Изучение рынка хлебобулочных изделий, оценка его состояния и прогноз развития

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    461,29 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение рынка хлебобулочных изделий, оценка его состояния и прогноз развития

Введение

Хлеб и хлебобулочные изделия - социально значимые продукты, которые входят в состав потребительской корзины. Они относятся к товарам стратегической значимости, пользуются высоким спросом. Значит, ни экономические кризисы, ни погодные катаклизмы, ведущие к сокращению урожая зерна, практически не влияют на конъюнктуру рынка хлебобулочных изделий. Впрочем, хватает и других проблем.

Аналитики утверждают, что в последнее время проявилась тенденция сокращения потребления хлеба в крупных мегаполисах среди населения с уровнем дохода выше среднего. Конечно, значительно повлиять на рынок хлебобулочных изделий это не может.

Однако наблюдения показывают, что начиная с 2007 года его объем пусть медленно, но сокращается. Почти весь объем рынка в натуральном выражении представлен продукцией отечественных производителей, доля зарубежных изделий занимает менее 1%.

В целом российский рынок хлеба и хлебобулочных изделий в натуральном выражении условно разделяется на два сегмента: первый включает в себя хлеб из пшеничной, ржаной муки и из смеси разных сортов муки, второй - хлебобулочные изделия. По состоянию на 2011 год доля сегмента хлеба из пшеничной и ржаной муки и из смеси разных сортов составила чуть более 70%; доля же сегмента хлебобулочных изделий была на уровне 30% общего объема рынка.

Объект исследования: рынок хлеба и хлебобулочных изделий.

Цель работы - изучение рынка хлебобулочных изделий, оценка его состояния и прогноз развития на 2012-2017гг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

¾      изучить факторы, влияющие на спрос и предложение хлебобулочных изделий;

¾      изучить объем, темпы роста;

¾      представить прогнозы развития на 2012-2017гг.

При написании данной работы были использованы различные источники информации, такие как официальные статистические сайты Пермьстат, Росстат, ресурсы сети Интернет, учебные пособия.

Описание объекта исследования

Хлеб - объединяющее название для группы продуктов питания, приготавливаемых путем выпечки, паровой обработки или жарки теста, состоящего, как минимум, из муки и воды. В большинстве случаев добавляется соль, а также используется разрыхлитель, такой как дрожжи. В некоторые сорта хлеба также добавляют специи (такие как зерна тмина) и зернышки (семена кунжута, мака). Зернышки также служат для украшения.

Огромное значение на Рынке хлеба играют следующие организации:

Государственная хлебная инспекция - орган контроля за качеством зерна, муки и хлебных продуктов. В прошлом также осуществляла государственный контроль за ценами.

Российский Зерновой Союз - всероссийское объединение участников зернового рынка. Союз является некоммерческой организацией и объединяет более 530 организаций всех форм собственности, деятельность которых связана с производством, хранением, очисткой, сушкой, переработкой, внутренней и внешней торговлей зерном, хлебопродуктами, комбикормами, определением их качества и сертификацией, а также организации инфраструктуры зернового рынка, оказывающие финансовые, страховые, сюрвейерные, снабженческие, транспортные, научно-технические, информационные и иные услуги, обеспечивающие функционирование зернового сектора экономики.

Классификация хлеба и хлебобулочных изделий

Хлебные изделия в зависимости от вида муки могут быть ржаными, ржано-пшеничными, пшенично-ржаными и пшеничными.

По рецептуре теста они выпекаются простыми, улучшенными и сдобными (только пшеничные).

По способу выпечки хлеб бывает подовым и формовым. Пшеничные изделия чаще выпекаются подовыми, ржаные и ржано-пшеничные - в формах.

По способу реализации хлеб выпекают штучным и развесным. В настоящее время основное количество хлеба изготавливается штучным.

В названиях сортов хлеба нет единого принципа. Часть сортов хлеба именуется по виду и сорту муки (хлеб пшеничный из муки высшего, первого или второго сортов); в других - опускается наименование сорта муки, но подчеркиваются определенные особенности рецептуры (хлеб «Горчичный», «Молочный», «Ситный», с изюмом, «Ароматный» и т. д.). Название некоторых сортов сложилось издавна, стало традиционным и подчеркивает местные особенности (хлеб «Бородинский», «Украинский», «Минский», «Рижский» и т.д.).

Ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий

Ассортимент хлебобулочных изделий насчитывает до 1000 наименований. Номенклатура группового ассортимента хлебных изделий, утвержденная Центральным статистическим управлением:

¾      хлеб ржаной из обойной муки;

¾      хлеб ржаной из обдирной и сеяной муки, включая хлеб из смешанной валки;

¾      хлеб ржано-пшеничный и пшенично-ржаной;

¾      хлеб пшеничный из обойной муки;

¾      хлеб пшеничный из муки II сорта;

¾      хлеб пшеничный из муки I сорта;

¾      хлеб пшеничный из муки высшего сорта;

¾      булочные изделия из муки II сорта (массой 500 г и менее);

¾      булочные изделия из муки I сорта (массой 500 г и менее);

¾      булочные изделия из муки высшего сорта (массой 500 г и менее);

¾      бараночные изделия;

¾      сдобные изделия;

¾      сухари, хрустящие хлебцы, гренки, в том числе сухари сдобные;

¾      пироги, пирожки, пончики;

Изделия, относящиеся к группе «Хлеб», имеют массу от 0,5 кг и выше.

В рецептуру большинства видов изделий входят мука, соль и дрожжи. Улучшенные сорта из ржаной муки содержат, кроме того, солод, сахар, патоку, пряности; в рецептуру отдельных сортов хлеба из пшеничной сортовой муки в небольшом количестве входят жир и сахар.

Рисунок 1. Структура рынка хлеба и хлебобулочных изделий по видам в 2010 году

Рассмотрим структуру рынка хлебобулочных изделий в 2010 году (рисунок 1). Наиболее производимым продуктом является ржаной хлеб, его часть составляет 27% из всей производимой хлебобулочной продукции, также хлеб пшеничный 1-го сорта - 24,7%. На последнем месте находится диетический хлеб, всего 0,5%.

Объемы производства и продаж

По данным Росстата объем производства в 2012 г. по сравнению с 2000 г. снизился почти на 3 миллиона тонн. Та же ситуация происходит и с объемом продаж. (таблица 1).

Таблица 1. Объемы продаж и производства (млн/тонн) за 2000-2012гг.


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Объем производства

9,465

9,190

8,927

8,667

8,415

8,170

7,933

7,702

7,470

7,246

7,029

6,818

6,613

Объем продаж

9,358

9,002

8,865

8,534

8,387

8,036

7,180

7,143

7,083

7,036

7,000

6,730

6,540


Розничные продажи хлеба и хлебобулочных изделий в России с 2006 по 2010 гг снизились на 180 тыс т или 2,5%. В 2010 г продажи хлеба и хлебобулочных изделий в стране составил 7 млн т. В 2011 г спрос на хлебную продукцию продолжил снижаться. По оценкам BusinesStat, сокращение продаж по сравнению с 2010 г составило 27,7 тыс т или 0,4%.

Об индексе потребительских цен

С января по декабрь в 2002 г. индекс цен падает. В 2003г. наоборот возрастает. В 2004г. опять же падает, а в 2005г. возрастает. Такая динамика индекса цен наблюдается по 2012г. (таблица 2, данная таблица взята с официального сайта Федеральной службы Государственной статистики)

Таблица 2. Индексы потребительских цен в % за 2002-2012гг.


2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

январь

111,67

105,35

135,04

112,22

103,03

111,5

123,17

124,4

102,22

109,7

106,83

февраль

110,04

105,63

136,41

110,79

103,62

110,99

124,15

123,34

102,08

110,65

105,91

март

109,14

105,81

137,23

109,91

104,57

110,14

126,01

121,42

101,96

111,29

105,28

апрель

108,41

106,18

137,96

108,9

105,31

109,55

128,87

118,62

101,85

111,79

104,84

май

107,78

106,93

137,96

108,08

105,79

109,22

131,24

116,36

101,77

112,24

104,48

июнь

107,27

108,24

136,99

107,43

106,13

109,25

132,92

114,53

101,71

112,64

104,17

июль

106,86

109,44

135,93

106,94

106,38

110,37

133,02

113,03

101,67

112,97

104,06

август

106,5

110,47

134,98

106,57

106,6

111,93

132,33

111,8

101,89

112,95

104,23

сентябрь

106,3

111,61

133,84

106,26

106,81

113,28

131,66

110,78

102,23

112,77

104,6

октябрь

106,14

113,13

132,29

105,95

107,09

114,34

131,06

109,93

102,55

112,59

105,07

ноябрь

106,02

114,59

130,79

105,68

107,42

115,12

130,59

109,22

102,87

112,37

 

декабрь

105,92

115,94

129,44

105,44

107,73

115,75

130,15

108,62

103,26

112,06

 


Влияющие рынки

Влияющими на исследуемый Рынок являются рынок сырья и рынок упаковки. Рассмотрим более подробно основные показатели и тенденции развития этих рынков.

Рынок сырья

Основное сырье для производства хлебобулочных изделий - пшеничная и ржаная мука, реже - кукурузная, ячменная и др. Таким образом, влияющими рынками для исследуемого являются рынок зерновых культур, а в особенности - рынок пшеницы и ржи.

Рынок упаковки

Еще несколько лет назад значительный объем хлеба, производимого в России, реализовывался без какой-либо упаковки. Основным требованием была его доступность в рознице и цена. С распространением сетевых супермаркетов, упаковка хлеба стала абсолютно необходимым требованием, и сейчас продажи хлеба без упаковки возможны лишь в отдаленных сельских регионах.

Ежегодный объем сегмента упаковки, потребляемой хлебной отраслью, составляет 2,6-3 млрд. упаковок. При этом доля продукции из полимерных материалов составляет 85-95% этого рынка, оставшаяся же часть принадлежит бумажной упаковки. Около 5% приходится на долю термоусадочной пленки. ПП-упаковка для хлеба выпускается в виде пакетов из Cast- и БОПП-пленок, доли которых оцениваются разноречиво.

Конкуренция на Рынке

Анализируя конкуренцию на Рынке, можно отметить его низкую степень концентрации: доля крупнейших производителей хлеба составляет не более 29 % от общероссийского производства.

Ведущие игроки ведут конкурентную борьбу преимущественно в пределах своего региона и федерального округа. Процесс консолидации пока не наблюдается, хотя крупнейшие игроки могу объединять до 10 производственных предприятий. Более 50% предприятий хлебопекарной промышленности России относятся к малому и среднему бизнесу.

Факторы спроса

К факторам спроса мы отнесли цену, среднемесячную заработную плату, вкусы покупателей, общее число покупателей (таблица 3).

Таблица 3. Динамика факторов спроса

 факторы спроса год

среднемес. зарплата (руб.)

Общее число покупателей (млн./чел.)

Цена (руб./шт.)

2000

2223,0

146,8

7,64

2001

3240,0

146,3

6,2

2002

4360,0

145,6

7,0

2003

5498,0

144,9

7,1

2004

6740,0

144,1

10,0

2005

8555,0

143,4

13,0

2006

10634,0

142,7

19,0

2007

13527,0

142,2

19,69

2008

17112,0

142,0

24,23

2009

19247,1

141,9

20,9

2010

20815,0

141,9

25,94

2011

23091,0

142,9

25,23

2012

26440,0

143,0

20,0


По данным таблицы наблюдается рост цен и среднемесячной заработной платы на протяжении всех лет, а также понижение числа покупателей.

Таблица 4. Эластичность спроса по цене

Период

Коэффициент эластичности

Характер эластичности

2000-2001

0,2

неэластичный

2001-2002

-0,2

неэластичный

2002-2003

-2,0

неэластичный

2003-2004

-0,06

неэластичный

2004-2005

-0,09

неэластичный

2005-2006

-0,06

неэластичный

2006-2007

-0,8

неэластичный

2007-2008

-0,12

неэластичный

2008-2009

0,21

неэластичный

2009-2010

-0,12

2010-2011

1,07

эластичный

2011-2012

0,14

неэластичный


Спрос по цене эластичен только в период 2010-2011гг., в остальные года неэластичен.

Таблица 5. Эластичность спроса по доходу

ПериодКоэффициент эластичностиХарактер эластичности



2000-2001

-0,06

неэластичный

2001-2002

-0,8

неэластичный

2002-2003

-0,11

неэластичный

2003-2004

-0,12

неэластичный

2004-2005

-0,1

неэластичный

2005-2006

-0,11

неэластичный

2006-2007

-0,1

неэластичный

2007-2008

-0,1

неэластичный

2008-2009

-0,2

неэластичный

2009-2010

-0,3

неэластичный

2010-2011

-0,2

неэластичный

2011-2012

-0,2

неэластичный


Спрос по доходу неэластичен на протяжении всех исследуемых лет.

Факторы предложения

К факторам предложения отнесли цену, объем производимой продукции, количество продавцов на рынке, технологии, налоги, климатические факторы (таблица 6).

Таблица 6. Динамика факторов предложения

Год

Объем (тонн)

Цена (руб.)

Количество фирм (тыс)

2000

9465,8

7,64

10,880

2001

9190,0

6,2

12,340

2002

8927,0

7,0

14,715

2003

8667,0

7,1

18,743

2004

8415,0

10,0

20,320

2005

8170,0

13,0

22,800

2006

7933,0

19,0

24,783

2007

7702,0

19,69

26,760

2008

7470,0

24,23

28,457

2009

7246,0

20,9

29,981

2010

7029,0

25,94

31,450

2011

6818,0

25,23

33,020

2012

6613,0

20,0

33,200


Несмотря на спад производства продукции, цена и число фирм значительно увеличиваются.

Корреляция

Возьмем факторы предложения (таблица 7) и произведем корреляцию, с помощью которой можно понять, какие же факторы являются действительно важными, а какие нет. Произведем подсчет.

Таблица 7. Факторы предложения

Год

Объем (тонн)

Цена (руб.)

Количество фирм (тыс)

2000

9465,8

7,64

10,88

2001

9190

6,2

12,34

2002

8927

7

14,715

2003

8667

7,1

18,743

2004

8415

10

20,32

2005

8170

13

22,8

2006

7933

19

24,783

2007

7702

19,69

26,76

2008

7470

24,23

28,457

2009

7246

20,9

29,981

2010

7029

25,94

31,45

2011

6818

25,23

33,02

2012

6613

20

33,2

Проведя корреляцию мы получили, что все факторы влияющие на предложение важны. (см. Таблицу 8)

Таблица 8. Факторы влияющие на предложения после проведения корреляции

 

Объем

Цена

Доход

Объем

1



Цена

-0,91514

1


Доход

-0,99182

0,9329

1


Регрессия

Взяв те же самые факторы предложения, которые мы использовали при проведении корреляции (Таблица 8), провели регрессионный анализ (Таблица 9).

Рассмотрев таблицу, можно сделать вывод, что получились хорошие данные множественного коэффициента корреляции R и R-квадрата.

Взяв коэффициенты регрессии (таблица 9) составим уравнение взаимосвязи факторов предложения:

Y=10863,25-8,842208*P-127,904*I

Мы спрогнозировали факторы предложения на несколько лет вперед, построив диаграммы, с помощью линии тренда, по объему (диаграмма 1), по доходу (диаграмма 2), по цене (диаграмма 3) и по количеству фирм (диаграмма 4).

Таблица 9. Регрессионный анализ по факторам предложения

Регрессионная статистика








Множественный R

0,992215








R-квадрат

0,984491








Нормированный R-квадрат

0,981045








Стандартная ошибка

116,3194








Наблюдения

12








Дисперсионный анализ







 

df

SS

MS

F

Значимость F




Регрессия

2

7730081

3865040

285,6601

7,2E-09




Остаток

9

121771,9

13530,21






Итого

11

7851853

 

 

 




 

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

P-Значение

Нижние 95%

Верхние 95%

Нижние 95,0%

Верхние 95,0%

Y-пересечение

10863,25

164,4598

66,0541

2,11E-13

10491,21

11235,28

10491,21

11235,28

7,64

8,842208

13,05292

0,677412

0,515179

-20,6856

38,36997

-20,6856

38,36997

10,88

-127,904

13,84773

-9,23644

6,9E-06

-159,229

-96,578

-159,229

-96,578



Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Из диаграмм видно, что факторы на протяжении всех лет растут.

Вывод

·        Хлеб и хлебобулочные изделия относятся к товарам первой необходимости. Выпуская традиционные сорта хлеба, предприятия обеспечивают дешевым хлебом большое количество человек.

·        Сейчас на российском рынке хлеба присутствуют основные виды хлеба (черный, белый, круглый, батон и буханка), и формирующаяся премиальная категория (хлебобулочные изделия с ограниченным сроком хранения, содержанием минералов и органических элементов, низкокалорийные сорта и прочее).

·        В настоящее время зафиксировано снижение потребления, которое происходит не только из-за медленной переориентации покупателей с традиционных хлебобулочных изделий на более дорогие виды хлеба, но и за счет повышения благосостояния населения.

·        Важнейшими критериями выбора при покупке хлебобулочных изделий потребителями являются свежесть изделия, цена, упаковка и внешний вид.

·        На фоне снижения потребления хлеба в последние годы производители отмечают усиление влияния сетевой розницы, проводящей политику низких цен и активно развивающей собственное производство хлебобулочных изделий в мини-пекарнях. Эти предприятия создают серьезную конкуренцию хлебокомбинатам, предлагая широкий ассортимент свежевыпеченной продукции, однако полного вытеснения изделиями мини-пекарен при розничных сетях традиционных хлебобулочных изделий не произойдет.

Список литературы

хлебобулочный спрос потребление конкуренция

1.      Алекперов В.Ю. Нефть России: прошлое, настоящее и будущее. - М.: Креативная экономика, 2011. - 432 с.

.        ТЭК и экономика России: вчера, сегодня, завтра (1990-2010-2030) под ред. Шафраника Ю.К. - М.: ИЦ «Энергия», 2011. - 488 с.

.        Готовые обзоры рынков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://businesstat.ru/

4.      Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1>

.        Развитие рынка хлеба и хлебобулочных изделий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.creativeconomy.ru/articles/13256/>

.        Федеральная служба Государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.gks.ru>

Похожие работы на - Изучение рынка хлебобулочных изделий, оценка его состояния и прогноз развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!