Амбулаторно-поликлиническая помощь сельскому населению. Обзор. Состояние, проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,91 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Амбулаторно-поликлиническая помощь сельскому населению. Обзор. Состояние, проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Белорусская медицинская академия

последипломного образования

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Специальность: «Общественное здоровье и здравоохранение»





Курсовая работа

Тема:

Амбулаторно-поликлиническая помощь сельскому населению. Обзор. Состояние, проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь



Слушателя Чилимцевой М.Е.

курса переподготовки №621






Минск

Содержание

Введение

. Анализ демографической ситуации Республики Беларусь

. Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению в Республике Беларусь

. Учреждение здравоохранения «Свислочская центральная районная больница» Гродненской области как структурная единица системы здравоохранения Республики Беларусь в оказании помощи сельскому населению

. Основные мероприятия по повышению доступности врачебной помощи сельским жителям и принятие мер по дальнейшему совершенствованию амбулаторно-поликлинической помощи в сельской местности

Заключение

Литература

Введение

Обеспеченность демографической ситуацией в Республике Беларусь на протяжении почти всей второй половины 20-го века - сочетание двух разнонаправленных процессов: пророст общей численности населения при одновременном снижении численности сельских жителей. В 1950 г. общая численность населения республики составила 7745,1 тысяч человек, численность сельских жителей в этот период - 6072,3 тыс. (78,4% в структуре населения) на начало 1993 года численность жителей республики увеличилась до 10356,5 тыс., из них 3306,8 тысяч человек (31,9%) проживали в сельской местности.

В середины 1990-х гг. направленность этих процессов стала одинаковой. К 2008 году численность населения республики снизилась до 9689,8 тыс. человек. Параллельно продолжалась убыль сельского населения - численность жителей села, проживающих в 118 районах республики, составила 2561,7 тыс. Доля сельских жителей республики снизилась до 26,6%, в коэффициент депопуляции сельского населения в 2007 г. составил 2,23 (в 2006 г. - 2,47). Для сравнения: коэффициент депопуляции всего населения Республики Беларусь - 1,28 (2007 г.) и 1,43 (2006 г.).

Таким образом, депопуляция сельского населения остается одной из важнейших проблем. Следовательно, совершенствование системы организации оказания медицинской помощи сельскому населению весьма актуальна.

1. Анализ демографической ситуации Республики Беларусь

К основным принципам государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения относится обеспечение допустимости медицинского обслуживания.

На доступность медицинской помощи для сельского населения влияет целый ряд специфических факторов:

·Демографическая ситуация: депопуляция сельского населения, в том числе значительное его постарение, ведущее к увеличению доли лиц с тяжелыми хроническими заболеваниями, инвалидов, которые в определенной мере теряют способность самостоятельно обращаться за медицинской помощью в лечебно-профилактические организации;

·Более низкая по сравнению с городской местностью обеспеченность врачебным и сестринским персоналом;

·Характер расселения в сельской местности (малая плотность населения, разбросанность населенных пунктов и их отдаленность друг от друга), сложившаяся социальная инфраструктура и пр.

При этом в настоящее время существуют различны, иногда противоположные, мнения относительно действующей организационной модели сельского здравоохранения. Рядом автором она признается несовершеннолетней: недостаточная мощность организаций здравоохранения села рассматривается как значительное препятствие к улучшению оказания медицинской помощи сельским жителям. В это же время некоторые авторы характеризуют процессы уменьшения численности участковых больниц и самостоятельных врачебных амбулаторий как деструктивные, поскольку, по их мнению, это свидетельствует о снижении доступности.

При анализе и оценке сложившейся системы организации медицинского обеспечения сельского населения, планирование дальнейшего его развития в обязательном порядке должны учитываться динамики численности сельского населения и характер его расселения, оказывающие существенное влияние на доступность, качество оказываемой медицинской помощи.

Из данных демографической ситуации Республики Беларусь видно, что численность населения нашей страны уменьшилось с 9896,6 тыс. человек в 2002 г. до 9689,8 тыс. в 2006 г., т.е. на 208,8 тыс. человек. Одновременно снижается численность сельского населения. Так в 2002 г. на территории Рспублики Беларусь проживало 2862, 2 тыс. сельских жителей, в 2007 г. - 2581,7 тыс. человек, т.е. произошло уменьшение с 2002 г. на 280, 5 тыс.

Таблица 1

Численность сельского населения Республики Беларусь по областям на начало 2005, 2006, 2007, 2008 гг. (тыс.)

Наименование областиНа 1.01.205 г.На 1.01.2006 г.На 1.01.2007 г.На 1.01.2008 г.Брестская 539,0530,1521,8504,4Витебская 387,6378,7368,3359,4Гомельская 441,4433,4425,5414,9Гродненская 389,3378,9368,5359,8Минская 678,9671,4665,1659,9Могилевская 308,0299,0290,5283,3Республика Беларусь 2744,22691,52639,72581,7

Из 103 626 детей, рожденных в 2007 г., сельских детей было 26489 человек, или 25,6% от всех рожденных. Рождаемость в Республике Беларусь составила 9,9 на 1000 населения, в сельской местности - 101 на 1000 населения.

Смертность населения в сельской местности превосходит смертность городского населения в 2,2 раза. В 2007 г. смертность населения Республики Беларусь составила 1370,8 на 100 тыс. населения, смертность городского населения - 1043,8 на 100 тыс. населения, село - 2259,0 на 100 тыс. населения.

Младенческая смертность в Республике Беларусь составила 5,2 на 1000 родившихся, в сельской местности - 7,4.

Обобщенным показателем общественного здоровья является ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) при рождении. В республике Беларусь у сельских жителей этот показатель значительно ниже, чем у городского населения, и составляет 66,4 года, в то время как у городских - 71,75 лет. Мужчины, проживающие в сельской местности, также на 6 лет живут меньше городских и их ОПЖ составляет 60,31 лет. Женщины, проживающие в сельской местности, живут на 4 года меньше, чем городские.

2. Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению в Республике Беларусь

В 2003 г. правительством страны одобрена Концепция развития здравоохранения на 2003-2007 гг., которая определила стратегию дальнейшего развития здравоохранения республики. Важнейшими задачами концепции развития здравоохранения являются: приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, максимальная приближенность и доступность медицинской помощи сельскому населению на всех уровнях ее оказания, повышение качества оказания медицинской помощи сельскому населению. В ходе реализации Концепции принят комплекс мер, направленных на совершенствование медицинской и медико-социальной помощи сельскому населению. Так, число врачебных амбулаторий в 2002-2007 г.г. возросло с 451 до 614. в амбулатории с дневными стационарами реорганизуются отделенные участковые больницы.

Сеть лечебных организаций оказывающих помощь сельскому населению представлена в таблице.

Таблица 2

Сеть лечебных организаций в сельской местности по областям Республики Беларусь

Наименование областиЧисло больничных организаций в сельской местности, всегоИз нихЧисло коек в нихУчастковых больницЧисло коек в нихБольниц сестринского уходаЧисло коек в них200620072006200720062007200620072006200720062007Брестская5151170017003938137013501213330350Витебская585613981360353298008302324498530Гомельская343492593516165305251818395410Гродненская373789590523215755501416320355Минская6462175917244544134513301918414394Могилевская363580675624255715661210235190Итого2802757483738018217652915151989921922229

Наименование областиЧисло амбулаторно-поликлинических организаций, всегоИз нихАмбулатории входящие в состав больниц сестринского уходаСамостоятель-ные врачебные амбулаторииАмбулатории врача общей практикиФАПыАмбулатории, входящие в состав участковых больниц200620072006200720062007200620072006200720062007Брестская56456167454270764053993837Витебская5465441920363436414204173532Гомельская56556577161277844494461616Гродненская474450-1222566663633372321Минская667658-15055101964714624544Могилевская4774741164802133673652425Итого32933252333723324837136624752426181175

С 2002 г. по 2007 г. произошло сокращение коечного фонда сельских участковых больниц почти в 2 раза. Так в 2002 г. в 346 сельских участковых больницах коечный фонд составлял 9990 коек, в 2007 г. в 176 больницах - 5151 коек. Наряду с этим увеличился коечный фонд больниц сестринского ухода. Если в 2002 г. в Республике Беларусь была 1 больница сестринского ухода на 15 коек, то уже в 2007 г. - 99 больниц на 2229 коек.

В течение последних трех лет сельские участковые больницы реорганизовались не только в больницы сестринского ухода, но и в сельские врачебные амбулатории (амбулатории врача общей практики).

Врачебные амбулатории поэтапно преобразовываются в амбулатории врачебной практики с подготовкой для работы в них врачей, которые владеют навыками универсальной многопрофильной медицинской помощи. В настоящее время самостоятельных амбулаторий такого профиля 366, или 59,5% от их общего количества. Внедрение общей врачебной практики является одним из основных направлений улучшения качества медицинского обслуживания сельского населения.

Организация больниц сестринского ухода связана с процессом старения населения, наиболее выраженным с сельской местности. При создании больниц сестринского ухода сохраняются врачебные амбулатории и, кроме того, часть коек в этих больницах сохраняется для лечения больных. Анализ демографической ситуации и обеспеченности больничным коечным фондом в районах республики показывает, что в качестве норматива для планирования сети больниц сестринского ухода может быть принят уровень обеспеченности койками сестринского ухода, равный 1 койке на 1000 населения.

За последние годы значительно улучшилась укомплектованность врачебными кадрами участковых больниц и амбулаторий. В 2002 г. она составляла 87,7%, в 2003 г. - 88,6%, в 2004 г. - 91,3%, в 2005 г. - 92,9%, в 2006 г. - 93,9%, в 2007 г. - 94,1.

Укомплектованность сельских врачебных амбулаторий врача общей практики в 2002 г. составляла 81,7%, в 2003 г. - 81,8%, 2004 г. - 85,7%, в 2006 г. - 92,7%, 2007 г. - 93,4%.

На 1.01.2008 г. не укомплектованы врачами 36 врачебных амбулаторий, из них по 11 в Витебской и Могилевской областях, 8 в Минской, 5 в Брестской, 1 в Гомельской.

Таблица 3

Штатные и занятые врачебные должности, укомплектованность, коэффициент совместительства по лечебно профилактическим организациям сельское местности (участковые больницы, больницы сестринского ухода, врачебные амбулатории)

Наименование областиВрачебные должностиУкомплектованность штатных должностей, %Коэффициент своместительстваШтатныеЗанятыеФизические лица2006200720062007200620072006200720062007Брестская45745742743331331693,494,71,361,4Витебская30029228528219720195,096,61,451,4Гомельская26328023524217117089,486,41,371,4Гродненская27728427027722222797,597,51,221,2Минская62761957156442040891,191,11,361,4Могилевская18318317117212112993,494,01,411,3ИТОГО21072115195919701444145193,093,11,361,4

Анализируя состояние здоровья населения, необходимо отметить, что если заболеваемость активным туберкулезом всех форм в целом по Республике Беларусь в 2007 г. составила 50,2 на 100 тыс. населения, то у жителей села этот показатель составил 70,1 на 100 тыс. населения (2006 г. - 70,4 на 100 тыс. населения), что по сравнению с городским населением выше в 1,6 раза. Смертность населения от туберкулеза всех органов также выше у сельских жителей, чем у городских, и составляет 14,5 на 100 тыс. населения (городские жители - 7,4 на 100 тыс. населения).

Заболеваемость онкологической патологией также у сельских жителей выше, чем у городских, и составляет 433,1 на 100 тыс. населения (городские жители - 390,5 на 100 тыс. населения). Смертность от новообразований также традиционно выше у сельских жителей, чем у городских, и составляет 222,7 на 100 тыс. населения (городские жители - 171,0 на 100 тыс. населения).

Важнейшей составляющей здоровья нации является психическое и духовное развитие. Значительный материальный и нравственный ущерб обществу причиняют пьянство, алкоголизм, наркомания. Если в целом по Республике Беларусь зарегистрировано заболеваний алкоголизмом и алкогольными психозами 328,0 случаев на 100 тыс. населения, то только у жителей села первичная заболеваемость составила 412,1 на 100 тыс. населения.

Особую тревогу вызывает смертность людей в состоянии алкогольного опьянения. При общей численности сельских жителей в Республике Беларусь 2581,7 тысяч человек, или 26,6% от всего населения, из 3912 человек, умерших в состоянии алкогольного опьянения, жители села составили 1681 человек, или 43,0%.

Медицинское обеспечение сельского населения характеризуется ограниченной доступностью врачебной помощи, а также низкой эффективностью медико-социальных и профилактических мероприятий. Основными ухудшения медицинского обслуживания на селе являются:

·Ограниченное финансирование;

·Устаревшие организационные формы обеспечения медицинской помощью;

· Слабая материально-техническая база;

·Необеспеченность кадрами, транспортом, средствами связи;

·Недостаток и высокая стоимость лекарств;

·Нарушение преемственности на разных этапах медицинской помощи.

Задача сближения уровней оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению, до настоящего времени остается актуальной.

Основными факторами, способствующими сохранению различий в медицинском обслуживании городского и сельского населения, являются:

·Особенности расселения населения, при котором малое количество обслуживаемого населения проживает на достаточно большое территории;

·Отток молодежи и лиц трудоспособного возраста в городскую местность;

·Отсутствие у населения возможности полной реализации права выбора медицинского учреждения в связи с удаленностью крупных учреждений здравоохранения от места жительства;

·Постарение населения в сельской местности;

·Более низкий жизненный уровень в сельской местности;

·Социально-экономические и бытовые трудности.

Генеральной целью реформирования системы организации медицинской помощи сельскому населению является сохранение и развитие государственной системы здравоохранения, обеспечение социальной справедливости в области охраны здоровья, обеспечение доступной и качественной медицинской помощи, а также повышение ее эффективности.

В современных условиях необходимо считать приоритетными следующие направления по охране здоровья сельского населения, по которым общество несет наибольшие и нередко неоправданные потери: временную нетрудоспособность, инвалидизацию, преждевременную смертность в различных социальных и возрастно-половых группах.

Ключевыми направлениями развития медико-санитарной помощи на селе являются:

·Сохранение и приумножение единой государственной системы здравоохранения.

·Улучшение состояния здоровья населения путем повышения уровня жизни сельских жителей и улучшения условий окружающей среды.

·Обеспечение межотраслевого решения проблем здравоохранения с учетом влияния факторов, определяющих здоровье населения (окружающая среда, условия труда и быта, питание, образ жизни и уровень медицинской помощи), объединение усилий всех ведомств в решении проблем выживания сельского населения и укрепления его здоровья.

·Улучшение работы механизмов эффективного распределения ресурсов путем поддержки приоритетных направлений в деятельности сельских учреждений здравоохранения и, прежде всего, введения института врача общей практики повсеместно в сельской местности.

· Оптимизация кадровой политики на селе и разработка программ социального развития и защищенности работников здравоохранения.

·Совершенствование медико-санитарного законодательства с целью закрепления медицинских работников на селе, восстановление и обеспечение минимума льгот (бесплатное жилье, отопление и освещение, стажевые льготы, повышение квалификации и др.).

· Введение сдельной оплаты труда, разработка перечня услуг врача общей практики, установление зависимости оплаты от числа обслуживаемого населения и объема предоставленных услуг.

· Строгое соблюдение медико-организационных принципов формирования сети учреждений на селе с учетом потребности населения в медицинской помощи и перспектив медико-демографической и медико-организационной ситуации.

· Совершенствование структуры и функций сельских лечебно-профилактических учреждений.

· Устранение дисбаланса между квалифицированной медицинской помощью и специализированными службами, переориентация приоритетов и финансирования в сторону поддержки первичной амбулаторно-поликлинической помощи.

·Разработка строгой системы взаимодействия врачей общей практики с районными и областными учреждениями, обеспечение преемственности в работе сельской участковой сети и специализированных служб.

·Разработка первичной учетно-отчетной документации, экспертиза ее целесообразности и возобновление сбора и анализа статистической информации о деятельности сельских учреждений здравоохранения на уровне управления здравоохранением областей и республики, запрещение сбора отчетов по неутвержденным формам.

·Создание учреждений медико-социальной помощи (с реабилитационным уклоном) для пожилых, инвалидов и престарелых лиц в участковых, районных и центральных больницах с совместным финансированием указанных коек здравоохранением и службами социальной защиты.

· Более широкое привлечение внебюджетных источников финансирования и материальных ресурсов для создания в сельских ЛПУ условий, соответствующих решению стоящими перед ними задач по сохранению и укреплению здоровья населения.

·Расширение медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на дому.

·Совершенствование оценок деятельности учреждений здравоохранения на селе на всех этапах ее организации по конечному результату - здоровью пациентов - и по критерию соотношения затрат на охрану здоровья и полученных результатов.

·Внедрение в практику всех учреждений здравоохранения республики ежегодного общественного обсуждения доклада о здоровье сельского населения на основе мониторинга здоровья, об основных проблемах и достижениях за прошедший год с выводами, предложениями и контролем за их выполнением (ответственные докладчики - кураторы здравоохранения в исполкомах всех уровней).

·Придание системе здравоохранения статуса основной системы устанавливающей соответствующие требования к другим отраслям народного хозяйства по критерию влияния их на здоровье населения и обеспечение благоприятной среды проживания.

В течение ряда лет отмечается отрицательный «прирост» населения с превышением смертности над рождаемостью. Возрастная структура населения изменилась в сторону старения. Общество находится в стадии демографической старости - доля лиц старше 60 лет составляет 19,0% (на селе - 31%, в городах - 14%). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении ниже, чем в экономически развитых странах: у мужчин на 8-13 лет, у женщин - на 5-8 лет. Растет число заболеваний, не носящих наибольший экономический ущерб государству: сердечно-сосудистой системы, новообразований, несчастных случаев, травм и отравлений. Отмечается хронизация патологии и высокий уровень инвалидности. Увеличивается заболеваемость социально опасными болезнями, алкоголизация населения и распространение наркомании, ухудшается психическое здоровье. Среди населения, пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС, увеличивается заболеваемость по всем классам болезней.

Однако экономическая ситуация в отрасли остается сложной. Доля расходов на здравоохранение в ВВП не превышает 4,5%, что обеспечивает потребности лишь в пределах 70-80%. Финансовых средств недостает, в течение года они поступают неритмично, имеется постоянная задолженность лечебно-профилактических учреждений за коммунальные услуги, питание, энергоресурсы, медикаменты. Уточнение бюджета здравоохранения республики в течение года, в связи с ростом цен на товары и услуги, производится несвоевременно, как правило, в конце годи и в размерах, не позволяющих обеспечить стабильную работу отрасли. Поддерживающий характер финансирования дезорганизует деятельность развернутой сети медицинских учреждений, развитие и модернизацию материально-технической базы.

В приспособленных помещениях находится примерно 45% амбулаторно-поликлинических учреждений. Около половины амбулаторно-поликлинических учреждений не соответствуют санитарно-техническим нормам.

Важной проблемой является наличие диспропорций в распределении ресурсов здравоохранения по территориям и по основным направлениям организации медицинской помощи - больничной и амбулаторно-поликлинической. Диспропорции связаны со сложившимся порядком финансирования учреждений по сетевым показателям, различиями социальной инфраструктуры города и села. Около двух третей объема финансирования отрасли приходится на стационарную медицинскую помощь.

Лишь 20% занятых врачебных должностей приходится на уровень первичной медицинской помощи. Прирост врачей происходит только в стационарном и специализированном поликлиническом секторах здравоохранения.

Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению строится на тех же организационных принципах, что и городскому населению.

Основные принципы здравоохранения:

· Государственный характер;

· Плановость;

·Бесплатность;

· Общедоступность;

·Профилактическая направленность;

· Связь с наукой;

· Участие общественности в охране здоровья.

Главной задачей сельского здравоохранения является полное удовлетворение потребностей жителей села во всех видах медицинской помощи.

Главной особенностью организации медицинской помощи сельскому населению является этапность ее оказания. Сущность принципа этапности заключается в том, что на каждом из последующих этапов больным оказывается соответствующая медицинская помощь, которая им не могла быть обеспечена на предыдущем этапе.

Классическая схема организации медицинской помощи сельскому населению представлена тремя этапами:

1 этап. Сельский врачебный участок: Участковая больница, в состав которой входят стационар, амбулатория, дневной стационар, фельдшерско-акушерские пункты, аптечный пункт. Врачебная амбулатория в своем составе имеет те же подразделения за исключением стационара.

2 этап. Центральная районная больница в составе стационара для взрослых и детей, специализированных отделений, консультативной поликлиники, организационно методического кабинета.

В тесном контакте с центральной районной больницей работает районный центр гигиены и эпидемиологии (РЦГЭ), районная аптека.

3 этап. Областная, республиканская больница, в состав которой стационар со специализированными отделениями, консультативная поликлиника и организационно-методический отдел; отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи;

· Областные специализированные учреждения (онкодиспансер, противотуберкулезный диспансер, станция переливания крови и др.);

· Областной цент гигиены и эпидемиологии;

· Клиники медицинских и научно-исследовательских институтов находящиеся в областном центре;

· Областное аптечное управление.

1. Особенности работы сельского населения:

1. Сезонность работ (влияет на обращаемость за медицинской помощью: 45% - зима, 25% - весна, 10% - лето, 20% - осень).

. влияние метеорологических (погодных) факторов (работа на открытом воздухе).

. Частая смена рабочих операций.

. Ведение работы на значительных расстояниях.

. Особенности физической нагрузки.

. Особенности механизации сельского труда.

. Пыль, шум, вибрация.

. Особый временной режим работы (от зари до зари, доярки).

2. Особенности среды обитания:

1. Контакт с биологическими объектами (животными, насекомыми).

. Влияние экологических факторов (химикаты, удобрения, нитраты, и т.д.).

. Особенности питания.

. санитарно-гигиенические проблемы (водоснабжение, соблюдение личной гигиены и т.д.).

. Сезонные витаминные дисбалансы.

. Проблемы транспортной доступности, специфика расселения, связи в т.ч. и медицинской помощи.

3. Особенности демографической характеристики сельского населения:

1. Дети и подростки до 18 лет - 5-30%

. Средний возраст (18-60) - 4-20%

4. Состав семьи:

1. Семьи в составе 1 человека - 5-20%

. Семьи 2 человека - 15-40%

. Семьи 3 человека - 15-30%

. Семьи 4 человека и более - 5-10%

5. Состояние здоровья сельского населения определяется:

1. демографической характеристикой;

. социально-бытовыми условиями;

. условиями труда;

. региональными особенностями (эндемический зоб, аутоиммунные тиреоидиты, аллергозы, бронхолегочная патология, инфекционные и паразитарные заболевания).

. выборочные, или скрининговые исследования;

. Регистры заболеваний;

. Прочие источники (в т.ч. и не связанные со здравоохранением).

Заболеваемость сельского населения по данным общественности в ЛПУ

Ведущими причинами обращений сельского населения является: болезни органов дыхания - 30-35%, системы кровообращения - 20-30%Э, органов пищеварения - 10-20%, новообразований - 5-8% на тыс. населения. Закономерно, что обращаемость по отдельным заболеваниям значительно варьирует в зависимости от демографической характеристики, региональных особенностей (Чернобыль). Анализ этого вида заболеваемости является основной (на всех этапах) для:

. подготовки медицинских карт;

. решение вопросов обеспечения медицинской техникой, расходными материалами и медикаментами;

. построения сети и структуры ПМСП

Заболеваемость сельского населения по данным медицинских профилактических осмотров:

По данным разных авторов при медицинских осмотрах населения выявляются:

. Болезни нервной системы и органов чувств - 25-30%

. Органов дыхания - 25-30%

. Сердечно-сосудистой системы - 6-12%

. Органов пищеварения - 6-12%

Анализ этого вида заболеваемости является основой, кроме вышеперечисленных, для:

1.Прогнозирования структуры заболеваемости;

2. Планирование санпросвет работы;

. Проведения мероприятий, совместно с администрацией и органами местного самоуправления, по оздоровлению условий труда, реабилитации, санаторно-курортного лечения и оздоровления.

Характеристика посещений к медицинским работникам в сельской местности

1. Лечебно-консультативные - 57%, из них:

а) терапевтического профиля - 35-55%;

б) стоматологического - 20-30%;

в) педиатрического - 10-15%;

г) хирургического - 10-15%.

. Диспансерные - 18%, из них:

а) терапевтического профиля - 50-65%;

б) педиатрического - 25-35%;

г) хирургического - 10-15%.

. Профилактические - 25%, из них:

а) педиатрические - 25-30%;

б) стоматологического - 20-30%;

в) акушерство и гинекологическая - 15-25%;

г) терапевтические - 10-15%.

Доврачебная и первая врачебная помощь сельскому населению оказывается в учреждениях сельского врачебного участка. Для жителей села это первый этап оказания медицинской помощи - наиболее близкое и доступное звено системы здравоохранения.

Сельский врачебный участок - функциональное образование, являющееся основным организующим звеном связи ПМСП и всех специализированных видов медицинской помощи на разных ее этапах. Средняя численность населения - 5-7 тыс. населения, средний радиус обслуживания - 8-15 км.

Сельский врачебный участок - это территории с проживающим населением, обслуживаемая врачами расположенного на ней медицинского учреждения. Территории СВУ обычно соответствует границам сельских административных единиц (одного, реже двух сельских Советов). На СВУ организуется либо сельские участковые больницы с амбулаториями, либо самостоятельные сельские врачебные амбулатории. Работой этих учреждений руководят главные врачи - соответственно главный врач сельской участковой больницы или главный врач сельской врачебной амбулатории. Им подчинены все сельские медицинские учреждения, развернутые на сельском врачебной участке (ФАПы).

Село, в котором находится участковая больница (амбулатория), называется пунктовым. Расстояние наиболее отдаленного селения от пунктового села называется радиусом участка.

Задачи сельской участковой больницы (сельской врачебной амбулатории):

. планирование и проведение мероприятий по профилактике и снижению общей и инфекционной заболеваемости населения, заболеваемости с ВУТ, отравлений и травматизма;

. проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка;

. внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных, прогрессивных форм и методов работы медицинских учреждений;

. организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью подчиненных ФАПов;

. обеспечение амбулаторий, стационарной врачебной помощью населения участка.

В соответствии с этими задачами разработаны обязанности врача (врачей) сельского врачебного участка:

. ведение амбулаторного приема населения;

. стационарного лечение больных в сельской участковой больнице;

. оказание помощи на дому;

. оказание медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях;

. направление больных в другие лечебные учреждения на медицинским показаниям;

. проведение экспертизы временной нетрудоспособности и выдача листков нетрудоспособности;

. организация и проведение профилактических осмотров;

. своевременное взятие на диспансерный учет больных;

. проведение комплекса лечебных и оздоровительных мероприятий, обеспечение контроля за диспансеризацией;

. активные патронажи детей и беременных женщин;

. проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий;

. извещение в территориальные органы санитарно-противоэпидемической службы об инфекционном, профессиональном и паразитарном заболевании, отравлениях населения и нарушении санитарно-гигиенических требований;

. проведение санитарно-просветительной работы;

. подготовка санитарного актива;

. организация и проведение плановых выездов врачей на ФАПы.

Особое место в профессиональной деятельности врача сельского врачебного участка занимают вопросы охраны материнства и детства. При наличии в сельской врачебной амбулатории или сельской участковой больнице двух и более врачей приказом главного врача на одного из них возлагается ответственность за медицинское обслуживание детей на участке.

В общей системе мер по перестройке здравоохранения существенно возрастает значение первичной медико-социальной помощи населению. Это предопределяет необходимость ее совершенствования.

Первичным звеном в организации медицинской помощи сельскому населению является ФАП. Фельдшерско-акушерский пункт представляет собой специфическую особенность сельского здравоохранения и занимает весьма важное место в обеспечении сельского населения медицинской помощью. В настоящее время доля участия ФАП в оказании лечебно-профилактической помощи жителям села пока еще велика, поскольку он обслуживает значительное количество населения, является самым близким, самым доступным лечебно-профилактическим учреждение, так как досягаемость врачебной помощи, особенно жителям отдаленных сел, остается низкой. В зависимости от удаленности населенного пункта от врачебной, участковой больницы или ЦРБ доля обращений сельских жителей в ФАП колеблется в пределах 30-40% и более от общего уровня обращаемости. Установлено, что ведущее место в структуре обращаемости занимают болезни органов дыхания и пищеварения, несчастные случаи, отравления и травмы, болезни нервной системы и органов чувств.

При изучении характера посещений сельскими жителями ФАП установлено, что около половины из них связано с выполнением назначений и процедур, около трети - с проведением профосмотров. Значительную часть этой работы можно квалифицировать как профилактическую, причем, исходя из местных условий, уровня организации, кадровых возможностей центральных районных и участковых больниц, оснащенности ФАП аппаратурой, прежде всего физиотерапевтической, эта доля будет увеличиваться.

Опыт работы и анализ показателей ФАП свидетельствует о том, что результаты их деятельности во многом определяются уровнем организационной работы, внедрением прогрессивных форм и методов труда, правильной расстановкой и использованием кадров средних медработников. Необходимо развивать более тесный контакт ФАП с врачебными кадрами СУБ, узкими специалистами ЦРБ. Одной из прогрессивных форм обслуживания сельских жителей является организация регулярных приемов населения врачами сельских участковых больниц и узкими специалистами ЦРБ, что значительно увеличило приближение и доступность врачебной помощи сельским жителям, особенно в отдаленных селах.

Близость ФАП к населению имеет большое значение в проведении санитарно-профилактических мероприятий. На работников фельдшерско-акушерских пунктов возлагается обязанность своевременного выявления инфекционных (или подозрительных на инфекционных) больных, принятие мер к их изоляции, а также проведение санитарно-просветительной работы среди населения.

Таблица 4

Направление и содержание деятельности ФАПа

Санитарно-противоэпидемическая работаЛечебно-профилактическая помощь взрослому населениюМедицинское обслуживание женщин и детейТекущий санитарный надзорАмбулаторный прием, помощь на домуНаблюдение за беременными и роженицамиПротивоэпидемические мероприятия в очагеОказание доврачебной медицинской помощиПсихопрофилактическая подготовка беременных к родамПротивопаразитарные мероприятийУчастие в проведении профосмотров и диспансеризацииОказание помощи роженицам и родильницамМероприятия по снижению профессиональной заболеваемостиВыполнение врачебных назначенийОказание медицинской помощи гинекологическим больнымПроведение профилактических прививокМедико-санитарное обслуживание населения в период полевых работДиспансерное наблюдение за детьми. Оказание лечебно-профилактической помощи детям.Работа с санитарным активомПрофилактика рахита, контроль за рациональным питанием, физическим развитием детей

Выводы:

1. ФАП играют важную роль в оказании лечебно-профилактической помощи жителям сельской местности.

. необходимо развивать более тесный контакт ФАП с врачами участковых больниц, узкими специалистами ЦРБ, что способствовало бы приближению и доступности врачебной и специализированной помощи сельским жителям.

ФАП является одним из самых доступных и массовых видов медицинского обслуживания сельского населения.

Документация ФАП:

) журнал приема пациентов;

) журнал предложений и замечаний врача (специалистов);

) график выезда врачей. Остальная документация определяется руководством СУБ, СВА, ТМО.

Сельская врачебная амбулатория (СВА)

Сельская врачебная амбулатория является наиболее рациональной формой организации амбулаторной помощи сельскому населению. Большое значение имеет укрепление материально-технической базы, оснащение медицинским оборудованием и инструментарием, укомплектование врачебными кадрами организаций первого этапа. Приближение и совершенствование ПМСП жителям села предусматривается не только за счет укрепления и развития сети врачебных амбулаторий, но и путем открытия кабинетов приема врачей общей практики (на базе ФАПов).

Универсальная подготовка врача общей практики позволяет, во-первых, значительно уменьшить направление к врачам-специалистам (хирург, невролог, дерматолог, отоларинголог, офтальмолог), особенно при проведении профилактических осмотров, а также при выявлении и лечении наиболее распространенных форм патологии, не требующих высокотехнологических лечебно-диагностических мероприятий.

Во-вторых, работа врача общей практики позволяет перераспределять объемы медицинской помощи по оказанию неотложной помощи. В дневное время неотложная помощь оказывается преимущественно врачом общей практики, в ночное - как врачом общей практики, так и бригадами скорой медицинской помощи (в зависимости от транспортной доступности).

В-третьих, приближение врачебной помощи к сельскому населению позволяет своевременно проводить необходимый объем диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с действующими протоколами, что в ряде случаев снижает потребность в обращении на более высокие технологические уровни оказания медицинской помощи, в том числе - потребность в госпитализации. Этому способствует и лечение пациентов в условиях дневных стационаров при СУБ, СВА, АОВП.

Врач общей практики в подавляющем большинстве случаев самостоятельно оказывает многопрофильную медицинскую помощь с проведением экспертизы временной нетрудоспособности по заболеваниям в профильных дисциплинах (оториноларингологии, хирургии, неврологии, офтальмологии, эндокринологии, дерматологии).

Отмечено, что потребность в консультациях профильных специалистов уменьшается также за счет самостоятельного проведения врачами общей практики комплексных медицинских осмотров с заполнением в большинстве случаев одним врачом документации при оформлении ребенка в школу, детские дошкольные учреждения, абитуриентов в ВУЗы. ВОП привлекает специалистов только в случае обнаружения патологии или для более широкого оказания медицинской помощи по профильным дисциплинам в сложных случаях. Снижение потребности в консультациях профильных специалистов по формальному поводу (проведение медосмотров, выписка рецептов, диагностики рутинной патологии и др.) значимо снижает нагрузку на профильных специалистов, высвобождает их для оказания медицинской помощи при более сложной патологии.

Создание института общеврачебной и семейной практики может логически соединить нынешние автономно существующие в первичном звене здравоохранения четыре системы (службы): поликлиническую взрослую и педиатрическую, акушерско-гинекологическую и социальную. С экономической точки зрения, очевидно, выгоднее иметь единую систему ПМСП. ВОП может оказывать многопрофильную медицинскую помощь до 80-90% сельских тружеников.

Наблюдающиеся негативные демографические процессы и рост заболеваемости сельского населения диктуют необходимость доступности для сельских жителей первичной врачебной помощи. С этой целью поэтапное преобразование фельдшерско-акушерских пунктов в филиалы врачебных амбулаторий. Прием врачом больных в них целесообразно организовать в дни приезда по заранее разработанному графику. Это позволит приблизить врачебную помощь к населению; повысить качество и результативность медицинской помощи; активизировать профилактическую работу; оптимально использовать финансовые ресурсы за счет сокращения необоснованных госпитализацией и вызовов скорой помощи, снижения количества консультаций врачей различных специальностей.

В целях создания условий для приоритетного социально-экономического развития села, повышения эффективности работы агропромышленного комплекса Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. №150 утверждена Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Программой ставится задача улучшить состояние здоровья сельского населения за счет доступности и повышения качества медицинской помощи. По результатам реализации программных мероприятий планируется создать амбулатории общей врачебной практики с радиусом обслуживания населения 10-15 километров.

Одним из государственных заказчиков данной Программы является Министерство здравоохранения. В свою очередь, им разработана и утверждена Коллегией Минздрава 27 марта 2005 г. Отраслевая программа по выполнению заданий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг., в которой намечены конкретные мероприятия по разделу «Здравоохранение» - оптимизация структуры организаций здравоохранения в сельской местности; оснащение врачебных амбулаторий и центральных районных больниц медицинским оборудованием; оснащение автотранспортом организаций здравоохранения, расположенных на селе; проведение капитальных ремонтов в сельских организациях здравоохранения.

Результаты реализации раздела «Здравоохранение» Государственной программы возрождения и развития села обеспечат: усиление роли первичной медико-санитарной помощи; повышение доступности и качества врачебной медицинской помощи сельским жителям; улучшение медико-демографических показателей (уменьшение общей смертности, снижение инвалидности, повышение рождаемости); улучшение качества и повышение продолжительности жизни граждан.

Сельская врачебная амбулатория является первичным звеном в системе социально-гигиенического, лечебно-профилактического, и санитарно-противоэпидемического обеспечения сельского населения.

Организует и оказывает первую врачебную и доврачебную помощь медицинскую помощь. амбулаторный поликлинический сельский беларусь

Задачи СВА это задачи СВУ. Штатная структура зависит от количества обслуживаемого населения. Обычно 1 врач-терапевт на 1900 взрослого населения, 1 врач-педиатр на 800 детей. Стоматолог - 1 должность на 1,5 должности врача. Должности могут быть объединенными для нескольких СВА или СУБ (тогда работа по графику).

Структура значительно меняется в зависимости от региона, транспортной доступности. Обычно рекомендуемые норматива:

. 30- минутная пешеходная доступность к доврачебной медпомощи;

. 15-минутная транспортная доступность к первой врачебной помощи;

. 35-минутная транспортная доступность к высококвалифицированной (специализированной) медицинской помощи.

В видах медицинской помощи в условиях СВА и на дому внезапные заболевания составляют 70%, травмы - 10%, обострение хронических - 20%.

Отдельно следует остановиться на особенностях некоторых видах медицинской помощи сельскому населению

Скорая медицинская помощь в сельской местности.

На уровне ФАП, СУБ, СВА оказывается медицинским персоналом этих учреждений в любое время суток.

В рамках реализации государственной программы МЗ РБ по развитию службы скорой медицинской помощи укреплена материально-техническая база станций скорой медицинской помощи.

Важнейшими вопросами в организации скорой и неотложной медицинской помощи сельскому населению являются:

) наличие графика и порядка оказания этого вида медицинской помощи во всех сельских ЛПУ;

) наличие укладок, сумок и их необходимое оснащение;

) наличие алгоритмов оказания скорой медицинской помощи во всех ЛПУ и, прежде всего, в диспетчерской службе СМП. Фиксация поступления вызовов и принятых мер;

) должная преемственность (на принципе обратной связи) между службой СМП, амбулаторно-поликлинической службой, диспетчерскими службами хозяйств и предприятий;

) подготовка населения по оказанию само- и взаимопомощи, повышению санитарной грамотности населения;

) разработка и наличие побудительных мотивов для участия в этом виде помощи всех медработников, в т.ч. среднего медперсонала;

) подготовка медицинского персонала по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи;

) приоритет лекарственного и материально-технического обеспечения этого вида медицинской помощи.

Участковая служба в сельской местности

Имеет особенности и отличия:

) многофакторность задач и объемов работы;

) сочетание участкового и цехового принципов организации работы;

) организация работы по типу бригад; (терапевт, педиатр, стоматолог, акушер-гинеколог);

) широкое использование внебольничных видов медицинской помощи;

) подвижно-фиксированный график работы;

) наличие укладок (сумок) посиндромной терапии.

Средний медицинский персонал в системе сельского здравоохранения

В сельской местности играет очень значительную роль в оказании медицинской помощи и выполнении других задач охраны здоровья населения. Поэтому необходимо планировать и осуществлять:

) постоянную подготовку среднего медперсонала с использованием всех видов и методов обучения с последующим тестовым контролем;

) подготовка и обучение к принятию самостоятельного медицинского решения;

) расширение функций и прав, делегирование полномочий, участие во всех видах медицинской деятельности ЛПО.

Особенности организации оказания медицинской помощи сельскому населению.

. Этапность

. Выездные формы работы

. Сочетание участково-территориального и производственного принципов организации работы медицинского персонала

. Возрастание роли и значения среднего медицинского персонала

. Медико-социальный характер организации работы

. Сочетание лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий

. Приоритет организационной работы с органами местного самоуправления

Анализ показателей обращаемости городского и сельского населения за медицинской помощью свидетельствует о том, что сельские жители на 23,5% реже обращаются за амбулаторно-поликлинической помощью, чем городские, что связано с характером расселения, удаленностью медицинских учреждений от большинства сельских населенных пунктов, специфическими особенностями проведения сельскохозяйственных работ, а также с кадровыми проблемами сельских учреждений здравоохранения, не позволяющими развивать новые организационные лечебно-профилактические технологии на амбулаторно-поликлиническом этапе.

Наряду со сравнительно низкой обращаемостью сельского населения за амбулаторно-поликлинической помощью отмечается более частое обращение сельского населения за скорой медицинской помощью - на 16,9% выше, чем городского, таким образом, для сельских учреждений здравоохранения характерна экстенсиная модель медицинского обеспечения, характеризующая повышенным потреблением стационарной медицинской помощи и недостаточным развитием амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей медицинской помощи.

3. Учреждение здравоохранения «Свислочская центральная районная больница» Гродненской области как структурная единица системы здравоохранения Республики Беларусь в оказании помощи сельскому населению

Одной из структурных единиц здравоохранения республики Беларусь является Учреждение здравоохранения Республики Беларусь «Свислочская центральная районная больница», которая осуществляет своею деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Амбулаторно-поликлиническая служба представлена:

центральная районная поликлиника;

6 амбулаторий врача общей практики;

15 ФАПов.

Кроме 6 самостоятельных сельских врачебных участков, в районе организованы так называемое приписные врачебные участки, жители которых получают первую врачебную помощь непосредственно в центральной районной поликлинике.

Целью Учреждения является достижение эффективного и качественного медицинского обслуживания населения района, улучшение материально-технического оснащения лечебно-профилактических учреждений района в порядке целевого и эффективного использования финансовых бюджетных средств и их экономии.

Основным направлением Учреждения является совершенствование системы здравоохранения и развитие ПМСП, которая включает перераспределение финансовых средств со стационарной помощи на амбулаторно-поликлиническую.

Укомплектованность (на 1.01.2008 г.) организацией здравоохранения района врачами составляет 82,3%, средним медицинским персоналом - 87,5%. Прослеживается тенденция старения кадров. 8% медицинских работников пенсионного возраста, из них 12 врачей (17,9%).Важнейшим условием дееспособности любой отрасли является стабильность кадров. Необходимо отметить определенные трудности закрепления в районе молодых специалистов. Так из 13 врачей прибывших в район за последние 10 лет по распределению, закрепились в ЦРБ только (38,0%). Основная причина - отсутствие жилья. Должна существовать действенная государственная система льготного кредитования молодым специалистам для приобретения жилья, которая позволила бы закрепить кадры в сельской местности.

В ходе реализации Государственной программы развития и возрождения села на 2005-201 гг. произведена реконструкция Новодворской амбулатории, расположенной в агрогородке, ремонт ФАПа в агрогородке д. Незбодичи, благоустройство территории районной поликлиники.

Наряду с терапевтической помощью врачи общей практики оказывают в 40% случаев специализированную (неврологическую, гинекологическую, офтальмологическую, хирургическую, отоларингологическую) помощь, приближая ее к населению, и тем самым на 20-40% снижают нагрузку узких специалистов. Более чем в 50% случаев они самостоятельно оказывают медицинскую помощь.

Ведется работа по обеспечению преемственности амбулаторно-поликлинического звена и службы скорой медицинской помощи. Все вызовы, поступающие во время работы амбулаторий и не требующие экстренной помощи, обслуживаются медработниками амбулаторно-поликлинического звена.

Таблица 5

Показатели амбулаторно-поликлинической помощи жителям Свислочского района

Наименование показателя20032004200520062007Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в смену389413413413413- в т.ч. районная поликлиника250250250250250- Порозовская поликлиника2650505050Фактич. пропускная способность в смену469,3400,0439,0347334Укомплектованность кадрами врачей ЛПУ района в % амбулаторно-поликлинического профиля88,594,282,791,396,8Укомплектованность средним мед. персоналом в %96,297,392,696,395,5Укомплектованность ФАПов района средним медицинским персоналом в %94,090,083,391,596,7Число посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях района:186100182870181409189922176334- в т.ч. по поводу заболеваний112567106832102196102303105882- в т.ч. по поводу профосмотров7353376038792138761970512Посещений на ФАПы района - в т.ч. на 1 обслуживаемого жителя34212/4,132379/4,032677/4,9532574/5,2234717/5,72Таблица 6

Показатель деятельности АВОП УЗ «Свислочская ЦРБ» за 2007 год.

Наименование показателейЕдиница измеренияНорматив на периодПорозово АВОПХоневичи АВОПН. Двор АВОПДоброволя АВОПГорностаевичи АВОПВердомичи АВОПАмбулаторный прием по смежным специальностям% ко всем посещениям2625,229,831,211,132,820,3Амбулаторная хирургияК-во операций на 1000 нас.10,034,513,517,416,67,235,7Уровень госпитализации в дневной стационар при поликлиникеПролечено на 1000 нас.50,020,57,48,719,014,57,4Обследование на туберкулез (рентгено-флюорограф)% к подлежащим95,080,095,399,798,599,894,9Деятельность стационара на домук/дней на 1000 жит.100100,691,881,560,5128,8100,0Обращения в районную поликлиникуНа 1000 нас.300,0369,9428,9483,4646,5234,4734,8Уровень госпитализации в круглосуточные стационары% к населению22,018,723,920,623,719,526,7Охват осм. женщин с цитологическим исследованием% к подлежащим96,099,699,599,610010098,6Число вызовов СМПВызовов на 1000 нас.150255223125,5168,4454,4254Аборты (включая вакуум-аспирации)На 1000 женщин ферт. возраста48,0Показатель состояния иммунизации детей в г год (по дифтерии)% привитых к детям, которым исполнился 1 год99,0100100100100100100

Как один из способов решения ключевых проблем отрасли в условиях дефицита бюджетного финансирования в районе используется программно целевой подход. По проблемам охраны здоровья населения разработаны и утверждены решением исполкома целый ряд программ и долгосрочных комплексных планов в том числе по выполнению Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг., Президентской программы «Дети Беларуси», государственной программы возрождения и развитие села на 2005-2010 г.р., государственной программы «Туберкулез», государственной программы по предупреждению инвалидности и др. Осуществляется координация усилий служб, ведомств и исполнительной власти по реализации мероприятий данных программ. Ключевым звеном по их выполнению является укрепление материально-технической базы и переоснащения новейшим технологическим оборудованием структурных подразделений.

4. Основные мероприятия по повышению доступности врачебной помощи сельским жителям и принятие мер по дальнейшему совершенствованию амбулаторно-поликлинической помощи в сельской местности

Обеспечение доступной и качественной лечебно-профилактической помощи населению реализуется посредствам выделения единого норматива бюджетных расходов на здравоохранение на 1 жителя и установления минимальных уровней государственных гарантий в области охраны здоровья. Внедрено 7 социальных стандартов в области здравоохранения, обеспечен ежемесячный мониторинг их выполнения. Нормативы стандартов за 2007 г. выполнены и составили:

. Норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на 1 жителя превышен на 6,6% и составил 291,1 тыс. руб. при нормативе - 274 тыс. руб.

. Число врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров составило в общей сумме по штатным должностям - 17,0, занято - 17,0, физических лиц - 15. при этом на 1 врача первичной медико-санитарной помощи приходится 1207 чел., при нормативе - 1300 чел., в том числе на 1 врача общей практики - 1108 чел. (норматив - 1200). На участкового терапевта - 1845 чел. (норматив - 1700), на участкового педиатра - 767 чел. (норматив - 800).

. Обеспеченность населения койками составляет 9,0 при нормативе 9,0 на 1 тыс. жителей.

. Число бригад скорой медицинской помощи 2,1 бригада на 10800 жителей, норматив выполнен на 100%.

. Число аптек - 6,1 аптека на 3600 жителей, при нормативе 3 аптеки (норматив - 1 аптека на 8 тыс. жителей).

. Обеспеченность автотранспортом - во всех врачебных амбулаториях на 1 ед. автотранспорта, всего 6, что соответствует нормативу.

. Санитарно-техническая обеспеченность организации здравоохранения: все 6 амбулаторий обеспечены проточным водоснабжением, хозяйственно-бытовой канализацией, системой водяного отопления.

По итогам работы за 2007 г. в основном выполнены объемы оказания медицинской помощи, предусмотренные территориальной программой. Каждый житель района в среднем 9,6 раз в год посещал амбулаторно-поликлинические учреждения, при плане 9,1 посещений. Расходы на амбулаторно-поликлиническую помощь составили 40,8%, при плане 40,1%. Расчетная стоимость единицы амбулаторного лечения 1 койка/дня в дневном стационаре - 10,3 тыс. руб., в стационаре на дому - 5,1 тыс. руб.

В структуре ассигнований на скорую медицинскую помощь направлено 4,4% бюджетных средств. В 2007 г. отмечается увеличение числа выездов скорой медицинской помощи на 11,8 %. Выполнено 5276 выездов или 243,3 на 1 тыс. жителей, при гарантированном финансировании 240 выездов на 1 тыс. жителей.

В 2007 г. 475 визитов по неотложной помощи к хроническим больным переадресовано учреждениям ПМСП. Медицинские работники села лучше знают своих пациентов, ближе всех расположены к ним.

Учитывая демографическую ситуацию, старение населения, задача медицинской службы состоит в обеспечении получения всех необходимых видов медицинской помощи по месту жительства сельчан. В связи с этим большую актуальность приобретают выездные формы работы.

Врачи амбулаторий и участков не реже 2 раз в месяц встречаются с закрепленным населением подведомственных ФАПов, что очень важно, прежде всего, в профилактических целях.

Организованы ежемесячные выезды врачей районных специалистов в сельские ЛПУ с целью оказания консультативной, методической помощи. По отдельному графику на село осуществляются выезды педиатров района. В 2007 г. осуществлено 125 выездов в структурные подразделения сельской местности, проконсультировано 554 чел.

Современная демографическая ситуация в Свислочском районе характеризуется процессами убыли, которая формируется под влиянием низкого уровня рождаемости, высоких показателей смертности, прогрессирующего старения населения район относиться к «демографически старому» - 31,3% населения составляют лица пенсионного возраста.

На начало 2008 года постоянное население Свислочского района составило 21100 человек, из них: городское население - 8500 человек (40,28%). Сельское население - 12600 человек (59,72%).

Таблица 7

Население Свислочского района Гродненской области.

Наименование показателей2006 год2007 годОбщее количество населения2140021100Городское население86008500Сельское население1280012600

Таблица 8

Основные медико-демографические показатели Свислочского района Гродненской области

Наименование показателей2003 г.2004 г.2005 г.2006 г.2007 г.Родилось (абс.)181189170185164Рождаемость на 1 тыс. населения 7,68,37,48,47,59Умерло (абс.)561478529459419Общая смертность 23,920,824,220,819,4Естественный прирост/убыль-16,3-12,5-16,8-12,4-11,8

Смертность сельских жителей ежегодно более чем в 2 раза выше, чем городских. Снижение общей смертности населения района связано с улучшением диагностики заболеваний (в результате переоснащения организации здравоохранения новым современным оборудованием), внедрением новых технологий лечения, профилактикой распространенных неинфекционных заболеваний, приближением специализированной медицинской помощи к сельским жителям.

Оснащение врачебных амбулаторий до нормативного уровня современным медицинским оборудованием, поэтапное увеличение амбулаторий врача общей практики, с подготовкой для работы в них врачей, которые владеют навыками универсальной медицинской помощи, позволило:

повысить качество и результативность медицинской помощи сельскому населению района;

активизировать профилактическую работу;

оптимально использовать финансовые результаты за счет сокращения необоснованных госпитализаций и выездов скорой медицинской помощи, снижение количества консультаций врачей различных специальностей.

Проведение капитальных ремонтов сельских организаций здравоохранения (врачебные амбулатории, ФАПы) решает проблемы по выводу организаций здравоохранения из ветхих зданий, обеспечение их холодным и горячим водоснабжением, канализацией, центральным отоплением.

Отмечены положительные тенденции в виде: увеличения доли финансирования на амбулаторно-поликлиническую помощь в структуре бюджетного финансирования здравоохранения за счет снижения объема финансирования стационарной медицинской помощи; увеличение объемов оказания амбулаторно-поликлинической помощи, снижения объемов вызовов скорой медицинской помощи (за счет совершенствования амбулаторной помощи).

Значительно увеличилась контрольно-консультативная помощь сельским учреждениям здравоохранения и населению района, так выездная форма данного вида деятельности со стороны специалистов поликлиники значительно повысило качество оказываемой медицинской помощи и организационно-методического руководства.

В целом, выполнение Государственных программ, а также других организационных мероприятий и плана мероприятий по совершенствованию работы амбулаторно-поликлинических организаций Республики Беларусь позволило:

неукоснительно соблюдать графики приема граждан по личным вопросам в районной поликлинике и ЦРБ, имеется горячая телефонная линия;

проводится углубленный анализ обращения граждан, общественное мнение пациентов выявляется посредствам анонимного анкетирования;

в регистратурах амбулаторно-поликлинических учреждений размещение полной наглядной информации о порядке оказания медицинской помощи, о гарантированных объемах оказания помощи, выполнении государственных социальных стандартов в области здравоохранения, о приеме граждан должностными лицами ЛПУ и сотрудниками управления здравоохранения облисполкома по личным вопросам;

налажена работа по заявительному принципу «одно окно», проводится анализ обращений граждан и принятие своевременных управленческих решений по устранению недостатков в организации медицинской помощи населению;

осуществляется постоянный врачебных и сестринский патронаж лиц, длительно не обращающихся за медицинской помощью. Организована работа амбулаторно-поликлинических организаций по гибкому графику с учетом особенностей проведения сезонных работ на селе, транспортного сообщения, увеличение потока пациентов и других факторов. Обеспечено функционирование системы предварительной записи на прием к врачу по телефону и путем самозаписи. Организованы выездные формы работы врачей-специалистов центральной районной больницы во врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты;

структура амбулаторно-поликлинических организаций на всех уровнях оказания медицинской помощи приведена в соответствие с рекомендациями Минздрава.

Несмотря на принимаемые меры по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинической службы района сегодня имеет место ряд проблем, требующих первоочередного решения:

. Не соответствующая современному уровню материально-техническая база амбулаторно-поликлинического звена (уровень компьютеризации, возможности быстро и качественно провести современное лабораторно-инструментальное исследование, организовать консультацию узкого специалиста).

. Непрестижность работы участкового терапевта, зачастую отсутствия уважительного отношения к этой специальности со стороны населения и недооценка важности и значения первичной медико-санитарной помощи.

. Низкая, не соответствующая характеру и объему работы, зарплата медицинских работников.

. Ограниченное время общения с пациентами и чрезмерная бюрократизация врачебного приема, приводящая к тому, что врач обязан оформлять большое число документов за счет сокращения врачами общения с пациентами, в связи с чем имеется нехватка времени на проведение профилактической работы.

Для решения данных проблем необходимо принятие мер по дальнейшему совершенствованию амбулаторно-поликлинической помощи населению:

переоснащение амбулаторно-поликлинического звена современным медицинским оборудованием с возможностью выполнения клинических протоколов диагностики, лечения и скрининга социально значимых заболеваний;

дальнейшее развитие и совершенствование структуры стационарзамещающей помощи (дневные стационары, стационары на дому и т.д.);

развитие и поддержка службы врача общей практики в заболеваемости от конкретных условий и потребности, обеспечение на сельских врачебных участках квалифицированной помощи институтом врачей общей практики;

в связи с возобновлением всеобщей диспансеризации - усиление участковой службы средними медицинскими работниками: 2 медицинские сестры на 1 должность врача общей практики (на 1300 жителей);

внедрение компьютерных технологий и компьютерных программ в работу амбулаторно-поликлинических учреждений;

увеличение финансирования амбулаторно-поликлинической службы для полноценной комплектации ЛПУ оборудованием и расходными материалами;

Необходимо дальнейшее поднятие престижа врача общей практики с целью получения положительного результата в реформировании первичного звена и, прежде всего, на селе.

Комплекс мер для поднятия престижа врача общей практики и участкового врача должен включать:

. Повышение оплаты труда медицинских работников.

. Модернизацию рабочего места врачей (санитарные автомобили, медицинская техника, современные средства связи, телекоммуникации);

. Упорядочение практики обращения пациента к узким специалистам;

. Организацию системы повышения квалификации участковых врачей на рабочем месте;

. Более тесное взаимодействие с другими учреждениями и ведомствами влияющими на показатели социального благополучия и состояния здоровья.

Развитие оказания первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики является перспективным направлением для белорусского здравоохранения и позволит решить ряд задач: перераспределить объемы медицинской помощи между стационаром и амбулаторно-поликлиническими учреждениями; направить имеющиеся средства на развитие общей врачебной (семейной) практики, повысить оплату труда специалистов высокой квалификации.

Важным направлением улучшения качества оказания первичной медицинской помощи, усиления профилактической направленности работы врача первичного звена, является, на наш взгляд, перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой (фельдшером). Для этого необходимо:

внедрение в деятельность сестринского процесса, проколов сестринского процесса. Сестринского диагноза болезни;

расширение подготовки фельдшеров: создание нормативных документов по вопросам, передача на самостоятельное рассмотрение фельдшером; разработка протоколов диспансеризации с основным исполнением - фельдшером;

оптимизация заполнения медицинской документации с учетом роста компьютеризации;

расширение сестринской помощи по оказанию медицинской помощи на дому (самостоятельно и вместе с врачом);

расширение помощи средним медицинским персоналом самостоятельно.

Мы очень надеемся и верим, что в XXI веке: первичная медико-санитарная помощь в Республике Беларусь станет реально приоритетной; врач общей практики станет ключевой фигурой ПММП; вырастет престиж обще-практического врача; будет серьезно поднят общеобразовательный уровень врачей и среднего медицинского персонала, работающих в первичной системе здравоохранения, все это будет способствовать развитию высокотехнологической помощи и позволит улучшить показатели здоровья населения страны.


Литература

1. Материалы V съезда организаторов здравоохранения. Минск - 2006. Постоялко Л.А., Цыбин А.К., Малахова И.В., Гранович А.А. «Оптимизация медицинского обеспечения сельского населения Республики Беларусь в рамках реализации Государственной программы возрождения и развития села». с. 3-8

. Ю.П. Лисицын. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранение. М., 1987

. Э.А. Вальчук. «Особенности медико-санитарного обслуживания на селе». Медицина (Минск). - 2002. - №1

. А.А. Донисевич, М.В. Щавелева. «Сельское население Республики Беларусь: динамика численности, некоторые особенности организации первичной медико-санитарной помощи». Вопросы организации и информатизации здравоохранения (Минск). - 2008. - №3

. Л.Г. Розенфельд, М.Г. Москвичева. «Проблемные вопросы организации медицинской помощи сельскому населению». Проблемы управления здравоохранением (Москва). - 2008. - №4

. В.И. Жарко. «Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2007 году и основных направлениях деятельности на 2008 год». Вопросы организации и информацизации здравоохранения (Минск). - 2008. - №1

. Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы от 31.08.2006 №1116 (утверждена Советом Министров)

. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы от 25.03.2005 №150 (утверждена Указом Президента Республики Беларусь)

. Здравоохранение в сельской местности Республики Беларусь. Официальный статистический сборник. - 2007 год. - Минск - 2008

. Э.А. Вольчук. «Роль и место первого этапа медицинской помощи в медико-санитарном обслуживании сельского населения» с. 32-34

Э.А. Вольчук. «Основные направления совершенствования первичной медико-санитарной помощи на селе». с. 26-28.

С.Ф. Михалюк. «О роли ФАП в первичной медико-социальной помощи на селе» с. 84-85.

. С.Ф. Михалюк. «особенности организации медицинского обслуживания сельского населения». 2005 г. (Лекция).

. Ю.П. Лисицын. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. - М. - 2008.

. Лекции курса Бел МАПО. «Организация здравоохранения».

. Г.Я. Хулик, Е.А. Воронко, Е.З. Русович. «Общая врачебная практика в Республике Беларусь». Медицина (Минск). - 2008. - №3

Похожие работы на - Амбулаторно-поликлиническая помощь сельскому населению. Обзор. Состояние, проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!