Торговля Республики Беларусь: современное состояние, перспективы развития, направления совершенствования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,18 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Торговля Республики Беларусь: современное состояние, перспективы развития, направления совершенствования





\







КУРСОВАЯ РАБОТА

Торговля Республики Беларусь: современное состояние, перспективы развития, направления совершенствования

Введение

Торговля - предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

Товар - вещи (предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество), предназначенные для продажи. [2]

Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь, объектами - товары, а также связанные с их продажей работы и услуги.

Необходимость торговли как отрасли обусловлена следующими факторами:

  • производство закономерно стремится к концентрации и специализации, выпускаются товары в узком ассортименте, в то же время покупатели рассредоточены по населенным пунктам и требуют товаров в широком торговом ассортименте. Следовательно, необходим обособленный посредник между производителями и потребителями;
  • товаропроводящие отрасли освобождаются от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что приводит к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшает время пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект;
  • торговые организации ограничивают свою деятельность определенной территорией, изучают специфику спроса и потребностей населения и могут их удовлетворить наиболее полно;
  • расширение торговой деятельности приводит к экономии живого и овеществленного труда, связанного с реализацией товаров.

Отсюда вытекает значимость и актуальность избранной темы.

Субъекты торговли вправе осуществлять один или несколько видов торговли в формах, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О торговле» от 26.11.2003 г., №247-3.

В сфере торговли задействовано 18,5% занятого населения республики. В последние годы обозначилась устойчивая тенденция увеличения числа занятых в сфере обслуживания населения. Развитие внутренней торговли республики осуществляется на планомерной основе. На каждые 5 лет разрабатывается и утверждается Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь.

Целью курсовой работы является определение основных направлений развития торговли Республики Беларусь на современном этапе, определение направлений совершенствования торговли и перспектив развития внешней торговли Республики Беларусь.

Цель обусловила постановку следующих задач:

- раскрыть понятие и экономическую сущность торговли;

определить виды торговли;

выявить организационные формы торговли;

показать направления развития торговли в Республике Беларусь;

оценить научно-технический прогресс в торговле;

проанализировать новые технологии для завоевания покупателей;

провести анализ перспектив развития внешней торговли Республики Беларусь.

Методологической основой курсовой работы явились Законодательные акты Республики Беларусь, официальные нормативные инструктивные материалы Минфина РБ, Министерства экономики РБ, научные труды, учебная литература и периодические издания по теме исследования.


1.Торговля в социально-потребительском комплексе

.1 Экономическая сущность и развитие торговли

торговля экономический покупатель

В рыночной экономике торговля является наиболее распространенной сферой предпринимательской деятельности и сферой применения труда. Назначение торговли заключается в том, что она обеспечивает доведение потребительских товаров и услуг от производителя к потребителю посредством купли-продажи.

Торговля - форма экономической связи между производством и потреблением, осуществляемая непосредственно рынком.

Торговля возникла на соответствующем этапе развития общества, а именно тогда, когда отдельные производители начали изготавливать продукции больше, чем им требовалось для своих собственных нужд. Предшественником торговли был натуральный обмен продуктами труда, возникший еще в недрах первобытнообщинного строя.

Важным стимулом развития обмена было первое крупное общественное разделение - это отделение скотоводства от земледелия. Согласно чему, обмен становился более частым явлением. Переход от случайного к регулярному обмену возник вследствие второго крупного общественного разделения труда - отделение ремесла от земледелия.

Значительный толчок в развитии обмена дало возникновения городов. Наряду с этим, важным экономическим предпосылкой развития регулярного обмена было появление частной собственности на орудия и средства производства и предметы труда.

В разных государствах, с разным уровнем развития общественных фондов потребления, где продукты труда производятся как товары, их движение из сферы производства в сферу потребления осуществляется с помощью товарного обмена. Имеющееся товарное производство и товарно-денежные отношения обусловливают наличие товарного обращения. Товарный оборот имеет три формы:

·Материально-техническое снабжение народного хозяйства;

·Закупка сельскохозяйственных продуктов и сырья;

·Торговля товарами народного потребления.

Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:

  1. Реализация производственной, потребительской стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением.
  2. Доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя данную функцию, торговля организует пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение).
  3. Поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции.
  4. Сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, расширения информационных услуг и так далее.
  5. Маркетинг - разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение служб сервиса и другие.

Основные задачи, поставленные перед работниками торговли: наращивание объемов товарооборота, улучшение культуры обслуживания населения, повышение доходности работы торговых предприятий. Эти задачи неотделимы одна от другой. Их конечная цель - наиболее полное удовлетворение покупательского спроса потребителей [8, с. 5].

Как экономическая категория торговля выражает отношения обмена путем купли-продажи товаров посредством денег и может рассматриваться как своеобразная форма организации товарно-денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследующая цели наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей. Торговля как форма товарного обращения осуществляет связь между производством и потреблением и представляет собой фазу расширенного воспроизводства [6, с. 10].

Торговля как отраслевая экономическая система представляет собой крупное и важное подразделение экономики, включающее совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающее общностью материально-технической базы, используемых кадров и торгово-технологичес-кого процесса. Ей присущи все внутренние и внешние свойства отраслевых систем. К внутренним свойствам относятся однородность и устойчивость, к внешним - обусловленность отраслевой системы и ее способность к адаптации.

Сущность торговли проявляется в ее функциях в системе общественно-экономических отношений. Торговля выполняет две функции: функцию удовлетворения платежеспособного спроса населения, реализации доли каждого индивида в национальном доходе в определенных предметах потребления, тем самым обеспечивая воспроизводство рабочей силы; функцию обмена товаров путем купли-продажи, смены форм стоимости или возмещения при обмене затрат общественного необходимого труда.

В процессе выполнения первой функции происходит реализация произведенных продуктов как потребительных стоимостей, в процессе выполнения второй - реализация их как стоимостей (обмен денежных доходов населения на предметы потребления). Главной является функция удовлетворения платежеспособного спроса населения. Выполняя свои функции, торговля обеспечивает производству возмещение затрат на изготовление товаров и получение прибыли, способствует непрерывности процесса воспроизводства.

В процессе доведения товаров от производства до потребления торговля изучает спрос населения, составляет заказы промышленности на производство товаров народного потребления, способствует укреплению связей между отдельными отраслями экономики.

1.2 Виды торговли

Видами торговли в соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О торговле» являются оптовая торговля, розничная торговля и общественное питание.

Оптовая торговля - вид торговли, осуществляемый в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.

Оптовая торговля является необходимым звеном товарного обращения. Она обеспечивает коммерческое посредничество по установлению хозяйственных связей между субъектами рынка (производителями и организациями розничной торговли), преобразованию производственного ассортимента товаров в торговый, созданию запасов и товароснабжению розничной торговой сети. Ее необходимость обусловлена специализацией организаций-изготовителей на выпуске товаров узкого ассортимента, требованиями перемещения товаров из пунктов производства в пункты потребления, комплектованием торгового ассортимента, контролем качества товаров и т.п. [6, с. 13].

Торговые организации могут осуществлять оптовую торговлю через общетоварные или специализированные склады, организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы, оказывать информационные, транспортные и иные услуги, связанные с торговлей.

В соответствии с п. 1 статьи 213 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственность может быть государственной или частной. Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. Собственность потребительской кооперации также относится к частной.

Розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Она осуществляется обычно через торговые объекты (магазин, павильон, палатка, киоск, лоток, торговый автомат, автолавка, автомагазин) [6, с. 14].

В Республике Беларусь насчитывается свыше 31 тыс. магазинов и палаток. Торговая площадь магазинов составляет 2,6 млн. м2.

Общественное питание (торгово-производственная деятельность) представляет собой вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию и организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Оно осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, закусочная, буфет, бар и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья), либо не имеющие их.

Организационные формы торговли:

В Беларуси в качестве форм осуществления торговли определены:

  • комиссионная торговля (осуществляется на основании заключенных договоров комиссии);
  • торговля на конкурсах (договор купли-продажи заключается на торгах с претендентом, предложившим наилучшие условия);
  • торговля на аукционах (товар реализуется на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому, кто предложил наивысшую цену);
  • торговля по образцам (товар выбирается покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п.);
  • торговля с использованием автоматов;
  • выездная торговля (торговля вне постоянного места расположения торгового объекта);
  • посылочная торговля;
  • биржевая торговля (договора купли-продажи заключаются на биржевых торгах);
  • торговля на ярмарке (оптовая или розничная торговля в определенном месте и в определенное время, проводится на местном, республиканском и межгосударственном уровнях);
  • электронная торговля (заказ, покупка и продажа товаров осуществляются с использованием информационных систем и сетей);

торговля на рынке и иные формы, не запрещенные законодательством.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О торговле» рынок определяется как имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенным для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными. Торговля на рынках осуществляется в торговых объектах с созданием необходимых условий для приобретения товаров, оказания услуг и с использованием торгово-технологического оборудования. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №384 от 07.04.2004 г. определены «Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» [6, с. 16].

2. Современное состояние и направления Совершенствования деятельности торговых организаций в Республике Беларусь

.1 Научно-технический прогресс в торговле

Современное техническое обеспечение в торговле достигло такого уровня, что специалист не может не знать эксплуатационные и технические возможности приборов, машин и оборудования, способствующих повышению эффективности технологических, трудовых и управленческих процессов.

При создании новой фирмы или при переоборудовании существующей предпринимателю-специалисту необходимо иметь представление о технических возможностях повышения эффективности тех или иных технологических процессов, управленческих решений, уметь ориентироваться на рынке технических средств.

Научно-технический прогресс (НТП) - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

В широком смысле на любом уровне - от фирмы до национальной экономики - под НТП подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством. [11]

Научно-технический прогресс-это развитие техники, технологии и организации производства, результатом которого является рост производительности труда, когда при прочих равных условиях выпускается либо большой объем продукции, либо прежний, но при меньших затратах.

При участии национальной экономики в международной торговле рост производства и потребление внутри страны по-разному отражаются на внешнеторговых операциях. Под воздействием научно-технического прогресса меняется потребление внутри страны, что также оказывает различное влияние на торговлю с другими странами. [7, с. 207]

Современный научно-технический прогресс охватывает все стороны деятельности человека и характеризуется двумя путями развития:

- эволюционным, представляющим собой совершенствование и рационализацию использования известных видов техники, технологии, оборудования, материалов, источников энергии;

революционным - качественным переворотом в производительных силах и производственных процессах, базирующимся на использовании принципиально новых, неизвестных ранее видов энергии, материалов, техники, технологии.

Современная научно-техническая революция означает переход к новому этапу развития человеческой цивилизации, на котором:

создается единая техническая база с многозвенными технологическими комплексами;

основной формой общественного богатства становятся знания, умения и навыки;

занятость работников в сфере услуг (информационных, финансовых, торговых и др.) становится выше, чем в материальном производстве;

производство ориентируется на изготовление все более широкого и часто обновляемого ассортимента изделий по конкретным заказам потребителя;

увеличивается доля занятых на рабочих местах принципиально нового типа, открывающих перспективу полного использования и всестороннего развития способностей человека [4, с. 7].

Результаты научно-технического прогресса в торговле непосредственно отражаются на работе не только самой отрасли. С прогрессом тесно связано решение таких важнейших социально-экономических проблем, как сокращение времени, затрачиваемого населением на приобретение товаров и услуг; облегчение домашнего труда, снижение затрат нервной энергии, вызываемых очередями в магазинах; повышение эффективности труда в других отраслях народного хозяйства.

Об уровне научно-технического прогресса в торговле судят по тому, как повышается общий уровень культуры торговли, как создаются максимальные удобства покупателям при выборе и приобретении товаров и услуг, снижаются издержки потребления, являющиеся мерилом культуры торговли.

Прогресс торговли - составная часть НТП всего общественного производства. Успехи, достигнутые в результате научно-технического прогресса промышленности (машиностроения, электроники, химии и т.д.), являются базой технического вооружения торговли, ее оснащения современными машинами, механизмами и приборами. В свою очередь технический прогресс торговли активно влияет на производство, создает необходимые предпосылки для его ускорения и расширения.

Проблема развития научно-технического прогресса в торговле имеет комплексный характер и включает следующие слагаемые:

развитие прогрессивной технологии торговых процессов на всех этапах товародвижения;

ускорение механизации и автоматизации трудоемких операций торгово-технологического процесса;

прогресс в области развития материально-технической базы;

совершенствование организации труда и управления технологическими процессами и людьми;

создание кадрового потенциала [4, с. 9].

2.2 Новые технологии для завоевания покупателей

Не только новые марки нуждаются в новых покупателях, без покупателей (как новых, так и проверенных долгими годами сотрудничества) не сможет выжить ни одна марка любого возраста. Какой бы успешной ни была марка, всегда найдутся покупатели, которых еще предстоит завоевать. С другой стороны, покупатели в большинстве случаев не нуждаются в новых марках. В супермаркетах представлено огромное количество разнообразнейших товаров. Стремление производителя разнообразить маркетинг выпуском новых марок нередко входит в противоречие с желанием покупателя остаться в привычной ему компании старых друзей.

Торговля. Основной целью развития торговли является стабильное удовлетворение платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента при высоком уровне обслуживания, а также увеличение сопутствующих услуг.

Приоритетным направлением развития электронной торговли в Республике Беларусь станет путь формирования национальной электронной товаропроводящей сети. Намечается открытие интернет-магазинов организациями, осуществляющими производство потребительских товаров. Более широкое развитие получат такие качественно новые системы электронных платежей, как мобильный банкинг и интернет-банкинг. Предусматривается создание единой унифицированной базы данных о товарах и услугах, информационной системы банка электронных паспортов товаров.

Продолжится развитие торговой инфраструктуры. Одним из основных элементов товаропроводящей сети Республики Беларусь станут торгово-логистические центры. В ближайшее время намечено строительство более 1,5 тыс. магазинов. При этом большинство из них будут оснащены платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карточек.

Компьютерная обработка информации и автоматизированные технологии все глубже проникают во все сферы нашей жизни. Есть сдвиги и в розничной торговле. Некоторые магазины Минска применяют автоматизированные технологии учета товаров. Среди них - «Престон-маркет», «ПАНАРАМА», ТД «На Немиге», «Евролюкс», «Европейский» и ряд других. О применении таких технологий эта статья. [10]

Рассмотрим примерные способы увеличения прибыли специализированного магазина:

1)Группировка

Небольшому специализированному магазину трудно обеспечить большой поток покупателей. Традиционно оптимальным местом расположения считалась торговая улица - размещение блоком небольших арендаторов одинаковой специализации. В последнее время такой тип размещения стал получать развитие в торговых центрах. Наиболее часто встречаются «составные магниты» в областях строительных материалов, автотоваров, товаров для дома, детских товаров, обуви. Товарная категория в торговом центре становится заметной и привлекательной для покупателей, и небольшие арендаторы получают необходимый поток. Отдельно расположенные магазины уличного ритейла тоже могут получать выгоду от взаимодействии с соседними магазинами. Организация общей с «соседом» входной группы может увеличить количество посетителей магазина. При этом, общий вход делают даже известные и сильные сети специализированных магазинов.

2)Введение в ассортимент сопутствующих товаров и товаров других категорий

Опасности специализации - это ограничение числа покупателей (товар нужен не всем, а только какой-то группе) и ограничение по частоте посещений (товар нужен только в каких-то случаях). Для того, чтобы обеспечить хорошие показатели, надо привлекать посетителей в других территорий, а это означает вложения в рекламу и специальные акции. И еще не факт, что покупатели издалека найдут время и все-таки приедут в магазин.

3)Сокращение неперспективных направлений

Частый аргумент торговцев против введения новых товаров в ассортимент: «Нет места». Место всегда найдется, если избавиться от плохо идущих товаров вместо того, чтобы пытаться реанимировать их продажи. Оптимизация ассортимента - действенное средство увеличения прибыли в специализированных магазинах.

)Эффективная работа с покупателями-профессионалами

Ряд специализированных магазинов, даже таких, как магазины радиодеталей или спецодежды, проводят изменения с целью расширить круг посетителей и обеспечить большую устойчивость. С той же целью поворачиваются в сторону конечных потребителей и осваивают розницу фирмы, работавшие ранее только на рынке «business-to-business», - компании по продаже строительных материалов, тканей, оборудования. Оптовые продажи потребителям-профессионалам продолжают занимать значительную долю, но розница дает возможность выжить в случае негативных изменений в отрасли или ухода ключевых клиентов.

5)Гибкое реагирование на изменения внешней среды - технологий, моды, покупательского поведения, образа жизни

В некоторых специализированных областях непродовольственные товары часто уже нельзя продавать так, как раньше. Например, очень востребованные в советское время и в 90-е годы ткани и товары для рукоделия постепенно перестают интересовать массового конечного потребителя.

Бизнес-литература массово покупается через Интернет, и многие современные менеджеры не могут вспомнить, когда они последний раз заходили в магазин деловой книги. Бумажный носитель пока остается в силе, но электронные его заменители активно идут в наступление.

) Оценка внешних ограничений продаж товаров какой-либо группы

В продаже даже таких импульсных товаров, как товары для дома, существуют два основных ограничения. Это низкий доход на территории, ограничивающий покупки категории «Соблазн и подарки» (женщина рада бы приобрести милые безделушки, но бюджет не позволяет), и малогабаритное жилье на территории (доход позволяет импульсно купить 10 сервизов и 10 комплектов постельного белья, но эти предметы просто негде хранить). Если ограничения присутствуют, необходимо пересмотреть ассортимент.

) Достижение уникальности в ассортименте

За уникальным товаром покупатель способен поехать далеко, в другой район, город или даже в другую страну. В этом случае он подобен коллекционеру. Успешные торговые центры США придают особое значение уникальным арендаторам, ведется их направленный поиск, и им оказывается всяческая поддержка в виде низкой арендной платы и других условий. Уникальность - это здорово. Но создать специализированный магазин с действительно уникальным ассортиментом довольно дорого (вложения в дизайн, персонал, рекламу).

8) Создание спроса

Продажи могут возрасти, если покупатели узнают о товаре больше. Так, создав «клуб любителей» чая или национальных кухонь, можно заставить покупателей чаще пробовать новые продукты (более дорогие). В магазине, где есть интересные товары и информация о них, всегда проще стимулировать импульсные покупки

9) Работа с фасадом, витринами и вывеской

Фасад магазина с небольшой протяженностью должен быть максимально ярким и выделяющимся. Существуют специальные приемы визуального расширения небольшого фасада. Так, границы фасада обозначают цветом (цветной рамкой), размещают крупную вывеску и не закрывают полностью остекленные витрины - в вечернее время ярко освещенный торговый зал кажется гораздо больше.

) Понятная выкладка и четкая навигация

Чем сложнее товар, тем больше вопросов возникает у покупателя при его выборе. Далеко не все потребители знают, как правильно использовать товар. Консультации могут осуществляться как в устной, так и визуальной форме - с помощью выкладки по назначению и соответствующего знака (указателя отдела или полочного навигатора). Магазин, который имеет образ консультанта, может обладать значительной притягательной силой: одна часть посетителей считает, что вовсе не обязательно там покупать, но съездить за бесплатной консультацией стоит. Другая часть придерживается мнения, что специалисты продают наиболее качественные и надежные вещи. [9]


3. Перспективы развития внешней торговли

Одной из основных форм внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля.

Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Внешняя торговля представляет собой специфический сектор экономики, связанный с реализацией части валового продукта (товары, услуги, идеи) на зарубежных рынках и части зарубежной валовой продукции на национальном рынке.

Внешняя торговля - коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей на внешнем рынке товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Главной целью внешнеэкономической деятельности является расширение экспорта и рационализация импорта, достижение и сохранение сбалансированности внешнеторговых операций на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком для ускорения модернизации и повышения конкурентоспособности белорусской экономики.

Главным направлением внешнеэкономической деятельности является осуществление эффективной внешнеторговой политики, взаимоувязанной с макроэкономической и промышленной политикой, обеспечивающее динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры.

Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей с внешним миром. Перспективной во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является работа по следующим направлениям:

. Активное расширение внешнеторговых отношений со всеми странами мира (особенно Азии, Латинской Америки и Африки) при сохранении зовоеванных рынков.

. Развитие в Беларуси экспортных услуг (транспортных, компьютерных, образовательных и т.д.).

. Стимулирование иностранного инвестирования в экономику республики на взаимовыгодных условиях не только инвесторов-мировых лидеров, но и «новых». Бразилия, Индия, Китай, Мексика, Сингапур и другие страны имеют значительный потенциал для дальнейшего расширения прямого иностранного инвестирования.

. Расширение товаропроводящей сети за счет создания новых объектов продвижения отечественной продукции.

. Ориентация белорусских предприятий на торговлю компонентами в цепочке транснациональных компаний.

. Активный маркетинговый подход и участие белорусских производителей на международных выставках-ярмарках.

. Экологизация экспорта Республики Беларусь.

Основные приоритеты, цели и задачи Национальной программы определены с учетом заданных в Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы концептуальных подходов и прогнозных параметров развития внешнеэкономической деятельности.

Результатами реализации Национальной программы должны стать увеличение экспорта товаров и услуг к 2015 году по сравнению с 2010 годом в 2,18-2,22 раза и достижение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 0,5-0,6 процента к ВВП.

Внешняя торговля РБ

ПоказателиГод201020112012201320142015Экспорт товаров324,1379,1441,6505,0593,0677,5Импорт товаров363,2372,1397,6447,6515,6563,1Сальдо внешней торговли товарами-39,17,044,157,477,4114,4Экспорт услуг48,1275,0261,2264,0300,2288,7Импорт услуг20,862,060,266,492,688,1Сальдо внешней торговли услугами27,3213,0201,0197,6207,6200

Выход на положительное сальдо торгового баланса только к концу 2015 года связан с запаздыванием реальной отдачи от внутренних и внешних инвестиций на модернизацию действующих и создание новых экспортоориентированных предприятий. Предусмотренный рост доли инвестиций в основной капитал в ВВП с 32 процентов в 2010 году до 37,5 процента в 2015 году предполагается обеспечить за счет вхождения Беларуси в тридцатку ведущих стран мира, наиболее привлекательных для зарубежных инвестиций. Объем ПИИ на душу населения возрастет за пятилетие в 1,7 раза и составит 700-745 долларов США в год.

Для снижения зависимости экономики страны от импортируемых энергоресурсов, которые в силу удорожания оказали существенное влияние на рост отрицательного сальдо внешней торговли в последние годы, предполагается реализация активной политики по изысканию и промышленной эксплуатации альтернативных источников энергии на основе современных технологий. В предстоящем пятилетии энергоемкость ВВП снизится на 29-32 процента, использование местных видов топлива и возобновляемых источников энергии в балансе котельно-печного топлива увеличится до 28-30 процентов.

Таким образом, задача обеспечения опережающих темпов роста экспорта над импортом и выхода на положительное сальдо торгового баланса может быть решена только посредством снижения импортоемкости ВВП и экспорта. В противном случае инерционный прогноз роста импорта даст к 2015 году отрицательное сальдо в торговле товарами и услугами в размере 4,7 млрд. долларов США

В рамках целевого сценария объем импорта в 2011-2015 годах вырастет не более чем в 1,9 раза, что обеспечит выход на положительное сальдо в 2015 году. Общий прогнозируемый объем импорта в 2015 году составит 65,7 млрд. долларов США, из них 55,8 млрд. долларов США придется на импорт товаров и 9,9 млрд. на импорт услуг.

Рост импорта инвестиционных товаров предусматривается опережающими темпами по сравнению с общим ростом импорта (3,4 раза), что обусловлено задачей по ускоренной модернизации экономики и увеличением доли машин и оборудования в общей структуре инвестиций в основной капитал. Доля инвестиционных товаров в общей структуре импорта товаров вырастет с 10,1 процента в 2010 году до 21,5 процента к 2015 году (соответственно 9,4 процента и 18,2 процента в общем объеме импорта товаров и услуг).

Увеличение импорта энергетических товаров прогнозируется за счет выхода на переработку нефти в объеме 24 млн. тонн в год, роста цен на природный газ и нефть.

В целях товарной диверсификации белорусского экспорта необходимо за счет более высоких темпов экспорта новых видов товаров сократить долю минеральных товаров в общем объеме товарного экспорта с почти 30 процентов в 2010 году до 20-25 процентов в 2015 году[3]

Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

Правительство Республики Беларусь в целях обеспечения экономических интересов Республики Беларусь, создания благоприятных условий для доступа резидентов Республики Беларусь на рынки других государств и в соответствии с обязательствами, принятыми Республикой Беларусь по международным договорам, осуществляет мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе:

) разработку программ развития внешнеторговой деятельности;

) принятие мер по обеспечению кредитования участников внешнеторговой деятельности;

) обеспечение функционирования систем гарантий и страхования рисков, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности;

) организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

) организацию рекламных кампаний и кампаний по развитию внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности;

) ведение государственной системы каталогизации продукции;

) реализацию различных форм стимулирования и поощрения внешнеторговой деятельности. [1]

Внешнеэкономическая сфера, ее состояние и эффективность - важнейший фактор устойчивого развития национально экономики. Она призвана обеспечить организационное и недискриминационное «встраивание» страны в мировое хозяйство и, вместе с тем, гарантировать защиту национальных интересов. Обоснованность этого утверждения определяется высокой степенью открытости национальной экономики. Результативность внешнеэкономических связей на национальном уровне обеспечивается эффективной деятельностью административно-территориальных единиц государства. В настоящее время активность этих образований во внешнеэкономической сфере значительно возросла. Оставаясь подсистемой национальной экономики, регион становится субъектом международных отношений, частью мировой экономики. Это предполагает актуальность исследования развития региональных внешнеэкономических связей с точки зрения их устойчивости, базирующейся на принципах многовекторности сотрудничества, опережающего развития экспорта, улучшения структуры и повышения экономической эффективности внешнеторговых связей, эффективного использования производственного потенциала и перспективных направлений их развития.

Внешняя торговля и производство взаимодействуют и обуславливают друг друга. Рост регионального производства ускоряет внешнеторговый оборот, в свою очередь, его рост улучшает условия для развития производства. [8, с. 66]

Объединения, содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

. Участники внешнеторговой деятельности могут в соответствии с законодательством на добровольной основе образовывать на территории Республики Беларусь объединения по отраслевому, территориальному или иным принципам.

. Объединения участников внешнеторговой деятельности создаются для обеспечения защиты интересов членов объединения, представления их общих интересов, повышения эффективности и упорядочения внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности, избежания недобросовестной конкуренции, развития и укрепления внешнеторговых связей с нерезидентами Республики Беларусь и их объединениями.

. Не допускаются использование данных объединений для монополизации и раздела внутреннего рынка, ограничения условий конкуренции для участников внешнеторговой деятельности, не входящих в эти объединения, дискриминация в любой форме резидентов и нерезидентов Республики Беларусь в зависимости от участия в объединениях, использование таких объединений для ограничения деловой практики на внутреннем и внешнем рынках, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. [1]

Заключение

Торговля является важнейшей сферой формирования и стабилизации потребительского рынка, координирующей звеном в системе межотраслевых, региональных и межрегиональных связей, действенным механизмом удовлетворения социальных потребностей.

Важное значение торговли в том, что она способствует личной материальной заинтересованности людей в повышении производительности труда, в увеличении производства, в более полном довольны потребностей.

Внешняя торговля товарами выступает доминирующей формой мирохозяйственных связей Республики Беларусь.

Источники

1. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. №347-З // ЭБДПИ. - 2/1096; НРПА. - 2004. - №193.

. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы: Указ Президента РБ от 11 апреля 2011 г. №136

.О национальной программе развития экспорта РБ на 2011-2015 годы: Постановление Совета Министров РБ от 23 мая 2011 г. №656

. Организация и технология торговли: учебник / С.Н. Виноградова [и др.]; под общ. ред. С.Н. Виноградовой. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 479 с.

. Технология торговли / С.А. Каплина. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 441 с.

. Экономика предприятий торговли: учеб. пособие / Н.В. Максименко [и др.]; под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. - Мн.: Выш. шк., 2008. - 542 с.

. Мировая экономика под ред..И.П. Николаевой, 3 издание-Москва, 2006 г.-510 с.

. Алгоритм исследования и методологический инструментарий оценки внешнеторговых связей региона/ С.Л. Соркин // Веснỉк ГрДУ. Сер. 5, Эканомỉка. - 2009. - №1. - С. 66-70.

. www.b-seminar.ru

. www.old.kv.by

.www. psyera.ru

Похожие работы на - Торговля Республики Беларусь: современное состояние, перспективы развития, направления совершенствования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!