Формы и методы государственного стимулирования и поддержки экспорта (опыт ФРГ)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    158,46 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы и методы государственного стимулирования и поддержки экспорта (опыт ФРГ)

Министерство Иностранных Дел Республики Узбекистан

Университет Мировой Экономики и Дипломатии

Факультет: Международные Экономические Отношения

Кафедра: Мировая Экономика и Международные Экономические Отношения






Курсовая работа

На тему: Формы и методы государственного стимулирования и поддержки экспорта (опыт ФРГ)










Ташкент 2014

План

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования и развития экспорта в условиях МЭО

.1 Модели экономического развития в МЭ (экспортоориентированная и импортозамещающая)

.2 Методы стимулирования и поддержки экспорта

.3 Современные направления развития и поддержки экспорта

Глава 2. Исследование механизма регулирования и стимулирования экспорта на примере ФРГ

.1 Модель экспортной ориентации ФРГ

.2 Механизм государственного стимулирования приоритетных направлений экспортного потенциала ФРГ

.3 Перспективы направлений экспортного развития ФРГ

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. В течение последних десятилетий темпы международной торговли значительно увеличились. Результатом этого стало усиление зависимости национальных экономик от мирового рынка. Международная торговля в условиях глобализации оказывает с каждым годом все большее влияние на экономическое развитие страны. Учитывая данную тенденцию, механизм поддержки экспорта, который является одним из главных стимулирующих элементов внешней торговли, стал приоритетным направлением деятельности правительств в обеспечении устойчивого экономического роста.

На Западе, в частности в Германии, на развитие экспорта выделяются крупные суммы денег, как из государственного бюджета, так и с привлечением частного капитала. Во многих странах действуют специализированные государственные структуры по поддержке экспорта. Главной целью стимулирования экспорта является улучшение его товарной составляющей и расширение его географической структуры, освоение новых рынков и увеличение эффективности продаж за рубежом.

Федеративная Республика Германии является страной, где ориентация на экспорт (главным образом готовой продукции) очень высока. Она занимает третье место (после Китая и США) по объемам вывезенной продукции на внешние рынки.

Необходимость в изучении практики современных инструментов поддержки экспорта обусловлена несколькими причинами: во-первых, от функционирования данных инструментов зависят конкурентные позиции государства на мировом рынке; во-вторых, развитие такого инструмента как страхование экспортных кредитов является важным направлением политики ФРГ в целях поддержки предприятий, выводящих свою продукцию на внешние экономически нестабильные рынки, в-третьих, пример Германии может послужить теоретической основой для развития экспортной деятельности в Узбекистана, учитывая недостаточную развитость механизма стимулирования экспорта в нашей стране.

Адаптация зарубежного опыта под узбекские реалии может поспособствовать, как увеличению объемов экспорта, так и диверсификации его товарной структуры. Использование зарубежного опыта государственной поддержки экспорта позволит Узбекистану быстрее и эффективнее сократить отставание в этой сфере и получить связанные с этим выгоды, что определяет актуальность выбранной темы.

Цели исследования: Основная цель данного исследования заключается в исследовании форм и методов государсвенной стимулирования и поддержки экспорта на примере ФРГ и выработке предложений для Узбекистана.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

-        Изучить модели экономического роста и особенности внешнеторговой деятельности стран.

-        Рассмотреть современные инструменты государственной поддержки и стимулирования экспорта;

-        Проанализировать особенности государственной поддержки экспорта Германии;

-        Проанализировать перспективные направлении экспортного направления ФРГ;

-        Показать необходимость совершенствования государственной поддержки экспорта на современном этапе и сформулировать предложения по улучшению существующих механизмов поддержки и стимулирования экспорта.

Объект исследования: внешнеэкономическая политика ФРГ, а также применение немецкого опыта в узбекской практике.

Предмет исследования: определение инструментов стимулирования экспорта в изменяющихся экономических условиях МЭО и формы и механизмы государственной финансовой поддержки экспорта.

Теоретическая и методологическая основа работы. Основой исследования служат работы как национальных, так и зарубежных исследователей европейской торговой политики: В. Белова, А. Зверева, Т. Исаченко, О. Потемкина и др.

В. Белов в своей монографии “Германия. Вызовы 21 века.” - раскрывает внешнеэкономическую положению, а также политику поддержки макроэкономическую стабильность.

В книге Т. Исаченко «Торговая политика Европейского Союза.» подробно проанализирована внешнеторговая политика, проблемы и перспективы развития стран Европейского Союза.

О. Потемкина «Европейский Союз в 21 веке: время испытаний» расскрыл проблемы экономики во время кризиса и последствия их для стран Европы.

Зверев А «Страхование экспортных кредитов в Германии: система «Гермес»» исследовал политику страхования кредитов выдаваемые для внешней торговли и в рамках этой политику систему Гермес направленная поддержки экспорта.

А. Погорлецкий в книге «Экономика и экономическая политика Германии в ХХ веке» подробно описал немецкие хозяйственные реформы и основные концепции, лежащие в их основе.

Научная новизна исследования заключается в следующем: в данной работе подробно рассмотрены основные аспекты механизма экспортной поддержки, представлены актуальные статистические данные, изучено функционирование экспортного стимулирования Германии, проанализировано растущее значение механизма экспортной поддержки, что подтверждает необходимость развитие подобных институтов в Узбекистане.

Кроме того, сформулированы предложения по совершенствованию действующих инструментов финансовой поддержки экспорта Узбекистана.

Структура работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы, а так же приложений. В первой главе изучается теоретические основы формирования и развития экспорта в условиях МЭО, во второй главе анализируются особенности механизма регулирования и стимулирования экспорта на примере ФРГ, а также выводы и рекомендации для развития экспорта Узбекистана.

Глава 1. Теоретические основы формирования и развития экспорта в условиях МЭО

.1 Модели экономического развития в МЭ (экспортоориентированная и импортозамещающая)

Разделение стран мир на группы и подгруппы помогает выявить отличия одних стран от других на основе уровня их экономического и социального развития. Однако и между странами с одинаковым уровнем развития есть многочисленниы различия, прежде всего в механизмах хозяйственной и социальной жизни. Так, США и Япония демонстрируют насколько могут быть различны подходы государства, предпринимателей и населения к хозяйственной жизни и социальной сфере даже наиболее развитих странах мира.

Модель экономического развития - это специфика экономических и социальных отношений в стране, отличающая ее от других стран схожего уровня развития. Главными причинами этой специфики являются особенности исторического развития страны, ее расположения и наделенности экономическими ресурсами.

Исходя из направленности внешнеторговый политики и особенностей экономической деятельности субъектов экономики экономические модели можно разделить на две группы: экспортоориентированная и импортозамещения.

Экспортоориентированная модель промышленной политики состоит во всемерном поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции. Основные поощрительные меры направлены на развитие и поддержку конкурентоспособных экспортных отраслей. Приоритетной задачей считается производство конкурентоспособной продукции и выход с ней на международный рынок. Происходит ориентация промышленности страны на мировую конъюнктуру с целью захвата как можно большей доли мирового рынка. Правительство проводит политику создания через налоговые и таможенные льготы, кредитование предприятий-экспортёров, поддержку низкого валютного курса и т.п. благоприятных условий для функционирования и развития экспортоориентированных отраслей.

Важными преимуществами этой модели является включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям; развитие сильных конкурентных отраслей экономики, которые обеспечивают мультипликативный эффект развития остальных, «внутренних» отраслей и являются основным поставщиком денежных средств в бюджет; привлечение валютных средств в страну и их инвестирование в развитие производства и сферы услуг национальной экономики.

Успешными примерами проведения экспортоориентированной модели промышленной политики могут служить такие страны, как Япония, Южная Корея, Чили, «азиатские тигры» (Малайзия, Таиланд, Сингапур), в последнее время Китай. В то же время есть и негативные примеры - Венесуэла, Мексика.

Негативные факторы при реализации экспортоориентированной модели связаны в основном с сырьевым экспортом, поскольку чрезмерное его присутствие в структуре экспортируемой продукции грозит привести к примитивизации структуры национальной промышленности; росту коррупции во властных структурах; оттоку людских и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности страны (что и случилось с Венесуэлой), что в долгосрочном плане может привести к ослаблению конкурентоспособности обрабатывающей промышленности страны, замедлению темпов экономического роста и уменьшению уровня накапливаемых знаний, поскольку наиболее интенсивно процесс накопления знаний (а, в конечном счёте, рост человеческого капитала) происходит в обрабатывающем секторе - эта ситуация в современной экономической теории получила название «голландской болезни». Стагнация же в обрабатывающей промышленности способна привести к её отставанию от мирового технологического развития и необходимости импортировать новую технику, что практически обнуляет эффект от сырьевого экспорта, поскольку ставит экономическое развитие страны в зависимость от иностранных производителей.

Кроме того, существуют негативные моменты и при ориентации страны на экспорт даже промышленного оборудования высокого передела, если в производстве данного оборудования высока доля импортных комплектующих, что ведёт к привязке цены экспортируемых машин и станков к стоимости их импортных деталей, а также к возможности внеэкономического влияния страны-импортёра на данные предприятия, отрасль и экономику страны в целом (пример: Мексика).

Также здесь стоит отметить, что страны, применявшие и применяющие экспортоориентированную промышленную политику, в основе своей представляют собой малые и более простые по сравнению с хозяйственные системы развывающийся страни (исключением здесь можно назвать Китай, но он применяет экспортную стратегию по другим причинам нежели остальные страны - при огромном количестве населения и преимущественно экстенсивных методах экономического роста, для дальнейшего развития Китаю необходим ежегодный темп прироста ВВП не менее 8%, что заставляет его при уже заполненном внутреннем рынке искать новые нишы за рубежом). У Сингапура или Таиланда нет такого внутреннего спроса как у размывающийся стран, а, следовательно, у них нет особых поводов для выбора импортозамещающей модели.

Применение стратегий импортозамещения в Латинской Америке в 1950-х годах позволило вначале достичь значительных успехов. Выпуск отечественных промышленных товаров быстро рос, как и занятость в промышленности. Но позже эта политика была развенчана. Выяснилось, что замещение импорта имеет место в первую очередь в легкой промышленности, в производстве потребительских товаров, в то время как инвестиционные товары продолжают импортироваться. Следовательно, после некоторого роста, связанного с замещением импорта потребительских товаров, рост снова испытывал ограничение в виде необходимости импорта оборудования. Кроме того, выяснилось, что защищенная отечественная промышленность сравнительно неэффективна и не в состоянии конкурировать на мировых рынках. Эти аспекты стали предметом оживленных дискуссий прежде всего потому, что они затрагивают не только вопросы экономической эффективности, но и вопросы национального суверенитета. Дискуссия началась с тех пор, как МВФ отреагировал на трудности, с которыми встретились некоторые латиноамериканские страны, требованием устранения торговых барьеров, на которых была основана предшествующая стратегия развития.

Импортозамещение - это замещение импорта товарами, произведёнными отечественными производителями, то есть внутри страны. Для замещения импорта национальными товарами могут быть использованы таможенно-тарифное (пошлины) и нетарифное (квоты, лицензирование ввоза) регулирования, а также субсидирование производств внутри страны.

Импортозамещения выходила за пределы традиционной защиты свободы торговли и предполагала рассмотрение воздействия различных внешнеторговых стратегий на структурные и технологические изменения. Именно на этих основаниях Одними оправдывал японскую стратегию импортозамещения. Японский случай показывает, что традиционная дихотомия между ростом, основанным на импортозамещении, и ростом, ориентированным на экспорт, неверна. Хотя японская промышленность развивалась в пределах быстро расширяющегося и защищенного внутреннего рынка, этот рост оказался трамплином для экспансии на мировые рынки. Экспорт стимулировался внутренним ростом экономики.

Политику импортозамещения брали на вооружение многие страны, но в большинстве случаев она не давала ощутимых и долгосрочных результатов, поскольку не приводила к повышению эффективности экономики.

Методы, которыми обеспечивалось преимущество отечественного товаропроизводителя, часто включали установление высоких импортных пошлин, что не способствовало развитию здоровой конкуренции на внутреннем рынке и снижало эффективность экономики. Отечественные товары оказывались востребованными лишь на внутреннем рынке, что приводило к снижению экспорта и сокращению валютных поступлений. В результате образуется дефицит валютных средств для приобретения оборудования и технологий, необходимых для усовершенствования производственно-технологической базы предприятий. Таким образом, экономическое положение страны ухудшается.

Таким образом, каждая страна выбирает свой путь: одни проводят политику, направленную на увеличение экспорта, что представляет собой интенсивный вариант улучшения торгового баланса, в противовес экстенсивному - за счет уменьшения объема импорта.

1.2 Методы стимулирования и поддержки экспорта

Стимулирование экспорта является в современных условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран и, в последние годы, развивающихся стран, в которых создана развитая система государственной поддержки и содействие национальному экспорту, за годы своего существования доказавшая эффективность. Наряду с созданием благоприятного макроэкономического климата для экспортеров широко используются специальные меры для развития экспортного производства и расширения экспорта.

Существует многообразная система экономического стимулирования экспорта.

Прямое финансирование экспортеров. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Чаще всего государство выделяет до 30% средств, необходимых для проведения научных работ с целью исследования и внедрения новых товаров в экспортном производстве. Государственное финансирование направлено на поддержку не только крупных компаний в странах с рыночной экономикой, но и также средних и малых фирм.

Косвенное финансирование экспортеров. Производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Косвенным финансированием следует считать возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а также передачу экспортерам правительственных заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.

Снижение налогов с экспортеров. Наиболее распространено снижение налогов с фирм в зависимости от доли экспорта в их производстве. Часто применяется разрешение фирмам-экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.

В странах развитой рыночной экономики были впервые разработаны, апробированы и развиты методы и механизмы стимулирования национальных экспортеров. Эти методы разнообразны, они охватывают разные стороны хозяйственной и финансовой сферы экономики, соотношение многочисленных элементов системы достаточно подвижны, и это придает гибкость всей системе. Последняя измеряется в зависимости как от экономического положения государства и его роли на внешних рынках, так и от состояния мировых рынков, равно как и от возрастающего влияния международных организаций, определяющих и регулирующих международную торговлю и международную конкуренцию.

Эволюция системы государственного стимулирования экспорта за рубежом охватывает значительный период времени и позволяет выделить несколько его этапов. Первый этап относится к 1950-м гг. послевоенного периода, и на этом этапе методы стимулирования сводились в основном к регулированию различными способами сбытовых цен. В следующем десятилетии - на втором этапе - преобладали усилия по созданию долговременной заинтересованности у производителей в экспорте своей продукции и освоении внешних рынков. На третьем этапе - 70-80-е гг. XX в, - главную свою задачу правительства разных стран видели в стимулировании создания и укрепили конкурентоспособность экспортной базы в первую очередь в машиностроении.

Особенностью современного этапа развития механизма стимулирования экспорта является его комплексный характер: одновременно производится поощрение сбыта товара и беспрепятственного продвижения на внешние рынки, разработка новых видов товаров и развития их экспортного производства, предоставление новых видов международных услуг.

Франция в области льготного кредитования экспорта придерживается положений международного соглашения об основных условиях предоставления экспортных кредитов. Страхование экспортных кредитов осуществляет частная: французская компания по страхованию внешней торговле:, используя для этого как собственные, так и государственные ресурсы. В последнем случае решение о предоставлении кредитов принимает Департамент по внешнеэкономическим связям Министерства экономики, финансов и промышленности на основе выводов межминистерской комиссии гарантий внешнеторговых кредитов, а также; Компания по страхованию внешней торговли.

При страховании кредитов от коммерческих рисков возмещается до 85 % понесенных потерь, а от политических - 90 %. Сроки погашения средне- и долгосрочных кредитов - от 2 до 10 лет. Предоставление льготных условий при финансировании экспорта осуществляется государством с использованием государственных средств и частных экспортных кредитов.

В целом система кредитования и страхования экспорта Франции охватывает более трети национального экспорта. В итоге благоприятная система стимулирования экспортной деятельности позволила Франции за последние тридцать лет повысить вдвое долю своего товарного экспорта в ВВП страны, что сравнимо с аналогичным показателем других ведущих европейских стран.

Сегодня основными механизмами поощрения экспорта стали: субсидирование, кредитование и страхование экспортно-импортных операций, налоговые льгот, стимулирование ввоза и вывоза капитала, активное участие государства в разработке, производстве и сбыте товаров, долгосрочное капиталовложение в экспортное производство.

Таким образом, в настоящее время происходит многостороннее совершенствование методов стимулирования экспорта. Оно связано, прежде всего, с новыми тенденциями в развития мировой торговли - значительным увеличением объема услуг, организацией новых форм экспортного производства, увеличением числа и расширением границ свободных экономических зон, включением во внешнеэкономическую сферу малых и средних предприятий.

.3 Современные направления развития и поддержки экспорта

Современная национальная система государственной поддержки экспорта представляет собой, как правило, комплекс значительного числа учреждений в стране поставщика и за границей, центральных и местных органов исполнительной власти, а также ряда механизмов и многообразных инструментов стимулирования, позволяющих оказывать помощь максимально широкому кругу компаний с учетом особенностей их товаров и услуг, рынков сбыта.

Существенные сдвиги произошли в структуре мировой торговли: увеличилась доля готовых изделий и сократился удельный вес продовольствия и сырья, кроме топлива. Если в 1950-х годах доля сырьевых товаров и топлива примерно равнялась доле готовых изделий, то к началу нового века доля сырьевых товаров, продовольствия и топлива упала до 30%, из которых 25% приходится на топливо и 5% на сырьё. В то же время доля готовых изделий возросла с 50% до 70%. Количественные характеристики структуры мировой торговли представлены в Приложение 4.

Уменьшение доли сырья в международной торговле объясняется тремя основными причинами: расширением производства синтетических материалов на базе развития химической промышленности, большим использованием ресурсов отечественного сырья и переходом на ресурсосберегающие технологии. В то же время резко возросла торговля минеральным топливом - нефтью, природным газом как следствие развития химической промышленности и изменений в структуре топливно-энергетического баланса.

Если раньше в международном товарообмене преобладали сырьевые товары и конечная продукция, то в современных условиях значение приобретает обмен полуфабрикатами, промежуточными формами изделий, отдельными частями конечного продукта. Возникновение мощного производственного аппарата ТНК за рубежом, налаживание между отдельными международными звеньями технологических цепочек устойчивых кооперационных связей привели к тому, что уже около 1/3 всего импорта и до 3/5 торговли машинами и оборудованием приходится на промежуточную продукцию.

Причиной этого явления можно назвать рост специализации в условиях научно-технической революции. Монополии стремятся снижать удельные издержки производства путём повышения минимальных и оптимальных размеров предприятий, добиваясь экономии на крупномасштабном серийном производстве при широком использовании экспорта, поскольку объемы внутреннего рынка не дают возможности существенного роста производства. По данным исследований, с удвоением серийного производства, издержки на единицу продукции снижаются на 8-10%.

В экспорте промышленно развитых стран растёт доля высокотехнологичной продукции, которая в США, Швейцарии и Японии составляет свыше 20%, Германии и Франции - около 15%. Особенно быстро растёт торговля изделиями микроэлектроники. По этой позиции с недавнего времени начинает лидировать Китай, где ежегодный прирост экспорта такой продукции составил за 2012 год 29,7%. Важную роль в торговле приобретают экспорт и импорт услуг, т. н. «невидимый экспорт». Если в 2010 г. объём мирового экспорта услуг составлял 80 млрд. долл. то в 2011-2012 гг. - порядка 1,5 трлн. долл., т. е. больше 20%стоимости продаваемых товаров. На услуги приходится более 40%экспорта США и 46% - Великобритании.

При уменьшении экспорта некоторых традиционных услуг (напр., транспорта) быстро развивается экспорт услуг, связанных с применением научно-технических достижений, с внедрением вычислительной техники, консультационных, торгово-посреднических и технических услуг, ноу-хау, услуг в области связи, услуг банков, страховых агентств и т.п.

Анализ направлений торговли позволяет выявить, что опережающими темпами растёт взаимная торговля промышленно развитых стран, на которые приходится почти 60% мирового экспорта. В свою очередь развивающиеся страны вывозят в индустриальные страны около 70% своих экспортных товаров (из них Китай - 34%). Что же касается участников торговли, то усиливается тенденция вытеснения с мирового рынка средних и мелких экспортёров и импортёров. Внешнеторговые связи концентрируются в рамках монополистических объединений. Уже в 80-е годы связанный с деятельностью ТНК американский экспорт составил 84% всего экспорта США и 60% импорта. Аналогичная картина наблюдается и в других странах.

Характерной чертой последних лет является бартеризация внешнеэкономических сделок - рост встречной торговли. На такие «встречные» сделки приходится от 20% до 30% всей мировой торговли.

Наряду с законной торговой практикой набирают силу, особенно это касается ряда стран Юго-Восточной Азии, криминальные формы торговли, контрабанда, торговля товарами с фальсифицированными торговыми знаками (одеждой, обувью, бытовой электротехникой). Объём такой торговли достигает 60 млрд. долл. в год .

Поддержка экспорта за рубежом представляет собой целую систему взаимодействующих и взаимоувязанных между собой правительственных и неправительственных институтов, к числу которых относятся профильные министерства и ведомства, специализированные агентства и экспертные центры, финансовые структуры, дипломатические миссии и т.д.Государственное содействие экспорту осуществляется в достаточно развитом виде во многих развитых и развивающихся странах Америки, Европы и Азии.

В целом, можно отметить, что за прошедшее время изменился сам характер мирового рынка. На него поступают теперь уже не излишки внутреннего производства, а заранее согласованные поставки конкретному покупателю.

немецкий узбекский экспорт партнер

Глава 2. Исследование механизма регулирования и стимулирования экспорта на примере ФРГ

2.1 Модель экспортной ориентации ФРГ

На протяжении долгого времени Германия остается одной из самых мощных экономических держав в Европейском Союзе. По данным статистического ежегодника, ВВП Германии на 2013 год равняется 2,74 триллионам евро. В 2012 г. аналогичный показатель составлял 2,66 триллиона евро.  (Приложение 1)

Низкие налоги, свободные цены, антитрестовское законодательство, льготы для свободного частного инвестирования, защита внутреннего рынка от внешней конкуренции - все это и многое другое творило экономическое чудо, создавая общий тонус защищенности, перспективы и свободы действий в своем экономическом пространстве.

Реформы Эрхарда дали положительный результат в самые короткие сроки. За два года производство товаров широкого потребления увеличилось вдвое, магазины наполнились товарами, исчез черный рынок вместе со спекулянтами, появилась надежная валюта - дойчмарка. Цены выросли лишь на несколько процентов. Производительность труда только за первый год увеличилась на 1/3, что благоприятно отразилось на заработной плате, а поэтому инфляция не сказалась на социально-экономическом положении населения страны. К концу 1949 года валовой объем промышленного производства приблизился к уровню 1936 года (98,4 %), а к концу 1950 года превысил его (114,4 %).

В 1953 -1955 годах ежегодный прирост промышленного производства составлял 10 - 15 %, что обусловило его рост за период 1953 - 1956 года на 39 %. Быстрое расширение производственных мощностей сопровождалось некоторыми инфляционными явлениями. Правительство приняло ряд мер, направленных на «приглушение конъюнктуры, что привело к известному сокращению темпов прироста промышленного производства. Заторможение экономического подъема обеспечило переход к спокойному прогрессу.

В 1952 году прекратилось повышение цен, а с 1953 года при росте объемов производства, производительности труда и заработной платы цены стабилизировались ли даже снизились.

В 60- 70-е годы научно технический прогресс превратился в решающий фактор экономического роста страны. Он обусловил значительную перестройку материальной базы народного хозяйства. Изменения в структуре промышленности ФРГ выразились в уменьшении более чем вдвое доли добывающей промышленности, в первую очередь за счет каменноугольной, что связано с падением роли угля как источника топлива. Уменьшилась доля отраслей легкой промышленности.

В эти годы произошло укрепление новой немецкой денежной единицы дойчмарки. Благодаря этому Западная Германия превратилась в великую денежную державу.

В 80-е годы до объединения Германии экономика терпела то спады то подъемы, После 1990 года произошли существенные изменения в структуре экономики в связи с объединением ГДР и ФРГ в одно государство. На протяжении 90-х годов экономика Германии постепенно стабилизировалась. Но после 1996 года наступил кризис. В этот период была проведена новая политика «экономии», результатами которой стали:

•        принятие пакета мер, направленных на снижение государственных расходов, в том числе и в социальной сфере, пенсионном обеспечении, здравоохранении, в содействии занятости.

•        были снижены налоги на предприятия.

Введение этой политики было обусловлено тем, что Германия превратилась в страну с самым дорогим трудом в мире: в 1995 году прямая и дополнительная оплата труда составила 45 марок в час.

Показатели экспорта Германии продолжают расти из года в год, однако темп роста значительно замедлился по сравнению с предыдущими годами. В 2013 году Германия экспортировала товаров на сумму 1,385 триллиона евро, этот показатель немного превысил рекорд прошлого 2012 года, который равнялся 1,170 триллионов евро. Сумма импортированной продукции составила 1211,82 миллиардов. По данным Федерального Статистического Агентства, показатель экспорта 2012 года превышает показатель 2011 года на 4,1%, а импорт увеличился на 2,3%.

В 2012 году Германия экспортировала в страны Европейского Союза товаров на сумму около 625,7 миллиардов евро, что на 0,3% ниже прошлогоднего показателя. В свою очередь, импорт слегка увеличился и составил 577,1 миллиардов евро, что на 0,9% выше отметки предыдущего года.

Вышеперечисленные статические данные говорят о том, что Германия в непростой сложившейся ситуации, смогла удержать свои лидирующие позиции и модель в экспортной отрасли, превысив общий экспортный показатель предыдущего года.

Товарная структура ФРГ очень многообразна, однако большую часть от общего объема экспорта составляют промышленные товары, а именно продукция автомобилестроительной, химической и электротехнической отраслей. Особенным спросом пользуются станки с программным управлением, электротехническая продукция, продукция химической отрасли, а также оборудование для АЭС.

Экспортная модель играет ключевую роль в экономическом развитии страны. В данной отрасли на сегодняшний день задействовано около 25% рабочей силы. Также рост ВВП Германии непосредственно связан с изменениями объемов экспорта.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

-   антициклическое регулирование;

-         стимулирование технологических и организационных инноваций;

          проведение структурной политики;

          защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Другой особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

Основная модель и стратегия экспортной политики Германии заключается в продвижении своих товаров на мировой рынок. Основным торговым партнером для Германии является Европа.

Привлекательными рынками сбыта в последнее время стали страны Центральной и Восточной Европы, в частности это Франция, Нидерланды, Польша, Чехия, Венгрия.

Таблица 1. Основные торговые партнеры Германии, 2013 год (в млрд.евро)

1. Франция

164,5

2. Нидерланды

160,0

3. Китай

141,7

4. США

136,8

5. Великобритания

118,1

{…}


10. Польша

42,2


Преобладание европейских стран в качестве торговых партнеров обусловлено несколькими факторами. Во-первых, важную роль играет фактор географической близости, что значительно снижает транспортные и логистические издержки. Во-вторых, существует свобода передвижения товаров, услуг, капитала, рабочей силу, которая обусловлена тесной интеграцией стран. Кроме того, межкультурная схожесть, понимание особенностей ведения бизнеса в европейских странах, схожие инструменты продвижения товаров на рынок. В-третьих, для стран ЕС характерна значительная емкость рынков сбыта, высокая покупательная способность жителей европейских стран и стабильный спрос на качественную высокотехнологичную немецкую продукцию.

Поскольку экспортная деятельность является ключевой для Германии, страна сильно зависит от своих торговых партнеров, и поэтому очень чувствительна к любым изменениям и колебаниям, происходящим на мировом рынке. Для продвижения своей продукции, а также для проникновения на новые рынки сбыта немецкие компании проводят специализированные ярмарки и выставки, как в Германии, так и за её пределами. Новой тенденцией является проведение ярмарок в азиатском регионе, ввиду емкого рынка сбыта и увеличивающейся покупательной способности населения данного региона.

Немецкая экспортная модель отличается высокой конкурентоспособностью на мировом рынке. Для того чтобы лучше определить предпосылки для успешного развития экспорта Германии, необходимо провести SWOT-анализ экономической модели и экономики страны в целом.

Как показывает SWOT-анализ, Германия обладает рядом значительных преимуществ, однако ввиду сложной экономической ситуации в Европе и мире в целом, усиления конкуренции со стороны азиатского региона, необходимо дальнейшее активное участие правительства и бизнес-кругов в решении существующих и потенциальных проблем.

Для того чтобы определить значение экспорта для экономического развития страны, необходимо рассмотреть изменения ключевых показателей, таких как ВВП, экспортная квота, сальдо внешнеторгового баланса, степень «открытости» страны, или её зависимости от мировой экономики и т.д. Наиболее активным периодом внешнеторговой деятельности Германии можно считать период с момента объединения страны во второй половине 1990 года и до 2008 года, когда разразился мировой финансовый кризис.

Анализируя статистические данные, можно сделать вывод, что внешняя торговля страны в этот период росла быстрее, чем немецкая экономика в целом, экспорт увеличился на 6,4 %, импорт вырос на 5,4%, а экономика на 2,9%.

Как уже было отмечено, экономика Германии ориентирована на экспорт. Такая тенденция за последние годы стала всё более отчетливой. В качестве индикатора зависимости от экспорта национальной экономики используется экспортная квота, то есть отношение объемов экспорта к валовому внутреннему продукту. Чем выше квота, тем выше экономическая прибыль, полученная в результате экспортной деятельности, а также, тем сильнее зависимость от зарубежного спроса.

В 2000 году экспортная квота составляла 29%. В дальнейшем данный показатель демонстрировал относительно медленный рост, в 2005 году экспортная квота достигла показателя 35%. Затем отмечался резкий рост индикатора, в 2007 и 2008 годах экспортная квота увеличилась до 40%. В кризисный 2009 год экспортная квота снизилась до 34%, однако в 2010 году вновь достигла докризисного уровня (40% в четвертом квартале 2010 года). Резкое снижение экспортной квоты стало следствием временных правительственных мер по стимулированию внутреннего потребления национальной продукции и привлечению инвестиций. Далее в 2011 и 2012гг был незначительный рост квоты, но далее в 2013 г уровень квоты опять показала значения 2010г 40%

Диаграмма 1 Динамика экспортной квоты (в %)

Следующий показатель, сальдо внешнеторгового баланса, демонстрирует разницу между доходами торгового экспорта и расходов от торгового импорта. Сальдо внешнеторгового баланса Германии обычно положительно, что говорит о том, что в стране экспорт преобладает над импортом.

Наряду с такими показателями, как экспортная квота и сальдо внешнеторгового баланса, рассматривается степень «открытости» страны, или значения страны в международной торговле. Чем выше данный индекс, тем страна более открыта и ориентирована на мировой рынок. Немецкая степень «открытости» с 90-х годов удвоилась и составляет на сегодняшний день 73,1%.

Показатель экспортной деятельности измеряет конкурентоспособность немецкой экспортной деятельности и демонстрирует значение увеличения доли экспорта, учитывая покупательную способность стран-торговых партнеров. Для определения экспортного показателя сравниваются объем вывезенной продукции страны и объем импортируемых товаров стран торговых партнеров. Объемы экспорта зависят от привлекательности, конкурентоспособности и качества товаров. Но также на реализацию немецкой продукции заграницей могут влиять внешние факторы, на которые страна повлиять не может, например, колебания цен на нефть. Так, к примеру, в 2008 году показатель реализации экспорта по сравнению с 2007 годом несколько снизился. Это можно объяснить резким увеличением цен на нефть в данный период. Спрос на нефть неэластичен, поэтому, ввиду повышения цен на нефть, торговые партнеры Германии ограничивали импорт других товаров.

Наиболее низкий показатель реализации экспорта за прошедшее десятилетие пришелся на 2000 год. Специалисты объясняют это двумя факторами: ростом цен на нефть и резкой девальвацией евро. При резком росте цен на нефть (за период 1999-2000 гг. цены на нефть увеличились на 60%) торговые партнеры Германии были не в состоянии сократить спрос на данный продукт. Они вынуждены были сокращать импорт другой продукции. Кроме того, слабые позиции европейской валюты привели к подорожанию импорта нефти. Оба фактора негативно сказались на спросе немецкой продукции и объемах немецкого экспорта.

Диаграмма 2 Доля немецкого экспорта в регионах, 2013 год.

Основными торговыми партнерами Германии являются преимущественно страны ЕС. В 2013 года, как и годом раньше, Франция занимает первое место по ввозу немецкой продукции. (Таблица1 и Приложение3)

В кризисный период (2008-2009) Германия значительно сократила объемы вывозимой продукции в 2009 году. Экспорт снизился на 21% по сравнению с докризисным временем. Однако с третьего квартала 2009 года отмечалось некоторое улучшение экономической ситуации, что также положительно сказалось на внешней торговле: во второй половине 2009 года Германия увеличила объемы экспорта, а в конце 2010 года экспорт достиг докризисного уровня.

год оказался наиболее успешным для торговой деятельности Германии: объемы экспорта увеличились на 19,4%, а импорт вырос на 21,3%. Подобные высокие темпы роста Германия не демонстрировала с момента нефтяного кризиса 1973 года. И в 2013 г оно составило 1094 млрд евро.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что экспортная деятельность Германии занимает центральное место в экономике страны. Благодаря активной торговой деятельности Германия занимает лидирующие позиции как в Европейском Союзе, так на мировом рынке.

.2 Механизм государственного стимулирования приоритетных направлений экспортного потенциала ФРГ

На сегодняшний день механизмы финансовой поддержки экспортной деятельности стали важнейшими составляющими национальной системы стимулирования экспорта. В условиях глобализации крупные компании ведут острую конкурентную борьбу за выход на новые рынки сбыта и удержание позиций на уже завоеванных рынках. Учитывая новые реалии на мировом рынке, государства стремятся оказать надежную поддержку национальным экспортерам.

Германия, чья экономика сильно зависит от экспорта, создала эффективный механизм поддержки национального экспорта. Однако являясь участницей Европейского Союза, страна должна учитывать нормы и правила, установленные в рамках европейской Единой Торговой Политики. Единая торговая политика является основой внешнеэкономических отношений ЕС. Она регулирует торговые отношения между странами-членами Союза и третьими странами.

Несмотря на то, что Европейский Союз стремится к либерализации торговли, каждая страна-участница ЕС оставляет за собой право проводить меры по регулированию экспорта и импорта.

Как уже было отмечено выше, Германия характеризуется тесной интеграцией в мировую экономику, поэтому она сильно зависит от мировой хозяйственной конъюнктуры. Ввиду высокой конкуренции на мировых рынках, Федеральное правительство совместно с Федеральным министерством экономики и технологий Германии оказывают весомую поддержку национальным экспортерам. Главной особенностью системы является тесная кооперация федеральных, земельных и предпринимательских структур. К основным инструментам системы поддержки экспорта в Германии относятся:

1.  Меры финансового характера, которые в свою очередь подразделяются на:

·   страхование экспортных кредитов от экономических и политических рисков;

·        страхование капиталовложений немецких фирм за рубежом;

·        освобождение экспортеров от уплаты налога на добавленную стоимость;

·        прямое и косвенное субсидирование отраслей промышленности;

·        финансовая поддержка НИОКР.

2.  Информационное и консультационное обеспечение;

3.       Содействие в осуществлении выставочно-ярмарочной деятельности немецких фирм за рубежом;

.         Торгово-политические меры.

Наиболее распространенным инструментом экспортной поддержки является страхование экспортных кредитов. Главным документом, который регламентирует данный тип поддержки, является «Директива по гармонизации системы страхования экспортных кредитов при осуществлении среднесрочного и долгосрочного кредитования», вступившая в силу в 1998 г. и дополненная регламентами в 2003 г. и 2004 г. Однако несмотря на установленные регламенты в ЕС для этой сфере, каждая страна-член ЕС обладает собственной системой регулирования деятельности.

Важными институтами в осуществлении экспортной поддержки являются страховое общество Euler Hermes и кредитно-финансовые институты, такие как Банк реконструкции и развития KfW и «АКА». Их деятельность преимущественно направлена на финансирование экспортных и инвестиционных проектов.

Управлением государственных средств, выделяемых на поддержку экспортеров, занимается Федеральное министерство финансов Германии. Согласно Федеральному Закону «О Бюджете», данное ведомство обладает правовыми полномочиями по принятию гарантий по государственному страхованию экспортных кредитов от политических и экономических рисков.

Федеральное министерство финансов Германии имеет право выдавать поручительства и гарантии:

·   для покрытия гарантий по экспортным операциям (около 20 млрд. евро в год);

·        для кредитов импортёрам при финансировании проектов, а также для обеспечения гарантий от политических рисков при капиталовложениях за рубежом (до 40 млрд. евро).

Кроме того, бюджетные средства идут на такие цели поддержки экспорта, как:

·        участие в зарубежных, всемирных выставках и ярмарках;

·        стимулирование экспорта продукции из восточных федеральных земель;

·        поддержка экспорта технологий для возобновляемых источников энергии;

·        поддержка внешнеэкономических отношений с иностранными государствами.

В поддержке компаний-экспортеров важную роль играют консультационные организации, такие как, например, организация по внешнеэкономическим связям и маркетингу Германии. Главная задача данной организации заключается в помощи развитию внешних экономических связей путем сбора, анализа и распространения информации, касающейся внешнеэкономической деятельности.

Федеральные земли также принимают активное участие в содействие немецким экспортерам. Экспортная поддержка на земельном уровне осуществляется главным образом в двух формах: содействие в проведении выставочно-ярмарочной деятельности немецких компаний за границей и информационно-консультационное обеспечение фирм-экспортеров. Ведомствами, обеспечивающими поддержку, выступают, как правило, земельные правительственные структуры, занимающиеся вопросами хозяйственной деятельности, а также земельные и региональные торгово-промышленные палаты.

Наряду с федеральными и земельными органами исполнительной власти активными участниками системы поддержки немецкого экспорта являются предпринимательские объединения. К их числу относятся отраслевые союзы, ассоциации, объединения, фонды и другие негосударственные структуры. Они выступают в качестве важнейших факторов экономической жизни страны и способны оказывать на экономическое развитие не меньшее влияние, чем государственные органы.

К числу важных инструментов поддержки экспортной деятельности немецких фирм относится содействие в проведении выставок и ярмарок, как на национальном, так и на зарубежном уровне.

Ежегодно в целях организационной поддержки и финансирования участия немецких предприятий в зарубежных выставках и ярмарках Федеральное министерство экономики и технологии Германии и Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты потребителей проводят реализацию Программы Зарубежных Ярмарок (Auslandsmesseprogramm AMP).

Формирование и выбор планируемых для участия выставочных мероприятий, и дальнейшую реализацию Программы Зарубежных Ярмарок осуществляет координирующая независимая организация - Ассоциация торговых выставок Германии (AUMA). Средства на реализацию AMP предусмотрены в государственном бюджете, в котором на цели поддержки выставочно-ярмарочной деятельности в последние годы выделялось по 36 - 37 млн. евро в год.

Главные получатели государственной поддержки на осуществление выставочной деятельности это, как правило, малые и средние предприятия Германии. Около 80% немецких компаний принимают регулярное участие в выставках и ярмарках, из них две трети - в зарубежных. Выделяемые средства идут на покрытие расходов, связанных с арендой выставочных площадей и оплатой коммунальных услуг, подготовкой рекламных материалов, транспортировкой экспонатов. В среднем сумма дотаций для одного предприятия может составлять 40-60% от общих расходов на участие в зарубежной выставке. В большинстве федеральных земель устанавливается определенный лимит субсидирования, который обычно составляет около 4 тысяч евро для одного экспонента.

Особое место в системе национальной поддержки экспорта занимает агропромышленный комплекс, являющийся составной частью Единого аграрного рынка ЕС, развитие которого связано с финансовой поддержкой сельскохозяйственных производителей, стимулированием экспорта и защитой от импорта из третьих стран. В последнее время проводятся мероприятия по смягчению протекционистских мер, прекращению субсидирования экспорта и повышению открытости единого рынка. Национальные меры поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции опираются на рекомендации и нормы Единой сельскохозяйственной политики ЕС.

Эти меры представляют собой комплексную систему, в которой задействованы органы ЕС, Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии, другие министерства и ведомства Германии в рамках их компетенции, а также германские союзы сельхозпроизводителей, специализированные институты и агентства по предоставлению информации.

Основными мерами по поддержке экспорта аграрной продукции являются: экспортные субсидии, квотирование импорта, защитные пошлины на импорт сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности из третьих стран, софинансирование специальных мероприятий по сбыту продукции и, косвенно, технические барьеры. Решения о введении указанных выше мер принимаются Комиссией ЕС на определенный срок в зависимости от ситуации на рынке.

Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии в качестве мер по содействию экспорта осуществляет софинансирование участия германских компаний в международных аграрных выставках, оказывают информационное консультирование предприятий, предоставляют статистические и аналитические данные о потенциальных рынках сбыта, информацию о финансовых возможностях и гарантиях. Важным источником информации для потенциальных экспортеров служат различные аграрные союзы, фонды и агентства.

Германия является страной, где малый и средний бизнес составляет значительную часть экономики, поэтому поддержка данного сектора является приоритетной для государства. На сегодняшний день на малые и средние предприятия экспортируют одна пятая от всего объема выпускаемой продукции, что составляет 200 миллиардов евро в год.

Одной из наиболее популярных мер по поддержки экспортной деятельности Германии является кредитование экспорта. Принцип данного кредитования заключается в том, что компания получает из государственного бюджета компании экспортный кредит по льготной ставке. Государство продлевает срок экспортного кредитования и упрощает процедуру получения экспорта.

Государственная поддержка может осуществляться в форме прямого финансирования, рефинансирования, установление фиксированной процентной ставки на весь период кредитования, страхование экспортных кредитов.

Страхование экспортных кредитов является наиболее распространенным и успешным способом поддержки экспортеров в Германии. Оно осуществляется посредством экспортных кредитных агентств. В условиях непредсказуемости ситуации на зарубежных рынках, нестабильной политической обстановки в стране, экспортеры часто принимают отрицательное решение относительно входа на новые рынки, или вовсе «замораживают» деловые отношения с торговыми партнерами. Для преодоления таких проблем создаются ЭКА.

К основным направлениям деятельности ЭКА относятся кредитование внешнеторговых операций, предоставление государственных гарантий по экспортным кредитам и страхование экспортных кредитов. Также они оказывают финансовую помощь национальным предприятиям, которые планируют выход на новые рынки сбыта. ЭКА могут быть, как правительственными, так и коммерческими. При различных формах создания данных агентств влияние политического давления на их деятельность может быть различным. С одной стороны, администрацию ЭКА можно убедить проводить более активную работу по утверждению сделок. У некоторых стран есть специальные договоренности гарантировать экспорт, который имеет «государственное значение». В этом случае, государство несет все риски финансирования и страхования. С другой стороны, ЭКА могут быть привлечены к выполнению рискованных операций, которые могут привести к кредитным дефолтам.

Таким образом, целью торговой политики является стабильное развитие мировой торговли, устранение ограничений на международную торговлю, снижение таможенных барьеров и достижение равноправия между странами.

.3 Перспективы направлений экспортного развития ФРГ

Основной составляющей немецкого экспорта является промышленная продукция. Около 80% всех экспортных поставок приходится на промышленность. Больше половины вывозимой продукции обеспечивают четыре отрасли: автомобилестроение, электротехника, машиностроение и химия. Продукция данных отраслей отличается высоким качеством и отвечает современным мировым стандартам. Кроме того, промышленная продукция всегда пользовалась спросом, как на внутреннем, там и на внешнем рынке. Однако из-за начавшегося в 2008 году мирового финансового кризиса многие отрасли промышленности были серьезно затронуты. Так, спрос на автомобильную продукцию упал до рекордного уровня, как на внутреннем, так и на европейском рынке.

В этот период Германия начала активно применять меры, нацеленные поддержку национальной автомобильной промышленности. Эти меры включали дополнительные кредиты и займы, которые подпадают под определение специфической субсидии и согласно правилам ВТО являются недопустимыми. Помимо национальных кредитов Совет директоров Европейского инвестиционного банка выделял дополнительное кредитование концернам автомобильной отрасли.

С целью стимулирования спроса на автомобильную продукцию немецкое правительство ввело компенсацию за утилизацию поддержанных автомобилей. Автомобили, срок службы которых превышает 9 лет, можно сдать на утилизацию и получить 2500 евро на покупку нового автомобиля. Подобная мера положительно сказалась на отрасли.

Однако правительственную поддержку получают не только те отрасли, которые являются основой немецкой экономики. Так, косвенной формой помощи немецкому экспорту со стороны государства является финансовая поддержка целого ряда экономических сфер, таких как: поддержка производительности и конкурентоспособности малого бизнеса, судостроения, авиации и космонавтики, угольной промышленности.

Например, судостроительная отрасль Германии обладает рядом особенностей: продолжительный цикл создания продукции от стадии разработки до передачи заказчику готовой продукции, высокая технологичность производства и связанные с этим повышенные инвестиции, а также особое значение отрасли в обеспечении транспортной, энергетической, сырьевой и военной безопасности государства.

Учитывая такие особенности, на сегодняшний день, несмотря на развитые принципы свободной торговли и конкуренции, судостроительная отрасль Германии остается одной отраслей экономики, где наблюдается высокая степень вовлеченности государства.

В целях поддержки экспортного потенциала компаний Федеративной Республики, со стороны национального правительства им оказывается поддержка по следующим важным направлениям:

1. Выдача компаниям долгосрочных банковских кредитов на производство новых видов продукций.

Суть выдачи такого кредита заключается в том, что выплата самого кредита и процентов по нему будет осуществляться из средств, которые данная компания будет получать от продажи готового изделия на протяжении десяти лет и более. При этом важным является то, что процентная ставка по банковским займам является минимальной, 3-5% в год. Размер ставки существенно меньше, в отличие от того, если выдача кредита производилась бы без привлечения гарантий государства.

2. Обеспечение немецким компаниям льготного налогообложения при совершении экспортных операций.

В рамках данного вида государственной поддержки, немецкие компании, которые изготовляют свою продукцию на территории ФРГ и сбывают её иностранным заказчикам, при осуществлении данного вида сделок получают значительные налоговые льготы, что позволяет им направлять часть финансовых средств на модернизацию производства и научно-исследовательские разработки.

3. Субсидирование инновационного производства.

Германия является активным участником в реализации принципов консультационной группы по программе развития европейского судостроения «LeaderSHIP - 2015». Финансирование научных исследований и инновационных разработок осуществляется Министерством экономики и технологий ФРГ. Данные меры нацелены на снижение степени финансовых рисков для предприятий, вкладывающих собственные средства в развитие новых судостроительных технологий. В случае, если разработанные инновационные элементы не найдут широкого применения в отрасли, то полученные в рамках указанной программы финансовые средства остаются в распоряжении судостроительной компании. Если внедрение новых технологий будет экономически успешно, компания, получившая финансовую помощь, должна будет вернуть полученные средства государству.

.   Предоставление немецким компаниям скидок на потребляемую ими электроэнергию.

Данный вид государственной поддержки заключается в том, что компании ФРГ получают возможность оплачивать потребляемую ими электрическую энергию по льготной цене. При этом нереализованные доходы компаний, занимающихся поставкой электроэнергии, компенсируются государством, посредством денежного возмещения убытков, или путем предоставления им косвенных преференций.

В связи с возникновением новых вызовов на мировом арене, введением новых стандартов и развитием все более технологичной продукции, Германия смещает приоритеты в сторону наукоемких отраслей. Активное участие государства в финансовом стимулировании экспорта наблюдается в последние годы именно в сфере производства наукоемкой продукции. Федеральное министерство образования и исследований Германии оказывает значительную финансовую поддержку. Оно финансирует до 50% расходов немецких фирм на НИОКР, в том числе и в целях повышения конкурентоспособности немецкой отрасли высокотехнологичной продукции. Федеральные и земельные органы исполнительной власти ежегодно увеличивают расходы на инновационную деятельность.

С целью утверждения в качестве мирового лидера в сфере высокотехнологичной продукции, федеральное правительство приступило к реализации программы поддержки высоких и наукоёмких технологий High-Tech-Strategie-Deutschland и тем самым упрочения своих экспортных позиций. Правительство планирует увеличить уровень финансовой поддержки на НИОКР до 3% ВВП к 2015 году.

Инновационный престиж Германии прежде всего связан с вложениями обрабатывающей промышленности; 54.6 млрд. евро, более 86% общих расходов экономики составляют издержки на научные исследования и разработки. Многие высокотехнологичные предприятия оказывают существенное влияние на внутреннюю экономическую производительность. В соответствии с последними данными, представленными Немецким институтом экономических исследовании (DIW), ни одна другая индустриально развитая страна не производит большего объема валовой добавленной стоимости в производственных отраслях, связанных с научными исследованиями, чем Германия. Особенно успешны традиционные для Германии отрасли - машиностроение, автомобилестроение, химическая промышленность и производство электроники.


Общая доля создаваемой добавленной стоимости в наукоемких отраслях немецкой экономики, более чем в два раза превышает подобные показатели Франции, Великобритании и Италии. Большое количество иностранных инвесторов в области научных исследовании и разработок особо подчеркивают сильную позицию Германии. В соответствии с исследованием Немецкого института экономических исследовании около 85,000 сотрудников заняты в немецких филиалах иностранных компании занимающихся научными исследованиями и разработками. Годовой бюджет данных компании на научные исследования и разработки составляет 15,2 млрд. евро, на них также приходится более 27% общих затрат на инновационную деятельность.

Таким образом приоритетным направлением в стимулировании экспорта Германии является финансовая поддержка, которая способствует повышению конкурентоспособности национальных предприятий на международном рынке, а также устойчивости внешнеторговых потоков.

Выводы и предложения

В данное время в мировой экономике каждая страна выбирая свой путь, одни проводят политику, направленную на увеличение экспорта, что представляет собой интенсивный вариант улучшения торгового баланса, в противовес экстенсивному - за счет уменьшения объема импорта. Но основные усилия многих государств в настоящее время направлено на многостороннее совершенствование методов стимулирования экспорта. Оно связано, прежде всего, с новыми тенденциями в развития мировой торговли - значительным увеличением объема услуг, организацией новых форм экспортного производства, увеличением числа и расширением границ свободных экономических зон, включением во внешнеэкономическую сферу малых и средних предприятий.

В целом, можно отметить, что за прошедшее время изменился сам характер мирового рынка. На него поступают теперь уже не излишки внутреннего производства, а заранее согласованные поставки конкретному покупателю.

Являясь пятой экономикой в мире, Германия находится в тройке лидеров стран-экспортеров. Ориентация на экспорт всегда являлась стержнем немецкой экономики и способствовала стабильному экономическому росту страны. В 2013 году экономика страны продемонстрировала высокие темпы роста - ВВП страны увеличился на 0,4%. В экспортной отрасли была сделана ставка на значительное расширение рынков сбыта, прежде всего, за счет экономически развивающихся стран. С другой стороны, немецкие предприятия значительно увеличили импорт комплектующих деталей для своей продукции из стран с более дешевой рабочей силой, преимущественно из государств Центральной и Восточной Европы.

Ввиду того, что Германия является одним их лидеров в мире по производству высокотехнологичной, инновационной и качественной продукции, которая пользуется значительным спросом, это позволяет ей выдерживать высокую конкуренцию на внешних рынках.

Жесткая конкуренция на внешних рынках побуждает национальные правительства, в частности немецкое правительство, оказывать поддержку экспортерам. Немецкое правительство создало эффективный механизм поддержки экспорта. Он включает в себя деятельность, как государственных финансовых институтов, так и частных. В Германии наиболее распространено экспортное кредитование и страхование экспортных кредитов.

В условиях повышенной конкуренции важным фактором увеличения эффективности государственной финансовой поддержки экспорта, как показывает опыт Германии, являются долгосрочные программы развития. При помощи данных программ представляется возможным совершенствование инструментов и технологий экспортной поддержки.

В Узбекистане механизм финансовой поддержки находится на стадии усовершенствовании. Ввиду активного стимулирования экспорта Узбекистан набирает конкурентные позиции на мировом рынке. Расширение масштабов и форм государственной финансовой поддержки национальных компаний может поспособствовать изменению сырьевой направленности экспорта Узбекистана в пользу промышленной и высокотехнологичной продукции.

Обобщая вышесказанное можно вывести некоторые предложения, представляющие практический интерес для Узбекистана:

1. Ввиду обострившейся конкуренции на мировом рынке, на данный момент будет целесообразным активизации инновационных процессов для создания больших объемов высокотехнологичной продукции. Это можно осуществить посредством увеличения инвестиций в высокотехнологические отрасли.

2.       Активизация сотрудничества Германии и Узбекистана должно содействовать изменению направления экспортной деятельности Узбекистана с сырьевого сектора на инновационный.

.         Необходимо наладить механизм передачи знаний и технологий посредством предоставления большего числа грантов узбекским и немецким исследователям, а также посодействовать интернационализации сферы образования и реализации совместных образовательных программ.

.         Необходимо развитие механизма страхования и кредитования экспорта. В частности, правительство должно разработать механизмы страхования и кредитования. А также оно должно предоставлять страхование на этапе производства и поставки продукта, что позволило бы получить узбекским компаниям определенные преимущества, а именно передача доли риска страховщику, предотвращая тем самым возможные убытки при наступлении страхового случая и увеличивая объемы экспорта.

.         Нужно усовершенствование института по оказанию узбекским экспортерам, в частности малым и средним фирмам информационные, консультационные и маркетинговые услуги по продвижению национальной продукции на международный рынок.

Таким образом, применение данных мер и детально разработанные действия государства по определенным направлениям содействия экспортной деятельности будет стимулировать рост объемов вывезенной продукции, расширению товарной и географической структуры. Это приведет к повышению конкурентных позиций страны на мировом рынке, стабильности сумм экспортной выручки и совершенствованию отраслей, ориентированных на экспорт, что в свою очередь приведет к росту экономики в целом.

Список использованной литературы

1. А. Погорлецкий Отношения /Учебник/ Москва -2001 «Экономика и экономическая политика Германии в ХХ веке»

. Абдурахмонов Б.Х. Мировая Экономика/Учебник/ Ташкент-2006

. Белов В.Б. Германия. Вызовы 21 века. - М. Издательский дом Весь Мир, 2009, 683 с.

. Борисов С. На сырье надежды мало // Экономика и жизнь. − 2010. − №47. 5. Булатова А.С. Мировая Экономика и Международные Экономические Отношения /Учебник/ Москва Магистр-2010

.     Исаченко Т.М. Торговая политика Европейского Союза. - М. Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010, стр.166-249.

7.       Ломакин В. К. Мировая Экономика /Учебник/ Москва-2008

.         Потемкина О.Ю (отв.ред.) Европейский Союз в 21 веке: время испытаний. - М. Издательский Дом Весь Мир, 2012

9.   Потемкина О.Ю. Европейский Союз в 21 веке: время испытаний. - М. Издательский Дом Весь Мир, 2012, стр. 325-336.

.     Смитиенко Б.М. Мировая Экономика /Учебник/ Москва Юрайт-2012

Статьи зарубежных исследователей

1.   Conconi P. The EU Common Commercial Policy and Global/Regional Trade Regulation, 2008

2.       Gehle-Dechant S., Steinfelder J., Wirsing M. «Export, Import, Globalisierung-Deutscher Außenhandel und Welthandel», Statistisches Bundesamt, 2010

.         Löser R., Russland Heute, «Deutsch-Russische Zusammenarbeit in Wissenschaft und Wirtschaft», 2011

4.   Moser С., Nestmann Т., Wedow М., Political Risk and Export Promotion: Evidence from Germany, 2008

5.       Rattner S. «Secrets of Germany’s Success» / Foreign Affairs / 2011

Приложения

Приложение 1

Основные показатели

2013



Год

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

На текуших ценах

EUR billion

Потребительские расходы

2,105.43

500.95

522.08

537.61

544.79

Конечные потребительские расходы домохозяйств

1,572.43

371.83

392.77

406.60

401.23

Государственные конечные потребительские расходы

533.00

129.12

129.31

131.01

143.56

Валовой прирост капитала

458.50

117.93

107.92

129.79

Валовой прирост постоянного капитала (ВППК)

472.21

99.67

121.63

125.75

125.16

Включая:

ВППК в технике и оборудования

170.89

38.11

42.96

42.06

47.76

ВППК в строительстве

271.34

54.51

71.39

76.24

69.20

Бытовое потребление

2,563.93

618.88

630.00

667.40

647.65

Экспорт

1,385.49

336.10

347.55

346.45

355.39

Импорт

1,211.82

294.36

302.33

309.97

305.16

ВВП

2,737.60

660.62

675.22

703.88

697.88



Приложение 2

анализ

Сильные стороны · Крупнейшая экономика в Европе; · Высокий уровень отчислений на НИОКР; · Производство высококачественных и высокотехнологичных товаров; · Активная поддержка промышленности государством; · Мощные институты государственного и частного сектора с низким уровнем коррупции; · Германия занимает 14 место в мировом рейтинге коррупции.

Слабые стороны · Высокие затраты на производство, государственный сектор, социальную сферу; · Высокая степень безработицы; · Присутствие экономических, социальных и инфраструктурных проблем в восточных землях Германии; · Высокие государственные отчисления и инвестиции в восточный регион страны;

Возможности · Дальнейшее распространение деятельности немецких компаний в странах Восточной Европы, которое позволит получить выгоды от совмещения высококачественной немецкой продукции с более низкими трудовыми затратами; аутсорсинг;

Угрозы · Нестабильная экономическая ситуация в мире, негативно сказавшаяся на объемах экспорта немецкой продукции в 2009-2010 гг.; · Сокращение населения, нехватка квалифицированных специалистов. · Автомобильный рынок: доминирование азиатских моделей.



Приложение 3

Основные торговые партнеры ФРГ в 2013г (в млрд. евро)

Экспорт

Импорт

Франция

100

Нидерландия

89

США

88

Китай

74

Британия

76

Франция

64

Нидерландия

71

США

48

Китай

Италия

48

Австрия

56

Британия

42

Италия

53

Россия

40

Швецария

47

Белгия

39

Полша

42

Швецария

38

Белгия

42

Австрия

37



Приложение 4

Структура мировой торговли товарами

Продукция

Общий объём, млрд. долл. Доля, %


2011

2012

1990

2011

2012

АПК:

567

574

12,2

9,1

9,0

Продукты питания

442

457

9,3

7,1

7,4

Сырьё

116

110

2,9

1,8

1,7

Добывающей промышленности:

790

813

14,4

13,2

13,3

Минералы

62

60

1,6

1,2

0,9

Топливо

611

636

10,7

10,0

10,5

Цветные металлы

120

111

2,0

1,8

Промышленная:

4630

4477

70,4

75,0

74,9

Железо и сталь

144

143

3,1

2,1

2,1

Продукция химической промышленности

574

598

8,7

9,5

9,8

Другие виды продукции низшей обработки:

449

432

7,8

7,2

7,0

Машиностроение и транспортное оборудование

2566

2453

35,7

41,5

41,2

Продукция автомобильной промышленности

571

570

9,4

9,3

9,3

Офисное и телекоммуникационное

940

828

8,8

15,3

13,9

Иные виды транспортного оборудования

1055

1061

17,5

16,9

17,6

Продукция текстильной промышленности

157

147

3,1

2,5

2,6

Одежда

199

195

3,2

3,3

3,2

Другие виды потребительских товаров

541

565

8,8

8,7

8,9


Похожие работы на - Формы и методы государственного стимулирования и поддержки экспорта (опыт ФРГ)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!