Последствия и условия вступления России в ВТО

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,14 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Последствия и условия вступления России в ВТО

Содержание

Введение

Глава 1. Положение о недопущении недобросовестной конкуренции и ограничения конкуренции

.1 Правовое регулирование

.2 Пример недобросовестной конкуренции

Глава 2. Последствия и условия вступления России в ВТО

.1 Теоретические аспекты и условия вступления

.2 Реальные последствия

Заключение

Список литературы

Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является конкуренция. Это динамический, который служит лучшему обеспечению рынка товарами. Среди главных функций конкуренции можно назвать: контроль, регулирование, мотивацию и распределение.

Наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы, которые, к сожалению, получают все большее распространение:

Основными методами являются:

экономический (промышленный шпионаж)

подделка продукции конкурентов

подкуп и шантаж

обман потребителей

махинации с деловой отчетностью

валютные махинации

сокрытие дефектов и т.д.

К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

В настоящее время в мировом сообществе постоянно выполняется задача не допустить использование этих методов и на законодательном уровне урегулировать недобросовестную конкуренцию.

В связи со вступлением России в ВТО в нашей стране остро стоит вопрос о сохранении национальной экономики и конкурентоспособности отечественных производителей, но при этом стать полноправным участником ВТО и получать от этого выгоду. Данный вопрос многие годы анализировался экономистами и учеными, и однозначного ответа найдено не было.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью объективной оценки условий и последствий вступления России в ВТО, а также рассмотрением современные методы борьбы с недобросовестной конкуренцией.

Задачи работы - изучить нормативно-правовую базу, экономические показатели, статьи и документы по теме.

Цель - сделать выводы о совершенствовании правового регулирования недобросовестной конкуренции и рассмотреть аспекты вступления России в ВТО.

Глава 1. Положение о недопущении недобросовестной конкуренции

и ограничения конкуренции

1.1 Правовое регулирование

В разных странах экономическое развитие имеет свою специфику, поэтому принимаемые в них законы о недобросовестной конкуренции базируются на общеконституционных принципах и принципах гражданского кодекса, прецедентного права и специальных законах. Закон о недобросовестной конкуренции может касаться классических случаев незаконного использования знаков и фирменных наименований. Он служит дополнением к другим специальным законам, защищающим промышленную собственность, когда может обеспечить средство защиты в случаях, не предусмотренных этими законами (например, незарегистрированный товарный знак в стране, где регистрация является единственным основанием для его охраны по закону о товарных знаках, может быть защищен от незаконного использования законом о недобросовестной конкуренции). Во всяком случае, запрещая нечестную практику в торговле, закон о недобросовестной конкуренции может обеспечить защиту даже тогда, когда другие разделы закона о промышленной собственности ее не обеспечивают. Что считать нечестным или недобросовестным, в большой степени зависит от экономических и социальных реалий в данное время и в данном месте. Поэтому необходимо, чтобы закон о недобросовестной конкуренции был приспособлен к меняющимся обстоятельствам. Этот закон должен устанавливать твердые правовые рамки и вместе с тем быть достаточно гибким в плане выработки и применения мер, которые, будучи адекватными конкретным и постоянно меняющимся социальным и экономическим условиям в данной стране, смогут служить эффективным средством борьбы с теми или иными видами нечестной торговой практики. В современных условиях заключение международных соглашений приводит постепенная унификация норм и принципов права, как напрямую, так и косвенно влияющих на конкуренцию хозяйствующих субъектов.

Но, по мнению западных специалистов в области конкурентной разведки, фирмы, прибегающие к промышленному шпионажу, не конкурентоспособны, переживают трудности, не обладают достаточным интеллектуальным или финансовым потенциалом. Следовательно, методы обеспечения превосходства в конкурентной борьбе для фирмы наиболее важны и для победы неважно, как достигнута победа - победителей не судят. В современных условиях важна борьба с недобросовестной конкуренцией, которая приобрела разнообразные формы из-за отсутствия законов, требующихся для регулирования конкуренции. Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами нерыночных методов борьбы. Следовательно, эффективная защита от недобросовестной конкуренции - основа для работы рыночной экономики, что одновременно требует обобщения опыта борьбы с недобросовестной конкуренцией и навыков применения такой борьбы.

Традиционно выделяют две модели регулирования рыночной конкуренцией: американскую и европейскую. В американской модели законодательство, направленное на запрет монополий, включает ряд норм о недобросовестной конкуренции. В европейской модели законодательство, обеспечивающее контроль над монополиями и направленное на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, сосуществует с законодательством о недобросовестной конкуренции.

Федеральный закон РФ № 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет недобросовестную конкуренцию как любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

На совершение недобросовестной конкуренции установлен запрет не только Законом о защите конкуренции, но и частью 2 статьи 34 Конституции РФ (не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию), а также параграфом 2 Парижской конвенции ("Конвенция по охране промышленной собственности"- заключена в Париже 20.03.1883, которая ратифицирована СССР 19 сентября 1968 года) (актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах).

В раскрытии содержания недобросовестной конкуренции необходимо выделять три признака. Исходным является ее понимание как любых действий хозяйствующих субъектов, направленных на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Однако такая общая формулировка не дает достаточно полного представления о недобросовестной конкуренции, не содержит четких критериев, с помощью которых можно бы было в каждом отдельном случае отличить ее от совершенно необходимой на рынке самой конкуренции. Это дает повод заинтересованным лицам рассматривать как недобросовестную конкуренцию любую активную наступательную конкурентную борьбу хозяйствующего субъекта.

Поэтому правовая характеристика дополнена вторым существенным признаком- оценкой действий хозяйствующего субъекта с точки зрения наиболее распространенных и часто используемых в предпринимательской деятельности социальных норм: его поведение не должно противоречить положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Значит, неверно поиск черт недобросовестной конкуренции вести только через призму норм нравственности, морали, как следует из термина "недобросовестная". Она означает еще и нарушение обычаев делового оборота, норм права, что дает полное основание усматривать в ней противоправное деяние.

В оценке конкуренции как недобросовестной из упомянутых выше трех видов социальных норм главную роль играют именно нормы права как общеобязательные правила поведения, совершенно определенные по содержанию и зафиксированные в государственных решениях, которые известны (или должны быть известны) предпринимателям и другим участникам общественных отношений. Требования же, относящиеся к "добропорядочности", "разумности",. "справедливости", а в значительной мере - и к "обычаям делового оборота", неконкретны и расплывчаты. Они даже в пределах одной административно-территориальной единицы, не говоря уже о различных регионах огромной по территории и пестрой по национально-этническому составу населения России, могут неодинаково пониматься как самими хозяйствующими субъектами, так и иными заинтересованными лицами - гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественностью.

Наконец, обязательный юридический признак недобросовестной конкуренции - наступление вредных последствий в результате действий хозяйствующего субъекта, нарушающих перечисленные социальные нормы. Чтобы констатировать наличие недобросовестной конкуренции, требуется доказать, что указанные действия могут причинить (или причинили) убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. При одновременном присутствии в действиях хозяйствующего субъекта всех трех изложенных признаков и будет налицо недобросовестная конкуренция.

Для предотвращения недобросовестной конкуренции на рынке запрещается:

) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

создание дискриминационных условий;

создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)

Все вышеперечисленные запреты закономерны и логичны в условиях рыночной экономики. Хотелось бы подробнее остановиться на конкретном примере недобросовестной конкуренции, чтобы наглядно показать задачи антимонопольного законодательства.

1.2 Пример недобросовестной конкуренции

Московские кондитерские фабрики "Рот Фронт" и "Красный Октябрь" которые входят в ООО "Объединенные кондитеры", заявили судебный иск о том, что ООАО "Приморский кондитер" якобы нарушил исключительное право этих фабрик на товарные знаки, которые были зарегистрированы ими в установленном законом порядке. Однако юрист «Приморского кондитера» заявляет, что факт государственной регистрации товарного знака не означает, что она была осуществлена без нарушения закона и прав других лиц. Приморский кондитер считает, что действия "Рот Фронта" и "Красного Октября" по приобретению (регистрации) и использованию товарных знаков являются незаконными, поскольку нарушают ряд норм, составляющих основу гражданского и антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Гражданским Кодексом в России не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается также использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Вот эти нормы и нарушили податели иска. Пытаясь заставить «Приморского кондитера» и другие кондитерские фабрики России прекратить выпуск продукции под российскими брэндами, злоупотребляя своим правом на выпуск продукции под советскими брэндами, московские производители ясно показывают, что их цель не разграничение рынка, а вытеснение с него конкурентов. Их действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Но пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем постановлении от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" указывает на возможность применения антимонопольного законодательства судом "напрямую" к гражданским правоотношениям. Эти положения закона находятся во взаимосвязи со статьей 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года о том, что актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. Представители Федеральной антимонопольной службы ответили, что "Объединенные кондитеры" имеют право на исключительное использование товарных знаков, потому что они первые начали производить эту продукцию.
Однако из документов, которыми располагает ОАО "Приморский кондитер", видно, что с 60-х годов прошлого века "Владивостокская кондитерская фабрика", а затем и "Приморский кондитер" производили и реализовывали шоколадные конфеты под спорными обозначениями, то есть задолго до дат приоритета товарных знаков фабриками "Рот Фронт" и "Красный Октябрь".

Конституционный Суд РФ в определении от 01.04.2008 № 450-О-О КС РФ дал важное разъяснение по сущности недобросовестной конкуренции как формы злоупотребления правом в смысле статьи 10 ГК РФ. Разъяснение дано применительно к случаю, когда исключительные права на товарный знак приобретались (регистрировались) одним субъектом, которому известно, что задолго до даты приоритета товарного знака под регистрируемым обозначением выпускались те же товары другим субъектом. Обращаясь в соответствующие органы с заявками о регистрации товарных знаков, "Рот Фронт" и "Красный Октябрь" не могли не знать, что задолго до этого "Приморский кондитер" производил и реализовывал такую же точно продукцию, изготовленную по тем же рецептурам, под теми же обозначениями. Их обращение в суд с требованием прекратить выпуск десятков наименований продукции - явный пример недобросовестной конкуренции, который подпадает под пункт 9 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции". В этом документе под недобросовестной конкуренцией понимает любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Желая избежать конфликта, "Приморский кондитер" четыре раза направлял ООО "Объединенные кондитеры" письма, в которых просил рассмотреть возможность заключения лицензионных договоров на право использования ряда товарных знаков. Очевидно, что приобретение исключительных прав на спорные товарные знаки и поведение правообладателя после этого направлены на достижение одного результата: фактическое прекращение "Приморским кондитером" выпуска в гражданский оборот продукта, который он производил и реализовывал в течение более 30-ти лет до даты приоритета приобретенных истцами товарных знаков.

В чем же ценность товарных знаков советского периода, почему за них развернулась такая напряженная борьба? Рыночная стоимость товарного знака определенной продукции напрямую зависит от признания этой продукции потребителем. Все кондитерские фабрики Советского Союза входили в единую систему планового производства. Таких понятий как "ноу-хау", "коммерческая тайна" в смысле приобретения конкурентных преимуществ перед другими кондитерскими фабриками, не существовало. Рецептуры кондитерских изделий утверждались и "спускались сверху" компетентными государственными органами, в частности Управлением пищевой промышленности Госагропрома РСФСР, были утверждены ГОСТы на каждый вид продукции. Также Министерством пищевой промышленности 07.07.1975 были утверждены Типовые нормы выработки кондитерских изделий. Выработку качества кондитерской продукции, разработку этикеток и само производство, выпуск, реализацию и продвижение продукции финансировало государство.

При этом "Рот Фронт" и "Красный Октябрь", не затратив на «раскрутку бренда» никаких средств после регистрации товарных знаков получили неоспоримое конкурентное преимущество. Теперь их задача - в судебном порядке добиться того, чтобы кроме них никакая другая фабрика в России не была вправе выпускать кондитерские изделия под спорными обозначениями, даже если эта фабрика выпускала эти кондитерские изделия задолго до даты приоритета товарного знака. Очевидно, что конкурентные преимущества истцы приобрели не за счет реальной и здоровой конкуренции, а только лишь за счет гарантированного государством исключительного права называть конфеты так, как они называлось в Советском Союзе.

"Рот Фронт" в нарушение статьи 10 ГК РФ и пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" приобрел и использует исключительные права на товарные знаки для кондитерских изделий: "Буратино", "Ласточка", "Пилот", "Фруктово-ягодный букет", "Школьные", "Забава", "Антошка", "Лимончики", "Фея", "Цветной горошек", "Птичье молоко". "Красный Октябрь" в нарушение тех же норм приобрел и использует исключительные права на товарные знаки "Соблазн", "Красный мак", "Кара-кум", "Коровка", "Буренка", "Мишка косолапый", "Золотой ключик".

Арбитражный суд Приморского края в апреле 2013 года частично удовлетворил иск московских кондитеров к ОАО "Примкон" по факту незаконного использования товарного знака. В частности, суд взыскал в пользу ОАО "Рот Фронт" 2,86 млн рублей, а в пользу ОАО "Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь" - 4,44 млн рублей. Притом что первоначально заявленная сумма иска составляла 135 млн рублей. Требования удалось снизить более чем в 18 раз из-за невозможности доказать реальные объемы реализованной спорной продукции. ФАС считает, что признаков недобросовестной конкуренции нет, потому что ОАО "Рот Фронт", как следует из представленных документов, первое придумало рецептуру "Птичьего молока" и первое запустило производство. Однако такое решение следует далеко не всегда в подобных ситуациях. Многие полагают, что нужно менять законодательную базу, потому что постановления судов не носят единообразный характер.

Говоря о теме конкуренции, отдельно необходимо выделить вопрос вступления России в ВТО, который будет рассмотрен в следующей главе.

Глава 2. Последствия и условия вступления России в ВТО

2.1 Теоретические аспекты и условия вступления

На сегодняшний день вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых тем среди практически всех слоев населения страны. Ведь в экономической жизни России произошло одно из самых значимых событий - присоединение к ВТО. Одни считают, что этот шаг был необходимым и правильным, и теперь экономика страны наконец-то окрепнет, другие же, напротив, думают, что это нанесет большой урон как экономике, так и стране в целом. Попробуем разобраться, кто все-таки прав.

ВТО - международная организация, основанная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. Основной задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих правил и принципов международной торговли.

На современном этапе одним из важнейших секторов экономики России является внешняя торговля. Решение проблем доступа на внешние рынки, устранение внешних ограничений в отношении российского экспорта и угрозы их возможного применения в будущем необходимы для реализации огромного потенциала, которым владеет современная российская экономика, а также для сохранения уже имеющихся позиций на внешних рынках и дальнейшего наращивания экспорта.

В октябре 2011 года переговорный процесс по вступлению России в ВТО, длившийся с 1993 года, был завершен, и 22 августа 2012 года наша страна стала 156-ым полноправным ее членом.

Важнейшей причиной, заставившей Россию присоединиться к ВТО, являлось ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Получение преимуществ от участия в ВТО и было в прагматическом смысле целью присоединения нашей страны к международной организации.

Для России можно выделить следующие плюсы от членства в ВТО:

теперь Россия имеет полное право использовать специальный механизм для разрешения торговых споров;

наличие ограниченного во времени переходного периода по отдельным отраслям заставит их активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности своей продукции;

Россия, как полноправный участник, может самостоятельно или в коалиции с другими странами отстаивать наиболее приемлемые для себя позиции по тем или иным вопросам;

снижение импортных и экспортных пошлин, в результате которого импортируемые товары станут дешевле, а российский экспорт увеличится

На фоне преимуществ от вступления в ВТО необходимо отметить и минусы этого шага:

ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, а основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо;

присоединение России к организованной системе международной торговли не способно устранить в полной мере имеющиеся торговые противоречия и напряженности с ее основными контрагентами;

страна пока не имеет четкой и обоснованной промышленной политики, т.е. представления о том, какие отрасли промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании;

расширение доступа на отечественный рынок импортных товаров и услуг, которое существенно обострит конкуренцию по многим позициям на внутреннем рынке, к чему российская экономика пока не совсем готова: многие российские компании окажутся неконкурентоспособными, что в результате приведет к потере рабочих мест, увеличению количества безработных.

Формирование в России рыночной экономики открытого типа предполагает активную вовлеченность страны в международные экономические отношения. Основные решения, устанавливающие правила в международной торговле, принимаются в настоящее время исключительно в рамках ВТО, поэтому Россия просто должна была войти в ее состав. Став членом этой авторитетной организации, Россия, наконец, вошла в правовое пространство международной многосторонней торговой системы, вне рамок которого любая страна оказывается в положении аутсайдера на мировом рынке товаров и услуг.

В 2010 году Россия пошла на значительные уступки в вопросах регулирования в своем сельском хозяйстве. 27 сентября министр сельского хозяйства Елена Скрынник встречалась с представителями 20 государств, и объявила, что до 2012 года объем господдержки национального агропромышленного комплекса останется на прежнем уровне, а в 2013-2017 годах будет сокращен вдвое - с 9 млрд долларов в год до 4,4 млрд долларов. Согласно данным, опубликованным в 2008 году РИА «Новости», уровень господдержки сельского хозяйства России и без того значительно ниже, чем в других государствах: в США на рубль произведённой продукции господдержка составляет 16 копеек, в странах Евросоюза 32 копейки, в РФ - 6 копеек.

По мнению предыдущего министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, принимая условия ВТО, Россия рискует сокращением доли экспорта с 1,3 % до 1 %, а доля иностранных агропромышленных товаров увеличится с 1,9 до 2,3 %. Издержки составят 4 млрд долларов.
В результате переговоров Россия согласилась дать зарубежным страховым компаниям возможность открывать прямые филиалы на территории страны. В сфере бизнес-услуг, дистрибуции товаров и производства компьютерной техники разрешено появление компаний со 100-процентным иностранным капиталом.
Россия проявила настойчивость в вопросах неприкосновенности банковского сектора и не поддержала предложение американцев допустить на российский рынок прямые филиалы иностранных банков. Необходимость зафиксировать это условие законодательно изложена в проекте «Стратегии развития банковского сектора до 2015 года». Вместе с тем, российская сторона пошла на определенные уступки, повысив долю иностранного капитала с 25 % до 50 % и разрешив 100-процентную иностранную собственность на банки, брокерские и инвестиционные компании. Россия согласилась на отмену авиасборов за транссибирские перелёты пассажирских самолётов иностранных авиаперевозчиков через свою территорию. Наибольшие претензии тот факт, что пролетающие над Сибирью самолёты платили России до $400 млн в год, вызывали у Евросоюза.

Таким образом, после многолетнего стремления России попасть во Всемирную Торговую Организацию, цель была достигнута. При многочисленных условиях, во многом невыгодных для национальной экономики, наша страна вошла в ВТО. Далее рассмотрим реальные последствия данного решения.

2.2 Реальные последствия

Многие аналитики прогнозировали, что последствия от вступления в ВТО на практике можно будет наблюдать через 5-7 лет. К сожалению, негативные последствия стали ощутимы уже в настоящее время. Вместо снижения цен на импортные и отечественные товары наблюдается их безудержное удорожание.

Вместо снижения стоимости кредитных ресурсов на протяжении полутора лет фиксируется рост процентных ставок по кредитам (в среднем на 1,5-2% по рублевым краткосрочным кредитам сроком до одного года для крупных отечественных заемщиков). Вместо демонополизации экономики идет процесс подавления частной инициативы и скачкообразный рост (в среднем на 10-15%) цен на газ, воду, электроэнергию, ЖКХ, отопление, грузовые, пассажирские перевозки и т. д. Вместо процессов технического перевооружения производственных мощностей, обновления изношенных на 70-80% основных фондов и внедрения трудо- и ресурсосберегающих технологий в стране наблюдается инвестиционный кризис (спад капитальных вложений в основные фонды в 2013г. составил 0,7% - худшее значение с последних месяцев кризисного 2009г.). Вместо притока производительных иностранных инвестиций в техническое перевооружение производств наблюдается приток иностранных кредитов и займов (размер внешнего долга России с января 2012 по декабрь 2013г. подскочил с 541,9 до 703,8 млрд. долл., а удельный вес кредитов и займов в структуре притока иностранных инвестиций вырос с 48% в 2000г. до 97,2% в 2012г.). Вместо привлечения высоко квалифицированной и высокопроизводительной рабочей силы на вакантные места наблюдается неконтролируемый наплыв низко квалифицированной дешевой бесправной рабочей силы из Средней и Юго-Восточной Азии, который провоцирует деградацию рынка труда, снижение заработных плат, рост преступности, наркотизации и заболеваемости социально обусловленными болезнями (гепатит, ВИЧ, туберкулез и т.д.), размывание этно-культурного баланса, усиление коррупции и криминализации экономических отношений, а также обострение этнической неприязни и социального недовольства.

На фоне многих негативных событий в экономике, отрицательное влияние от вступления в ВТО стали переносить на другие моменты:

) невозможность отдельно оценить влияние присоединения к ВТО от остальных факторов: динамики цен на нефть и прочее сырье; направленности денежно-кредитной политики ФРС США и ЕЦБ; интенсивности и масштабов эмиссии резервных валют; кризиса в Еврозоне; «инвестиционного климата»; засухи и неурожаев и т.д.)

) долгосрочный характер как позитивных, так и, прежде всего, негативных последствий от присоединения к ВТО - процессы утраты управляемости экономическими процессами, структурной деградации, деиндустриализации, дезинтеграции, оффшоризации, усиления зависимости от иностранных кредиторов, архаизации и примитивизации производственных отношений, деквалификации рабочей силы, разрушения научно-технического и промышленного потенциала, ограничения бюджетного финансирования приоритетных направлений социально-экономического развития, размывания производительного капитала в пользу фиктивного виртуального спекулятивного финансового капитала будут растянуты во времени.

) негативный внешний макроэкономический фон - рецессия в странах Еврозоны; сильнейший спад экономической активности в Китае; риски бюджетного кризиса в США; вероятное сворачивание программ количественного смягчения со стороны ФРС США; разрастание кризисных тенденций в мировой экономике и, конечно, сложившаяся ситуация на Украине.

) девальвацию рубля - снижение курса рубля по отношение к основным «резервным валютам» и валютам стран, являющихся основными внешнеторговыми партнерами России, в условиях избыточной зависимости внутреннего рынка от импортной продукции, а также крайне низкой конкурентоспособности отечественного деиндустриализированного и дезинтегрированного промышленного комплекса автоматически провоцирует рост цен на импортные товары.

Курс рубля к евро и доллару побил в феврале 2014 года свой исторический максимум и составил на 28.02.2014 1евро=49,35 руб., 1$=36,05 руб. Вместо заложенного роста ВВП на 3,5% в 2013г. по факту имеются удручающие 1,4%. В обрабатывающей промышленности фиксируется спад выпуска товаров на 0,2%, тогда как производство и распределение электроэнергии, газа и воды сократилось на 0,8%. Объем капитальных вложений в основные фонды сжался на 0,7%, а грузооборот на траснпорте в целом и железнодорожном в частности упали на 0,9 и 2,9% соответственно. Погрузка грузов на железной дороге сократилась практически на 3,5%. Экспорт сокращается на 3,8%. Импорт растет на 4,4%. Темпы роста розничного товарооборота замедлились с 7,4% в 2012г. до 3,8% в 2013. А инфляция ускорилась с 4,1% до 7,1%.

Потери, которые понесет отечественная экономика после вступления России в ВТО - непомерно велики, а государство в данном случае не продемонстрировало последовательной политики по защите отечественного производителя.

По cловам Главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, в результате присоединения РФ к ВТО убытки в 2013 году составили 188 млрд рублей, а в 2014 году могут достигнуть 257 млрд рублей. Однако реальные бюджетные потери будут меньше вследствие роста торговли, а значит, и налогооблагаемой базы, и вследствие роста собираемости пошлин, которая прямо связана с их уровнем.

Нам надо пройти фазу импортозамещения, которую мы не прошли. Это - один из важных начальных этапов модернизации экономики. Проходить его лучше вне условий ВТО, но если мы там оказываемся в ближайшее время, то необходимо разрабатывать пакет мер нетарифной поддержки отечественного производства. Это и налоговый режим, и повышение доступности инфраструктуры. Например, никто не мешает для обеспечения конкурентоспособности отечественного производства гарантировать льготное или бесплатное подключение к электросетям. А у нас это сейчас чревато огромными издержками: организационными, финансовыми и иными. Поэтому существуют такие меры, которые совместимы с участием во Всемирной торговой организации. Проблема в том, что у нас эти меры не применяются. Этот инструментарий нашим государством, нашим бизнесом пока не освоен. Безусловно, его нужно было осваивать задолго до того, как мы вышли на финишную прямую на переговорах с ВТО.

По сути, при вступлении в ВТО возникает ситуация дефицита инструментов промышленной политики, потому что наиболее простые инструменты - внешнеторговые пошлины или субсидии - будут блокированы, а более сложные методы еще не созданы и не отработаны. Это - колоссальное упущение государственного аппарата, и вообще является скандальным тот факт, что широкие общественные дискуссии с участием профильных бизнес-ассоциаций входят в рабочий режим взаимодействия с государством только сейчас. Всем этим надо было заниматься на протяжении тех лет переговоров, которые у нас были.

Что касается сельского хозяйства, то это отрасль, которая будет одной из самых пострадавших от вступления в ВТО. Это крайне печально: ведь есть такое понятие, как «продовольственная безопасность», которое никто не отменял. Кроме того, эта отрасль последнее время стала подрастать, хотя и была относительно слабой по мировым меркам, но с потенциалом роста. Мне очень обидно, что этот потенциал роста может быть уничтожен. Вероятность сокращения этого потенциала, к сожалению, довольно серьезная. Это связано не только с подавляющей ценовой конкурентоспособностью иностранных транснациональных производителей, но и с некоторыми специальными условиями присоединения к ВТО.

Например, одним из специальных (т. е. не входящих в базовый пакет членства в ВТО) условий нашего присоединения стал подписанный с американцами протокол о доступе на российский рынок товаров на основе генномодифицированных организмов (ГМО). Это может привести к подавлению конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства, потому что крупные ТНК, которые работают на основе технологий ГМО, обладают подавляющей ценовой конкурентоспособностью. Если снять ограничения на их продукцию, то они могут полностью «брать» российский рынок.

Эксперты с сожалением отмечают, что тема ВТО затмила куда более важные проблемы. Едва ли не большим для национальных рынков стал эффект от запущенного три года назад Таможенного союза. В крупнейшего поставщика молочных продуктов для нашего рынка превратилась Беларусь, где молочные хозяйства активно субсидируются государством. Через дыры в границах наших соседей в Россию существенно возросли транзитные поставки импортных продуктов. Например, та же Беларусь умудряется ввозить в Россию больше фруктов, чем производит сама. Соблазн заработать на сером импорте у наших соседей велик, и с ним надо бороться.

Огромный массив негативных комментариев по поводу ВТО со стороны экспертов и производителей привел к тому, что банкиры стали закладывать очень большие риски в процентную ставку кредитов, которые они дают аграриям, или же перестал их выдавать под отдельные направления вовсе.

Однако некоторые аналитики считают, что главным сдерживающим фактором для развития отечественного сельского хозяйства являются не "внешние", а внутренние проблемы. Как это ни банально звучит, инвестиционный климат в его широком понимании, включая практику взаимодействия с властями; стандарты техрегулирования, бухгалтерского и статистического оформления; отсутствие возможности получить "длинных" денег, жуткие условия подведения и подключения инженерной инфраструктуры, а также структурные проблемы, такие как дефицит и качество кадров, технологическое отставание и зависимость от импортных поставок техники, высокопродуктивных пород скота и растений, а также отсутствие полноценного рынка земли.

Заключение

Недобросовестная конкуренция является одной из сложнейших проблем для российской экономики. В настоящее время многие чиновники злоупотребляют своим служебным положением и предоставляют возможность коммерческой деятельности только определенным компаниям, которые готовы заплатить существенные взятки. Кроме того, многие компании стремятся занять монопольное положение на определенном рынке, используя «административный ресурс» или иные незаконные методы воздействия.

Последствия недобросовестной конкуренции могут быть негативны для потребителя товаров и услуг, среди которых могут быть как физические, так и юридические лица. В ряде случаев результатом недобросовестной конкуренции является завышение стоимости, а также существенное снижение качества товаров или услуг.

Также к последствиям недобросовестной конкуренции можно отнести низкий уровень предпринимательской активности населения и разорение мелких и средних предприятий, которые не могут выйти на рынок со своей продукцией. По мнению многих специалистов, борьба с недобросовестной конкуренцией должна стать одной из основных задач для правоохранительных органов, занимающихся экономическими преступлениями. недобросовестная конкуренция всемирная торговая

Ответственность за недобросовестную конкуренцию описана в законе «О защите конкуренции», который формирует как правила ведения «честной борьбы» на рынке, так и наказания, которые могут понести как юридические, так и физические лица. С недобросовестной конкуренцией необходимо бороться для здорового инвестиционного климата и конкурентной борьбы на рынке.

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле. Отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. На долю ВТО приходится порядка 95% мировой торговли.

В начале нового 2013 года эксперты озвучили первые итоги от вступления Российской Федерации в ВТО.

Спустя год членства России в ВТО в экспертных кругах по-прежнему нет согласия. Одни считают, что за этот период российская экономика не увидела не только пользы, но даже вред. Другие полагают, что членство в организации позволило России сделать первые шаги в преодолении сырьевой зависимости.

Факты говорят о торможении роста с 4,5% в январе-мае прошлого года до 1,8% в январе-мае этого, смене бурного (на 14%) инвестиционного роста спадом (правда, лишь на 0,4%), официальные ожидания нехватки в пока еще профицитном бюджете 1 триллион рублей. Наибольший ущерб несет сельское хозяйство, в особенности свиноводство. Согласно оценкам эксперта, рентабельность новейших комплексов рухнула в три раза (с 29 до 10%). Наряду с этим личные подсобные хозяйства по всей стране становятся убыточными.

Между тем, за 2013 год наша страна успела вызвать недовольство международных партнеров. Они, в частности, обвинили РФ в нарушении взятых на себя обязательств.

Евросоюз (ЕС) в июле этого года даже обратился в судебные инстанции ВТО. Чуть позднее о намерении присоединиться к жалобе ЕС заявили Китай, США, Турция, Украина и Япония. Критику наших торговых партнеров вызвал утилизационный сбор для автомобильной промышленности. Взимать утилизационный сбор на легковые и грузовые автомобили, выпускаемые на территории РФ и ввозимые из других стран (кроме стран Таможенного союза), российские власти начали с 1 сентября 2012 года.

Как результат, утилизационный сбор поднял цены на импортные машины. Представители иностранного бизнеса эти меры называют протекционизмом.

Некоторые экономисты полагают, что вступление в ВТО будет стимулировать рост конкурентоспособности предприятий. Однако, нельзя не отметить, что плюсы от вступления пока в довольно нечеткой перспективе, а негативные последствия уже наступили.

Список литературы

Конституция РФ, ст.34 ч.2

Парижская «Конвенция по охране промышленной собственности» от 20.03.1883, которая ратифицирована СССР 19 сентября 1968 года

Федеральный закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 02.07.2013)

Гражданский кодекс РФ, гл.68, ст.1222

Кодекс административных правонарушений РФ (КоАП)

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"

Определение Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 № 450-О-О

Городов О.А. Недобросовестная конкуренция. Теория и правоприменительная практика, Издательство: Статут, 2008 - 216 с.

Коломиец Д. Статья «Недобросовестная конкуренция: обзор практики» Журнал «Юридический справочник руководителя» - май 2010 - #"justify">Пискулов Ю.В. Международная торговля товарами и услугами. Россия в ВТО, Издательство: ГОУВПО ВАВТ Минэкономразвития России, 2013 - 104 с.

Чернышова Н.А. Россия в ВТО. Проблемы и перспективы. Учебное пособие, Издательство: МГИМО-Университет, 2013 - 232 с.

http://www.konkurent.ru/ - Статья «Приморский кондитер» поплатится Деловой еженедельник

<http://www.//www.rg.ru> - официальный сайт «Российской газеты»

<http://www.regionfas.ru/33/36532> - Статья «Недобросовестная конкуренция запрещения законом»

<http://www.fas.gov.ru/> - официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России

<http://www.guardinfo.ru/index/spot/st/st_18136.html> - Исследование Щетинина А.А. «О недобросовестной конкуренции»

<http://www.zrpress.ru/business/primorje_23.07.2013_61807_oao-primorskij-konditer-prodolzhaet-spor-s-moskovskimi-fabrikami-terjaja-produktsiju-i-rabochikh.html> - Статья «ОАО "Приморский кондитер" продолжает спор с московскими фабриками, теряя продукцию и рабочих», 23.07.2013

<http://www.consultant.ru/> - нормативно-правовые акты

<http://analitic.efko.ru/news.php?id=41764> - Статья "Объединенные кондитеры" ведут недобросовестную конкуренцию. "PrimaMedia". 27 февраля 2013

<http://www.ekoslovar.ru/> - экономический словарь

<http://www.rb.ru/> - бизнес-справочник://ForexPF.ru - курсы валюты, аналитика, прогнозы

<http://ekonomika.snauka.ru/> - Логинова Н.В. Последствия вступления России в ВТО // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - Май 2013. - № 5

<http://www.utro.ru/articles/2012/07/10/1058128.shtml> - Ежедневная электронная газета, статья «Вступление в ВТО обойдется в 445 миллиардов», 18.07.2013://www.firstnews.ru/articles/id580757-gosduma-zashchitit-natsionalnyy-biznes-ot-vto/ - статья «Госдума защитит национальный бизнес от ВТО», http://www.firstnews.ru/articles/id544011-rovno-god-nazad-rossiya-stala-chlenom-vto/ - статья «Год назад Россия стала членом ВТО»

<http://wto-inform.ru/news/ne_slabo_vstupili/> - Статья «Не слабо вступили»

Похожие работы на - Последствия и условия вступления России в ВТО

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!