Становление предпринимательской деятельности в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    62,16 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление предпринимательской деятельности в России

ВВЕДЕНИЕ

предпринимательство экономика российский

Актуальность темы. Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что в условиях современной России происходит широкое развитие предпринимательства. Идет быстрый рост численности предпринимателей, расширяется рыночная инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, но также при этом слабо развиты многие институты рыночной инфраструктуры, значительная часть российских предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования. В настоящее время перед предпринимательством в России стоит целый ряд проблем: недостаточная ресурсная база, несовершенство законодательной базы, отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий, но, зная причины возникновения, все их можно решить.

История российского предпринимательства охватывает более тысячи лет. Его летопись - это, прежде всего, летопись становления русской государственности, поскольку политическое освоение гигантских территорий. Российским государством шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями. Русские предприниматели сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности национального сознания и русской культуры. Развитие предпринимательства в России носило в значительной степени преемственный характер. Три четверти купеческих родов, не достигших ста лет, возникли в середине - второй половине 18 века и действовали вплоть до конца столетия. Все эти фамилии перешли в 19 век. Особый этап развития российского предпринимательства приходится на конец 19-20 вв. он связан с коренной структурной перестройкой российского торгового и промышленного потенциала. В стране наблюдается подъем созидательного энтузиазма. Происходит обновление предпринимательства. На современном этапе положение российского предпринимательства изменилось. Продукция отечественных предпринимателей уже не выдерживает конкуренции иностранных производителей. Чтобы российское предпринимательство опять поднялось на тот же уровень, что в 19-20 вв. нужно усовершенствовать законодательство и усилить контроль за его выполнением, развить формы сотрудничества в деловом мире, установить льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики.

Анализ изученных источников и литературы. При изучении данной темы источниками необходимой информации явились работы таких авторов как С.М. Хаирова, Д.И. Валигурский, Е.Ф. Борисов, Т.Н. Батова, Е.Е. Кузьмина, А.А. Новиков, М.В. Беспалов и т.д.

Цель работы. Целью данной работы является исследование форм предпринимательской деятельности и истории их становления в России.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

Изучение теоретических основ предпринимательства;

Изучение форм предпринимательской деятельности;

Изучение условий возникновения форм предпринимательской деятельности;

Изучение предпосылок становления предпринимательства;

Изучение этапов развития предпринимательской деятельности;

Изучение современного этапа развития предпринимательства в России.

Объектом исследования являются формы предпринимательской деятельности.

Предметом исследования является становление форм предпринимательской деятельности в России.

1.     
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

1.1    Предпринимательская деятельность: понятие и виды

Российское законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности определяет предпринимательство как инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность. Такое же определение предпринимательства дается в мировой практике. Так, например, в книге «Введение в бизнес» американских авторов А. Стоунера и Э. Долана бизнес описывается как деятельность на частных предприятиях, которые производят товары и услуги, стремятся к прибыли и конкурируют друг с другом.

Предпринимательство распространяется на широкий спектр видов деятельности, таких как производственная, хозяйственная, коммерческая, торгово-закупочная, посредническая, инновационная (связанная с капиталовложениями), консультационная, оказание услуг, финансовая (включая операции с ценными бумагами).

Основными чертами предпринимательства являются такие признаки как инициатива, ответственность, самостоятельность, риск, динамичность, активный поиск, мобильность. В совокупности, все это присуще экономической деятельности с тем, чтобы ее можно было назвать предпринимательской, бизнесом.

Чаще всего предпринимательская деятельность распространяется на экономику малых форм, это предприятия с численностью работников от нескольких до ста-двухсот человек. В связи с этим существует понятие «малый бизнес». Отсюда довольно высокий рост предпринимателей. В России число предпринимателей уже исчисляется миллионами, а в США насчитывается свыше пятнадцати миллионов индивидуальных предпринимателей, небольших фирм и фермерских хозяйств.

Предпринимательству соответствуют такие критерии как относительная кратковременность, тактический способ действий, бизнес - операций, сделок. Предприниматель проводит сменяющие друг друга операции с небольшой продолжительностью времени. В одних ему сопутствует успех, в других - неудача, важно чтобы в результате прибыль превышала, покрывала убытки.

Предпринимательство - общедоступный вид деятельности. В соответствии с российским законом предпринимателем может быть любой гражданин, не ограниченный в дееспособности, то есть способный действовать. В качестве российских предпринимателей могут выступать граждане иностранных государств и лица без гражданства. Коллективными предпринимателями, партнерами являются объединения граждан, использующие собственное, либо другое приобретенное имущество на законном основании.

Однако, не все, кто имеют право стать предпринимателями, могут ими становиться. Чтобы быть преуспевающим бизнесменом, нужно обладать рядом характеристик, таких как способности, умения, знания, энергия, природный дар. Без всех этих качеств можно добиться иногда сиюминутной удачи, которая в дальнейшем сменится потерями, провалом или вовсе банкротством. К тому же следует знать, что подлинное предпринимательство это не стрижка купонов, а тягостный изнурительный повседневный труд.

Производственное предпринимательство

Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство товаров, продукции, работ, создаются определенные духовные ценности, оказываются услуги. Как следует из рисунка 1, к производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях.

Рисунок 1 - Виды предпринимательской деятельности

Результатом производственной деятельности предпринимателя является реализация продукции (работ, услуг) потребителю и выручка определенной суммы денег с этой продукции.

Коммерческое предпринимательство

Полем деятельности коммерческого предпринимательства являются товарные биржи и торговые предприятия. Товарная биржа - это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарных биржах добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для сделки торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Основным содержанием коммерческого предпринимательства являются операции и сделки по купле-продаже, то есть, по перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства аналогична в определенной мере схеме производственно-предпринимательской деятельности.

Финансовое предпринимательство

Поле деятельности финансового предпринимательства представляют собой коммерческие банки и фондовые биржи. Коммерческий банк - это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка служит разница между процентными ставками депозитных (привлеченных) и ссудных средств.

Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи основывается на оперативном регулировании спроса и предложения. Здесь проводятся котировки ценных бумаг.

Консультативное предпринимательство

Консультант - это специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и (или) возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений. Консалтинговые услуги чаще всего предоставляются в виде консалтинговых проектов, включающих следующие основные этапы:

выявление проблем (диагностика);

разработку решений, проекта;

Консалтинговые услуги могут быть разнообразными. Европейский справочник-указатель консультантов по менеджменту в настоящее время выделяет 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в восемь групп: общее управление; администрирование; финансовое управление; управление кадрами; маркетинг; производство; информационные технологии; специализированные услуги.

1.2    Классификация форм предпринимательской деятельности

Гражданским Кодексом РФ (ГК РФ) определяется правовое положение предприятий как юридических лиц. В соответствии с положением этого нормативного документа все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. В свою очередь юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:

- хозяйственных товариществ и обществ;

производственных кооперативов;

государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Коммерческие организации - это организации, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, а также распределяющие прибыль между участниками. Обязанностью участников коммерческой организации являются экономическая ответственность за результаты ее деятельности.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме:

потребительских кооперативов;

общественных или религиозных организаций (объединений);

финансируемых собственником учреждений;

благотворительных и иных фондов (например, негосударственных пенсионных фондов).

Организации такого типа не преследуют цель получения прибыли, однако могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если она служит осуществлению основной (уставной) цели организации и соответствует ей.

Организационно-правовая форма юридического лица - это совокупность конкретных признаков, отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных. Признаки, характерные для коммерческой организации, можно выявить с учетом имущественных и неимущественных прав участников. В соответствии с законодательством выделяются следующие признаки коммерческих организаций:

формирование имущества организации;

участие в распределении прибыли;

получение доли в имуществе организации при прекращении членства;

получение «ликвидационной квоты»,

управление организацией;

регистрация участников данной организации;

получение информации о деятельности организации;

возможность защиты в законном порядке своих интересов.

Следовательно, к числу коммерческих организаций относятся следующие организационно-правовые формы организаций.

Хозяйственные товарищества и общества - это коммерческие организации с разделенным уставным (складочным) капиталом на доли (вклады) учредителей (участников). Имущество таких товариществ и обществ, сформированное за счет вкладов, произведенное и приобретенное в процессе деятельности, принадлежит им на праве собственности. Вложениями в складочный капитал могут выступать деньги, ценные бумаги, вещи. В соответствии с заключенным договором участники товарищества занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. По действующему законодательству РФ хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Полное товарищество - это объединение двух или более лиц, участники которого (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества в соответствии с заключенным между ними договором. Участники полного товарищества солидарно несут дополнительную (субсидиарную) ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Полное товарищество действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - это объединение лиц, когда вместе с полными товарищами в формировании складочного капитала принимают участие, коммандитисты, т.е. вкладчики, которые не принимают участия в предпринимательской деятельности, но получают прибыль и несут риск убытков в пределах сумм сделанного вклада. Такая форма привлекает дополнительные капиталы лиц, которые заинтересованы в выгодном вложении своих свободных средств. Вклад может производиться не только в денежной форме, но и в качестве предоставления помещения, транспортных средств и другим образом. Товарищество на вере функционирует на основании учредительного договора, который подписывают все полные товарищи.

Хозяйственные общества

Второй группой организационно - правовых форм коммерческих организаций выступают хозяйственные общества, которые подразделяются следующим образом:

общества с ограниченной ответственностью;

общества с дополнительной ответственностью;

акционерные общества;

дочерние и зависимые общества.

Общество с дополнительной ответственностью - это хозяйственное общество, состоящее из одного или нескольких лиц, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники несут солидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его дополнительная ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками, пропорционально их вкладам.

Акционерные общества - это наиболее сложный организационно-правовой вид организаций. Создание АО возможно двумя способами: путем учреждения и посредством реорганизации юридического лица. Договор о создании юридического лица есть договор о совместной деятельности, и имеет отличия от учредительного договора хозяйственных товариществ. Этим договором устанавливается порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, размер уставного капитала, права и, обязанности учредителей общества. Образование АО возможно путем реорганизации (слияния, присоединения, выделения и разделения), а также преобразованием обществ. Акционерным является общество уставный капитал, которого разделен на определенное количество акций, удостоверяющих обязательственные права участников. В отличие от товариществ участники АО (акционеры) несут риск убытков только в рамках внесенных ими вкладов (стоимости принадлежащих им акций). Учредительный документ акционерного общества это его устав. В зависимости от состава учредителей, способа формирования уставного капитала и статуса его участников различают два типа акционерных обществ - открытые и закрытые. Открытое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на свои акции и отчуждать их без согласия других акционеров, число участников не ограничено. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей. Открытость акционерного общества выражается ещё и в том, что оно должно ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, счет прибылей и убытков, бухгалтерский баланс. Закрытым является общество, акции которого распределяются между учредителями и иного указанного заранее круга лиц. Такое общество не имеет права осуществлять открытую подписку и распределение акций. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами.

Дочерние и зависимые общества. Дочерним и зависимым обществом признается любое хозяйственное общество: акционерное, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью. Особенностью дочерних и зависимых обществ является то, что основное («материнское») общество не только оказывает влияние на принятие ими решений, но и несет ответственность по долгам дочерних обществ. Хозяйственное общество может быть дочерним, если: в его уставном капитале преобладает участие основного общества или товарищества; имеется договор между ними; основное общество или товарищество могут определять решения, принимаемые этим обществом. Основное общество или товарищество должно отвечать перед кредиторами за действия дочернего общества.

Производственный кооператив - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной или иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Прибыль распределяется между членами ПК в соответствии с их трудовым участием. Право собственности ПК -форма коллективного владения, распоряжения и пользования имуществом. Члены производственного кооператива сами определяют минимальную сумму паевого фонда, размер пая, вносимого каждым участником, порядок его внесения, ответственность за нарушение обязательств по внесению взносов. Производственный кооператив действует на основе устава и учредительного договора.

Государственное и муниципальное унитарное предприятие - это коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым они наделяются, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве оперативного управления или хозяйственного владения. Органом управления унитарного предприятия выступает руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом). Учредительным документом предприятия является его устав, утверждаемый государственным органом или органом местного самоуправления. Уставный фонд полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Собственник решает вопросы: создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определения предмета и целей его деятельности: контроля над использованием и сохранностью имущества.

Некоммерческие организации

Некоммерческими определяются организации, у которых извлечение прибыли не является основной целью деятельности. При осуществлении работы прибыль не должна распределяться между участниками, однако они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если она служит осуществлению основной (уставной) цели организации и соответствует ей. Некоммерческие организации могут создаваться в следующих формах:

общественных объединений;

религиозных объединений;

благотворительных фондов;

учреждений;

государственных корпораций;

страховщиков;

ассоциаций и союзов и в других формах.

Общественные объединения. Согласно нормам закона под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей и реализации общих целей, указанных в уставе. Право создавать общественные объединения имеют физические лица и юридические. Общественная организация -базируется на членстве и создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим органом является общее собрание, собственниками имущества являются общественные организации, которые обладают правами юридического лица. Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, сооружения, строения, здания, жилищный фонд, транспорт, инвентарь, оборудование, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, обязательное для материального обеспечения деятельности данного общественного объединения.

Религиозные объединения. В соответствии с федеральным законодательным актом религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее, соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения создаются в форме религиозных организаций и религиозных групп. Для осуществления деятельности религиозные организации должны пройти государственную регистрацию, которая производится федеральным органом юстиции.

Фонды. Фондом является не имеющая членства некоммерческая организация, создаваемая гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, которая преследует социальные, культурные, благотворительные, образовательные и другие общественно полезные цели. Фонд признается собственником имущества, переданного ему учредителями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Учредители обязаны делать имущественные взносы в уставный капитал фонда. Фонды должны ежегодно опубликовывать отчеты о своей деятельности.

Учреждения. В Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или других целей некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Уставом разрешается осуществление предпринимательской деятельности.

Объединения юридических лиц. Коммерческие организации могут создавать объединения юридических лиц в форме ассоциаций или союзов, которые признаются некоммерческими организациями. В качестве учредителей ассоциаций и союзов могут выступать коммерческие и некоммерческие организации. Объединения юридических лиц учреждаются на добровольной основе: внутри ассоциации ее члены сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Учредительные документы ассоциации (союза) это учредительный договор, подписанный ее членами, а также утвержденный ими устав. Наименование такого учреждения должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с обязательным включением название слова «ассоциация» или «союз»

.3      Условия возникновения форм предпринимательской деятельности

История предпринимательства берет свое начало со средних веков. Уже в то время купцы, ремесленники и торговцы представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей носят профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, сам трудится на своей фабрике или на своем заводе.

С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организовываются акционерные общества. Первые акционерные компании начали развиваться в сфере международной торговли. Самой первой была создана английская торговая компания для обмена товарами с Россией (1554 г.). Она называлась Московской. В 1555 г. Иван IV даровал Московской компании льготные грамоты для свободного въезда в Москву и выезда из нее и пожаловал дом на Варварке для устройства торгового подворья. Компания стала развивать свою деятельность. Позднее в торговые отношения с Россией вступили французы, голландцы. В московский период важное значение приобрела и азиатская торговля. Установились тесные торговые связи с хивинцами, персами, бухарцами, крымскими татарами, шамаханцами, ногайцами. Одной из первых европейских стран Россия заключила равноправный торговый договор с Китаем (Нерчинский договор 1689 г.) Так как государство и лично цари принимали активное участие во внешней торговле, то проводилась политика устранения конкурентов как внешних, так и внутренних, что привело к введению казенной монополии на продажу ряда особо прибыльных товаров.

Новое столетие (ΧVΙΙ в.) было связано с тяжелыми испытаниями, такими как неурожай, крестьянские восстания, польская и шведская агрессия. В истории период с 1598 по 1613 гг. назван Смутное время. В 1649 г. в элиту делового мира России входило 13 гостей, 158 человек гостиной и 116 человек суконной сотни. Гости, помимо богатства (их капиталы составляли от 20 до 100 тыс. руб.), имели права на приобретение вотчин, заграничную торговлю и подсудность непосредственно царю. Черная сотня составляла низший слой купечества. На одинаковом положении с черной сотней находились посадские люди - мелкие городские торговцы. Особое положение имели слободские люди. Это название мелочных торговцев и ремесленников, живших за стенами города белыми слободами, которые объединялись в отдельные корпорации по профессиональному признаку. Посадские люди вели активную торговлю. В 1701 г. в Москве на каждые 2-3 двора было создано 1 торговое место. Большая часть посадских людей не имела помещений и торговала вразнос. Их называли ходебщиками и они охватывали мелочной торговлей окрестные села. Широкое распространение получила торговля с лотков (шалаши).

Крупное торговое дело требовало участия в нем большого числа доверенных лиц, которые бы исполняли поручения купца. Деловая практика России ХVII в. выработала разнообразные типы помощников. В купеческих родах ими были младшие члены семьи - сыновья, внуки, младшие братья. Силами одной семьи трудно было поставить большое торговое предприятие. Вынуждены были прибегать к посторонней помощи, к найму приказчиков. Понятие «приказчик» не всегда имело одинаковое юридическое значение. Известны, по крайней мере, три типа приказчика. Первый тип - это наемное лицо, которое предприниматель приглашает для исполнения определенных торговых поручений за установленное годовое жалованье (обычно до 30 руб.). Второй тип - приказчик берущий на себя ведение хозяйственных дел «из прибыли», причем было нормой разделение прибыли между хозяином и приказчиком пополам. Наконец, третий тип - приказчик, который являлся участником и компаньоном в торговом предприятии. Обе стороны - хозяин и приказчик - складывали свои капиталы; по окончании работы каждый получал обратно свою часть капитала, а прибыль делилась пополам. Свое собственное место рядом с приказчиками занимали сидельцы. Это - «работный человек», который на определенный срок поступал во двор к хозяину и давал на себя обычного типа жилую запись (об обязательствах в отношении купца). Правовым обеспечением деловых отношений в XVII в. являлся «правеж». Неисправного должника ежедневно выводили на площадь перед приказом и били прутьями.

Быстрое развитие отечественной торговли определило переход правительства к политике меркантилизма. 25 октября 1653 г. был предан гласности Торговый устав. Оживление деловой инициативы в мануфактурном производстве расширяло и дополняло отечественное предпринимательство. С формированием в ХVII в. единого всероссийского рынка происходит вовлечение в деловые отношения различных слоев населения.

Торгово-промышленная деятельность в эпоху петровских реформ характеризовалась большим ростом объема и расширением сферы деятельности российского предпринимательства. В России осуществлялась имперская модель модернизации, которая была подчинена задаче внешнего усиления государства, возрастания его военной мощи. На протяжении всего XVIII в. определяющая роль в российском предпринимательстве отводилась торговому предпринимательству, в торговых операциях главной фигурой оставалось купечество. Непомерное число прямых и косвенных налогов, возложенных на посады осложняли деятельность купечества. Реформа 20-х годов XVIII века разделила население городов на «регулярных граждан», то есть состоятельных жителей посада, и «нерегулярных граждан», к которым относились лица, работающие по найму, и чернорабочие. Дальнейшее разделение «регулярных граждан» на две гильдии положило начало становления гильдейского купечества. В первую гильдию входили крупные купцы, ювелиры, ростовщики, горожане «интеллигентных» профессий -доктора, иконописцы, живописцы, аптекари; вторую гильдию составляли торговцы мелочным товаром и ремесленники.

Для развития внутренней торговли в первой четверти XVIII столетия государством был предпринят ряд шагов: расширяется купеческое самоуправление в городах; в Петербурге почти сразу по основании города в 1703 г. была учреждена биржа место регулярных собраний купечества для заключения торговых сделок и получения информации о товарах и ценах. В петровские годы большую роль в жизни страны стала играть внешняя торговля. Расширялись торговые связи с Востоком - Китаем, Турцией, Ираном, Средней Азией. Также в первой четверти XVIII в. быстрыми темпами росло число русских консульств за границей, государство поощряло образование русских купеческих торговых компаний. В первое десятилетие XVIII в. правительством Петра I были предприняты меры по созданию казенных мануфактур, которые обслуживали нужды армии и флота. Одновременно именным указом Петра Великого крупные купцы явочным порядком объединялись в компании, которым вменялось в обязанность создание необходимых с точки зрения государства мануфактур. Для поощрения частного предпринимательства распространялась практика передачи казенных предприятий в частные руки. Также определенная часть предприятий основывалась без помощи правительства, «капиталом» самих владельцев. Петр I вместе с тем предпринял попытку перестройки ремесленного производства. В соответствии с указом 1722 г. городские ремесленники были объединены в цехи. Таким образом, экономическая политика Петра не способствовала свободе предпринимательства и складыванию рыночных отношений в России.

В послепетровский период продолжался процесс формирования купеческого сословия и изменения его социально-правового статуса. Ранее купечество было разделено на две, а позже на три гильдии в соответствии с размером своего капитала и видом деятельности. Манифестом 1775 г. определялись новые принципы сословного деления городского населения. Богатые горожане с капиталом более 500 рублей отныне приписывались к купечеству; менее состоятельные - к мещанам. Купечество было освобождено от подушной подати и обложено гильдейской пошлиной в размере 1% от объявленного самими купцами «по совести» капитала. Купечество в соответствии с величиной объявленного капитала делилось на 3 гильдии, за каждой из которых закреплялись виды деятельности и определенные привилегии.

Продолжающийся во второй половине ХVIII в. рост торгового предпринимательства ставил вопрос о государственном кредитовании торговли. В начале 30-х годов при императрице Анне Иоанновне была создана Монетная контора, выдававшая ссуды под залог золота и серебра. В 1754 г. (в царствование Елизаветы Петровны) происходит создание государственных сословных банков - Дворянского и Купеческого. Во второй половине ХVIII в. наряду с государственными банками появились частные купеческие коммерческие банки, городской общественный банк в Вологде, первые банкирские дома, стал формироваться институт придворных банкиров, обслуживающий интересы двора и правительства. Капитал накапливался в стране благодаря развитию внешней торговли. С середины ХVIII в. для торговли с восточными и южными странами русскими купцами на акционерных началах стали создаваться специальные торговые компании, которые действовали на условиях открытого доступа в них всех желающих приобретать их акции. Компанейская форма торговли приобретала значение более перспективной для умножения торгового капитала.

Для первой половины ХIХ в., когда российское предпринимательство находилось накануне Великих реформ, характерным было продолжавшееся нарастание капиталистических явлений в экономике страны. Несмотря на то, что происходил процесс перетекания купеческих капиталов в промышленность, торговое предпринимательство по-прежнему играло значительную роль. Торговля сосредотачивалась в руках гильдейского купечества (особенно купцов третьей гильдии) и торгующего крестьянства, которое составляло серьезную конкуренцию купцам. В первой половине ХIХ в. берет свое начало стационарная торговля в магазинах и лавках, появляются первые специализированные магазины (как правило, их владельцами становились иностранцы), организуются торговые дома. В развитии современных форм оптовой торговли значительную роль начинают играть биржи - особенно Петербургская, занявшая ведущее место среди бирж, начавших функционировать в первой половине ХIХ в. (Одесская (1796), Варшавская, Московская, Рыбинская, Нижегородская). Именно здесь появлялись большие возможности для крупной оптовой торговли однородными по качеству товарами без их предъявления. Ценные бумаги (акции и облигации) начинают превращаться в предмет сделок не ранее 30-х годов ХIХ века, при этом государство стремилось не допускать спекуляции ими. В разных отраслях производства появлялись все новые и новые частные предприятия, начался процесс их акционирования - актуальной стала задача законодательного оформления статуса предприятий.

В 1806 г. в ряде городов России были созданы учетные конторы, которые должны были действовать так же, как учетные конторы, созданные в 1797 г. в Петербурге при Ассигнационном банке. В 1817 г. происходит преобразование учетных контор в Коммерческий банк. Остававшаяся у предпринимателей потребность в коммерческом кредите определила появление в разных районах империи частных коммерческих банков, учреждение ряда городских общественных банков, создание сберегательных касс при воспитательных домах и приказах общественного призрения.

В российской истории XIX в. центральное место занимают великие реформы 60-70-х годов XIX в. Реформы, которые начались с отмены крепостного права (Манифест 19 февраля 1861 г.) и в дальнейшем коснулись всех сфер жизни общества. Во второй половине XIX - начале XX вв. в России возросли товарность и урожайность сельского хозяйства, началась индустриализация, а на рубеже XIX-XX вв. утвердились монополии и финансовый капитал. В стране быстрыми темпами росли производительные силы, формировались кадры предпринимателей и рынок наемной рабочей силы. Торгово-промышленное законодательство наделяло коммерческой правоспособностью все слои населения страны (окончательно этот вопрос был решен принятием Положения о государственном промысловом налоге 1898 г.). В общем, законодательное регулирование предпринимательства в России способствовало деловой активности и развивалось в направлении либерализации торгово-промышленной деятельности.

В частновладельческом секторе рыночной экономики выделились две преобладающие формы хозяйственной деятельности: индивидуальная и коллективная. Исторически в мире восторжествовала корпоративная форма предпринимательства - акционерные компании. Акционерная компания сформировалась в Европе. В России она предстала как готовая форма, которую нужно было приспособить к российским условиям. Адаптацией европейской формы в России были две капиталистические ассоциации: торговый дом и акционерное общество. Торговый дом - это структура закрытого типа, объединяющая небольшой круг близких друг другу лиц. Эта форма была зафиксирована в законодательном акте 1807 г. в двух видах: полное товарищество и товарищество на вере, или коммандитное товарищество. Большинство ведущих торговых домов со временем превратилось в акционерно-паевые предприятия. Акционерные компании в России имели две разновидности: акционерные общества и товарищества на паях. Название «общество», как правило, было своеобразным намеком на европейскую модель бизнеса. «Товарищество» подчеркивало традиционность, почвенность предприятия. Различные организационные формы предпринимательства соответствовали тем или иным ступеням иерархии бизнеса. Мелкий бизнес представлял индивидуальные фирмы, которые управлялись семьей или одним лицом. Полные товарищества локализовались в сфере среднего и отчасти крупного бизнеса. Таким образом, во второй половине XIX - начале XX вв. в России имела место эволюция от единовладельческих предприятий к ассоциативным формам капитала, что находилось в русле мирового развития.

К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и завершения двух революций - Февральской и Октябрьской - был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Все крупные предприятия были национализированы, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.

Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика - нэп (1921- 1926). Однако с конца 1920х гг. предпринимательство вновь сворачивается и лишь в 1990е гг. началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г. - Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм деятельности предприятий.

2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬСТИ В РОССИИ

.1 Предпосылки становления предпринимательской деятельности

Истоки отечественного предпринимательства были связаны с переплетением географических, политических и экономических факторов. Первое государство (Русь) образовалось объединением 200 мелких славянских племен, а также некоторых финно-угорских и литовско-латышских племен. Определяющими факторами возникновения древнерусского государства были торговый и военный. Реки объединили славянские лесные земли и стали частью коммуникационной системы древнего цивилизованного мира. Греческие колонисты использовали Днепр как огромную торговую дорогу («путь из варяг в греки»). В X-XI вв. широко развивалась внешняя торговля с восточными соседями, которые концентрировались вокруг Волги. Ими являлись богатые торговые государства того времени: Волжская Булгария и Хазарский каганат. В Киеве в IX-X вв. был хазарский торговый двор - «урочище Козыря». В 1006 г. Владимир Святой заключил торговый договор с булгарами, который разрешал им беспошлинно торговать по всей Руси. Общение с волжскими народами дало возможность включиться в торговлю по Волжскому пути, который являлся ответвлением Великого шелкового пути. Основой развития предпринимательства становились города в качестве ремесленно-торговых центров. Скандинавские источники IX в. называют Русь «страной городов». При князе Владимире (конец IX в.) их было 25; в XI в. (период расцвета) - более 89; перед нашествием Орды (начало XIII в.) - 271. Первый писаный свод законов «Русская Правда», составленный при сыновьях Ярослава Мудрого в XI в., говорит о довольно широком развитии денежного хозяйства, торговли, ростовщического и купеческого капиталов. «Легко заметить ту общественную среду, которая выработала право, послужившее основанием «Русской Правды», это был большой торговый город». Один из древнейших русских актов, сохранившихся в подлиннике, - «Духовная Климента» (примерно 1270 г.), подтверждает высокое развитие товарно-денежных отношений. Новгородский купец Климент сопоставлял свою торговую деятельность с предоставлением кредитов. Также известен тверской купец XV в. Афанасий Никитин, который является автором книги «Хождение за три моря». Из его записок можно сделать вывод, что русские купцы вели торговлю не только с ближними, но и дальними странами. Историки говорят, что российским предпринимателям того периода были свойственны сочетание высокой работоспособности и умения расслабиться, расчетливости и фантазии, наличие глубокого и жесткого самоанализа. Примером российского предпринимательства может являться деловая жизнь монастырей. Основой хозяйственно-предпринимательской деятельности становились монастырские колонии. Такие монастыри, как Кириллов-Белоозерский, Соловецкий, Троице-Сергиев, показывали образцы формирования предпринимательских хозяйств. Казачество также внесло большой вклад в развитие отечественного предпринимательства. С XVI в. в Московском государстве начинается расцвет торгово-промышленного предпринимательства, которое подкреплялось столичным купечеством. Начинают зарождаться целые поколения предпринимателей. Первым из них считается род Строгановых, ставших крупнейшими промышленниками в период с XVI по XX в. Мощным толчком развития предпринимательства стала эпоха Петра I. В этот период, число мануфактур увеличилось с 10 до 230. Одним из ярких примеров развития частной предпринимательской деятельности становится рождение дома Демидовых. Сыновья и внуки основателя рода построили более 40 заводов, производивших 40 % чугуна в России. Сам Петр I, по существу, стал первым предпринимателем всей России потому, что ему в полной мере были присущи основные качества предпринимателя. Частично перенимая предпринимательские подходы в Европе, Петр и порожденное им предпринимательское поколение образовали основу российского торгово-промышленного бизнеса. При Екатерине II было всем сословиям было разрешено создавать мануфактуры. Развивалась и росла мануфактура «капиталистых крестьян», прежде всего в легкой промышленности. Характерно возникновение Иваново-Вознесенского текстильного района. Организаторы крестьянской мануфактуры были инициативные, энергичные крепостные - Борисовы, Грачевы, Бутримовы, Горелины и другие. Крупная промышленность, владельцами и организаторами которой были крепостные крестьяне, - один из феноменов отечественной истории. Крестьянин-предприниматель действовал в тяжелейших условиях, «лишь благодаря твердости своего характера и целеустремленности столь многим из них удалось преодолеть все препоны своего стесненного состояния». Таким образом, истоки отечественного предпринимательства во многом были связаны с особым географическим положением древнего государства Русь.

.2 Основные этапы развития предпринимательства

В экономике Российской империи государство играло важную роль, так как основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное регулирование, что определило жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования. В дореформенный период (до 1861 г.) - первый этап развития предпринимательства - государство, являясь абсолютистским, контролировало предпринимательскую деятельность путем административного надзора и всевозможной регламентацией. Второй этап развития предпринимательства в России начинается с реформы 19 февраля 1861 г. В это время в государстве было 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн. руб., в Петербурге создали первый в России частный коммерческий акционерный банк. Проходили первые форумы отечественных предпринимателей - первый купеческий съезд (1865 г.) и первый всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков (1870 г.). Бурное развитие получила такая форма предпринимательства как: акционерно-паевая. Российское законодательство выделяло следующие организационные структуры предпринимательства: единоличные организации, торговые дома и акционерно-паевые общества. На рубеже XX в. на смену мелкому и среднему предпринимательству приходят крупные организации. В рассматриваемый период в нашей стране монополия одной организации была редкостью. Типичной была другая ситуация: олигополия нескольких крупных организаций. В сельском хозяйстве наметился переход от мелкотоварного производства, основанного на личном труде, к крупному товарному производству. По указу от 9 ноября 1906 г. признавались следующие виды собственности на землю: общинная, надельная (семейная), личная. Внешняя торговля чаще всего сводилась к импорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г. оборот зарубежной торговли Российской империи вырос более чем в два раза в основном за счет хлеба. Экспорт капитала производился в основном в страны Востока. Значительные капиталовложения были помещены в Китае и Манчжурии - 750 млн. руб. Иностранные предприниматели широко инвестировали свой капитал в нашу экономику, преимущественно (3/5 от общей суммы) в три отрасли российской промышленности - горную, металлургическую и металлообрабатывающую.

В общем, отечественное предпринимательство во второй половине XIX - начале XX в. получило большие возможности для развития. Однако противоречия общественной и экономической систем оказали огромное влияние на развитие предпринимательства. Период с октября 1917 г. до начала 1920-х гг. третий этап развития отечественного предпринимательства. Особенностью этого этапа было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика определялась марксистскими представлениями о коммунистическом обществе

Во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода, - как форма эксплуатации рабочего класса.

Во-вторых, обобществление производства трактовалось как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат.

В-третьих, планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду - как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов. Во всех сферах общественной жизни была установлена государственная монополия. Заниматься предпринимательской деятельностью продолжало немалое число мелких и средних самостоятельных предпринимателей. Период НЭПа знаменовал собой новый (четвертый) этап. Началом НЭПа считается утверждение Советом Труда и Обороны (СТО) «Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926 г., в которых провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. Предпринимательскими функциями начало заниматься государство, что проявлялось в концессиях. Концессия представляла собой договор между Советским государством и иностранным капиталистом, в соответствии с которым капиталисту передавались для работы определенные объекты или участки земли. В эти годы проявляется значение участия государства в акционерных обществах. Акционерные организации активно использовалась государством как организационная форма государственных предприятий. Но все таки в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление. Пятый этап отечественного предпринимательства охватил период, длившийся около 60 лет: с конца 1920-х годов до второй половины 1980-х. В этот период проявилось безраздельное господство административно-командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в «теневую» экономику. Предприниматели старались реализовать свой товар через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий организовывали предприимчивые рабочие. «Теневики» успешно конкурировали с государственным сектором, на протяжении длительного времени. Шестой этап развития предпринимательства начался во второй половине 1980-х гг. при возобновлении старых форм хозяйствования - аренда, кооперация, подряд. В начале 1988 г. 90 % всех совместных предприятий и более 90 % произведенной ими продукции определялось производством товаров народного потребления, бытового обслуживания, переработки и заготовки вторичного сырья. Кооперативы объединяли различные виды деятельности. Особенностью кооперативного сектора было то, что он в определенной мере зависел от государства и развивался на его основе, так как более 82 % кооперативов было создано при государственных предприятиях, у которых они арендовали 58 % основных фондов. Для развития предпринимательской деятельности в 1990 г. была проведена юридическая основа. Развитие предпринимательства с началом активной приватизации получает мощный импульс. В этот период(1993-1994 гг.) появилось множество собственников и наблюдалось интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, легкой промышленности, общественного питания, торговли. Были заложены основы рыночных отношений. Развитие малого предпринимательства происходило по следующим основным направлениям:

- создание общественных организаций и фондов поддержки;

развитие базовых элементов системы информационного обеспечения малого предпринимательства на региональном уровне, включая необходимые технические и программные средства, организационные решения, базы данных;

совершенствование законодательной и нормативной базы в области государственной поддержки малого предпринимательства;

реализация инновационных процессов в малом предпринимательстве;

осуществление мероприятий по кредитованию малого предпринимательства.

Особенность предпринимательства в рамках корпоративной структуры заключается в том, что, несмотря на хозяйственную независимость объединенных организаций, существуют сильные взаимные этические, организационные, финансовые, деловые и иные связи, делающие корпоративные структуры устойчивыми и надежными партнерами в предпринимательской деятельности. Таким образом, складывается самоорганизующийся корпоративный сектор экономики, субъектами которого являются такие формы объединений, как корпорации, ассоциации и др. Этот факт свидетельствует о новом повороте и переходе на иные социально-экономические и политические отношения в XXI веке.

.3 Современный этап развития предпринимательства в России

Состояние предпринимательского потенциала в современной России обусловлено переходным характером экономики. С одной стороны, в стране быстро растет квалификация и численность предпринимателей, расширяется рыночная инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть российских предпринимателей не имеет соответствующего образования и необходимого опыта, слабы и неэффективны многие институты рыночной инфраструктуры, очень низка предпринимательская культура и этика, значительная часть населения неоднозначно относится к предпринимателям как слою общества

Для развития предпринимательства в нашей стране проводится ряд необходимых мер, так как оно способствует:

отраслевому изменению структуры экономики;

формированию рынка и переориентации экономических отношений;

разгосударствлению и приватизации имущества предприятий;

созданию новых рабочих мест;

расширению потребительского рынка;

увеличению экспортного потенциала страны;

преимущественному использованию сырьевых ресурсов;

повышению культурно-технического уровня, условий активности и ответственности работников;

формированию новых идеалов и ценностей;

расширению благотворительной деятельности в России.

На сегодняшний день перед российским предпринимательством стоит целый ряд проблем: несовершенство законодательной базы, недостаточная ресурсная база, отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий, со всеми этими проблемами сталкиваются предприниматели, но зная причины возникновения, все проблемы можно решить.

.        Несовершенство законодательной базы: причина - нет единой законодатель

ной основы; отсутствие законопослушания.

. Недостаточная ресурсная база - материально-техническая и финансовая: причина - создание сектора предпринимательства на пустом месте;

. Отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий: причина - нет учета результатов их работы, несовершенство отчетности;

. Слабое материально-техническое обеспечение: причина - ограничен доступ к высоким технологиям, отсутствуют машины и оборудование; пути решения - распространение передового опыта.

. Кадры: причина - низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства;

. Слабая государственная поддержка: причина - бюджетные ограничения, бюрократическая волокита.

Россия как крупная мировая держава обладает рядом конкурентных преимуществ. Это ресурсы, высокая квалификация рабочей силы, уникальное евроазиатское положение, развитая транспортная сеть, сохранившийся научно-производственный потенциал. Существуют некоторые проекты, которые впечатляют своими результатами, с помощью этих проектов некоторые фирмы удивительным способом приспособились к рыночной экономике хозяйствования. Очевидным является тот факт, что после вступления в ВТО российский товар вряд ли прорвется на мировой рынок.

Во-первых, ВТО продвигает в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, в то время как основой российского экспорта является топливо и сырье (которые и так допускаются на внешние рынки без ограничений).

Во-вторых, структура российского экспорта очень инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности, недогрузки и фактического прекращения технического прогресса в стране.

В-третьих, с преодолением кризиса спрос на отечественную продукцию возрастает, что вследствие приводит к некоторым ограничениям.

Наконец, через свои двусторонние торговые соглашения со странами - членами ВТО, Россия на сегодняшний день имеет доступ к основному объему тарифных планов, зафиксированных в этой Организации.

Перспектива импорта товаров и услуг в будущем представляется по-другому. Допуск зарубежных товаров на отечественный рынок, создает конкуренцию российским производителям, к чему российская промышленность пока не готова. Эти особенности касаются таких отраслей как пищевой, фармацевтической, химической, автомобильной, авиастроительной, легкой и электронной промышленности, сектор финансовых услуг и розничная торговля, мелкий и средний бизнес.Поэтому только 10% проанкетированных российских предприятий заявляет о своей готовности работать по нормам ВТО. Конечно, дешевизна и обилие импортных товаров могли бы пойти на помощь отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечении его прав, что в нашей стране пока отсутствует.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

предпринимательство экономика российский

На протяжении длительного исторического периода (с эпохи средневековья до середины XIX в.) предпринимательство прошло сложный путь от простых торгово-посреднических операций к сочетанию товарообмена с промышленным предпринимательством, и, наконец, организацией фабрично-заводского производства. Соединение занятий торговлей и промышленным предпринимательством в XVIII в. свидетельствовало, что эпоха чисто торгового капитала подходила к концу, наступал период постепенного занятия приоритетных позиций производственным капиталом, что означало дальнейшее развитие капиталистического уклада и постепенное превращение его в XIX веке в ведущую форму хозяйства.

Особый этап развития российского предпринимательства приходится на конец 19-20 вв. он связан с коренной структурной перестройкой российского торгового и промышленного потенциала. В стране наблюдается подъем созидательного энтузиазма. Происходит обновление предпринимательства. Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей (текстильных, переработки сельскохозяйственных продуктов и т.д.) к фабрикантам передовых технологий - машиностроения и металлообработки. Наблюдается гигантское усиление роли банков и страховых учреждений. Русские предприниматели осуществляют коренное техническое перевооружение промышленности. Доля производственного накопления в конце 19 - начале 20 века составляла 15-20% национального дохода. Капитальные вложения в промышленность росли гигантскими темпами. Ускоренными темпами механизировалось производство. Отечественные предприниматели определяли всю промышленную политику России. В этих условиях русский рубль был устойчивой конвертируемой валютой, которую высоко ценили иностранцы.

На современном этапе положение российского предпринимательства изменилось. Русский рубль уже не является устойчивой конвертируемой валютой, отечественная продукция не выдерживает иностранной конкуренции. Чтобы российское предпринимательство опять поднялось на тот же уровень, что в 19-20 вв. нужно усовершенствовать законодательство и усилить контроль за его выполнением, развить формы сотрудничества в деловом мире, установить льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики, разработать муниципальные программы по развитию предпринимательства.

Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, прогнозировать, рассчитывать вероятность тех или иных потерь, идти на риск сознательно. Комбинируя факторы производства, предприниматель должен выбирать наиболее оптимальный вариант, чтобы при минимальных издержках получить максимально возможную прибыль. Но в условиях недостаточно развитых рыночных отношений добиться этого российским предпринимателям будет намного сложнее, чем западным. Необходима адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать в течение длительного периода, когда новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок, освоит на практике теорию предпринимательства. Пройдет время, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1)      Артамонов В.С. Микроэкономика: Учебное пособие / В.С. Артамонов, Попов А.И., Иванов С.А., Уткин Н.И., Алексеев Е.Б., Махлаев А.Н. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.

)        Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник. - СПб.: АНО ИПЭВ. 336 с., 2009.

)        Балашевич М.И. Экономика и организация малого бизнеса: учеб. пособие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. - Минск: БГЭУ, 2012. - 335 с.

)        Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. - 372 с.

)        Батова Т.Н., Васюхин О.В., Павлова Е.А., Сажнева Л.П. Экономика промышленного предприятия - СПб.: ГУ ИТМО, 2010. - 248 с.

)        Бессолицын А.А., История российского предпринимательства. Учебное пособие. 2-е издание: М.: Маркет - ДС, 2010.

)        Беспалов М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России. - М.: Инфра - М, 2014. - 232 с.

)        Борисов Е.Ф. Экономика. Учеб. пособие - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2012 - 256 с. - (Высшее образование).

9)      Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник / Д.И. Валигурский - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 520 с.

)        Верещагин А.С., Хайртдинов Р.Х. История российского предпринимательства: от истоков до начала ΧΧ века. учеб. пособие. - Уфа: Изд - во УГНТУ, 2009. - 245 с.

)        Илларионова Е.В., Фомина А.С., Гуськов С.А., Федосова С.И., Шумилов А.И. История российского предпринимательства: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. - 248 с.

)        Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. - 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 520 с.

)        Новиков А.А. История российского предпринимательства. МИЭМП, 2010. - 177 с.

)        Основы предпринимательства: учеб. пособие / В. И. Брунова [и др.]; под ред. В. И. Бруновой; СПбГАСУ. - СПб., 2010. - 106 с.

)        ПереверзевМ.П., Лунёва А.М. Основы предпринимательства: Учебник / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: Инфра - М, 2009. - 176 с. - (Высшее образование).

)        Предпринимательское право России: учеб. / В. С. Белых, Г. Э. Берсункаев, С. И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2009. - 656 с.

17)    Предпринимательство и бизнес: Учебник / М.П. Переверзев, А.М. Лунева; Под ред. М.П. Переверзев. М.: Инфра - М, 2010. - 176 с.

)        Устинов И.Ю. Экономика. Микроэкономика. Учебное пособие / И.Ю. Устинов. - Воронеж: ВАИУ, 2010. - 179 с.

19)    Хаирова С.М., Метелев И.С., Хаиров Б.Г. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие - Омск.: ООО «Омскбланкиздат», 2012 г. - 254 с.

)        Черняк В.З. История предпринимательства: учеб. пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / В.З. Черняк. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. - 607 с.

Похожие работы на - Становление предпринимательской деятельности в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!