Теоретические основы неравенства распределения доходов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    509,74 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретические основы неравенства распределения доходов

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы справедливого распределения доходов всегда во все времена стояла перед обществом. Вопросы дифференциации доходов и сейчас не менее важны. После кризиса, обусловленного распадом Советского Союза, перестройки экономики с рыночной структурой, Россия вступила в период экономического роста. Но этот рост не слишком существенно повысил уровень жизни большинства населения. Наоборот, увеличивается разница в доходах богатых и бедных. В отдельных регионах, правда, разница за последнее время несколько снизилась. Тем не менее вопрос о снижении разрыва уровней доходов остаётся актуален.

Современная система распределительных отношений строится на коммерческом подходе, согласно которому результаты конкурентных рыночных процессов справедливы, поскольку они награждают тех, кто способнее и трудолюбивее. Таким образом, более справедливым будет неравномерное распределение в пользу тех, кто вносит больший вклад в конечный результат. Справедливость здесь оценивается исходя из соображений достижения эффективности. Справедливость рыночного распределения доходов зависит от образа действия его механизма. С максимальной полнотой такой механизм действует в условиях совершенной конкуренции. Господство монополий деформирует рыночное распределение доходов. Соблюдение равных прав, в частности права частной собственности, в рыночных условиях распространяется на изначально разных, «не равных» друг другу людей. Неравные возможности связаны с возрастом, полом, физическими и интеллектуальными способностями, обладанием собственностью, образованием и т.д., а неравенство возможностей имеет следствием неравенство доходов.

Если рассмотреть, например, вопрос о получении профессии, образования. Потребности общества растут, наука, технологии совершенствуются. Соответственно, в школах вводится всё больше предметов и дисциплин, большее количество уроков и часов. Ученикам становится труднее интеллектуально, да и физически. А если взять малообеспеченные, неблагополучные семьи? Таким детям наверное тем более не до учёбы. Получается некий "замкнутый круг" : низкий доход семей не даёт возможность их детям получить образование и т.д.

Как бороться с бедностью, преодолеть степень неравенства в доходах? Требуется повышение темпов экономического роста, проведение политики перераспределения доходов. Государство призвано смягчать неравенство в доходах людей, чтобы не допустить чрезмерного социального расслоения и напряженности в обществе. Но с другой стороны, слишком активное вмешательство государства в перераспределение и выравнивание доходов снижает эффективность роста экономики по ряду причин:

растущие налоги подавляют интерес экономически активного населения к хозяйственной деятельности;

у бедных, получающих все больше социальной помощи, ослабевает стимул к поиску работы и труду.

Возникает противоречие между вопросами снижением неравенства доходов и повышением экономического роста.

Таким образом актуальность темы не вызывает сомнения.

Объект исследования - доход, неравенство.

Предметом изучения здесь является процесс формирования доходов и снижения неравенства доходов, регулирование распределения национального дохода, стимулирование населения к трудовой деятельности.

Таким образом, цель настоящей работы - рассмотреть сущность доходов, причины и показатели неравенства, проблему справедливого и разумного распределения доходов.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

дать понятие дохода и источников его формирования;

изучить распределение доходов и методы государственного регулирования неравенства;

провести количественный анализ отдельных вопросов и основных показателей.

При рассмотрении вопросов, явлений, использовались следующие методы экономической теории: общенаучный, метод научной абстракции, метод графических изображений, функциональный анализ.

Использованы работы и идеи следующих ученых: Жулина Е.Г., Иванова Н.А., Савченко П.В., Кокин Ю.П., Приходько А.В., Райзберг Б.А., Лазовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. и другие.

Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. В первой главе дано понятие дохода, рассмотрены источники его формирования, виды доходов. Изучено неравенство, его причины и основные количественные показатели, способы распределения доходов. Во второй главе произведен количественный анализ доходов, уровня жизни, основных показателей неравенства. Рассмотрены методы государственного регулирования неравенства.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕРАВЕНСТВА

1.1 Понятие дохода и источники его формирования, виды доходов

Прежде чем вести речь о неравенстве доходов, следует определить понятие дохода.

Под доходами обычно понимается сумма денежных средств, полученных за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения определенных благ и услуг . Уточним данное определение:

доходы в условиях рыночной экономики предназначены для приобретения товаров и услуг с целью личного потребления;

денежные доходы требуют покрытия соответствующими товарами, в этом случае получение дохода будет стимулировать население к трудовой деятельности;

доходы населения существуют не только в денежной, но и в натуральной форме.

В натуральной форме могут производиться некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся также продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве.

Под доходами будем подразумевать денежные или материальные средства, которые получает отдельное лицо, предприятие, компания или государство в результате распределения национального дохода. Но прежде всего под доходами условимся считать доходы населения [6, с 83].

Рассмотрим классификацию доходов. По экономической природе выделяют трудовые и нетрудовые доходы.

Трудовые доходы, основой формирования которых является трудовая деятельность, включают:

доходы, получаемые в форме оплаты труда на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности;

от индивидуальной деятельности;

от личного подсобного хозяйства; от предпринимательской деятельности, от реализации платных бытовых услуг и т.д.

Нетрудовые доходы, получаемые по линии государственных официальных каналов и от бизнеса, не противоречащие правовым нормам и морали, включают:

социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии);

доходы от собственности;

дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам;

доходы на вложенный капитал, на производственную сферу и другие отрасли экономики.

По экономическому содержанию выделяют денежные и натуральные доходы.

К денежным доходам относится:

заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, предпринимательский доход, дивиденды, доходы от собственности, доходы от продажи ценных бумаг;

доходы от продажи продукции личного подсобного хозяйства, прирост денежных вкладов в сберегательном банке и т. д.

К натуральным доходам относится:

стоимость натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства, используемых на личное потребление;

стоимость натуральных услуг лечебно-профилактического, культурно-бытового и социального характера, оплачиваемых за счет федерального, муниципального бюджетов и фондов предприятий.

По степени использования выделяют общие, располагаемые и реальные доходы.

Общие доходы - это сумма доходов, полученная из всех источников, включая и средства предприятий для уплаты налогов и обязательных платежей. Располагаемые доходы (нетто-доходы) - это сумма средств, остающаяся после уплаты налогов и обязательных платежей, которую семья может в максимальном размере потратить на конечное потребление товаров и услуг без использования сбережений и других источников.

Реальные доходы - это стоимость приобретенных материальных и культурно-бытовых благ на сумму располагаемого дохода с учетом цен на товары и услуги [1, с 67-78].

Показателем материальной обеспеченности населения являются совокупные доходы. Это стоимостной показатель, в него входят денежные доходы, стоимость натуральных поступлений из ЛПХ (личное подсобное хозяйство) и стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального, регионального (республиканского, краевого) и местного (муниципального) бюджетов и социальных фондов предприятий. Структура совокупных доходов населения представлена на рисунке 1 [2 , с 123-126].

Рисунок 1 - Совокупные расходы населения

Рассмотрим более подробно 3 основных вида доходов:

Заработная плата подразделяется на номинальную и реальную. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.).

Реальная заработная плата - это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов), определяется тем количеством благ и услуг, которое можно приобрести на реальную заработную плату.

Так, повышение номинальной заработной платы на 20% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 10%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата [8, с.240].

Доходы от собственности и предпринимательской деятельности (дивиденды, проценты, рента) .

Дивиденд - доход, выплачиваемый держателю акций в зависимости от полученной чистой прибыли и номинальной стоимости акции.

Процент или ссудный процент. Ставка ссудного процента - это цена, уплачиваемая за использование денег. Более точно, ставка ссудного процента - это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубля в единицу времени (месяц, год).

Рента - это доход, полученный собственником земли при сдачи ее в аренду. Общее предложение земли в отличие от других факторов производства относительно фиксировано природой и не может быть увеличено в ответ на более высокую цену или уменьшено в случае низкой цены.

Доходы населения, не связанные с оплатой труда, товаров и услуг. При этом денежные средства предоставляются в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен. Сюда относятся трансферты, пособия, алименты и т.д.

Уровень доходов членов общества является показателем его благосостояния. Кроме размера заработной платы, определяющей доход, выделяют также ряд других факторов: динамика цен, степень насыщенности рынка товарами и услугами, их ассортимент и т.д. [7, с. 35].

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход (NT) - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода, также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

Располагаемый доход (DI) - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т. е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

Реальный доход (RI) представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т. е. с поправкой на изменение уровня цен [9, с 307].

.2 Неравенство доходов, причины, способы распределения дохода

Неравенство в доходах обусловлено социальным неравенством.

Социальное неравенство - форма дифференциации <#"824164.files/image002.gif">

Рисунок 2 - Кривая Лоренца

Коэффициент концентрации доходов варьируется от нуля до единицы, или от 0 до 100%. Более высокое значение коэффициента говорит о более неравномерном распределении доходов.

Децильный коэффициент - отношение доходов 10 % самых богатых граждан и 10 % самых бедных. Отсюда ясно, что чем больше его величина, тем выше неравенство.

В экономической теории считается, что при ДК больше 10 в стране появляются условия для социальных беспорядков.

Помимо трех приведенных выше показателей также используются следующие способы количественного изображения неравенства:

графическое изображение неравенства:

а) плотность распределения (рисунок 3 ) - отражает, какой процент от всей численности населения занимает каждая группа (например, бедные, средний класс, богатые и т.д.);

б) функция распределения (рисунок 4) - показывает процент населения, чьи расходы не превышают определенного уровня.

Рисунок 3 Плотность распределения населения.

Рисунок 4 Функция распределения

Также используются такие показатели, как индекс Тейла , коэффициент разброса, доля потребления самых бедных и т.д.

Неравенство доходов оказывает влияние на социально-экономическое развитие страны и приводит к негативным последствиям.

Рост дифференциации доходов означает для экономики выманивание среднего класса, являющегося основным "производителем" спроса на товары и услуги. Происходит рост богатства и без того богатого населения, что приводит к еще большим потерям спроса в экономике.

Чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие, как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что в свою очередь приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.

Высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики.

Так дифференциация выделяет не только высокодоходные и низкодоходные группы, одновременно развивается межотраслевая и региональная дифференциация, а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией).

Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнительности (их пытались реализовать только в период «военного коммунизма») и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Но поскольку способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах. Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства [13, с.157].

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ, УРОВНЯ ЖИЗНИ И ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕРАВЕНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

.1 Качество жизни в РФ на современном этапе развития

Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан. Решающую роль для населения имеет уровень жизни, а для производства - эффективность труда.

Важнейшими элементами жизни являются жильё, социально - бытовое обслуживание, характеризуемые при помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя, степень обеспеченности жилищного фонда современными удобствами, структура жилищного фонда по формам собственности ( государственная, муниципальная, кооперативная, частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально - бытовые нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро - километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха.

ВВП и национальный доход на душу населения, а так же производительность общественного труда является показателями общеэкономического, а уровень жизни - показатель социального развития.

Сложившееся понимание существа «уровень жизни» акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения.

Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (т.е. социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в т.ч. на рынке труда) и безработицей. Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России.

Уровень жизни необходимо рассматривать во взаимосвязи с общеэкономическими показателями, а так же показателями, связывающими общеэкономические и уровень жизни - доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни [14, с. 137].

Рассмотрим диаграмму, отражающую динамику соотношения видов доходов в соответствии с данными , опубликованным Федеральной службой государственной статистики (Росстат), рисунок 5.

Как видно, оплата труда остается основным видом денежных доходов населения, хотя роль ее заметно снизилась в 90-е годы: если ранее она обеспечивала более 3/4 совокупных денежных доходов, то в 1993-2006 годах - около 2/3.

Доля социальных трансфертов в совокупных доходах повышалась до 15% в 2001-2002 годах, а затем вновь несколько снизилась - до 12% в 2006 году. Наибольший процент доходов от предпринимательской деятельности составлял в 1993-1995 гг., что , по моему мнению, связано с перестройкой и переходом экономики от государства в частный сектор. Доходы от собственности занимают наибольший процент в 2005-2006 гг.

Рисунок 5 - Состав денежных доходов населения России

На графике, приведенном на рисунке 6, можно проследить динамику среднего заработной платы 5 групп населения за период с 2007 по 2013 г. [15]. По вертикали - месячный доход, руб.

Отсюда видно, что хоть зарплаты и растут, но разница в доходах "самых бедных" и "самых богатых" неуклонно растет.

Рассмотрим приведенный на рисунке 7 график изменения численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности [15].

Откуда видно, что в начале девяностых годов в России произошло резкое падение уровня жизни, что было связано с проведением либеральных реформ и распадом Союза. В 1992 году 33,5 % населения оказались за чертой бедности- то есть получали доходы ниже величины прожиточного минимума. Следующий скачок уровня бедности последовал за дефолтом 1998 года. Постепенное снижение численности малообеспеченных слоев населения началось в 2000 году. По последним данным к 2012 году уровень бедности снизился до 11 %.

Рисунок 6 - Динамика изменения средней начисленной заработной платы населения России

Рисунок 7 - Изменение численности населения России с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах

Ниже (Рисунок 8) представлена диаграмма распределения доходов в российском обществе по итогам 2013 г.

Рисунок 8 - Распределение населения России по размеру среднедушевых денежных доходов в %

В таблице 1 отображена динамика распределения дохода населения по годам. Проанализировав её, можно прийти к выводу, что за период с 2009 по 2010 гг. доля населения со средним реальным доходом ниже 14 000 руб. снизилась, а с доходом выше 14 000 руб. - несколько увеличилась. На рисунке 9 приведено графическое представление этой таблицы [15].

Таблица 1 - Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (в процентах)

Наименование

2009

2010

2011

2012

2013

Все население,%

100

100

100

100

100

Среднедушевой денежный доход в месяц, руб.:






До 5000,0

12,2

9,4

7,3

5,8

4,4

5000,0-7000,0

10,9

9,4

8,1

6,9

5,7

7000,0-10000,0

15,9

13,4

12,0

10,6

10000,0-14000,0

17,0

16,6

16,2

15,4

14,4

14000,0-19000,0

14,6

15,2

15,6

15,5

15,3

19000,0-27000,0

13,3

14,7

15,9

16,7

17,4

27000,0-45000,0

11,1

13,3

15,1

17,1

19,1

свыше 45000,0

5,0

6,8

8,4

10,6

13,1


Рисунок 9 Динамика процента населения с данным доходом.

Рассматривая такие факторы как образование и обучение, профессиональные интересы, я хочу представить диаграмму уровней средних заработных плат по отраслям экономики по итогам 2011 года ( Приложение 1 ) [15].

По итогам 2011 года самые высокие зарплаты были у финансистов, в среднем - 55 тысяч рублей в месяц. Также высокие зарплаты наблюдались в добыче полезных ископаемых, производстве кокса и нефтепродуктов, на транспорте.

Самые низкие заработные платы фиксировались в текстильном и швейном производстве - 11 тысяч рублей. Также низкими были зарплаты в кожевенном и обувном производстве, сельском хозяйстве, обработке древесины.

В таблице 2 (Приложение 2) представлено распределение численности работников по отраслям со средней заработной платой по итогам апреля 2013г., по данным выборочного обследования организаций.

На предприятии есть низкооплачиваемые должности, есть высокооплачиваемые. Логично, что количество низкооплачиваемых рабочих мест больше, а высокооплачиваемых - меньше. Теперь, если обозначить среднюю зарплату через Р, процент работников с этой зарплатой q, введем функцию S = Р∙q . Отсюда ясно, что чем выше величина S в данной отрасли экономики или на предприятии - тем лучше. Перемножив величины процента работников на соответствующие средние зарплаты в таблице Приложения 2 и найдя в получившемся массиве максимальные значения, составим гистограмму, представленную на рисунке 10.

Из данной гистограммы наглядно видно, что, например в текстильном и швейном производстве может быть большое количество рабочих мест с низкими зарплатами и очень малое количество высокооплачиваемых должностей. Это говорит о высокой степени неравенства доходов в данном производстве.

Лучше ситуация в нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности и машиностроении.

В различных отраслях зарплаты растут с разной скоростью. С 2000 по 2011 год самый сильный рост зафиксирован в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве, торговле - 12-13 раз. Самый медленный рост - в металлургии, добыче полезных ископаемых, обработке древесины - 6-8 раз.

Вопреки распространённому мнению, зарплаты учителей и врачей находятся достаточно далеко от нижнего края таблицы. Так, средняя зарплата учителя составляет на начало 2014 года 28 тысяч рублей, это 95% от среднего по стране. Средняя зарплата врачей в 2013 году превысила 40 тысяч.

Рисунок 10 - Соотношение уровня зарплат и количества рабочих мест по отраслям

Таким образом, врачи и учителя никоем образом не относятся к беднейшим слоям населения в России. Однако надо отметить, что из-за особенностей расчёта зарплат в бюджетной сфере и вялой гражданской позиции медработников, разброс зарплат может в некоторых медучреждениях быть колоссальным: от нескольких тысяч рублей у рядового медработника до нескольких сотен тысяч рублей у главного врача.

Важно отметить, что зарплаты по всем отраслям растут достаточно быстро: к середине 2013 года средние зарплаты по России выросли в среднем более чем на 10 %.

2.2 Анализ основных показателей неравенства

Для развитых стран значение коэффициента Джини принимает значения 0,2-0,35; для развивающихся 0,4-0,5. В Росии в течение 10 последних лет он практически не меняется, колеблясь около значения 0,4. Неравенство в России существенно выше, чем в Европе, но ниже, чем в Китае и США (около 0,45), и тем более ниже, чем в Бразилии (почти 0,6). Страной с наименьшим разрывом доходов является Швеция - 0,23, а с наибольшим - Намибия - 0,70. Если рассматривать неравенство между гражданами всего мира, то этот показатель составляет, по разным оценкам, от 0,60 до 0,65. А в СССР коэффициент Джини составлял, по разным подсчетам, от 0,25 до 0,29 [15].

На рисунке 11 показана динамика изменения децильного коэффициента (ДК) в России с 1990 г . до 2010 г. [15].

Рисунок 11 - Изменение децильного коэффициента в России

Видно, что в 1991 значение ДК равнялось 4,5, в 1994 - уже 15,1. В период 1996 - 2007 гг. значение ДК выросло на 30% с 13 до 16,8 раз. В последние годы 2008 - 2010 гг. величина ДК оставалась практически на постоянном уровне - 16,8 - 16,7.

Самый низкий ДК имеет место в скандинавских странах: Дания, Финляндия, Швеция - 3 - 4; в странах ЕС - 5 - 7, Южная Африка - 10, в США - 10 - 12, в странах Латинской Америки и Центральной Северной Африки - 15 - 40. На рисунке 12 эти данные для наглядности представлены в виде диаграммы.

Рисунок 12 - Диаграмма для сравнения децильного коэффициента

Выделим несколько основных причин роста децильного коэффициента:

- уменьшение реальной заработной платы;

высокая инфляция и задержки при выплате зарплаты;

завышенный при командно-административной системе уровень неравенства ;

развитие частного предпринимательства.

2.3 Современные методы регулирования неравенства

Сталкиваясь с противоречием в распределении доходов, каждое общество должно решить для себя два главных вопроса:

) во-первых, что лучше: "больший пирог, но разделенный на неравные порции", то есть эффективная экономика, но неравенство в обществе;

) или всем поровну, но уже "от меньшего пирога", то есть равенство, но при менее эффективной экономике.

Механизмы перераспределения доходов должны работать не в пользу богатых, а в интересах всего общества. В ходе проводимых реформ в России возникли острые социально-экономические диспропорции. Они выражаются в избыточном экономическом неравенстве, наблюдаемом во всех срезах национальной экономики - по территориям и отраслям промышленности, по доходам, потреблению и сбережениям населения, распределению собственности, по располагаемому человеческому и социальному капиталу. Это фактор торможения развития страны [13, с.127].

Основной причиной избыточного экономического неравенства и бедности является деформация сегодняшних механизмов формирования и перераспределения доходов населения, их настройка в пользу богатых. Если мы проанализируем, какой прирост доходов получают бедные и богатые на 100 рублей прироста валового регионального продукта (ВРП) в расчете на душу населения, то увидим совершенно удручающую картину. У бедных прирост на 5, а у богатых - на 200 рублей, то есть в 40 раз больше! Россияне со средними доходами не только не разбогатели, но и не восстановили уровень благосостояния 1990 года. А группы с самыми низкими доходами остались за чертой абсолютной бедности [15].

Правительство РФ до сих пор ищет решение социальных проблем на путях «простых», точечных мероприятий (различные социальные проекты, ипотека, пособия и т.п.), а сама государственная политика носит несистемный, лоскутный характер. Это свидетельство непонимания того, насколько мощное обратное воздействие на экономическую и демографическую динамику оказывает социально-экономическая дифференциация общества.

Нет сомнений в том, что система поддержания уровня доходов, не говоря уже о муниципальной помощи, субсидиях на жилье, законодательстве о минимальной заработной плате, субсидиях, пособиях ветеранам, частных пожертвованиях через благотворительные общества, пенсиях, дополнительных пособиях по безработице и т.д., оказывает помощь в уменьшении неравенства. С другой стороны, эта система вызвала в последние годы множество разнообразных критических замечаний:

. Несправедливость. Благотворительные программы порождают существенную несправедливость, потому что люди, в равной степени нуждающиеся, получают неодинаковые пособия.

. Стимулы к трудовой деятельности. Главный контраргумент состоит в том, что большинство программ по поддержанию уровня доходов ослабляет стимулы к труду, ослабляет заинтересованность наименее трудолюбивых, одаренных и активных граждан в более интенсивной работе ради заработка, так как пособия позволяют им достичь вполне приемлемого соотношения «заработок- усилия». Также они подрывают стимулы к более производительной деятельности у наиболее трудолюбивых, одаренных и активных членов общества: ведь по мере роста доходов им приходится через налоги отдавать все большую их часть на помощь беднейшим.

Между тем при нормально отрегулированной экономической системе именно повышенная экономическая активность наиболее одаренных, трудолюбивых или предприимчивых граждан объективно движет экономический прогресс всего общества, ведет к росту «пирога благ», который может быть поделен в данный момент времени.

Вот почему бороться с неравенством необходимо не только и, может быть, даже не столько за счет социальных трансфертов, сколько за счет помощи беднейшим гражданам в увеличении их заработанных, а не дарованных государством доходов.

Наиболее результативными при этом являются следующие способы:

. Создание равных «стартовых условий» для всех граждан. Это означает, что успех карьеры каждого должен определяться только его врожденными способностями и никакие социальные условия не должны мешать гражданам стартовать в равных условиях. На практике для этого нужно запретить любую дискриминацию при приеме на работу по расовым, социальным или иным признакам, обеспечить всем детям нормальные условия для развития (это затрагивает проблемы питания, воспитания, медицинского обслуживания, среднего и высшего образования);

. Расширение возможностей найти работу даже для тех, кто одарен природой менее щедро. Все развитые страны мира постоянно продолжают совершенствовать свои системы социальной поддержки малоимущих. Они пытаются найти ту грань, за которую эта поддержка не должна выходить, чтобы не подрывать основу основ экономики - стремление людей работать, поскольку только так можно обеспечить себе и своим близким достойное и, более того, комфортное существование.

В чем социальная справедливость: в равном распределении доходов или в равных возможностях их заработать.

Таким образом, социальная политика - тонкий инструмент государственного регулирования, требующий очень осторожного и гибкого применения. Что же касается неравенства доходов- то оно не только неизбежно, но даже необходимо [14, с. 217].

Важным условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Анализ степени таких различий в России с помощью разнообразных методов показывает, что она быстро возрастает. Для смягчения чрезмерной дифференциации доходов необходимо вмешательство государства. Оно осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки. Механизм регулирования дифференциации доходов создан в развитых странах мира для разрешения противоречия между неравной одаренностью людей и размерами собственности, с одной стороны, и необходимостью обеспечить всем людям хотя бы минимально достойный образ жизни - с другой.

В основе этого механизма лежат три элемента:

.        разделение функций работодателей и государства;

.        прогрессивное налогообложение личных доходов;

.        система государственной социальной поддержки беднейших граждан и создание им равных «стартовых» возможностей.

Смысл первого из этих элементов очевиден - работодателей не интересует социальная справедливость. Они озабочены уровнем доходности фирм и потому стремятся платить людям только за фактический результат их труда - за вклад в успех фирмы. Государство же имеет дело с народом «в целом» и решать проблемы стимулирования роста производительности и качестве труда отдельного работника не может. Зато, в отличие от конкретных фирм, государство всегда крайне озабочено поддержанием по всей стране социального мира и политической стабильности.

Ради предотвращения социальных взрывов, вызванных озлобленностью всевозрастающего числа граждан, живущих в нищете, государство старается обеспечить всем своим подданным приемлемые условия существования и смягчить различия в доходах [13, с. 93].

Основные направления регулирования доходов:

установление минимального размера оплаты труда;

оплата труда в бюджетной сфере и госслужащих;

обеспечение законодательной базы в области регулирования доходов;

налоговая политика;

антиинфляционная политика и политика занятости;

система социальных гарантий и социальная защита;

районное регулирование заработной платы.

Рассмотрим их более подробно.

) Минимальный размер оплаты труда.

Минимальная заработная плата (МРОТ) является социальной нормой , это низшая граница стоимости наипростейшего труда в нормальных условиях. Минимальная заработная плата устанавливается законами РФ и действует на всей территории, регулируется Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №232-ФЗ.

При определении МРОТ государство руководствуется следующими критериями:

потребности трудящихся и их семей;

- общий уровень заработной платы в стране;

стоимость жизни и изменения в ней;

пособия по социальному обеспечению;

сравнительный уровень жизни других социальных групп;

экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

На рисунке 13 представлен график динамики МРОТ в России в период с 2007 по 2012 год [16].

Рисунок 13 - Динамика изменения МРОТ в России

) Регулирование оплаты труда в бюджетной сфере.

Бюджетная сфера представляет собой совокупность организаций, деятельность которых финансируется полностью или частично из бюджетных ресурсов. В России к организациям бюджетной сферы относятся государственные и муниципальные учреждения, деятельность которых финансируется из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На рисунке 14 представлена гистограмма распределения доходов в государственной и негосударственной сферах по итогам 2013 г., где по горизонтали показан доход, а по вертикали - процент работников с данным доходом.

Рисунок 14 - Распределение доходов в государственной и негосударственной сферах

Для бюджетных работников существует 2 основных формы оплаты труда:

повременная (простая повременная; повременно-премиальная);

сдельная (прямая сдельная; сдельно-премиальная).

Отдельные правила оплаты труда некоторых категорий работников бюджетной сферы. Например, государственные служащие в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы РФ" получают должностной оклад, надбавки за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет и премии по результатам работы. По особым правилам оплачиваются также судьи и прокуроры.

На данный момент существует ряд проблем в оплате труда работников бюджетной сферы в отдельных регионах [12, с.190].

Наблюдается нехватка учителей в школах, врачей в государственных поликлиниках, научных сотрудников. Персонал этих учреждений вынужден работать на нескольких ставках, также после достижения пенсионного возраста.

Мероприятия, направленные на улучшение организации оплаты труда работников бюджетной сферы:

Постановление Правительства РФ от 22.09.07 № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»;

принятие Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

В рекомендациях признано необходимым формировать системы оплаты труда работников бюджетных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровне на основе единых принципов:

верховенства Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории РФ;

обеспечения зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения максимальным размером;

самостоятельного установления систем оплаты труда органами государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;

обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы работников учреждений бюджетной сферы.

) Антиинфляционная политика

Значительное влияние на уровень жизни населения оказывает инфляция.

Инфляция - сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера, присущее всем странам мира. Инфляция также для России остается серьезной проблемой. Невозможно достичь процветания страны без снижения инфляции, так как инфляция подавляет развитие финансовых рынков, банковской системы. Серьезные результаты в борьбе с инфляцией достигнуты за годы реформ.

Можно сказать, что уровень инфляции в стране является наиболее эффективным индикаторов финансового состояния экономики и социального уровня жизни населения.

В настоящее время одним из самых важных направлений в реализации финансовой политики Российской Федерации является нахождение путей и средств для борьбы с инфляционными процессами.

Результаты и эффективность регулирования инфляции зависят не только от того, какие специфические мероприятия проводятся государством, но и от того, насколько совершенные используемые инструменты регулирования.

Система мер, направленных на снижение уровня инфляции (далее - антиинфляционная политика) включает в себя следующие элементы: антиинфляционная политика, стратегия и государственное управление.

Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств, относительно собственных, и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.

Антиинфляционные меры. Другим вариантом государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.

Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов, наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация условий деятельности фирм на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты [14, с.310].

) Регулирование занятости населения.

Занятость напрямую связана с уровнем доходов. Регулирование занятости - это поддержание соотношения между спросом и предложением на рабочую силу. Не должно быть чрезмерного роста заработной платы, что приведет к сокращению рабочих мест. Нежелательно резкое снижение занятости, что приведет к безработице, снижению налоговых поступлений, росту расхода на пособия.

программы стимулирования занятости , повышения числа рабочих мест;

социальные выплаты;

содействие поиску работы;

программы подготовки кадров.

Государство, осуществляя политику в области занятости, не может прямо воздействовать на найм рабочей силы, так как в рыночных условиях далеко не все предприятия находятся в собственности государства. Таким образом, экономические и, отчасти, административно-правовые методы являются основным связующим звеном в проведении государственной политики занятости, главная роль в которой отведена предприятиям.

Органы управления человеческими ресурсами в регионах основное внимание уделяют вопросам занятости, социальной политике, регулированию взаимоотношений работодателей и работополучателей на уровне региона.

Для проведения единой государственной политики занятости, оказания бесплатных услуг в трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке, социальной защиты временно незанятых граждан в России действует служба занятости, которая координирует решение вопросов занятости.

На основе результатов анализа разрабатывается программа улучшения занятости и преодоления скрытой безработицы. Программа включает две группы мероприятий. К первой относятся действия, направленные на увеличение платежеспособного спроса на рабочую силу: сохранение и создание рабочих мест для инвалидов и других лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала. Ко второй группе относятся меры, направленные на ограничение предложения рабочей силы и ее качественную адаптацию к изменившимся условиям: обучение и переобучение работников, развитие самозанятости и регулирование продолжительности рабочего времени, т.е. применения гибких форм занятости [14, с.238].

) Налоговая политика.

Налоговая политика - это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Налоги влияют на располагаемый доход населения. Регулирующая функция налогов состоит в следующем:

определение величины налоговых ставок и их дифференциации;

установление налоговых льгот;

определение системы налогообложения.

Существуют такие виды налогов как: налог на имущество, на прибыль, на наследство.

Важнейшая задача - определение оптимальной величины налога. Здесь необходимы такие методы как оценка ресурсов и расходов государства, учет поступлений в бюджет [12, с.125].

Правительства многих стран давно пришли к выводу, что одним из самых простых и удобных способов смягчения неравенства в доходах является установление для самых богатых граждан более высоких ставок изъятия доходов в пользу государства. Такой механизм сокращения различий в доходах получил название прогрессивного налогообложения личных доходов. Прогрессивное налогообложение построено так, чтобы не нарушать равноправия граждан. Его суть состоит в том, что более богатые граждане отдают в казну государства большую долю своих доходов, чем бедные. Прогрессивное налогообложение облегчает государству сбор средств для помощи беднейшим слоям общества.

Следовательно, цель прогрессивного налогообложения доходов может быть сформулирована как сокращение масштабов превышения доходов наиболее состоятельных граждан над средним уровнем дохода граждан страны в данный период времени.

Чтобы такая система налогообложения могла работать, необходимо знать общую сумму всех доходов гражданина за год. Ведь если человек имел 2-3 источника доходов, то в каждом из мест его доходы могли и не превысить нижнего порога налогообложения. А вот общая сумма могла оказаться существенно выше.

Решение этой задачи на практике осуществляется с помощью составления налоговых деклараций, учитывающих все заработки налогоплательщика за год и определяющих сумму, которую он должен государству доплатить.

Закон строго наказывает тех граждан, которые не представили налоговую декларацию, если обязаны были это сделать. Такая обязанность возникает для всех граждан, чьи суммарные доходы за год превысили диапазон, в котором действует минимальная ставка налогообложения. Наказывается и неверное указание в декларации истинной величины своих доходов.

Во многих странах мира наказание за сокрытие доходов от налогообложения часто бывает более строгим, чем за нарушение уголовного кодекса. Кроме прогрессивного обложения доходов богатейших граждан, смягчению экономического неравенства способствуют также налоги на имущество и наследство. Наконец, еще один важнейший способ смягчения экономического неравенства - это передача части доходов, изъятых у богатейших граждан, беднейшим группам населения через программы социальной помощи [17].

доход неравенство показатель распределение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассмотрена актуальность справедливого распределения доходов в обществе. Приведено понятие дохода, их классификация , динамика соотношения видов дохода населения по годам. По данным Федеральной службы государственной статистики приведен график изменения по годам реального дохода "среднего класса", а также для наглядности изменение дохода "бедных", "среднего класса" и "богатых".

Рассмотрены способы распределения доходов, представлена диаграмма распределения доходов по итогам 2012 г., динамика распределения доходов 2009-2013 гг. в виде таблицы. Перечислены основные причины неравенства доходов. Изучены графическая интерпретация и важнейшие показатели неравенства: кривая Лоренца, коэффициент Джини , децильный коэффициент, его динамика в России с 1990 по 2010 гг., сравнительная диаграмма для ряда стран.

Затем рассмотрены методы регулирования неравенства доходов, применяемые государством.

Современный этап радикальных экономических реформ сопровождается координальными преобразованиями социальной структуры российского общества. Темпы социально-экономических преобразований резко отличаются в регионах Российской Федерации. На фоне всеобъемлющего Российского кризиса в обществе произошло глубокое падение уровня жизни основной массы населения россиян.

В системе макропараметров “доходы населения” является одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей . Основа закона - тенденции непрерывного роста народного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть настоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы населения является основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для дальнейшего же роста жизненного уровня людей.

Необходим мониторинг социально-трудовой сферы, представляющий собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждение негативных тенденций, ведущих формированию и развитию различных очагов социальной напряженности, а так же для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере. Одним из основных направлений мониторинга социально-трудовой сферы является мониторинг доходов и уровня жизни населения. Он призван стать важным инструментом разработки государственной социальной политики.

Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации и на сколько она полно показывает проблемы в современном российском обществе.

Размеры средней заработной платы в России со времен распада СССР в 1991 году сильно менялись. В девяностые годы гиперинфляция, безработица и экономический упадок поставили население на грань нищеты. К 2000 году ситуация начала выправляться в лучшую сторону, а непосредственно с 2000 года начался стремительный рост зарплат. Выросли зарплаты врачей и учителей. Этот контингент работников далеко не на самом последнем месте по уровню дохода. Также повысились зарплаты в силовых ведомствах.

В последние годы рост доходов населения опережает рост цен. Реальные располагаемые доходы россиян в среднем существенно выросли и уже примерно соответствуют доходам жителей европейских стран. Тем не менее, в России по-прежнему наблюдается ощутимое расслоение доходов по отраслям и регионам страны. Появились отрасли с высокими и низкими зарплатами, а также благополучные и неблагополучные регионы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литература

1.   Булатов А.С. Экономика: учебник. - М.: Юрист, 2010. - 896 с.

2.      Бутук А.И. Экономическая теория: учебное пособие.- М.: Викар,2011.-644 с.

.        Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2010.-714 с.

.        Жулина Е.Г., Иванова Н.А.. Экономика и социология труда: Учебное пособие. - М.: Ай Пи Эр Медиа, 2009. - 130 с.

.        Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник.- М.: ВЛАДОС , 2011. - 640 с.

.        Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория: учебное пособие.- М.: КноРус , 2012. - 384 с.

.        Козак Ю.Г. Основы экономической теории : учебное пособие.- М.: Центр учебной литературы, 2012. - 264 с.

.        Лобачева Е.Н. Экономическая теория: учебник.- М.: КноРус, 2012.-516 с.

.        Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: учебник. Спб.: ИНФРА-М, 2009. - 972 с.

.        Приходько А.В. Макроэкономика: учебник.- М.: Аллель, 2010. - 64 с.

.        Райзберг Б.А., Лазовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь: учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

.        Савченко П.В. , Кокин Ю.П. Политика доходов и заработной платы: учебник.- М.: Юрист, 2011 . - 456 с.

.        Тимофеев Л.М. Экономические и социальные проблемы России. Теневая экономика // Экономические и социальные аспекты - М.: ИНФРА-М, 2010 - 200 с.

.        Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы: учебник. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. - 360 с.

Ресурсы Интернет

.     Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ #"824164.files/image015.jpg">

Похожие работы на - Теоретические основы неравенства распределения доходов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!