Особенности разработки и реализации антикризисной программы на предприятии. Реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    146,37 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности разработки и реализации антикризисной программы на предприятии. Реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженности

Содержание

Введение

1. Теоретические основы антикризисного управления на предприятии

1.1 Понятие и сущность кризиса

1.2 Понятие антикризисного управления

2. Сущность и содержание антикризисной программы на предприятии

2.1 Кредиторская задолженность

3.1 Оценка дебиторской и кредиторской задолженности на предприятий ОАО "Газпромтрубинвест"

3.3 Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия

3.2 Реструктуризация дебиторской задолженности

3.3 Реструктуризация кредиторской задолженности

Заключение

Список литературы

Введение


В условиях последствий мирового финансового кризиса, многочисленных финансовых рисков и ограничений, с которыми сталкиваются российские предприятия и организации, особую важность приобретают исследования, посвященные антикризисному управлению, с целью предотвращения банкротства.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения работ отечественных и зарубежных авторов и современного практического опыта научиться проводить анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, находящегося в состоянии кризиса и рассмотреть меры, принятые предприятием для преодоления кризисного состояния и предложить рекомендации по его финансовому оздоровлению.

Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

определить понятие кризиса и антикризисного управления, оценить современную ситуации в экономике;

ознакомиться с методами антикризисного управления;

охарактеризовать деятельность рассматриваемого предприятия;

провести оценку действий руководства рассматриваемого предприятия.

Предметом исследования выступает процесс антикризисного управления на предприятии ОАО "Газпромтрубинвест"

Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных авторов. Информационной базой исследования явились данные из литературных источников, а также данные, опубликованные в экономической литературе и периодических изданиях.

реструктуризация дебиторская кредиторская задолженность

1. Теоретические основы антикризисного управления на предприятии


1.1 Понятие и сущность кризиса


Ввиду тяжелых общеэкономических условий в нашем государстве на современном этапе развития, вызванных, помимо всего прочего, последствиями негативного влияния мирового финансового кризиса, достаточно большая часть отечественных предприятий имеют проблемы с платежеспособностью, некоторые из них стоят на грани банкротства, а значительное количество уже обанкротилось. Поэтому именно сегодня растет актуальность данной темы, а именно исследование диагностики финансового кризиса на предприятии.

Под финансовым кризисом понимают фазу разбалансированной деятельности предприятия и ограниченных возможностей влияния его руководства на финансовые отношения, которые возникают на этом предприятии. На практике с кризисом, к правило, идентифицируется угроза неплатежеспособности и банкротства предприятия, деятельность его в неприбыльной зоне или отсутствие у этого предприятия потенциала для успешного функционирования.

К основным факторам, которые могут повлечь финансовый кризис на предприятии относят: внешние, или экзогенные (не зависящие от деятельности предприятия), и внутренние, или эндогенные (зависящие от предприятия). Главными экзогенными факторами финансового кризиса на предприятии чаще всего являются:

·        спад конъюнктуры в экономике в целом;

·        высокий уровень инфляции;

·        нестабильность хозяйственного и налогового законодательства;

·        нестабильность финансового и валютного рынков;

·        усиление конкуренции в отрасли;

·        усиление уровня монополизма на рынке;

·        дискриминация предприятия органами власти и управления;

·        политическая нестабильность в стране.

Среди основных эндогенных факторов развития кризисных явлений следует назвать:

·        отсутствие четко сформулированной стратегии развития предприятия;

·        недостатки организационной структуры;

·        низкий профессиональный уровень менеджмента;

·        низкое качество маркетинговой работы;

·        неудовлетворительное использование производственных ресурсов;

·        непродуктивное содержание лишних рабочих мест.

Финансовый кризис на предприятии характеризуют тремя параметрами: источниками (факторами) возникновения; видом кризиса; стадией его развития.

Выделяют такие виды кризиса:

·        стратегический кризис, когда на предприятии разрушен производственный потенциал и ощущается нехватка долгосрочных факторов успеха;

·        кризис прибыльности, когда перманентные убытки попросту "съедают" собственный капитал, и это приводит к неудовлетворительной структуре баланса;

·        кризис ликвидности, когда предприятие является неплатежеспособным или существует реальная угроза потери финансовой состоятельности.

Различают три фазы кризиса:

а) фаза кризиса, который непосредственно не угрожает функционированию предприятия (при условии перевода его в режим антикризисного управления);

б) фаза, которая угрожает дальнейшему существованию предприятия и нуждается в немедленном проведении финансовой санации;

в) кризисное состояние, не совместимое с дальнейшим существованием предприятия и приводит к его ликвидации.

Диагностика финансового кризиса предприятия является обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главным заданием является определение потенциальных возможностей кризисных ситуаций и банкротства, и формирование мероприятий по их предотвращению.

Реализация на практике системы раннего выявления и преодоления финансового кризиса предусматривает разработку теоретически обоснованной методологической базы, которая отображает современные требования.

Кризисы в деятельности конкретного предприятия могут совпадать и не совпадать с ритмами общего экономического развития. Они зависят от него, но могут иметь и свой цикл. Интенсивные, масштабные экономические явления могут лишь незначительно влиять на экономическую ситуацию предприятия, и наоборот незначительные сдвиги могут вызывать существенные и даже критические для фирмы экономические последствия. Ясное понимание причин кризиса помогает наметить адекватные меры его предупреждения и преодоления.

1.2 Понятие антикризисного управления


Антикризисное управление - процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности. Причиной всех кризисов является управление (неадекватное, непрофессиональное, злоупотребление или откровенное мошенничество в результате воровства или рейдерства, манипуляций, действий по сговору, коррупция) направленное на преследование целей за пределами задач проекта (государство, министерства, корпорация, фирма, учреждение).

Целями антикризисного управления являются предотвращение кризисных режимов работы и разработка мер по организации деятельности в этих режимах.

То есть антикризисный менеджмент - это формирование такой системы управления предприятием, которая обеспечивает его эффективную работу при определенном уровне риска. Профессионализм управляющих проявляется не только в использовании всего комплекса известных инструментов менеджмента (в том числе методов организации бизнес-процессов), но и в умении предвидеть развитие событий во внешней для предприятия среде.

В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Следовательно, любое управление должно быть антикризисным, т.е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления.

Формирование экономических стратегий антикризисного управления производится в несколько этапов:

·        анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса;

·        анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации;

·        пересмотр миссии и системы целей предприятия.

Антикризисное управление в первую очередь связано с регулированием потоков денежных средств и затрат, формирующих кредиторскую задолженность. Антикризисный менеджмент в значительной части решаемых проблем является рисковым. Управленческий риск как многофакторная категория менеджмента исследуется в динамике целенаправленного циклического процесса управления, имеющего информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры.

Отличительной чертой антикризисного управления является то, что предприятие, при должном отношении к работе во время кризиса, может вернуться в докризисное состояние.

Признаки кризиса в деятельности предприятия обнаруживаются, прежде всего, в показателях ликвидности (платежеспособности) и финансовой устойчивости.

Под ликвидностью (платежеспособностью) понимается способность предприятия своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам. К последним относятся, например, расчеты с работниками по оплате труда, с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности и оказанные услуги, с банками по ссудам и т.п.

Неплатежеспособность может быть как случайной, временной, так и длительной, хронической. Ее причины: нехватка финансовых ресурсов, малый объем продаж и соответственно выручки, недостаток оборотных средств, задержки в поступлении платежей от контрагентов и др.

Оценить финансовую устойчивость можно по отношению собственных и заемных средств в активах, по темпам накопления собственных средств, по соотношению долгосрочных и краткосрочных обязательств предприятия, по обеспеченности материальных оборотных средств собственными источниками.

В свою очередь существуют следующие методы формирования антикризисной устойчивости:

·        методы усиления финансовой устойчивости за счет управления ликвидностью и структурой активов и источников средств;

·        методы управления себестоимостью за счет оптимизации постоянных и переменных затрат;

·        методы антикризисного управления персоналом.

В руководстве предприятием важно управление всеми факторами производства и всеми видами используемых ресурсов, однако ведущее место, несомненно, принадлежит управлению персоналом.

Главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер. А упор делается на преодоление временных трудностей, в том числе и финансовых, посредством использования всех возможностей современного менеджмента, разработки и практической реализации на каждом предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, которая позволила бы остаться на плаву при любых "рыночных бурях".

2. Сущность и содержание антикризисной программы на предприятии


В современной экономической литературе общепринятой является позиция, что понятия - "предприятие в кризисе" и "предприятие-банкрот" аналогичны. Исследования по определению четкой взаимосвязи и субординации данных понятий тактически отсутствуют.

Чтобы разобраться в данном вопросе необходимо определить:

·        что такое кризис и банкротство предприятия;

·        в чем состоят взаимосвязь, различие и субординация данных понятий;

·        какую роль играет данное разграничение доля целей антикризисного управления предприятием.

Дж.М. Кейнс охарактеризовал кризис как внезапную и резкую, как правило, смену повышательной тенденции понижательной, тогда, как и обратном процессе, такого резкого поворота частую не бывает. Позиция современных экономистов в целом сводится к тому, что кризис предприятии - это нежелательное развитие событий, которое, как правило, является следствием противоречия межу потребностями и возможности обеспечения нормального воспроизводственного процесса. С позиции масштаба кризиса ли степени поражения предприятия кризисом) различают производственный, коммерческий, управленческий, инвестиционный, финансовый выделением в его составе структурного, доходности), платежный и другие виды экономических кризисов.

Основным внешним признаком банкротства является неплатежеспособность, которая в свою очередь практически всегда является результатом платежного кризиса. Вместе с тем истоки неплатежеспособности скрыты и в других (глубинных) видах кризиса: производственном (при снижении производительности труда), коммерческом (при уменьшении товарности, снижении выручки), управленческом (при отсутствии квалифицированных кадров), финансовом (при неудовлетворительной структуре активов и пассивов, снижении рентабельности, деловой активности) и др.

Все виды кризисов взаимодействуют и мультиплицируют общий негативный результат (производственно-коммерческие приводят к финансово-платежным, а финансово-платежные усугубляют воспроизводственные), содействуя возникновению общего (системного) кризиса, тем самым создавая опасность потери финансовой устойчивости, появления несостоятельности и усиливая вероятность банкротства предприятия.

Таким образом, банкротство предприятия рассматривается не только и не столько как возможный результат платежного кризиса, но и как закономерный результат системного кризиса. В связи с этим актуальной и значимой является проблема определения масштаба (степени поражения) и глубины кризиса. В.А. Круш и Л.В. Лущикова считают, что от глубины (легкий, глубокий, катастрофический) и масштаба (платежный, финансовый, инвестиционный, управленческий, коммерческий, производственный, системный) кризиса зависит степень опасности банкротства предприятия.

Практически каждую кризисную ситуацию можно небезосновательно считать уникальной и неповторимой, однако все они обладают рядом характерных признаков, имеющих весьма существенное значение для управления. К их числу можно отнести:

высокую степень неопределенности ситуации, множественность причин кризиса и, как следствие, отсутствие ясности относительно причин и последствий организационного кризиса;

угрозу нормальному функционированию и даже собственно существованию организации;

отсутствие времени, достаточного для тщательного анализа существующей ситуации и детальной проработки необходимых решений;

внезапность возникающей кризисной ситуации, которая может существенно усложнить или даже полностью парализовать работу менеджеров;

решения руководства в период кризиса, имеющие весьма важные последствия для последующей жизни организации.

Выправление кризисной ситуации на предприятии, попавшем в трудное финансовое положение, начинается с построения эффективного финансового менеджмента.

Цели финансового менеджмента в антикризисном управлении, по мнению В.Я. Захарова, следующие:

устранение неплатежеспособности предприятия - это самая неотложная задача кризисного предприятия, решение которой означает восстановление способности к осуществлению платежей по текущим финансовым обязательствам;

восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия); можно достаточно быстро восстановить платежеспособность с помощью чрезвычайных мер, но для устранения причин, порождающих неплатежеспособность, необходимо восстановить до безопасного уровня финансовую устойчивость предприятия;

обеспечение финансового равновесия в долгосрочной перспективе, т.е. создание предпосылок для роста рыночной стоимости предприятия; финансовая стратегия должна обеспечить высокие темпы роста операционной деятельности и нейтрализовать угрозы кризиса.

Задачи финансового менеджмента в антикризисном управлении:

·        формирование в необходимом объеме финансовых ресурсов;

·        эффективное использование финансовых ресурсов;

·        оптимизация денежного оборота;

·        максимизация прибыли при заданном уровне финансового риска или минимизация финансового риска при планируемом уровне прибыли;

·        обеспечение постоянного финансового равновесия.

Функции финансового менеджмента - прогнозирование, планирование, контроль и анализ. Успешное антикризисное управление во многом зависит от наличия у организации специального антикризисного плана. К сожалению, в большинстве организаций антикризисному планированию не уделяется достаточного внимания, что во многом объясняется отсутствием у менеджеров четкого представления об антикризисном плане и каким образом следует подходить к его разработке.

Целевая увязка главных программ по горизонтали (между самими программами) и по вертикали (между стадиями их реализации) обеспечивается решением ряда взаимосвязанных задач единого процесса антикризисного управления. Их можно рассматривать по следующим направлениям.

. Специальный антикризисный мониторинг и ситуационный анализ, связанный с определением вероятных источников и зон риска. Следует выявить основные факторы риска, определив их взаимоотношения друг с другом и влияние на общее состояние предприятия. Затем важно обоснованно решить, влияние каких факторов предприятие в состоянии выдержать, а влияние каких необходимо уменьшить. Значительную роль здесь призваны сыграть прогнозы и модели возможного развития кризисных ситуаций, разрабатываемые на предприятиях.

Разработка и проведение системы мер по предотвращению кризисных явлений, заблаговременному устранению возможных причин возникновения кризисной ситуации (своевременный отказ от не пользующейся спросом продукции, закрытие энергоемких производств и т.п.).

Подготовка к действиям в условиях неизбежных или вероятных кризисных ситуаций при невозможности устранить их причины (уменьшение риска и ослабление последствий за счет компенсационных мер, в том числе создания запасов и резервов, переподготовки кадров и т.п.).

Непосредственное реагирование на возникновение кризисной ситуации, включая действия по предотвращению ущерба и собственно ликвидации кризисной ситуации (обеспечение минимально необходимой жизнедеятельности важнейших систем предприятия).

Смягчение и устранение последствий кризисной ситуации за счет осуществления компенсационных и восстановительных мероприятий.

Проведение стабилизационных мероприятий. Основные рекомендации по управлению в условиях кризисной ситуации следующие:

в случае возникновения кризисной ситуации должна начинать работать особая сеть связей:

введение кардинального перераспределения обычных обязанностей высшего руководства;

для разработки и реализации таких антикризисных мер необходимо иметь сеть оперативных групп управленческих работников;

возможный состав штабной и оперативной групп управления и связи между ними дол апробироваться заранее.

Программа мероприятий финансового оздоровления может включать следующие разделы:

прогнозирование, оперативный учет и контроль за движением денежных средств;

·        снижение кредиторской задолженности;

·        снижение дебиторской задолженности;

·        устранение убытков;

·        сокращение остатков готовой продукции;

·        переход к налоговому планированию;

·        выработка политики работы с банками и другими финансовыми учреждениями;

·        выход на рынок ценных бумаг.

Создание формального антикризисного плана. Формальный кризисный план или руководство по действию в кризисных ситуациях существенно облегчает работу сотрудников в период кризиса. Для того чтобы план не просто был составлен, но и служил эффективным инструментом антикризисного управления, при работе над ним необходимо придерживаться следующих принципов:

) кризисный план не должен быть слишком громоздким и сложным. В критической ситуации никто не будет тратить время на просматривание сотен страниц текста в поисках нужного телефонного номера или инструкции. Необходимы четкие и ясные руководства и доступ к необходимой информации, а не нагромождение запутанной терминологии;

) кризисный план должен содержать действительно актуальную информацию (списки ключевых персон, номера телефонов, координаты экстренных служб), которая должна соответствовать действительности и периодически обновляться;

) кризисный план должен содержать адресное, направленное описание необходимых действий для каждой вовлеченной группы сотрудников и иных лиц, а не абстрактное руководство для персонала компании.

2.1 Кредиторская задолженность


Кредиторская задолженность отражает стоимостную оценку финансовых обязательств предприятия перед различными субъектами экономических отношений. Кредиторская задолженность входит в состав его краткосрочных пассивов и должна быть погашена в срок, не превышающий 12 месяцев после отчетной даты (в противном случае задолженность учитывается по статье "Прочие долгосрочные пассивы").

В составе кредиторской задолженности выделяются обязательства:

перед поставщиками и заказчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;

по векселям, выданным поставщикам, заказчикам и прочим кредиторам в обеспечение поставок их продукции;

перед работниками по оплате труда (начисленная, но не выплаченная заработная плата);

перед социальными фондами по выплатам на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, в фонды медицинского страхования и занятости;

перед бюджетом по всем видам платежей;

перед сторонними организациями и физическими лицами по авансам, полученным в соответствии с договорами и контрактами.

Многообразие субъектов взаимоотношений предприятия по расчетам по кредиторской задолженности, с учетом различного механизма их правового регулирования и организационных схем осуществления, свидетельствует о сложности проблемы эффективного управления ею. Действительно, текущее финансовое благополучие предприятия в значительной мере зависит от того, насколько своевременно оно отвечает по своим финансовым обязательствам.

Важность анализа и управления кредиторской задолженностью обусловлена еще и тем, что, составляя значительную долю текущих пассивов предприятия, ее изменения заметно сказываются на динамике показателей его платежеспособности и ликвидности.

Анализ кредиторской задолженности предприятия проводится на основе использования его финансовой отчетности: бухгалтерского баланса и формы № 5. Для того чтобы соотнести динамику величины кредиторской задолженности с изменениями масштабов деятельности предприятия, при расчете ряда коэффициентов оборачиваемости кредиторской задолженности используются показатели финансовых результатов (форма № 2).

Для эффективного управления предприятием очень важно знать состояние финансовых взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками, поскольку именно ими поставляются все необходимые для нормального функционирования материальные ценности, выполняются требующиеся работы и оказываются соответствующие услуги. Объемы задолженности по поставкам этой продукции (работ, услуг) отражены по статьям баланса "Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам" и "Векселя к оплате" (сумма векселей к оплате учитывается при расчетах в том случае, когда векселями обеспечиваются главным образом поставки продукции, оплата работ, услуг). Соответственно было бы правильно соотнести эту задолженность не со всеми затратами, а лишь с материальными затратами (форма № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", раздел 6 "Затраты, произведенные организацией").

Таким образом, могут быть предложены следующие формулы для расчета коэффициентов оборачиваемости кредиторской задолженности по оплате продукции (работ, услуг):

Средняя сумма задолженности + поставщикам и подрядчикам Средняя сумма задолженности по векселям  Следует отметить, что набор аналогичных формул может быть расширен. В качестве общего правила при этом можно дать следующую рекомендацию. Для того чтобы коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности имел смысл и был бы полезен при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, необходимо по мере возможности объем финансовых обязательств по исследуемой компоненте кредиторской задолженности соотносить с объемом затрат, соответствующих ей по своему составу.

При анализе финансового состояния предприятия большое значение имеет сравнение показателей кредиторской и дебиторской задолженности. При этом важно сравнивать не только их объемы в абсолютном выражении, что осуществляется при определении коэффициентов ликвидности, но и продолжительность периодов оборачиваемости. Если период оборачиваемости дебиторской задолженности заметно превышает аналогичный показатель по кредиторской задолженности, то это чревато возникновением затруднений в осуществлении текущих платежей.

Качество кредиторской задолженности характеризуется показателями, отражающими своевременность осуществления расчетов по обязательствам. Представление об этом дает, например, показатель доли просроченной кредиторской задолженности в общем ее объеме. Данные для расчета таких показателей приводятся в разделе 2 "Дебиторская и кредиторская задолженность" Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5), причем в этом разделе приводятся данные о движении соответствующих показателей кредиторской задолженности.

2.2 Дебиторская задолженность.

Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно долги образуются от продаж в кредит.

Условием обеспечения финансовой устойчивости организации является превышение суммы дебиторской задолженности над суммой кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность - представляет собой имущественные требования организации к юридическим и физическим лицам, которые являются ее должниками.

Дебиторскую задолженность можно рассматривать в трех смыслах: во-первых, как средство погашения кредиторской задолженности, во-вторых, как часть продукции, проданной покупателям, но еще не оплаченной и, в-третьих, как один из элементов оборотных активов, финансируемых за счет собственных либо заемных средств.

Оборотный капитал компании слагается из следующих составляющих:

денежных средств;

дебиторской задолженности;

материально-производственных запасов;

незавершенного производства;

расходов будущих периодов.

Следовательно, дебиторская задолженность - это часть оборотного капитала организации.

Дебиторская задолженность может возникнуть вследствие невыполнения договорных обязательств, излишне уплаченных налогов, взысканных сборов, пеней, выданных денежных сумм подотчет.

Дебиторскую задолженность условно можно подразделить на нормальную и просроченную дебиторскую задолженность.

Задолженность за отгруженные товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но право собственности уже перешло к покупателю; либо поставщику (подрядчику, исполнителю) перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) - это нормальная дебиторская задолженность.

Задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный договором срок, представляет собой просроченную дебиторскую задолженность.

Просроченная дебиторская задолженность, в свою очередь, может быть сомнительной и безнадежной.

3. Оценка хозяйственной деятельности предприятия ОАО "Газпромтрубинвест"

ОАО "Газпромтрубинвест" (156901, Костромская обл, г. Волгореченск, ул. Магистральная 1) начал производство продукции на территории РФ с 2000 года. Предприятие создано для организации производства труб и обеспечения потребностей в трубной продукции предприятий газовой отрасли. Высококачественная продукция производится на оборудовании, поставленном ведущими фирмами Европы.

Завод является в своей области одним из самых современных предприятий в России и в Европе. Главный акционер предприятия - ОАО "Газпром". В настоящее время ВрТЗ является самым молодым и стремительно развивающимся трубным заводом на территории РФ. Современное оборудование завода позволяет выпускать продукцию высокого класса.

Трубы, произведенные на ВрТЗ, по многим параметрам превосходят требования действующих ГОСТов, качество продукции высоко оценивается представителями крупнейших нефтегазодобывающих компаний, использующих продукцию ВрТЗ (Татнефть, Роснефть, Белоярнефть, Пурнефтегаз и др.). Завод успешно поставляет свою продукцию на международный рынок.

Проектные мощности завода позволяют обеспечивать объемы производства до 300 000 тон в год.

Основные виды деятельности ОАО "Газпромтрубинвест" в области производства стальных труб:

производство стальных электросварных газонефтепроводных, насосно-компрессорных и обсадных труб диаметром 42-168 мм, для обустройства газовых, газоконденсатных и нефтяных месторождений и газификации.

производство наружного изоляционного полиэтиленового двухслойного и трехслойного покрытия на трубы диаметром 60-530 мм, для обустройства газовых, газоконденсатных, нефтяных месторождений и газификации.

производство круглых и профильных труб для строительства.

3.1 Оценка дебиторской и кредиторской задолженности на предприятий ОАО "Газпромтрубинвест"


Таблица 1 - Анализ дебиторской задолженности

Показатель

Значение показателя

Отклонение


2011 г.

2012 г.

2013 г.

2012 к 2011

2013 к 2012

2013 к 2011


Тыс.

Тыс.

Тыс.

+, -

%

+, -

%

+, -

%

Дебиторская задолженность

1 413 796

957 891

1 396 846

-455 905

67,75

438955

145,83

-16 950

98,80

покупатели и заказчики

9 148

10 819

10819

1 671

118,27

0

100,00

1 671

118,27

векселя к получению

7 094 808

6 805 259

6 076 313

-289 549

-728 946

89,29

-1 018 495

85,64

авансы выданные

623 511

148 299

511 625

-475 212

23,78

363 326

345,00

-111 886

82,06

прочие дебиторы

462 669

229 811

181 304

-232 858

49,67

-48 507

78,89

-281 365

39, 19


Анализ дебиторской задолженности необходим для понимания текущей ситуации с продажами продукции организации. При анализе дебиторской задолженности могут быть выявлены покупатели-должники, отпуск товаров в кредит <#"822120.files/image001.gif">

Рис. 1 Отношение оборотных средств к кредиторской задолженности.

Рис. 2 Отношение оборотных средств к кредиторской задолженности в %.

Также определяется соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностью.

Рис. 3

Повышение процентного отношения задолженности к сумме собственных и приравненных к ним оборотных средств, как правило, свидетельствует об ухудшении финансовой работы. На рисунке 3 видно, что кредиторская задолженность не превышает сумму оборотных средств. Это свидетельствует о том, что предприятие не находится в кризисной ситуации. Дебиторская задолженность превышает кредиторскую, это указывает на то, что предприятие не использует опасное количество привлеченных средств, которые могут привести к банкротству. Это говорит об отвлечении оборотных средств предприятия на расчеты с дебиторами.

3.3 Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия

1)      реструктуризация кредиторской задолженности:

определение возможности переноса срока оплаты задолженности с учетом дополнительного вознаграждения с целью своевременной оплаты в будущем и т.д.;

рассрочка платежа кредитором частями;

всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (сокращения общей суммы задолженности, освобождение от уплаты полностью или части процентов, сокращение процентной ставки, отсрочки платежа, рассрочка платежа).

2)      улучшение инкассации дебиторской задолженности:

погашение дебиторской задолженности продукцией, услугами дебитора;

реструктуризация дебиторской задолженности.

Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего функционирования, создало условия для своего самофинансирования, развития производства и устранения старых и возникающих новых угроз улучшению финансовых результатов деятельности предприятия.

3.2 Реструктуризация дебиторской задолженности


Одним из важнейших условий стабильного финансового положения предприятия в современных условиях является четкая организация расчетов с партнерами. Отсутствие должного внимания к задолженности покупателей и заказчиков может спровоцировать нехватку средств для погашения своей задолженности перед поставщиками, бюджетом, сотрудниками. Управление дебиторской задолженностью по товарным операциям - это часть общей политики организации по выбору условий реализации продукции на определенный период времени, оптимизации общего размера дебиторской задолженности и по обеспечению ее своевременной инкассации для достижения заданного уровня финансовой устойчивости.

Таблица 3 - Анализ дебиторской задолженности

Показатель

Значение показателя

Отклонение


2011 г.

2012 г.

2013 г.

2011 к 2012

2013 к 2012

2013 к 2011


Тыс.

Тыс.

Тыс.

+, -

%

+, -

%

+, -

%

Дебиторская задолженность

1 413 796

957891

1 396 846

-455 905

67,75

438955

145,83

-16 950

98,80

9 148

10819

10819

1 671

118,27

0

100,00

1 671

118,27

векселя к получению

7 094 808

6805259

6076313

-289 549

95,92

-728946

89,29

-1 018 495

85,64

авансы выданные

623 511

148299

511625

-475 212

23,78

363326

345,00

-111 886

82,06

прочие дебиторы

462 669

229811

181304

-232 858

49,67

-48507

78,89

-281 365

39, 19


Анализ дебиторской задолженности необходим для понимания текущей ситуации с продажами продукции организации. При анализе дебиторской задолженности могут быть выявлены покупатели-должники, отпуск товаров в кредит <http://byfin.ru/kredit> которым целесообразно прекратить, и добросовестные плательщики, которым можно увеличить выдачу товарного кредита.

Исходя из данных за отчетный период можно проследить уменьшение дебиторской задолжности с 2011-2013 годы на 98,80%. Уменьшение дебиторской задолженности приводит к увеличению реального притока денежных средств, а значит, в данном случае разность между значениями дебиторской задолженности на начало и конец периода произошла прибавка к чистой прибыли.

Данные таблицы показывают, что состояние расчетов с дебиторами в 2013 по сравнению с прошлыми годами у организации несколько улучшилось. На 19 дней уменьшился средний срок погашения дебиторской задолженности в 2012, который составил 226 дней и на 11 дней в 2013, по сравнению с 2011 и составил 234 дня. Состояние краткосрочной дебиторской задолженности также в отчетном году лучше, чем в прошлом: ее оборачиваемость ускорилась на 18 дней (2013 к 2012) и 43 дня (2013 к 2012). Если принять во внимание, что доля дебиторской задолженности составила 27% в 2013, по сравнению с 37% в 2012, а доля задолженности покупателей и заказчиков - 0,08% общего объема текущих активов организации, по сравнению с 0,12% в 2012, то можно сделать вывод о снижении дебиторской задолженности, что положительно сказывается на повышение активов предприятия.

Исходя из проведенного анализа дебиторской задолженности, можно сделать вывод, что организация имеет определенные проблемы с дебиторами. Организация получает от дебеторов денежные средства, но одновременно приобретает новых должников. Но тем не мение сумма задожности уменьшилась в 2013 году на 16 950 по сравнению с 2012.

Для снижения уровня дебиторской задолженности используем факторинг.

Факторинг - финансирование торговых сделок (работ, услуг) под уступку денежных требований к дебиторам клиента (продавца). Принцип факторинга такой: факторинговая фирма перенимает от своих клиентов права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию и через 2 - 3 дня выплачивает аванс, который составляет 70 - 90% все востребованной суммы, оставшиеся 10 - 30% средств факторингова фирма возвращает только после того, как должник оплатит за товар.

Таким образом, заключив договор факторинга с банком на условиях, что банк перечисляет ООО "Газпромтрубинвест" денежные средства в размере 80 % суммы дебиторской задолженности (1 117 477 руб.), а остальную сумму (за вычетом комиссии) - после того, как с ним рассчитается должник (спустя 80 дней после уступки права требования долга).

В течение 2 - 3 дней после заключения договора факторинга общество получит от банка 893 981,5 тыс. руб. (1 117 477 тыс. руб. ∙ 80 %).

Затраты, связанные с финансированием под уступку требования составят:

комиссия за финансирование - от 10 % суммы финансирования;

комиссия за факторинговое обслуживание - от 0,1% от суммы накладной;

комиссия за обработку документов - от 10 руб. за каждый комплект.

Посчитаем, во что обойдутся предприятию услуги, предоставленные банком:

) комиссия за финансирование - 89 398 руб.

(893 981,5 руб. ∙ 10%);

) комиссия за факторинговое обслуживание - 893,98 руб.

(893 981,5 тыс. руб. ∙ 0,1%);

Общая сумма расходов предприятия составит 90 292 руб.

(89 398. руб. + 893,98 руб).

После поступления денег от должника, банк перечислит остаток средств за минусом комиссий: 1 027 185 тыс. руб.

(1 117 477 руб. - 90 292 руб)

Итак, в результате реструктуризации сумма полученных денежных средств составит 1 921 166,5 тыс. руб., которые могут быть направлены на погашение краткосрочных кредитов и займов.

3.3 Реструктуризация кредиторской задолженности


Кредиторская задолженность - сумма обязательств перед юридическими или физическими лицами по итогу хозяйственных взаимоотношений с ними (за неоплату поставленных товарно-материальных ценностей, произведенных работ, оказанных услуг; за неотгруженную продукцию, за недопоставку, за поставку некачественной продукции по ранее полученным авансам), на основании заключенных гражданско-правовых договоров или иных оснований, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Таблица 14 - Анализ состава и движения кредиторской задолженности

Показатель

Значение


2011 год

2012 год

2013 год


сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

1. Кредиторская задолженность, всего

958 545

100

1 136 864

100

1 005 289

100

1.1 Краткосрочная

807 047

0,84

975386

0,86

855 627

0,85

1.1.1 в том числе просроченная

7 795

 0,008

11245

 0,010

9251

 0,009

1.1.1.1 из нее длительностью свыше 3 месяцев

147 004

0,15

147199

0,13

146912

0,15

1.2 Долгосрочная

151 498

0,16

161478

0,14

149662

0,15


Из данных таблицы видно, что в 2012 году кредиторская задолженность состояла на 84% из краткосрочной и на 16% из долгосрочной задолженности. К 2013 году, доля краткосрочной задолженности повысилась на 1%. В составе краткосрочной задолженности увеличилась доля просроченных обязательств в 2013 по сравнению с 2012, но в 2013 доля снизилась на 0,1%.

Пути реструктуризации кредиторской задолженности предприятия:

1) погашение задолженности посредством передачи кредитору готовой продукции.

Погашение задолженности может происходить путем передачи кредитору при взаимном согласии сторон готовой продукции организации - должника. Стоимость готовой продукции согласуется сторонами в специальном соглашении.

Следует иметь в виду, что для быстрейшего погашения кредиторской задолженности, следует снизить длительность (ускорить) изготовление продукции в целях осуществления расчетов с кредиторами.

) продажа дебиторской задолженности кредитору.

В целях увеличения финансовых результатов ООО "Газпромтрубинвест", можно предложить обратить основное внимание на формирование отдельных элементов затрат.

Дебиторская за должность предприятия значительно выше кредиторской. Ее продажа будет оптимальной для предприятия и не вызовет значительных затрат. Предприятие же может вплотную заняться покрытием краткосрочной кредиторской задолженности, а именно: выплата заработной платы работниками и внесение средств в негосударственные пенсионные фонды.

Такой шаг даст предприятию шанс не потерять репутации перед долгосрочными кредиторами и наладить дела с долгими внутри своей организации.

Заключение


В данной работе мы изучили понятие кризиса, его структуру и виды.

Были выявлены два способа борьбы с кризисом.

Изучены работы российских и зарубежных авторов.

Были достигнуты следующие цели:

·        определено понятие кризиса и антикризисного управления, оценена современная ситуации в экономике;

·        ознакомились с методами антикризисного управления;

·        охарактеризована деятельность рассматриваемого предприятия;

·        проведена оценка действий руководства рассматриваемого предприятия.

Проведенный анализ дебиторской и кредиторской задолженности для целей формирования антикризисной программы предприятия на примере ОАО "Газпромтрубинвест", а также изучение трудов отечественных и зарубежных экономистов позволили сделать следующую работу:

·        Раскрыта сущность и значение дебиторской и кредиторской задолженности;

·        Проведен анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

·        Предложены и рассмотрены меры по сокращению задолженностей.

Проанализировано финансовое состояние ООО "Газпромтрубинвест".

По результатам проведенного анализа выделены и сгруппированы основные показатели дебиторской и кредиторской задолженностей за деятельность предприятия ООО "Газпромтрубинвест" в течение анализируемого периода.

Проведенная работа позволила предприятию сократить сумму задолженностей и позволила миновать кризиса и серьезных экономических проблем.

Список литературы


1.      A.A. Гаврилов - Финансово-экономический анализ в аудите и антикризисном управлении предприятиями

2.      Сафонов А.А., редактор: Моисеева Л.В. Теория экономического анализа (Учебное пособие).

.        Жарковская Елена Павловна, Бродский Борис Ефимович Ж 33 Антикризисное управление: Учебник/Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский. - М.: Омега-Л, 2004. - 336 с - (Успешный менеджмент). - ISBN 5-98119-119-8.I. Соавт. Агентство CIP РГБ

4.      Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Инфра-М, 2010. - 536 с.

5.      Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента: в 2 т. Т.1/И.А. Бланк. - Киев: Ника-Центр, 2007. - 296 с.

.        Бочаров, В.В. Управление денежным оборотом предприятий / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2006. - 325 с.

.        Донцова, Л.В., Никифорова, Н.А. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Дело и сервис", 2007. - 368 с.

.        Ефимова, О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимова. - М.: Бухгалтерский учет, 2005. - 389 с.

.        Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия / А.И. Ковалев, В.П. Привалов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 489 с.

.        Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 424 с.

.        Количественные методы финансового анализа / под ред.С. Дж. Брауна и М.П. Крипмена: пер. с англ. - М.: Инфра-М, 2006. - 365 с.

.        Крейнина, М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки / М.Н. Крейнина - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 547 с.

.        Лиференко, Г.Н. Финансовый анализ предприятия: учебное пособие / Г.Н. Лиференко - М.: Экзамен, 2005. - 378 с.

.        Махова, Л. Аналитический инструментарий исследования финансовой устойчивости предприятий / Л. Махова, Н. Гражданкин. // Российский экономический журнал. - 2007. - №4. - С.24-30.

.        Морозов С.А. Управление дебиторской задолженностью в условиях кризиса / С. Морозов // Финансовый менеджмент - 2009. - №9. - С.18-22.

.        Морозов С.А. Управление финансами: стадия выживания / С.А. Морозов // Финансовый менеджмент - 2009. - № 11. - С.21-24.

.        Парахина В.Н. Теория организации: учебное пособие / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2006. - 413 с.

.        Пласкова, Н. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа / Н. Пласкова, Д. Тойкер // Финансовая газета. - 2007. - № 53. - С.44-46.

.        Пятов М.Л. Относительность оценки показателей бухгалтерской отчетности / М.Л. Пятов // Бухгалтерский учет. - 2005. - № 6. - С.27-30.

Похожие работы на - Особенности разработки и реализации антикризисной программы на предприятии. Реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!