Услуги как объект международной торговли

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    134,95 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Услуги как объект международной торговли

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ УСЛУГ КАК ОБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

.1 Понятие и сущность услуг, их виды, особенности и отличия от других объектов международной торговли

.2 Сущность мирового рынка услуг, его структура

.3 Способы регулирования мирового рынка услуг, нормативно-правовая база

. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ

.1 Доля операций по торговле услугами в общем объёме международных операций, их значение и влияние на экономику стран

.2 Позиции России на мировом рынке услуг

.3 Основные международные компании, оказывающие услуги

Глава 3. Проблемы и направления развития услуг как объекта международной торговли

.1 Проблемы осуществления международных торговых операций в сфере услуг в мире и в России

.2 Направления совершенствования мирового рынка услуг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Появлению и развитию рынка услуг логически и исторически предшествовало развитие мирового рынка товаров. Увеличение объемов внешней торговли, серьезная конкуренция товаропроизводителей привели к появлению неценовой конкуренции, сопровождающейся продажей товаров с предоставлением определенных услуг, таких, как транспортировка, фрахт, страхование, банковские и финансовые услуги. Впоследствии эти услуги стали обособляться, и затем сформировался самостоятельный рынок - рынок услуг, расширяющийся за счет вовлечения в него все новых услуг в сфере туризма, образования, медицины.

В современных условиях с развитием научно-технической революции все большее значение приобретают консалтинговые, инженерно-строительные услуги, ноу-хау. Развитие транснациональных корпораций, вытеснение мелких и средних фирм, новшества в организации производства, маркетинге и распределении товаров способствуют интернационализации банковских и страховых услуг, вовлечению в их сферу бухгалтерских и инжиниринговых услуг. Заметные перемены произошли в организации торговли услугами в связи с развитием научно-технического прогресса - повышение наукоёмкости привело к росту стоимости услуг в цене товаров, изменился порядок заключения сделок по услугам, увеличилась доля услуг в общем объеме торговли. Изменилась структура предоставления услуг. Возросла доля производительных и профессиональных услуг, для которых характерна высокая степень централизации управления, финансов, оперативного контроля и маркетинга [24].

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что актуальность данной работы выражена в том, что в настоящее время в условиях всё усиливающейся глобализации и диверсификации производства услуги приобретают значительную роль в экономике многих стран в силу своих особенностей и отличий от товаров. Услуги вносят весомый вклад в бюджет страны, оказывающей эти самые услуги.

Таким образом, актуальность данной проблемы предопределила цель и задачи нашего исследования. Целью данной работы является изучение особенностей услуг как объекта международной торговли, их значение в экономике различных стран, в том числе и в России.

Чтобы достичь поставленной цели, нами были выделены следующие задачи:

)        изучить теоретические основы особенностей услуг как объекта международной торговли;

)        проанализировать процесс осуществления международных торговых операций в сфере услуг, их долю в общей мировой торговле;

)        выявить проблемы и направления совершенствования мирового рынка услуг.

Объектом данного исследования является международная торговля, а предметом - услуги как объект международной торговли.

Информационную базу исследования составили материалы международных нормативно-правовых актов и соглашений, сборников научных трудов Балаевой, Булатова, Фомичева, Николаевой, Интернет-сайтов Всемирной торговой организации, официальные сайты информационных порталов.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы:

)        дистанционные методы сбора информации;

)        прямой анализ и синтетическое сведение при сборе и обработке статистических данных;

)        элементарно-теоретический анализ факторов, влияющих на мировой рынок услуг.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке дальнейших стратегий развития мирового рынка услуг в условиях существования Всемирной торговой организации на международном уровне и в отдельных государствах. Особая практическая значимость исследования заключается в том, чтобы выявить наиболее перспективные направления совершенствования национального рынка услуг в Российской Федерации в целях улучшения состояния экономики и наиболее благоприятных условий сосуществования на международной арене с другими странами.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ УСЛУГ КАК ОБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

.1 Понятие и сущность услуг, их виды, особенности и отличия от других объектов международной торговли

В рыночной экономике услуги являются полноправным объектом купли-продажи. Особо важная роль услуг в экономике обусловлена следующими факторами:

·        высокой доходностью (ликвидностью) услуг, которые, как правило, потребляются в момент их производства;

·        относительно невысокой материалоемкостью (включая так называемые нематериальные услуги), что увеличивает объем добавленной стоимости, а, следовательно, национальный доход;

·        коротким сроком получения платы за представленные услуги.

Рынок услуг, в отличие от рынка товаров, характеризуется большими динамизмом и гибкостью. Это объясняется тем, что скорость оборота капитала в сфере услуг выше, чем в производственных отраслях, и для организации бизнеса услуг требуется значительно меньше первоначального капитала, чем в других секторах экономики.

Условие привлечения целевого сегмента к потреблению услуг фирмы на международном рынке и обеспечение ее конкурентоспособности - это, прежде всего, удовлетворение ожиданий потребителей относительно качества услуги. Ожидания потребителей формируются под воздействием их прошлого опыта, слухов и рекламы. Потребители выбирают продавца услуги и после ее представления сравнивают собственные впечатления и ожидания. Если впечатление об оказанной услуге не соответствуют ожидаемому представлению, потребитель теряет интерес к продавцу услуги, в противном случае он склонен вновь воспользоваться предлагаемой услугой [10].

В общем случае услуга является товаром, но имеет определенные особенности. Услуга - это любая деятельность или благо, которые одна сторона может предложить другой. При этом она является неосязаемой и не приводит к овладению собственностью. Для различия между товаром осязаемым и услугой введено понятие континуум "товар-услуга", т.е. множество вариантов комбинаций, начиная от преобладания товара (продукты, автомобили) и заканчивая преобладанием услуги (консультирование, обучение) [20].

Услугам присущи характеристики:

• неосязаемость услуги означает, что ее нельзя продемонстрировать, увидеть, хранить, упаковывать, поскольку она носит нематериальный характер. В связи с этим возникают проблемы покупателя (трудность оценки услуги до ее приобретения) и продавца (сложность демонстрации услуги);

• неотделимость услуг означает, что услуги нельзя отделить от их источника. При этом взаимодействие поставщика и покупателя является особым аспектом маркетинга услуг. Характерной особенностью неотделимости услуг является присутствие в процессе их предоставления других потребителей (услуги авиакомпаний, концертные, ресторанные услуги), что может снизить их качество;

• непостоянство качества услуг определяется тем, что качество зависит от того, кто их предоставляет, в какое время и в каком месте. Организации сферы услуг предпринимают различные меры по контролю качества (отбор и обучение персонала, внедрение современных технологий);

• недолговечность услуги означает, что услуги нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. Для укрепления имиджа и привлекательности фирмы услуг используют различные методы, например поощрение потребителей к повторному оказанию услуги (авиакомпании), создание членских клубов, распространение дисконтных карт [21].

В сфере услуг выделяют три вида маркетинга:

• внешний определяет взаимоотношения фирмы и потребителей;

• интерактивный предполагает, что воспринимаемое качество услуги в значительной степени зависит от качества взаимодействия покупателя с продавцом;

• внутренний определяет взаимоотношения продавцов и фирмы.

Внутренний маркетинг должен предшествовать внешнему, так как нет смысла рекламировать превосходное качество услуги до тех пор, пока персонал не сможет его обеспечить. Чтобы измерить качество услуги, продавец должен определить, каким образом потребители воспринимают качество. Для улучшения качества маркетологам услуг следует проанализировать ключевые критерии, используемые потребителями для измерения качества и ожидания целевой аудитории. К ним относятся:

степень доступности услуги, то есть насколько просто получить доступ к ней;

репутация (имидж) компании;

знания продавца услуг, т.е. действительно ли продавец понимает нужды клиентов;

надежность услуги, т.е. насколько услуга последовательна и надежна;

безопасность означает, что производство и потребление услуги не связаны с риском (косметические операции, услуги аттракционов);

компетенция персонала предполагает наличие у сотрудников фирмы услуг соответствующей квалификации;

уровень коммуникации определяет, насколько хорошо компания донесла до потребителя суть услуги;

обходительность, то есть насколько сотрудники вежливы, тактичны и внимательны;

реакция сотрудников - проявляют ли сотрудники фирмы услуг желание и способность быстро и качественно предоставить услугу;

осязаемые факторы определяют внешний вид сотрудников и обстановку офиса фирмы услуг. Первые пять факторов связаны с качеством услуги, а последние пять - с качеством ее предоставления.

Растущие издержки заставляют организации сферы услуг повышать уровень производительности [18].

Определим возможные пути повышения производительности услуг:

• лучше обучать сотрудников или нанимать новых, которые будут работать лучше за ту же плату;

• увеличить количество услуг в ущерб качеству (прием врача);

• индустриализировать услугу, устанавливая дополнительное оборудование и стандартизируя производство ("Макдональдс" использует конвейерный способ производства услуги);

• повысить эффективность услуги (отучение от табакокурения снижает потребность в последующем дорогом лечении);

• поощрять потребителей к замене труда служащих собственным (шведский стол, автоматические парковочные счетчики);

• в условиях колебания спроса увеличить гибкость, т.е. способность изменять производственные мощности (нанять временных работников) или величину спроса (дифференцирование цены, поощрение потребителей в непиковые периоды) [28].

К основным видам услуг можно отнести:

·        туристические

·        коммерческие

·        банковские

·        страховые

·        финансовые

·        инжиниринговые

·        консалтинговые и др.

В Системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).

В свою очередь международные услуги могут быть факторные (disembodied) - это услуги, связанные с пересечением границы, а также классические услуги по предоставлению капитала, в сфере туризма, образования, медицины, и не факторные (splintered, separated), для которых характерно пространственное разделение производителя и потребителя (фильмы, патенты, издательская деятельность).

По формам реализации услуги могут быть подразделены на четыре основные группы в зависимости от нахождения производителя и потребителя в момент ее потребления:

. Услуга предлагается на территории ее потребления. Примером такого "перемещения" является миграция рабочей силы капитала - сеть ресторанов "Макдональдс", банковские и страховые услуги, которые связаны с открытием дочерних отделений, филиалов за рубежом и обслуживанием клиентов на их территории.

. Услуга потребляется за рубежом, что предопределяет перемещение потребителя услуги. Примером может выступать туризм, когда туристы выезжают за рубеж для отдыха, развлечений, деловых встреч и т.д.; обслуживание судов, самолетов, которое происходит в иностранных портах и аэропортах; медицинское обслуживание - проведение курса лечения, операций в зарубежных клиниках, больницах; образование - учеба в зарубежных университетах, колледжах.

. Услуга предлагается и на территории ее потребления и за рубежом. Например, чтение лекций профессорами университетов, гастроли театров, артистов.

. Услуга не перемещается из страны в страну. В такую группу входят услуги транспортных фирм, предоставляющих свой транспорт для перевозки грузов за границу, подготовка проектно-сметной документации, которая затем может быть передана по каналам связи.

Как правило, услуги первых трех групп относятся к факторным услугам, четвертой - к не факторным. В целом же к международным услугам можно отнести: транспортные, услуги связи, туризма, консалтинговые, инжиниринговые, инженерно-строительные, информационные, юридические, страховые, посреднические, финансовые, образования, медицинские и т.д.[6]

Услуги, в том числе и международные, в отличие от товаров имеют свои особенности: во-первых, они не обладают овеществленной формой, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации; во-вторых, услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению, в связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране их производства; в-третьих, не все виды услуг пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги; в-четвертых, сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

.2 Сущность мирового рынка услуг, его структура

Мировой рынок услуг, представляющий собой сферу обмена между странами услугами, является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Предметом обмена на этом рынке являются услуги, выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки, техники, производства и управления. Формы реализации услуг на рынке достаточно многообразны: от классических лицензионных соглашений и продажи машин и оборудования, произведенных по новой технологии, до заключения компенсационных сделок.

В целом основными стимулами роста международных услуг являются:

• развитие научно-технического прогресса, внедрение новых технологий, которое создает необходимые условия для дальнейшего углубления специализации экономики и усиления тенденции к социализации сферы услуг;

• долговременный экономический подъем, приведший к росту доходов, что соответственно не могло не вызвать дополнительной потребности в ряде услуг, например в области туризма;

• деиндустриализация развитых стран и трансформация их национальных хозяйств в так называемые "экономики услуг";

• переквалификация рабочих мест, увеличивающая численность занятых в сфере услуг;

• индифферентность к невосполнимым природным ресурсам и развитие производительных сил за счет специализации и кооперации производства продукции, сокращающее малоэффективный экспорт [26].

Вплоть до недавнего времени международный рынок услуг был представлен мелкими и средними фирмами. Сегодня основными производителями и потребителями услуг выступают ТНК.

Специализация страны на тех или иных видах услуг зависит от уровня экономического развития. Преобладающими в промышленно развитых странах являются финансовые, телекоммуникационные, информационные и большинство отраслей деловых услуг. США, Великобритания, Франция, Швейцария, Германия являются экспортерами услуг образования и здравоохранения. Наиболее высокого уровня по размеру выставочных площадей и по количеству проводимых выставок достигли США и Западная Европа (особенно Германия).

Для развивающихся стран характерна специализация на транспортных, туристических и финансовых (оффшорных) услугах. Так, многие страны предпочитают осуществлять перевозки под панамским и либерийским флагами. Около половины доходов от экспорта услуг получает Панама за предоставление иностранным судам транзита через Панамский канал. Примерно четверть доходов в структуре торговли услугами поступает в Египет благодаря Суэцкому каналу. "Финансовыми гаванями" называют Багамские и Антильские острова, Гонконг, Сингапур и др.

Определенное влияние оказывает экономико-географическое положение страны. Например, существенные доходы получают страны, чьи портовые гавани находятся на перекрестке торговых путей, как, например, Роттердам в Нидерландах [12].

Некоторые страны могут получать высокие доходы от предоставления посреднических услуг при транзите товаров через свою территорию. Развитие торговли услугами способствует и оказанию так называемых сопутствующих услуг. Как правило, страны, предоставляющие портовые услуги, специализируются и на судоремонте. США как крупнейшие производители компьютеров широко поставляют на мировой рынок компьютерные услуги. В странах - экспортерах нефти преобладает фрахт с обслуживанием нефтеперевозок.

Среди развивающихся стран в международной торговле услугами выделяются три группы стран. К первой относятся новые индустриальные страны, особенно азиатского региона. Республика Корея, Гонконг, Сингапур, о. Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних десятилетий его объемы более чем в 6 раз.

Вторую группу составляют страны, для которых производство услуг является главным направлением развития экономики. Как правило, это островные или малые государства. Для них характерна ярко выраженная специализация на туристических, финансовых либо транспортных услугах.

Третья группа объединяет наименее развитые страны, являющиеся экспортерами на мировой рынок преимущественно сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т. д.). Для них доля торговли услугами во внешней торговле составляет менее 10%.

Для государств Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ, несмотря на некоторое наращивание торговли услугами, характерно превышение ввоза услуг над вывозом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия [4].

Структура мирового рынка услуг включает:

. Международный туризм - совокупность услуг, которые реально могут быть опробованы только в момент их потребления и которые в отличие от промышленных продуктов не могут воспроизводиться систематически. Успешная продажа туристических продуктов требует доверительных взаимоотношений между клиентами и продавцом.

Наиболее развитыми в отношении международного туризма являются Европа, Северная и Южная Америка, Восточная Азия - Тихий океан. Внутри этой триады главная роль принадлежит Европе - 59,3% поездок и 52,7% денежных поступлений, затем Америке - 18,5% и 26,8% соответственно. Восточная Азия - Тихий океан (АТР) принимает 14,6% международных туристских прибытий и получает 15,4% мировых доходов от туристского бизнеса. На три остальных региона - Африку, Ближний Восток и Южную Азию, - где сосредоточена треть населения планеты, приходится всего 7,6% потоков и 5,1% доходов мирового туризма.

. Международный рынок технологий - это обмен технологиями, научно-техническими знаниями между покупателями и продавцами.

Все многообразие форм коммерческой передачи технологии в мировом хозяйстве в конечном счете может быть сведено к трем каналам:

• экспорт технологии на изобретение в овеществленном виде, вывоз ее вместе с вещными товарами с материализацией в прямых заграничных инвестициях;

• в чистом виде, т.е. технологии являются непосредственно товаром - лицензии, управление, контроль, оказание технической помощи;

• вместе с капиталом и производительными силами, предоставление технического капитала.

Одной из составляющих рынка технологий как части рынка услуг выступает торговля лицензиями и патентами. Лицензия - это разрешение продавца на использование другим лицом - покупателем изобретения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.

Рынок лицензий и патентов представлен в основном монополизированными фирмами, ТНК и МНК. Так, более 75% экспортных поступлений приходится на внутрифирменную торговлю, т.е. торговлю между головной (материнской) компанией и филиалами (дочерними фирмами) ТНК [33].

. Одной из составляющих мирового рынка услуг выступает инжиниринг. Инжиниринг - это обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке процесса производства и реализации продукции по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. Это услуги интеллектуального характера, направленные на оптимизацию инвестиционных проектов на всех этапах их реализации [14].

Международная торговля инжиниринговыми услугами заключается в предоставлении одним государством другому инженерно-расчетных, консультационных и инженерно-строительных услуг в процессе проектирования и сооружения за рубежом промышленных и иных объектов.

Объектом рынка инжиниринговых услуг выступают:

• услуги, связанные с подготовкой процессов производства, к которым относят, как правило, предпроектные, проектные, послепроектные и специализированные услуги (прединвестиционные); наиболее широко они применяются в жилищном и промышленном строительстве, а также в сооружении объектов инфраструктуры; на них приходится около 8% всего оборота услуг в европейском строительстве;

• услуги, связанные с обеспечением нормального хода производственного процесса и реализации продукта, т.е. работы, направленные на оптимизацию процессов эксплуатации и управления предприятием и реализацию его продукции.

Реинжиниринг (англ. re-engineering) - это инженерно-консультационные услуги по перестройке систем организации и управления производственно-торговым и инвестиционным процессами хозяйствующего субъекта в целях повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости.

4. Консалтинг - это обособленный в самостоятельную сферу комплекс услуг коммерческого характера, имеющий целью подготовку и обеспечение процесса производства и реализации продукции. Иначе говоря, это совокупность услуг, связанных с обработкой информации по заказам клиентов и информационным обслуживанием на ЭВМ в режиме разделения машинного времени в виде информации, консультации и экспертизы различных видов хозяйственной деятельности.

. Не последнее место среди услуг занимает сфера информационных услуг, т.е. продажа разнообразных видов информации. В частности, в информационный рынок входит: деловая, правовая, экологическая, медицинская и другая информация, информация для специалистов и массовая потребительская информация. Наиболее динамичной частью мирового информационного рынка является сектор деловой информации, включающий информацию об отдельных товарных рынках и рынках конкретных стран [2].

. Рынок транспортных услуг представляет собой куплю-продажу услуг по перевозке, транспортировке грузов из одной страны в другую. Транспорт является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами. Товары сами по себе перемещаться от продавца к покупателю не могут, поэтому возникают определенные посреднические операции по их перемещению, выделяющиеся в самостоятельную сферу услуг, - транспортные операции, осуществляемые транспортными организациями. Такие операции наряду с национальными (транспортировка внутри страны) могут быть и международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки.

. Значительное место среди мировых услуг занимают купля-продажа страховых и банковских услуг.

Страховые услуги - это комплекс услуг по страхованию самых разнообразных рисков. Их зарождение связано с развитием рынка услуг, что в немалой степени было обусловлено наличием рисков при продаже таких услуг, как транспортные. Международный товарооборот, прежде всего, подвержен рискам, связанным с транспортировкой грузов. Поэтому центральное место в страховании внешнеэкономической деятельности занимает транспортное страхование - морское, воздушное, сухопутное. И в первую очередь морское, ибо большая часть внешнеэкономических грузов транспортируется морем. Страхование транспорта и грузов - каско и карго является основным в имущественном страховании международных страховых компаний [9].

Рынок банковских услуг, как и страховой, сформировался достаточно давно, и его роль в экономике нельзя переоценить. Агентами рынка выступают крупные национальные и международные банки, представляющие услуги не только клиентам собственной страны, но и иностранным либо у себя, либо за рубежом путем открытия своих филиалов и отделений. Большое количество банков в силу своего международного характера превратилось в транснациональные банки, имеющие широкую зарубежную институциональную сеть, объем операций которых из года в год растет. Причем процесс концентрации и централизации банковского капитала приводит, несмотря на определенные ограничения, к слиянию банков. Крупным банкам проще не только конкурировать, но и расширять сферу своего действия, увеличивать число видов и объемы проводимых операций.

.3 Способы регулирования мирового рынка услуг, нормативно-правовая база

Рост международной торговли услугами, превращение их в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили вопрос о необходимости регулирования мирового рынка услуг. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 70-80-е гг., когда регулирование экономики перешагнуло национальные границы и охватило сферу не только международной торговли, но и сферу услуг. В эти годы государство жестко регулировало международный рынок услуг. Проводя политику протекционизма, защищая молодой сектор услуг, оно ввело определенные ограничения, барьеры, различные формы таможенного контроля, контроль за ценами, стандарты и получение лицензий. ОЭСР приняла общие и специальные ограничения; правила "истеблишмента", определяющие порядок создания и функционирования иностранной фирмы на территории государства, и законы, регулирующие данный порядок; режим заключаемых сделок, обязательств по использованию местных ресурсов, правила дифференцированного отношения к отечественным и иностранным фирмам [15].

Такое регулирование рассматривалось как приоритетное направление национальной политики, были введены ограничения движения рабочей силы и капитала в целях борьбы с инфляцией, запрещено использование информации, обработанной за рубежом. Кроме того, были приняты ограничения, связанные с прямыми иностранными инвестициями, установлены правила, запрещающие предоставление услуг иностранными фирмами, например, они не могли проводить прямое личное страхование граждан; был регламентирован порядок использования иностранной фирмой рабочей силы и услуг отечественных фирм. Целью данной политики была, прежде всего, защита интересов потребителя, преодоление отсутствия необходимой информации о мировом рынке услуг, что ограничивало возможности потребительского выбора. Политика регулирования рынка услуг являлась частью государственной ценовой и антиинфляционной политики.

Впоследствии регулирование отошло на второй план не только внутри стран, но и в международном масштабе, начался период либерализации торговли услугами. Основная идея либерализации заключалась в возможности использования тех же правил, что и для внешней торговли товарами: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранного производителя [16].

В основу международного механизма регулирования услуг были положены следующие принципы:

• Рыночной конкуренции. Обеспечение равных конкурентных возможностей для всех стран, свободное вхождение в рынок, снятие существенных ограничений и барьеров в виде тарифов, пошлин, налогов, демпинга.

• Режима наибольшего благоприятствования, позволяющего странам беспрепятственно участвовать в мировом рынке услуг, оказание определенной поддержке со стороны государства субъектам рынка, поощрения экспорта и импорта услуг.

• Специфического и дифференцированного отношения к развивающимся странам, что выражалось в снятии ограничений на предоставление современных услуг, особенно технологических, в расширении возможностей этих стран в участии в качестве экспортеров и импортеров на рынках услуг, в оказании отдельным развивающимся странам с наименее развитой экономикой помощи в использовании технологии, приобретении патентов и лицензий, развитии туристических услуг, консалтинга и инжиниринга.

В настоящее время торговля услугами на международном уровне регулируется с помощью ГАТС - Генерального соглашения по торговле услугами. Это первое многостороннее межгосударственное соглашение по торговле услугами - важнейший итог Уругвайского раунда. ГАТС содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами. Предметом ГАТС являются меры, оказывающие воздействие на торговлю услугам осуществляемые центральными, региональными и местными органами власти, а также неправительственными учреждениями, через которые осуществляется юрисдикция правительства (статья I ГАТС).

Круг ведения ГАТС включает все виды услуг и любые отраслевые направления торговли услугами, исключая услуги, поставка которых вызвана выполнением правительством функций управления. ГАТС регулирует как трансграничную торговлю услугами, так и торговлю ими в пределах национальной территории. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм - Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки - Международная морская организация (ИМО).

Не меньшее значение имеет и многостороннее регулирование внугриинтеграционного (регионального) объединения. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами [1].

Регулирование услуг на международном уровне дополняется регулированием внутри страны. Особенно это касается таких услуг, как технологический обмен. Вплоть до конца 70-х гг. рынки технологий характеризовались очень высокой степенью государственного вмешательства. С помощью косвенных мер регулирования (главным образом фискальных и денежно-кредитных) государство поощряло как распространение, так и использование новых технологий. Особенно наглядно это проявилось в США, где проводилось льготное налогообложение инновационных фирм, было отменено двойное налогообложение передачи технологий, предоставлялись льготные кредиты.

В 80 гг. государственное воздействие было ограничено (прежде всего, это коснулось налоговых льгот). Тенденция снижения налогового бремени осталась, но произошло снижение ставок, а не предоставление льгот. Государственная прямая поддержка стала больше концентрироваться на предконкурсной стадии, когда проектируется базовая технология, после создания которой компании разрабатывают свои фирменные модификации. Практически отошла в прошлое и такая модель государственной поддержки, при которой финансирование из бюджета распространяется на все этапы инновационного цикла. В настоящее время поощряется лишь увеличение расходов на НИОКР, что направлено на стимулирование распространения нововведений (бесплатный доступ к знаниям) [29].

Еще одним важным рычагом государственного воздействия на рынки технологий является изменение в системах интеллектуальной собственности, например, расширение правовой защиты, принятие законов об увеличении срока патентов, удешевление патентов, государственные субсидии экспорта.

Не последнее место в таком регулировании занимает транспорт и международный туризм, где все действия государства направлены на либерализацию торговли.

2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ


Сфера услуг завоевывает в последние десятилетия все более устойчивые позиции в мировой экономике. Для многих стран характерны увеличение объемов производства услуг, возрастание доходов от сервисной деятельности, повышение занятости в этой сфере, расширение экспорта и импорта услуг. Изменения, происходящие в сервисном секторе, столь существенны в мировом масштабе, что современная экономика удостоилась определения "сервисная", или "экономика услуг".

Тенденция увеличения доли доходов от сферы услуг в ВВП обозначилась в развитых странах в 1960-1970-х гг. В настоящее время, по оценкам Всемирного банка, сервисный сектор составляет около 70% мирового ВВП. К странам-лидерам, доля доходов от сферы услуг которых превысила ¾ ВВП, относятся, в частности, Люксембург (85%), Франция (77%),США(76%),Бельгия(75%),Великобритания(75%). На долю сервисной индустрии более 50% ВВП приходится практически во всех государствах Западной Европы и Северной Америки, а также в некоторых странах Юго-Восточной Азии, например, в Гонконге (90%) и Сингапуре (69%). Для таких стран высокий уровень развития сферы услуг, как правило, гармонично обеспечивается самыми разнообразными видами сервисной деятельности: финансово-кредитными и образовательными, бытовыми и туристическими, медицинскими, телекоммуникационными и прочими услугами [36].

Вместе с тем следует отметить существенное увеличение доли занятых в сервисном секторе по сравнению с соответствующим значением для промышленного производства. Наиболее высокая занятость в сфере услуг в США(79% занятого населения), Нидерландах (78%), Великобритании (76%), Швеции (76%), Люксембурге (76%), Канаде (76%), Австралии (75%), Франции (74%), Бельгии (74%), Дании (74%) и некоторых других странах.

Примечательно, что в сфере услуг нередко доминируют отдельные сервисные отрасли. Речь идет главным образом о странах, обладающих уникальными природными ресурсами, и (или) странах, на территории которых находятся образцы всемирного культурного наследия. Превалирующую роль в их экономике играют, как правило, туристическая сфера, финансово-кредитная система, транспорт и некоторые другие отрасли индустрии услуг.

Столь активное развитие сферы услуг в мире обусловлено влиянием целого ряда факторов, среди которых К.Лавлок, один из всемирно признанных авторитетов в области управления сервисными организациями, выделяет пять основных:

• политика государства;

• тенденции бизнеса;

• развитие информационных технологий;

• социальные изменения;

• интернационализация сферы услуг.

Политика государства может оказывать воздействие на сервисный сектор путем смягчения государственного регулирования, приватизации сервисных организаций, снижения ограничений в торговле услугами, ужесточения законов, направленных на защиту потребителей и сотрудников, охрану окружающей среды [17].

Тенденциями бизнеса, наиболее значимыми для развития сферы услуг, К. Лавлок считает расширение сервисной деятельности промышленными предприятиями, распространение франчайзинга, ориентацию организаций на повышение качества услуг, фокусирование внимания на запросах потребителей, ужесточение требований при найме персонала.

Развитие информационных технологий проявляется в интеграции компьютерных и телекоммуникационных технологий, все более интенсивном использовании компьютерной техники и Интернета, в возникновении новых и усовершенствовании традиционных видов услуг.

Социальные изменения, благоприятствующие развитию сферы услуг, заключаются в росте доходов населения, трансформации стиля жизни, повышении культурно-образовательного уровня, что сопровождается абсолютным и относительным увеличением затрат на потребление услуг.

Интернационализация сферы услуг находит отражение в активизации процессов слияния и поглощения на международном уровне, выходе организаций сферы услуг на новые рынки, возникновении значительного числа стратегических альянсов, расширении деятельности транснациональных сервисных компаний, увеличении числа зарубежных поездок потребителей услуг и т. п.[8]

Определяющими факторами развития сервисной сферы считаются также научно-техническая революция и структурно-технологическая перестройка материального производства. Научно-техническая революция обусловливает выход на рынок широкого спектра инновационных услуг, связанных с информационными технологиями, компьютеризацией, новыми способами коммуникаций. Кроме этого, научно-технический прогресс заметно снижает барьеры при передаче услуг на расстоянии, тем самым стимулируя укрепление международного рынка услуг. В ходе структурно-технологической перестройки материального производства в развитых странах в 1980-е гг. существенно вырос спрос на деловые услуги, в связи с чем многие непрофильные подразделения крупных организаций, специализирующиеся на услугах, перешли на самостоятельный путь развития бизнеса. Росту сервисной сферы в последние годы способствуют и проводимые во многих странах процессы приватизации и дерегулирования различных отраслей (транспорта, телекоммуникаций, страхования и др.), а также либерализация внешнеэкономических связей [27].

Глобальный экспорт коммерческих услуг в 2012 г. вырос на 2% и составил 4,3 млрд. долларов. Поставки транспортных услуг росли в соответствии с общемировыми трендами в 2%, экспорт группы прочих видов коммерческих услуг вырос лишь на 1%, а наибольший прирост (4%) был зафиксирован по статье "поездки".

Рисунок 1 - Динамика объема мирового рынка транспортно-логистических услуг, 2007-2012 гг. (источник: Armstrong & Assotiates Inc., данные компаний, РБК.research) [38].

Среди прочих видов коммерческих услуг наиболее динамично развивался экспорт компьютерных и информационных услуг (прирост на 6%). Развитие сегмента услуг в мировом ИКТ образует мозговой центр информационной экономики, т. к. здесь создается интеллектуальная начинка товаров и услуг, производственных технологий, бизнес-процессов. По объему поставок "умного" продукта и его инновационному наполнению по-прежнему лидируют США и страны ЕС, где сосредоточена основная часть мирового интеллектуального потенциала в этой области.

Согласно данным IDC, мировой ИТ-рынок в 2012 г. достиг величины в $2,03 трлн., что на 6,3% превышает результат прошлого года.

Рисунок 2. Мировой рынок ИТ 2010-2016, млрд $ (Источник: IDC, 2013).

В структуре мирового ИТ-рынка преобладает оборудование - оно занимает около половины суммарного объема рынка в денежном выражении. Услуги (не включая телекоммуникационные) составляют около трети рынка, а на ПО приходится порядка пятой части совокупных ИТ-затрат. Рассматривая составные части ИТ-рынка, следует принимать во внимание, что понятие "структуры рынка по миру в целом" абстрактно - оно сродни пресловутой "средней температуры по больнице". Приведенные в диаграммах цифры являются лишь результатом деления некоей суммы средств, затраченных на ИТ в глобальном масштабе, на общемировой объем поставленных товаров и оказанных ИТ-услуг. Эти данные не позволяют судить о структуре ИТ-расходов отдельно взятой страны или региона. ИТ-рынки различных стран существенно различаются по своему структурному составу, причем, если для развитых экономик характерно преобладание "виртуальной" составляющей ИТ-затрат (ПО и сервисы), то в расходах развивающейся экономики, куда входит и Россия, продолжает традиционно доминировать "железо".


Рисунок 3. Структура ИТ-рынков отдельных стран и регионов за 2012 год (Источник: IDC, 2012)

Неодинаков и вклад разных стран в общий процент роста мирового ИТ-рынка. Здесь традиционно доминируют страны БРИК, в то время как ИТ-расходы стран Западной и Центральной Европы практически не растут уже несколько лет. Лидером роста среди развитых стран являются США. Темп роста ИТ-рынка этой страны вкупе с гигантскими абсолютными значениями объема рынка благоприятно сказывается на динамике мирового рынка информационных технологий в целом.

Рисунок 4. Темпы роста ИТ-рынка США (Источник: IDC, 2013) [38].

Наряду с компьютерными и информационными услугами также увеличился экспорт строительных и страховых услуг (3% и 2% соответственно), на 2% выросли прочие виды деловых услуг, охватывающие юридические и бухгалтерские услуги, консалтинг, рекламу, маркетинг, а также такой важный для коммерциализации инновационной деятельности сегмент, как инжиниринговые услуги.

Ведущие позиции на мировом рынке в области инжиниринговых услуг устойчиво занимают фирмы США, Франции, Англии, Японии, Германии, Италии, Канады и Швеции. Для географической структуры рынка инжиниринговых услуг характерно преобладание экспорта в развивающиеся страны, основная часть которых приходится на нефтедобывающие государства Ближнего и Среднего Востока и Азии. В последние годы инжиниринговые компании развитых стран сталкиваются с конкуренцией со стороны местных фирм и экономоператоров из Бразилии, Мексики, Индии, Кореи, Китая и др. [35]

Вместе с тем, в наибольшей степени в 2012 г. пострадал экспорт финансовых услуг (- 4%). В целом в 2012 г. произошло уменьшение поставок финансовых услуг из развитых стран на 6% при параллельном увеличении экспорта из развивающихся государств и стран СНГ на 3%. Кроме того, сократились поставки услуг связи, включая почтовые, курьерские и телекоммуникационные услуги (- 3%), а также роялти и лицензионные платежи (-2%).

На глобальном уровне в сфере поставок коммерческих услуг в 2012 г. лидеры не изменились. Первые позиции вновь заняли США (614 млрд долл., доля в глобальном экспорте - 14,1%), а также Великобритания (278 млрд долл., 6,4%) и Германия (255 млрд долл., 5,9%). Среди потребителей услуг на первом месте также были США (406 млрд долл., удельный вес в мировом импорте - 9,9%), на втором - Германия (285 млрд долл., 6,9%), и на третьей позиции - Китай (281 млрд долл., 6,8%).

2.2 Позиции России на мировом рынке услуг

По итогам прошедшего года позиционирование Российской Федерации в мировой торговле товарами и услугами практически не изменилось. Доля страны в глобальных поставках составила всего 1,3%, что свидетельствует о низкой степени вовлеченности российских компаний в международный обмен услугами и недостаточном развитии данного сектора в системе внешнеэкономических связей страны.

Баланс торговли услугами Российской Федерации, в отличие от торговли товарами, имеет устойчиво отрицательное сальдо: в 2012 г. дефицит торговли услугами достиг своего исторического максимума в 46,2 млрд долл. (Данные ЦБ РФ <#"825615.files/image006.jpg">

Рисунок 5. Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота транспорта в 2008-2013 гг., в % (источник: Сообщество специалистов по логистике и управлению цепями поставок).

В сфере туристических услуг данные Росстата показывают, что в 2012 году выездной туризм демонстрирует прирост на уровне 6%. За границей с туристическими целями побывало более 15,3 миллиона россиян. Всего за границу выезжало более 47 миллионов человек. Лидером по приему российских туристов по-прежнему осталась Турция. За год здесь побывало более 2,5 миллиона наших туристов. Второй по популярности у россиян страной в 2012 году стал Египет. Турпоток в эту страну постепенно восстанавливается, несмотря на периодически проходящие в стране митинги. По данным Росстата, прирост составил 31% в сравнении с 2011 годом, что в общем выражении составляет 1,9 млн туристов. Третье место в рейтинге предпочтений наших сограждан занимает Китай. За год эту страну посетило 1,3 млн российских туристов. Это на 12% меньше, чем в прошлом году.

Турпоток в нашу страну вырос на 10% и составил всего 2,57 млн человек. Диапазон роста и спада по большинству стран варьируется в районе тех же 10%. Рост показали 26 из 40 рассматриваемых стран.

Больше всего туристов в Россию в 2012 году приехало из Германии: 375,3 тысячи человек и плюс 8% в сравнении с предыдущим годом. На втором месте Китай, отправивший в нашу страну более 343 тысяч туристов. В прошлом году проводился Год российского туризма в Китае, результатом чего стал прирост туристских прибытий на 47%. США дали России еще почти 180 тысяч туристов, что на 6% больше, чем годом ранее. На столько же вырос турпоток из Великобритании: почти 136 тысяч туристов из этой страны посетили Россию в 2012 году [34].

Вместе с тем, значение сектора услуг для экономики России растет (доля в ВВП этого сектора - свыше 60%), однако доля экспорта услуг в совокупном вывозе страны остается практически неизменной - 10-11%, что значительно ниже среднемирового уровня в 19%.

В ближайшие годы рост поставок услуг может стать важным направлением диверсификации российского экспорта и снижения доли его сырьевой составляющей. Однако для этого требуется адекватная государственная поддержка, которая сегодня носит точечный характер и направлена, главным образом, на отрасли промышленности.

Российским экспортерам услуг для реализации имеющегося потенциала развития необходимо расширять круг поставляемых услуг с ориентацией на их новые и наукоемкие виды, повышать конкурентоспособность традиционных услуг, в том числе транспортных и туристических, и более активно внедряться на перспективные рынки услуг, в частности, создавая там дочерние компании и филиалы.

На ближайшие годы динамику российского экспорта, как и прежде, будет определять конъюнктура мировых цен на сырьевые товары. Так, согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2013 г. ожидается снижение стоимостных объемов экспорта до 526 млрд долл. (при неблагоприятном сценарии - до 505 млрд долл.). При этом для России характерно ухудшение показателей диверсификации экспорта за счет постоянного увеличения удельного веса энергоносителей и сырья. Доля вывоза по статье "машины, оборудование и транспортные средства" в общем товарном экспорте сократилась с 8,5% в 2000 г. до 4,9% в 2012 г., причем более половины приходится на продукцию оборонно-промышленного комплекса [23].

Значимость экспорта услуг особенно велика в связи с низкими темпами роста мировой торговли, с одной стороны, и отсутствием потенциала роста экспортных поставок таких традиционных российских экспортных товаров как нефть, нефтепродуктов и металлургическая продукция, с другой.

услуга международный торговля рынок

2.3 Основные международные компании, оказывающие услуги

Среди известных международных компаний, оказывающих транспортные услуги, необходимо выделить немецкую компанию DHL. Она была основана в Сан-Франциско (США) около 40 лет тому назад тремя предпринимателями - Адрианом Дэлси, Лари Хиллбломом и Робертом Линном. Компания DHL всегда отличалась высокими темпами развития. Сейчас DHL - это мировой лидер в области экспресс-доставки и логистики.

Сеть DHL охватывает более 220 стран мира. В компании работают 300000 высокопрофессиональных сотрудников, благодаря которым DHL предоставляет быстрый и надежный сервис, учитывающий все потребности своих клиентов. Компания имеет богатый опыт работы в области экспресс-доставки, воздушных, наземных, морских перевозок, а также логистических решений.

Несмотря на то, что штат компании с момента ее основания до настоящего времени вырос с трех до трехсот тысяч сотрудников, DHL по-прежнему отличают высокий уровень профессионализма и преданности своему делу. Успех компании DHL базируется на предоставлении традиционно высокого уровня сервиса своим клиентам. Отличительными чертами бренда DHL являются преданность сотрудников компании своему делу, вывод на рынок новых продуктов и услуг, а также глубокое понимание местных рынков. Однако залог своего успеха компания видит в своих сотрудниках. Бренд DHL принадлежит корпорации Deutsche Post DHL. В 2009 году оборот корпорации составил более 46 млрд. евро [39].

К наиболее известной компании в сфере оказания услуг связи в мире можно отнести Vodafone. Компания Vodafone - крупнейший в мире оператор мобильной связи была основана в 1984-м году как дочернее предприятие фирмы Racal Electronics Plc - третьей по величине фирмы в Великобритании, занимающейся электроникой, обретя независимость только в 1991. С тех пор компания носит имяVodafone Group Plc. Само название произошло от словосочетания Voice Data Fone (правильное написание phone), такое имя отражает процесс передачи голоса и другой информации посредством сотовых сетей, что является основной задачей компании.

За два десятилетия своего существования Vodafone из крупнейшей компании Великобритании превращается в мирового мультинационального гиганта, выходя на рынки стран Европы, Америки, СНГ, Африки, Среднего Востока, Азиатско-тихоокеанского региона. Компания владеет активами в 27-ти странах мира и в более сорока странах заключила договора о партнерском сотрудничестве с местными мобильными операторами.предоставляет компаниям-партнерам существенные скидки при покупке оборудования, телефонов, возможность использовать свои маркетинговые наработки, в свою очередь, получая присутствие на новом для себя рынке без огромных капиталовложений. Кому такое сотрудничество более выгодно вопрос спорный. Есть смутное подозрение, что в выигрыше все-таки остается Vodafone.

На рынок СНГ компания Vodafone вышла в 2008-м году объявив о сотрудничестве с группой компаний "МТС". Планируемое четырехлетнее сотрудничество должно, по заявлению представителей двух компаний, обогатить опыт обеих сторон. Рассматривается также и вопрос сотрудничества с украинскимУкртелекомом. В сотрудничестве с Vodafone компании СНГ планируют более успешно проводить внедрение сетей 3G, за которыми видят будущее сотовой связи [40].

На туристическом рынке в России довольно известной компанией считается Coral Travel. Обладая 20-летним профессиональным опытом в сфере выездного туризма, компания предлагает на российском туристском рынке только высококачественный турпродукт. В 2012 г. былo отправлено на отдых из России в 26 стран мира более 1 млн 340 тыс. туристов. Всего компании группы OTI обслужили в 2012 г. свыше 1 млн 900 тыс. человек.

В совместном рейтинге газеты "КоммерсантЪ" и Ассоциации туроператоров России (АТОР) "Крупнейшие турфирмы в России" за 2011 г. группа компаний OTI - Россия заняла первое место по числу отправленных туристов и объему товарооборота. Coral Travel также входит в число самых крупных туроператоров Украины. Компанией запущены чартерные программы из всех крупнейших городов Украины [41].

PricewaterhouseCoopers является самой известной компанией в области аудита и консалтинга. Она появилась в результате слияния двух сетей фирм - "Прайс Уотерхаус" и "Куперс энд Лайбранд" - история каждой из них насчитывает около 150 лет [42].

В области инжиниринговых услуг первое место в различных рейтингах занимает Корпорация Fluor. Она выполнила первый проект в России в конце 1970-х годов. С тех пор корпорация Fluor продолжает привлекать квалифицированный проектно-конструкторский персонал для качественной реализации проектов для заказчиков в России.

На данный момент Корпорация Fluor предлагает услуги по проектированию, снабжению, строительству, техническому обслуживанию и управлению проектами заказчикам из разных отраслей в различных странах мира. Благодаря способности обеспечить круглосуточную работу без выходных, корпорация Fluor выполняет проекты качественно и безопасно в любом регионе мира [43].

Выше были представлены наиболее успешные международные компании, оказывающие различного рода услуги. Несомненно, стоит отметить, что в мире существует ещё огромное количество подобных корпораций.


ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УСЛУГ КАК ОБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

.1 Проблемы осуществления международных торговых операций в сфере услуг в мире и в России

Позиции России в международной торговле услугами в целом в настоящее время, в силу ряда объективных причин и ее исторического прошлого, относительно слабые (уступают позициям в международном товарообороте) и не позволяют в полной мере реализовать экономические преимущества этой торговли. Вместе с тем, потенциал сферы услуг в нашей стране, базирующийся прежде всего на высококвалифицированных кадрах, представляется существенным.

Поставка Россией услуг за границу может рассматриваться как перспективная область ее внешнеэкономических связей и как источник увеличения валютных доходов. Эта область торговли заслуживает приоритетного внимания, направленного на установление оптимальных условий для динамичного роста. Услуги иностранных поставщиков России могли бы стать одним из главных факторов ускорения развития отечественных производительных сил при условии, что структура поставляемых услуг будет в большей степени сориентирована на подъем экономики, как и в других странах Запада, а на российском внутреннем рынке будет поддерживаться устойчивый баланс интересов между отечественными и иностранными поставщиками услуг, максимально удовлетворяющий потребителей и обеспечивающий полноценную конкурентную среду. Такой баланс обычно достигается сочетанием частичной либерализации торговли с временным применением протекционистских мер [19].

В последние годы внешняя торговля услугами России имеет устойчивое отрицательное сальдо, причем прослеживается тенденция возрастания импортной зависимости. Это объясняется сохраняющейся потребностью в импорте некоторых традиционных видов услуг и растущим спросом на прогрессивные, технически и технологически сложные услуги. Кроме того, значительное отрицательное сальдо в торговле услугами явилось следствием возросшей открытости российского общества, сопровождавшейся, в том числе, значительным увеличением масштабов выездного туризма.

Неизменно отрицательным является баланс России по статьям, связанным с предоставлением туристических, строительных, новых деловых услуг, страховых услуг. При этом решающее влияние на формирование итогового сальдо оказывает образующийся крупный дефицит по статье "поездки". Доходная часть внешней торговли услугами формируется за счет транспортных услуг, услуг связи (главным образом за счет космических разработок), торговли роялти, патентами, за счет лицензионных платежей, а также компьютерных услуг [3].

В сфере услуг, как и в других секторах экономики, существует ряд проблем по ее регулированию. Для решения накопившихся проблем было заключено рамочное Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), которое с 1 января 1995 года вошло в качестве неотъемлемой составляющей части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. Либерализация в сфере торговли услугами рассматривается как предоставление иностранным поставщикам услуг в большей или меньшей степени тех же условий, что и национальным поставщикам. Критики ГАТС на все лады заявляют, что оно вредит экономике бедных стран, угрожает стабильному развитию, противоречит интересам потребителей и вынуждает государство позволить иностранцам руководить учреждениями национальной сферы здравоохранения и образования.

Однако эти заявления не имеют под собой прочной основы. Если говорить о странах-импортерах, то расширение доступа к услугам банковского сектора, страхования, транспорта и связи может привести к снижению цен, улучшению качества обслуживания и расширению выбора для потребителей. Экономика любой страны, в том числе ее экспортные отрасли, только выигрывают от создания современной инфраструктуры сферы услуг. Связанный с этим обстоятельством экономический рост способствует не только увеличению доходов и занятости, но и росту национального сектора услуг и достижению других стратегических целей, в частности - устойчивого экономического развития.

Соглашение ГАТС не требует отсутствия регулирования или приватизации предприятий этого сектора. Это не связанные между собой вопросы, и государство в каждом случае принимает по ним самостоятельное решение. Дальнейшая либерализация не мешает государству сохранить полный контроль в отношении масштабов предоставления услуг здравоохранения и образования со стороны иностранных предприятий. Особое внимание следует обращать на либерализацию наиболее объемного и весьма динамичного в последние годы рынка финансовых услуг. Объем рынка (банковские и страховые сделки, операции с ценными бумагами) оцениваются в 1 трлн долл. В декабре 1997 г. в рамках ВТО подписано многостороннее соглашение о либерализации рынка финансовых услуг.

По его условиям около 100 государств обеспечили различную степень открытости своих финансовых рынков с 1999 г. Так, в США иностранные банки уравниваются в правах с местными, отменяются требования к иностранным страхователям в отношении проживания и гражданства США. Здесь также намерены разрешить покупку национальных банков иностранцами в 50 штатах. В свою очередь Швейцария отказывается от некоторых дискриминационных требований к иностранным банкам. Бразилия снижает степень государственного вмешательства в банковский сектор.

По мнению ВТО и основных участников соглашения о либерализации рынка финансовых услуг, принятие условий этого документа обеспечивает гораздо большую экономическую стабильность в мире. Свободная конкуренция в сфере мировых финансовых услуг открывает крупному банковскому и страховому капиталу перспективу завоевания новых рынков, в частности в Азии [7].

Участие России на мировом рынке транспортных услуг, в общем-то, затруднено. Совокупный показатель работы российских транспортных компаний далек от показателей многих других стран. В результате сегодня российские автоперевозчики способны обслуживать 36-38% всех грузов российской внешней торговли. Остальное - российские и зарубежные грузы - везут иностранные компании. По имеющимся расчетам, из общей "стоимости" данного сегмента рынка в 1 млрд долл., мы отдаем иностранным компаниям в год 600-640 млн долл.[32]

Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются:

интеграция российского транспорта в европейскую транспортную систему;

формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ;

развитие взаимодействия в рамках регионального сотрудничества;

повышение роли России в создаваемой интегрированной транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона;

участие в международных транспортных проектах и программах.

Еще одним важнейшим продуктом на мировом рынке услуг являются туристические услуги. Туризм вносит сейчас, пожалуй, наибольший вклад в международную торговлю услугами (около 1/3 мирового экспорта). В настоящее время число международных туристических поездок в год превышает 600 млн, что в 23 раза больше, чем в 1950 г. Еще значительнее выросли поступления от туризма - с 2,1 млрд до 437 млрд долл. (не считая поступления от международных перевозок). Туристический спрос способствовал формированию индустрии туризма, в которой в мире занято примерно 100 млн человек.

Около 60% общего числа международных туристов мира и более половины всех доходов от международного туризма приходится на Европу (включая Россию). Крупным экспортером туристских услуг являются США, занимающие второе место в мире по числу принимаемых туристов и первое место по доходам, получаемым от продажи туристических услуг.

В России развитию международного туризма на сегодняшний день мешают политическая нестабильность и экономические трудности, слабое развитие туристской инфраструктуры и низкое качество сервиса. Можно предположить, что проведение Олимпийских игр в 2014 году решит хотя бы часть этих проблем, а пока число выезжающих за пределы России туристов в 4 раза превышает число въезжающих в нее.

Законодательное отлучение в России туризма от рынка обернулось на практике тем, что сфера коммерческих туристских услуг оказалась полностью в руках коммерческого туризма, лишенного каких бы то ни было социальных ориентиров, социальных задач, социальных целей. В итоге исчез дешевый туристский продукт. Для 90 млн. российских граждан, для большинства желающих из бывших республик СССР возможность посетить Россию, путешествуя по ней, перестала быть доступной.

По рекомендации ВТО в национальных интересах поддерживать оптимальное соотношение 4:1, т. е. на одного уезжающего путешествовать за границу должно приходиться четверо, путешествующих на внутренних туристских маршрутах. В России это соотношение сейчас 1:15. На одного отправляющегося по российскому маршруту приходится 15 граждан, отбывающих в туристские поездки за рубеж. Следовательно, если даже граждане России предпочитают заграничные курорты, что говорить об иностранцах, и их привлечении на курорты России. Сравнительно с оптимальным показателем - негативное расхождение в 60 раз [31].

Необходимо стимулировать туристический рынок в стране таким образом, чтобы наряду с происшедшим подъемом выездного туризма смог подняться внутренний туризм.

Согласно прогнозам ВТО, в ближайшие 10 лет в России ожидается наибольший прирост гостей (8,5% в год), а к 2020 г. Россия может занять 5е место среди самых популярных у туристов европейских стран, уступая только Франции, Испании, Великобритании и Италии. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей c деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.

Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанными прежде всего с обменом научно-техническими знаниями и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).

Главная форма международного обмена научно-техническими достижениями - лицензионная торговля, предметом которой являются патентные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т. д. [30]

Мировым лидером в экспорте лицензий являются США. Положительное сальдо в торговле лицензиями из промышленно развитых стран имеют также Великобритания и Швейцария. Япония, которая с начала 50х гг. была одним из крупнейших в мире импортеров лицензий, теперь также продает лицензии. Из развивающихся стран целенаправленно закупают технологии за рубежом Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия и Турция. Кроме того, эти страны также продают (хотя и в меньших масштабах по сравнению с импортом) лицензии в соседние государства.

Ведущие отрасли лицензионной торговли - электротехника и электроника, общее машиностроение, химия и нефтехимия, транспортное машиностроение, текстильная и пищевая промышленность. Особенно высокими темпами развивается торговля лицензиями в области электротехнического производства и электроники.

Самостоятельные позиции в международной торговле услугами занимает торговля инженерно-консультационными услугами (инжиниринг), отделившаяся от НИОКР под воздействием НТР и концентрации капитала в области инженерной деятельности.

Международный рынок инжиниринговых услуг тесно связан с рынком объектов капитального строительства. Почти 95% экспорта инжиниринговых услуг приходится на фирмы развитых капиталистических стран. Основными же импортерами инжиниринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80% мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в развивающихся странах - нефтедобывающие государства Азии. Второй по важности рынок - африканский (главным образом, Северная Африка). Доминирующее положение на международном инжиниринговом рынке занимают компании США. В последнее время, однако, они сталкиваются с острой конкуренцией со стороны фирм других капиталистических стран: на Ближнем Востоке - Великобритании и ФРГ; в других государствах Азии - Великобритании и Японии; в Африке - Франции и Великобритании; в Латинской Америке - Канады и ФРГ [25].

Говоря о географии мирового экспорта услуг в целом, отметим, что главными мировыми экспортерами и импортерами услуг являются развитые страны (почти 80% экспорта и ¾ импорта услуг). На страны "большой семерки" приходится почти половина мирового оборота услуг. Для многих компаний развитых капиталистических стран все большее значение приобретает производство услуг в своих зарубежных филиалах. В сфере услуг размещено 40% иностранных прямых инвестиций в мире. Так, американские ТНК производят за рубежом услуг на сумму, примерно в два раза превышающую весь экспорт услуг из этой страны. Да и в этом экспорте доля американских ТНК составляет около 1/2.

Постепенно возрастает роль в международной торговле некоторыми видами услуг и ряда развивающихся стран (прирост за два последних года составил около 30% в среднем по развивающимся странам), хотя в целом их позиции остаются слабыми из-за низкой концентрации капитала. Крупными экспортерами услуг в этой группе государств являются: Республика Корея - в области инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика - туристических, Сингапур - финансовых и др.

.2 Направления совершенствования мирового рынка услуг

Опережающее развитие сферы услуг - один из атрибутов "сервисной экономики", возникающей в условиях постиндустриальной трансформации общества. Относясь к "третичному сектору" современной экономики, сфера услуг играет все более весомую роль в производстве валового продукта и структуре занятости; в развитых странах в этой сфере ныне занято от 2/3 до 80% экономически активного населения.

Фактически объемы и темпы роста международной торговли услугами выше официальных, что объясняется несовершенством и большими различиями национально-государственных систем подсчета услуг, в том числе их международных форм [5].

Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг.

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Постепенно выросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, связанные с разнообразными и сложными проблемами их реструктуризации и развития - техническими, сбытовыми, управленческими и т.д. Одновременно из состава крупных фирм в массовом порядке выделялись и переходили на самостоятельный бизнес их непрофильные подразделения, специализирующиеся на услугах. Итогом взаимодействия и взаимовлияния долговременных и преходящих факторов было существенное повышение вклада отраслей услуг в экономический рост, эффективность хозяйства, социальный прогресс и глобализацию хозяйственной жизни [13].

Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем "экстернализации" услуг - выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. "Экстернализация" услуг - явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг. Мировой рынок услуг состоит из множества более узких "специализированных" рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг.

Причинами, стимулирующими быстрое возрастание мирового рынка услуг, являются следующие:

зрелая экономика и высокий уровень жизни повышают спрос на услуги;  - развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность как предпринимателей, так и населения;

новые формы связи, в том числе спутники, иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей;

ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, что ведет к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

В общем, прослеживаются следующие основные направления совершенствования международного рынка услуг:

)        с каждым годом все больше будет разрабатываться и внедряться новых услуг в мировую экономику за счет глобализационных процессов;

)        произойдет внедрение и совершенствование новых систем, способствующих расширению международного рынка услуг;

)        повысится уровень инфраструктуры на международном рынке услуг за счет развития НТП и интернет технологий;

)        международный рынок услуг займет доминирующее положение на мировом рынке и постепенно вытеснит рынок товаров;

)        будут разработаны рациональные системы измерений и оценки качества мировых услуг, эффективности и производительности [22].

Произойдет совершенствование и обновление следующих основных сфер рынка услуг:

.        Электронная торговля может радикально изменить структуру производства и распространения туристических услуг, устранив потребность в таких вспомогательных структурах, как распределительные сети, туроператоры-оптовики и турагенты. Телекоммуникационные и информационные технологии позволяют получить информацию с любого расстояния и в любом режиме времени, в том числе on-line.

.        Высокими темпами будет развиваться индустрия транспортного обслуживания. Одной из крупнейших отраслей является сектор авиатранспортных услуг. Примерно 70 % рынка авиатранспортных услуг приходится на пассажирские перевозки, причем 40 % общего числа международных туристских прибытий приходится на воздушный транспорт.

.        Расширение международного и внутреннего туризма, включая поездки на отдых с деловыми целями, тенденция к осуществлению нескольких непродолжительных поездок в течение года (дробление отпуска) способствуют дальнейшему повышению спроса на услуги воздушного транспорта.

.        По прогнозу ВТО, до 2015 г. предполагается увеличение числа пассажиров, пользующихся воздушным транспортом, на 3 % ежегодно. Наиболее значительный рост ожидается на Ближнем Востоке - 4,8 % в год. Быстрыми темпами будет возрастать число пассажиров на европейском континенте - 3,15 % ежегодно. В Азиатско-Тихоокеанском регионе также прогнозируются высокие темпы роста числа пассажиров - 2,7 % в год.

.        Еще наиболее высокими темпами будет развиваться индустрия морских и речных круизов - около 5 % ежегодного роста.

.        Индустрия железнодорожных перевозок будет развиваться за счет трансконтинентальных и внутриконтинентальных скоростных железных дорог. В то же время будет постепенно уменьшаться удельный вес автомобильных перевозок. Наиболее важными критериями оценки транспортного средства будут являться уровень комфорта, безопасность движения, экологическая безопасность, стоимость перевозки, скорость и вместимость.

.        Еще больше возрастет значимость услуг по обслуживанию внешнеэкономической деятельности, увеличиться объем инвестиционных, консультационных, информационных услуг, возрастет роль услуг в сфере финансового консультирования, управления активами, на передний план выходят банковские услуги в сфере информационных технологий с использованием Интернета [11].

Таким образом, главную роль в развитии международного рынка услуг играет глобализация. Глобализация резко усиливает процесс потоков услуг, а также капитала, информации и технологий, обычно не попадающих под регулирование национальных правительств. Глобализация имеет долговременный характер, а ее движущей силой является, прежде всего, революция в сфере информационно-коммуникационных технологий, либерализация рынков и обострение международной конкуренции.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В ходе проведённого исследования были определены особенности услуг: их неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, недолговечность. Также были выделены основные виды услуг: туристические, информационные, коммерческие, банковские, страховые, финансовые, инжиниринговые, консалтинговые и т.д. Что касается форм реализации услуг, то стоит отметить среди них такие, как: услуга предлагается на территории её потребления; услуга потребляется за рубежом; услуга предлагается на территории её потребления и за рубежом; услуга не перемещается из страны в страну.

. Мировой рынок услуг - сфера обмена услугами между странами, где основными производителями и потребителями услуг выступают транснациональные корпорации. Структура мирового рынка услуг заключается в следующих видах услуг: международный туризм, международный рынок технологий, инжиниринг, реинжиниринг, консалтинг, рынок информационных услуг, транспортные услуги, рынок банковских и страховых услуг.

. Также в данной работе были изучены способы регулирования мирового рынка услуг и нормативно-правовая база, регламентирующая его существование. В настоящее время торговля услугами на международном уровне регулируется с помощью ГАТС - Генерального соглашения по торговле услугами. Это первое многостороннее межгосударственное соглашение по торговле услугами. Отраслевое регулирование осуществляют специализированные организации и соответствующие соглашения: гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм - Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки - Международная морская организация (ИМО).

. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время, по оценкам Всемирного банка, сервисный сектор составляет около 70% мирового ВВП. К странам-лидерам, доля доходов от сферы услуг которых превысила ¾ ВВП, относятся, в частности, Люксембург (85%), Франция (77%), США (76%), Бельгия (75%), Великобритания (75%). Столь активное развитие сферы услуг в мире обусловлено влиянием политики государства, тенденцией бизнеса, развитием информационных технологий, социальными изменениями, интернационализацией сферы услуг. Глобальный экспорт коммерческих услуг в 2012 г. вырос на 2% и составил 4,3 млрд долларов.

. Ещё одним из пунктов, рассмотренных в данной работе, является описание наиболее известных международных компаний, которые оказывают различного рода услуги:  в сфере транспортных услуг - DHL, в сфере связи - Vodafone , на туристическом рынке - Coral Travel, в области аудита и консалтинга - PricewaterhouseCoopers, в области инжиниринговых услуг - Fluor. Данные компании хорошо зарекомендовали себя в своей сфере и существуют уже продолжительное время на рынке услуг.

. Нельзя не подчеркнуть проблемы международных торговых операций в сфере услуг, а в России - в особенности. Пока поставка услуг Россией за границу является перспективной областью её внешнеэкономической деятельности, т.к. ещё сохраняется импортная зависимость, возрастает открытость российского общества. В вопросе туризма в нашей стране существуют проблемы, главным образом, из-за политической нестабильности и экономических трудностей, слабого развития туристской инфраструктуры и низкого качества сервиса.

. Для решения назревших проблем в работе были выявлены решения. Так этому поспособствует развитие и внедрение новых услуг, новых систем для расширения рынка услуг, повышение уровня инфраструктуры, разработка рациональных систем измерений и оценки качества мировых услуг. В качестве направлений совершенствования выделяется электронная торговля; развитие индустрии транспортного обслуживания; расширение международного и внутреннего туризма; увеличение числа пассажиров, пользующихся воздушным транспортом; развитие индустрии морских и речных круизов и железнодорожных перевозок; возрастание объёма инвестиционных, консультационных, информационных услуг.

В завершение необходимо отметить, что услуги имеют особенный характер как объект международной торговли и существуют в многообразных видах и формах. Поэтому в процессе усиливающейся глобализации и интернационализации мирового хозяйства рынок услуг имеет чёткую тенденцию к усовершенствованию и расширению, о чём свидетельствуют статистические данные. На наш взгляд, России и другим развивающимся странам стоит учитывать этот фактор при разработке внешнеэкономической стратегии с целью улучшения экономики и, как следствие, благосостояния населения за счет пополнения бюджета посредством оказания услуг.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      ГАТС - Генеральное соглашение по торговле услугами (от 15.04.1994 г.).

.        Агафонова В. В. Тенденции расширения сферы деятельности информационных услуг. Экономические науки. М.:ЮНИТИ, 2009.

.        Балаева О. Н. Управление организациями сферы услуг. Учеб. пособие;- М. : Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010.

.        Балаева О. Н. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития. Учебник - Мировая экономика и международные отношения. М.: ЮНИТИ-ДАНА- 2009.

5.      Балацкий Е. Глобальные институциональные ловушки: сущность и специфика \\ Мировая экономика и международные отношения. 2010. - №9.

.        Батманова Е. С., Томилов П. С., Мировая экономика и международные экономические отношения - Екатеринбург: УГТУ, 2009.

.        Баширов, М. А. История формирования международно-правового регулирования финансовых услуг в переговорах ГАТТ/ВТО / М. А. Баширов // Право и государство: теория и практика. - 2009. - № 12.

8.      Бирюкова О., Пахомов А. " <http://www.iep.ru/files/text/RED/Russian_Economic_Developments_05_2013.pdf>Итоги мировой торговли товарами и услугами в 2012 г. и перспективы ее развития, "Экономическое развитие России" <http://www.iep.ru/files/text/RED/Russian_Economic_Developments_05_2013.pdf>, статья от 5.06.2013 г.

9.      Булатов, А. С. Экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. - 4е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2009.

10.    Бурменко Т.Д. Даниленко Н.Н. Сфера услуг: Экономика: Сфера услуг в современном обществе: Сущность и классификация услуг; Рынок услуг и предпринимательство: Бизнес-план для малых предприятий сферы услуг; Мировой рынок услуг и др.: Учебное пособие для вузов (под ред. Бурменко Т.Д.). М.: КноРус, 2010.

11.    Буров, А. С. Конъюктура мировых рынков товаров и услуг: учебное пособие для вузов / А. С. Буров. - М.: Изд. "Экзамен", 2009.

.        Герчикова, И.Н. Международное коммерческое дело: учебник для вузов / И. Н. Герчикова. - 2е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2012.

13.    Дюмулен И.И. Международная торговля услугами: Учебное пособие. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2011. - 343 с.

15.    Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация // МЭ и МО. 2009. № 9.

.        Ломакин, В. К. Мировая экономика: Учебник/ В. К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009.- 672с.

17.    Максимова М. Проблемы стабильности мировой экономики // МЭ и МО. 2010. № 9.

.        Мовсесян А.Г., Огнивцев С. Мировая экономика. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 349 с.

.        Покровская, В. В. Характер современного развития мировой торговли и участие в ней России / В. В. Покровская // Международная экономика. - 2010. - № 10.

.        Постникова, Е. В. Понятие услуги в праве Всемирной торговой организации и Европейского Союза: сравнительная характеристика / Е. В. Постникова // Право и государство: теория и практика. - 2009.

21.    Почекина В.В. Услуги в международной экономике / В.В. Почекина, Ю.П. Якубук; Под ред. В.Ф. Медведева - Мн.: НО ООО "БИП-С", 2003. - 178 с.

22.    Руднева А.О. Международная торговля и мировые товарные рынки. - М.: Восток Запад, 2009. - 344 с.

.        Смитиенко Б. Россия на мировом рынке услуг в условиях глобализации / Б. Смитиенко // Международная экономика. - 2008. - № 5.

24.    Спиридонов И.А. Мировая экономика. - М.: ИНФРА, 2008.

.        Спиридонов Э. С. и др. Мировой рынок информационных услуг. М: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010.

.        Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика: Учебник. М.: КНОРУС, 2008.

.        Турбан Г.В. Мировой рынок услуг: факторы и масштабы развития // Белорусский экон. журн. - 2008.

.        Фомичев В. И. Международная торговля: учебник / В. И. Фомичев. - М.: ИНФРАМ, 2008.

.        Хаксевер К. [и др.]. Управление и организация в сфере услуг /- 2е изд., пер. с англ. под ред. В. В. Кулибановой. - СПб.: Питер, 2008.

30.    Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. М.: КноРус, 2008.

31.    www.BFM.ru <http://www.BFM.ru> - Электронная торговля отправится в регионы. Деловой портал BFM.ru - проект группы компаний "РУМЕДИА".

.        www.cbr.ru/statistics <http://www.cbr.ru/statistics> - Официальный сайт Банка России.

.        www.consultant.ru <http://www.consultant.ru> - Официальный сайт компании "Консультант Плюс"

.        www.gks.ru <http://www.gks.ru> - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ.

.        www.forex.ru <http://www.forex.ru> - Портал швейцарской компании EuroBusiness Distribution AG.

.        www.wto.org <http://www.wto.org> - Официальный сайт Всемирной торговой организации.

.        www.vavt.ru/wto/wto/GenATS <http://www.vavt.ru/wto/wto/GenATS> - Официальный сайт Всероссийской академии внешней торговли.

.        www.rbc.ru <http://www.rbc.ru> - Официальный сайт Рос БизнесКонсалтинг

.        www.dhl.ru <http://www.dhl.ru>

.        www.vodafone.com <http://www.vodafone.com>

.        www.coral.ru <http://www.coral.ru>

.        www.pwc.ru <http://www.pwc.ru>

43.    www.fluor.com

Похожие работы на - Услуги как объект международной торговли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!