Исследование роли государственного регулирования экономики в учении Дж.М. Кейнса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,97 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование роли государственного регулирования экономики в учении Дж.М. Кейнса















КУРСОВАЯ РАБОТА

Исследование роли государственного регулирования экономики в учении Дж.М. Кейнса

Введение

Своеобразное осмысление выдающимся ученым-экономистом XX в. Дж.М. Кейнсом (1883-1946) последствий самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг., охватившего многие страны мира, отразилось в неординарных положениях его книги «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Это произведение принесло ему известность и мировое признание, поскольку послужило теоретико-методологической базой разработки правительственных программ стабилизации экономики в ряде государств Европы и США.

Теоретические взгляды Кейнса складывались в переломный для Англии период. На протяжении первой трети XX в. становилось все более очевидным, что классический капитализм XIX в., основанный на индивидуальной частной собственности и стихийном рыночном регулировании, ушел в прошлое. Концентрация и централизация капитала породили крупные корпорации, гигантские тресты и картели, способные монополизировать производство и отраслевые рынки.

Альтернативный подход, который сегодня называется кейнсианской экономикой, не был последовательно высказан вплоть до появления работы Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Основное отличие между классическим и кейнсианским подходами можно найти в их разных взглядах на поведение совокупного предложения. Кейнсианцы считают, что цены и заработная плата устанавливаются постепенно, поэтому уравновешивающим силам, возможно, необходимы многие годы или даже десятилетия, чтобы в экономике появилось равновесие. Согласно классическому подходу цены и заработная плата гибкие, поэтому экономика двигается к своему долгосрочному равновесию очень быстро.

Перед тем как Кейнс написал в 1936 году «Общую теорию занятости, процента и денег», экономисты-теоретики в целом придерживались классического подхода к экономике. Ранние экономисты были вытеснены промышленной революцией с её разделением труда, накоплением капитала и ростом международной торговли. Они знали о деловых циклах, но рассматривали их как временные самостоятельно возникающие отклонения.

До наступления Великой американской депрессии ученые всячески подчеркивали способность экономической системы приспосабливаться к изменению условий и всячески амортизировать всякого рода потрясения. Разумеется, они признавали, что время от времени деловые циклы прерывают периоды процветания. Однако практически единодушно считалось, что эти эпизоды носят временный характер, причем восстановление экономики наступает автоматически. Крах рынка ценных бумаг 1929 года и последовавшая за ним Великая депрессия привели экономику в столь плачевное состояние, что, казалось, надежд на восстановление просто нет. Резко упали цены, а за ними и зарплата. Реальный объем производства сокращался. Росла безработица. Вскоре почти четверть трудоспособного населения США оказалась за бортом жизни. И все это продолжалось не месяцы, а целые годы. Экономика достигла низшей точки своего падения лишь к 1933 году. Вернутся же к уровню 1929 года по объему реального выпуска продукции она смогла лишь через 10 лет! Что же произошло?

Наиболее исчерпывающий ответ на этот вопрос был предложен английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом. Кейнс отрицал не только эффективное функционирование, но и само существование стабилизирующих механизмов, обеспечивающих плавное развитие экономики. Он настаивал на серьезном расширении роли правительства в процессе стабилизации экономики и предотвращении в будущем потрясений, подобных кризису 30-х годов. Не все положения работы Кейнса выдержали проверку временем; однако в целом его подходы к данной проблеме сохранили свое значение вплоть до настоящего времени.

Целью моей курсовой работы является раскрытие роли государственного регулирования экономики в учении Дж.М. Кейнса.

Задачами курсовой работы являются:

. Раскрыть понятие кейнсианство и рассмотреть причины его возникновения;

. Ознакомиться с особенностями экономического учения Дж.М. Кейнса;

. Рассмотреть современное развитие неокейнсианства;

. Изучить рыночные методы регулирования в различных сферах экономики;

. Охарактеризовать методы управления рынка труда;

. Сделать сравнительный анализ государственного регулирования деятельности.


1. Теоретические аспекты экономического учения Дж.М. Кейнса

.1 Кейнсианство и причины его возникновения

кейнсианство экономика государственный

Мировой экономический кризис с 1929 по 1933 г. обрушился с большой силой как на развитые, так и неразвитые в промышленном отношении страны. Поэтому именно в эти года закончился период «скрытого» развития экономики, то было время конца целого ряда старых и открытия новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизованной системы. Иными словами, 1930 г. положил предел тому типу роста, который был характерен для XIX в. и тщательно пытался сочетать старые, традиционные приемы использования пространства и материи с инновационными механизмами.

Если «сила» неоклассической теории конца XIX начала XX в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ, то в условиях нетипичного кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим и иной - макроэкономический анализ, к которому в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Джон Мейнрад Кейнс (1883-1946 гг.)

Существенная потребность в новой рыночной теории была представлена выходом в свет работа Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» в 1936 г. В этой работе он утверждал, что рыночный механизм сам по себе не может обеспечить полное использование ресурсов общества. Для нормального функционирования экономики необходимо вмешательство государства, проведение активной бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. После этого большинство молодых экономистов-рыночников стали последователями теории Кейнса.

Как следствие в экономической науке, по словам М. Блауга, «в 30-х годах маятник качнулся в обратном направлении: озабоченность проблемой совокупного эффективного спроса заставила многих экономистов согласиться с Кейсом в том, что «полное доминирование рикардинского подхода на протяжении 100 лет было катастрофой для прогресса экономической науки»

Итак, мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение новых проблем научных исследователей, которые не утрачивают своей актуальности и в наши дни, либо основное их содержание - это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех пор берет свое начало нацеленное на решение этих проблем, теоретическое направление. Оно опирается на учение Дж.М. Кейнса, и его последователей и называется кейнсианским (кейнсианство).

В основе кейнсианской макроэкономической теории лежит идея государственного регулирования совокупного спроса. Путем стимулирования государственных и частных инвестиций, расширения системы государственных заказов, увеличения расходов на социальные нужды предполагалось воздействовать на динамику реального производства.

По Кейнсу, между инвестициями (сбережениями) и национальным доходом существует прямая зависимость, обусловленная желаниями людей потреблять, сберегать и инвестировать. Эта зависимость отражена в модели мультипликатора.

Мультипликатор Кейнса - коэффициент, показывающий во сколько раз возрастет национальный доход при данной предельной склонности к потреблению. Он представляет собой величину, обратную разнице между единицей и предельной склонностью к потреблению (МРС)

Мультипликатор Кейнса раскрывает зависимость между приростом независимых (автономных) инвестиций и приростом национального дохода (далее - доход). прирост доходя прямо пропорционально зависит от величины мультипликатора и прироста автономных инвестиций, т.е.

∆У = К камня ∆I,

где ∆У - прирост дохода, К - мультипликатор, ∆I - прирост автономных инвестиций.

Исходя из этой формулы мультипликатор определяется как отношение прироста дохода к приросту инвестиций.

Каков же механизм действия мультипликатора? Впервые ответ на этот вопрос дал Дж.М. Кейнс, родоначальник теории мультипликатора. Суть его рассуждений такова: первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, скажем, правительственными расходами на общественные работы, неизбежно приводит к первичному, вторичному, третичному и т.д. росту занятости, потребления и дохода в связи с необходимостью удовлетворения потребностей в товарах и услугах первой необходимости. Новые инвестиции, подобно кругам от брошенного в воду камня, вызывают цепную реакцию в экономике. Если предельная склонность к потреблению (МРС) равна 2/3, то доход возрастет в 3 раза. Величина 3 и есть в этом случае мультипликатором.

Современная теория мультипликатора рассматривает явление мультипликации не только относительно изменений государственных расходов, но и относительно других факторов. В связи с этим известны налоговый, денежный, сбалансированного бюджета, внешнеторговый и другие мультипликаторы.

Одним из средств расширения платежеспособного спроса и поддержания занятости Кейнс в отличие от своих предшественников считал политику повышения номинальной заработной платы. Основой кейнсианской модели экономического развития служила система государственных финансов: увеличение государственных расходов, прогрессивный рост налогообложения, бюджетные дефициты.

Взгляды кейнсианцев пользовались большой популярностью до конца 50-х годов, а позже, особенно когда изменились условия функционирования послевоенной экономики, стали подвергаться все большей критике.

Кризис кейнсианской концепции государственного регулирования обусловлен многочисленными факторами, среди которых, на первом месте стоят технологические и социальные сдвиги, порожденные научно-технической революцией, а также всесторонняя интернационализация производства и капитала. Первый фактор обусловил гигантское расширение номенклатуры изделий при чрезвычайной ее изменчивости, привел к невиданной ранее подвижности производственных и финансовых пропорций, увеличил удельный вес мелких и мельчайших предприятий. В этих условиях роль стимулов и рычагов спонтанного рыночного регулирования существенно усилилась, тогда как значение государственного регулирования относительно уменьшилось. В этом же направлении действовала и интернационализация хозяйства ведущих капиталистических стран, понижавшая действенность национальных средств воздействия на экономику. Однако даже самые сильные их противники открыто признают, что современную экономическую науку нельзя даже представить себе без того, что было привнесено в нее творчеством Джона Мейнарда Кейнса.

Кейнсианцы показали, что экономический рост зависит от структуры общественного продукта, что равновесие может быть достигнуто и при неполной занятости и что полезно исследовать типичные явления, складывающиеся из массовых устремлений и действий участников экономических процессов.

Особенно сложными проблемами Д. Кейнс считал подверженность рыночного хозяйства экономическим кризисам и безработицу. Поэтому одной их важных его заслуг является разработка основ антикризисной политики государства.

Кейнсианская экономическая школа возникла в период Великой Депрессии, когда неожиданно для экономистов обнаружилось, что саморегулирование рынков в масштабах всей экономики невозможно. В сложившейся ситуации государства стали активно вмешиваться в экономику, хотя и не имели теоретической основы для предпринимаемых ими действий.

Поэтому перед экономической теорией стояло несколько вызовов:

. Объяснить причины того, что в глобальном масштабе экономика неспособна к саморегулированию;

. Объяснить механизмы экономических спадов и подъемов;

. Проанализировать возможные варианты вмешательства государства в экономику;

. И дать правительству практические советы в области регулирования экономики.

Но чтобы решить эти задачи, потребовалось создать новый метод экономического анализа, носящий в настоящее время наименование макроэкономического метода. Другими словами пришлось создать макроэкономику. При этом кейнсианцам пришлось отказаться от части достижений неоклассической школы и вспомнить подход классиков. Т.е. кейнсианская школа стала рассматривать не отдельные рынки, а их совокупности, а также стала сильно упрощать устройство экономики, но за счет этих упрощений кейнсианская школа смогла анализировать взаимодействия между совокупностями рынков. При этом базовый исследовательский аппарат, наработанный неоклассической школой, не был отброшен, и кейнсианцы мыслили практически теми же категориями, что и неоклассики. За счет этого кейнсианская школа быстро добилась признания, и столь же быстро начался синтез идей неоклассики и кейнсианства.

Кейнсианской экономической школе удалось найти решения для всех стоявших перед ней задач. Она смогла объяснить спады и подъемы в экономике, так же она смогла дать рецепты по государственному регулированию, но это привело в конечном итоге к излишнему вмешательству государства в экономику, к росту инфляции и замедлению экономического роста.

Как уже отмечалось выше, основными идеями для кейнсианства стали негибкость рынков и необходимость вмешательства государства в экономику.

Но для этой школы характерно было утверждение о положительной взаимосвязи количества денег в экономике и ее масштаба (т.е. речь идет об отказе от принципа нейтральности денег, который господствовал в экономике на протяжении двух веков), а также утверждение о влиянии ожиданий экономических субъектов на их поведение.

Так же еще стоит отметить, что именно кейнсианцы заметили важность для экономики потребления товаров с производственной целью и ввели в рассмотрение категорию инвестиции. В истории было лишь несколько случаев, когда к такой трудной для понимания науке, как теоретическая экономия, был проявлен интерес широких кругов общественности. До настоящего времени двумя характерными примерами того, как сложные понятия органически входят в распространенную идеологию, были невидимая рука провидения Адама Смита и теория прибавочной стоимости Карла Маркса. В таких случаях экономическая теория зачастую использовалась в интересах тщательного теоретического обоснования для считавшихся желательными социальных мероприятий. Это особенно характерно для критических моментов в жизни общества, когда раздаются настойчивые требования к действию. Теоретик, способный дать ответы на животрепещущие вопросы, часто провозглашается героем. Такова была счастливая доля Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), чье влияние на общественное мнение оказалось самым сильным после Смита, Рикардо и Маркса. Сторонники «Нового курса» ухватились за теорию Кейнса в целях оправдания своих действий.

Сам Кейнс обладал весьма счастливой способностью видеть направление исторического развития и не прочь был намекнуть, что история по существу развивается по Кейнсу. В 1935 г. он писал Джорджу Бернарду Шоу: «Я полагаю, что книга по экономической теории, которую я пишу, в значительной степени революционизирует… отношение в мире к экономическим проблемам…» И он, конечно, был прав.

В истории экономической науки имя Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) стоит в ряду ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие современного им общества. Кейнс стал знаменит и почитаем еще при жизни, а споры по поводу его взглядов не утихают и сегодня. Экономическая теория Кейнса родилась как прямой ответ на наиболее мучительные вопросы рыночной экономики ХХ века. «Потомственный» ученый-экономист, его отец был профессором экономики - он, тем не менее никогда не ограничивал своих интересов «чистой» наукой. Его всегда тянуло к практической деятельности, которой он занимался всю свою жизнь с немалым успехом. Управляя финансами Королевского колледжа в Кембридже, он сумел так ими распорядиться, что обеспечил колледжу весьма значительный доход. Кейнс успешно вел и свои личные финансовые дела. Операции с иностранной валютой сделали его достаточно богатым человеком. Это состояние позволило ему заниматься поддержкой классического балета. Немалую роль в этом сыграла его жена - известная русская балерина Лопухов. Довелось Кейнсу возглавлять и частные фирмы: страховую, а потом и инвестиционную компанию.

Признанием его деловой и научной репутации стало назначение одним из директоров Английского банка - национального банка страны, а затем присвоение ему королевой титула лорда - пэра Англии. Эта награда была и признанием его огромных заслуг перед Великобританией, которой он верно служил до самой смерти, вызванной чудовищной перегрузкой из-за многочисленных правительственных, международных и научных обязанностей, которые он исполнял на пределе своих сил.

Эти постулаты были поставлены под сомнение Кейнсом. Он считал основой исследование зависимостей и пропорций между совокупными народнохозяйственными величинами: национальным доходом, сбережениями, инвестициями, совокупным спросом - и главную задачу видел в достижении общенациональных экономических пропорций.

Перед тем как Кейнс написал в 1936 году «Общую теорию», экономисты-теоретики в целом придерживались классического подхода к экономике. Их анализ вращался вокруг «закона рынка» Сэя. Этот закон, сформулированный в 1803 году французским экономистом Сэем, утверждает, что перепроизводство не возможно по своей природе. Суть позиции Сея состоит в том, что предложение автоматически порождает соответствующий спрос. По предположению Сэя целью производства является потребление. Производитель продает свой товар, чтобы купить другой, то есть каждый продавец обязательно становится покупателем. Если предприятия могут производить больше продукции, то потребители будут больше ее покупать. Иными словами, любое увеличение продукции автоматически порождает эквивалентное увеличение расходов и доходов, причем в размерах, способных поддержать экономику в состоянии полной занятости. Кейнс указал, что классическая доктрина предполагает экономику с полным использованием факторов производства, тогда как в реальности (во время депрессии 30-х годов) наблюдалась не ограниченность, а переизбыток ресурсов (массовая безработица, недогруженные производственные мощности, праздно лежащий капитал).

Поэтому Кейнс поставил в центр своих исследований факторы спроса, получившие в его теории название «эффективного спроса» (сумма потребительских расходов и инвестиций).

Общий экономический анализ Кейнса явился следствием впервые тогда произведённого, ставшего теперь уже привычным, деление науки на микроэкономику и макроэкономику. Многие ошибки экономистов докейнсианской эпохи проистекали из попыток дать микроэкономические ответы на макроэкономические вопросы.

Кейнс показал, что экономика страны в целом не может быть адекватно описана в терминах простых рыночных отношений. Кейнсу принадлежит открытие того, что факторы, управляющие «большой» экономикой, не являются просто увеличенной версией факторов, управляющих поведением её «малых» частей. Различие между макросистемами и микросистемами предопределяет разницу в методах анализа. Кейнс считается создателем системы государственного регулирования экономики.

1.2 Особенности экономического учения Дж.М. Кейнса

Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы. Она опирается на эмпирические данные, демонстрирующие, что экономика развивается не так гладко, как полагают классики, а заработная плата, цены и процентная ставка не настолько гибки, как хотелось бы.

В чем же особенности теории Кейнса?

Во-первых, наряду с несомненными различиями между взглядами сегодняшних сторонников кейнсианской теории и позицией, выдвинутой ее автором в 30-х годах, сохраняются общие подходы, составляющие ядро кейнсианской теории. Эти подходы выражают суть концепции Кейнса.

Теория Кейнса - это, прежде всего, теория эффективного спроса. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг.

Кейнсианская теория, как было упомянуто выше, это теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне. Рыночная экономика сама себя (без участия государства) «вылечить» не может.

Во-вторых теория Кейнса остается значимой и популярной потому, что имеет прямой выход на практику. Она представляет не просто дальнейшее развитие теории, пересмотр теоретических положений классиков, а обосновывает практические рекомендации, направленные на регулирование воспроизводственного процесса, снижение уровня безработицы. По Кейнсу, равновесие может быть достигнуто не только при полной, но и при неполной занятости.

Кейнс не только занимался теоретическими разработками, но и, как я уже упоминал ранее, принимал активное участие в работе правительственных органов. Выполнял роль консультанта по вопросам финансов и денежного обращения; редактировал журнал «Economic journal». Авторитет Кейнса, как крупного специалиста и влиятельного экономиста, подкреплял значимость выдвигаемых им рекомендаций.

В-третьих, принципиальное значение имеет кейнсианская методология, которая выходит за рамки какой-либо одной проблемы. Многие считают, что предложенная Кейнсом система анализа означала «революцию» в экономической теории. Великие классики прошлого не различали микро- и макроэкономические аспекты экономики. Однако, поскольку условия процветания отдельной фирмы не тождественны эффективности экономики в целом, то макроэкономический подход не может не отличаться от микроэкономического. Поэтому дальнейшее развитие экономической науки потребовало построения двух разных уровней экономического анализа.

Микроэкономический анализ был создан неоклассической экономикой, а вот создание основ краткосрочного макроэкономического анализа выпало на долю Кейнса. Прежде всего, по его мнению, необходимо решить задачу агрегирования, т.е. представить экономическое поведение в виде функции от небольшого числа основных переменных, количественная характеристика которых требует простых единиц измерения. При макроэкономическом подходе многих ненужных осложнений удастся избежать, если при анализе функционирования экономической системы в целом строго ограничиваться двумя единицами измерения - денежной единицей и единицей труда. Единица труда - это есть один час труда неквалифицированного рабочего.

Кейнс ввел в теоретический обиход экономической науки макроэкономические модели, основанные на взаимосвязи небольшого числа наблюдаемых переменных, а общее равновесие экономики - к равновесию товарного рынка, денежного рынка, рынка облигаций и рынка труда. Причиной возможной нестабильности экономики он считал колебания в уровне дохода, вызванные неожиданными изменениями объема инвестиций. Последние, если они достигают опасной границы, не могут быть скорректированы только силами рыночной саморегуляции и требуют дополнительного (но не заменяющего рынка) вмешательства государства. Тем самым, Кейнс предложил новую технологию экономического анализа, усовершенствовав не только методы, но и язык экономической теории.

Возможно, что самой большой заслугой Кейнса стало создание нового языка экономической теории. Этот язык имеет дело с небольшим числом мало изменяющихся в короткий период времени агрегированных величин, что позволило свести всю экономику к функционированию четырех взаимосвязанных рынков: рынка товаров и услуг, рынка труда, денежного рынка и рынка ценных бумаг. С учетом достижений маржиналистов возник двухэтажный мир микро- и макроэкономической теории, в котором математическое моделирование стало возможным не только на микроуровне, но также и на макроуровне. Первая такая модель появилась уже в 1937 г. - это знаменитая IS/LM-модель Хикса.

Взгляды Кейнса пользовались огромной популярностью до конца 50-х годов, но позже, особенно когда изменились условия функционирования послевоенной экономики, стали подвергаться все большей критике. Однако даже самые ярые его противники открыто признают, что современную экономическую науку нельзя даже представить себе без того, что было привнесено в нее творчеством Джона Мейнарда Кейнса.

Автор «Общей теории» показал, что экономический рост зависит от структуры общественного продукта, что равновесие может быть достигнуто и при неполной занятости и что полезно исследовать типичные явления, складывающиеся из массовых устремлений и действий участников экономических процессов.

Продолжая идеи Викселля, Кейнс считает ключевым роль предположений в экономическом поведении. «Когда ждут повышения цен и хозяйственная жизнь сообразуется с этим, то этого вполне достаточно, чтобы вызвать на некоторое время повышение цен, а когда ожидание оправдывается, повышение еще более усиливается. То же наблюдается и при ожидании падения цен. Относительно слабый предварительный толчок в состоянии вызвать значительное понижение».

Прагматизм Кейнса сказывается, когда при объяснении экономических феноменов он ссылается на психологию публики. Присущие ему категории ожидания (ожидаемая прибыль, рентабельность, ожидаемые изменения цен, издержек, реальной покупательной силы денег и т.д.) несут в себе не только субъективное, но и объективное содержание. Они во многом используются как категории прогнозирования, как результат экстраполяции на будущее непосредственно наблюдаемых экономических процессов. Без такого прогнозирования немыслима какая-либо предпринимательская деятельность вообще, государственное регулирование в особенности.

Цель программы Кейнса - стимулировать совокупный спрос и для этого нужно было:

1. Увеличивать государственные капиталовложения, они сыграют роль ключа зажигания, запускающего механизм мультипликатора (накопления положительного эффекта). Депрессия тем и отличается, что частному капиталу невыгодно инвестировать (неясны перспективы получения прибыли) и «неблагодарное занятие» должно взять на себя государство.

. Государство должно обеспечить такое количество денег в обращении, которое позволило бы снизить процентную ставку (так называемая «политика дешевых денег») Кейнс утверждает допустимость инфляции и считает ее меньшим злом, чем безработицу. Допустимый, нормальный уровень инфляции - 3-4% в год.

. Политика перераспределения доходов в пользу групп с наибольшей склонностью к потреблению и инвестированию. К таким группам относятся и лица наемного труда, и предприниматели, осуществляющие широкие капиталовложения.

. Кейнс считал необходимым пересмотреть отношение к внешнеэкономической политике. Не отрицая позитивные стороны фритредерства, Кейнс утверждал, что если страна с большой безработицей закрывает границы для иностранных более дешевых товаров с целью дать занятость своим рабочим, даже если национальная промышленность недостаточно эффективна, то действия правительства этой страны можно считать оправданными.

В настоящее время кейнсианство, как теоретическая система и как концепция экономической политики, утратило былые позиции и по многим вопросам находится в оппозиции к господствующей в современных условиях консервативной ортодоксии. Но, несмотря на это, оно живет, модернизируется, развивается. Кейнсианская школа создала систему категорий и взаимосвязей, без которых сегодня едва ли можно представить экономическую теорию и экономическую политику Запада.

.3 Современное развитие неокейнсианства

Неокейнсианство сложилось в 1-й половине 50-х гг. под влиянием углубления общего кризиса капитализма и связанного с ним процесса перехода от монополистическому к государственно-монополистическому капитализму, научно-технической революции, экономическому соревнования двух мировых систем и краха колониальной системы империализма. В новых исторических условиях, когда проблема темпов экономического роста стала рассматриваться как вопрос жизни и смерти капитализма, неокейнсианство уже не могло наподобие теории Дж.М. Кейнса ограничиться рассмотрением преимущественно так называемых проблем антикризисной экономической политики. Поэтому неокейнсианство акцентирует внимание на количественных зависимостях расширенного капиталистического воспроизводства или, на проблемах экономической динамики и экономического роста, выступая в качестве важнейшей теоретической основы экономической политики государственно-монополистического капитализма.

Как и кейнсианство, неокейнсианство исследовало функциональные, количественные зависимости народнохозяйственных величин в процессе капиталистического воспроизводства. Однако в новых исторических условиях, когда проблема темпов экономического развития стала рассматриваться как вопрос жизни и смерти капитализма, неокейнсианство уже не могло ограничиться рассмотрением преимущественно проблем «статического состояния экономики». Оно вынуждено было отказаться от тезиса о стагнации капиталистической экономики. Неокейнсианцы выступили с критикой тех положений теории Дж.М. Кейнса, которые придавали ей характер «статической» теории, т.е. ориентировали ее на рассмотрение количественных зависимостей линии простого воспроизводства. Последователи Дж.М. Кейнса, опираясь на основные понятия и методологию его теории, в центр внимания поставили проблемы государственно-монополистического регулирования расширенного капиталистического воспроизводства.

Неокейнсианство, выступая в качестве важнейшей теоретической основы экономической политики государственно-монополистического капитализма, исходило из главной посылки кейнсианства об утрате стихийного механизма автоматического восстановления равновесия и необходимости государственного регулирования капиталистической экономики.

Особенность неокейнсианства состояла в том, что оно, отражая более зрелую ступень развития государственно монополистического капитализма, отстаивало необходимость систематического, и притом в известной мере прямого, а не спорадического и косвенного как в теории Дж.М. Кейнса, воздействия буржуазного государства на капиталистическую экономику.

Этой главной задаче и было подчинено дальнейшее развитие кейнсианства и в послевоенный период: разработка кейнсианской теории под углом зрения «экономической динамики», пристальное внимание к вопросам сбережения и реального накопления капитала, разработка теории кумулятивного процесса, основанной на соединении концепций мультипликатора и акселератора и призванной дать такое объяснение количественных взаимосвязей роста инвестиций и национального дохода, которое в известной мере приоткрыло бы конкретно-экономический аспект факторов, порождавших относительно высокие темпы расширенного капиталистического воспроизводства (в отдельные годы послевоенного периода), однако вуалировало бы его социально-экономические аспекты, расширенное воспроизводство капиталистических противоречий в ходе капиталистического накопления.

Методология неокейнсианства характеризуется макроэкономическим, народнохозяйственным подходом к рассмотрению проблем воспроизводства, использованием так называемых агрегативных категорий типа: совокупный спрос, совокупно предложение, совокупные инвестиции, совокупные сбережения, национальный доход, общественный продукт, и т.п., позволяющих, с одной стороны, уловить некоторые наиболее общие количественные зависимости процесса капиталистического воспроизводства, точнее, некоторые всеобщие воспроизводственные формы и зависимости, а с другой - затушевать их классовую сущность и антагонистический характер. Как и кейнсианство, неокейнсианство акцентировало внимание преимущественно на конкретно-экономических функциональных зависимостях простого процесса труда в его народнохозяйственном аспекте, абстрагируясь, как правило, от капиталистических производственных отношений или трактуя их в вульгарно-апологетическом плане.

В условиях научно-технической революции неокейнсианство вынуждено было отказаться от характерной для прежнего кейнсианства абстракции от изменения производительных сил буржуазного общества и ввести в свой анализ показатели изменений в экономике, происходящих в результате технического прогресса. Например, Р. Харрод разработал понятие «коэффициента капитала», которое трактуется им как отношение всей величины используемого капитала к национальному доходу за определенный период времени, т.е. как своеобразный показатель «капиталоемкости» единицы национального дохода. Вместе с тем неокейнсианство выдвинуло вопрос о типах технического прогресса, выделяя, с одной стороны, технический прогресс, который ведет к экономии живого труда, а с другой - технический прогресс, обеспечивающий экономию общественного труда в средствах производства (по терминологии неокейнсианства - капитала). «Нейтральным» именуется такой вид развития техники, при котором уравновешиваются эти тенденции, т.е. применяется органическое строение капитала. Анализ показывает, что это не типично для современного капитализма. При всем противоречивом характере факторов, воздействующих на динамику органического строения капитала, его основная тенденция в условиях современной научно-технической революции - это тенденция к росту.

Дополняя теорию воспроизводства Дж.М. Кейнса, в частности его концепцию «мультипликатора дохода» (в соответствии с которой национальный доход изменяется в зависимости от изменения объема совокупных капиталовложений всего общества), неокейнсианцы выдвинули теорию акселератора, которая рассматривает обратную зависимость совокупного объема капиталовложений от изменений величины национального дохода.

В отличие от теории мультипликатора, где рассматриваются автономные (внешние) инвестиции, принцип акселерации имеет дело со стимулированными инвестициями. Под стимулированными инвестициями понимаются инвестиции, которые зависят от дохода, т.е. являются результатом возрастания конечного спроса или объема продаж. Автономные инвестиции дают первоначальный толчок процессу расширения экономики. Они вызывают эффект мультипликации, а стимулированные инвестиции, являясь результатом возросшего дохода, приводят к дальнейшему росту дохода. Нетрудно догадаться, что в принципе акселерации инвестиции выступают как внутренние или как их еще называют эндогенные.

Если модель мультипликатора исходит из ресурсов в депрессивной экономике, то модель акселератора предполагает наращивание новых капитальных ресурсов, например, строительство новых предприятий, производство нового оборудования. Эта модель является основной частью моделей экономического роста. Мультипликатор и акселератор обусловливают друг друга.

На основе соединения теорий мультипликатора и акселератора теоретики неокейнсианства создали концепцию «кумулятивного процесса», трактуя механизм расширенного капиталистического воспроизводства не как социально-экономический, а как технико-экономический процесс.

Особенностями методологии неокейнсианцев является следующее:

·теория неокейнсианства рассчитана на модель расширенного воспроизводства, в которой они не абстрагируются от изменений, происходящих в производительных силах. Они включают в «переменные величины» технику, численность рабочей силы, выработку продукции на душу населения, в зависимости от которых пытаются определить изменение размера накопления капитала;

·в теории разработаны специфические формулы экономической динамики, модели экономического роста, построенные на основе количественных взаимосвязей процесса воспроизводства, которые являются уравнениями накопления капитала. Исходя из этого, неокейнсианцы ставят задачу определить тип экономического роста, темп роста, необходимый для использования все возрастающего объема производственных мощностей, обеспечения полной занятости рабочей силы в длительной перспективе, выработать рекомендации для обеспечения стабильного роста;

·в теории метод перманентного регулирования частных и государственных инвестиций заменен на метод маневрирования государственных расходов в зависимости от экономической конъюнктуры. Это позволило неокейнсианцам выступить за систематическое и прямое воздействие государства на экономические процессы, за переход от теории «полной занятости», ориентированной на антициклическое регулирование, к теории экономического роста, целью которой является определение путей обеспечения устойчивых темпов экономического развития.

Так же особенностью неокейнсианства является разработка его представителями специфических формул расширенного капиталистического воспроизводства, моделей экономического роста. Их характерная черта состоит в том, что, как правило, в них не представлено совокупное движение составных частей всего общественного продукта и капитала, рассматриваемых под углом зрения натурально-вещественной и стоимостной структуры. Обычно модели экономического роста неокейнсианства улавливают лишь отдельные количественные взаимосвязи процесса воспроизводства, преимущественно в его конкретно-экономическом, а не социально-экономическом аспекте. Являясь важным средством теоретического обоснования экономической политики государственно-монополистического капитализма, неокейнсианство оказалось не в состоянии избавить капитализм от внутренне присущих ему противоречий и антагонизмов и даже в сколько-нибудь существенной мере ослабить их.

Современные оценки идей неокейнсианства

Из числа неординарных, но во многом обоснованных выводов о современном кейнсианстве примечателен вывод К. Ховарда и Г. Журавлевой, которые пишут так: «Реализация общей теории Дж. Кейнса на практике привела страны Запада к социалистической ориентации. К сожалению, каждая страна сделала это за счет увеличения своего общегосударственного бюджетного дефицита. Дефициты западных стран сейчас огромны. Другой бедой этой политики стала нескончаемая инфляция. Центральная банковская система вынуждена была постоянно увеличивать денежную массу, чтобы удовлетворять ведущие к дефициту потребности правительства, и в результате это вело к инфляции». Впрочем, по Блаугу, эти проблемы являются естественным последствием из того, что «целью кейнсианской экономической теории было усилить настроение в пользу общественных работ, оставив бремя теоретических обоснований тем, кто пытался бы устранить безработицу путем снижения зарплаты».

Таким образом, роль неокейнсианства состоит в том, что его представители:

·продолжили разработку и развитие кейнсианской теории с точки зрения «экономической динамики» и рассмотрели вопросы «сбережения» и реального накопления капитала;

·разработали теорию кумулятивного процесса, основанного на соединении концепции мультипликатора и акселератора, что позволило объяснить количественную взаимосвязь роста инвестиций и национального дохода, определить факторы, порождающие высокие темпы расширенного воспроизводства;

·создали теорию экономического роста, которая явилась полезным инструментом анализа общих связей между производством, потреблением и накоплением капитала при данных технико-экономических условиях; стимулом для статистико-экономических исследований коэффициентов и пропорций общественного воспроизводства на протяжении длительных периодов времени;

·показали особую роль спроса на инвестиции в обеспечении достижения динамического равновесия;

·обосновали необходимость государственного регулирования процесса накопления капитала в длительном плане в целях достижения устойчивых темпов роста национального дохода; определили, что главным направлением антициклической политики является регулирование соотношения между накоплением и потреблением;

Особенности неокейнсианства в США

В числе американских последователей учения Дж.М. Кейнса чаще всего упоминаются Э. Хансен, С. Харрис, Дж.М. Кларк и др. Они, опираясь на учение Дж.М. Кейнса, считали целесообразным увеличение налогов с доходов населения (до 25% и более), увеличение государственных займов и выпуска денег для покрытия расходов государства (даже если это увеличит инфляцию и дефицит государственного бюджета).

Еще одним «дополнением» в кейнсианство является «замени» метода перманентного регулирования и направления частных и государственных инвестиций на метод маневрирования государственными расходами в зависимости от экономической конъюнктуры. Так, например, в периоды подъема экономики инвестиции ограничиваются, а в периоды замедления или спада - увеличиваются (несмотря на возможный бюджетный дефицит).

Наконец, если Дж.М. Кейнс в своей теории опирался на принцип мультипликатора, который означает, что рост доходов сопровождается снижением роста инвестиций, то в США (по теории Э. Хансена) был выдвинут дополнительный принцип - принцип акселератора, означающий, что рост доходов в конкретных случаях может и увеличивать инвестиции. Смысл дополнения в следующем; некоторые виды оборудования, машин и механизмов имеют сравнительно длительный срок производства, и ожидание этого срока психологически влияет на расширение производства требуемого оборудования или машин в объемах, превышающих реальный спрос, а значит, растет и спрос на инвестиции.

Особенности неокейнсианства во Франции

Экономисты Франции (Ф. Перру и др.) сочли необязательным положение Дж.М. Кейнса о регулировании ссудного процента как средства стимулирования новых инвестиций. Полагая, что именно корпорации с преобладанием доли государственной собственности являются доминирующей и координирующей силой общества, они акцентировали внимание на применении индикативного метода планирования экономики как определяющего средства воздействия на незатухание инвестиционного процесса. При этом индикативное планирование рекомендуется с целью постановки обязательных задач только для государственного сектора общественного хозяйства и долгосрочных достижимых прогнозов для экономики в целом; альтернативное индикативному императивное планирование рассматривается как директивное, социалистическое и потому считается недопустимым.


2. Анализ государственного регулирования экономики в России

.1 Рыночные методы регулирования в различных сферах экономики

На современном этапе развития экономики в самых различных странах рынок остается важнейшим элементом хозяйственного механизма. Рынок призван играть важную роль в обеспечении сбалансированности платежеспособности спроса и предложения на товары массового спроса, на факторы производства (рабочая сила, средства производства, на капитал, на сами деньги (рынок ценных бумаг, валютный рынок и т.п.)

Сам рынок, как сфера, с помощью которой происходит распределение и обмен товарами и услугами, решает одну из важнейших задач реализации законов, регулирующих одну из составляющих производственных отношений, каким является отношение по поводу обмена и распределения материальных благ, созданных в обществе. Поэтому, когда речь идет о регулировании рынка, по существу нашей задачей является определение методов, с помощью которых мы можем эффективно влиять на одну из центральных сфер проявления важнейших экономических связей между производителями и потребителями по поводу обмена результатов деятельности.

Регулирование рынка осуществляется с помощью прямых и косвенных методов воздействия на объем и структуру подлежащих реализации товаров.

Важным средством воздействия на объем и структуру спроса является централизованно проводимая государством политика доходов населения. Государство оказывает прямое воздействие на уровень заработной платы, пенсий, стипендий, других денежных выплат населению. Все это непосредственно влияет на общий объем платежеспособного спроса населения на товары и услуги.

Не меньшую роль играет государство в части формирования объема предлагаемой для реализации товаров через развитые соответствующих предприятий, находящихся в управлении со стороны государства. Здесь государственные органы в рамках реализации комплексных целевых программ может оказывать решающее воздействие на рост предложения соответствующих товаров. К этому следует добавить и такую меру прямого регулирования рынка через рост объема предлагаемых товаров, каким является изменение структуры производства, исходя из потребностей прогрессивной структуры спроса.

К числу косвенных методов регулирования рынка следует отнести меры финансово-кредитного содержания, государственное регулирование цен, налоговой системы, а также таможенной политики, направленной на защиту интересов отечественных производителей и т.д. и т.п.

Регулирование в финансовой сфере экономики

По мнению ряда исследователей в рыночной экономике преобладают экономические, а не административные регуляторы. Финансово-кредитная система представляет богатый арсенал финансовых и денежно-кредитных инструментарий регуляторов государственного регулирования. В связи с этим можно выделить основные финансовые регуляторы, используемые в процессе финансового регулирования:

налоги и неналоговые платежи в бюджет;

финансовые льготы и санкции;

эксплуатационные расходы бюджетных организаций;

общие и целевые субсидии для государственных заказов;

доходы и расходы внебюджетных фондов;

доходы и расходы государственных предприятий.

Методы регулирования в сфере управления персонала

Методы управления персоналом - это способы воздействия на коллективы отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.

Традиционно выделяют три группы методов управления персоналом:

административные;

экономические;

социально-психологические.

Группа административных методов базируется на применение власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности. Административные методы управления реализовываются в форме организационного и нормативного воздействия.

Организационное воздействие направлено на организацию производственного и правленческого процессов и включает в себя:

организационное регламентирование (разработка положений о подразделениях, определяющих их функции, права и обязанности, разработка штатного расписания);

организованное нормирование (разработка различных нормативов, правила внутреннего распорядка)

организационно-методическое инструктирование (должностные инструкции методические указания к выполнению работ, рабочие инструкции и т.д.)

Под экономическими методами понимают элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации.

Роль экономических методов управления персоналом заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата. Здесь важнейшим методом является мотивация трудовой деятельности, заключающая в большинстве случаев в материальном стимулировании работников.

Социально-психологические методы управления персоналом основаны на использовании закономерностей социологии и психологии и заключаются преимущественно в воздействии на интересы личности, группы, коллектива. Для осуществления воздействия на отдельную личность используются психологические методы, для воздействия на группу, коллектив - социологические.

Социологические методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров, связать мотивацию с результатами трудовой деятельности, обеспечить эффективные коммуникации, разрешить производственные конфликты.

Социологические методы также являются научным инструментарием в работе с персоналом и позволяют собрать необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала, а также обоснованно принимать кадровые решения.

Инструментарий социологических методов составляет анкетирование, интервьюирование, социометрический метод, метод наблюдения и т.д.

Методы управления персоналом также можно классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, планирования, организации, координации, стимулирования, контроля, анализа, учета).

По этому признаку выделяются методы:

·обеспечения организации персоналом;

·оценки персонала;

·организации оплаты труда;

·управления карьерой;

·профессионального обучения;

·управления дисциплинарными отношениями;

·обеспечения безопасных условий труда.

2.2 Методы управления рынка труда

Методы и меры государственного регулирования рынка труда можно дифференцировать по различным признакам:

üпо объектам воздействия;

üпо направленности воздействия;

üпо форме воздействия;

üпо характеру воздействия на рынок труда;

üпо содержанию регулирующих мер;

üпо уровню управленческого воздействия;

üпо источникам финансирования;

üпо продолжительности воздействия.

Объектами воздействия являются население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д. В зависимости от особенностей объекта можно выделить меры общего воздействия и специальные меры.

По направленности воздействия выделяют следующие меры: увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу, увеличивающие (уменьшающие) предложение на рабочую силу, влияющие на структуру спроса и структуру предложения, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения.

По форме воздействия на рынок труда можно выделить прямые методы регулирования (государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости, изменение годового ФРВ и т.п.) и косвенные методы регулирования: регулирование демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д.

По характеру воздействия на рынок труда регулирующие меры можно дифференцировать на поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные.

По содержанию регулирующих мер выделяют меры экономического характера (поддержка экономически целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, фрециализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса и т.д.); меры административного характера (снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства, изменение состава экономически активного населения, т. п.); смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование (финансовую, налоговую, таможенную, внешнеторговую, инновационно-инвестиционную, протекционистскую).

По уровню управленческого воздействия методы распределяется на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные.

По источникам финансирования выделяют Федеральный бюджет, бюджеты регионов России, местные бюджеты, внебюджетные средства (как дополнительные).

По продолжительности воздействия методы бывают:

·краткосрочными (до одного года),

·среднесрочными (от одного года до 5 лет)

·долгосрочными (от 5 лет и более).

В литературе встречаются и другие классификации методов регулирования рынка труда, например: классификация, основанная на использовании мотивационного механизма, с помощью которого намечено достижение главной цели, включает организационные (административно-распорядительные методы, правовые методы регулирования); экономические (стимулирование создания рабочих мест посредством налоговых льгот, льготных инвестиционных кредитов и т.п.); социально-психологические (основанные на учете интересов личности, различных социальных групп населения) методы.

Рынок труда является саморегулирующимся, вместе с тем он поддается регуляции механизмом управления занятостью населения при определенном уровне развития производительной силы общества. Регуляторами здесь являются не только макро и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические факторы, не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы - заработной плате. Поэтому развитие рыночных реформ должно быть органически увязано с политикой правительства на рынке труда.

2.3 Сравнительный анализ государственного регулирования деятельности

В теории и на практике государственное регулирование трактуется как степень вмешательства государства в экономическую жизнь. Такое ограничение понятия «государственное регулирование» встречает критику сторонников либеральных позиций как содержащее потенциальную угрозу свободе рынка.

Наиболее полно, на мой взгляд, государственное регулирование раскрывает профессор В.Н. Кириченко.

Государственное регулирование, по его мнению, включает:

регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод за конов (кодекс) для хозяйствующих субъектов, определяющий их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;

формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;

выработку социально-экономической политики, определение и результативное, применение механизмов ее реализаций - собственно регулирование социально-экономических процессов.

Идея сильного государства и государственное регулирование экономики находятся сейчас в центре внимания властных структур России. Так, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2000 г. выделен раздел «О сути государственного регулирования», где подчеркивается, что ключевая роль государства в экономике - защита экономической свободы, при этом стратегическая линия такова: меньше администрирования, больше предпринимательской свободы - свободы производить, торговать, инвестировать.

Суть государственного регулирования экономики - защита частных инициатив и всех форм собственности, а не увлечение административными рычагами и не поддержка избранных предприятий и участников на рынке.

Задача власти - отладить работу государственных институтов, обеспечивающих деятельность субъектов рынка.

Хозяйственная деятельность в стране ограничивается сегодня, и федеральными, и региональными, и местными властями. Поэтому не будет успеха ни у одной национальной программы, если не обеспечено единое экономическое и правовое пространство.

Усиление регулирующей роли властных структур - это естественная реакция на утрату управляемости социально-экономическими процессами, на отсутствие понятных концепций и про грамм действия по важнейшим стратегическим, экономическим и другим вопросам жизни российского государства.

Разработанные «Основные направления социально-экономической политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» определяют стратегию развития до 2010 г. В них выделяются два раздела:- Социальная политика;- Модернизация экономики, но механизма их реализации нет.

Раздел II содержит пути инновационного развития экономики, ее структурную перестройку.

Решение широкомасштабных задач в экономической сфере оставляет за государством его важнейшие функции по обеспечению и стимулированию научно-технического прогресса. Государство переориентируется с оказания поддержки неэффективных предприятий на поддержку высокотехнологичных и наукоемких производств, развитие инфраструктуры и т.п.

Еще в Послании Президента Федеральному Собранию в 2000 г. подчеркивалось, что стратегически важные отрасли находятся под постоянным вниманием государства. Ни в коем случае не нужно уходить из таких отраслей, например, как оборонно-промышленный комплекс. Имеется в виду прямое участие государства.

Вместе с тем в долгосрочной стратегии развития (раздел II «Модернизация экономики») выделено такое направление - «Де регулирование хозяйственной деятельности».

Если суть государственного регулирования понимать не просто как вмешательство государства в экономическую жизнь, тогда и термин «дерегулирование» хозяйственной жизни также не правомерно понимать только как отстранение государства от определенных сфер экономической деятельности.

Дерегулирование хозяйственной деятельности - это ослабление бюрократического контроля над предприятиями, снятие из лишков административных барьеров, мешающих развитию малого и среднего бизнеса. Предпринимателям не под силу порой справиться с забюрократизированной системой выхода на рынок. Известно, что до последнего времени инвестор, собравшийся вложить деньги в дело в России, должен был потратить от 4 до 12 мес. на согласование всего запланированного примерно в двух десятках различных инстанций и получение разрешений. Если ему удалось построить завод, около тридцати контор имеют полное право в любой момент прийти к нему с проверкой. Проверки же эти осуществляются по инструкциям, написанным самими проверяющими, а санкции, заложенные в них, способны в любой момент остановить завод.

Возможности чиновников действовать по своему усмотрению, произвольно толковать нормы законодательства в центре и на местах угнетают предпринимателей, создают питательную среду для коррупции. С принятием пакета законов о дерегулировании в 2002 г. административные барьеры не стали меньше.

Государство должно постепенно отойти от практики вмешательства в бизнес, что позволит дебюрократизировать процесс создания новых фирм, будет способствовать ликвидации коррупции, повысит эффективность производства.

Задача государства - формирование предпосылок для повышения эффективности частного сектора.

Как государственный, так и рыночный механизмы хозяйствования направлены на достижение наибольшей экономической и социальной эффективности национальной экономики. Есть универсальные принципы рыночного развития, но нет универсальной модели - каждая страна имеет свою рыночную модель.

В странах с либеральной экономикой, которые в разные периоды и в различной степени регулируют отдельные отрасли экономики, государство оказывает сильное влияние на экономическую жизнь страны. Типичный пример либеральной экономики - США. Чтобы понять и проанализировать роль государства в либеральной экономике США, важно знать, что общественные приоритеты в высокоразвитой американской рыночной экономике формируются государством, Основным разработчиком целей развития и одновременно выразителем главных социально-экономических интересов большинства населения страны выступает государство. В рыночный процесс включается деятельность многих общественных институтов, частного бизнеса, политических партий и профсоюзов и т.п. Тем не менее роль государства в выработке приоритетов развития - решающая.

К современным приоритетам государственного регулирования в США, помимо стратегических, относится и ряд тактических приоритетов.

В настоящее время повышается степень приоритетности в бюджете государства инвестиций в человеческий потенциал, т.е. увеличение ассигнований на образование, профессиональную подготовку и переподготовку, а также на здравоохранение. Так, государственное финансирование из фондов федерального правительства, штатов и местных властей системы образования всех уровней (начального, среднего и высшего) в США составляло в 1990 г. свыше 98 млрд. долл., что достигало около 80% общих рас ходов на эти цели. Свыше 45% расходов на здравоохранение в конце 90-х гг. также приходились на долю американского государства. Федеральные расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) равнялись в 2000 г. 75,1 млрд долл.

Один из главных социально-экономических приоритетов американского государства сегодня - это развитие высшего образования. Ежегодные государственные ассигнования на эти цели составили к концу 90-х гг. почти 150 млрд долл., а с учетом частных расходов - более 246 млрд долл. Средний уровень образования в стране планируется поднять до 14 лет по сравнению с 13 годами в 2000 г.

Мощное влияние государства на экономическую жизнь про исходит в США и на региональном уровне. Это: масштабная поддержка предпринимательства, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в тот или иной штат.

Каждая страна ведет поиск решения проблемы оптимальности участия государства в рыночной системе по-своему. Для России этот вопрос особенно важен, ибо до перехода к рыночным принципам хозяйствования государство несло всю полноту ответственности за экономические и социальные аспекты жизни общества.

Государственное регулирование в России

К настоящему времени действующая в России система государственного регулирования не достаточно эффективна. Например, государство пока еще не достаточно уделяет внимание проблемам поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей, созданию условий для их ускоренной интеграции и концентрации до уровня крупных ТНК. Не решены проблемы реинтеграции стран СНГ, возрождения общего рынка и единого экономического пространства в рамках евразийской цивилизации. Указанные особенности присуще нынешней социально-экономической ситуации, свидетельствуют о необходимости высокого профессионализма, ответственности государственных органов при выборе и использовании системы государственного регулирования экономики, при решении сложных задач ее развития на основе наукоемких технологий.

В 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля №115-ФЗ, в котором за Федеральным Собранием и Президентом РФ закреплены функции обоснования и согласования с представителями различных слоев общества общенациональных целей и направлений раз вития России.

Кодекс о государственном регулировании экономики РФ должен:

определить новое место и роль государства в управлении национальной экономикой;

закрепить полномочия государства в определении экономической политики;

предусмотреть порядок взаимодействия государства с участниками экономического процесса.

Заключение

Теория Кейнса возникла на том этапе, когда в экономическом кризисе находилось большинство стран мира, и тщательные попытки сочетать старые традиционные приёмы использования пространства и материи с инновационными механизмами не приводили к ожидаемому результату.

Потребность в новой рыночной теории была удовлетворена выходом в свет работы Кейнса. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь и до сих пор она остается значимой и популярной, потому что имеет прямой выход на практику и доказывает что рыночная экономика без вмешательства государства существовать не может. Его теория была подхвачена современниками и успешно применена для выхода многих стран из сложившегося экономического кризиса. Масса последователей учения Кейнса, опираясь на его труд, создавали новые модели экономического роста и дополняли положения теории Дж.М. Кейнса.

Таким образом, кейнсианство представляет собой учение Дж.М. Кейнса, подхваченное и дополненное его учениками и последователями, о необходимости и значимости государственного регулирования экономики.


Список литературы

1. Амосова В., Гукасьян Г., Маховикова Г. «Экономическая теория», Санкт-Петербург, 2001 г.

2. Бартенев С.А. «История экономических учений», Москва, 2004 г.

3. Булатов А.С. Экономика / А.С. Булатов. - Москва, 2005 г.

. Городецкий В. «История экономических учений», Москва, 2006 г.

5. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. «Микроэкономика», Москва, 2006 г.

6. Елисеев А.С. «Экономика», Москва, 2012 г.

. Куликов Л.М. «Основы экономической теории» М.: Финансы и статистика, 2001 г.

. Л.П. Кураков «Экономическая Теория» Москва 2001 г.

. Макконелл К.Р., Брю С.Л. «Экономическая теория», Москва, 2011 г.

. Николаева Л.А. «Экономическая теория», Москва, 2002 г.

. Носова С.С. «Экономическая теория для бакалавров», Москва, 2011 г.

. Остапенко Ю.М. «Экономика труда» Москва, 2009 г.

. Рофе «Труд: теория, экономика, организация», Москва, 2005 г.

. Столяров И.И. «Государственное регулировании рыночной экономики» Москва, 2002 г.

. Худокормов А.Г. «Экономическая теория», Москва, 2012 г.

Похожие работы на - Исследование роли государственного регулирования экономики в учении Дж.М. Кейнса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!