Проект совершенствования управления в сфере ЖКХ в северном округе г. Хабаровска

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    447,23 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проект совершенствования управления в сфере ЖКХ в северном округе г. Хабаровска














КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

на тему: «Проект совершенствования управления в сфере ЖКХ в северном округе г. Хабаровска»

ВВЕДЕНИЕ

ЖКХ города - это самостоятельная сфера в системе городского хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.

Экономику городского хозяйства зачастую отождествляют в ЖКХ, тем самым подчеркивая первостепенность для местных властей задач обеспечения населения теплом, водой, электричеством перед другими вопросами. Эта важнейшая сфера, накопленная множеством проблем, представляет собой благодарное поле для инноваций и применения специального экономического инструментария.

Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня - это более 50 тыс.предприятий, где занято свыше 4 миллионов человек, стоимость основных фондов отрасли - 380 триллионов рублей [6].

Однако на сегодняшний день эта сфера до сих пор остается убыточной и неэффективной сферой экономики нашей страны.

Сложившаяся ситуация связана с целым рядом проблем, которые требуют безотлагательного решения, что и обусловило актуальность темы исследования.

Объект исследования - управление муниципальным хозяйством.

Предмет исследования - управление жилищно-коммунальным хозяйством северного округа города Хабаровска.

Цель работы разработка проекта совершенствования жилищно-коммунального хозяйства Северного округа города Хабаровска.

В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:

Изучить содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства;

Изучить основы управления жилищно-коммунальным хозяйством;

Провести анализ управления жилищно-коммунальным хозяйством северного округа г. Хабаровска;

Провести анализ состояния инженерной инфраструктуры северного округа г. Хабаровска;

Предложить проектные мероприятия по совершенствованию управления жилищно-коммунальным хозяйством северного округа г. Хабаровска.

Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения результатов исследования в практику деятельности округа.

Анализ изученных источников и литературы. Основами муниципального хозяйства занимались такие отечественные и зарубежные авторы, как Л. Велихов, И. Масурашвили, А. О'Салливан. Работы этих авторов содержат подробное описание особенностей городского хозяйства в России и других странах. Как одно из основных составляющих муниципального хозяйства рассматривается жилищно-коммунальное хозяйство такими авторами, как А. Дронов, Т. Додатко, Е. Егоров, Д. Жуков, В. Зотов, Н. Кошман, С. Сиваев, Л. Чернышев, А. Шамузафаров и многими другими.

Теоретико-методологическую и эмпирическую основу исследования составляют исторический метод, метод регрессионного анализа, дедуктивный, индуктивный метод, метод сравнения.

Хронологические рамки исследования - 2010-2012 годы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальное хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.

В составе ЖКХ выделяются следующие подотрасли:

• жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;

• водоснабжение и водоотведение;

• коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);

• городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);

• информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерной связи и обеспечения;

• внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство;

• санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);

• зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);

• гостиничное хозяйство;

• бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание и т.д.);

• уличное освещение.

Отрасли городского хозяйства и жилищно-коммунальных услуг тесно связаны с региональной экономикой. «Городское хозяйство» рассматривается как комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых, социально-культурных, коммунальных потребностей населения. В городское хозяйство входят предприятия, выполняющие как производственные, так и непроизводственные функции, включая транспорт, обслуживающий население города (территории), бытовое обслуживание, связь, торговлю, общественное питание и некоторые другие отрасли.

К числу особенностей ЖКХ как отрасли народного хозяйства, на наш взгляд, можно отнести:

• сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;

• особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;

• сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;

• отрасль представлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг);

• многообразие организационно-правового статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм собственности;

• сочетание крупного (производство энергии, водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;

• рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления;

• особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;

• необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения;

• многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации).

Повышение требований к ЖКХ, его развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения.

ЖКХ включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия. Они включают:

• санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);

• внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);

• коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);

• коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);

• внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);

• подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).

В состав городского хозяйства входят также городские (муниципальные) и районные (местные) органы управления, финансово-кредитные учреждения, органы по поддержке и охране общественного порядка, учреждения науки и научного обслуживания внутригородского значения. Городское хозяйство при этом представляет не простой набор перечисленных сфер, а интегрированную «сосудистую систему», связывающую воедино все элементы обслуживания города (территории).

К числу специфических особенностей ЖКХ следует отнести также его многоотраслевой характер; преимущественно местный характер обслуживания; тесную связь с промышленностью; взаимосвязь отраслей и предприятий, обслуживающую особенности процессов воспроизводства.

Ведущей отраслью городского хозяйства, наиболее сложной и разветвленной является ЖКХ. Подотрасли ЖКХ, удовлетворяя соответствующие потребности населения, обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования как социальной, так и производственной структуры региона.

ЖКХ формирует соответствующее качество жизни населения, культуру быта и образ жизни, во многом определяет социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность.

Несмотря на многоотраслевую структуру ЖКХ представляет собой целостную систему, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, функционирование социальной и производственной инфраструктуры территории.

.2 Основы управления жилищно-коммунальным хозяйством

Жилищно-коммунальное хозяйство - это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское благоустройство.

Жилищная сфера - одна из важнейших составных частей экономики России. Это область народного хозяйства включает в себя строительство и реконструкцию жилищ, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дом-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригороды для жилья.

Различаются виды жилищного фонда: государственный, муниципальный, общественный и частный:

) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.[1]

К функциям обслуживающих и эксплуатирующих жилищный фонд (ЖФ) организаций относятся: содержание общедомового имущества, внутридомовых инженерных коммуникаций, заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг и др. Муниципалитет как одна из организационных структур органов управления, в свою очередь, обязан обеспечивать население минимумом благ, в том числе и коммунальными услугами. Таким образом, не имеет смысла разделение вопросов жилищного и коммунального обслуживания населения, за исключением вопросов, касающихся непосредственной организации управления предприятиями коммунальной сферы.

·    содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

·        регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

·        создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

·        организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения канализации;

·        организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

·        благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

·        организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и другие вопросы.

В связи с необходимостью развития конкуренции, демонополизации сферы и повышения эффективности взаимодействия между субъектами ЖКХ назрела необходимость пересмотра структуры управления жилищным хозяйством. Разработана структура взаимодействия уровней управления жилищным хозяйством, включающая систему информационных связей на региональном и муниципальном уровнях.

Каждый уровень имеет конкретную организационную структуру, содержательную и функциональную сторону управления. Именно это положение является элементом новизны структуры, так как включает выделение первичного уровня управления в виде собрания собственников жилья и введение в структуру управления регионального уровня как обязательного элемента, в отрыве от которого невозможно рассматривать управление ЖКХ.

Разработанная структура уровней управления позволяет организационно разделить функции каждого из них и определить систему информационных связей в системе ЖКХ региона.

Первичным уровнем управления жилищным фондом является общее собрание собственников жилья, которое выбирает способ управления домом, условия содержания общего имущества и принимает окончательные решения. Правильную организацию информационного обеспечения проведения собраний, мотивацию участников, составление типовых повесток собраний и последующую защиту прав собственников целесообразно осуществлять под контролем муниципалитета. Своевременная и активная работа исполнительной власти в вопросах стимулирования активности населения, методической помощи - необходимый элемент успешного реформирования отрасли.

Второй уровень управления отображает различные формы управления жилищным фондом и их особенности, определенные в ЖК РФ. На практике в настоящее время различают две основные формы: управляющая компания (УК) и товарищество собственников жилья (ТСЖ). УК - организация, профессионально занимающаяся управлением жилищным фондом, плюсы работы которой заключаются в профессиональном подходе к управлению, возможности аккумулировать денежные средства нескольких домов для проведения капитального ремонта, в наличии производственной базы. ТСЖ - объединение домовладельцев для совместного управления и, в установленных законом рамках, распоряжения недвижимым имуществом, - наиболее демократичный способ управления, когда собственники самостоятельно управляют своей и общедолевой собственностью. Характерной особенностью в управлении ЖКХ является возможность непосредственного управления жильцами своим имуществом, без организации, занимающейся профессиональным управлением. Однако сложности, возникающие при таком способе участия населения в управлении, перевешивают его плюсы, и мы не рекомендуем его повсеместное использование.

Каждая форма управления ЖФ имеет ряд особенностей, оказывающих влияние на эффективность этого управления в тех или иных условиях.

Третьим уровнем управления являются органы местного самоуправления, представленные разными типами муниципальных образований, главная задача которых - не оказание услуг по управлению жилищным фондом, а создание условий, позволяющих населению получать услуги в достаточном объеме и качестве. Основой преобразований в жилищной сфере является реорганизация системы управления отраслью, построенная на принципе сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активном привлечении граждан к управлению собственностью в жилищной сфере.

Четвертый уровень управления включает региональные органы власти и ориентирован на поддержку развития муниципального самоуправления в системе жилищно-коммунального хозяйства, а также независимый контроль эффективности работы муниципалитетов.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах. Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское благоустройство.

экономический коммунальный управленческий жилищный

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА СЕВЕРНОГО ОКРУГА Г. ХАБАРОВСКА

2.1 Анализ управленческой деятельности в области ЖКХ в северном округе г. Хабаровска

В соответствии с положением о комитете по управлению округом, комитет по управлению северным округом города Хабаровска является структурным подразделением администрации города Хабаровска,

Деятельностью Комитета руководит председатель Комитета, являющийся заместителем Мэра города.

У председателя Комитета есть три заместителя: заместитель председателя Комитета по Краснофлотскому району, заместитель председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству - начальник Отдела ЖКХ, заместитель председателя Комитета - начальник Отдела по социальным вопросам.

Функции по управлению ЖКХ округа осуществляет отдел по жилищно-коммунальному хозяйству комитета по управлению северным округом г. Хабаровска

Состав отдела жилищно-коммунального хозяйства: отдел ЖКХ, окружная диспетчерская служба, сектор по развитию новых форм управления недвижимостью в жилищной сфере ЖКХ.

На сегодняшний день в городе Хабаровске и в Северном округе в частности, в сфере управления ЖКХ работают управляющие организации всех форм собственности. В отрасли также занято большое количество специализированных предприятий по выполнению работ по ремонту и эксплуатации зданий.

Рисунок 1 - Анализ поступивших и исполненных обращений граждан повопросам оказания жилищно-коммунальных услуг отделом ЖКХ комитета по управлению северным округом

Рисунок 2 - Анализ выполнения работ по техническому обслуживанию и санитарному содержанию жилищного фонда Северного округа г. Хабаровска за 2000-2011 годы

С введением в действие Жилищного кодекса РФ, широкое распространение получает такая форма самоорганизации собственников в многоквартирном доме как - товарищество собственников жилья. По состоянию на 2012 года в округе функционируют 189 ТСЖ на 313 многоквартирных домах, а также 7 ТСЖ на 189 индивидуальных жилых домах.

Использование такой формы управления как ТСЖ, позволяет собственникам рациональнее использовать финансовые и технические ресурсы МКД, привлекать дополнительные источники доходов, применять новые методики и технологии

Рисунок 3 - Распределение жилищного фонда по способам управления, %

За период до 2012 года отделом реализованы следующие программы:

по капитальному ремонту многоквартирных домов города за счет средств финансовой поддержки, предоставленной в соответствии с положениями федерального Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». За период реализации программ (2008-2011 гг.) капитально отремонтировано 48 домов на общую сумму 170,1 млн. руб.

по капитальному ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним благоустроено с учетом современных требований 20 дворовых территориях и 13 проездов на сумму 63,2 млн. руб.

по благоустройству дворовых территорий за счет средств полученных по итогам конкурса «Самый благоустроенный город РФ» в сумме 46,9 млн. рублей было восстановлено 43 дворовые территории, установлены малые архитектурные формы на 12 детских площадках и спортивных сооружениях.

устройство детских игровых и спортивных площадок за период с начала выделения средств на эти цели из бюджета города и привлечения средств собственников (нанимателей) жилых помещений с 2001 по 2011 годы в жилищном фонде было установлено 86 детских и 3 спортивные площадки на общую сумму средств 64,6 млн. руб.

В 2009 - 2012 годах капитально отремонтированы крыши на 52 домах, фасады на 38 домах, инженерные коммуникации на 31 доме.

По подпрограмме «Энергосбережение в жилищном хозяйстве города Хабаровска», проведены мероприятия по: установке 1628 приборов учета коммунальных ресурсов; замене устаревшей запорно-регулирующей арматуры в системах теплоснабжения и водоснабжения на сумму порядка 40 млн рублей; восстановлению 259,7 тыс. пог.м. изоляции трубопроводов.

Суммарный ежегодный условный экономический эффект, полученный от внедрения энергосберегающих мероприятий, составил более 100 млн.руб.

по замене внутридомовых инженерных сетей с 2007 года управляющими организациями было заменено 21444 пог.м. стояков отопления, 4672 пог.м. стояков горячего водоснабжения, 1761 пог.м. стояков холодного водоснабжения.

по программе «Реконструкция, модернизация муниципальных лифтов» с 2009 года была произведена замена и модернизация 84 лифтов, на общую сумму 160 млн рублей.

Таким образом, специалистам отдела удалось наработать практику обеспечения эффективного решения экономических вопросов содержания, текущего и капитального ремонта жилищного фонда, проведения сбалансированной тарифной политики, осуществления текущего финансирования отрасли и обеспечения эффективного управления целевыми программами. Решаются вопросы, связанные с муниципальными контрактами, договорами и размещением муниципального заказа, готовятся ответы на запросы и обращения граждан, правоохранительных и других контролирующих органов.

2.2 Анализ состояния инженерной инфраструктуры северного округа г. Хабаровска

В системе жилищно-коммунальных и специализированных предприятий Северного округа города Хабаровска работают 4213 человек. Теплоснабжение города осуществляется от 57 котельных по тепловым сетям общей протяженностью 278,4 км (в двухтрубном исчислении).

Основным муниципальным тепло-вырабатывающим предприятием является МУП «Хабаровская теплосеть», которое обеспечивает теплоснабжение 74,5% жилищного фонда и более 60% объектов социальной сферы города. На предприятии трудятся 758 чел.

На балансе предприятия находится 38 котельных, 19 ЦТП, 157,7 км тепловых сетей (в двухтрубном исчислении), из них 7 ЦТП и 31,3 км тепловых сетей переданы в пользование ОАО «ПТЭК». Техническое состояние объектов теплоснабжения удовлетворительное, средний нормативный износ составляет 87,4%.

Водоснабжение и водоотведение города осуществляет МУП «Водоканал» На муниципальном предприятии «Водоканал» работают 911 человек. На балансе 10 водозаборных узлов, 100 артскважин, 30 резервуаров объемом 46,1 тыс. куб. м, 20 повысительных водопроводных насосных станций, 6 канализационных насосных станций, 2 насосные станции технической воды, технический водовод протяженностью 5,6 км, 370,7 км водопроводных сетей, 249,5 км канализационных сетей, очистные сооружения производительностью 183 тыс. мЗ/сутки, станция обезжелезивания.

Средний износ основных фондов составляет по водоотведению - 56,8%, по водоснабжению - 53,5%. Аварийность на сетях -0,25 аварии в день. В 2010 году реализовано 27,2 млн. мЗ воды.

Электроснабжение города осуществляет МУП «Хабаровская электросеть». На муниципальном предприятии «Хабаровская электросеть» работают 175 человек. На балансе - 518 трансформаторов, свыше 624 км кабельных линий и свыше 196 км воздушных линий. Средний износ объектов составляет свыше 70%.

На территории города осуществляют свою деятельность также специализированные предприятия: МУП «Лифт-ремонт» обслуживает 629 лифтов, ЗАО СП «Подъем» обслуживает 528 лифтов.

Основные показатели обеспеченности жилищного фонда Северного округа инженерным оборудованием представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Оборудование жилищного фонда в 2010-2012 гг.

Показатель

Всего

в том числе оборудованная:



Водопроводом

Водоотведением

Отоплением

Горячим водоснабжением

Ваннами (душем)

Газом

Напольными электрическими плитами

2010 год

Общая площадь жилых помещений, тыс. кв. м

4226,7

4102,4

4086,2

4216,6

3995,2

3810,6

414,1

Удельный вес в общей площади жилищного фонда, %


97,06

96,67

99,76

94,52

94,52

90,15

9,8

2011 год

Общая площадь жилых помещений, тыс. кв. м

4432,7

4308,4

4292,2

4422,6

4201,2

4201,2

3848,6

581,4

Удельный вес в общей площади жилищного фонда, %


97,2

96,83

99,77

94,77

94,77

86,82

11,7

2012 год

Общая площадь жилых помещений, тыс. кв. м

4578,3

4453,3

4436,9

4569,3

4345,9

4345,9

3892,6

683,1

Удельный вес в общей площади жилищного фонда, %


97,26

96,9

99,8

94,92

94,92

85,02

14,92

Проведя анализ показателей, прослеживается положительная тенденция к увеличению степени оборудования жилищного фонда различными видами коммунальных услуг. Вместе с тем износ основных фондов инженерной инфраструктуры в среднем составляет 70%, что подразумевает под собой необходимость работы в направлении модернизации инфраструктуры и развитии энергосберегающих технологий.

3. ПРОЕКТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ В СЕВЕРНОМ ОКРУГЕ Г. ХАБАРОВСКА

Реформа ЖКХ практически не оставила органам местного самоуправления возможности непосредственно управлять и руководить ЖКХ, она передала эти права населению и частным компаниям. Таким образом, у муниципалитета остается основной рычаг управления - контроль, требующий максимально эффективного осуществления.

Выделим ряд необходимых элементов, обеспечивающих построение эффективной системы контроля в ЖКХ муниципального образования г. Хабаровска, охватывающих положения теории организации управления (муниципального) и являющихся основой для построения системы эффективного управления ЖКХ региона:

. Планирование предполагает наличие программно-функциональных структур, нацеленных на решение стратегических задач развития муниципальных образований. Отсутствие программно-функциональных структур является свидетельством невнимания органов власти региона к постановке стратегических целей и решению долгосрочных задач социально-экономического развития отрасли. В этой связи возникает необходимость в организационной структуре, т.е. подразделении, ориентированном на долгосрочное развитие и управление ЖКХ.

В стратегии повышения эффективности управления ЖКХ городского округа Хабаровск должны быть зафиксированы четкие цели, задачи, определены общие условия развития этой сферы, сформулирован стратегический план действий. Неотъемлемой частью разработанной стратегии должен являться механизм мониторинга реализации стратегии на основе системы показателей. Важно, чтобы процесс планирования, установления целей и анализа был организован так, чтобы привлечь максимально широкий круг лиц - общественные организации, бизнес, население - для этого необходима активная позиция администрации города как лидера и координатора.

Стратегия повышения эффективности управления ЖКХ должна быть согласованной с общей стратегией развития города и базироваться на принципе партнерства. Эффективно решить проблемы ЖКХ можно только реализуя политику, объединяющую различные уровни власти, предполагающую региональное и межмуниципальное партнерство, учитывающую интересы частного бизнеса и населения.

. Взаимосвязь функций управления и влияния на конечный результат. Управление коммунальным хозяйством города неотделимо от его дальнейшего развития в соответствии с генеральным планом развития города Хабаровска. Это связано с тем, что зачастую застройка новых площадей требует реконструкции и модернизации существующих инженерных коммуникаций, так как на изношенные сети ложится дополнительная нагрузка, что требует увеличения их мощностей. При объединении нескольких подразделений появляется возможность оптимизации штата и, соответственно, затрат на его содержание, более быстрой и эффективной координации между разными отделами, оптимизации системы финансирования подразделения. Вышесказанное обусловливает возможность организации Департамента ЖКХ, строительства и архитектуры (ЖКХСиА) путем реорганизации структурных элементов системы, перераспределения функций между элементами управления для повышения их эффективности.

. Финансовая самостоятельность и самодостаточность органов управления ЖКХ. Для эффективного функционирования муниципалитету необходимо иметь достаточное и бесперебойное финансирование, обязательным условием которого является отсутствие прямого или косвенного финансирования предприятиями отрасли, чреватого конфликтом интересов. Объединение управлений отраслями строительства и ЖКХ позволит создать устойчивую финансовую базу за счет диверсификации внебюджетных источников доходов и снижения затрат на функционирование подразделения.

Существенная часть контроля в ЖКХ - соблюдение прав собственников, которое невозможно без участия населения. Поэтому структура контроля соблюдения прав потребителей в сфере качества предоставляемых услуг представлена в виде трех элементов (рис. 4), гарантирующих независимость и полноту контроля:

1)      контроль региональный, основанный на принципе проведения однократных проверок - плановых либо по обращениям граждан и предприятий;

2)      контроль на уровне муниципалитета, основанный на планомерной работе по контролю и профилактике нарушений. Ведется систематически;

3)       контроль собственников (общество потребителей, общественная палата города).

Рисунок 4 - Структура контроля соблюдения прав собственников

На основании результатов изучения структуры управления жилищным хозяйством, принципах организации управления и контроля в ЖКХ разработана общая схема организации управления ЖКХ и определены источники создания нормативной и законодательной базы (рисунок 5).

Рисунок 5 - Общая схема проекта организации контроля ЖКХ г. Хабаровска

Как видно регулирование ЖКХ муниципального образования должно осуществляться в несколько этапов: первичным контролем должен выступать контроль собственников жилья, замет контроль муниципального образования, а потом региональный контроль. Таким образом, необходимость создания нормативно-правовых актов в сфере контроля ЖКХ должна исходить с первичного уровня, т.е. непосредственно от самих собственников жилья.

Кроме этого орган местного самоуправления г. Хабаровска как собственник муниципального жилищного фонда в условиях ограниченности бюджетных средств и субсидий федерального и регионального уровней не в состоянии обеспечить в должной мере развитие материально-технической базы ЖКХ, проводить в необходимых объемах и в регламентные сроки капитальный и текущий ремонт жилья, внедрить новые ресурсосберегающие технологии.

Постепенное уменьшение доли муниципального жилья в структуре жилищного фонда г. Хабаровска в результате приватизации (за три года произошло уменьшение показателя на 14,7%), а также повышение уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в перспективе еще больше обострят проблему управления жилищно-коммунальным хозяйством. В целях успешного решения задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства необходимо внедрение новых форм управления предприятиями ЖКХ.

Основными достоинствами новой системы управления являются:

инвестирование мероприятий по программе реформирования ЖКХ в целях снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг при гарантиях администрации защиты коммерческих интересов управляющих компаний;

сокращение налогового бремени при системе взаиморасчетов между цеховыми структурами по себестоимости;

совершенствование системы учета внутрипроизводственных затрат и обеспечение для всех субъектов правоотношений прозрачности финансовых потоков;

заинтересованность работников в повышении доходов управляющих компаний;

сокращение численности работников аппарата управления за счет более совершенной структуры управляющей компании.

Привлечение частных капиталов к финансированию инвестиционных вложений в развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры через создание механизмов государственно-частных партнерств создает спрос на определенные финансовые активы - долгосрочные инвестиционные ресурсы. Успешная реализация такого рода организационных форм способствует развитию этого сегмента финансового рынка, следовательно, более оптимальной диверсификации финансовых активов в экономике и, таким образом, обеспечению поступательного развития региональной и национальной экономики.

Очевидно, что привлечение в жилищно-коммунальный комплекс муниципального образования потенциальных частных инвестиций не может быть осуществлено только посредством проведения конституциональных реформ, без привлечения дополнительных государственных, кадровых, научных и других ресурсов. Для кардинального изменения ситуации в данном секторе муниципального образования городского округа Хабаровск необходимо одновременно с институциональными преобразованиями значительно увеличить финансирование данной сферы из внебюджетных источников, обеспечить приток инвестиций и модернизацию отраслевой инфраструктуры, в комплексное обновление основных фондов, создавая условия повышению привлекательности этой сферы для частного бизнеса и кредитования со стороны банковского сектора.

Приоритетными задачами развития жилищно-коммунального хозяйства г. Хабаровска в настоящее время должны являться:

. формирование адекватных правил взаимоотношений и оптимальное распределение ответственности между публичной властью и бизнесом;

. наличие стимулов к эффективной работе, а также условий;

. мотивация с целью сделать отрасль привлекательной для бизнеса и его инвесторов.

Применительно к коммунальному хозяйству в современной научной литературе государственно-частное партнерство определяется как делегирование на определенный срок частному сектору функции управления муниципальными системами коммунальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг. Термином «государственно-частное партнерство» обозначают совокупность форм взаимодействия государственной или муниципальной власти и частных предприятий в целях выполнения задач по коммунальному обслуживанию.

Международный опыт последних десятилетий показал, что государственно-частное партнерство может приносить большую пользу для модернизации систем коммунального обслуживания. Оно выгодно как для муниципальной администрации, так и для бизнес-структур. Наиболее распространенным в мировой практике видом государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере действия являются концессионные соглашения, согласно которым частный сектор получает во владение государственные или муниципальные инфраструктурные объекты с целью предоставления публичных услуг оговоренного в договоре качества. Важным содержательным моментом договора концессии является принятие концессионером на себя определенных финансовых обязательств по инвестированию в инфраструктурные системы. Таким образом, в рамках договора концессии частный бизнес принимает на себя все три основных риска: коммерческие и инвестиционные риски и риски, связанные с управлением инфраструктурой и обеспечением ее работоспособности.

Важным фактором, определяющим целесообразность заключения концессионных соглашений на территории городского округа Хабаровск, является необходимость привлечения больших инвестиционных ресурсов в модернизацию ремонт коммунальной инфраструктуры при ограниченности бюджетных ресурсов.

Очевидно, что интерес бизнеса к подобным контрактам возможен только в том случае, если они с приемлемыми рисками позволяют обеспечить необходимую норму доходности на вложенный капитал. Поэтому концессионные соглашения должны быть достаточно длительными для обеспечения возврата вложенных инвестиций. Срок действия контрактов концессии необходимо варьировать от 10 до 30 лет.

Другим направлением совершенствования управления хозяйством в сфере ЖКХ северного округа, является предложение мероприятий по энергосбережению.

Конечные цели энергосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве - сокращение затрат на содержание и эксплуатацию жилья, и, соответственно, обеспечение экономических интересов населения при переходе отрасли жилищно-коммунального хозяйства на режим безубыточного функционирования.

Главная задача участников процесса энергосбережения и энергопотребления состоит не только в комплексном использовании всех рычагов управления спросом на ресурсы и стимулирования энергосбережения, но и создание условий, побуждающих население принять заинтересованное участие в управлении снижением спроса на энергоносители, в соответствии с рисунком 6.













Рисунок 6 - Мероприятия энергосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве

Главная задача участников процесса энергосбережения и энергопотребления состоит не только в комплексном использовании всех рычагов управления спросом на ресурсы и стимулирования энергосбережения, но и создание условий, побуждающих население принять заинтересованное участие в управлении снижением спроса на энергоносители.

У традиционно сложившейся схемы теплоснабжения есть ряд недостатков:

как правило, отсутствие какой либо водоподготовки исходной воды или ее наличие при неудовлетворительной работе;

одна из причин неудовлетворительной работы водоподготовки: несанкционированный разбор горячей воды из контура отопления при закрытой системе или недостаток самой открытой системы теплоснабжения, когда традиционные схемы водоочистки не могут обеспечить требования по подготовке исходной воды.

В результате эксплуатации таких систем традиционно сопровождаются «букетом» недостатков:

интенсивные отложения на внутренних поверхностях нагрева;

интенсивная коррозия поверхностей нагрева и сетевых трубопроводов;

низкое качество сетевой воды, используемые на нужды горячего водоснабжения (высока жесткость, наличие различных примесей и так далее), хотя по нормам необходимость требования, предъявляемые к питьевой воде и так далее.

Поэтому, в случае сохранения традиционной схемы теплоснабжения и установки импортных котлов эффекта от внедрения высокоэффективного энергетического оборудования не будет достигнут, в связи с неизбежным быстрым выходом из строя поверхностей котлов, да и сетевых трубопроводом.

Поэтому те организации, которые ориентируются только на импортное оборудование, предлагают устанавливать теплообменники для разделения контуров котловой и сетевой воды. В этом случае необходима установка дополнительных насосов в контур котловой воды.

Эффект достигается за счет снижения интенсивности образования отложений на внутренних поверхностях нагрева котлов и затрат на ремонт поверхностей нагрева и сетевых водопроводов.

Срок службы пластинчатых теплообменников оценивается в 20-25 лет.

Оценка экономической эффективности при организации раздельных контуров сетевой и котловой воды для одной системы теплоснабжения с применением пластинчатых теплообменных пунктов (таблица 2).

Таблица 2 - Оценка экономической эффективности при организации раздельных контуров сетевой и котловой воды с системами теплоснабжения

Наименование

Числовые значения

Система теплоснабжения, штуки

1

Расход тепла, Гкал/год

5000

Стоимость оборудования, тысяч рублей

248

Стоимость монтажа, тысяч рублей

24,8

Инвестиции, тысяч рублей

272,8

Непредвиденные расходы (15 процентов от инвестиций),тысяч рублей

40,92

Цена тепловой энергии, рублей/Гкал

638,6

Суммарный эффект 1,5 процентов, Гкал

75,0

Суммарный экономический эффект (с учетом снижениязатрат на ремонт), тысяч рублей

60,0

Срок окупаемости, лет

7,8


Проблему экономии энергоресурсов можно решать также путем использования индивидуальных тепловых пунктов (далее ИТП). Блочный ИТП представляет собой автоматизированную комплексную установку для подключения к централизованным тепловым сетям систем отопления отдельных зданий. В комплект теплопункта входят: пластинчатые теплообменник, циркуляционные насосы, автоматические регуляторы для системы горячего водоснабжения и отопления, регулятор разности давления, арматура, блок учета тепловой энергии, счетчики холодной и горячей воды. Обслуживание такого ИТП минимально и они могут использоваться, как для независимой, так и для зависимой схемы подключения отопления.

Применяемая система регулирования обеспечивает: поддержание температуры отопления в соответствии с температурой наружного воздуха, ограничение температуры обратной сетевой воды, поддержание заданной температуры горячего водоснабжения, хранение данных о параметрах теплоносителя и так далее.

Из всех достоинств в таких ИТП следует отметить то, что в этом случае практически полностью исключается коррозия и образование отложений в системе теплоснабжения дома, обеспечивается необходимое качество горячей воды, появляется возможность практически полностью исключить перегревы, перетопы и тому подобные явления, которые при централизованной системе избежать практически невозможно.

Но такое ИТП отличаются и соответствующими ценами - до 40000долларов США. Удельный прирост тепла эксплуатационных затрат -дополнительный расход электроэнергии на перекачку в независимом контуре отопления составит примерно 2000 долларов. Эффект оценивается в 8-10процентов тепла (таблица 3).

Таблица 3 - Оценка экономической эффективности установки блочного теплового пункта

Наименование

Числовыезначения

Тепловая мощность, Гкал/год

14000

Стоимость оборудования, тысяч рублей

1240

Стоимость монтажа, тысяч рублей

186

Прирост эксплуатационных затрат, тысяч рублей

62

Инвестиции, тысяч рублей

Непредвиденные расходы (12 процентов от инвестиций), тысяч рублей

171

Срок службы, лет

30

Эффект, Гкал

1380

Цена тепловой энергии, тысяч рублей

638

Экономический эффект, тысяч рублей

881,3

Срок окупаемости, лет

2,3


Немаловажной задачей в сокращении энергопотребления является задача оснащения муниципального жилого фонда и организаций бюджетной сферы приборами узлов учета на границах раздела сфер ответственности между источниками теплоснабжения, водоснабжения других министерств и ведомств и муниципальными теплоснабжающими организациями. Анализ показывает, что в большинстве случаев фактическое потребление тепла составляет 30-60 процентов от расчетных нагрузок по отоплению и горячему водоснабжению.

К числу первоочередных задач относится также оснащение приборами учета вводов в здания и помещения, занимаемые организациями бюджетной сферы. Осуществление таких мероприятий даст для бюджетных организаций и муниципальных предприятий экономию платежей за тепло и воду от 15 до 60 процентов.

Массовое внедрение приборов учета и регулирования энергопотребления потребителями должно заключаться в следующем:

в проектах строительства, реконструкции и капитального ремонта энергопотребляющих объектов необходимо предусматривать установку приборов учета и регулирования тепла, электроэнергии, горячей и холодной воды, газа;

в обязательном порядке оборудовать приборами учета энергоресурсов энергоснабжающие организации, объекты здравоохранения, народного образования, соцкультбыта.

Проведем расчет экономического эффекта установки приборов учета расхода тепла в жилых домах северного округа на примере пер. Западного. Сводные данные по срокам окупаемости мероприятий по установке узлов учета расхода теплоэнергии в жилых домах представлены в таблице 4. Стоимость узла учета составляет 20 тысяч рублей, срок службы - до 20 лет.

Таблица 4 - Сводные данные по срокам окупаемости мероприятий по установке узлов учета расхода теплоэнергии в жилых домах по пер. Западному

Номер дома

Расход тепла, Гкал/квадратных метров в год

Годовая экономия, рубли за квадратные метры

Окупаемость, месяцы отопительного сезона

Площадь дома, квадратных метров

Годовая экономия, рубли

Приближенно окупаемость, отопительных сезонов

15

0,213

2,94

Больше года

3163,99

9332,81

2,14

17

0,181

6,44

Больше года

2538,90

16364,81

1,22

21

0,185

6,01


1327,08

7973,94

2,51

27

0,174

7,21


1971,09

14214,28

1,41


Таким образом, установка нового оборудования окупится в течение 1,5 лет и в дальнейшем начнет приносить прибыль.

Энергосбережение для своего успешного внедрения нуждается в активной пропаганде и разъяснении населению как технических, так и экономических аспектов реализации мероприятий энергоресурсосбережения. Необходимо использовать такие традиционные методы как выступления и публикации в средствах массовой информации, проведении семинаров, конференций, рабочих встреч.

Крайне важно развернуть широкую компанию по информированию населения, включая использование наглядной агитации для эффективного внедрения систем учета ресурсов по инициативе потребителей.

Необходимо организовать систему беспрепятственного сбора заявок от организаций и населения по установке средств учета тепла и воды коллективного и личного пользования.

Пропаганда энергосбережения сама по себе не может решить проблемы энергоресурсов, но ее отсутствие существенно снизит эффективность реализации программа энергосбережения.

Источниками финансирования данных мероприятий могут выступать следующие средства:

кредиты, выделяемые муниципальным образованиям на подготовку к зиме;

средства, составляющие 0,1 процента от восстановительной стоимости жилого фонда, и выделяемые отдельной строкой в бюджетах муниципальных образований для финансирования программы оснащения жилого фонда приборами учета тепловой энергии и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, обобщая итоги данной работы, можно сделать выводы.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское благоустройство.

Жилищно-коммунальное хозяйство северного округа г. Хабаровска нуждается в реформировании, как и вся отрасль ЖКХ России. Основным мероприятием по совершенствованию организационной структуры управления ЖКХ городского округа, на наш взгляд, должно стать выделение в действующей организационной структуре информационно-аналитической службы, которая бы занималась стратегическим планированием, мониторингом состояния ЖКХ, работой с населением, общей координацией деятельности предприятий ЖКХ.

В качестве мероприятий по совершенствованию организации управления ЖКХ городского округа Хабаровск должно стать совершенствование системы контроля ЖКХ, а также стратегическое планирование развития отрасли города.

Кроме того, для совершенствования системы энергосбережения, предложено внедрение индивидуальных тепловых пунктов в многоквартирных домах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. - М.: Юрист, 2005. - 86 с.

. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ // Российская газета. - 2003. - № 234

. Воронина, Н.В. Экономика жилищного хозяйства / Н.В. Воронина. - Хабаровск: Изд - во Хабар. Гос. Тех. Ун-та, 2011. - 135 с.

. Жуков, Д.М. Экономикаи организация жилищно-коммунального хозяйства города: учебное пособие / Д.М. Жук. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2009. - 96 с.

. Кожемякин, Д.П. Теплоснабжение российских городов: что дальше? / Д. П. Кожемякин // ЭКО. - 2011. - № 6. - С. 67 - 80.

. Колесников, И.В. Особенности построения системы управления ЖКХ малых муниципальных образования / И.В. Колесников // ЖКХ. - 2012. - № 10. - С. 20 - 28

. Кривоносова, Л.А. Технология социального проектирования / Л.А. Кривоносова. - Хабаровск.: Изд-во ДВАГС, 2010. - 73 с.

. Максимов, А. А стоит ли ставить счетчик? (Энергосбережение. Учет потребляемых коммунальных услуг) / А. Максимов // Экономика и жизнь. - 2009. - № 18. - С. 39.

. Маршалова, А.С. Экономическая и социальная сущность реформы системы управления жилищно-коммунальным хозяйством / А. С. Маршалова Регион: экономика и социология. - 2010. - № 2. - С. 185 - 19

. Миронов, С. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: поиск эффективных решений / С. Миронов // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 6. - С. 115 - 124.

. Правдивко, З. Статистическая оценка состояния ЖКХ Хабаровского края З. Правдивко // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. - 2012. - № 3. - С. 36-44. - Библиог

. Программа «Жилище» на 2001 - 2010 годы // Финансы. - 2009. - № 4. - с. 32 - 48.

. Сандалова, Н.В. Определение целей приватизации и реструктуризации предприятий ЖКХ / Н.В. Сандалова // ЖКХ. - 2011. - № 2.

. Симонов Ю.Ф. Жилищно - коммунальное хозяйство: Справочник / Ю.Ф. Симонов - М.: МарТ, 2009. - 272 с.

. Симонов Ю.Ф. Экономика жилищно - коммунального хозяйства / Ю.Ф. Симонов - М.: МарТ, 2010. - 208 с.

. Управление проектами. Практическое руководство / Коллектив авторов ГК МИМ - М.: Юридическая книга, 2009.- 164 с.

. Фомин Д.А. Коммунальная антиутопия (Жилищно-коммунальное хозяйство) / Д. А. Фомин, Г. И. Ханин // ЭКО. - 2012. - № 7. - С. 3 - 22.

. Чекалин, В.С. Стратегическое управление в городском хозяйстве: Учебное пособие / В.С. Чекалин. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 135 с.

. Черняк В.З. Экономика строительства и коммунального хозяйства / В.З. Черняк. - М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2011. - 623 с.

Похожие работы на - Проект совершенствования управления в сфере ЖКХ в северном округе г. Хабаровска

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!