% приходится на безработных, стоящих на учете более 12 месяцев. Наименьший процент 8,5% составляют безработные со сроком до 1 месяца.

Рисунок 12 - Распределение безработных по продолжительности безработицы и их доля в общей численности безработных граждан Темниковского муниципального района

Уровень безработицы в Темниковском муниципальном районе в 2011 году составил 1,4%.

На территории города Темникова располагается Центр занятости Темниковского муниципального района, Центр занятости содействуют населению в поиске подходящей работы.

В приложении 2 на таблице 2 представлены основные показатели деятельности ЦНЗ Темниковского района.

Хорошо зарекомендовавшей себя формой содействия занятости населению являются ярмарки вакансий. На них посетители имеют возможность решить, как правило, три основные задачи: ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться трудового законодательства, выбрать при необходимости учебное учреждение для профессиональной переподготовки. Поэтому состав участников ярмарок вакансий включает ведущие предприятия и организации, действующие на территории муниципального образования или находящиеся поблизости; учебные центры по профессиональной переподготовке взрослого населения; юридические службы и консультации; представителей территориальных органов службы по труду и занятости.

Одним из действенных механизмов реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

Согласно данным Цента Занятости населения Темниковского района, общественными работами в 2011 году было занято: по прогнозируемым данным-226 человек ,по фактическим-215 человек.

Глава 3. Формирование политики занятости в Темниковском муниципальном районе

.1 Организационно-экономический механизм управления политики занятости Темниковского муниципального района

При выработке государственной политики занятости в России основным ориентиром служит показатель регистрируемой или официальной, безработицы, существенно преуменьшающий ее реальные масштабы.

Особенностью нынешнего этапа является то, что реформы пока отрицательно воздействуют на уровень жизни населения. Все еще значительны темпы инфляции, усиливается дифференциация доходов, велико число лиц, находящихся ниже порога бедности, а также тех, чей доход ниже необходимого физиологического уровня, ухудшилась структура потребления, особенно у бедных семей. Низки темпы ввода жилья, объектов здравоохранения, образования, культуры, что при расширении сферы платности делает их все менее доступными основной массе населения. Растет безработица, особенно среди женщин и молодежи и т.д.

Рынок труда в России должен основываться, с одной стороны, на общих закономерностях его организации, присущих рыночной экономике, а с другой - на учете социально-экономических и политических особенностей развития нашей страны. Это значит, что модель регулирования рынка труда не должна слепо дублировать ни одну из моделей, получивших распространение на Западе.

Перспективным направлением регулирования рынка труда в России является создание адекватного специфике смешанной экономики института социального партнерства и налаживание координации действий государственной службы занятости с деятельностью общественных организаций, представляющих интересы трудящихся и работодателей на разных уровнях структурной организации общества.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. В этой области принят закон о занятости, созданы биржи труда, службы содействия занятости.

Государственная политика на рынке труда и в сфере занятости регулируется путем разработки и реализации районных программ занятости, которые формируются, исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Программа содействия занятости населения Темниковского муниципального района на 2008-2013 гг. (далее - Программа) определяет на основе прогноза социально-экономического развития района, анализа и прогноза ситуации на рынке труда района и поселений основные направления и приоритеты государственной политики занятости населения, нацелена на защиту граждан от безработицы, охватывает прежде всего основные группы населения: безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, и работающих, но находящихся под угрозой увольнения. Это обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения Темниковского муниципального района принятым нормативным документам в части важнейших целевых показателей и главных направлений политики занятости.

В Темниковском районе, особое место в системе регулирования рынка труда занимает служба занятости, являющаяся одной из важнейших структур рыночного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющая посреднические функции на рынке рабочей силы. Служба занятости является государственной организацией и осуществляют свою деятельность под руководством Государственного комитета труда и занятости населения республики Мордовия и Министерства труда и социальной защиты населения.

Основными направлениями деятельности службы занятости являются:

1)   регистрация безработных;

2)   регистрация вакантных мест;

3)   трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;

4)   изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;

5)   тестирование лиц, желающих получить работу;

6)   профессиональная аттестация и профессиональная переподготовка безработных;

Центральным республиканским экономическим органом по проведению государственной политики в области труда, его оплаты и условий занятости населения, перераспределения трудовых ресурсов, миграционных процессов, обеспечения социальных гарантий для различных категорий граждан является Министерство туда и социальной защиты населения.

Министерство труда и социальной защиты населения осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими экономическими органами управления и власти, оказывают необходимую организационно-методическую помощь межотраслевым государственным объединениям, ассоциациям, предприятиям, организациям и другим организационным структурам независимо от форм собственности, по вопросам, относящимся к его деятельности.

Основными задачами Министерства труда и социальной защиты населения, служб занятости населения районов являются:

1)   обеспечение социальных гарантий и поддержки уровня жизни населения, государственное регулирование трудовых отношений в условиях различных форм собственности и хозяйственной деятельности;

2)   осуществление единой государственной социально-экономической политики, в улучшении условий и охраны труда работающих, особенно женщин;

3)   проведение государственной экспертизы условий труда на действующих предприятиях, а также при создании новой техники, технологии, строительстве и реконструкции действующих производств;

4)   организация и обеспечение функционирования государственной служба занятости;

5)   разработка и осуществление мер по предотвращению воспроизводства массовой безработицы;

6)   организация социальной защиты безработных, разработка и осуществление мер по формированию, распределению и рациональному использованию трудовых ресурсов, их сбалансированности с рабочими местами;

7)   координация работы по подготовке кадров, организация переобучения высвобождаемой рабочей силы и профориентации населения;

8)   формирование средств на проведение мероприятий по обеспечению занятости населения и социальной поддержке граждан при безработице;

9)   реализация государственной политики в области регулирования миграционных процессов, проблем, связанных с беженцами и вынужденными переселенцами.(12)

Основными функциями Министерства труда и социальной защиты населения РМ и служб занятости населения районов являются:

·   формирование в республике постоянно действующей системы социальной защиты населения, особенно уязвимых его слоев. Проведение расчетов по единой методологии минимальных потребителей бюджетов и индексации доходов населения. Подготовка на их основе предложений в Правительстве республики по слабо защищенным слоям населения. Осуществление контроля за обеспечением минимальных резервов заработной платы;

·   внедрение системы заключения и контроля за выполнением коллективных договоров между трудовыми коллективами и собственниками. Участие в разрешении трудовых конфликтов. Содействие осуществлению мер, направленных на раскрепощение товаропроизводителей, стимулирование трудовой и деловой активности, поддержку и защиту предпринимательства;

·   способствование созданию экономических, правовых и социальных условий, позволяющих гражданам собственным трудом зарабатывать себе на достойную жизнь при опережающем росте производства товаров народного потребления и услуг;

·   внедрение экономико-правового механизма, регулирующего ответственность предприятий за состояние условий и охраны труда, участие в подготовке проектов комплексных программ, нормативных документов по вопросам безопасности и гигиены труда, организация их внедрения;

·   разработка прогнозных балансов трудовых ресурсов на перспективу 5-10 лет в масштабе предприятий на основе их свода, а не сальдирования, в которых исключается взаимоотношение недостатка рабочей силы в одних предприятиях и ее избытком в других, и другие.

На их основе происходит:

1)   обеспечение организационного и научно-методического руководства разработкой республиканской, районных и городских программ развития народонаселения и оказание содействия в их реализации;

2)   осуществление руководства и координирования службы занятости в центре и на местах;

3)   участие в разработке и осуществлении мер по трудоустройству и социальной поддержке молодых специалистов;

4)   осуществление работы по организации сельскохозяйственного переселения в трудонедостаточные хозяйства, в том числе в целях формирования крестьянских хозяйств;

5)   содействие межрегиональному сотрудничеству по вопросам подготовки и переподготовки незанятого населения;

6)   контроль за рациональным расходованием средств фонда занятости населения;

7)   взаимодействие с миграционными службами других республик, краев, областей, и другие.

3.2 Программа по содействию занятости населения в Темниковском муниципальном районе


Для развития рынка труда целесообразно и необходимо создание Программы по содействию занятости населения района.

Цель Программы - создание условий для эффективного развития рынка труда, рационально обеспечивающего граждан соответствующей работой, а работодателей - необходимой рабочей силой; повышение качества предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения; обеспечение защиты от безработицы, поддержание социальной стабильности в обществе.

Основой Программы является система социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, взаимосвязанных по финансовым ресурсам, исполнителям и срокам исполнения.

Мероприятия Программы сгруппированы в разделы, характеризующих основные направления содействия занятости населения:

. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда.

. Содействие трудоустройству граждан, ищущих работу, в том числе:

. Профессиональная ориентация населения.

. Психологическая поддержка безработных граждан.

. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.

. Регулирование внутренней и внешней трудовой миграции.

. Оказание социальной поддержки безработным гражданам.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в районе:

·        расширить возможности для реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

·        обеспечить работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации;

·        повысить уровень трудоустройства ищущих работу граждан, в том числе за счет более полной обеспеченности населения и работодателей информацией о ситуации на рынке труда, об услугах службы занятости населения;

·        снизить уровень общей и регистрируемой безработицы, продолжительность безработицы;

·        создать рабочие места для временного трудоустройства безработных и ищущих работу граждан, в том числе сельских жителей, для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, безработных граждан, испытывающих трудности в поисках работы;

·        сохранить занятость работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, проживающих в монопрофильных населенных пунктах.

·        повысить конкурентоспособность безработных граждан, в том числе за счет совершенствования качества и структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

·        оказать информационно-консультационные услуги и финансовую помощь гражданам, ищущим работу по организации и ведению предпринимательской деятельности;

·        содействовать интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве;

·        смягчить негативные последствия от потери работы, в том числе за счет оказания безработным гражданам социально-адаптационных услуг, а также обеспечения поддержания доходов безработных граждан в период активного поиска работы, выплаты им стипендий во время профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки.

В результате реализации мероприятий Программы получит следующий итог: социально - экономический эффект, который формируется из следующих составляющих:

) увеличение доходной части бюджетов за счет произведенных налоговых отчислений с фонда оплаты труда работников, участвующих в мероприятиях Программы; 2)снижение потенциального уровня бедности за счет трудоустройства безработных граждан.

 

Заключение


Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. В поселениях, находящихся на стадии стагнации и упадка, безработица - главная социальная проблема.
 Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры Федеральной службы по труду и занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальных форм собственности.

Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства.

Тем не менее органы местного самоуправления имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере.

Список литературы

1)Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. N 1032-1

2)Численность и состав населения Республики Мордовия. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Статистические сборники №№ 920-945

)Статистические сборники по численности населения, подготовленные Сводным отделом информации в Темниковском районе Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия за 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 годы.

) Статистические сборники «Численность населения Республики Мордовия по полу и возрасту» на 1 января 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 20012 гг.

) Статистические сборники «Труд и занятость в Мордовии» Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия за 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 годы

)Асхабов Ф. «Занятость населения и формирование рынка труда»

)Андреева Л.А., Медведев О.М. «Правовое регулирование обеспечения занятости в России» ,2003 г.

)Бурякова И. А., Чирков Е. П. «Рынок труда: проблемы занятости населения на местном уровне» Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий;

)Костаков В.П. "Человеческий фактор, занятость, благосостояние";

) Качество жизни: Факты и тенденции (Редокол: Л.А. Иванова (отв. ред.) и др.; Министерства труда и занятости населения Республики Мордовия - Саранск, Издательство Мордовского университета, 2010.

) Калашников С.В «Развитие рынка труда- неотъемлемый элемент государственной политики//Человек и труд,2007г.

9)Ляховская Н.А «Обзор российского рынка труда///Коммерсант-Деньги, 2008г.

)Магарина И. «Комплексная оценка ресурсного потенциала», Экономика сельского хозяйства России.

11)Малахова Е.В., Машенко В.А. "Безработица на селе и пути ее смягчения";

)Малеева Т.Н «Политика на рынке труда на этапе экономического роста»Человек и труд,2008 г.

) Медведев О.М. «Правовые проблемы обеспечения занятости населения.»,2000 г

)Пашков А.С. «Занятость, безработица, трудоустройство»,2007г.

)Полетаев А. «Российская модель рынка труда и заработная плата //Население и общество,2007г.

)Сулейманова Г.В. «Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование»,2010 г.

) Ресурсы сети интернет

«Приложение А»

Формирование и распределение трудовых ресурсов Темниковского района муниципального района в 2007 году, тыс. чел.

 

«Приложение В»

ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

за 2011 год

Показатели

ед. изме-рения

2011 год

%




Выполнения



прогноз

факт


Трудоустройство граждан при содействии органов службы занятости

человек

7073

5480

77,4

Количество вакансий для трудоустройства граждан, ищущих работу, заявленных в службу занятости населения

единиц

1203

1105

91,8

Количество ярмарок вакансий и учебных рабочих мест

единиц

12

8

66,6

Организация и проведение оплачиваемых общественных работ

человек

226

215

95,1

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан возрасте от 14 до 18 лет

человек

26

24

92,3

Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы

человек

171

107

62,6

Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые

человек

25

14

56

Организация профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения

человек

980

900

91,8

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан

человек

215

180

83,7

Организация профессиональной подготовки женщин в период отпуска по уходу за ребенком до трех лет

человек

20

18

90

Организация социальной адаптации безработных граждан

человек

150

146

97,3

Психологическая поддержка безработных граждан

человек

163

157

96,3

Содействие в переезде и переселении граждан

человек

17

15

88,2

Оказание содействия безработных граждан в организации собственного дела:





с оказанием един. помощи на оформление документов

человек

232

105

45,3

с оказанием един. финансовой помощи (9800 руб.)

человек

32

28

87,5


Похожие работы на - Формирование политики занятости в Темниковском муниципальном районе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!