Особенности монополизма в современной России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    167,38 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности монополизма в современной России

Введение

Полноценная конкурентная среда является обязательным условием и важной предпосылкой существования рыночной экономики, и прежде всего, среди производителей. Конкуренция стимулирует технический прогресс, содействует развитию экономики и, в результате, повышает уровень жизни населения.

Многообразие форм собственности на средства производства, появление большого количества не принадлежащих государству предприятий - всего на всего первый шаг в этом направлении. Отмена административно-командной системы вовсе не означает, что появилась и сформировалась конкурентная среда. Формирование в России рыночной экономики все еще сталкивается с монополизмом особого рода. Он обязан своим появлением нерыночной среде и значительно отличается от монопольных отношений в рыночной экономике, возникавших естественным образом из централизации и концентрации капитала в процессе конкурентной борьбы.

Целью данной курсовой работы является изучение и рассмотрение особенностей монополизма в современной России.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

рассмотреть общее понятие о монополии, виды монополий и их сущность, особенности ценообразования в условиях монополии;

рассмотреть истоки монополизации российской экономики и выявить причины устойчивости монополистических тенденций в экономике России;

рассмотреть особенности существования монополизма в современной России;

проанализировать деятельность основных российских монополий и выявить их вклад в развитие экономики России.

В отличие от стран Запада, проблема монополизации в России носит более острый характер. В СССР единый государственный сектор составлял более 90% всей экономики страны. И самые крупные предприятия, которые создавались на протяжении 70 лет, нельзя вмиг заставить играть по рыночным правилам.

Таким образом, тема, рассматриваемая мною в данной работе, является весьма актуальной. монополия ценообразование российский

Источниками теоретического материала в исследовании стали научные труды зарубежных и отечественных авторов в области экономической теории, регулирования деятельности монополий, научная литература экономического содержания, материалы периодической печати. Источниками фактологического материала послужили электронные ресурсы, а именно официальные сайты Антимонопольной службы, РЖД, Правительства России и др., а также были использованы материалы периодической печати последних лет (газеты и журналы).

Глава 1. Сущность монополий

1.1 Понятие монополии и ее характерные черты

«Термин “монополия” имеет очевидное происхождение (от греческих корней: “монос” - один, единственный и “полео” - продаю). Еще Аристотель, закладывая основы экономических воззрений в своем знаменитом труде “Политика”, отнес монополию к одной из практических форм “искусства наживать состояние”».

Монополия и конкуренция составляют противоречивое единство. Оно состоит в том, что монополия на производство является средством достижения цели для любого товаропроизводителя. Чтобы получить максимальную прибыль, необходимо повысить цену на товар. А это возможно только тогда, когда производитель достигает монопольного положения в производстве и реализации своего товара. Монополия является внутренним, необходимым, существенным свойством конкурентной борьбы.

Для каждого производителя монопольное положение обеспечивает его личный интерес при отсутствии противодействия со стороны интересов других производителей.

Характерными чертами монополии являются:

Один продавец. Фирма является единственным производителем определенного товара.

Отсутствие товарозаменителей. Товар монополиста уникален, нет хороших и близких заменителей. Потребитель либо должен покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него. Поэтому монополисту нет нужды использовать рекламу.

Полный контроль над ценой. Монополист сам диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предлагаемого товара.

Непреодолимые барьеры вступления в отрасль. Барьеры могут быть как естественными (обусловленные экономическими причинами), так и юридическими. Они удерживают новых конкурентов от вступления в отрасль.

Например, в качестве барьеров могут служить:

Патенты, которые дают производителю исключительное право выпускать данную продукцию и использовать некоторую технологию;

Франшизы и государственные лицензии, которые разрешают определенный вид деятельность только в одной фирме;

Владение редким сырьевым ресурсов. Например, компания «Де Бирс», которая является мировым монополистом по производству бриллиантов, владеет большей частью добычи алмазов. Или, например, Алюминиевая корпорация Америки (АЛКОА), которая в первой половине XX века владела почти 100% мировых залежей бокситов и благодаря этому до 1940 г. являлась абсолютным монополистом в производстве алюминия.

Экономия масштаба и большая капиталоемкость. Некоторые виды производства требуют крупных капиталовложений и являются рентабельными только при значительных объемах выпуска продукции. Далеко не каждый конкурент располагает такими капиталами и может освоить крупномасштабное производство. Иногда большие издержки связаны не с самим производством, а с рекламой, со сбытом и пр. К примеру, производством хлопьев для завтрака вполне могут заниматься и мелкие фермеры. Но они не в состоянии выдержать соревнование в дорогостоящей и масштабной рекламной войне и потому проигрывают знаменитым торговым маркам.

Формы и виды монополий.

Все виды монополий, как правило, классифицируют на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает в силу объективных причин. Она появляется в условиях, когда спрос на определенный товар лучше всего удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Причиной этого являются особенности технологий производства и обслуживания потребителей, и поэтому конкуренция здесь невозможна либо нежелательна. Примером естественных монополий могут служить связь, телефонные услуги, энергообеспечение и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество фирм, или единственное национальное предприятие, и поэтому они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает в силу действий государственных органов. С одной стороны, государство предоставляет фирмам исключительные права на осуществление определенного вида деятельности. С другой стороны, государство создает организационные структуры для государственных предприятий, которые объединяются и подчиняются различным главкам, министерствам. Как правило, группируются предприятия одной отрасли и на рынке выступают как один субъект, между ними не существует конкуренции. Экономика СССР была самой монополизированной в мире. Доминировала административная монополия, и прежде всего монополия министерств и ведомств. Также существовала абсолютная монополия государства, основывающаяся на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Возникает она в силу экономических причин и развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь о предпринимателях, которые сами смогли завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый путь основывается на успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов при помощи концентрации капитала. Второй путь (более быстрый) заключается в процессах централизации капиталов, т.е. либо на добровольном объединении, либо на поглощении банкротов победителями. При помощи того или иного пути предприятие достигает значительных масштабов и начинает доминировать на рынке.

Движущей силой действий предпринимателей в данном направлении является закон концентрации производства и капитала. Двигателем данного закона является конкурентная борьба и его действие, как правило, наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Предпринимателям необходимо внедрять в производство новую технику, увеличивать масштабы производства, чтобы выжить в конкурентной борьбе. При этом из массы средних и малых предприятий выделяется несколько более крупных. В такой ситуации у предпринимателей возникает альтернатива: либо продолжать убыточную конкурентную борьбу, либо прийти к соглашению относительно цен, рынков сбыта, масштабов производства и т.д. Как правило, крупнейшие предприниматели выбирают второй вариант и это приводит к появлению между ними сговора, что является одним из основных признаком монополизации экономики. Таким, образом, появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупных предприятий над малыми.

В современной экономической теории выделяют три типа монополий:

Монополия отдельного предприятия;

Монополия как соглашение;

Монополия, которая основывается на дифференциации продукта.

Последний тип монополий был более подробно рассмотрен американским экономистом Эдвардом Чемберлином в первой половине XX века. В своей работе «Монополистическая конкуренция. Реориентация теории стоимости». (1933) ученый акцентирует внимание на роли дифференциации продукта в рыночной экономике. При этом дифференциация трактуется им достаточно широко. Это понятие включает в себя не только свойства продукта (качество, форму, стиль, упаковку, цвет и т.д.), но и условия реализации данного продукта, а также услуги, сопутствующие его продаже. Таким образом, наличие у товара, либо у продавца какого-либо отличительного признака (в т. ч. пространственное нахождение продавца, отличие стиля его поведения, если речь идет о розничной торговле) - основной признак дифференцированного продукта, по Чемберлину. Согласно теории Чемберлина, дифференциация продукта, обеспечивающая обособление рынка для фирмы-производителя за счет отсутствия товаров-заменителей, создает условия для установления контроля над ценой. Ученый заключает, что в условиях существования дифференциации «покупатели будут группироваться попарно с продавцами не по воле случая и не беспорядочно (как это происходит при чистой конкуренции), а в соответствии с выбором, основанным на предпочтении». В условиях дифференциации продавец обладает абсолютной монополией на свой продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей. Так как каждый является монополистом и имеет конкурентов, то можно говорить о них как о «конкурирующих монополистах», и в подобной ситуации действуют силы монополистической конкуренции. Таким образом, дифференциация сопутствует тому, что вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но вместе с тем взаимосвязанных рынков, на которых существует разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции того или иного товара. Очевидно, что модель Чемберлина носит смешанный характер, где взаимосвязаны элементы и монополии и конкуренции. Ученый констатирует, что «большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления…включающие и конкуренцию, и монополию». Вместе с тем, именно этот тип монополий наиболее глубоко теоретически выражает сущность монополий.

Достичь монопольного положения первым путем достаточно трудно, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме того, данный путь можно считать «порядочным», так как он предполагает постоянное повышение эффективности деятельности, достижение преимущества над конкурентами.

Наиболее распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Данный путь позволяет продавцам выступать на рынке «единым фронтом», и сводит на нет конкурентную борьбу, прежде всего ценовую, в результате чего покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений, которые монополизируют все сферы общественного воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты.

Картель - это объединение ряда предприятий одной сферы производства. Его участники сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, коммерческую и производственную самостоятельность, а также договариваются о доле каждого в общем объеме производства, рынке сбыта, ценах.

Синдикат - объединение нескольких предприятий одной отрасли промышленности. Его участники сохраняют собственность на средства производства, однако теряют собственность на произведенный продукт, а, следовательно, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. Сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Наиболее сложные формы монополистических объединений возникают в условиях, когда монополизируется и сфера производства. На этой основе появляется такая форма объединения, как трест.

Трест - объединение предприятий одной или нескольких отраслей промышленности. Его участники теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, коммерческую и производственную самостоятельность, т. е. объединяют производство, сбыт, управление и финансы. Собственники отдельных предприятий на сумму вложенных средств получают акции треста, которые дают и право участвовать в управлении и присваивать часть прибыли треста.

Также существует такая форма монополистических объединений, как многоотраслевой концерн - это объединение десятков (сотен) предприятий различных отраслей промышленности, торговли, транспорта. Его участники не имеют права собственности на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет финансовый контроль над другими участниками объединения.

В 60-х гг. в США и некоторых странах капитала появились и получили развитие конгломераты - объединения, которые образовались путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих производственного и технического единства. Однако, как показывает опыт, подобные предприятия рано или поздно теряют динамику эффективности и развития. Объясняется это тем, что данное предприятие приносит увеличение прибыльности лишь до определенных пределов.

Таким образом, существует огромное разнообразие форм и видов монополий в современной экономике. В процессе своей деятельности любая фирма-монополист старается обеспечить максимизацию своей прибыли. И в реальной жизни для достижения этой цели фирмы все чаще прибегают к ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация на рынке монополий.

В общем понимании ценовой дискриминацией называется продажа различных единиц товара по различным ценам. В экономической теории выделяю три вида ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первого вида (совершенная, идеальная) предполагает, что монополист устанавливает потребителю ту максимальную цену, которую он готов заплатить. Например, базар, где, как правило, принято торговаться, и в конце концов потребитель имеет возможность купить определенное количество какого-либо товара по той цене, которую он сможет отторговать. Продавец, в свою очередь, может назначать на один и тот же товар разную цену, ориентируясь на внешний вид и поведение потребителя. Другим примером может служить аукцион, где продаются партии одноименного товара (зерно, рыба и пр.). Отдельную партию товара получает тот потребитель, который заявит наиболее высокую цену.

Ценовая дискриминация второго вида предполагает, что цены для всех покупателей одинаковы, однако они изменяются в зависимости от объема или условий (например, времени) покупки. Например, предоставление скидок продавцом при продаже оптом или при увеличении объема розничной закупки. При этом все покупатели, приобретая одинаковое количество товара, получают одинаковую по размеру скидку. Т. е. вместо снижения цены при росте объема закупок, продавец может предоставить некоторую часть продукта в качестве подарка от фирмы. Такой ход активно используется рекламой, например: «Купите две упаковки сока и получите третью в подарок». В других случаях фирма добавляет качество товара. Например, в авиакомпании продают билеты первого и экономического класса по различным ценам, так как пассажирам первого класса предоставляется больший пакет услуг лучшего качества.

Ценовая дискриминация третьего вида предполагает дискриминацию цен по покупателям. Она проводится на различных сегментах рынка, когда покупатели разделены на группы по определенному признаку, и для каждой из этих групп устанавливается своя цена реализации. Например, ценовые льготы, которые предоставляются определенным категориям покупателей: пожилым, инвалидам, учащимся и т. д.

Данный вид ценовой дискриминации был подробно рассмотрен в работе английского экономиста Джоан Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933), где в центре внимания стоит проблема исследования ценообразования в условиях возможности монополий использования цены в качестве инструмента воздействия на спрос и регулирование сбыта. При решении данного вопроса ученая создает собственную концепцию дискриминации в ценах. Эта концепция допускает наличие сегментации рынка с учетом эластичности спроса по цене у различных категорий потребителей. Исходя из того, что эластичность спроса по цене в условиях несовершенной конкуренции не абсолютна, в отличие от рынка совершенной конкуренции, Робинсон заключает, что стремление к максимизации прибыли требует от монополиста назначать высокую цену на свой товар, ориентируясь прежде всего на сегмент рынка с низкой эластичностью, и по мере насыщения спроса на нем переходить в другие сегменты с более высокой эластичностью спроса по цене, постепенно снижая цену. Также Дж. Робинсон делает вывод о том, что в условиях монополии, которая использует ценовую дискриминацию, объем выпуска продукции выше, в отличие от простой монополии, а, следовательно, и средний доход выше. Более того, она доказывает, что в ряде случаев отдельные виды продукции вовсе не могли бы производиться без использования метода ценовой дискриминации. Следует отметить, что модель Дж. Робинсон весьма близка к действительности, хотя и маневрирование ценами, как правило, происходит в сочетании с использование неценовых факторов, о которых писал Э. Чемберлин: дифференциация продукта, рекламное сопровождение, иные меры по организации сбыта.

Таким образом, данный вид ценовой дискриминации возможен при условии, если покупатели, имеющие право на получение скидки, не имели возможности перепродать товар другим лицам, не обладающим таким правом, а также эластичность спроса по цене на разных сегментах рынка должна быть различна. Установив свой уровень цены для каждого сегмента рынка, фирма увеличивает свой объем продаж, и, следовательно, прибыль.

Как мы видим ценовая дискриминация является одним из ключевых условий обеспечения максимизации прибыли фирмы-монополиста.

Источниками факто логического материала послужили электронные ресурсы, а именно официальные сайты Антимонопольной службы, РЖД, Правительства России и др., а также были использованы материалы периодической печати последних лет (газеты и журналы). Монополия является внутренним, необходимым, существенным свойством конкурентной борьбы.

Глава 2. Особенности проявления монополизации в России

.1 Истоки монополизации российского рынка

Главной особенностью современного российского рынка является то, что в стране все еще сохранилась высокая степень монополизации, унаследованная от административно-командной системы СССР.

По оценкам специалистов экономика бывшего СССР была одной из самых монополизированных в мире. Причиной этого является ориентация социалистической экономики на одну форму собственности.

Экономика бывшего СССР представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором предприятия не были вполне самостоятельными, а являлись составной частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам.

Причин для такой концентрации выпуска продукции было несколько. Большое значение имела тяга к использованию положительного эффекта масштаба. Причем стремление к гигантизму было чрезмерно преувеличено, так как из-за искусственной заниженности цен на сырье, транспорт и энергию проекты даже нерационально крупных заводов выглядели вполне рентабельными. Сырье для них чаще всего привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему СССР. Однако положительный эффект масштаба перекрывал транспортные издержки, так как цены были очень низкими.

Другая причина была связана с тем, что централизованное управление крупными предприятиями было достаточно удобным. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, много проще проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном крупном заводе, нежели решить ту же задачу, когда данный вид продукции выпускают десятки (сотни) мелких заводов.

В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм: одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие - в другой продукции.

Советские монополисты были узко специализированы: один завод выпускал только автомобили высокой проходимости (УАЗ), другой - только тяжелые вертолеты (Росвертол). Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были абсолютными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаше встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации.

Таким образом, в СССР монополизм основывался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей), в отличие от стран рыночной экономии, где монополизм базировался на организационном объединении первоначально независимых компаний. При этом монополизм в социалистической экономике был распространен значительно шире, чем в рыночной.

Однако, советских монополистов не следует отождествлять с предприятиями-монополистами рыночной экономики. Они не имели возможности злоупотреблять своим положением, так как не имели самостоятельности ни в выборе объема выпуска, ни в установлении цен (и то и другое определялось планом). Другими словами, их деятельность не вызывала характерные последствия монополизации:

отсутствовало недопроизводство товаров;

отсутствовало завышение цен;

С другой стороны, еще одно негативное последствие монополизации давало о себе знать с исключительной силой - X-неэффективность. Ее проявлениями в СССР были низкое качество продукции и замедленный темп ее обновления, а также завышенные издержки (в частности, энерго- и материалоемкость, существенно превышавшие мировой уровень). Особенно большому размаху социалистической X-неэффективности, кроме обычных для всех монополистов причин, способствовали следующие обстоятельства:

Такие стоимостные показатели, как прибыль и уровень издержек, никогда не были главными для советских предприятий. Какими бы ни были издержки, если завод выполнял свой план, то его руководство могло быть спокойным за свою судьбу. Разумеется, это в большей степени стимулировало расточительность, а не способствовало росту экономичности производства. Не зря обычным лозунгом того времени был: «План любой ценой!»;

Общая дефицитность экономики укрепляла позиции монополистов;

В отличие от рыночных, социалистическая экономика была более изолированной от внешнего мира, т. е. монопольные позиции производителей были защищены от иностранных конкурентов. А от этого значительно страдала новизна продукции и ее качество.

Усиление монополизма при переходе к рынку.

Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К уже действующим монополистам добавились новые, а именно, те предприятия, которые не являлись единственными производителями в рамках СССР, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

Но большое значение имело изменение условий хозяйствования, из-за чего резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Российские заводы превратились в частные предприятия и это создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации (занижение производства, завышение цен, получение монопольных сверхприбылей), которые сдерживались социалистическим государством, вырвались наружу. При этом такое негативное последствие монополизации, как X-неэффективность сохранилось везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма также негативно повлияло на общий ход реформ в стране.

Положение единственного производителя (или одного из немногих производителей) определенного вида товаров открыло перед предприятиями весьма выгодный для них самих путь адаптации к рыночным условиям (см. рис. 1).

«Равновесное состояние рынка соответствовало некой точке О на пересечении кривых спроса D и предложения S. Когда обедневшее население снизило объем своего спроса на товары и услуги (кривая спроса D на графике сменилась кривой D1), монополисты не отреагировали на это снижением цен (до уровня Рc) в соответствии с новой точкой равновесия Oc (пересечение кривой предложения S с новой линией спроса D1). Кстати именно на такое развитие событий (умеренное падение производства Qc < Q0 при полном прекращении инфляции Р0 > Рc) рассчитывали отечественные реформаторы».

«Реакция монополистов оказалась иной: они резко ограничили предложение, пользуясь своей монопольной властью. Появилась новая кривая предложения S1. Реально установившаяся на рынке точка равновесия Оm отразила монополистический метод решения проблемы упавшего спроса: не снижение, а повышение цен (Рм > Р0 > Рс) за счет резкого снижения выпуска продукции (Qм < Qc< Q0)».

Рис. 1 Адаптация предприятий монополистов к снижению спроса в переходной экономике.

В мировой истории уже встречалось нечто похожее. В конце 20-х годов монополисты ведущих стран Запада реагировали на кризис по той же схеме. Итог - знаменитая Великая депрессия 1929-1933 гг., самый глубокий кризис в истории капитализма.

Сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании с повышением цен российскими предприятиями-монополистами явились важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса трансформации в России.

Монополизм в современной России.

Структура экономики современной России, которая сложилась в условиях административно-командной системы и изоляции от мирового рынка, характеризуется высоким уровнем монополизации, низкой конкурентоспособностью большинства промышленных изделий, глубокими деформациями.

Одной из важных проблем монополизации российской экономики является монополизм центральных государственных органов управления. «…Независимые эксперты считают, что причиной монополизма в России является концентрация чиновников… вместе с тем в структуре выявленных нарушений антимонопольного законодательства явно прослеживается тенденция к увеличению антиконкурентных действий органов власти. Если в 2008 г. вклад чиновников в общий объем нарушений антимонопольного законодательства перевалил за половину (53%), то в 2009 г. их доля подскочила до 60,5%, значительно опередив все другие виды нарушений».

Для современного периода развития России характерно решение задачи преодоления элементов чрезмерного государственного административного монополизма, предполагающее определенное оживление самого же этого монополизма в ближайшей перспективе. Так получается потому, что становление эффективных рыночных структур, ускоренный выход страны из состояния глубокого кризиса не могут быть осуществлены без усиления прямого вмешательства государства в экономику, не смотря на то, что чрезмерный административный монополизм - большое зло.

«В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий-монополистов, и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий - 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются электроэнергия, нефть и газ, железнодорожные перевозки, а также отдельных подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги - тепло- и водоснабжение, канализация». Такие отрасли либо находятся в собственности государства, либо регулируются им. Следует заметить, что в последние годы во многих странах сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков в связи с технологическими нововведениями.

Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более 35% заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок). При изучении реестра можно прийти к выводу, что российские монополисты федерального уровня - это, в основном, узкоспециализированные производства. Их специфика заключается в том, что они специально создавались государством в ходе проведения политики по углублению специализации и усилению концентрации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям.

В российской экономике очень распространено такое явление как «локальный» монополизм. Из-за ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия, как правило, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Примером в Омске может служить группа лиц в составе ЗАО «Любинский молочноконсервный комбинат», ЗАО «Полигон», ЗАО «Газпромнефть - Аэро» > 50 %. Также локальными монополиями являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, в Омске это ОАО «Омскэлектро» > 50%, ОАО «Омскоблгаз» > 50%, ОАО «Омскоблводопровод» > 50%.

Значительное и особое место в российской экономике занимают естественные монополии. Четыре главных естественных монополиста России:

РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

МПС (железнодорожные перевозки);

«Ростелеком» (услуги междугородной и международной электрической связи).

Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда демпинговые. Демпингом называется продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены значительно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже себестоимости производства товара или услуги. Демпинг осуществляется государством или компаниями и проводится с различными целями: вытеснение конкурентов, проникновение и укрепление на новом рынке.

«Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги». В российской экономике, кроме ценовых злоупотреблений, также наблюдается дискриминирующее поведение по отношению к конкурентам. Например, «18 октября 2010 года Арбитражный суд города Москвы оставил в силе решение и предписание ФАС России, вынесенные в отношении ОАО «Косметическое объединение Свобода». Ранее Комиссия ФАС России признала действия Косметического объединения «Свобода», связанные с незаконным использованием товарного знака, правообладателем которого является Концерн «Калина» (ОАО), актом недобросовестной конкуренции. Концерн «Калина» и Косметическое объединение «Свобода» производят и реализуют косметическую продукцию: кремы для рук «Бархатные ручки» и «Бархатный». Упаковка крема для рук «Бархатные ручки», производителем которого является Концерн «Калина», охраняется свидетельством на товарный знак. Косметическое объединение «Свобода» при выборе стиля оформления упаковки кремов для рук «Бархатный» не стало разрабатывать собственный дизайн упаковки, а использовало дизайн, сходный с дизайном упаковки крема для рук «Бархатные ручки», что привело к смешению на рынке продуктов двух разных производителей». Для развития конкуренции и для преодоления высокой степени монополизации экономики России разработаны специальные государственные программы. Основная задача этих программ - создание необходимых условий для развития конкуренции на российских рынках по приоритетным группам товаров, снижение концентрации производства, а также расширение ассортимента выпускаемой продукции и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции.

Согласно исследованиям, число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и в большинстве отраслей не превышает 10-15% и лишь в отдельных достигает 20% и выше. «Между тем именно государство несет ответственность за конкурентную среду и слабое развитие малого и среднего бизнеса, который в развитых странах производит большую часть ВВП. А без создания конкурентных условий для средних и малых предпринимателей Россия так и будет обречена на постыдную зависимость от поставок наших сырьевых ресурсов за рубеж и резкое падение ВВП во время мировых кризисов».

Глава 3. Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России

Естественные монополии все еще остаются значимым сегментом в экономике России. Их влияние на экономику страны очень велико. Это связано с тем, что естественные монополии являются «затратообразующими» отраслями, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) влияет на общий уровень цен и инфляции. Естественные монополии - это также и бюджетообразующие отрасли. «По оценкам ИКСИ, на долю самых крупных компаний, таких как ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД» приходится 13,5% ВВП, а в федеральный бюджет только нефтегазовый комплекс направляет 45% всех его доходов».

Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. Примером может служить электроэнергетика, создающая условия для развития других отраслей экономики.

Почти весь объем продукции (услуг) естественных монополий (исключение составляет газовая отрасль, где доля экспорта в добыче - более 30%) потребляется на внутреннем рынке и является одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий. На долю естественных монополий приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России, поэтому они являются наиболее устойчивыми отраслями.

Положение в этой сфере во многом предопределяет инвестиционный климат в стране. В ближайшей перспективе естественным монополиям придется привлекать все больше средств из внешних источников. Если сейчас доля рыночных источников финансирования капиталовложений не превышает 5-10%, то вскоре она может составить 30% и более.

Вклад естественных монополий в ВВП страны изображен на рисунке 2:

Рис. 2 Вклад естественных монополий в ВВП страны

Данные четыре монополии дают ВВП - 13,5%, прибыли - 16,2%, инвестиций - 20,6%, налоговых доходов консолидированного бюджета России - 18,6% и занимают при этом всего 4% служащих и рабочих.

«Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: занимая всего 300 тысяч работников, он дает больше добавочной стоимости, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, а также вдвое больше прибыли и налогов».

До периода резкого роста цен на энергоносители на мировом рынке, который дал импульс росту выручки по ТЭК, вклад естественных монополий в рост ВВП значительно отставал от общей динамики промышленности.

Также рост выручки естественных монополий за счет роста тарифов, который наблюдается в последнее время, не ведет к повышению рентабельности компаний, а наоборот уходит в рост затрат.

Предельный уровень тарифов на услуги естественных монополий, утвержденный Правительством России в 2009-2013 годах, представлен в таблице ниже (Таблица 1).

Таблица 1 Предельный уровень тарифов на услуги естественных монополий

Услуга

2009

2010

2011

2012

2013

Электроэнергия

Рост цен для всех потребителей, кроме населения(%)

-

17,9

22,3

14,6

13

Рост тарифов для населения(%)

25

10

10

10

10

Тепловая энергия

18

10

14

11

10

Газ природный

Оптовые цены для всех категорий потребителей в целом(%)

23,5

17

16,9

15,1

Рост цен для всех потребителей, кроме населения(%)

16,3

26,3

15

15

15

Рост цен для населения(%)

16,3

27,8

20,8

19,3

15

Ж/д перевозки

Грузовые(%)

12,4

12,4

14

12

11

Пассажирские(%)

22

10

10

10

10


Согласно утвержденным тарифам в 2009-2013 годах, тарифы на электроэнергию для населения за четыре года выросли на 40%, а для всех остальных потребителей - на 67,8% (особенно резко цены на электроэнергию возросли в 2011 году - на 22,3%). Тарифы на теплоэнергию за последние четыре года повысились на 45%. Что касается тарифов на газ, то в общем за четыре года они выросли в 4,44 раза (особенно резко цены на газ выросли в 2010 году - на 23,5%). В целом отдельно для населения за последние четыре года тарифы на газ выросли на 82,9% (значительный рост цен наблюдается в 2010 году - на 27,8%), а для всех остальных потребителей - на 71,3%. Также значительно выросли тарифы на пассажирские (40%) и грузовые (49,4%) железнодорожные перевозки. Подобных темпов монополистов не было уже десять лет.

Естественные монополии также играют огромную роль в социально-политической жизни страны, и тарифы на их услуги значительно влияют на благосостояние и масштабы бедности населения. Отсутствие эффективно действующего механизма помощи малообеспеченным слоям населения при оплате услуг ЖКХ (при опережающем росте цен на данные услуги) усугубляет их и без того тяжелое положение и приводит к нежелательным социальным последствиям.

Поступления в бюджет от экспорта газа и нефти позволили сформировать колоссальный стабилизационный фонд, расплатиться с большей частью внешнего государственного долга, значительно поднять экономические рейтинги России.

Особая роль естественных монополий в России вызывается и целым набором специфических факторов, присущих нашей стране (природно-климатический, географический, геополитический). Эти факторы обуславливают острую необходимость стягивания огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного, оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные хозяйственные комплексы в сферах естественных монополий.

Оценивая значение естественных монополий - ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги» можно сказать, что они по своим экономическим, техническим и организационным характеристикам все еще находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят.

Значение электроэнергетики в экономике России, так же, как и её общественной жизни, трудно переоценить - это основа всей современной жизни.

В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное создание нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам.

Компания РАО «ЕЭС России» обеспечивает надежное функционирование и развитие Единой энергетической системы России, контролирует использование свыше 70% электрической мощности и выработку более 70% электроэнергии страны, организует работу по надежному энергоснабжению населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других потребителей.

В 2005 году Россия по выработке на одного жителя находилась приблизительно на одном уровне с такими энергоимпортирующими странами как Дания и Германия, которые имеют меньшие транспортные потери и затраты на отопление. Однако потребление постоянно растет, начиная с 1998 года. Ниже представлены данные по выработке электроэнергии в 2013 году (таблица 2):

Таблица 2 Выработка электроэнергии в 2013 году

ОЭС/Энергозона

Выработка, млрд. кВт▪ч

Относительно 2012 года, %

Потребление, млрд. кВт▪ч

Относительно 2012 года, %

Восток (с учетом изолированных систем)

47,0

1,6

43,4

0

Сибирь (с учетом изолированных систем)

206,7

-2,1

215

-2,4

Урал

258,1

-0,3

257,7

0,3

Средняя Волга

113,4

3,0

108,8

0,3

Центр

235,8

-3,0

230,4

0,5

Северо-Запад

-3,7

90,3

-2,3

Юг

82,8

4,1

85,6

-1,1


«По оперативным данным ОАО «СО ЕЭС», потребление электроэнергии в Единой энергосистеме России в 2013 году составило 1 009,7 млрд. кВт•ч, что на 0,6 % меньше объема потребления в 2012 году. Потребление электроэнергии в 2013 году в целом по России составило 1 031,2 млрд. кВт•ч, что также на 0,6 % меньше, чем в 2012 году».

Согласно данным в таблице 2, выработка электроэнергии в целом по России в 2013 году составила 1 044,9 млрд. кВт•ч, что на 0,4% меньше, чем в 2012 году. «Электростанции ЕЭС России выработали 1 023,5 млрд. кВт•ч (на 0,8% меньше, чем в 2012 году)».

РАО «ЕЭС России» владеет большей частью энергетических мощностей и является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Основную нагрузку по обеспечению спроса на электроэнергию в ЕЭС России в 2013 году несли тепловые электростанции (ТЭС), выработка которых составила 622,6 млрд. кВт•ч, что на 3,9% меньше, чем в 2012 году. Выработка ГЭС за 2013 год составила 174,8 млрд. кВт•ч (на 12,5% больше, чем в 2012 году). АЭС в 2013 году выработано 172,0 млрд. кВт•ч, что на 2,9 % меньше объема электроэнергии, выработанного в 2012 году. Электростанции промышленных предприятий за 2013 год выработали 54,2 млрд. кВт•ч (на 4,5% больше, чем в 2012 году).

В феврале 1993 г была создана компания РАО «Газпром» путем преобразования Государственного газового концерна. В 1999 г. оно было преобразовано в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах.

ОАО "Газпром" - самая крупная газодобывающая компания в мире. «На ее долю приходится около 20% мировой добычи газа. "Газпром" контролирует почти 60% российских запасов газа и обеспечивает около 90% его добычи в России. Общий объем производства компании составляет 8% ВВП России. "Газпром" обеспечивает около 20% поступлений в федеральный бюджет, поставляет газ для выработки около 50% электроэнергии России». Основными направлениями деятельности компании являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома - 50,002%.

Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских - 60%. Запасы газа Газпрома оцениваются в 29,85 трлн. куб. м, а их текущая стоимость - в 182,5 млрд. долларов.

ОАО «Газпром» является крупнейшим кредитором российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., и 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз».

Доля ОАО «Газпрома» на европейском газовом рынке представлена на рисунке 3:

Рис. 3 Доля ОАО "Газпрома" на европейском газовом рынке

В 2013 году экспорт газа в Западную Европу составил 127,05 млрд. куб. м газа, что на 20% больше, чем в 2012 г.; экспорт в Центральную Европу составил 34,43 млрд. куб. м. Также в 2013 году добыча газа увеличилась на 0,1% до 487,4 млрд. куб. м.

Ниже представлена финансовая отчетность ОАО «Газпрома» за 2013 год в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (Таблица 3).

Таблица 3 Аудит данные консолидированного отчета о совокупном доходе по МСФО за 2013 и 2012 гг. Все суммы в таблице представлены в миллионах российских рублей

Наименование показателей

За год, закончившийся


2013 г.

2012 г.

Выручка от продаж

3 772 668

3 352 788

Чистый доход по торговым операциям без фактической поставки

7 073

5 798

Прибыль от продаж

1 182 900

894 378

Прибыль до налогообложения

1 096 976

1 056 584

Прибыль за год

876 331

846 592

Прочий совокупный доход за год, за вычетом налога

122 873

53 216

Совокупный доход за год

999 204

793 376

Совокупный доход за год, относящийся к:

Акционерам ОАО «Газпром»

978 691

775 023

Неконтролирующей доле участия

20 513

18 353


Чистая выручка от продаж за 2013 год составила 3 772 668 млн. руб. и увеличилась по сравнению с 2012 годом на 419 880 млн. руб. (21,2%). Причинами подобных изменений являются рост тарифов на газ, которые установлены Федеральной службой по тарифам, рост объемов реализации газа в страны бывшего СССР, а также увеличение средних расчетных цен при продаже в страны бывшего СССР.

Будущее нашей необъятной России также зависит от состояния и развития транспортной системы.

Отставание транспортной инфраструктуры является государственной проблемой высшей категории важности, так как тормозит развитие экономики и не удовлетворяет потребности населения в необходимой подвижности.

Перевозки, являющиеся основной продукцией отрасли, как правило, организуются несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Поэтому необходимо централизованное формирование и распределение доходов от перевозок, аккумулирование финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретение и ремонт железнодорожного состава, а также внедрение достижений научно-технического прогресса. В настоящее время, в среднем, грузовой вагон находится в состоянии простоя около 80 процентов своего времени. Поэтому очевидно, что необходимо начинать решение проблемы с сокращения всех видов простоя вагонов, с повышения скорости «транспортного конвейера» (по управленческим и технологическим причинам). Иначе никогда не будет хватать вагонов, а при их дополнительном поступлении может наступить «паралич» движения на сети по причине ограничений ее пропускных возможностей.

«Компания ОАО "РЖД" владеет 99 % железнодорожных магистралей в России общей протяженностью 85 500 км (исключение составляют ряд железных дорог, управляемых частными компаниями, например, Норильская железная дорога и др.), станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами». По состоянию на конец 2013 года РЖД присутствует в 79 субъектах России и планирует экспансию ещё в пять.

«Компании принадлежит около 20 тысяч локомотивов (около 90 % всего локомотивного парка), более чем 600 тысяч грузовых и пассажирских вагонов. Пассажирские локомотивы составляют около 12 %. Часть пассажирских перевозок по сети ОАО "РЖД", в частности, по направлению Москва Санкт-Петербург, выполняется частными поездами».

Показатели производительности российских железных дорог в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом, несмотря на большие расстояния перевозок, время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).

Таблица 4 Показатели производительности российских железных дорог за 2013 г.

Вид деятельности

Показатель

2013 г.

Грузовые перевозки

Грузооборот (млрд. тарифных т-км)

2195,8


Динамика по сравнению с 2012 г.(%)

-1,2

1236,9


Динамика по сравнению с 2012 г.(%)

-2,8

Пассажирские перевозки

Пассажирооборот (млрд. пасс.-км)

138,5


Динамика по сравнению с 2012 г.(%)

-4,2


Пассажиров (млн. чел.)

1 080,8


Динамика по сравнению с 2012 г.(%)

+2,1


Численность персонала (тыс. чел.)

1300


В 2013 году по российским железным дорогам было перевезено 1 080, 8 млн. пассажиров, что на 2,1 % больше, чем в 2012 году. Убытки от пассажирских перевозок составили 6,1 млрд. руб., из них в дальнем следовании 5,8 млрд., в пригородном сообщении 0,3 млрд. руб.

Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются, как правило, на уровне или выше их себестоимости, а тарифы на пассажирские перевозки (за исключением перевозок в купейных и спальных вагонах) утверждаются государством в лице Федеральной службы по тарифам с учётом социальной направленности этих перевозок ниже их себестоимости. В связи с этим пассажирские перевозки в рамках ОАО "РЖД" (за исключением отдельных высокодоходных направлений) являются убыточными; данные убытки покрываются частично за счёт компенсаций из бюджета, а по большей части - с помощью перекрёстного субсидирования за счёт доходов от грузовых перевозок.

Заключение

Монополии, в отличие от других хозяйственных единиц, занимают особое место в системе экономических отношений. В России наибольшее распространение получили так называемые естественные монополии. В число отраслей экономики, имеющих признаки естественных монополий, входят: электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт и отрасли связи. В современной России действуют четыре основные естественные монополии: РАО «ЕЭС», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и «Ростелеком».

Российские естественные монополии имеют большое значение для национальной экономики, которая без таких предприятий обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. Почти весь объем продукции (услуг) естественных монополий (исключение составляет газовая отрасль, где доля экспорта в добыче - более 30%) потребляется на внутреннем рынке и является одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий. Естественные монополии являются наиболее устойчивыми отраслями экономики; на их долю приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России.

Главные естественные монополии страны дают ВВП - 13,5%, прибыли - 16,2%, инвестиций - 20,6%, налоговых доходов консолидированного бюджета России - 18,6%, занимая при этом всего 4% служащих и рабочих

В настоящее время неоспоримом весом на европейском континенте обладает ОАО "Газпром", но и другие российские естественные монополии находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям и превосходят их.

В этих сферах демонополизация и создание конкурентного механизма оказывается невозможными в связи со спецификой характера предоставляемых услуг и технологии доведения их до потребителя. Следовательно, необходимы рычаги внерыночного, административного регулирования этих отраслей в интересах потребителя.

Если государство не имеет способов планомерного воздействия на монополии, оно и его граждане становятся заложниками злоупотребления монополистами своей властью. На практике это проявляется в росте цен и тарифов на услуги монополистических предприятий, что усугубляет и без того тяжелое экономическое положение большей части промышленных предприятий и населения.

Таким образом, данные хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире.

Список литературы

Экономическая теория: учебник для бакалавров/под ред. А.А. Кочеткова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К’», 2013. - 696 с.

Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2: учебник/под ред. Г.П. Журавлевой. - 6-е изд., исп. и доп. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К’», 2012. - 934 с.

Бомол У. Дж. Экономикс. Принципы и политика: учебник/Бомол У.Дж., Блайндер А.С. - Москва: Юнити-Дана, 2012. - 904 с.

Рыбанова, Т. Сосредоточились. Мнения экспертов по российским монополиям//Финансовая газета. - 2012. - №8. - С. 14-15

Радюкова, Я.Ю. О путях снижения уровня монополизации социально значимых отраслей российской экономики//Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №1. - С. 130-132

Гусев, К.Н., Гурин, А.Ю. Российская экономика: от монополизации к модернизации//Банковское дело. - 2010. - №4. - С. 14-18

Титов, Д. Кто мешает конкуренции//Экономика и жизнь. - 2010. - №32

РЖД [Электронный ресурс] - <http://rzd.ru/>

ОАО «Газпром» [Электронный ресурс] - <http://www.gazprom.ru/>

Системный оператор Единой Энергетической Системы [Электронный ресурс] - <http://so-ups.ru/>

Правительство России [Электронный ресурс] - <http://government.ru/>

ФАС России [Электронный ресурс] - <http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_31060.html>

ФАС. Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35% [Электронный ресурс] - <http://reestr.fas.gov.ru/welcome>.

Похожие работы на - Особенности монополизма в современной России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!