Модель национальной культуры Герта Хофстеде

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,45 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Модель национальной культуры Герта Хофстеде















Модель национальной культуры Герта Хофстеде

Содержание

1. Характеристика модели Г. Хофстеде

. Коллективизм и индивидуализм

. Дистанция власти

. Соотношение мужественности и женственности

. Избежание неопределенности

Литература

индивидуализм дистанция власти трудовой коллектив

1. Характеристика модели Г. Хофстеде

Национальная культура, формируя систему базовых ценностей и социальных стереотипов, предопрелеяет различные модели поведения из разных стран, в казалось бы, в абсолютно схожих ситуациях. Она обуславливает различный выбор при принятии бытовых и управленческих решений, когда мы сталкиваемся с поведенческими и управленческими дилеммами.

Исследователи разных школ выделяют до 30 параметров, связанных с поведением представителей различных национальных культур и их отношениях с другими людьми.

Голландский исследователь проблематики кросскультурного менеджмента Г. Хофстеде на основе обработки результатов анкетирования 116 тысяч работников компании IBM в 72 странах мира выделил 4 важнейших параметра деловой культуры:

соотношение индивидуализма и коллективизма

дистанция власти

соотношение мужественности и женственности

избежание неопределенности.

После посещения Китая Г. Хофстеде обнаружил, что четырехфакторная модель культуры, которая с высокой убедительностью объясняла большинство поведенческих особенностей, присущих европейским и североамериканским странам, абсолютно недостаточна для понимания стран Востока. В результате дополнительных исследований, проведенных в Китае, Японии и странах Юго-Восточной Азии был выявлен восточный фактор - фактор конфуцианского динамизма. Высокая степень конфуцианского динамизма в национальной культуре означает работу и жизнь, ориентированные на будущее, бережливость, и склонность к долгосрочным инвестициям (капиталовложения в будущее), а также стремление к стабильности, предсказуемости (граничащей с фатализмом) и гармонии в обществе.

Параметры деловой культуры Г. Хофстеде всегда относительны, а не абсолютны. Это дилеммы или предпочтения, где каждая национальная культура занимает свое место на шкале между экстремальными показателями от 0 до 100%.

Культура - это всегда коллективный и социальный феномен. Культура не наследуется генетически, личность обучается культуре, познает ее в соприкосновении с социальной средой.

Сюда можно отнести способность человека чувствовать страх, злобу, грусть, радость, переживать влюбленность, желание жить и нежелание умирать, желание быть самим собой и т.д. однако там, где заканчиваются чувства и начинается их конкретное проявление (как именно выражается гнев, страх и радость и т.д.), там человеческая натура уступает место культуре.

Дополняя человеческую натуру, культура демонстрирует способность передаваться с высокой степенью целостности от поколения к поколению, оставаясь в отличие от человеческой натуры отнюдь не наследуемой на генетическом уровне.

Если с одной стороны культура опирается на человеческую натуру, то с другой - дополняется индивидуальными характеристиками личности человека (ИХЛЧ). Под ИХЛЧ подразумевается уникальное программное обеспечение ума, присущее данному конкретному человеку и отличающее его от других.

ИХЛЧ формируются частично наследственно и частично уникально. Наиболее интенсивно процесс научения культуре окружающего общества идет на трех основных этапах жизни человека, в рамках трех формализованных социальных институтов: семьи, школы, работы.

2. Коллективизм и индивидуализм

В разных странах и национальных культурах в рамках семьи, школы и работы человек усваивает определенную систему ценностей. И всегда одной из составляющих этой системы выступает отношение к коллективизму и индивидуализму.

Под коллективизмом понимается такая система ценностей, в которой человек воспринимает себя, прежде всего как часть группы, а уже затем как отдельную личность.

В индивидуалистской системе ценностей личность выходит на первое место.

В коллективистских культурах система ценностей прямо противоположная: здесь человека с раннего детства приучают к мысли, что интересы коллектива всегда выше личных, что чувства и стремления индивидуума вторичны по сравнению с общественным благом. Подход, который в нашей стране наиболее емко выражался словами известной песни «Раньше думай о Родине, а потом о себе».

Обычно в качестве примера национальной культуры с максимальной степенью коллективизма называют Японию, а с максимальной степенью индивидуализма - США.

Восточные общества обычно тяготеют к коллективистской культуре. В Европе к ним относят Испанию, Португалию, Грецию и, как ни странно, Австрию. К индивидуалистской культуре - северные страны. Характерно, что степень индивидуализма населения, как правило, растет по мере роста средних доходов на душу населения.

коллективизминдивидуализмСемья- воспитание в духе «мы» - мнение семьи важнее личного - обязательства по отношению к семье: гармония интересов, уважение к общей позиции, чувство стыда за проступкиВоспитание в духе «я» - уважение к личному мнению - обязательства по отношению к себе: собственные интересы, самоактуализация, винаШкола- учиться надо в молодости - учат «как» делать что-то- постоянное обучение - учат, как учитьсяРабота- двойной стандарт - «мы» и «они», «истина конкретна» - «другие» - не наша забота - отношения выше цели - отношения руководитель-работник основаны на принципах морали- этический стандарт и закон универсальны для всех - «другие» - ресурсы - цель выше личных отношений - отношения руководитель-работник базируются на рациональной основе

3. Дистанция власти

Под дистанцией власти подразумевается степень неравенства в распределении власти в обществе или организации, которая воспринимается членами общества как нормальная и сама собой разумеющаяся и при которой члены общества чувствуют себя комфортно.

Культуры с высокой дистанцией власти обычно терпимо относятся к авторитарному стилю управления и чинопочитанию. Для них характерно подчеркнутое сохранение неравенства в статусе как в формальных, так и в неформальных отношениях.

Характеристики стран с высокой дистанцией власти

1.сотрудники предпочитают открыто не выражать несогласие с мнением начальства

2.наиболее распространен автократический характер власти

.подчиненные ожидают, когда им скажут, что надо делать

.идеальный руководитель либо предельно автократичен, либо выступает в роли своего рода «отца семейства»

.распространено наличие у руководителей привилегий, которое воспринимается как нормальное

Дистанция власти наиболее велика в восточных культурах. Высокая дистанция власти отмечается в России и в странах СНГ. Противоположный полюс - Северная Европа, Англия и США.

Низкая дистанция властиВысокая дистанция властиСемья- у детей воспитывают собственный характер - отношения с родителями на основе равенства- дети должны слушаться родителей (послушание) - почтительное отношение к старшим (подчинение)Школа- в обучении центральная фигура - учащийся - обучение - объективный процесс познания- в обучении центральная фигура - учитель - обучение - восприятие мудрости учителя (гуру)Работа- иерархия - временное ролевое неравенство, нужное для удобства управления - с подчиненными принято консультироваться - идеальный руководитель - грамотный и способный демократ- иерархия - естественное, постоянно существующее неравенство - подчиненным говорят, что надо делать - идеальный руководитель - великодушный и доброжелательный адвокат

4. Соотношение мужественности и женственности

Мужественность - приверженность общества таким ценностям, как рекорды, достижения, героизм, упорство в достижении цели, материальный успех и т.п. Мужественность обычно доминирует в обществах, где социальные роли мужчин и женщин в течение длительного времени разнились.

Мужественность не обязательно подразумевает юридическое неравенство полов. Скорее наоборот. В обществах, где господствуют ценности мужественной культуры, мужчины и женщины обычно имеют абсолютно равные права. В этих обществах женщинам часто присуще стремление уравняться с мужчинами в профессиональной деятельности, перенять многие стереотипы традиционно мужского поведения.

Россия- страна с преобладанием мужественной культуры. В 30-е гг. советские женщины повсеместно соревновались с мужчинами в так называемых мужских профессиях - летчики, шахтеры, трактористы и т.п.

К странам с мужественной культурой относятся США, Германия, Швейцария, Англия, и многие др. страны.

В системе ценностей деловых культур, где преобладают мужественные начала, работа обычно считается важнее домашних функций, хотя и осуществляется во имя процветания семьи. В руководителе уважают силу, быстроту решений, масштабность подходов, жесткость.

Некоторые социальные характеристики, присущие «мужественным » странам

1.карьера и материальное благополучие являются основными показателями успеха

2.настоящими мужчинами называют людей амбициозных, решительных и жестких. Настоящий мужчина - это большой комплимент.

.акцент, даже среди друзей, делается на соревновательность и высокие результаты

.фактически люди живут во имя работы, а не работают для того, чтобы жить

.хороший руководитель должен не советоваться с коллективом, а решать вопросы

.основной метод разрешения конфликтов - силовой

.женщина - политический деятель или крупный менеджер - редкость.

Женственность - это приверженность общества таким ценностям, как выстраивание ровных отношений, склонность к компромиссам, скромность, забота о ближнем, уют, качество жизни и т.д.

Примером женственной культуры, сохранившей существенные элементы неравенства между полами, является Япония.

В руководителе в этой культуре уважают умение организовать безконфликтную групповую работу, добиться консенсуса, разработать справедливую мотивацию и т.д.


ЖенственностьМужественностьСемья- акцент на отношения - солидарность - разрешение конфликтов через компромисс и переговоры- акцент на достижения - соревновательность - разрешение конфликтов силовыми методамиШкола- ориентация на среднего - цель - социальная адаптация - результаты учебы не очень важны- ориентация на лучшего - Цель - академические успеха - плохая учеба, отчисление - катастрофаРабота- над напористостью посмеиваются - ценится скромность в самооценке - акцент на качество жизни - взвешенность в поступках приветствуется- напористость, самоуверенность приветствуется - ценится умение себя подать - акцент на карьеру - решительность в поступках приветствуется

5. Избежание неопределенности

Избежание неопределенности - это такая степень неопределенности, нестабильности, двусмысленности, которую в данной культуре воспринимают как нормальную и при которой члены общества чувствуют себя комфортно.

Избежание неопределенности не следует путать с избежанием риска. Риск связан со страхом, а неопределенность - с тревогой. Риск обусловлен конкретным событием, а неопределенность и тревога могут не иметь объекта.

В качестве одного из путей ограничения неопределенности люди используют разработку подробных законной, правил поведения и инструкций на все случаи жизни. Серьезная зарегуллированность общественной и экономической жизни - одни из показателей того, что для данной национальной культуры присуща высокая степень избежания неопределенности. Здесь обычно считается, что все, что не разрешено, то запрещено и незаконно, и вместе с тем, что характерно, распространено повсеместное нарушение законной и общий правовой нигилизм. Неисполнение (нарушение) многочисленных законов и подзаконных актов обычно не только не осуждается обществом морально, но и пользуется поддержкой большинства населения.

На другом полюсе находятся культуры с низкой степенью избежания неопределенности. Здесь исходят из того, что всего предугадать нельзя. Детальным контрактам предпочитают рамочные договоренности с возможностью корректировки по ходу. Все, что не запрещено, здесь считается разрешенным. В целом здесь часто господствует подход, некогда сформулированный Наполеоном: «Сначала ввяжемся в бой, а там посмотрим».

К странам с низкой степенью избежания неопределенности относятся Англия, Скандинавия (кроме Финляндии), Дания, США.

К странам с высокой степенью избежания неопределенности - Германия, Бельгия, Австрия, Швейцария, страны Южной и Западной Европы.

Деловая культура России и стран СНГ имеет степень избежания неопределенности выше среднего. Причем исследователи отмечают, что для молодого поколения русских предпринимателей (20-30 лет) степень избежания неопределенности существенно снижается.

Социальные характеристики стран с высокой степенью избежания неопределенности

1.жители обычно негативно настроены по отношению к структурам власти

2.часты проявления национализма, распространено раздражение по отношению к национальным меньшинствам

.большинство населения с недоверием относится к молодежи

4.люди склонны более полагаться на мнение специалистов и экспертов, чем на здравый смысл и житейский опыт

5.переход на другую работу или переезд на новое место жительства - серьезное событие, которое требует большой концентрации сил.

Слабое избежание неопределенностиСильное избежание неопределенностиСемья- непривычное - любопытно - расслабленность, добродушие, низкие стрессы - демонстрация эмоций и агрессии недопустима- отличное, непривычное - опасно - высокая стрессовость, уровень беспокойства и тревожности - демонстрация эмоций и агрессии нормальнаШкола- учащимся комфортно: При неструктурированных программах При нечетко поставленных целях При недетализированных заданиях При работе без расписания Когда учитель говорит «не знаю»Учащимся комфортно: При структурированных программах При четко поставленных целях При детализированных заданиях При четком расписании Когда учитель говорит «знает все»Работа- нелюбовь к правилам (устным и письменным) - нелюбовь к стандартам и формальностям- эмоциональная потребность в правилах - письменных и устных - как можно больше формализации и стандартов

Литература

Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. - М.: Проспект, 2007.

Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2008.

Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2007.

Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. - М.: Эксмо, 2008.

Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. - М.: ИНФРА-М, 2008.

Современный бизнес: Учеб. в 2 т. Т. 1: Пер. с англ. / Д. Дж. Речмен, М. Х. Мескон, К. Л. Боуви, Дж. В. Тилл. - М.: Республика, 2006.

Похожие работы на - Модель национальной культуры Герта Хофстеде

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!