Иностранные инвестиции Российской Федерации
Введение
Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и
наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, ведет к
увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на
внешнем рынке. Динамика инвестиционных показателей является важнейшим
макроэкономическим индикатором, характеризующим благополучие и потенциал
развития страны.
Именно инвестиционной деятельности отводится
ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических,
экономических и социальных преобразований, направленных на создание
благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности
реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и
улучшения инвестиционного климата является одной из актуальных.
В современной России инвестиционные тенденции
ещё не обрели достаточной четкости и устойчивости. Для решения проблемы
привлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная
инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных
подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования
инвестиций в сферах и отраслях экономики. Инвестиционная политика - это важный
рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую
деятельность ее хозяйствующих субъектов.
Главной задачей государственной инвестиционной
политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению
и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии
экономики и социальной среды.
Основной целью данной работы является
комплексное исследование иностранных инвестиций Российской Федерации на
современном этапе.
1. Охарактеризуйте
направления иностранных инвестиций в российскую экономику
В последнее время
все отчетливее прослеживается стремление российских властей убедить иностранных
инвесторов и рейтинговые агентства в относительной привлекательности России. Об
этом в частности наглядно свидетельствует объявление на Всемирном экономическом
форуме в Давосе о запуске имиджевой кампании «Инвестируй в Россию». В условиях
глобализации и перехода к «открытой» модели экономики России для сохранения и
усиления своих позиций на мировой арене необходимо осуществить комплекс
стратегических преобразований, для реализации которых требуются внешние
ресурсы. Правительством России был сделан ряд значительных шагов в направлении
стимулирования иностранных инвестиций: изменена нормативно-правовая база,
установлены налоговые льготы, созданы особые экономические зоны и др. В
последнее время были приняты новые меры по деофшорризации экономики России. Но,
несмотря на все усилия, качество иностранных инвестиционных ресурсов продолжает
ухудшаться, доля прямых иностранных инвестиций снижается. И самое главное,
возрастает отток капитала из страны.
Российская экономика
постепенно выходит из кризиса, о чем свидетельствуют положительные темпы
экономического роста, которые превышают среднемировой уровень. Во многом это
стало возможно благодаря иностранным инвестициям, особенно в автомобильную,
пищевую промышленности, торговлю.
Наиболее
привлекательным для инвесторов регионом является Москва. В московском регионе
при поддержке Правительства созданы условия для притока иностранных инвестиций
в торговлю, строительство, транспорт, связь. Но одновременно с развитием именно
этих сфер усугубляются проблемы Москвы (транспортные коллапсы, нелегальный
рынок рабочей силы, теневая экономика).
Можно серьезно
говорить о том, что реинвестирование денег в экономику России происходит при
активном использовании оффшоров. И ими российский бизнес пользуется не только и
даже не столько в целях экономии на налогах и сокрытия экономических
неналоговых преступлений, сколько для защиты собственности, спасения от
недружественных слияний и поглощений, в целях того, чтобы сделать операции с
активами более удобными (имеется в виду, в частности, наследование бизнеса и
передача прав с использованием траста, которые сейчас практически не
регулируются). Значит, бороться с оффшорами нужно не столько с помощью
«закручивания гаек», сколько ослабляя налоговое и административное давление на
бизнес, совершенствуя налоговое администрирование, а также - и это очень важно
- создавая в России институт траста.
Наиболее
привлекательные для иностранных инвесторов сферы
Данные за январь-сентябрь
2012 года.
Источники: Росстат,
Департамент внешнеэкономических и международных связей Москвы.
Иностранное
инвестирование в России - это не только пафосные мегапроекты в Московской
агломерации, но и создание производственных филиалов и представительств в
регионах страны. Вообще, иностранные компании, работающие в Москве и Московской
области, в повседневной деятельности зачастую сталкиваются с непонятными
правилами игры и неопределенностью. Вернее даже так - «в Московской агломерации
есть не очень хорошая определенность» - именно так дипломатично оценивают
ситуацию некоторые представители крупного иностранного бизнеса из числа наших
клиентов, которые раньше работали в Москве, а теперь мигрировали со своими
проектами в российские регионы.
По ряду причин
работа в регионах интереснее осуществления инвестиционных проектов в столице.
Это объясняется более низкой стоимостью рабочей силы в этих регионах, невысоким
административным давлением на бизнес и заинтересованностью региональных властей
в его развитии. Столица и другие крупные города РФ с их финансовыми ресурсами,
средоточием крупного бизнеса, бюрократической и юридической неразберихой не
имеют реально сильных стимулов к улучшению своего инвестиционного климата. А
властям бедных и экономически отсталых регионов, имеющих эти стимулы, ничего не
остается, кроме как очень активно работать над улучшением делового климата.
иностранный
инвестиция переходный экономика
Российские города в
рейтинге Doing Business in Russia - 2012
Позиция
в рейтинге
|
Город
|
Легкость
регистрации предприятий
|
Легкость
получения разрешений на строительство
|
Легкость
подключения к системе энергоснабжения
|
Легкость
регистрации собственности
|
1.
|
Ульяновск
|
3
|
4
|
5
|
8
|
2.
|
Саранск
|
20
|
8
|
1
|
8
|
3.
|
Владикавказ
|
27
|
11
|
2
|
2
|
4.
|
Ростов-на-Дону
|
26
|
15
|
3
|
4
|
5.
|
Казань
|
4
|
14
|
17
|
4
|
6.
|
Калуга
|
17
|
9
|
15
|
1
|
7.
|
Ставрополь
|
4
|
2
|
9
|
19
|
8.
|
Ярославль
|
7
|
6
|
16
|
9.
|
Сургут
|
30
|
1
|
19
|
8
|
10.
|
Иркутск
|
8
|
6
|
10
|
18
|
11.
|
Петрозаводск
|
6
|
16
|
21
|
8
|
12.
|
Киров
|
13
|
5
|
4
|
20
|
13.
|
Омск
|
19
|
20
|
13
|
4
|
14.
|
Выборг
|
10
|
23
|
12
|
8
|
15.
|
Владивосток
|
18
|
22
|
23
|
3
|
16.
|
Волгоград
|
2
|
27
|
26
|
4
|
17.
|
Воронеж
|
15
|
28
|
16
|
8
|
18.
|
Тверь
|
21
|
25
|
14
|
8
|
19.
|
Калининград
|
11
|
3
|
22
|
22
|
20.
|
Томск
|
6
|
10
|
25
|
21.
|
Самара
|
22
|
24
|
28
|
8
|
22.
|
Санкт-Петербург
|
1
|
9
|
24
|
27
|
23.
|
Хабаровск
|
24
|
29
|
8
|
17
|
24.
|
Екатеринбург
|
29
|
13
|
19
|
20
|
25.
|
Пермь
|
13
|
12
|
18
|
27
|
26.
|
Мурманск
|
12
|
19
|
27
|
23
|
27.
|
Кемерово
|
28
|
21
|
7
|
29
|
28.
|
Якутск
|
8
|
26
|
25
|
30
|
29.
|
Новосибирск
|
23
|
18
|
29
|
24
|
30.
|
Москва
|
25
|
30
|
30
|
26
|
Источник:
Всемирный банк.
2. Дать характеристику анализа опыта
развивающихся стран и стран с переходной экономикой
Разделение стран на
экономически развитые страны, развивающиеся и страны с переходной экономикой -
широко распространенная типология, встречающаяся в аналитических обзорах Международного
валютного фонда
<http://edu.kubannet.ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5/@000157.htm>, средствах массовой информации, учебниках. Она основана
как на экономических, так и на политических критериях.
Роль этих стран в
мировой экономике, показателях уровня и качества жизни различна.
Экономически развитые
страны. Это страны с высоким уровнем развития экономики, преобладанием
сферы услуг и отраслей обрабатывающей промышленности в структуре экономики и
занятости населения, с высоким уровнем и качеством жизни. В них производится
основная доля промышленного и сельскохозяйственного производства. В
экономически развитых странах проживает около 1 млрд человек. Это так
называемый «золотой миллиард». К данной категории относится 28 наиболее
развитых стран мира:
· страны Западной Европы;
· семь стран и территорий в Азии (в том числе Сянган (САР Китая),
остров Тайвань, Сингапур, Республика Корея - с 1997 г., Кипр - с 2001 г.);
· Австралия и Новая Зеландия.
Очевидно, к числу
развитых стран относятся малые страны Западной Европы - Андорра, Ватикан,
Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино, а также оффшоры - Бермудские Острова (Бр.) и
Фарерские Острова.
Развивающиеся
страны. Общее число развивающихся стран -
172. В статистике Международного валютного фонда к числу развивающихся стран
отнесено 126 стран - бывшие колониальные владения, а также Китай, который,
несмотря на гигантские успехи в экономике, высокие темпы роста объемов ВВП и
внешней торговли, по прежнему отстает от развитых стран по душевым показателям;
ЮАР, Турция.
Исходя из уровня и
качества жизни, к развивающимся относятся также 46 малых стран и зависимых
территорий, страны с неопределенным статусом - Западная Сахара, Гибралтар,
Фолклендские о-ва, а также Куба и КНДР. Для этой группы стран характерно
колониальное прошлое, аграрно сырьевая специализация хозяйства, неравноправное
положение в глобальном хозяйстве, более низкие, чем в группе экономически
развитых стран, подушевые показатели ВНД.
Некоторые страны,
относящиеся к категории развивающихся, по ряду показателей (ВВП на душу
населения, развитию наукоемких отраслей промышленности) не только приближаются
к развитым странам, но порой и превосходят их.
Глобализация
мировой экономики привела к распространению достижений информационного общества
в менее развитых регионах мира.
Различия между
экономически развитыми странами и странами развивающимися лежат не столько в
области экономики, сколько в особенностях территориальной структуры хозяйства.
В границах территории развивающихся стран, как правило, сосуществуют ареалы с
различными социально экономическими укладами - от примитивной присваивающей
экономики, натурального хозяйства, до современных индустриальных. Районы с
преобладанием натурального хозяйства занимают значительные по площади
территории, но практически исключены из общей экономической жизни страны. Товарные
уклады связаны преимущественно с внешним рынком. Таким образом, многоукладная,
дезинтегрированная экономика - главная отличительная черта развивающихся стран.
Почти все
развивающиеся страны принимают участие в техническом сотрудничестве между
развивающимися странами , либо оказывая помощь, либо ее получая, или же в обоих
этих качествах. В последние годы техническое сотрудничество Юг-Юг все более
ярко приобретает первостепенное значение. Генеральная Ассамблея призывает все
организации и учреждения системы ООН включить поддержку технического
сотрудничества Юг-Юг в свои регулярные программы. Таким образом, сотрудничество
Юг-Юг создает для международного сообщества реальные программы в области
развития в интересах сокращения к 2015 году числа лиц, живущих в условиях
крайней нищеты, а также достижения устойчивого развития людских ресурсов XXI
веке. Положительные тенденции, наметившиеся в течение 1997-1998 годов, в
последние годы стали еще более заметными. К их числу можно отнести следующие
направления: улучшение политических и институциональных условий реализации
технического сотрудничества между развивающимися странами ; увеличение объема
национальных ассигнований по линии технического сотрудничества между
развивающимися странами ; повышение внимания к деятельности по развитию людских
ресурсов; повышение внимания к подходу, в большей степени учитывающему
существующие потребности в отношении планирования и совместного
программирования по линии технического сотрудничества между развивающимися
странами ; расширение масштабов использования практики двусторонних обменов и
конвергенции условий в целях достижения взаимной выгоды с помощью применения
принципиально нового подхода: страна, с одной стороны, является донором, а с
другой - реципиентом технической помощи; укрепление сотрудничества по общим
вопросам развития путем активного вовлечения межправительственных организаций,
неправительственных организаций и частного сектора, что позволяет развивающимся
странам находить благоприятные решения общих вопросом глобализации; активизация
регионального и межрегионального сотрудничества. Улучшение политических и
институциональных условий реализации технического сотрудничества между
развивающимися странами может осуществляться_посредством создания специального
органа в правительстве, координирующего работу по линии технического
сотрудничества между развивающимися странами в целом. Это может объясняться не
только более широким признанием концепции технического сотрудничества между
развивающимися странами и ее ценности, но также уделением ей повышенного
внимания развивающимися странами как средству укрепления их роли в рамках
международного сотрудничества в области развития. Многие развивающиеся страны,
включая Бразилию, Индию, Индонезию, Китай, Коста-Рику, Малайзию, Мексику, Пакистан,
Перу, Сингапур, Таиланд, Тунис, Турцию и Чили, создали органы, ответственные за
координацию деятельности по линии технического сотрудничества между
развивающимися странами . Например, правительство Коста-Рики в 2000 году в
рамках министерства иностранных дел создало департамент по международному
сотрудничеству и консультативный совет для определения стратегий и руководящих
принципов в области технического сотрудничества. Мексика укрепила свои
институциональные механизмы путем создания Мексиканского института по
международному сотрудничеству для обеспечения удовлетворения новых требований в
области технического и экономического сотрудничества между развивающимися
странами
В Перу при
председателе Совета министров был создан исполнительный секретариат по международному
техническому сотрудничеству. На него была возложена общая ответственность в
вопросах, касающихся международного технического сотрудничества. Вопросами
технического сотрудничества в Бразилии занимается Бразильское агентство по
сотрудничеству (the Brazilian Co-operation Agency) при Министерстве Иностранных
Дел, которое осуществляет координацию и контроль программ и проектов,
реализуемых в рамках международного технического сотрудничества, как на
многосторонней, так и двусторонней основе. Программы и проекты разрабатываются
и осуществляются в рамках соглашений, подписанных Правительством Бразилии и его
партнерами. Структура этого агентства включает в себя три координационных
органа, отвечающих за: техническое сотрудничество между развивающимися странами;
двустороннее техническое сотрудничество; многостороннее техническое
сотрудничество, а также существует четвертое направление, обеспечивающее
поддержку другим органам Агентства в области реструктуризации организационных
процессов. Агентство определяет приоритеты для технического сотрудничества,
основываясь на приоритетах национального развития в соответствии с Долгосрочным
Планом Правительства страны. Предложения по проектам от отраслевых министерств
и местных органов власти после рассмотрения в Агентстве направляются возможным
организациям-донорам. В Колумбии работает Агентство по международному
сотрудничеству, образованное при Министерстве развития и планирования.
Агентство координирует как техническое, так и финансовое сотрудничество.
Выбираемые отраслевые приоритеты для сотрудничества основываются на
правительственном Плане Национального Развития. Сотрудничество также
осуществляется как на двусторонней, так и многосторонней основе. Страны с
переходной экономикой, такие, как Босния и Герцеговина, Латвия и Румыния, также
стремятся к установлению более тесного сотрудничества между собой и с другими
странами.
Заключение
Инвестиционный процесс - это сложный
комплекс работ, включающий в себя несколько фаз. Существуют три основных
участника инвестиционного процесса: инвестор, заказчик, пользователь объекта.
Инвестиционный процесс в Росси и на
Западе во многом отличаются. В данном случае европейские страны оказываются в
более выгодном положении благодаря своим высоким технологиям и стабильной
обстановке в стране. Государство играет важную роль в регулировании
инвестиционного процесса. Оно финансирует капитальные вложения, осуществляет
выпуск целевых облигационных и иных аналогичных займов, предоставляет концессии
отечественным и западным инвесторам по итогам торгов.
В настоящее время происходит постепенное
изменение основных условий международной экономической деятельности. Суть этих
изменений в наиболее общем виде заключается в следующем:
• возникают условия для более легкого доступа к
иностранным рынкам, факторам производства за рубежом, широкого выбора способов
проникновения на иностранные рынки: торговля, прямое инвестирование, соглашения
подрядного типа, франчайзинг;
• расширение рынков создает благоприятные
возможности для экономического роста компаний, но в то же время усиливает
конкуренцию в региональном и глобальном масштабах, побуждая фирмы к постоянному
поддержанию своей конкурентоспособности;
Возможности привлечения иностранных инвестиций
во многом зависят от того, какие условия для деятельности иностранных
инвесторов созданы в принимающей стране, насколько благоприятен ее
инвестиционный климат.
Список используемой литературы
1. Рязанцева М.В.
Стимулирование прямых региональных инвестиций [Текст] // Актуальные проблемы
гуманитарных и естественных наук. - январь, 2013. - с. 128-132
2. Рязанцева
М.В. Стимулирование инвестиций в особые экономические зоны. // Международный
журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 5. - с. 67-69
. Инвестиции
в России. 2011: Стат.сб./ Росстат. - М., 2011. - 303 с.
4. Официальный
сайт Росстата [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru
<http://web.snauka.ru/goto/http:/www.gks.ru/>
. Официальный
сайт Банка России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cbr.ru
<http://web.snauka.ru/goto/http:/www.cbr.ru>
6. World investment report
2012. Towards a New Generation of Investment Policies [Электронный ресурс].
- URL:http://www.unctad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2012-Full-en.pdf
<http://web.snauka.ru/goto/http:/www.unctad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2012-Full-en.pdf>
7. Официальный
сайт компании «Эрст энд Янг» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ey.com
<http://web.snauka.ru/goto/http:/www.ey.com>
. Официальный
сайт Центра Трансперенси Интернешнл - Россия [Электронный ресурс]. - URL:http://www.transparency.org.ru
<http://web.snauka.ru/goto/http:/www.transparency.org.ru>