Статистический анализ показателей структуры и динамики производства услуг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    114,54 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистический анализ показателей структуры и динамики производства услуг

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра финансов и экономического анализа


КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине

«Статистика»

на тему

«Статистический анализ показателей структуры и динамики производства услуг»


Выполнил

Курсант 217 учебного взвода

рядовой полиции

В.В.Филонов

Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Дианов Д.В

Москва 2014

План

Введение

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения производства услуг

.1 Производство услуг как объект статистического исследования

.2 Основные классификации, применяемые для статистического изучения производства услуг

.3 Система статистических показателей, применяемая для анализа производства услуг

Глава 2. Статистическое изучение взаимосвязей показателей производства услуг и социально-экономического развития

.1 Систематизация статистических данных о производстве услуг на основе метода группировок

.2 Моделирование взаимосвязей показателей производства услуг и социально-экономического развития на основе метода корреляции и регрессии

Глава 3. Статистическое изучение динамики производства услуг

.1 Расчет основных характеристик рядов динамики в изучении производства услуг

.2 Выявление тенденций производства услуг на основе метода аналитического выравнивания и прогнозирования

.3 Построение динамических регрессионных моделей для исследования закономерностей производства услуг в России

Список литературы

статистический услуга корреляция прогнозирование

Введение

Сфера услуг является чрезвычайно важной составляющей современного производства. Производство общественных услуг имеет свою специфику, связанную с тем, что услуги производятся на нематериальной основе. В общем случае услуги - это действия, которые не создают новые товары, но изменяют некоторые качества уже существующих.

Со второй половины 20 века сфера услуг стремительно развивается во всем мире. Во многих странах основная часть трудоспособного населения занята этой деятельностью. Например, в валовом внутреннем продукте (ВВП) США доля сферы услуг занимает более 60%. Автоматизация производства, использование все более производительных машин и технологий в производственном секторе сократили потребность в работниках. Кроме этого, технический прогресс, вторгшийся в материальное производство, использование компьютеров, вызвали необходимость в новых видах услуг, которые раньше не существовали. Эти обстоятельства привели к значительному увеличению числа занятых в рынке услуг.
В современном обществе общественные услуги призваны удовлетворять растущие запросы людей в образовании, здравоохранении, культуре и прочих сферах человеческой жизни. С повышением качества и уровня жизни населения, растет потребность и в улучшения предоставляемых общественных услуг.

Производство общественных услуг обеспечивается государством при помощи бюджетного финансирования. С каждым годом, количество выделяемых средств в сферу услуг растет, за счет увеличения их количества и качества. Но так как, уже было сказано услуги производятся на нематериальной основе, и в связи с этим государству необходимо знать, рентабельны эти вложения или нет?

Для ответа на этот вопрос и нужны статистические исследования. В настоящее время перед статистической наукой встают задачи по проведения статистических наблюдений, характеризующих функционирование рынка услуг, анализа тенденций его развития, а также определения влияния сферы услуг на экономику страны и уровень жизни населения.

Сфера услуг вносит существенный вклад в ВВП. За последние годы в структуре валового внутреннего продукта происходило усиление значения сектора услуг. Статистические исследования показывают, что за последние годы в разные отрасли сферы услуг государство все больше и больше вкладывает средств. Например, объём валовой добавленной стоимости в сфере образования - 1,05 трлн. руб. (2009 г.). Государственные расходы на образование в 2005 году составляли 3,8 % ВВП, в 2006 году - 3,9 % ВВП. Инвестиции в основной капитал в сфере образования в России - 174 млрд. рублей (2008 г.). Объём валовой добавленной стоимости в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 1,31 трлн руб (2009 г.) Совокупные расходы на здравоохранение в 2006 году составляли 3,9 % ВВП 2007 году - 4,4 % ВВП.

Значит, услуги занимают важное место среди расходов населения.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется необходимостью формирования информационной базы, отражающей состояние и перспективы сферы производства услуг, что невозможно без широкого применения статистических методов.

В данной курсовой работе ставлю своей целью изучение таких статистических показателей производства услуг, как показатели динамики и структуры. В связи с поставленной целью, возникают задачи:

рассмотрения теории данных показателей

изучения взаимосвязи показателей производства услуг и социально-экономического развития

изучение динамики производства услуг.

Глава 1. Теоретические основы статистического изучения производства услуг

.1 Производство услуг как объект статистического исследования

Для начала, необходимо сказать, что же такое объект статистического наблюдения. Согласно А.М. Илошеву, объектом статистического наблюдения является совокупность явлений, предметов и т.п., охватываемых наблюдением. Объектом может быть все население либо определенная его часть (женщины в детородном возрасте, пенсионеры, дети, трудоспособное население), организации и персонал фирмы, города и населенные пункты. Словом, объект наблюдения - это исследуемая статистическая совокупность.

Объект статистического исследования определяется целью его проведения. В данном случае объектом нашего наблюдения является рынок услуг, предметом - количественная характеристика его состояния, функционирования и результатов.

Под услугами принято понимать результат экономической деятельности, который не принимают материальной формы. Переход к международной методологии учета и статистики ликвидировал понятие «непроизводственная сфера», которое применяли к сфере услуг. Труд в сфере услуг призван производительным. Сама эта сфера - производственной, а результаты ее функционирования, учитываются в ВВП и в других показателях, результатов экономической деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой, в сфере услуг занято более 2/3 численности активного населения. ВВП США стоимость услуг составляет 75%, Англии-64%. В России на его долю приходится более 50%.

Появление товара в форме услуги, вызвало к жизни формирование рынка услуг и поставило перед статистикой задачу характеристики его потенциала, функционирования и результатов, а также оценка влияния рынка услуг на экономику страны.

Специфика услуг как товара состоит в том, что услуги не накапливаются, не транспортируются, не существуют отдельно от производителя, т.е. они потребляются в момент их оказания; кроме того эффект от функционирования этого рынка проявляется не только в сфере услуг, но и за ее пределами, в сопряженных отраслях и сферах деятельности.

В связи с этим рыночная конъюнктура не испытывает давления товарных запасов: она определяется отношением спроса и предложения услуг. В свою очередь объем предложения зависит от экономического потенциала отраслей сферы услуг.

Рынок услуг представляет собой совокупность отношений (социально-экономических, материальных, финансовых), возникающих между производителями этих услуг - продавцами и их потребителями (покупателями) в процессе купли-продажи услуг.

Рынок потребительских услуг предлагает к реализации потребительские услуги, выступающие на этом рынке как товар. В соответствии с международной методологией услуги, как и продукт, являются товаром, если они предназначены к реализации или реализованы по экономически значимым ценам, т.е. ценам, покрывающим издержки на их оказание и обеспечивающим прибыль производителю.

При исследовании рынка услуг необходимо различать рынок покупателя и рынок производителя. Рынок покупателя имеет место в том случае, когда предложение услуг превышает спрос на них. В качестве примера рынка покупателя можно привести рынок деятельности кинотеатров или рынок международных туристических услуг. Рынок покупателя характеризуется возможностью широкого выбора услуг для покупателя и обостренной конкуренцией между производителями услуг, Которая приводит либо к сокращению производства данного вида услуг (предложения), либо к снижению цен.

Рынок продавца (производителя) имеет место, если объем производимых услуг меньше потребности в них или если производитель занимает монопольное положение на рынке. В данном случае монополист получает возможность диктовать цены на оказываемые услуги. Такая ситуация приводит к нарушению действия рыночных механизмов. Ярким примером монополизма в области платных услуг является пассажирский железнодорожный транспорт и сеть метрополитенов в крупнейших городах России. Эти предприятия диктуют ценовую политику в области пассажирского транспорта.

Развитие практической деятельности по созданию услуг, предназначенных к реализации, и их реализация вызвали необходимость развития соответствующей подотрасли статистической науки и практики. Статистика - один из важнейших инструментов экономического механизма управления потребительским рынком услуг. Она должна служить интересам успешного его функционирования; поиску выявления резервов и сбалансированности спроса и предложения; созданию условий социальной защиты населения.

В связи с этим одним из новых направлений развития отечественной статистической науки и практики является разработка методологии статистической оценки и анализа рынка потребительских услуг, ее апробация в процессе анализа его развития и эффективности функционирования.

Интересы экономического регулирования функционирования рынка услуг, в частности научно обоснованное воздействие на спрос и предложение; на уровень и динамику цен; оптимизацию материальных, финансовых и трудовых затрат на его функционирование требуют изучения и прогнозирования рыночных процессов.

Перед статистикой встают задачи характеристики уровня и динамики показателей социальных и экономических явлений, происходящих на рынке услуг; оценки тенденций его развития и факторов, определяющих это развитие; анализа динамики объема и структуры услуг; характеристики сегментации рынка по разным признакам; влияния на экономику страны и уровень жизни населения через удовлетворение потребностей в услугах.

.2 Основные классификации, применяемые для статистического изучения производства услуг

Сфера услуг включает деятельность по производству как материальных, так и нематериальных услуг производственного и потребительского назначения.

В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные.

Рыночные услуги оказываются за плату по ценам, покрывающим издержки и обеспечивающим прибыль. И в этом случае они приравниваются к любому другому товару и являются объектом купли и продажи.

Нерыночные услуги оказываются бесплатно. Как правило, они социально ориентированы, финансируются из бюджета или общественными организациями, например партиями или профсоюзами. Потребляются такие услуги либо обществом в целом, либо домашними хозяйствами.

Следует подчеркнуть, что практически все виды услуг могут оказываться как за плату, так и бесплатно или за частичную оплату (на льготных условиях). Исключение составляют услуги органов управления (включая оборону и правоохранительные органы), церкви и благотворительных учреждений, которые всегда оказываются бесплатно. В связи с этим в статистике важно установить границы между платными и бесплатными услугами.

В настоящее время по рекомендации Статистической комиссии ООН платными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам.

Для успешного статистического анализа и прогнозирования развития рынка необходимо осуществлять его правильное сегментирование. Для этого целесообразно использовать следующую классификацию платных услуг (ПУ):

Бытовые услуги

Услуги пассажирского транспорта

Услуги связи

Жилищно-коммунальные услуги

Услуги учреждений культуры

Туристско-экскурсионные услуги

Услуги физкультуры и спорта

Медицинские, ветеринарные, санаторно-оздоровительные услуги

Услуги правового характера

Услуги банков

Услуги в системе образования

Услуги торговли, общепита и рынков

Прочие услуги населению.

Важным фактором, который следует учитывать при исследовании рынка ПУ в России, является распределение населения страны по размеру среднедушевого дохода. От размера среднедушевого дохода находится (при прочих равных условиях) в прямой зависимости величина и структура расходов на ПУ.

Процесс расслоения населения по уровню доходов оказывает исключительно сильное влияние на структуру рынка услуг: низкообеспеченное население не только отказывается от приобретения услуг 5, 6 и 7-й групп, но и резко сокращает приобретение жизненно необходимых платных услуг 1-4-й групп, нередко отказываясь от их оплаты. Необходимо использовать обоснованную классификацию услуг по степени приоритетности для статистической характеристики ПУ в России.

При исследовании услуг населению целесообразно выделить приоритетные по значимости и массовости услуги. Для этого используется приведенная выше классификация.

К наиболее важным видам платных услуг можно отнести (по степени значимости): бытовые, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, по содержанию детей в детских учреждениях, здравоохранения, санаторно-курортные и оздоровительные, физической культуры и спорта, культуры, правового характера и банковских учреждений, туристско-экскурсионные, научные.

Каждый из приведенных видов услуг включает разнообразный их ассортимент. Так, бытовые услуги подразделяются на услуги:

по ремонту и индивидуальному пошиву обуви, одежды;

по пошиву и вязке трикотажных изделий;

по ремонту радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов;

по ремонту и изготовлению металлоизделий;

ритуальные и многие другие.

Эта же группировка может быть использована при изучении сегментации рынка услуг. Эта сегментация должна варьировать с учетом группировки услуг по их видам:

) услуги жилищно-коммунального хозяйства включают предоставление наемного и арендуемого жилья, выполнение текущего ремонта жилых помещений и оборудования, а также стоимость коммунальных услуг (электроэнергии, газа, воды, отопления, обслуживания лифтов, канализации, санитарной очистки и т.д.);

) жилищные услуги. Здесь имеются в виду услуги наемного жилья, которые население оплачивает в виде квартирной платы;

) коммунальные услуги, включая снабжение электроэнергией, газом, теплом, водой; обеспечение канализацией, телефоном, радио- и телесетью; санитарная очистка территории;

) бытовые услуги, охватывающие широкий спектр услуг - от пошива и ремонта одежды и обуви до прокатных пунктов и фотоателье;

) услуги транспорта и связи. Услуги пассажирского транспорта включают услуги всех видов городского, международного и междугороднего транспорта по перемещению пассажиров и их багажа, включая сопутствующие услуги (предварительная продажа билетов, транспортно-экскурсионные операции, вокзальные сборы, комнаты матери и ребенка и т.д.);

) услуги учреждений физической культуры и спорта складываются их двух компонентов: а) услуг спортивных зрелищ по всем видам профессионального спорта; б) платных и бесплатных услуг физкультурных и спортивно-оздоровительных организаций населению;

) услуги учреждений культуры состоят из услуг театров, кинотеатров, филармоний, музеев, библиотек и читален, клубов, домов культуры и проч.;

) услуги дошкольных детских учреждений - это услуги яслей, детских садов, домов ребенка. Платное образование и здравоохранение включает учебные и лечебные учреждения с платным обслуживанием, а также репетиторство и частную медицинскую практику;

) услуги финансовых организаций населению включают осуществление как платных (открытие и ведение счетов, перевод зарплаты, обмен валюты, аренда сейфов, хранение ценностей и т.д.), так и бесплатных (депозиты, открытие и ведение счетов и т.д.) операций;

) услуги правового характера представляют собой услуги юридических организаций, нотариата, адвокатов, охранных фирм и т.п.;

) туристско-экскурсионные услуги представляют собой комплекс услуг по обслуживанию отечественных и иностранных туристов, включая оформление необходимых документов, транспорт, размещение туристов, питание, познавательную, культурную и деловую программу. Подавляющее большинство услуг оказывают приватизированные учреждения туризма, отдыха и развлечений;

) прочие виды услуг.

Рынок отдельных услуг, например бытовых, зависит от степени приоритетности их отдельных видов. Стабильный рынок характерен для технически сложных видов услуг, которые практически невозможно выполнить в домашних условиях (ремонт сложной бытовой техники и транспортных средств). Гораздо большим конъюнктурным колебаниям подвержен рынок бытовых услуг, которые можно выполнять в домашних условиях, например услуги прачечных, парикмахерских, по ремонту одежды и обуви.

Особым объектом исследования статистики рынка услуг являются рыночные нематериальные услуги населению, т.е. платные нематериальные услуги потребительского характера.

В настоящее время действует «Общегосударственный классификатор услуг населению», введенный в действие с 1 января 1994 г. Его объектом являются все услуги населению (как платные, так и бесплатные), которые оказываются предприятиями и организациями различных форм собственности и индивидуальными производителями, независимо от форм и методов их оказания.

Госстандарт России включил в классификацию дополнительно группу «Услуги торговли, общественного питания и рынков».

Применение классификатора дает возможность обеспечить единообразие в расчете показателей услуг, более широко применять вычислительную технику, упростить анализ и прогнозирование динамики услуг населению, добиться сопоставимости показателей с международными стандартами, более глубоко изучать спрос населения на различные виды услуг.

Такая классификация позволяет четко определить место каждого вида услуг в экономической деятельности и добиться сопоставимости статистических данных, характеризующих услуги населению.

Подход к классификации платных услуг в государственной статистике полностью совпадает с подходом Госстандарта.

.3 Система статистических показателей, применяемая для анализа производства услуг

Исходным направлением анализа рынка потребительских услуг населению является характеристика его социально-экономического потенциала.

Социально-экономический потенциал рынка услуг - совокупная способность трудовых, материально-технических, финансовых и других ресурсов сферы обращения обеспечивать достижение наивысших результатов и эффективности функционирования рынка. Поэтому актуальной задачей статистики является разработка системы показателей характеристики потенциальных возможностей развития рынка услуг.

К числу важных показателей потребительского рынка услуг относятся: объем предлагаемых услуг (товарное предложение, в котором в качестве товара выступает услуга) и покупательский спрос, а также степень их сбалансированности.

Объем реализации услуг одновременно отражает объем удовлетворенного спроса (и в этом смысле этот показатель является социальным) и объем выручки, полученной от реализации платных услуг (и в этом смысле этот показатель характеризует экономический результат функционирования рынка).

Объем реализации услуг населению - важный комплексный социально-экономический показатель удовлетворения потребностей в услугах разного назначения, а следовательно, показатель уровня жизни населения и одновременно результатов функционирования рынка услуг и развития сферы услуг. Этот показатель целесообразно использовать в качестве специфического показателя эффекта функционирования рынка. На его основе определяется вклад рынка услуг в результат функционирования рынка товаров в целом.

Специфика нематериальных услуг как товара, которая, как известно, состоит в том, что они не могут накапливаться и откладываться в запасы, а также в том, что момент производства услуг и момент их потребления не разделены процессами их распределения и обращения, определяет скорость их обращения и отсутствие показателя товарооборота, учитывающего звенность товародвижения.

Показатель уровня реализации услуг на одного жителя - важный индикатор развития регионального рынка и региональных сопоставлений.

Следующая подсистема показателей включает показатели статистики цен на услуги. Цена - главная категория рынка, инструмент его регулирования, балансировки спроса и предложения, инструмент конкуренции и конкурентоспособности.

В системе показателей цен целесообразно использовать категории устойчивости, колеблемости, сезонности, вариабельности цен, соотношений цен различных услуг, субрынков и секторов, а также показатели мобильности и эластичности цен.

Показатели уровня и динамики цен исследуются во взаимосвязи с показателями покупательной способности рубля, денежных доходов населения. Исследование цен и их динамики на рынке услуг увязывается с проблемами инфляции и стоимости жизни.

Оценка отдельных элементов промежуточного потребления в сфере ПУ аналогична оценке соответствующих компонентов валового выпуска: покупные блага и услуги собственного производства отражаются по фактической цене приобретения, а промежуточные блага и услуги собственного производства - по фактическим издержкам производства.

Валовая прибыль получается путем вычитания из валовой добавленной стоимости общей величины оплаты труда наемных работников, а также налогов на производство за вычетом субсидий на производство.

Чистая прибыль получается путем вычитания из валовой прибыли величины потребления основных фондов (т.е. годового фонда амортизации и недоамортизированной стоимости выбывших основных фондов).

В особой подсистеме отражаются показатели текущих затрат живого и овеществленного труда, связанных с функционированием рынка услуг, а также показатели инвестиций на его развитие.

Отдельная подсистема показателей призвана охарактеризовать инфраструктуру рынка услуг, которая недостаточно исследована и развита и от состояния которой зависит эффективность функционирования рынка услуг.

Эта система показателей призвана отразить развитие подотраслей рынка услуг, обеспечивающих его нормальное функционирование и носящих вспомогательный по отношению к данному рынку характер. Этими подотраслями могут выступать и самостоятельные отрасли сферы услуг, развитие которых в свою очередь определяется их собственной инфраструктурой (транспорт, связь, информационные услуги и др.).

Эти показатели обеспечивают обслуживание процесса купли-продажи. К ним относятся показатели развития инфраструктуры (численность, размер, мощность, техническая оснащенность рекламных и информационных предприятий) и другие показатели, связанные с системой менеджмента.

Эффективность рынка услуг как социально-экономическая категория определяется достижением максимального результата (эффекта) на единицу затрат, связанных с его получением, или ресурсов его социально-экономического потенциала.

Эффект функционирования рынка товаров в широком смысле - совокупность экономических, социальных и финансовых результатов, характеризуемых системой показателей.

В составе текущих затрат учитываются прежде всего издержки, связанные с производством и реализацией услуг. Уровень издержек (затрат) - их объем на 1 тыс. руб. реализации услуг.

В системе показателей статистики эффективности услуг прежде всего выделяют обобщающие показатели эффективности затрат и эффективности ресурсов.

Это показатели эффективности использования совокупных ресурсов социально-экономического потенциала рынка услуг, а также эффективности затрат живого и овеществленного труда, рассчитываемые как отношение показателя результатов к сводному показателю объема текущих затрат.

Один из принципиальных методологических вопросов - какой показатель наиболее полно отражает результат (эффект) функционирования рынка услуг. С позиций экономики в целом эффектом функционирования рынка услуг является валовая добавленная стоимость, учитываемая в объеме валового внутреннего продукта страны и отражающая вклад рынка в создание ВВП.

С позиций удовлетворения потребностей населения в услугах основным показателем эффекта является объем реализации услуг населению. С позиции каждого отдельного поставщика услуг на рынок, а также регионального и российского рынков важным показателем эффекта является полученная на рынке услуг прибыль - финансовый результат.

Эти три показателя эффекта образуют систему показателей результатов функционирования рынка. Выбор нужного показателя зависит от целей и задач анализа. Уровень эффективности определяется отношением того или другого показателя эффекта либо к затратам на функционирование рынка, либо к ресурсам его социально-экономического потенциала.

Для обеспечения сопоставимости обобщающих показателей эффективности функционирования рынка услуг с показателями эффективности других видов деятельности целесообразно в качестве эффекта (результата) использовать показатель валовой добавленной стоимости (ВДС), созданной на рынке услуг за тот или иной период и отражающей его вклад в создание ВВП.

В составе текущих затрат учитывается сумма стоимости фонда оплаты труда (ФОТ), промежуточного потребления (ПП) и потребления основного капитала (ПОК).

Тогда обобщающий показатель уровня эффективности затрат определим по формуле

Эз=ВДС/(ФОТ+ПП+ПОК)

В составе ресурсов экономического потенциала рынка услуг учитываются: трудовые ресурсы, занятые обслуживанием рынка (Т), основные фонды (ОФ) и оборотные фонды (ОбФ). Расчет эффективности ресурсов осуществляется по формуле

Эр=ВДС/(Т+ОФ+ОбФ)

Расчет сводного показателя эффективности ресурсов затруднен из-за отсутствия пока рыночной стоимости трудовых ресурсов, занятых на рынке труда. Однако рассчитываются отдельные компоненты эффективности ресурсов социально-экономического потенциала, изменение которых в динамике позволяет определить изменение в динамике показателя уровня эффективности ресурсов в целом.

Отношение ВДС / Т является показателем производительности труда на рынке услуг (ПТ), сопоставимым по методике расчета с показателем общественной производительности труда (ВВП/Т). Этот показатель характеризует эффективность затрат живого труда на рынке услуг.

Показателями эффективности затрат прошлого труда являются фондоотдача (ФО), фондоемкость (ФЕ) и материалоемкосты (МЕ).

Фондоотдача - объем результата функционирования рынка услуг на единицу среднегодовой стоимости его основных фондов

ФО=ВДС/ОФ

фондоемкость - обратный показатель фондоотдачи

ФЕ=ОФ/ВДС

и материалоемкость исчисляется по формуле

МЕ=ОбФ/ВДС

Основным фактором роста производительности труда (ПТ) на рынке услуг является фондовооруженность труда (ФВ) - средняя стоимость основных фондов рынка услуг на одного занятого в этой сфере,

ФВ=ОФ/Т

Между этими показателями имеется взаимосвязь:

ПТ=ФО*ФВ; ВДС/Т=(ВДС/ОФ)*(ОФ/Т)

В число показателей финансовой эффективности функционирования рынка, т.е. рентабельности (Рент.), в зависимости от целей анализа включаются:

• отношение объема выручки от реализации услуг (Р) к текущим затратам (издержкам) на этот процесс (З):

Рент=Р/З

• отношение прибыли (П) к объему реализации

Рент=П/Р

• отношение прибыли к сумме основных (ОФ) и оборотных фондов (ОбФ):

Рент=П/(ОФ+ОбФ)

Каждый из названных показателей имеет самостоятельное значение в экономическом анализе.

Условия эффективности - определенные соотношения (неравенства) темпов роста основных показателей функционирования рынка товаров и услуг (результатов, ресурсов и затрат).

Используя показатели международной методологии, можно рассчитать коэффициент рентабельности как отношение прибыли к величине валовой добавленной стоимости (ВДС), созданной на рынке услуг (размер прибыли, приходящейся на единицу ВДС):

Крент=П/ВДС

Учитывая, что потребительские услуги создаются для конечного потребления, при анализе рынка целесообразно использовать коэффициент конечного потребления (Ккп), рассчитываемый как отношение объема конечного потребления (КП) к валовой добавленной стоимости:

Ккп=КП/ВДС

Этот коэффициент показывает, какая часть валовой добавленной стоимости была использована на удовлетворение потребностей населения.

Для оценки платного обслуживания населения на региональном рынке услуг целесообразно использовать данные выполнения кассового плана банков. Среди всех поступлений наличности в банковские учреждения легко фиксировать выручку от реализации платных услуг (Р). Объем выручки будет сопоставлен с выдачей наличных на заработную плату и на другие выплаты населению (В). Отношение этого сальдо к выдаче характеризует текущую деятельность рынка услуг обслуживаемого банком региона и называется коэффициентом эмиссии (Кэ):

Кэ=(

где Рi - объем реализации платных услуг отрасли i; Вi - сумма выдач наличных.

Объем реализации услуг и сумма выдачи наличных денег для выплаты населению находятся в разных регионах в различных соотношениях. Поэтому коэффициент эмиссии может быть как положительной, так и отрицательной величиной. В большинстве случаев коэффициент эмиссии больше нуля. Чем выше коэффициент по абсолютной величине, тем уже возможности рынка данного региона.

Этот коэффициент показывает и способность рынка услуг закрепить денежные расходы населения по месту получения доходов, сократить вывоз их из региона, миграцию денег. Динамика коэффициента эмиссии за ряд лет дает возможность принимать оперативные меры по регулированию рынка услуг.

Для оценки влияния оперативного управления развитием сферы услуг можно использовать обобщающий показатель уровня развития рынков рыночных услуг (I) в динамике. Это могут быть показатели обеспеченности персоналом различных отраслей сферы услуг по сравнению с нормативами и другие показатели. Интегральная оценка находится как сумма оценок отраслей:=K1

где Кi - коэффициент значимости отрасли i, определяемый экспертной оценкой или опросом населения:

Фi, Нi - соответственно фактический и нормативный уровень развития отрасли i по оперативно регулируемым показателям.

Внедрение международных стандартов учета и статистики расширило понятие экономической деятельности, что имело своим следствием органическое включение сферы услуг в экономические процессы, происходящие в стране, позволило дать четкую характеристику экономического результата развития сферы услуг и ее участия в формировании ВВП.


Глава 2. Статистическое изучение взаимосвязей показателей производства услуг и социально-экономического развития

.1 Систематизация статистических данных о производстве услуг на основе метода группировок

Проведем статистический анализ взаимосвязи показателей экономического развития двадцати регионов Российской Федерации, по имеющимся фактическим данным на 2012 год.

Таблица 1 

Экономические показатели регионов России на конец 2012 года

Регионы

Средняя заработная плата в руб.

численность населения в тыс. чел.

Объем платных услуг населению в млрд. руб.

1

Республика Адыгея

15604

446

6,375

2

Республика Ингушетия

17974

453

7,189

3

Калининградская область

20055

963

27,6

4

Калужская область

19635

1004

26,58

5

Томская область

25351

1070

34,1

6

Курская область

17508

1118

29,025

7

Рязанская область

17321

1140

25,15

8

Ярославская область

18636

1271

33,6

9

Белгородская область

19538

1544

43,34

10

Воронежская область

19739

2328

53,27

11

Саратовская область

16982

2496

52,644

12

Пермский край

19488

2636

77,4

13

Ставропольский край

16725

2794

72,396

14

Красноярский край

26527

2852

80,7

15

Самарская область

19160

3211

117

16

Нижегородская область

19011

3281

85,01

17

Челябинская область

21913

3490

81,24

18

Республика Татарстан

20822

3838

148

19

Ростовская область

17586

4245

104,31

20

Свердловская область

23973

4320

174,2


В качестве результативного показателя “Y” возьмем объем платных услуг населению в миллиардах рублей. А в качестве объективных показателей возьмем:- среднюю заработную плату- численность населения

Найдем вариационный размах по формуле R=Xmax-Xmin, где за X это показатель численности населения.

Количество групп определим по формуле Стердтесса N=1+Ln(n*3,322), в итоге ширина интервала, определяется по формуле h=R/N

Группировку произведем по объективному показателю, X2(численности населения)

=4320-446=3874 тыс. чел.=1+Ln(20*3,322)=5,12 групп=3874/5=774,8 тыс. чел.

Таблица 2

Первичная группировка

интервал

количество регионов, ед.

1

446

1220,8

7

2

1220,8

1995,6

2

3

1995,6

2770,4

3

4

2770,4

3545,2

5

5

3545,2

4320

3


Таблица 3

Окончательная группировка

интервал

количество регионов, ед.

1

446

1220,8

7

2

1220,8

2770,4

5

3

2770,4

3545,2

5

4

3545,2

4320

3

Таблица 4

Группировка на группы по объективному показателю X2

N группы

Регионы

группа

количество регионов

Средняя заработная плата

Объем платных услуг населению в млрд. руб.

1

Республика Адыгея

7

15604

6,375


Республика Ингушетия



17974

7,189


Калининградская область



20055

27,6


Калужская область



19635

26,58


Томская область



25351

34,1


Курская область



17508

29,025


Рязанская область



17321

25,15


всего



133449

156,019


среднее значение



19064,0714

22,28842857

2

Ярославская область

1220-2770,4

5

18636

33,6


Белгородская область



19538

43,34


Воронежская область



19739

53,27


Саратовская область



16982

52,644


Пермский край



19488

77,4


всего



94383

260,254


среднее значение



18876,6

52,0508

3

Ставропольский край

2770,4-3535,2

5

16725

72,396


Красноярский край



26527

80,7


Самарская область



19160

117


Нижегородская область



19011

85,01


Челябинская область



21913

81,24


всего



103336

436,346


среднее значение



20667,1

87,2692

4

Республика Татарстан

3545,2-4320

3

20822

148


Ростовская область



17586

104,31


Свердловская область



23973

174,2


всего



62380

426,51


среднее значение



20793,4667

142,17


После того, как мы сгруппировали регионы по группам, необходимо провести аналитическую группировку.

Таблица 5

Группировка районов по численности населения

№ группы

группы

удельный вес, в %

Средняя заработная плата, в руб.

Объем платных услуг, в млрд. ру.

1

446-1220

35

19064,1

22,3

2

1220-2770,4

25

18876,6

52,1

3

2770,4-3535,2

25

20667,1

87,3

4

3545,2-4320

15

20793,5

142,2


По результатам группировки видно, что самое большое количество услуг продано в группе с наименьшим количеством регионов, но с наибольшей средней заработной платой и наибольшей численностью населения, вторая и третья группы равны по количеству регионов, разница в объеме платных услуг объясняется разницей в средней заработной плате, и численности населения. Наименьший объем платных услуг наблюдается в первой группе, по количеству регионов она самая большая. Такое уменьшение результативного показателя объясняется наименьшим количеством населения в каждом регионе, по сравнению с другими группами, а так как эта группа наибольшая по количеству регионов, то население меньше в разы.

Для того, что бы дать количественную оценку взаимосвязи между группированным и количественным показателем рассчитаем эмпирический коэффициент детерминации и эмпирическое кориляционное отношение

 - эмпирический коэффициент детерминации

- эмпирическое кориляционное отношение

Для этого рассчитаем общую и межгрупповую дисперсии.

Таблица 6

Расчет общей дисперсии результативного показателя «Y»

Регионы

y

y-y"

(y-y")^2

1

Республика Адыгея

6,375

-57,6

3315,6

2

Республика Ингушетия

7,189

-56,8

3222,5

3

Калининградская область

27,6

-36,4

1321,8

4

Калужская область

26,58

-37,4

1397,0

5

Томская область

34,1

-29,9

891,4

6

Курская область

29,025

-34,9

1220,2

7

Рязанская область

25,15

-38,8

1505,9

8

Ярославская область

33,6

-30,4

921,5

9

Белгородская область

43,34

-20,6

425,0

10

Воронежская область

53,27

-10,7

114,2

11

Саратовская область

52,644

-11,3

128,0

12

Пермский край

77,4

13,4

180,7

13

Ставропольский край

72,396

8,4

71,2

14

Красноярский край

80,7

16,7

280,3

15

Самарская область

117

53,0

2813,6

16

Нижегородская область

85,01

21,1

443,3

17

Челябинская область

81,24

17,3

298,7

18

Республика Татарстан

148

84,0

7063,3

19

Ростовская область

104,31

40,4

1628,4

20

Свердловская область

174,2

110,2

12153,6

Всего

1279,1

 

39396,5

Ср значение

63,956

 

1969,8


Общая дисперсия () равна 1969,8 млрд. руб.

Средний объем платных услуг(y) равен 63,956 млрд. руб.

Таблица 7

Расчет межгрупповой дисперсии результативного показателя «Y»

Yi"

(Yi"-y")

(Yi"-y")^2

Fi

(Yi"-y")^2*Fi

1

22,3

-41,7

1736,2

7

12153,3

2

52,1

-11,9

141,7

5

708,7

3

87,3

23,3

543,5

5

2717,5

4

142,2

78,2

6117,4

3

18352,3

Ʃ

303,8

 

8538,9

20

33931,8


По проведенным расчетам, можно сделать вывод, что вариация результативного показателя объема платных услуг на 86% объясняется вариацией группового показателя численности населения.

Степень тесноты связи между ними() является тесной.

Для того что бы убедится в правильности расчетов проведем проверку.

Таблица 8

Расчет внутри групповой дисперсии

Регионы

Обьем платных услуг населению в млрд. руб

y-y'

(y-y')^2

1

Республика Адыгея

6,375

-15,9134

253,2372

2

Республика Ингушетия

7,189

-15,0994

227,9927

3

Калининградская область

27,6

5,311571

28,21279

4

Калужская область

26,58

4,291571

18,41759

5

Томская область

34,1

11,81157

139,5132

6

Курская область

29,025

6,736571

45,38139

7

Рязанская область

25,15

2,861571

8,188591

всего

156,019

 

720,9435

среднее значение

22,28842857

 

102,9919

8

Ярославская область

33,6

-18,4508

340,432

9

Белгородская область

43,34

-8,7108

75,87804

10

Воронежская область

53,27

1,486449

11

Саратовская область

52,644

0,5932

0,351886

12

Пермский край

77,4

25,3492

642,5819

всего

260,254

 

1060,73

среднее значение

52,0508

 

212,1461

13

Ставропольский край

72,396

-14,8732

221,2121

14

Красноярский край

80,7

-6,5692

43,15439

15

Самарская область

117

29,7308

883,9205

16

Нижегородская область

85,01

-2,2592

5,103985

17

Челябинская область

81,24

-6,0292

36,35125

всего

436,346

 

1189,742

среднее значение

87,2692

 

237,9484

18

Республика Татарстан

148

5,83

33,9889

19

Ростовская область

104,31

-37,86

1433,38

20

Свердловская область

174,2

32,03

1025,921

всего

426,51

 

2493,289

среднее значение

142,17

 

831,0965


Таблица 9

Расчет средней из внутригрупповых дисперсий

Результативного показателя «Y»

 

Fi

 *Fi

1

102,9919

7

720,9435

2

212,1461

5

1060,73

3

237,9484

5

1189,742

4

831,0965

3

2493,289

Σ

 

20

5464,705


=

Применим правило сложения. Межгрупповая дисперсия плюс средняя среди внутригрупповых равна общей дисперсии.

,23+1696,59=1969,82- Равенство верно

Проверка показала, что наши вычисления верны

.2 Моделирование взаимосвязей показателей производства услуг и социально-экономического развития на основе метода корреляции и регрессии

Имеются следующие исходные данные:

Таблица 1

«Экономические показатели по регионам Российской Федерации за 2012 год»

Регионы

Средняя заработная плата в тыс. руб.

численность населения в тыс. чел.

Объем платных услуг населению в тыс. руб.

1

Республика Адыгея

16

446

6375000

2

Республика Ингушетия

18

453

7189000

3

Калининградская область

20

963

27600000

4

Калужская область

20

1004

26580000

5

Томская область

25

1070

34100000

6

Курская область

18

1118

29025000

7

Рязанская область

17

1140

25150000

8

Ярославская область

19

1271

33600000

9

Белгородская область

20

1544

43340000

10

Воронежская область

20

2328

53270000

11

Саратовская область

17

2496

52644000

12

Пермский край

19

2636

77400000

13

Ставропольский край

17

2794

72396000

14

Красноярский край

27

2852

80700000

15

Самарская область

19

3211

117000000

16

Нижегородская область

19

3281

85010000

17

Челябинская область

22

3490

81240000

18

Республика Татарстан

21

3838

148000000

19

Ростовская область

18

4245

104310000

20

Свердловская область

24

4320

174200000


В качестве результативного показателя “Y” возьмем объем платных услуг населению в тыс. руб. А в качестве объективных показателей возьмем:- Средняя заработная плата в тыс. руб.- Численность населения в тыс. чел.

Расчет коэффициента корреляции будем производить по формулам

ry/x1= , ry/x2=

где: y /xi- парный коэффициент корреляции между У и Хi;

- среднее значение произведения показателей У и Хi;

- среднее значение показателя У;

- среднее значение Хi;

σ y- среднеквадратическое отклонение показателя У;

σ xi- среднеквадратическое отклонение показателя Xi.

Для этого вычислим некоторые характеристики, необходимые для расчета коэффициентов корреляции:

Таблица 2

«Расчетная таблица»

X1

X2

Y

Y*X1

Y*X2

(Y-Yср)^2

X1^2

X2^2

(X1-X1ср)^2

(X2-X2ср)^2

X1*X2

1

15,60

446,00

6375000,00

99475500,00

2843250000,00

3315623384102500,00

243,48

198916,00

16,59

3164841,00

6959,384

2

17,97

453,00

7189000,00

129212210,40

3256617000,00

3222543379502500,00

323,05

205209,00

323,05

3139984,00

8142,0408

3

20,06

963,00

27600000,00

553529040,00

26578800000,00

1321791456602500,00

402,22

927369,00

402,22

1592644,00

19313,3502

4

19,64

1004,00

26580000,00

521898300,00

26686320000,00

1396999014602500,00

385,53

1008016,00

385,53

1490841,00

19713,54

5

25,35

1070,00

34100000,00

864465690,00

36487000000,00

891407606602500,00

642,67

1144900,00

642,67

1334025,00

27125,463

6

17,51

1118,00

29025000,00

508178407,50

32449950000,00

1220206199102500,00

306,54

1249924,00

306,54

1225449,00

19574,2794

7

17,32

1140,00

25150000,00

435630695,00

28671000000,00

1505940561602500,00

300,03

1299600,00

300,03

1177225,00

19746,282

8

18,64

1271,00

33600000,00

626169600,00

42705600000,00

921514056602500,00

347,30

1615441,00

347,30

910116,00

23686,356

9

19,54

1544,00

43340000,00

846776920,00

66916960000,00

425038010602500,00

381,73

2383936,00

381,73

463761,00

30166,672

10

19,74

2328,00

1051480549,00

124012560000,00

114200213602500,00

389,62

5419584,00

389,62

10609,00

45951,6936

11

16,98

2496,00

52644000,00

894000408,00

131399424000,00

127971525002500,00

288,39

6230016,00

288,39

73441,00

42387,072

12

19,49

2636,00

77400000,00

1508394420,00

204026400000,00

180729036602500,00

379,79

6948496,00

379,79

168921,00

51371,1588

13

16,73

2794,00

72396000,00

1210823100,00

202274424000,00

71226004202500,00

279,73

7806436,00

279,73

323761,00

46729,65

14

26,53

2852,00

80700000,00

2140728900,00

230156400000,00

280346466602500,00

703,68

8133904,00

703,68

393129,00

75655,004

15

19,16

3211,00

117000000,00

2241720000,00

375687000000,00

2813618196602500,00

367,11

10310521,00

367,11

972196,00

61522,76

16

19,01

3281,00

85010000,00

1616082605,00

278917810000,00

443251967602500,00

361,40

10764961,00

361,40

1115136,00

62373,4505

17

21,91

3490,00

81240000,00

1780212120,00

283527600000,00

298721100602500,00

480,18

12180100,00

480,18

1600225,00

76476,37

18

20,82

3838,00

148000000,00

3081656000,00

568024000000,00

7063318296602500,00

433,56

14730244,00

433,56

2601769,00

79914,836

19

17,59

4245,00

104310000,00

1834374798,00

442795950000,00

1628408997602500,00

309,26

18020025,00

309,26

4080400,00

74651,721

20

23,97

4320,00

174200000,00

4176026920,00

752544000000,00

12153640316602500,00

574,69

18662400,00

574,69

4389025,00

103561,632

Сумма

393,55

44500,00

1279129000,00

26120836182,90

3859961065000,00

39396495790950000,00

7899,95

129239998,00

7673,06

30227498,00

895022,72

ср знач

19,68

2225,00

63956450,00

1306041809,15

192998053250,00

1969824789547500,00

395,00

6461999,90

383,65

1511374,90

 1790045



Для расчета коэффициентов корреляции нам необходимо найти среднеквадратическое отклонение по каждому из показателей:

𝜎2y= , тогда

𝜎y= ,где:

𝜎x1==19,58 тыс. руб.;

𝜎х2==1229,37 тыс. чел.;

𝜎у==44382708,23 тыс. руб.

Теперь есть все необходимые значения для расчета парных коэффициентов корреляции.

у/x1= 0,05469

Рассчитанный коэффициент корреляции позволяет сделать вывод об отсутствии связи между объемом платных услуг населению и средней заработной платой.

у/x2=0,9291

Очень высокая положительная степень тесноты связи между численностью населения и объемом платных услуг населения

Нам необходимо рассмотреть три модели:

= b0+b1*x1 - зависимость результативного признака У от объясняющего Х1;

= b0+b1*x2 - зависимость результативного признака У от объясняющего Х2;

= b0+b1*x1+b2*x2 - зависимость результативного признака У от обоих объясняющих признаков.

Тогда для первого и второго уравнений оценка неизвестных параметров b0 и b1 осуществляется на основе системы линейных уравнений:

 

Для третьего уравнения система будет состоять из трех уравнений с тремя неизвестными:


Подставим известные значения в системы линейных уравнений и найдем неизвестные.

Для первого уравнения:


Для решения этих уравнений можно воспользоваться методам Гаусса, Крамера и другими. Откуда:

=-56014490,79тыс. руб.;=6096899,168тыс. руб.(x1)=-56014490+6096899X1

Построим модель зависимости платных услуг населению от численности населения


Откуда:

=-10675111,1 тыс. чел.;=33542,27 тыс. чел.

=-10675111,1 +33542,27х2

Построим модель зависимости объема платных услуг от обоих показателей


Откуда:

=-48932387тус. руб.;=2096190 тыс. руб.;=32198 тыс. руб.

= -48932387+2096190х1+32198х2.

В результате получаем следующие регрессионные модели:

=5,98+0,0038х1;

=-10675111,1 +33542,27х2;

= -48932387+2096190х1+32198х2.

Что бы определить какая из моделей окажется наиболее адекватной необходимо определить среднеквадратическое отклонение фактического значения, полученного из уравнения регрессии, с теоретическим значением результативного показателя, данного в условии задачи. Для этого рассчитаем недостающие значения.

Таблица 2

Расчетная таблица

Y(X1)

Y(X2)

Y(X1;X2)

(Y-Y(X1))^2

(Y-Y(X2))^2

(Y-Y(X1;X2))^2

39121523,83

4284743,4

-1862965,09

1072334823242270,00

4,36917E+12

6,78641E+13

53568736,1

4519539,3

3329557,03

2151079921065850,00

7,12602E+12

1,48953E+13

66261260,79

21626099

24114562,6

1494693086075290,00

3,56875E+13

1,21483E+13

63698124,38

23001333

24553456,1

1377755157655110,00

1,28069E+13

4,10688E+12

98547390,34

25215123

38660163,8

4153466121481510,00

7,8941E+13

2,07951E+13

50731848,92

26825152

23766098,4

471187290071927,00

4,83933E+12

2,7656E+13

49591728,78

27563082

24082474,3

597398105576492,00

5,82296E+12

1,13961E+12

57607322,11

31957120

31056319,4

576351515038320,00

2,69905E+12

6,47031E+12

63106725,16

41114161

41737231,5

390723423665718,00

4,95436E+12

2,56887E+12

64330372,83

67411304

67401438,8

122331847050052,00

1,99976E+14

1,99698E+14

47523050,89

73046406

67032191,5

26224119802428,10

4,16258E+14

2,0702E+14

62803709,27

77742325

76793642,7

213051702951091,00

1,17186E+11

3,67669E+11

45956147,8

83042004

76088577

699065784239418,00

1,13337E+14

1,36351E+13

105717953,5

84987456

98502943,2

625897994863131,00

1,83823E+13

3,16945E+14

60802097,28

97029133

94619511,2

3158204270435290,00

3,98836E+14

5,00886E+14

59890610,85

99377092

96560014,7

630983711189757,00

2,06413E+14

1,33403E+14

77586860,69

106387427

109373662

13345426834244,50

6,32393E+14

7,91503E+14

70935143,7

118060139

118291742

5938992077293840,00

8,96395E+14

8,82581E+14

51204358,61

131711845

124612776

2820209147827330,00

7,50861E+14

4,12203E+14

90144034,22

134227515

140415603

7065405384046410,00

1,5978E+15

1,14139E+15

 

 

 

33598700910405500,00

5388015720488280,00

4757270515878660,00

Для наглядности построим графики всех трех моделей

График 1

Отклонение теоретического значения (х1), теоретического значения (х2) и теоретического значения(х1,х2) от фактического значения У результативного показателя.


Наиболее адекватная - третья модель. Рассчитаем по ней коэффициент эластичности:

Э1=b1*=0,64

Э2=b2*=1,12

Увеличение средней заработной платы, сопровождается увеличением объема платных услуг на 2096190,79 тыс. руб. То есть рост средней заработной платы на 1% влечет увеличение объема платных услуг на 0,64%

Рост численности населения сопровождается ростом объема платных услуг на 32198,34 тыс. руб. То есть рост данного объясняющего показателя способствует увеличению объема платных услуг на 1,12%

Глава3. Статистическое изучение динамики производства услуг

.1 Расчет основных характеристик рядов динамики в изучении производства услуг

Имеются данные об объеме платных услуг населению за 2012 год по месяцам.

Необходимо определить характеристики рядов динамики:

Цепные и базисные

а) абсолютный прирост

б) темпы роста

в) темп прироста

г) абсолютное значение 1% прироста и их средние значения

Таблица №1

Объем платных услуг населению за 2012 год.

месяца

Yi млн. руб.

Абсолютные приросты, млн. руб.

Коэффициенты роста

темпы роста, %

Абсолютное значение 1% прироста, млн. руб.



Ц

Б

Ц

Б

Ц

Б

Ц

Б


январь

15934,4

-

-

-

-

-

-

-

-

-

февраль

16682,6

748,2

748,2

1,05

1,05

105

105

5

5

159,344

март

17628,9

946,3

1695

1,06

1,11

106

111

6

11

166,826

апрель

16783,9

-845

849,5

0,95

1,05

95

105

-5

5

176,289

май

16578,2

-205,7

643,8

0,99

1,04

99

104

-1

4

167,839

июнь

18832,9

2254,7

2899

1,14

1,18

114

118

14

18

165,782

июль

20535,5

1702,6

4601

1,09

1,29

109

129

9

29

188,329

август

21249,2

713,7

5315

1,03

1,33

103

133

3

33

205,355

сентябрь

19655,2

-1594

3721

0,92

1,23

92

123

-8

23

212,492

октябрь

18343,4

-1312

2409

0,93

1,15

93

115

-7

15

196,552

ноябрь

19172,8

829,4

3238

1,05

1,20

105

120

5

20

183,434

декабрь

21095,3

1922,5

5161

1,10

1,32

110

132

10

32

191,728

ср= 18541 млн. руб.

∆ ср = 469,17млн. руб.

Кр ср=1,026 млн. руб.

Тр ср = Кр ср*100%=102,6%

Тпр ср=2,6%

∆(1%)=180 млн. руб.

На протяжении всего года не было уверенного темпа роста относительно предыдущего периода, но не смотря на это к концу года показатель вырос относительно начала на 32%, то есть на 5161 млн. руб.

Рост данного показателя не стабилен, и особенно низкое значение роста было отмечено в сентябре по отношению к предыдущему месяцу. А самый низкий рост по отношению к началу года был зафиксирован в мае.

Самое низкое значение прироста объема платных услуг населению показал февраль, хотя там и наблюдался прирост показателя на 5%

.2 Выявление тенденции производства услуг на основе метода аналитического выравнивания и прогнозирования

Для построения краткосрочных прогнозов на последующие периоды применяется метод аналитического выравнивания.

Как правило для построения прогнозов используется основанные функции (линии; параболы; гиперболы).

Для построения функции вводится условный фактор времени t. Если ряд четный то шаг времени t=2, если не четный то t=1

= а0+а1t

Оценка параметров линейной модели производится на основе линейных уравнений.

= а0+а1t+at^2


Для нахождения неизвестных уравнения, нам понадобится вычислительная таблица.

Таблица№2

Вычислительная таблица

месяца

Yi млн. руб.

t

t^2

t^4

y*t

y*t^2

январь

15934,4

11

121

14641

175278,4

1928062,4

февраль

16682,6

-9

81

6561

150143,4

1351290,6

март

17628,9

-7

49

2401

123402,3

863816,1

апрель

16783,9

-5

25

625

-83919,5

419597,5

май

16578,2

-3

9

81

-49734,6

149203,8

июнь

18832,9

-1

1

1

-18832,9

18832,9

июль

20535,5

1

1

1

20535,5

20535,5

август

21249,2

3

9

81

63747,6

191242,8

сентябрь

19655,2

5

25

625

98276

491380

октябрь

18343,4

7

49

2401

128403,8

898826,6

ноябрь

19172,8

9

81

6561

172555,2

1552996,8

декабрь

21095,3

11

121

14641

232048,3

2552531,3

сумма

222492,3

0

572

48620

114255,3

10438316,3


а0=18541,02

а1=199,74

Таким образом линейное уравнение будет иметь вид:

= 18541,02+199,74t

а0=18914,13 а1=199,74

а2=-7,827 млн. руб.

Таким образом уравнение параболы будет иметь вид:

= 18914,13+199,74t+-7,827t^2

Произведем расчет для нахождения наиболее адекватной модели

Таблица№3

Расчет адекватной модели

Y(л)

Y(п)

(Y-Y(л))^2

(Y-Y(п))^2

16343,8

15769,8

167614,6585

27091,9843

16743,3

16482,4

3684,702241

40083,7301

17142,8

17132,4

236297,2892

246552,602

17542,3

17719,7

575155,18

875739,075

17941,8

18244,4

1859361,096

2776357,85

18341,3

18706,6

241692,2184

15963,4831

18740,8

19106,0

3221048,494

2043334,8

19140,3

19442,9

4447602,262

3262637,32

19539,8

19717,2

13326,36131

3841,47025

19939,3

19928,8

2546750,614

2513549,46

20338,7

20077,8

1359435,326

819092,492

20738,2

20164,2

127490,1956

866876,1

222492,3

222492,3

14799458,4

13491120,4


По произведенным расчетом можно сделать вывод, о том что наиболее адекватной функцией является парабола.

Для большей наглядности построим график.


По выбранной функции спрогнозируем предполагаемые значения на два последующих периода.

На 1 января 2013 года Y(п)=20188,02

На 1 февраля 2013 года Y(п)= 20149,18

По проведенным расчетам видно что уровень платных услуг населению по прогнозным значениям падает. Для его стабилизации и дальнейшего роста необходимо, искать решения.

Список литературы

1)http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%EE%ED%EE%EC%E8%EA%E0_%D0%EE%F1%F1%E8%E8#.D0.A1.D0.BE.D1.86.D0.B8.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.81.D1.84.D0.B5.D1.80.D0.B0

) Общая теория статистики: учебное пособие/ А.М. Илышев, О.М. Шубат. - М.: КНОРУС, 2013 - 432стр. - (Бакалавриат).

3) <http://referat911.ru/Statistika/socialnojekonomicheskaya-sushhnost-statistiki-rynka-uslug/138676-2098174-place1.html>

) -М.Г. Назаров. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Назарова.  М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА. - 771 с., 2000 - перейти к содержанию учебника <http://economuch.com/statistiki-ekonomicheskaya/kurs-sotsialno-ekonomicheskoy-statistiki.html>

Похожие работы на - Статистический анализ показателей структуры и динамики производства услуг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!