Стадии
конфликта
|
Функции управления
конфликтами
|
Предконфликтная
|
Предвидение или
прогнозирование; Профилактика или предупреждение
|
Конфликтная
|
Организация
управления конфликтом; Урегулирование или разрешение конфликта
|
Послеконфликтная
|
Оценка
последствий конфликта и подведение итогов
|
Также существуют различные стили разрешения конфликтов,
которые можно расположить в пространстве относительно двух координат:
ориентация на удовлетворение своих интересов и ориентация на удовлетворение
интересов второй стороны. (Рисунок 2).
управление персонал конфликт муниципальный
Рисунок 1. "Стили разрешения конфликтов. "
Краткая характеристика стилей [4, с.40]:
. Конфронтация - стиль, ориентированный на
удовлетворение своих интересов и игнорирование интересов второй стороны.
Основной принцип данного стиля: пользуйся своими преимуществами и слабыми
сторонами противника.
Для того чтобы реализовывать данный стиль необходимо:
· соответствующая власть (влияние);
· ресурсы для осуществления борьбы;
· уверенность в собственной правоте и
непогрешимости.
Результат использования данного стиля: ситуация "выигрыш
- проигрыш". Возможно также, что проигравшая сторона постарается
"отыграться".
. Уклонение - стиль, ориентированный на избегание
конфликта, обе стороны не могут удовлетворить свои интересы. Они пытаются выйти
их ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления
в споры и дискуссии.
Причины использования данного стиля:
· слабость собственной позиции,
неуверенность в собственных силах;
· неумение договариваться;
· для затягивания времени;
· избегание психологического дискомфорта.
Уклонение от конфликта может временно снять напряженность, но
затягивание с разрешением конфликта чревато ухудшением ситуации. Тем более что
скрытый конфликт отражается на эффективности работы вовлеченных сторон.
Результатом использования данного стиля является ситуация "проигрыш -
проигрыш".
. Приспособление - стиль, ориентированный на
удовлетворение интересов второй стороны и пренебрежение собственными интересами
Причины использования этого стиля:
· неуверенность в собственных силах;
· низкая самооценка;
· желание сохранить отношения, даже ценой
собственных интересов;
· для затягивания времени.
Использование данного стиля приводит к ситуации
"проигрыш - выигрыш". Людей, склонных к использованию данного стиля,
окружающие в целом характеризуют как милого, доброго человека, но в то же
время, как человека слабого, поддающегося чужому влиянию.
. Компромисс. Использование данного стиля связано с
умением вести переговоры. Реализуется данный стиль путем достижения
двухсторонних уступок. Результатом использования данного стиля является
ситуация "невыигрыш - невыигрыш". Стороны не получают полного
удовлетворения своих интересов, но зато отсутствует и неудовлетворенность
каждой из сторон. Умение идти на компромиссы позволяет достаточно быстро
разрешать конфликты, сохраняя рабочие отношения.
5. Сотрудничество - стиль, основанный на полном
удовлетворении интересов задействованных в конфликте сторон. Результатом его
использования является ситуация "выигрыш - выигрыш".
Люди, которые склонны к использованию данного стиля, обладают
следующими характеристиками:
· ценят различные точки зрения;
· открыты и доброжелательны;
· уважают себя и других людей;
· отделяют людей от проблемы (от конфликта
"я - ты" к ситуации "мы - проблема");
· умеют управлять собственным состоянием;
· умеют работать с информацией.
1.2 Методы
предотвращения конфликтов при управлении персоналом
Любая управленческая деятельность является воздействием на
субъект и объект управления с последовательным преодолением рассогласований в
ходе выполнений различных задач в организации. Это преодоление может быть
связанно с конфликтами, которые возникают в процессе деятельности.
Большинство ассоциируют конфликт с агрессией, спорами,
враждебностью и т.п. В связи с этим появляется мнение, что конфликта по
возможности необходимо избегать или немедленно разрешать, как только он
возникнет. Но конфликты наряду с проблемами могут приносить и пользу
организации. Если в организации будут отсутствовать позитивные конфликты, то
это может породить самодовольство и самоуспокоенность в коллективе.
Большое внимание следует уделять тем конфликтам, которые
происходят в ходе ошибок управленцев или сбоев в работе. И конфликты такого
рода должны решаться с минимальными потерями для организации. На рисунке
представлены действия руководителя при разрешении конфликта.
"Управление конфликтами - это процесс целенаправленного
воздействия на персонал организации с целью устранения причин, поводивших
конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со
сложившимися нормами взаимоотношений" [6, с.230]
При управлении конфликтами используется следующий цикл [7,
с.156]:
· Формулировка цели управления процессами
конфликтов;
· Формулировка задач управления процессами
конфликтов;
· Формулировка методов управления процессами
конфликтов;
· Формулировка технологий управления
процессами конфликтов.
Существует много методов управления конфликтами. Мы
рассмотрим группу методов, которую предлагает А.Н. Кошелев [7, с.158]:
Метод конфликтологии как область теоретического
знания -
это способ формирования теорий на основании эмпирических данных.
Метод разъяснения требований к работе - это система
информирования сотрудников относительно их должностных обязанностей и
выполнения их трудовой деятельности.
Метод координации и интеграции - это поддержание и
совершенствование организации как целостного и взаимосвязанного организма.
Метод подстановки и использования
общеорганизационных комплексных целей - это деятельность сотрудников направленная на
достижение единой цели.
Метод формирования и использования адекватной
системы вознаграждений - этот метод заключается в том, что сотрудники получают
заработную плату, которая формируется, если сотрудники вносят личный вклад в
достижения общих целей и задач.
Так же существуют группы, каждая из которых имеет свою
область применения:
· Внутриличностные. Они воздействуют на
отдельного индивида и состоят в правильной организации своего собственного
поведения, в умение правильно высказать свою точку зрения, чтобы не вызвать
агрессивной реакции со стороны оппонента.
· Структурные. Они воздействуют на
участников организационных конфликтов, который возник из-за неправильного
распределения функций, прав и обязанностей, не стимулирования работников, плохо
организована деятельность и т.д.
· Межличностные. Они предполагают, что при
зарождении конфликта его участники должны выбрать форму и стиль своего
поведения, чтобы свести к минимуму ущерб своих интересов.
· Переговоры. Поиск решений для
конфликтующих сторон.
· Ответные агрессивные действия. Этот метод является
крайне нежелательным для прекращения конфликта, так как применение его может
привести к тому, что конфликт будет решаться при помощи силы.
На рисунке 2 представлены действия руководителя при
разрешении конфликта и методы управления конфликтами [4, с.33]
Рисунок 2. "Действия руководителя при разрешении
конфликта. "
Самым оптимальным способом разрешения конфликта являются
переговоры. В результате переговоров предмет конфликта будет рассмотрен
наиболее подробно.
Существует два вида переговоров: позиционные и
рациональные. Предметом первых являются субъективные взгляды на решение
проблем. Позиционные переговоры имеют 2 формы:
· Мягкая (это когда оппоненты готовы идти на
бесконечные уступки ради достижения соглашения);
· Жесткая (каждый из оппонентов будет настаивать на
своей точки зрения, игнорируя интересы друг друга).
Предметом рациональных переговоров становятся интересы
сторон. Целью таких переговоров являются оптимальное решение проблемы и даже
уступки не имеют здесь значения.
Этому в немалой степени способствует и наличие объективных
критериев эффективности вырабатываемых решений и процедур их принятия.
Глава 2.
Общая характеристика деятельности департамента социальной защиты населения
2.1 Задачи,
миссии, цели и основные виды деятельности Администрации г. Кемерово
Город Кемерово образован 9 мая 1918 года и является
муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа.
Администрация города является исполнительно-распорядительным органом
муниципального образования, наделенным Уставом города Кемерово, полномочиями по
решению вопросов городского значения и полномочиями для осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления
федеральными законами и законами Кемеровской области [12].
Город имеет выгодное
экономико-географическое положение, обусловленное рядом факторов и условий:
· Расположен на пересечении
транспортных путей - международный аэропорт, железная дорога с выходом на
Транссибирскую магистраль, близость к федеральной автомобильной трассе М-53,
речной порт местного значения.
· Стабильный
производственный потенциал (в том числе наличие свободных производственных
площадей с инженерным обеспечением) создает основу для развития промышленности.
· Наличие трудовых
ресурсов, квалифицированных для отраслей специализации экономики региона.
· Развитая база для
подготовки кадров высокой квалификации, в том числе высококвалифицированных
рабочих.
· Близость к административным
органам исполнительной и законодательной власти.
· Наличие рекреационного
потенциала в черте города. [12]
Цель социально-экономического развития города Кемерово:
непрерывное повышение качества жизни населения.
Основные задачи администрации города Кемерово:
· изменить демографическую ситуацию;
· обеспечить качественный прорыв в уровне
жизни населения;
· придать новый импульс развитию
промышленности посредством инноваций;
· увеличить объем инвестиций в основной
капитал;
· разработать программы инновационного
развития Кемерово;
· создать Инновационный центр
· сформировать условия для создания и
развития учебно-производственных комплексов, исследовательских, внедренческих,
венчурных фирм;
· провести инновационно-технологическую
модернизацию образовательных, научных, научно-исследовательских, проектных
организаций города;
· развить научный потенциал и инновационные
производства посредством создания инфраструктуры поддержки инновационного
бизнеса.
Основные виды деятельности Администрации г. Кемерово:
· организация предоставления общедоступного
бесплатного· дошкольного образования на территории города Кемерово;
· финансовое обеспечение в виде субсидий;
· организация предоставления общедоступного
и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования по основным общеобразовательным программам;
· организация во взаимодействии с другими
структурными подразделениями администрации города Кемерово благоустройства
территорий образовательных учреждений;
· организация во взаимодействии с другими
структурными подразделениями администрации города Кемерово, правоохранительными
органами, иными организациями первичных мер пожарной безопасности,
антитеррористических мер в образовательных учреждениях;
· осуществление функций по размещению муниципального
заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд
муниципальных образовательных учреждений в соответствии с Федеральным законом
от 21.07.2005 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
организация информационно-методического обеспечения в сфере образования [12]
2.2
Характеристика деятельности Администрации города Кемерово
Организационная структура Администрации города Кемерово
является линейно-функциональной. Возглавляет администрацию глава города. В
подчинении он имеет несколько заместителей по основным направлениям
деятельности: экономическим вопросам, социальным вопросам, по вопросам
жизнеобеспечения городского хозяйства, по управлению городским развитием и
другие. Линейно-функциональные организационные структуры управления обладают
достоинством в управлении организациями, обслуживающих много однотипных
объектов. Недостатки линейно-функциональной структуры являются нарушение
принципа единоначалия, трудности в принятии и реализации согласованных
управленческих решений. (Рисунок 3) [12]
Преимущества организационной структуры:
· стимулирование деловой и
профессиональной специализации в условиях этой структуры управления;
· уменьшение дублирования
усилий в функциональных областях;
· улучшение координации
деятельности в функциональных областях.
Недостатки организационной структуры:
· возможность возникновения
противоречий между целями структурных подразделений и организации в целом;
· отсутствие тесных
взаимосвязей на горизонтальном уровне между подразделениями;
· резкое увеличение объема
работы руководителя компании и его заместителей из-за необходимости
согласования действий разных функциональных служб;
· слабая инновационная и
предпринимательская реакция компании. [12]
2.3 Анализ
основных показателей деятельности Администрации г. Кемерово
Этот анализ позволяет сделать выводы о том, как в местный
бюджет поступали средства и каким образом они были потрачены, наблюдалось ли
его увеличение бюджета по сравнению с предыдущем годом или же наоборот.
Динамика основных показателей исполнения местного бюджета г.
Кемерово будет представлена и проанализирована за 2012-2013 гг., по мимо этого,
будут рассчитаны абсолютное и относительное отклонение.
Абсолютное отклонение - это разница показателей между
отчётным (текущим) периодом и предыдущим.
Относительное отклонение - это отношение текущего периода к
предыдущему, выраженного в процентах.
Итоги оценки эффективности деятельности органов местного
самоуправления за 2012-2013 год представлены в таблице 2:
Таблица 2. Динамика основных показателей исполнения местного
бюджета г. Кемерово
Показатели
|
2012 год, млн.
руб.
|
2013 год, млн.
руб.
|
Абс. откл.,
2013-2012гг.
|
Отн. откл.,
2013/2012гг (%)
|
Доходы
|
Налог на
прибыль
|
2269,3
|
2376,4
|
107,1
|
104,7
|
Налог на доходы
физических лиц
|
3009,9
|
3010,5
|
0,6
|
100,0
|
Налоги на
совокупный доход
|
287,9
|
288,6
|
0,7
|
100,2
|
Налог на
имущество
|
1174,8
|
1175,3
|
0,5
|
100,0
|
Государственная
пошлина
|
194,8
|
195,1
|
0,3
|
100,2
|
Доходы от
использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности
|
708,1
|
710,6
|
2,5
|
100,4
|
Платежи за
пользование природными ресурсами
|
29,8
|
30,2
|
0,4
|
101,3
|
Административные
платежи и сборы
|
556,6
|
556,9
|
0,3
|
100,1
|
Штрафы,
санкции, возмещение ущерба
|
416,7
|
420,8
|
4,1
|
101,0
|
Безвозмездные
поступления
|
10655,2
|
10659,1
|
3,9
|
100,0
|
Доходы от
предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности
|
1162,8
|
1163,5
|
0,7
|
100,1
|
Прочие доходы
|
25,7
|
1,6
|
106,2
|
ИТОГО ДОХОДОВ
|
20491,6
|
20614,3
|
122,7
|
100,6
|
Продолжение
таблицы 2.
|
Расходы
|
Общегосударственные
вопросы
|
888,2
|
889,9
|
1,7
|
100,2
|
Национальная
безопасность и правоохранительная деятельность
|
269,3
|
270,8
|
1,5
|
100,6
|
Национальная
экономика
|
1083,6
|
1084,3
|
0,7
|
100,1
|
Жилищно-коммунальное
хозяйство
|
5008,9
|
5009,1
|
0,2
|
100,0
|
Образование
|
6035,3
|
6037,0
|
1,7
|
100,0
|
Культура,
кинематография и СМИ
|
221,6
|
223,7
|
2,1
|
100,9
|
Здравоохранение
|
1981,7
|
1982,3
|
0,6
|
100,0
|
Социальная
политика
|
2333,1
|
2337,1
|
4
|
100,2
|
Физическая
культура и спорт
|
394,1
|
395,1
|
1
|
100,3
|
Обслуживание
государственного и муниципального долга
|
2,3
|
2,3
|
0
|
100,0
|
Прочие расходы
|
182,0
|
182,4
|
0,4
|
100,2
|
ИТОГО РАСХОДОВ
|
18400,1
|
18414
|
13,9
|
100,1
|
Проанализировав результаты можно сделать вывод о том, что:
2. расходы бюджета увеличились в 2013 году по сравнению
с 2012 на 13,9 млн. руб.
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что в 2013 году по
сравнению с 2012 годом наблюдается незначительная динамика увеличения расходов
в различные сферы.
2.4 Анализ
структуры и динамики рабочей силы Администрации г. Кемерово
В данном пункте мы рассмотрим состав персонала Администрации
г. Кемерово. В таблице 3 приведены данные структуры кадрового состава
Администрации г. Кемерово:
Таблица 3. Структура кадрового состава.
Наименование
показателя
|
2012г. чел.
|
2013г. чел.
|
Абс. откл. (±)
|
Отн. откл., %
|
Численность
персонала всего, в том числе:
|
1053
|
1036
|
-20
|
98,4
|
Руководители,
консультанты - советники
|
330
|
330
|
0
|
0
|
Главные и
ведущие специалисты
|
691
|
677
|
-14
|
97,9
|
Специалисты
1-й и 2-й категорий
|
32
|
29
|
-3
|
90,6
|
Из таблицы 3 видно, что численность кадрового состава в
Администрации за 2013 год по сравнению с 2012 годом сократилось на 20 человек
или на 1,6%. А именно произошло сокращение нескольких отделов.
Рисунок 4. "Структура кадрового состава. "
Из рисунка 4 можно сделать вывод, что в 2013 году специалистов 1-й
и 2-й категории составляют 3%, главных и ведущих специалистов 65%, а
руководителей 32%.
Теперь рассмотрим движение персонала, эти данные представлены в
таблице 4.
Таблица 4. Информация о движении персонала.
Показатель:
|
2012 год
|
2013 год
|
Абс. откл. (±)
|
Отн. откл., %
|
Уволено
|
183
|
173
|
-10
|
94, 5
|
Принято
|
175
|
176
|
1
|
100, 6
|
Из таблицы 4 видно, что в 2012 году уволено было 183, а в
2013 году число уволенных сократилось на 10 человек. На рисунке 5 можно
посмотреть движение персонала.
Рисунок 5. "Информация о движении персонала. "
Деление работников по уровню образования представлены на рисунке
6.
Рисунок 6. "Деление работников по уровню образования. "
На рисунке 6 видно, что большая часть работников имеют высшее
образование, а 9 человек имеют два и более высших образований.
Деление по половому признаку представлено на рисунке 7.
Рисунок 7. "Деление по половому признаку. "
Из рисунка 7 видно, что основная часть работников в Администрации
- женщины.
Возрастной состав представлен на рисунке 8.
Рисунок 8. "Возрастной состав. "
Из рисунка 8 видно, что большая часть работников молодые
специалисты в возрасте от 30 лет до 40 (56,6%).
Сведения о стаже работы в администрации. (Рисунок 9)
Рисунок 9. "Стаж работников. "
По показателям в администрации города больше всего работающих от
года до 5 лет и меньше всего - свыше 25 лет. (Рисунок 9) [12]
Таким образом, в настоящей главе была дана характеристика
администрации города Кемерово, ее задачи, цели и структура организации, а так
же проведен анализ основных показателей и кадрового состава.
. Ворожейкин И.Е.
Управление социальным развитием организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001.
. Громкова М.Т.
Организационное поведение. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999.
. Емельянов С.М.
Практикум по конфликтологии. - 2-е изд., перераб. - СПб.: 2001
. Зигерт В., Ланг Л.
Руководить без конфликтов/ Сокр. Пер. с нем. - М.: Экономика, 1990
. Кибанов А.Я.,
Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфлитология: Учебник/ под
ред.А.Я. Кибанова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРФ-М, 2005
. Кошелев А.Н.,
Иванникова Н.Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления -
М.: издательства "Альфа-Пресс" 2007
. Кибанов А.Я.,
Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник/ под ред.А.Я.
Кибанова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРФ-М, 2005
. Кибанов А.Я. Основы
управления персоналом: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРФ-М, 2007
. [Электронный ресурс]
//
<http://www.vevivi.ru/best/Osobennosti-razresheniya-konfliktov-v-sisteme-munitsipalnoi-sluzhby-ref140376.html>
. [Электронный ресурс]
// http://bgumanagement2009. narod.ru/theory/theory_17.html
<http://bgumanagement2009.narod.ru/theory/theory_17.html>
. [Электронный ресурс]
// http://www.kemerovo.ru/? page=347 <http://www.kemerovo.ru/?page=347>
. [Электронный ресурс]
// http://www.akmrko.ru/str/upr/uprszn. php <http://www.akmrko.ru/str/upr/uprszn.php>
. [Электронный ресурс]
// http://cmo. khabkrai.ru/tema-53-konflikt-interesov-na-municipalnoj-sluzhbe/
<http://cmo.khabkrai.ru/tema-53-konflikt-interesov-na-municipalnoj-sluzhbe/>
. Федеральный закон от
2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской
Федерации"
. Положение о комиссии
по урегулированию конфликта интересов