занятость и соответствующая политика должны принять форму концепции, координирующей все виды политики (включая макрополитику и политику структурных изменений) в направлении содействия полной и устойчивой занятости, с отходом от секторальной политики занятости, находящейся «на отшибе» экономической политики.
В комплексе мер по реализации активной политики занятости исключительно важное значение имеет также более эффективное использование трудового потенциала общества, максимальное сокращение скрытой безработицы, которая имеем место даже на тех предприятиях и организациях, где формально рабочая сила используется сравнительно эффективно.
Творческая реализация вышеперечисленных подходов к политике занятости в нашей стране позволит вовлечь в активную трудовую деятельность и поставить на службу общества многомиллионный трудовой потенциал безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения.
Поэтому государственная политика, направленная на радикальное улучшение положения в сфере занятости, обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения и на этой основе - улучшение благосостояния народа является сейчас одной из общенациональных задач, за реализацию которой несет ответственность государство в целом и соответствующие органы исполнительной власти.
Основным государственным органом, оказывающим регулирующее воздействие на рынок труда, является государственная служба занятости, которая разрабатывает программы и услуги и обеспечивает регулирование рынка труда через непосредственный контакт с населением.
Взаимосвязи политики занятости с другими важнейшими направлениями социально-экономического развития таковы, что она может эффективно осуществляться в рамках макроэкономического регулирования, а не только усилиями одной службы занятости.
Организационное и методическое руководство реализацией политики занятости в регионах осуществляется Государственной службой занятости, территориальными органами Минздравсоцразвития России по вопросам занятости с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Баланс трудовых ресурсов и занятости населения России на период 2005-2013 годы приведен в табл.1.
Таблица 1
Баланс трудовых ресурсов
(среднегодовая численность, млн.человек)
Наименование показателя2005г. факт2006г. факт2007г. факт2008г. факт2009г. факт2010г. факт2011г. прогноз2012г. прогноз2013г. прогноз23456789Постоянное население (среднегодовая численность)1452,11434,91420,11470,21395,21383,71372,81362,91361,3ВСЕГО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 919,0914,0909,8897,5884,0870,0855,0842,0822,0в том числе:трудоспособное население в трудоспособном возрасте868,7863,2855,3841,7830,5817,5801,5785,6765,6иностранные трудовые мигранты0,60,92,64,43,02,52,53,53,5лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике 49,749,951,951,450,550,051,052,952,9из них:лица старше трудоспособного возраста47,247,349,148,647,547,048,049,449,4подростки2,52,52,82,83,03,03,03,53,5РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ Всего занято в экономике (включая лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве) 714,6706,1700,9695,7680,0672,0665,0661,0657,0в том числе:Сельское хозяйство охота и лесное хозяйство112,0102,393,583,077,074,071,069,068,0Добыча полезных ископаемых1,51,11,00,90,90,91,01,01,2Обрабатывающие производства 153,4145,0145,1144,4135,0132,0130,0130,0128,0Производство и распределение электроэнергии, газа и воды21,421,721,821,821,621,521,521,521,5Строительство30,132,031,831,731,231,031,231,531,8Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств , бытовых изделий и предметов личного пользования105,9105,2105,7113,2116,0118,0120,0120,0121,0Гостиницы и рестораны13,314,716,416,015,715,615,515,615,7Транспорт и связь45,746,246,145,945,043,243,243,243,2Финансовая деятельность и страхование7,57,97,87,57,57,57,57,57,5Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение39,539,640,640,240,240,140,039,839,5Образование68,869,768,168,368,067,567,367,066,5Здравоохранение и предоставление социальных услуг56,557,557,757,156,856,656,556,456,0Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг26,228,429,530,430,830,830,830,831,0Прочие виды экономической деятельности 32,834,835,835,334,333,329,527,726,1Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы72,575,571,466,663,060,056,051,046,0Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, не занятое трудовой деятельностью и учебой (военнослужащие, домохозяйки, безработные и др.)131,9132,4137,5135,2141,0138,0134,0130,0119,0Распределение среднегодовой численности занятых в экономике по формам собственности:714,6706,1700,9695,7680,0672,0665,0661,0657,0На предприятиях и в организациях государственной и муниципальной форм собственности - всего 237,3230,9225,6219,6216,4213,0209,5206,3203,0В общественных объединениях и организациях5,75,65,65,75,75,75,75,75,7На предприятиях и организациях со смешанной формой собственности44,440,440,038,436,835,833,532,030,0На предприятиях с иностранным участием22,217,316,916,115,515,515,515,715,8В частном секторе, всего 405,0411,9412,8415,9405,6402,0400,8401,3402,5в том числе:- в крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая наемных работников 7,49,28,74,03,02,82,82,82,8- на частных предприятиях 223,4217,7219,7231,8226,6223,2221,0219,5219,2- лица, занятые индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации (включая личное подсобное хозяйство) 174,2185,0184,4180,1176,0176,0177,0179,0 180,5
2.2 Меры по оптимизации структуры занятого населения и совершенствованию качественного состава рабочей силы
Исходя из анализа и прогноза социально-экономического развития области и рынка труда, к числу ключевых проблем на рынке труда можно отнести:
несбалансированность спроса и предложения рабочей силы по полу, профессионально-квалификационным характеристикам, низкой трудовой мобильности населения;
сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (женщин, молодежи), лиц с низкой профессиональной подготовкой, а также граждан, нуждающихся в социальной защите;
ухудшение качественных характеристик рабочих мест (ослабление на многих предприятиях системы охраны труда, старение оборудования) создает значительное количество непрестижных рабочих мест;
отсутствие квалифицированных кадров для сельскохозяйственного производства и в то же время достаточно большое количество незанятых, проживающих на территории сельских поселений, имеющих низкую мотивацию к трудовой деятельности;
система государственного профессионального образования недостаточно гибко реагирует на изменения спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе, снижение мотивации молодежи к обучению рабочим профессиям;
нерациональная политика оплаты труда вызывает дополнительный отток работающих с низкооплачиваемых рабочих мест и, наоборот, формирует трудно заполняемые рабочие места, особенно в бюджетной сфере и сельском хозяйстве;
несоответствие требований безработных к условиям оплаты труда и заявленных в службу занятости вакансий, которые, как правило, относятся к малооплачиваемым видам деятельности.
Главная цель Программы заключается в повышении эффективности занятости населения округа: обеспечение экономики города и области необходимыми кадрами, а граждан - подходящей работой и гарантированной государством защитой от безработицы.
Для реализации поставленной цели в Программе предполагается:
расширение спектра, увеличение масштабов и повышение качества предоставляемых услуг в области содействия занятости на основе внедрения административных регламентов Федеральной службы по труду и занятости.
совершенствовать формы и методы работы со всеми гражданами, обратившимся в службу занятости по вопросу трудоустройства;
привлечение к сотрудничеству новых работодателей, обратившихся в службу занятости по вопросу подбора специалистов на свободные рабочие места;
осуществление индивидуального подхода, с учетом требований и пожеланий, как при подборе необходимых специалистов работодателям, так и подборе вакансий гражданам;
информирование предприятий и организаций, населения района о состоянии рынка труда, о вакансиях, имеющихся в службе занятости, в том числе на временные работы, возможностях профессионального консультирования и профессиональной переподготовки, а также других услугах по содействию в трудоустройстве;
проведение профессионального консультирования и обучения навыкам поиска работы граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве;
привлечение населения района к активному участию в общественных и временных работах; расширение видов общественных работ;
оказание содействия в трудоустройстве всем обратившимся в службу занятости гражданам, в т.ч. не претендующим на статус безработного (занятые граждане, учащиеся и т.п.);
организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан проводиться с целью повышения конкурентноспособности безработных граждан на рынке труда, расширения возможностей трудоустройства.
Основными задачами в области профессионального обучения безработных граждан на 2012-2013 года является:
увеличение доли граждан, трудоустроенных по полученной специальности;
увеличение доли граждан, закрепившихся на рабочем месте до 3-х месяцев;
увеличение доли граждан, направленных на профессиональное обучение под гарантированные рабочие места;
− увеличение доли привлеченных средств от работодателей (не менее 10 % от общих затрат на обучение безработного гражданина);
− увеличение доли граждан, испытывающих трудности в поисках работы, направленных на профессиональное обучение.
В целях осуществления права граждан и работодателей на получение информации о положении на рынке труда центр занятости населения предоставляет государственную услугу по информированию о положении на рынке труда определенному и неопределенному кругу лиц. Многие отрасли народного хозяйства испытывают недостаток квалифицированных рабочих кадров. Особенно остро это проявляется на предприятиях сельского, жилищно-коммунального хозяйства, деревообрабатывающей промышленности.
В целях оказания содействия предприятиям в работе по подбору и подготовке рабочих кадров будет продолжена работа в этом направлении:
информирование населения района в СМИ о потребности предприятий в кадрах и о возможности профессиональной подготовки;
выпуск информационных материалов и буклетов по проводимым центром занятости мероприятиям, специальным программам содействия занятости.
При проведении государственной политики занятости достижение сотрудничества между районной службой занятости и партнерами будет осуществляться также за счет следующих мер:
проведение регулярных встреч, совещаний, семинаров с работниками кадровых служб предприятий и организаций всех форм собственности;
взаимодействие с местными органами власти, участие в проводимых ими мероприятиях;
деловое сотрудничество с финансовыми, налоговыми и правоохранительными органами с целью обеспечения деятельности Центра.
Для повышения востребованности, доступности и качества услуг по содействию в поиске подходящей работы различным категориям населения, увеличения числа вакансий, заявленных в службу занятости, специалистами центра организуются ярмарки вакансий и учебных рабочих мест. Проведение ярмарок также способствует обеспечению работодателей необходимыми кадрами, при этом значительно расширяет их выбор. Работодатели получаю возможность сопоставить качество вакансий, условия труда и оплаты на других предприятиях. Для граждан, ищущих работу, участие в ярмарках сокращает время поиска работы, предоставляет возможность встречи сразу с несколькими работодателями. За последние годы наиболее эффективными были мини-ярмарки вакансий и учебных рабочих мест по отраслям экономики, а также для отдельных категорий граждан.
Общественные работы - это общедоступная временная занятость, которая, как правило, не требует профессиональной подготовки работников и имеет социально полезную направленность. Они призваны стать наиболее эффективной формой временной занятости, т.к. могут охватить широкий круг незанятого населения, тем самым обеспечивая финансовую поддержку, предоставить возможность трудоустройства для молодежи, выпускников учебных заведений, не нашедших себе постоянную работу.
Реализация программы обеспечит эффективное формирование системы организации общественных работ и создание на их базе временных рабочих мест.
Целью программы является разработка системы материальной поддержки незанятого населения через привлечение его к активному участию в общественных работах и созданных на их базе временных рабочих местах на предприятиях, в учреждениях и других организациях независимо от форм собственности.
Основными задачами программы являются развитие и повышение социального статуса общественных работ, привлечению к участию в них как можно большего числа фактически безработных граждан.
В целях снижения напряженности на рынке труда, выполнения социально-значимых видов работ, удовлетворения потребности граждан, зарегистрированных в центре занятости в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, в работе и заработке, сохранения мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе и приобретения трудовых навыков у не имеющих опыта работы, а также оказания безработным гражданам материальной поддержки предполагается:
информировать незанятых граждан о видах организуемых общественных работ и порядке их проведения, условиях, режимах и оплате труда;
инициировать расширение видов и объемов общественных работ, в первую очередь на благоустройстве, дорожном строительстве;
решать вопросы совместного финансирования общественных работ с заинтересованными организациями;
осуществлять материальную поддержку безработных граждан в период их участия в общественных работах;
развивать общественные работы в сельской местности.
Для осуществления государственной политики в области содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, обеспечения права граждан на труд и вознаграждение за труд, сохранение мотивации к труду и повышения конкурентоспособности на рынке труда будет организовано временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Для организации временного трудоустройства данных категорий граждан планируется:
организовать информирование незанятых граждан о возможностях и условиях участия во временных работах, а работодателей об организации этих работ;
формировать банк вакансий временных работ для безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
осуществлять материальную поддержку безработных граждан в период их участия во временных работах;
содействовать работодателям в подборе кадров на временные рабочие места;
оказывать услуги по профессиональному обучению, переподготовке, повышению квалификации, профориентации и психологической поддержке безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Также в качестве дополнения к повышению эффективности содействия трудоустройству безработных граждан предлагается:
содействие трудоустройству и профессиональной реабилитации инвалидов;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
На уровень занятости инвалидов влияют следующие факторы:
необходимость предоставления льгот и компенсаций, ставящая работодателей в невыгодное экономическое положение;
необходимость создания специально оборудованных рабочих мест, условий и режима работы, что неизбежно ведет к понижению эффективности производства;
пониженная территориальная и профессиональная мобильность инвалидов.
При обращении в центры занятости все инвалиды проходят процедуру профилирования, которая показывает, что только для 20% инвалидов характерна ярко выраженная мотивация к труду, но при этом достаточно низкий потенциал для трудоустройства, остальные имеют низкую мотивацию к труду.
С другой стороны на предприятиях отсутствуют рабочие места для инвалидов, которые бы предусматривали сокращенный рабочий день, специально созданные условия труда.
При организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации также возникает ряд проблем:
работа с безработными инвалидами по организации профобучения ограничивается только профессиями, указанными в ИПРИ, поэтому перечень профессий для их обучения крайне ограничен;
в области отсутствуют специализированные учреждения профессионального образования для инвалидов.
В целях содействия трудоустройству и профессиональной адаптации инвалидов планируется:
оказание профессиональных услуг каждому обратившемуся в службу занятости инвалиду;
проведение процедур первичного и вторичного профилирования каждого инвалида в целях планирования мероприятий по содействию в их трудоустройстве;
направление безработных инвалидов на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда в соответствии с рекомендациями ИПРИ;
направление инвалидов на временные и общественные работы;
направление инвалидов на квотируемые рабочие места;
практиковать участие инвалидов в ярмарках вакансий, проводимых центром занятости;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
содействие самозанятости населения.
Для реализации мероприятий по временной занятости несовершеннолетних граждан планируется:
развивать систему информационного обеспечения населения, работодателей и социальных партнеров о возможности организации временных работ для несовершеннолетних граждан;
решать вопросы совместного финансирования организации временной занятости несовершеннолетних граждан с заинтересованными структурами: администрациями города и района, отделами образования, культуры, администрациями сельских поселений, работодателями;
расширять круг работодателей, создающих временные рабочие места для подростков, разнообразить виды работ для них.
В целях приобретения выпускниками опыта и навыков в работе, повышения конкурентоспособности на рынке руда предлагается продолжить работу по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Для этого планируется:
обеспечить информирование работодателей и безработных граждан о возможности временного трудоустройства;
информировать выпускников о возможности предоставления им данной государственной услуги.
Государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда должна быть направлена на удовлетворение потребности граждан, признанных в установленном порядке безработными, на получение навыков активного, самостоятельного поиска работ, составление резюме, проведение деловой беседы с работодателем, самопрезентации, преодоление последствий длительной безработицы, повышение мотивации к трудоустройству, способствует сокращению периода поиска работы за счет формирования у безработного гражданина активной жизненной позиции.
В целях улучшения ситуации на рынке труда и предоставления гражданам возможности для наиболее полной реализации своих профессиональных способностей и интересов важным направлением деятельности районной службы занятости населения в прогнозируемом периоде будет содействие развитию предпринимательской инициативы. В первую очередь такой вариант занятости будет предложен гражданам, имеющим длительный период безработицы и испытывающим трудности при традиционном трудоустройстве.
информирование о возможности заняться предпринимательской деятельностью, включая ознакомление с законодательством, предоставление информации об организациях, занимающихся вопросами развития предпринимательства;
взаимодействие с организациями, оказывающими услуги населению в организации предпринимательской деятельности;
содействие в разработке и экспертизе бизнес-планов;
информирование о возможностях и условиях обучения основам малого бизнеса и профессиям, необходимым для организации предпринимательской деятельности;
организация обучения безработных граждан в целях подготовки к предпринимательской деятельности;
ознакомление безработных граждан с порядком и условиями предоставления финансовых средств для организации предпринимательской деятельности;
С гражданами, желающими организовать предпринимательскую деятельность, профконсультантом службы занятости будет проводиться работа по диагностике их профессиональных склонностей и способностей к этому виду деятельности. При недостатке у безработного гражданина необходимых знаний, он может быть направлен на профессиональное обучение основам предпринимательской деятельности.
В порядке ведомственной принадлежности центры занятости населения ежеквартально подготавливают информацию о реализации мероприятий Программы и освоении выделенных бюджетных средств, каждое полугодие представляет письменный отчет по утвержденной Минтрудом РФ структуре о ходе выполнения Программы в Департамент, а также ежемесячно информирует о состоянии рынка труда городскую и районную администрации.
Заключение
Рынок труда в России и сложившаяся на нём ситуация - одна из наиболее сложных и запутанных проблем современного рынка производства. Основную роль в этом играет, конечно же, человеческий фактор, который плохо поддаётся прогнозированию. Но, помимо этого, на рынке труда возрастает процесс турбулентности и увеличивается число безработных, а количество работоспособного населения уменьшается с каждым годом.
Экономически активное население России представлено населением в возрасте от 16 лет и до 55 - для женщин, и до 60 лет - для мужчин; это люди, работающие по найму, за определённую оплату, индивидуальные предприниматели и другие лица, работающие на себя и т.д. В России к экономически активному населению традиционно причисляют также студентов и военнослужащих.
Россия испытывает потребность в молодых и перспективных кадрах. По статистике основная группа работающего населения - это лица от 40 до 49 лет. А вот наименьшие показатели занятого населения приходятся на возрастную группу от 30 до 39 лет. Работоспособное население не только стареет, по данным той же статистики видно, что ухудшается здоровье трудовых ресурсов, увеличиваются периоды нетрудоспособности, снижаются качественные характеристики труда и способность к интенсивной и длительной работе.
На российском рынке труда прослеживается парадоксальная ситуация: с одной стороны он - трудодефицитный по структуре, а с другой стороны - избыточен по объёму. На некоторых предприятиях аккумулируется избыточное количество работников, а вот их квалификация часто недостаточно высока. Рынок труда - это одна из составных частей рыночной системы, это определённый сложившийся баланс интересов между трудящимися, государством и частными предпринимателями. При назначении цены за выполненный труд пересекаются интересы работника и работодателя. Рынок труда также характеризует относительная конкурентоспособность, поскольку не на всех сегментах рынка есть потребность в функциональном качестве труда и его уникальности. Часто рынок труда подразделяется на внешний и внутренний рынки. Внешний рынок - это движение кадров между предприятиями и организациями. Внутренний рынок - это ротация кадров внутри конкретного предприятия/организации. Внутренний рынок предполагает наличие определённого «ядра», состоящего из постоянно работающих высококлассных специалистов, и «периферии» (все остальные работники). Иногда, основываясь на наличии этого разделения («ядро-периферия») выделяют первичный рынок труда и вторичный. На первичном рынке предлагается высокооплачиваемая работа, хорошие условия труда, справедливое отношение администрации, продвижение по службе, стабильная занятость. На вторичном рынке «в наличии» низкооплачиваемая, нестабильная работа, плохие условия труда и низкая заработная плата. В России пока медленно развивается первичный, но преобладает всё же вторичный рынок труда.
Список использованной литературы
1.Федеральный закон «О занятости населения в РФ» от 26.06.2013г.
2.Абузярова Н. Вступление в ВТО: влияние на труд и занятость населения / Н. Абузярова / / Человек и труд. - 2010. - N 1. - С. 43-45
3.Гимпельсон В. Нестандартная занятость и российский рынок труда / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников / / Вопросы экономики. - 2009. - N1. - С. 122-143.
.Долгова А. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны : [молодежный рынок труда] / А. Долгова, И. Жукова / / Человек и труд. - 2011. - N 8. - С. 38-41
.Дунаева Н. Эффективная занятость российской молодежи - стратегическая проблема / Н. Дунаева, Р. Салахутдинов / / Человек и труд. - 2010. - N 2. - С. 19-23
.Жеребин В.М. Модернизация экономики и занятость населения / В.М. Жеребин / / Вопросы статистики. - 2011. - N 10. - С. 19-30
7.Карабчук Т. Непостоянная занятость: тенденции развития / Т. Карабчук / / Человек и труд. - 2009. - N 5. - С. 27-35
8.Кровелев С И. Социальная мобильность, занятость и диплом / С. И. Кровелев / / Совет ректоров. - 2009. - N 6. - С. 20-24
.Крылова Е.Б. Специфические свойства малого предпринимательства, обеспечивающие занятость населения / Е.Б. Крылова / / Аудит и финансовый анализ. - 2011. - N 3. - С. 424-437.
.Кубишин Е. Неформальная занятость: сущность, структура / Е. Кубишин / / Человек и труд. - 2012. - N 12. - С. 10-12
.Никольская Г.К. Личное потребление и занятость: опыт США / Г.К. Никольская / / Труд за рубежом. - 2010. - N4. - С. 29-44
.Попов А.Д. Неполная занятость и движение работников организаций в 2013 году / А.Д. Попов / / Вопросы статистики. - 2013. - N 5. - С. 50-54
13.Рынок труда и занятость населения / / Экономика и учет труда. - 2012. - N12. - С. 11-24
14.Труд и занятость в России, 2012 : статистический сборник / Федер. служба гос. статистики (Росстат). - М. : Статистика России , 2012. - 611 с.
.Труд и занятость в России, 2013: статистический сборник / Федер. служба гос. статистики (Росстат). - М. : [б. и.] , 2013. - 623 с.
.Шлихтер А.А. Влияние информационных технологий на занятость и эффективность труда: развитые страны / А.А. Шлихтер / / Труд за рубежом. - 2011. - N2. - С. 3-25
.Якимов В.Н. Занятость населения (теория и механизмы управления в регионе) / В.Н. Якимов, И.Б. Гугкаева. - М. : Национал. ин-т бизнеса , 2012. - 245 с.
18.Яковлев М.Г. Занятость населения и механизмы ее регулирования / М. Г. Яковлев / / Регионология. - 2012. - N 3. - С. 179-184