Инвестиционная ситуация. Подробный анализ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,13 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инвестиционная ситуация. Подробный анализ

Введение

Управление бизнесом - сложный, комплексный и творческий процесс, суть которого в поиске и принятии осмысленных и эффективных решений в их практическом осуществлении.

Инвестиции, являясь важнейшей экономической категорией, играют значимую роль как на макро -, так и на микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых.

В последние годы многие авторы обращаются к такому экономическому явлению, как оффшорный бизнес. Эта тема постоянно актуализируется в деловых журналах, экономисты посвящают оффшорному бизнесу свои статьи в специализированных изданиях, или целые книги, затрагивают эту тему в монографиях и учебниках. Данная тема интересна автору своей «двоякостью» - наличием положительных и отрицательных оценок ведения оффшорного бизнеса, специфичностью его черт и налоговых особенностей.

Цель курсовой работы состоит в исследовании влияния оффшорного бизнеса на инвестиционную ситуацию в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

изучить теоретические аспекты развития инвестиционной ситуации;

проанализировать влияние оффшорного бизнеса в России;

выявить основные направления разработки антиоффшорного законодательства в России.

В работе использованы теоретические материалы учебных пособий различных авторов (Погорлецкого А. И., Климовца О. В.), статьи периодических изданий; обзоры, аналитические материалы Интернет статей, независимых органов и экспертов.

1. Теоретические основы развития оффшорного бизнеса и инвестиционной ситуации

.1 Понятие инвестиционной ситуации и ее составляющее

Понятие инвестиционной ситуации по-разному трактуется в научной и учебной литературе. Так, например, в учебнике "Международное движение капитала" инвестиционная ситуация рассматривается как "совокупность правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства для зарубежных инвестиций". При таком подходе понятие "инвестиционная ситуация" сводится к инвестиционной привлекательности, что вряд ли справедливо, так как в этом случае игнорируются инвестиционные риски, которые во многом и предопределяют инвестиционную ситуацию. [1,38-54 с.]

На мой взгляд, более корректно понятие "инвестиционной ситуации" определяют авторы финансово-кредитного энциклопедического словаря. Они рассматривают инвестиционную ситуацию как "совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала"[2,12-32с.]. При таком подходе характеристика инвестиционной ситуации должна состоять их двух составляющих: оценки тех факторов, которые притягивают инвестиции в страну, и оценки рисков инвестирования.

Другими словами, баланс инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска и определяют инвестиционную ситуацию в той или иной стране, регионе, территории. Основой же инвестиционной привлекательности является эффективность вложений. Инвестиции направляются в первую очередь в те регионы, где они обеспечивают наибольшую отдачу для инвесторов. Поэтому оценку положительной составляющей инвестиционной ситуации целесообразно осуществлять на основе оценки потенциальной эффективности инвестиций. Оценку отрицательной составляющей инвестиционной ситуации следует проводить по оценке инвестиционных рисков.

К факторам, благоприятствующим притоку инвестиций в ту или иную страну, относят:

-высокий потенциал внутреннего рынка;

-высокую норму прибыли;

-низкий уровень конкуренции;

-стабильную налоговую систему;

-низкую стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);

-эффективную поддержку государства.

-К факторам, препятствующим развитию инвестиционных процессов и, тем самым, ухудшающим инвестиционную ситуацию в стране относятся:

-политическая нестабильность в стране;

-социальная напряженность (забастовки, войны мафиозных структур, этнические и религиозные распри и т.д.);

-высокий уровень инфляции;

-высокие ставки рефинансирования;

-высокий уровень внешнего и внутреннего долга;

-дефицит бюджета;

-пассивное сальдо платежного баланса;

-неразвитость законодательства, в том числе неисполнение законов, регулирующих инвестиционную сферу;

-высокие трансакционные издержки.

1.2 Понятие оффшорной зоны, оффшорной компании и оффшорного бизнеса

На территории России вправе осуществлять предпринимательский бизнес компании, имеющие регистрацию за рубежом. Можно выделить три группы таких компаний, а именно:

-Предпринимательские фирмы, учрежденные обычным способом в различных иностранных государствах;

-Предпринимательские фирмы, учрежденные в так называемых оффшорных экономических зонах;

-Транснациональные компании, действующие посредством филиалов, зарегистрированных в России.

В целом, зарегистрированные за рубежом предпринимательские фирмы имеют право беспрепятственно действовать на территории Российской Федерации на основании полученных ими лицензий и других разрешительных документов для выполнения видом предпринимательской деятельности, которые требует обязательного лицензирования. В остальных случаях они вправе осуществлять свою деятельность без лицензии.[4, 50-78]

Такие фирмы могут создавать в России свои представительства, которые, согласно российскому законодательству, вправе лишь представлять интересы субъектов бизнеса и осуществлять их защиту. Все свои предпринимательские функции, включая проведение финансовых операций и уплату налогов, подобные формы осуществляют за пределами России. Непосредственно на территории России указанные субъекты предпринимательского бизнеса занимаются лишь поисками контрагентов и клиентов, оказывают услуги через Интернет и выполняют разовые поручения единичных клиентов (например, в области консультирования или проведения экспертизы). Разновидностью таких предпринимательских фирм, действующих на территории Российской Федерации, являются оффшорные компании.

Нередко авторы вводят и употребляют термин «оффшор», который применяется ими как в значении оффшорная зона, так и для характеристики происходящих в ней процессов. Так в экономическом справочнике А. Амбарцумова и С Стерлигова «1000 терминов рыночной экономики» сказано: «оффшор - термин, применяемый для характеристики мировых финансовых центров, а также для некоторых видов банковских операций».

Другое, более полное определение этого термина можно найти в «Большом энциклопедическом словаре»: «оффшор (англ. Off-shore - находящийся на расстоянии от берега, вне территории страны) - территории, представляющие льготный режим (снижение налогов, освобождение от валютного контроля и т.п.) для финансово-кредитных операций с иностранными участниками и в иностранной валюте».

Однако суть рассматриваемых явлений точнее и подробнее раскрывается теми экономистами, которые оперируют понятиями «оффшорная зона», «оффшорная компания» и «оффшорная деятельность». Под оффшорной компанией понимается предпринимательская фирма, зарегистрированная на особых территориях, называемых оффшорными зонами. В свою очередь оффшорная зона представляет собой территориально обособленный регион, район, область или остров (полуостров), в котором не действуют некоторые правила и нормы страны юрисдикции, то есть той страны, в пределах которой создается данный оффшор. А под «оффшорной деятельностью» понимается деятельность фирм и компаний вне юрисдикции какого-либо государства (территории).

Наиболее полным является следующее понимание оффшорного бизнеса и оффшорной компании: «оффшорный бизнес» - это бизнес, осуществляющийся за пределами данной юрисдикции, имеющий зарубежные по отношению к ней источники дохода и поэтому подлежащий в ней льготному налогообложению.

«Оффшорная компания» - это термин, характеризующий особый организационно-юридический статус предприятия, который обеспечивает ему максимальное снижение налоговых потерь (в большинстве случаев - до нуля). Такой статус обычно связан с требованием проведения деловых операций за пределами юрисдикций, где данная оффшорная компания официально зарегистрирована.[5, 5-12]

В настоящее время сформировалась широкая область применения оффшорных компаний: банковский и страховой бизнес, операции с недвижимостью, судовладение и международные перевозки, лицензионная и научная деятельность, строительство, производство и т.п. Что касается производственной деятельности, то ее осуществляют так называемые контактные оффшорные компании, которые, не имея своих собственных производительных мощностей, заказывают производственные услуги в других компаниях, а сами занимаются обеспечением основного производства (разработка товара, сбыт, реклама, поиск рыночных ниш и т.д.)

1.3 Основные компоненты среды оффшорного бизнеса

Подобно любому другому виду бизнеса, оффшорный бизнес определяется средой, в которой он функционирует (внешними по отношению к бизнесу факторами). Поскольку оффшорный бизнес оперирует в мировой среде, специалисты, применяющие оффшорные схемы, должны обладать знаниями из области общественных наук.

Каждой стране присущи своя история, свои ценности, политическая система. То же самое можно сказать и о бизнесе. Так, например, принципы ведения бизнеса в России и США значительно различаются. Эти различия обусловливаются как разнообразием существующих в стране форм организации хозяйственной деятельности, так и влиянием на практику ведения оффшорного бизнеса таких составляющих внешней среды, как политика, экономика, правовая и налоговая системы, система государственного устройства, структура национального бюджета и платежного баланса страны, социальная структура, культура общества, идеология. Компоненты внешней среды (прямого и косвенного воздействия), оказывающие влияние на организацию и ведение оффшорного бизнеса.

Рассмотрим в общих чертах основные компоненты внешней среды, оказывающие влияние на организацию и ведение оффшорного бизнеса.

Политика и экономика. Есть страны, правительства которых не пытаются всеохватно вмешиваться в бизнес, а стараются регулировать и контролировать правила игры между экономическими субъектами, В других государствах правительства играют определяющую роль в управлении национальными ресурсами, а предприятия обязаны придерживаться правительственной экономической политики. В этих странах правительством регулируется и контролируется не только хозяйственная деятельность предприятий в целях макроэкономического планирования, но и финансовые возможности бизнеса. [10, 42-48]

Международное окружение, социально-культурная среда и экономика. Бизнес, как и политика, и идеология, не знает национальных границ. Технологии ведения бизнеса вообще и оффшорного бизнеса в частности экспортируются и импортируются. Таким образом, развитие и углубление международных отношений между странами все в большей степени влияют на национальные традиции ведения бизнеса. Вместе с тем особенности национальной бизнес-культуры обогащают мировую практику бизнеса.

Правовое регулирование бизнеса. Все страны, в зависимости от типа законодательства и степени его влияния на различные стороны жизни, подразделяются на две большие группы:

-страны, имеющие разветвленный кодекс законов (например, Российская Федерация);

-страны, имеющие законодательство общеправовой ориентации (например, Великобритания, США). В первом случае законы носят жестко детерминированный характер, представляя собой, по сути, серию предписаний типа «вы должны». Физические и юридические лица в этой системе права должны следовать букве закона.

Вторая группа стран ограничивается сводом законов общего права, представляющих собой серию ограничений типа «вы не должны». Законы этого типа указывают на пределы, в рамках которых физические и юридические лица имеют свободу действия. Они более гибки и подвижны влиянию различных новаций.

Наличие двух глобальных правовых систем усложняет взаимодействие экономических субъектов (резидентов стран с различными правовыми системами). Но в то же время существует и взаимопроникновение, взаимодополнение и интеграция таких правовых систем в международных масштабах.

Прогресс. Уровень развития и технология ведения бизнеса в значительной мере определяются степенью развития производства, управления, финансовой системы и инфраструктуры. Эти категории обычно взаимосвязаны. Более высокий уровень производства порождает и более сложные управленческие процедуры, которые могут быть решены оригинальным способом высоко квалифицированными специалистами.

Это означает, что к организации оффшорного бизнеса нельзя подходить традиционными способами. Жизнеспособность оффшорного бизнес-проекта будет определяться его эксклюзивным характером.

Основными факторами внешней среды, влияющими на условия организации и ведения оффшорного бизнеса, являются:

-уровень развития международных социальных, культурных, политических и экономических отношений;

-число физических и юридических лиц, вовлеченных в процесс инвестирования капитала в оффшорный бизнес, их резидентность;

-степень участия этих инвесторов в управлении оффшорным бизнесом;

-степень развитости экономики страны, резидентами которой являются лица-организаторы (идеологи) и учредители конкретной бизнес-организации, в состав которой входят оффшорные компании;

-степень открытости экономики страны, резидентами которой являются лица-организаторы (идеологи) и учредители конкретной оффшорной структуры и ее вовлеченность в международные экономические отношения;

-степень вовлеченности в международные отношения страны регистрации оффшорной компании;

-степень участия конкретной бизнес-организации, в состав которой входят оффшорные компании в международном бизнесе;

-роль конкретной бизнес-организации, в состав которой входят оффшорные компании в экономике страны, резидентами которой являются лица-организаторы (идеологи) и учредители.

2. Анализ влияния оффшорного бизнеса на инвестиционную ситуацию в России

2.1 Тенденции развития оффшорного бизнеса в России

инвестиционный оффшорный правовой бизнес

Увеличилась роль оффшорных схем в формировании транснациональных хозяйственных систем, когда оффшорные фирмы встраиваются в сеть внешних филиалов российских предприятий. Оффшорные схемы часто нацелены на преодоление иностранных налоговых барьеров.

Существует комплекс факторов, стимулирующих развитие оффшорного бизнеса в России. К основным из них можно отнести: тяжесть налоговой нагрузки и неэффективность фискальной политики, неблагоприятный инвестиционный климат и мощные мотивы к экспорту капитала за рубеж, высокие инвестиционные риски и использование оффшорных схем для сокрытия факта владения инвестиционными объектами в России, криминализация экономики и использование оффшорных схем для отмывания доходов, полученных преступным путем.

В результате этого, по некоторым подсчетам из России в оффшорные зоны переводится до 400 млн. долларов в месяц.

Так, по мнению экспертов, в течение 90-х годов в Швейцарию были переведены из Восточной Европы и бывшего СССР миллиарды долларов. У швейцарцев нет однозначного мнения, можно ли считать все эти вклады преступными. Однако эти деньги попадают в категорию "подозрительных" и могут быть заблокированы.

В настоящее время основной оффшорной зоной для российских бизнесменов стал Кипр. По оценкам экспертов, из России ежемесячно переводится на этот остров и в другие страны порядка одного миллиарда долларов.

По имеющимся данным на Кипре действуют около двух тысяч российских компаний и дюжина банков. Статистика свидетельствует, что на счетах тех оффшорных банков, которые размещены на острове, числится около 950 миллионов долларов. По мнению кипрских банкиров, российские деньги оседают не только на Кипре, но и в других странах. В частности, в Великобритании, где они вкладываются в недвижимую собственность и в других странах.

К настоящему моменту, под воздействием политики центрального банка и текущего законодательства отток капитал значительно снизился по сравнению с 1998-1999 годами, когда эта цифра составляла 25 млрд. долларов.

В России созданы правовые основы контроля над оффшорным бизнесом. Так, 7 августа 2003 года Центральным банком Российской Федерации приняты Указание Банка России № 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)" и Указание Банка России № 1318-У "О формировании и размере резерва под операции кредитных организаций с резидентами оффшорных зон". В приложении №1 к Указанию 1317-У, фактически перечислен список оффшорных зон, так называемый «черный список».

На основании двух вышеперечисленных указаний, Банк России разделил 48 стран, которые он считает оффшорами на 3 группы. Операции банков с компаниями первой группы оффшоров будут освобождены от 50%-ого резервирования, для второй группы ставка 50% осталась прежней, а под сделки с компаниями из третьей группы придется создавать 100% резервы.

Центральный банк России еще в 1994 г. выразил свое негативное отношение к регистрации россиянами компаний в зонах со льготным налогообложением в письме "О порядке осуществления операций, связанных с движением капитала", распространенном 25 октября 1994 г. пресс-службой Банка России.

В целях ограничения вывоза капитала из страны Банком России установлен лицензионный порядок на совершение таких операций как операции, связанные с приобретением зданий, сооружений, земли и иной собственности находящейся на территории иностранных государств, покупка акций и внесение взносов в уставные капиталы иностранных предприятий, открытие счетов в банках за пределами Российской Федерации.

Таким образом, все вышеуказанные операции являются законными только при наличии у российского предприятия, учреждения, организации или гражданина соответствующего разрешения (лицензии) Банка России.

На протяжении последних лет государство предпринимало также иные меры для ограничения использования оффшорных схем для нелегального вывоза капитала. В частности, Центральному Банку Кипра предлагалось консультироваться с ЦБ России при решении вопросов о выдаче российским фирмам лицензии или разрешения открыть счет. Подобное требование было отвергнуто ЦБ Кипра. С точки зрения кипрских банкиров, такая практика, будь она введена, серьезно подорвала бы конкурентоспособность Кипра в привлечении финансового бизнеса.

С конца 90-х годов Центральный Банк РФ ужесточает контроль за деятельностью оффшорных структур на территории России. Основная цель предпринимаемых действий - ограничить возможности нелегального вывоза капитала из России. Оффшорные схемы играют в этом процессе важную, если не определяющую роль.[7, 68-70]

Конечно, подход к регулированию оффшорных операций в России, отличается от принятого в других странах. Так, в Европе участие оффшорных центров в транзакциях на рынке капитала стало общепринятым образом ведения дел. А страны, имеющие законодательство по валютному контролю, и которые обеспокоены утечкой капитала, накладывают ограничения на транзакции со всеми нерезидентами, а не с резидентами из конкретных стран.

В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 12 сентября 2003 года № 1330-У установлен список признаков, согласно которым валютная операция должна относиться к разряду подозрительных. К ним относятся, в частности, следующие:

-проценты по кредитному договору в размере более 20% годовых;

-возврат аванса нерезидентом;

-перевод денег в адрес нерезидента, не являющегося стороной по договору, и др.

-экспорт или платежи по импорту в пользу нерезидентов, зарегистрированных в одной из оффшорных зон, согласно приложенному к указанию "черному списку" государств и территорий, где расположены оффшорные зоны.

Результатом появления вышеперечисленных нормативных документов стало резкое падение спроса на регистрацию компаний в оффшорных зонах, включенных в "черный список". Однако добиться радикального изменения ситуации в этой сфере будет достаточно сложно. Практика показала, что начинают активно использоваться ряд малоизвестных оффшорных зон, не попавших в список ЦБ РФ. Перспективной зоной считают, например, Черногорию. Другой тенденцией оффшорного бизнеса является использование "составных" схем с участием как оффшорных, так и неоффшорных компаний. Например, российская фирма может иметь договор с компанией из вполне респектабельной страны, но на самом деле последняя - лишь промежуточное звено, а конечным получателем средств является оффшорная фирма. Скажем, английская компания может выступать в качестве агента компании с Британских Виргинских островов. Английская фирма работает на скромных комиссионных (с которых она и платит английские налоги), а основная прибыль сосредоточивается у оффшорной компании. По мнению экспертов, использование сложных схем - это вполне объективная тенденция развития оффшорных схем. Для нормальной работы меньше трех-четырех компаний не используется. Используются Германия, Англия в связках с классическими оффшорными компаниями и российскими фирмами с тем, чтобы иметь комфортные условия для работы и в России, и в Европе, чтобы иметь солидные реквизиты, счета нормальных европейских банков и не попадать даже под тень подозрения, что это оффшорная компания. Эта схема рассчитана на длительную серьезную работу. Причем движение капитала просчитывается так, чтобы не платить высокие налоги уже в Англии или Германии, чтобы движение средств проходило с минимальными потерями.

Вводимые в России и других странах ограничения не смогут искоренить оффшорный бизнес. Очевидно появление новых оффшорных зон и новых схем работы. Так, одной из последних тенденций развития оффшорного бизнеса в России, является перевод средств из европейских оффшоров в Гонконг и Сингапур. Азия становится все более привлекательной ввиду своего льготного налогообложения, вследствие чего наблюдается рост российских инвестиций. Первые инвесторы из России появились два года назад.

Однако ужесточение ограничений к регистраторам оффшорных фирм или открытием для нее банковского счета потребует более высокой квалификации специалистов, приведет к возрастанию риска и в конечном итоге вызовет возрастание цен на подобного рода услуги.

.2 Оффшорная деятельность и ее роль в современной России

Проблема нелегкого налогового бремени не минула и российского предпринимателя, а особенно актуальной она стала именно в период кризиса. В результате сегодня можно наблюдать серьезный отток фирм разного делового уровня в оффшор.

Усиление внимания к оффшорам связано и с чисто российскими реалиями. Кризис спровоцировал утечку капитала из страны: начиная с августа 2011 г. тренд чистого притока капитала (хотя его замедление наблюдалось и в первой половине 2011 г.) сменился на его отток. Если в 2010 г. чистый приток капитала в Россию составил 83,1 млрд долл., то в августе 2011 г. его отток был около 5 млрд, в сентябре примерно 25 млрд и в октябре - уже порядка 50 млрд долл. Можно с большой долей уверенности утверждать, что значительная часть этого оттока приходилась на оффшорные и тесно связанные с ними (спарринг-оффшорные) юрисдикции. Об этом, в частности, свидетельствуют данные по текущим прямым инвестициям небанковских корпораций из России за рубеж в еще спокойном 2010 г. Из вывезенных ими 46,3 млрд долл. на Кипр приходилось 15,3 млрд, на Нидерланды - 12,7 млрд, на Бермуды - 2,7 млрд и на Великобританию - 2,4 млрд, а в сумме - 33,1 млрд долл., или более 71% всех инвестиций[5].

Как видно из данных таблицы (см. ниже, таб.№1), из 93 млрд долл., на которые в 2010 г. увеличилась задолженность нефинансовых бизнес-структур, почти 70 млрд долл. (около 3/4) приходится на оффшорные и спарринг-оффшорные юрисдикции. Хотя темпы прироста задолженности в первом полугодии 2011 г. несколько замедлились, данная тенденция сохранилась.При этом, исходя из географии привлеченных в Россию средств по ссудам и займам из-за рубежа, обратный поток по их погашению будет связан с теми же офшорными и спарринг-офшорными юрисдикциями. Здесь возникают вопросы иного плана. Насколько вообще оправданно помогать из госрезервов компаниям, которые занимаются минимизацией налогообложения с использованием оффшоров и тем самым не содействовали в полной мере пополнению этих резервов?

Конечно, было бы неправильным утверждать, что все капиталы, проходившие через оффшоры в Россию и из России, исключительно российского происхождения. Не секрет, что некоторые крупные западные компании размещали в России средства через оффшоры. Кроме того, значительная часть средств поступала из чисто оффшорных стран. И все же в государственной антиоффшорной политике необходимо учитывать особенности формирования корпоративной внешней задолженности. При этом, нужно заметить, что использование оффшоров российским бизнесом не только имеет негативные последствия, но и свидетельствует о его усиливающейся интеграции в мировую экономику, выступая элементом глобализации.

Формирование внешнего долга небанковских корпораций Российской Федерации по ссудам и займам за 2010 г. и 1 полугодие 2011 г. (млн долл.)*

Наименование страны2010 г.1 полугодие 2011 т.сальдопривлеченопогашеносальдопривлеченопогашеноВсего, в том числе:93 060184 23191 17130 68498 69968 015Кипр20 19250 74430 552867629 27420 598Великобритания137027 65113908449714 73410237Нидерланды13 87838 94425 06630922337620 283Германия199454273433293645421606Ирландия5455591646124382979541Британские Виргинские о-ва346766673200135136782327Австрия15392542100313372242905Люксембург10 78013487270086036602800Казахстан837257617396881227539США16203033141365717251068Финляндия411951540528822293Швейцария6351426791512970458Бельгия30448818538648498Панама282399117280434154Джерси13914882352417Белиз162392230214361147Чехия18233815620426359Лихтенштейн112213.10117922143Гибралтар225321967713053Сейшелы2815372566115695Другие страны16 82222 0315216147671805704

2.3 Влияние оффшорных финансовых сетей на развитие российской экономики. Антиоффшорная политика государства

Оффшорные финансовые сети вряд ли получили бы такое распространение, если бы не давали большого экономического эффекта и других преимуществ бизнесу отдельных частных инвесторов. Не будем останавливаться на нелегальных выгодах, так как мотивы такой деятельности очевидны.

Перечислим основные мотивы при легальном использовании оффшорных и спарринг-оффшорных юрисдикции в произвольном порядке, поскольку приоритетность мотивов у разных потребителей оффшорных услуг сильно различается, а кроме того, при выстраивании оффшорных сетей бизнес обычно руководствуется несколькими мотивами:

-налоговая оптимизация;

-владение активами;

-управление активами;

-продажа активов;

-хранение богатства;

-сокрытие информации об истинных участниках сделки или владельцах собственности;

-создание оффшорных трейдеров, которые с помощью трансфертных цен становятся центрами концентрации прибыли;

-использование для международных инвестиций и осуществления зарубежной экспансии;

-привлечение инвестиций путем размещения акций и долговых ценных бумаг на иностранных фондовых рынках;

-инвестирование в Россию;

-диверсификация рисков и т. п.

Налоговое планирование с использованием оффшоров - это традиционный мотив, который практически всегда сопровождается другими причинами. На основе заключенных Россией с зарубежными странами СИДН предприниматели получают легальные возможности облегчить налоговое бремя, тем самым увеличивая доходы от своего бизнеса. На 1 января 2011 г. РФ имела 68 таких действующих соглашений.[8, 118-126]

Владение активами через компании, зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях, позволяет предпринимателям быть более уверенными в их защищенности в условиях проведения неоднозначной государственной политики в этой области на протяжении всей новейшей истории России. Российскому бизнесу понятны стабильные «правила игры», а развитые юридические институты в оффшорах создают комфортную среду для бизнеса.

Отечественные бизнесмены предпочитают структурировать активы путем создания холдингов, центральные звенья которых инкорпорируются в оффшорных юрисдикциях. Так, консолидация активов в России и передача их под контроль оффшорной компании облегчают их реализацию, поскольку позволяют продавать не сами активы непосредственно, а владеющую ими через российскую структуру оффшорную компанию. Ее покупатель не обязан предлагать другим акционерам - собственникам части активов, выкупить их доли, если это не оговорено особо в уставе соответствующей российской бизнес-структуры.

Использование оффшоров при структурировании бизнеса не только усиливает правовую защищенность активов, но и повышает их международную привлекательность. Поэтому иностранные инвесторы предпочитают вкладывать средства в Россию путем покупки актива, владельцем которого является зарегистрированная в оффшорной юрисдикции компания.

Оффшорные компании дают возможность сохранить в тайне реальных участников таких сделок, особенно если речь идет о среднем и малом бизнесе и относительно небольших объектах поглощения. Кроме того, как показал опыт экспансии российского бизнеса в страны СНГ, в оффшорных схемах могут быть заинтересованы старые владельцы собственности - представители национальных элит, которые сами владели ею через оффшорные компании. Информация же об участниках крупных сделок рано или поздно становится публичной.

С помощью оффшорных компаний устанавливается контроль над активами, консолидируемыми в результате международных слияний и поглощений. При этом, например, компании, зарегистрированные в странах-членах ЕС, имеющих льготный режим налогообложения, позволяют легче преодолевать различные региональные интеграционные барьеры на пути проникновения капиталов из третьих стран.

Оффшорные компании, в которых консолидируются российские активы, часто используются для получения дополнительных источников финансирования за счет размещения на зарубежных рынках акций и корпоративных облигаций. Так, в 2006 г. из проведенных в России 21 IPO в шести случаях российские активы регистрировались под юрисдикцией Голландии или Люксембурга, а затем акции таких «компаний-масок» размещались на Лондонской фондовой бирже.[15]

С помощью оффшорных компаний на родину частично возвращаются ранее вывезенные капиталы. В 2010 г. почти 75% всех иностранных инвестиций поступило в Россию из различных оффшорных юрисдикции (Кипра, Британских Виргинских островов, Люксембурга, Швейцарии, Ирландии) или из стран, компании которых задействованы в различных схемах с оффшорными фирмами (Нидерланды, Великобритания). По оценке Минэкономразвития, сделанной в середине 2010 г., почти 27% притока инвестиций в страну обеспечили репатриированные из-за рубежа капиталы российских компаний, очевидно ранее просто выведенные из-под национального налогового контроля в оффшоры.[17]

Вместе с тем создание оффшорных сетей связано с утечкой капиталов из России и сокращением налоговой базы бюджета. При этом речь может идти о:

а) легальном сокращении налоговых доходов в связи с либерализацией режима трансграничного перемещения инвестиций и использованием СИДН;б) целенаправленной передаче части налоговых доходов в формально иностранные компании, зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях; в) нелегальном уходе от налогов в результате утечки капиталов из России, в том числе преступных доходов.

Существенны потери от использования оффшоров и с точки зрения утечки криминальных капиталов, то есть от нелегальной минимизации налогов. Использование оффшоров ведет не только к налоговым потерям, но и к серьезным структурным деформациям. Один из самых ярких примеров здесь - ситуация с морскими судами и перевозками.

Если в 1992 г. под российским флагом бороздили моря и океаны 1080 судов, то на 1 января 2003 г. их осталось всего 209 общим дедвейтом 2,6 млн т. На момент распада СССР союзный флот был четвертым по величине в мире. Он состоял из 15 тыс. судов, приписанных к 17 пароходствам, с суммарным дедвейтом 18 млн т. В 1990 г. удельный вес судов под иностранными флагами составлял 18% от общего объема тоннажа России, а в 2003 г. - уже 58%. Из 211 судов, построенных для российских судовладельцев в 1992-2004 гг., более 90% имеют иностранный флаг. Соответственно снижалась доля отечественного флота в перевозках российских внешнеторговых грузов под флагом России. В 2001 г. она составила всего 4%, тогда как в 1980-е годы - более 60%.

Негативные последствия как от легального, так и от криминального использования оффшоров обусловливают необходимость проведения политики, жестко ограничивающей их отрицательное влияние на развитие национальной экономики. В последние годы такую антиоффшорную политику проводят все оффшорные страны и международные организации, занимающиеся вопросами обеспечения стабильного развития мировых финансов и борьбой с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Потребность в ней еще более усилилась в связи с разразившимся в 2008 г. глобальным финансовым кризисом, перекинувшимся и на российскую экономику.

С 1 января 2008 г. в Налоговый кодекс РФ введена норма, обязывающая доплатить в российский бюджет налог на прибыль с сумм, сэкономленных за счет более низких ставок страны регистрации, если налогообложение прибыли там ниже, чем% от действующей в России (24% в 2008 г.). Однако для применения этой нормы нужно доказать, что оффшорная компания аффилирована с российской материнской фирмой, на что российские компании идут весьма неохотно. В данной области полезны договоры об обмене информацией, необходимой для идентификации акционеров оффшоров и расчета полученного ими дохода. Сейчас акцент в антиоффшорной политике смещается именно на обеспечение прозрачности ведения бизнеса и обмена информацией.

В настоящее время Россия имеет соглашения с 33 странами в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Росфинмониторинг обменивается сведениями о подозрительных финансовых операциях с подразделениями финансовой разведки (ПФР) 90 стран. За год в его адрес поступает в среднем около 400 первичных информационных запросов из-за рубежа и столько же запросов направляется в другие ПФР.

В частности, в ноябре 2008 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между ФСФР России и Комиссией по ценным бумагам и биржевым операциям Кипра, который, при наличии политической воли, открывает возможность получения данных об уходе от налогов и о реальных собственниках зарегистрированных там многочисленных оффшорных компаний российского происхождения.

Однако пока сложно предсказать, каковы будут реальные результаты подобных мер. С одной стороны, многое зависит от последовательности действий правительства, к тому же такая политика может свестись к выборочному применению новых законов. С другой стороны, бизнес очень быстро находит меры противодействия невыгодным ему новациям.

Кроме того, здесь одной даже самой эффективной антиоффшорной политики мало; необходима совокупность нескольких важнейших экономических и политических условий. В их числе можно назвать наличие политической воли и последовательности в проведении рассматриваемой политики, осуществление целого ряда реформ, направленных на улучшение общего инвестиционного климата в России, включая совершенствование налоговой политики, снижение административных барьеров и создание других благоприятных условий для ведения бизнеса в стране, альтернативных оффшорным; качественное изменение общественного сознания (успешное противодействие оффшорной практике не совместимо с правовым нигилизмом) и т. п.

Иными словами, дело не только в антиоффшорной политике, которую, несомненно, необходимо совершенствовать с учетом международного опыта, но и в общих подходах к реализации экономической и социальной стратегии развития России в целом. Именно от ее направленности и эффективности в решающей степени будет зависеть, станут ли оффшорные финансовые сети одним из инструментов повышения международной конкурентоспособности российского бизнеса или останутся преимущественно каналами трансграничной миграции налоговых доходов и утечки капиталов.

Минфин РФ обнародовал первый "антиоффшорный законопроект" - об иностранных контролируемых лицах (CFC), который обяжет компании платить налоги с доходов иностранных дочерних компаний, а физических лиц - с доходов своих иностранных структур.

Согласно проекта, компании будут платить с нераспределенной прибыли 20%, а российские акционеры - 13% НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Под закон подпадут не только фирмы в оффшорах, входящих в черный список Минфина, но и компании в низконалоговых странах. Очень высока вероятность того, что в списке таких стран окажется и Кипр.

Если физическому лицу принадлежит всего 1% иностранной компании, он подпадает под тотальный контроль - должен уведомить о доле налоговую службу, хотя налог может не платить. Как отметили эксперты, которых опросили "Ведомости", цель такой жесткой меры - борьба с теми, кто попытается уйти из-под действия закона о CFC, создав 10 компаний, у каждой из которых по1%. Законопроект предусматривает "драконовский" штраф для тех, кто не заплатит налог по правилам CFC, - 20% от дохода.

Заключение

В заключение хочется отметить следующее. Говоря о перспективе оффшора, не следует исключать возможности постепенного взаимопроникновения оффшорного и не оффшорного бизнеса. С одной стороны, оффшорные зоны под давлением международных организаций и стоящих за ними развитых стран вынуждены будут пойти на определенную либерализацию сектора финансовых услуг. С другой - существенное снижение ставок налога на прибыль в ряде государств, не являющихся в принципе оффшорными, сделает их более привлекательными для ведения международной деятельности.

Однако основным результатом данной курсовой работы стало выявление перспектив развития оффшорного бизнеса на современном этапе. Также было установлено, что целью оффшорных операций может быть как вполне законное налоговое планирование, так и совершение экономических преступлений, в частности отмывание доходов. Среди наиболее распространенных операций можно назвать импортно-экспортные, страховые, инвестиционные, клиринговые и иные оффшорные операции.

Были описаны характеристики принятия мер по борьбе с нелегальным вывозом средств из страны, применение данных мер на конкретном примере. Так же были представлены рекомендации по проведения антиоффшорной политики государства, с помощью, международного опыта и методов проведения данной политики.

Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно сказать, что оффшорный сектор настолько укрепил свои позиции в нашей стране, что уже является существенным показателем экономического развития, выхода предприятий из кризисных ситуаций, действенным инструментом инвестиционных процессов. Это уже неотъемлемая часть нашей жизни и жизни страны в целом. А регулирующая роль государства, на мой взгляд, должна сводиться не к возведению разнообразных запретов на пути инвестиций, а к совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности России.

Список использованной литературы

1.Офшоры: инструмент международного налогового планирования: учебное пособие / М. П. Владимирова, Д.М. Теунаев, М.М. Стажкова. - М.: КНОРУС, 2009. - стр. 6-7, 38-54.

2.«Справочник экономиста», 2008г., №4(58), «Особенности оффшорного бизнеса» с. 12-32

.« Оффшорные финансовые сети российского бизнеса», 01.06.2009, Б. Хейфец

4.Климовец О. В. Международный оффшорный бизнес: учебное пособие / О. В. Климовец. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 50-78 с.

5.Погорлецкий А. И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / А. И. Погорлецкий - СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2010. - 5-12 с.

.Робинсон Дж. Всемирная прачечная: террор, преступления и грязные деньги в оффшорном мире / Дж. Робинсон - М: Альпина Бизнес Букс, 2010. - 540с.

.Бабанин В.А. Экономические основы развития оффшорного бизнеса в Российской Федерации / В.А.Бабанин / Финансы и кредит. 2006. №22 (136). С.68-70.

.Бахтин С.И. Некоторые аспекты российского оффшорного законодательства / С.И. Бахтин //Аспирант и соискатель. 2011. № 2. С.118-126.

.Воронина А. М., Воронина Н. В. Теоретические и методологические основы функционирования оффшорных юрисдикций / А.М.Воронина, Н.В.Воронина / Финансы и кредит.2012. № 9. С. 56-61.

.Воронина А. М. Эволюция оффшорного бизнеса / А. М. Воронина / Финансы и кредит. 2009. № 13. С. 42-48.

.Журавлев С. Валютное регулирование и валютный контроль в 2009 году: основные новации / С. Журавлев // Иностранный капитал в России. 2009. № 12. С.84-92.

.Ковалев Д.А. Финансово-правовой механизм в деятельности оффшорных зон / Д.А.Ковалев, Е.Н.Борисенко./ Финансовый бизнес.2012. № 5. С.15-18.

.Сердинов Э. М. Международный оффшорный финансовый сектор: глобальный подход к оценке / Э.М. Сердинов // Банковское дело. 2000. № 10. С. 6-10.

.Басаргин И. Оффшоры: что изменилось и чего ожидать [электронный ресурс] / Басаргин И. //#"justify">.Калинин В. Перспективы оффшорного бизнеса [электронный ресурс] // #"justify">.Купец О. Оффшорные зоны [электронный ресурс] // #"justify">.Трубицына Т. Оффшоры и кризис [электронный ресурс] // http://www.offshory.ru

Похожие работы на - Инвестиционная ситуация. Подробный анализ

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!