Организация маркетинговой деятельности на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    319,39 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация маркетинговой деятельности на предприятии

Содержание

1. Организационная структура управления предприятием и его юридический статус. Основные виды деятельности

. Организация закупок и продаж

. Товарно-ассортиментная политика

. Планирование закупок и продаж. Хозяйственные связи по закупкам и продажам на предприятии

. Экономические основы развития предприятия. Ресурсы предприятия

. Основные показатели развития предприятия

. Торгово-технологический процесс на предприятии

. Затраты предприятия

. Прибыль и рентабельность. Эффективность функционирования коммерческого предприятия. Планирование доходов и расходов

. Экономический анализ коммерческой деятельности предприятия

. Структура службы логистики. Задачи и функции службы логистики

. Организация маркетинговой деятельности на предприятии

Список использованной литературы

1. Организационная структура управления предприятием и его юридический статус. Основные виды деятельности

В настоящее время изготовление изделий из ПВХ-профилей является одной из наиболее прибыльных видов деятельности. С каждым годом у населения повышается спрос на пластиковые окна и двери. На сегодняшний день на Хабаровском рынке существует множество фирм конкурирующих между собой в сфере предоставления услуг по изготовлению и установке изделий из ПВХ-профиля. Одной из таких фирм является «Окна Роста». Эта фирма занимается изготовлением и установкой пластиковых окон и дверей.

«Окна Роста» в недавнем прошлом работал на профиль КВЕ, но в условиях жесткой конкуренции на Хабаровском рынке готовых пластиковых окон необходимо было выделиться на этом фоне для потребителей.

Главной целью предприятия является получение прибыли за счет увеличения объемов предоставления услуг, а также обеспечения оптимальной рентабельности предприятия в целом.

Фирмой «Окна Роста» была определена следующая миссия: предоставление услуг высокого качества с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей и получения максимальной прибыли инвесторами.

Для «Окна Роста» поставлены долгосрочные цели:

‒  объем продаж услуг - увеличить на 15 %;

‒  размещение рекламы услуг на Центральном ТВ, на региональном ТВ, в сети Интернет;

‒       работа с крупными оптовиками и наличие широкой дистрибьюторской сети по реализации услуг в Хабаровске;

‒       максимальное использование современных информационных технологий в работе с поставщиками и клиентами (Multisite Information Management System, Business-To-Business и Extra-net-решения).

Таким образом, с точки зрения стратегического управления цель фирмы - быстрый рост.

В организационной структуре предприятия выделяются структурные единицы, выполняющие определенный круг функций. Каждое должностное лицо или подразделение (бухгалтер, кладовщик) выделено и в организационном плане, обладает в некоторой мере административно-хозяйственной самостоятельностью, то есть имеет право принимать и обеспечивать выполнение соответствующих управленческих решений в пределах своей компетенции, определенной для каждого подразделения директором. Организация процессов управления «Окна Роста» построена на сочетании принципов линейно-функционального построения управленческих структур. Линейная структура управления «Окна Роста»: нижестоящее звено (отдел, руководитель, работник) полностью подчиняется вышестоящему руководителю (рисунок 1).

торговый управление логистика юридический

Рисунок 1 - Организационная структура предприятия

Планирование и контроль за финансовой деятельностью предприятия осуществляется бухгалтером.

В данной компании управление на фирме осуществляется по схеме, называемой «департаментизация по функциям». Данный подход к организации работ на предприятии предполагает создание относительно автономных частей, ориентированных на конечный продукт, и на эти участки назначаются руководители, наделенные полной ответственностью за организацию и реализацию услуг и продукции компании и получение прибыли. При этом у директора остается небольшое количество централизованных функциональных полномочий, концентрирующихся на стратегическом планировании деятельности фирмы.

Важным преимуществом при департаментизации по функциям является то, что из работы директора фирмы удается исключить текучесть кадров, связанную с совмещением оперативного и стратегического управления организацией. Теперь директор может больше времени уделять стратегическому управлению организацией. Оперативным же управлением занимаются руководители подразделений.

Следствием этого является повышение внимания в процессе работы к конечному результату и повышение ответственности «функционального» руководителя, что способствует развитию инициативы и заинтересованности работников.

Но, не смотря на преимущества департаментизации по функциям, существуют недостатки. Во-первых, появляется такая «болезнь», как функционализм, или противопоставление целей работника общим организационным целям. На фирме наблюдается такое явление, как отстаивание интересов своего отдела, иногда даже в ущерб имиджу фирмы. В связи с высокой автономностью и самостоятельностью отделов нарушается эффективная коммуникация между ними.

2. Организация закупок и продаж

) Организация закупок.

Оптовыми закупками в ОАО «СКДМ» занимается менеджер по закупкам.

Менеджер по закупкам относится к категории специалистов.

Менеджер по закупкам подчиняется непосредственно директору.

Бригады монтажников направляют менеджеру по закупкам план-график производства до 25 числа текущего месяца на следующий месяц. Также бригады монтажников исходя из планов производства до 1 числа предоставляют менеджеру по закупкам заявки на необходимые материалы (заявки регистрируются в журнале заявок). Менеджер по закупкам определяет потребность в необходимых материалах с учетом остатков на центральном складе и поступивших заявках, составляет дефицитную ведомость с графиком завоза необходимых материалов. На основании потребности комплектующих и материалов бухгалтер выделяет необходимое количество финансовых средств на закупки.

Информацию о потенциальных поставщиках конкретного сырья и материалов менеджер по закупкам получает из различных источников: встречи с представителями поставщиков и производителей, посещение различных выставок-ярмарок, презентаций, информация из печатных источников, ресурс Интернет и других.

По каждому материалу составляется перечень потенциальных поставщиков, проводится их анализ, оценка и выбор по следующим критериям: качество материалов; цена; порядок расчетов; сроки поставки; предоставление сопроводительных документов; упаковка и тара и другие критерии. Перечень поставщиков составляется менеджером по закупкам и согласовывается с директором. В результате такой работы был определен следующий перечень поставщиков:

1) ООО «Корпо Трейд ДВ» - все для пластиковых окон, откосы пластиковые, расходные материалы, сайдинг виниловые, герметики, метизы, подоконники.

) ИП «Кокотова Л. В.» - продажа ПВХ панелей для внутренней отделки помещения различных цветов, сайдинга винилового.

) ООО «Первый оконный завод» - изготовители оконного профиля РЕХАУ.

4) ООО «СПК» - изготовители оконного профиля ВЕКА.

5) ООО «Центр кровли» - кровельно-фасадные материалы.

Договорные отношения оформляются по инициативе предприятия или поставщика. Договор содержит следующие положения: название, номер договора; дата и место составления; наименования сторон и их представителей; предмет договора; условия, сроки поставки, доставки, хранения, упаковки, маркировки и реализации; условия и сроки оказания услуг и выполнения работ; условия о качестве; условия и сроки оплаты, цена договора и возможность ее изменения, особенности и порядок расчетов; порядок сдачи-приемки продукции, переход прав на товар и риски; ответственность сторон, условия освобождения от ответственности; гарантии товара; порядок разрешения споров; срок действия договора; юридические адреса, банковские и иные реквизиты сторон; печати, подписи и расшифровки фамилий лиц, подписавших договор; в договоре могут содержаться ссылки на приложения к нему.

Работа по исполнению договоров заключается в следующем: закупки продукции в строгом соответствии с условиями договора; расчеты по договору; работа с претензиями контрагента в порядке, утвержденном в организации; осуществление взаимодействия с организацией контрагента по вопросам исполнения договора.

На основании потребностей производства в комплектующих и материалах, менеджер по закупкам направляет в адрес поставщика заявку на поставку необходимых материалов с указанием количества, сроков поставки. В зависимости от порядка расчетов, прописанных в договоре, поставщик отгружает материалы в адрес предприятия «Окна роста»: по предоплате (по счету) или с последующей оплатой (по счету-фактуре).

Доставка материалов осуществляется различными способами: самовывоз, автомобильным транспортом, доставка транспортом поставщика. Получение материалов производится по доверенности. При получении материалов у поставщика проверяется наличие и правильность оформления сопроводительных документов: счет-фактура, накладная, сертификат соответствия, качественное удостоверение, осуществляется проверка фактического количества и качества, указанного в документах, качество упаковки, маркировки, пломб, ярлыков.

При доставке материалов поставщиком количество, качество, документы проверяются на складе предприятия кладовщиком.

После расчета потребности в материалах, составляется график завоза, передается водителям, который планирует необходимые транспортные средства для доставки данного количества материалов. Одновременно в бухгалтерию передается справка о потребности необходимых денежных средств, для закупки материалов.

2) Организация продаж.
Объемы услуг по установке пластиковых окон предприятием за 2011-2013 годы характеризуется данными, представленными в таблице 1.
 
Таблица 1 - Динамика объемов услуг по установке пластиковых окон предприятием «Окна роста» за 2011-2013 гг.

Годы

Фактический объем услуг, тыс. руб.

Цепные темпы роста, %

Базисные темпы роста, %


В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

2011

12772,00

12772,00

100,0

100,0

100,0

100,0

2012

19685,00

18225,64

154,1

142,7

154,1

142,7

2013

28689,00

26299,60

145,7

144,3

224,6

205,9

 
Данные таблицы 2 показывают, что за 2011-2013 гг. фактический объем услуг увеличился, темпы роста увеличиваются: в 2012 г. рост объема услуг составил 154,1 %, а в 2013 г. - 145,7 %. Это явилось следствием снижения покупательской способности населения.

Количество реализованных услуг увеличилось в 2012 году на 42,7 %, в 2013 году на 54,1 %. Темпы роста физического объема услуг невысокие, но тенденция намечается положительная.

За 2011-2013 гг. объем услуг по установке пластиковых окон возрос на 124,6 % (в действующих ценах) или на 15917,00 тыс. руб. (28689,00 - 12772,00). Этот прирост произошел за счет увеличения количества услуг по установке пластиковых окон на 105,9 %, что составило 13527,6 тыс. руб. (26299,60 - 12772,00), и в связи с увеличением цен на услуги - на 2389,40 тыс. руб. (28689,00 - 26299,60). По данным этих расчетов можно сказать, что 15,0 % прироста объема услуг получено за счет роста цен, и 85,0 % прироста объема услуг по установке пластиковых окон получено за счет увеличения физического объема услуг. Потери покупателями денежных средств от повышения цен (в связи с приобретением услуг по установке пластиковых окон по более высоким ценам на предприятии) составили 2389,40 тыс. руб.

При анализе динамики объема услуг необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения объема услуг по установке пластиковых окон и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:

Трост = , (1)

где Трост - среднегодовой темп роста изучаемого показателя за n лет;

- изучаемый показатель в отчетном периоде;

- изучаемый показатель в базисном периоде;

n - число периодов.

Трост = = 1,4987 или 150,0 %.

Динамику объема услуг по установке пластиковых окон по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 2.

Таблица 2 - Динамика объема услуг по установке пластиковых окон по кварталам за 2011-2013 гг.

Кварталы

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение 2012 от 2011

Отклонение 2013 от 2012


сумма, тыс. руб.

Уд вес, %

сумма, тыс. руб.

Уд вес, %

сумма, тыс. руб.

Уд вес, %

сумма, тыс. руб.

Уд вес, %

сумма, тыс. руб.

Уд вес, %

1

2950,33

23,1

4586,61

23,3

6598,47

23

1636,27

0,2

2013,87

-0,3

2

3244,09

25,4

4921,25

25

7114,87

24,8

1677,16

-0,4

2193,62

-0,2

3

3141,91

24,6

4862,2

24,7

7114,87

24,8

1720,28

0,1

2252,68

0,1

4

3435,67

26,9

5314,95

27

7860,79

27,4

1879,28

0,1

2545,84

0,4

Всего

12772,00

100

19685,00

100

28689,00

100

6913,00

-

9004,00

-


Данные таблицы 3 свидетельствуют, что наиболее напряженным был четвертый квартал (это связано с новогодними и рождественскими праздниками), а наименее напряженным - первый (послепраздничный период). Самый низкий темп роста объема услуг достигнут во втором квартале (219,3 %), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (226,5 и 224,6 %). По кварталам объем услуг по установке пластиковых окон распределялся неравномерно, что связано со стремлением покупателей приобрести услуги по установке окон со скидками, которые устанавливаются в предпраздничные дни. Поэтому объем услуг значительно возрастает именно в те периоды, когда устанавливаются скидки. Наибольший удельный вес занимает четвертый квартал - 27,4 % (объем услуг значительно возрастает перед новогодними праздниками), а наименьший удельный вес приходится на первый квартал - 23,0 % (в январе происходит насыщение покупателей и сокращение их денежных средств).

Динамику объема услуг по установке пластиковых окон по месяцам отражено в таблице 3.

Из данных таблицы 3 видно, что размах колебаний роста объемов услуг еще больше, чем по кварталам. Темп роста объемов услуг колеблется от 135,02 % (апрель) до 152,46 % (март).

Самыми напряженными периодами реализации услуг по установке пластиковых окон в каждом квартале являются последние месяцы квартала, так как именно в конце месяца устраиваются скидки на услуги. Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на услуги по установке пластиковых окон.

Таблица 3 - Динамика объема услуг по установке пластиковых окон по месяцам

Кварталы

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение 2012 от 2011

Отклонение 2013 от 2012


сумма, тыс. руб.

Уд вес, %

сумма, тыс. руб.

Уд вес, %

сумма, тыс. руб.

Уд вес, %

сумма, тыс. руб.

Темп роста, %

сумма, тыс. руб.

Темп роста, %

Январь

973,226

7,62

1517,714

7,71

2111,510

7,36

544,487

155,95

593,797

139,12

Февраль

955,346

7,48

1490,155

7,57

2077,084

7,24

534,809

155,98

586,929

139,39

Март

1020,480

7,99

1578,737

8,02

2407,007

8,39

558,254

154,70

828,270

152,46

Итого

2950,330

23,1

4586,605

23,3

6595,601

22,99

1636,270

155,46

2011,000

143,80

Апрель

1097,110

8,59

1659,446

8,43

2240,611

7,81

562,331

151,26

581,165

135,02

Май

1063,910

8,33

1620,076

8,23

2369,711

8,26

556,168

152,28

749,636

146,27

Июнь

1083,070

8,48

1643,698

8,35

2504,550

8,73

560,632

151,76

860,852

152,37

Итого

3244,090

25,4

4921,250

25

7112,003

24,79

1677,160

151,70

2190,750

144,52

Июль

1049,860

8,22

1624,013

8,25

2369,711

8,26

574,154

154,69

745,699

145,92

Август

1046,030

8,19

1614,170

8,2

2355,367

8,21

568,143

154,31

741,197

145,92

Сентябрь

1046,030

8,19

1624,013

8,25

2389,794

8,33

577,986

155,26

765,781

147,15

Итого

3141,910

24,6

4862,195

24,7

7112,003

24,79

1720,280

154,75

2249,810

146,27

Октябрь

1126,490

8,82

1748,028

8,88

2584,879

9,01

621,538

155,17

836,851

147,87

Ноябрь

1116,270

8,74

1722,438

8,75

2498,812

8,71

606,165

154,30

776,374

145,07

Декабрь

1194,180

9,35

1842,516

9,36

2779,964

9,69

648,334

154,29

150,88

Итого

3436,950

26,91

5314,950

27

7860,786

27,4

1878,000

154,64

2545,840

147,90

Всего

12772,000

100

19685,000

100

28689,000

100

6913,000

154,13

9004,000

145,74


В процессе анализа необходимо посчитать упущенные экономические возможности предприятия в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным объемом услуг, исчисленным исходя из наибольшего среднемесячного объема реализации услуг (28689,0 - 2620,262 × 12 = минус 2754,144 тыс. руб.).

. Товарно-ассортиментная политика

«Окна Роста» реализует следующий ассортимент товара: пластиковые окна из профилей Тиссен. Профили перерабатываются предприятием индивидуально и отвечают самым высоким запросам. Пластиковые окна могут иметь систему самовентиляции. Минуя внешний притвор между рамой и створкой, свежий воздух проникает через отверстия в переднюю камеру. Затем воздушный поток через другие отверстия направляется в фальц. Через отверстия в притворе створки нагретый внешний воздух проникает в жилое помещение.

Среди всего разнообразия окон можно выделить 4 основные группы, характеризуемые общей совокупностью эксплуатационных характеристик и определяемым ими уровнем цен. Рассмотрим характеристики каждой из этих групп (таблица 4).

 

Таблица 4 - Характеристика пластиковых окон

Показатели

Окна простой формы

Окна хорошего качества

Окна высокого качества

Элитные окна разнообразных форм

Материал

Тиссен

Тиссен

Тиссен

Тиссен

Стеклопакет

С обычными стеклами толщиной 4 мм

С обычными стеклами толщиной 4 мм

С тонированными, противоударными, защитными стеклами

С тонированными, противоударными, защитными стеклами

Цвет

Белый

вcя цветовая гамма

вcя цветовая гамма

Вся цветовая гамма

Фурнитура

российского производства

“ROTO FRANK” (Германия), “МАСО” (Австрия)

“AUBI 300”, “ROTO FRANK” (Германия)

“ROTO FRANK” (Германия)

Уплотнители

двойной резиновый уплотнитель

двойные уплотнители фирм “DEVENTER”, “SCHLEGEL” (Германия)

“Q-LON”, устойчивые к большим колебаниям температур;

два контура уплотнителя “Q-LON”

Потребители

дачное строительство, окна в многоэтажных домах

среднеобеспеченные слои населения (чиновники среднего уровня, таможни, прокуратуры), архитекторы и строители

жители, архитекторы и строители коттеджей по индивидуальным проектам, магазины и офисы в центре города

архитекторы и строители посольских, правительственных коттеджей, владельцы старинных домов в Хабаровске


Большая часть объема продаж окон на предприятии «Окна Роста» приходится на две более дешевые группы окон - по 40%, а более дорогие высококачественные и элитные окна составили по 10%.

Принимаются заказы по созданию различных оконных форм по желанию клиента. Отдельные окна могут быть поворотно-откидными, откидными, арочные и с фальш-переплетом, фронтонные, эркерные, слуховые или иметь специальную конструкцию.

Наряду с классическим белым цветом профили могут приобретать различные виды декора под дерево или современные цвета. На выбор клиента предлагаются 11 стандартных и 19 специальных цветов.

На фирме продаются светопрозрачные конструкции примерно одного уровня качества, но разных размеров, по одной цене ≈ 9100 руб. Более высококачественные конструкции другой ценовой линии могут продаваться по 12690 руб. Такой подход упрощает потребителям выбор нужного товара, так как они в пределах одного ценового ряда исключают из числа оцениваемых факторов цену товара.

. Планирование закупок и продаж. Хозяйственные связи по закупкам и продажам на предприятии

Спрогнозируем величину объема услуг по установке пластиковых окон с помощью логарифмической функции на рисунке 2.

Рисунок 2 - Прогнозирование объема услуг по установке пластиковых окон логарифмической функцией

Уравнение логарифмической функции, выведенное с помощью ЭВМ: у = 14002Ln(x) + 12019.

у2014 = 14002Ln(14) + 12019 = 48971,08 тыс. руб.

Вторым шагом планирования объема услуг по установке пластиковых окон является составление прогноза объема услуг в разрезе отдельных кварталов. Для этого будем использовать следующий подход - сложившиеся за последние три года предпланового периода среднегодовые удельные веса объема услуг каждого квартала умножим на общий объем прогноза объема услуг на будущий год в таблице 5.

Среднегодовые удельные веса рассчитаны по средне-хронологической моментного ряда по формуле:

, (2)

где х1, хn - начальные и конечные показатели;

х2, х3 - промежуточные показатели,

n - количество лет,

х - среднегодовой удельный вес.

Таблица 5 - Расчет прогноза продажи услуг по установке пластиковых окон в разрезе отдельных кварталов на 2014 год

Кварталы

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Прогноз объема продажи услуг на 2014 г.



Удельный вес, %

сумма, тыс. руб.


х1

х2

х3



I

23,1

23,3

23,0

23,175

10848,834

II

25,4

25,0

24,8

25,050

11726,571

III

24,6

24,7

24,8

24,700

11562,727

IV

26,9

27,0

27,4

27,075

12674,528

Итого:

10010010010046812,66






.

.

Аналогичным методом рассчитаем и прогнозы продажи услуг по установке пластиковых окон в разрезе отдельных месяцев в таблице 6.

Таблица 6 - Расчет прогноза продажи услуг по установке пластиковых окон в разрезе отдельных месяцев на 2014 г.

Месяцы

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Прогноз объема продажи услуг на 2014 г.



Удельный вес, %

сумма, тыс. руб.


х1

х2

х3



1

7,62

7,71

7,36

7,600

3557,762

2

7,48

7,57

7,24

7,465

3494,565

3

7,99

8,02

8,39

8,105

3794,166

4

8,59

8,43

7,81

8,315

3892,473

5

8,33

8,23

8,26

8,263

3868,130

6

8,48

8,35

8,73

8,478

3968,777

7

8,22

8,25

8,26

8,245

3859,704

8

8,19

8,20

8,21

8,200

3838,638

9

8,19

8,25

8,33

8,255

3864,385

10

8,82

8,88

9,01

8,898

4165,390

11

8,74

8,75

8,71

8,738

4090,490

12

9,35

9,36

9,69

9,440

4419,115

Итого

100100100100,0046812,66






Планирование объема услуг по установке пластиковых окон позволило определить прогнозную величину на 2014 г., которая составит 46812,66 тыс. руб.

На предприятии налажены прочные хозяйственные связи со следующими поставщиками:

1) ООО «Корпо Трейд ДВ» - все для пластиковых окон, откосы пластиковые, расходные материалы, сайдинг виниловые, герметики, метизы, подоконники.

) ИП «Кокотова Л. В.» - продажа ПВХ панелей для внутренней отделки помещения различных цветов, сайдинга винилового.

) ООО «Первый оконный завод» - изготовители оконного профиля РЕХАУ.

4) ООО «СПК» - изготовители оконного профиля ВЕКА.

5) ООО «Центр кровли» - кровельно-фасадные материалы.

5. Экономические основы развития предприятия. Ресурсы предприятия

Экономическая эффективность использования основных фондов представлена в таблице 7.

Таблица 7 - Экономическая эффективность использования основных фондов за 2011-2013 годы

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 г. в % к 2011 г.

Выручка от продаж, тыс. руб.

15071

23228

33853

224,6

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

5388,9

3506,6

3691,1

63,5

Прибыль от продаж, тыс. руб.

-52

1990

2921

-

Среднесписочная численность работников, чел

14

15

22

157,1

Фондовооруженность, тыс. руб.

384,92

233,77

167,78

43,6

Фондоотдача, руб.

2,80

6,62

9,17

327,5

Фондорентабельность, руб.

-0,96

56,75

79,14

-

Фондоемкость, руб.

0,36

0,15

0,11

30,6


Фондовооруженность сократилась на 56,4 %, что свидетельствует о сокращении стоимости основных фондов, приходящихся на одного работника предприятия. Фондоотдача увеличилась в 3,2 раза, что свидетельствует об эффективном использовании основных фондов. Фондорентабельность увеличилась, что показывает об увеличении размера прибыли, приходящейся на единицу стоимости основных производственных средств предприятия.

Состав и структура оборотного капитала представлены в таблице 8.

В составе оборотных активов наибольшая доля приходится на дебиторскую задолженность - 83,52 % на конец 2013 года. Удельный вес ее возрос на 13,87 %. Наименьшая доля приходится на денежные средства и прочие оборотные активы - соответственно 0,18 и 0 % на конец периода. Запасы и прочие оборотные активы в динамике сократились на 1273,7 и 2,3 тыс. руб. соответственно.

Таблица 8 - Состав и структура оборотного капитала в 2013 году

Показатели

На начало периода

На конец периода

Изменения (±)


тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

Запасы

6787,1

30,20

5513,4

16,29

-1273,7

-13,91

Дебиторская задолженность

15655,3

69,65

28264,4

83,52

12609,1

13,87

Краткосрочные финансовые вложения

0

0

2,3

0,007

2,3

0,007

Денежные средства

31,2

0,14

62,4

0,18

31,2

0,04

Прочие оборотные активы

2,3

0,01

0

0

-2,3

-0,01

Итого оборотных активов

22475,9

100

33842,5

100

11366,6

0

Расчет оборачиваемости оборотных средств представлен в таблице 9.

Таблица 9 - Расчет оборачиваемости оборотных средств за 2011-2013 годы

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонения (+ -)

1. Выручка от продажи, тыс. руб.

15071

23228

33853

18782,0

2. Средняя величина оборотных средств, тыс. руб.

1946,66

2247,59

3384,25

988,41

3. Оборачиваемость оборотных средств, число оборотов (п.1: п.2)

7,74

10,33

10,00

2,26

4. Оборачиваемость оборотных средств, дни (п.2 х Т): N

46,5

34,8

36,0

-10,5


где Т - продолжительность периода в днях (год стандартизируется как 360 дней, квартал - 90 дней, месяц - 30 дней), N - выручка от продаж.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств увеличился в 2013 году по сравнению с 2011 годом, что свидетельствует об эффективности использования оборотных средств.

Оборачиваемость оборотных средств в днях сократилась на 10,5 дн., что является положительным фактором, так как оборот ускоряется, что позволяет экономить денежные средства и отвлекать их от финансирования процессов организации хранения на складе.

Оплата труда работника - это выраженная в денежной форме доля труда сотрудника. Эта доля выплачивается сотруднику, и он единолично распоряжается этими средствами. Заработная плата всех сотрудников организации в сумме дает показатель фонда заработной платы (ФЗП). Об изменениях фонда заработной платы персонала данной организации в целом можно судить из таблицы 10.

Таблица 10 - Фонд заработной платы за 2011-2013 годы

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Фонд заработной платы, тыс. руб.

3620

4100

6400

За период работы с 2011 по 2013 годы фонд заработной платы труда всего персонала был увеличен, в частности в 2013 году прирост составил 76,8% по сравнению с 2011 годом. Это связано, в первую очередь, с тем, что произошел рост средней заработной платы (таблица 11).

Таблица 11 - Средняя заработная плата за 2011-2013 годы

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Средняя заработная плата, руб.

21350

23120

24520


Организация росла, развивалась, менялись кадры, росла их заработная плата. От оплаты труда зависит рост реальных доходов и уровень материального благосостояния работников. По данным таблицы 18 видно, что по сравнению с 2011 годом средняя заработная плата увеличилась на 14,8 %, что составило 3170 руб.

Динамика роста заработной платы сотрудников представлена на рисунке 3.

На рисунке 3 виден четкий рост размера заработной платы.

Производительность труда определим по формуле:

Пт = В / Ч,  (3)

где Пт - производительность труда, руб.,

В(Д) - выручка от продаж (доходы), руб.,

Ч - численность, чел.

Пт 2011 = 15071 / 14 = 1076,5 тыс. руб.,

Пт 2012 = 23228 / 15 = 1548,5 тыс. руб.,

Пт 2013 = 33853 / 22 = 1538,8 тыс. руб.

Рисунок 3 - Динамика роста заработной платы сотрудников предприятия «Окна роста»

Проанализировав данные можно сделать вывод о том, что численность персонала увеличилась, заработная плата при этом возрастает. При этом производительность труда возросла, что расценивается положительно. Так, в 2013 году по сравнению с 2011 годом рост производительности составил 462,3 тыс. руб.

6. Основные показатели развития предприятия

Оценку экономического потенциала предприятия «Окна роста» представим в таблице 12.

Таблица 12 - Показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия «Окна роста» за 2011-2013 гг.

Показатели

2011 г

2012 г

2013 г

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Темп прироста, %





2013 г /2011 г

2013 г /2012 г

2013 г /2011 г

2013 г /2012 г

Объем услуг по установке пластиковых окон, тыс. руб.

12772

19685

28689

15917

9004

224,62

145,74

Выручка от продаж, тыс. руб.

15071

23228

33853

18782

10625

124,62

45,74

Валовой доход, тыс. руб.

4297

6722

9926

5629

3204

130,99

47,66

Уровень валового дохода, %

28,51

28,94

29,32

0,81

0,38

2,84

1,31

Издержки обращения, тыс. руб.

4349

4732

7005

2656

2273

61,07

48,03

Уровень издержек, %

28,86

20,37

20,69

-8,17

0,32

-28,31

1,57

Прибыль от продаж, тыс. руб.

-52

1990

2921

2973

931

-

46,78

Рентабельность, %

-0,345

8,57

8,63

8,98

0,06

-

0,70

Проценты к уплате, тыс. руб.

12

31

29

17

-2

141,67

-6,45

Прочие расходы, тыс. руб.

15

19

28

13

9

86,67

47,37

Прочие доходы, тыс. руб.

52

40

39

-13

-1

-25,00

-2,5

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

-27

1980

2903

2930

923

-

46,62


Объем услуг - это выручка от продажи услуг с учетом налога на добавленную стоимость.

О 2011 = 15071 / 1,18 = 12772 тыс. руб.

О 2012 = 23228 / 1,18 = 19685 тыс. руб.

О 2013 = 33853 / 1,18 = 28689 тыс. руб.

Объем услуг без НДС, то есть полученная выручка от продажи услуг, применяется на предприятии для расчета формирования и использования прибылеобразующих показателей. Поэтому особое внимание уделим сложившимся темпам роста между: выручкой от продаж и величиной валового дохода; выручкой от продаж и издержками обращения; выручкой от продаж и величиной полученной прибыли от продаж товаров.

Выручка от продаж и валовой доход увеличились в динамике соответственно на 124,62 и 130,99 % или на 18782 и 5629 тыс. руб. Однако выручка растет медленнее, чем валовой доход, что расценивается положительно. Объяснением тому служит ежегодное увеличение среднего размера торговой надбавки, величина которой в динамике увеличилась на 6,37 % к выручке (130,99 - 124,62). В течение исследуемого периода темп роста суммы валового дохода превышал показатель увеличения объема продаж товаров. Общая тенденция развития дохода предприятия от продажи товаров соответствует оптимальному соотношению валового дохода и выручки: I в.д. > I выручки в динамике: 1,3099 > 1,2462.

За 2011-2013 гг. уровень дохода (торговой надбавки) увеличился на 130,99 % к выручке. Затратоемкость возросла всего на 61,07 % к выручке. В результате рентабельность продажи услуг в динамике увеличилась на 8,975 % к выручке (8,63 - (-0,345)).

Издержки обращения растут медленнее, чем выручка от продаж - рост издержек составил всего 61,07 %. Это также расценивается положительно, так как опережение выручки перед издержками должно составлять как минимум 1-1,5 %, фактически опережение составляет 63,55 % (124,62 - 61,07). В результате уровень издержек обращения на единицу оказанных услуг сократился на 8,17 %.

На предприятии за 2013 год абсолютная сумма увеличения издержек обращения составила 7005 тыс. руб. Но данная величина не дает полного представления о целесообразности роста величины затратного механизма. Поэтому наряду с абсолютной суммой обязательно следует рассмотреть и относительную сумму роста издержек обращения, которая показывает изменение затратного механизма относительно роста выручки. В исследуемом предприятии относительная сумма уменьшения издержек обращения за 2011-2013 годы составила 2765,790 тыс. руб. (20,69 - 28,86) х 33853: 100). Иными словами, для продажи услуг на 33853 тыс. руб. предприятие должно было израсходовать ресурсов в размере 9769,976 тыс. руб. (33853 х 28,86: 100). Фактически же его затраты составили 7005 тыс. руб., т.е. меньше на 2764,976 тыс. руб., что наглядно свидетельствует о повышении экономической эффективности использования на предприятии текущих затрат за исследуемый период времени, так как уровень расходов сократился на 8,17 % к выручке. Причина роста издержек обращения: возросли за счет факторов, не зависящих от деятельности предприятия по установке пластиковых окон - увеличивающиеся коммунальные и транспортные платежи, расходы по аренде. Однако следует отметить положительный фактор в деятельности предприятия: издержки обращения растут медленнее, чем выручка от продаж.

Оценку изменения валового дохода по предприятию «Окна роста» представим в таблице 13.

 

Таблица 13 - Показатели валового дохода предприятия «Окна роста» за 2011-2013 годы

Показатели

2011 г

2012 г

2013 г

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Темп прироста, %





2013 г /2011 г

2013 г /2012 г

2013 г /2011 г

2013 г /2012 г

Объем услуг по установке пластиковых окон, тыс. руб.

12772

19685

28689

15917

9004

224,62

145,74

Выручка от продажи услуг, тыс. руб.

15071

23228

33853

18782

10625

124,62

45,74

Валовой доход, тыс. руб.

4297

6722

9926

5629

3204

130,99

47,66

Уровень валового дохода, %

28,51

28,94

29,32

0,81

0,38

2,84

1,31


Выручка от продаж и валовой доход увеличились в динамике соответственно на 124,62 и 130,99 % или на 18782 и 5629 тыс. руб. Однако выручка растет медленнее, чем валовой доход, что расценивается положительно. Объяснением тому служит ежегодное увеличение среднего размера торговой надбавки, величина которой в динамике увеличилась на 6,37 % к выручке (130,99 - 124,62). В течение исследуемого периода темп роста суммы валового дохода превышал показатель увеличения объема услуг. Общая тенденция развития дохода предприятия от продажи услуг соответствует оптимальному соотношению валового дохода и выручки: I в.д. > I выручки в динамике: 1,3099 > 1,2462.

За 2013-2013 гг. уровень дохода (торговой надбавки), как уже отмечалось, увеличился на 130,99 % к выручке.

Динамика роста валового дохода предприятия «Окна роста» представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Динамика роста валового дохода предприятия «Окна роста»

Среди экономико-статистических методов наиболее широкое распространение при планировании валового дохода получил метод скользящей средней динамического ряда. Суть метода заключается в выравнивании уровня валового дохода (4-5 лет) и распространения выявленной тенденции в его развитии на перспективу (таблица 14).

Таблица 14 - Расчет уровня валового дохода по методу скользящей средней динамического ряда

Годы

Средний уровень валового дохода (в % к выручке)

Выровненные показатели

2011

28,51


2012

28,94

К1 = (28,51 + 28,94 + 29,32): 3 = 28,92

2013

29,32


Прирост уровня валового дохода по методу скользящей средней составит:

, (4)

где  - прирост уровня валового дохода;

Kn - конечный уровень валового дохода;

K1 - начальный (стартовый) уровень валового дохода;

n - число взятых лет.

или (29,32 - 28,92) / 2 = 0,2.

Отсюда прогнозный уровень валового дохода на будущий год составит 31,52 % (Kпр = Kn + 2 + Δ или 29,32 + 2 + 0,2).

Тогда прогнозируемая сумма валового дохода будет равна 14755,35 тыс. руб. (46812,66 тыс. руб. х 31,52: 100 %).

Таким образом, анализ организационно-экономической характеристики предприятия, проведенной по данным бухгалтерской отчетности за 2011-2013 гг., позволил охарактеризовать работу данного предприятия как положительную.

7. Торгово-технологический процесс на предприятии

Монтаж и установка окон осуществляется со строгим соблюдением технических условий, технологии и правил для монтажа и установки окон.

Технологически, монтаж пластиковых окон - продолжительный и сложный процесс, требующий помимо отличных знаний, еще и приличного опыта работы.

Установка пластиковых окон - наиболее важный этап в процессе ремонта квартиры, и выполнять остекление окон должны только профессионалы, от квалификации и добросовестности которых зависит надёжность, долговечность и работоспособность всей конструкции, надёжность защиты квартиры от пыли, шума, холода в процессе всего срока эксплуатации окон. И только специалисты способны обеспечить полное выполнение требований на установку пластиковых окон.

Процесс замены окон состоит из двух последовательных этапов:

Демонтаж окон - быстрое и аккуратное освобождение оконных проёмов без их повреждений от старых рам. По технологическим требованиям на выполнение этого этапа в типовой квартире отводится не более 30 минут, поэтому даже в зимних условиях квартира просто не успевает значительно охладиться, или «выморозится».

Монтаж окон - быстрая и надёжная установка пластиковых рам в оконный проём. Современные технологии и вспомогательные материалы и средства позволяют осуществить эту операцию без перекосов и одновременно с герметизацией при помощи монтажной пены, силиконовых герметиков, парогидроизолируюших и паропроницаемых прокладок, различных профилей, откосов, отливов, водоотводов и т.п.

Этапы монтажа пластиковых окон указаны на рисунке 5.

Рисунок 5 - Схема установки пластиковых окон

При соблюдении установленных технологических требований обеспечивается качество и эстетический вид конструкции на долгие годы.

8. Затраты предприятия

Величина издержек обращения представлена в таблице 15.

Таблица 15 - Динамика показателя «издержки обращения» на предприятии «Окна роста» за 2011-2013 годы

Показатели

2011 г

2012 г

2013 г

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Темп прироста, %





2013 г /2011 г

2013 г /2012 г

2013 г /2011 г

2013 г /2012 г

Объем услуг по установке пластиковых окон, тыс. руб.

12772

19685

28689

15917

9004

224,62

145,74

Выручка от продажи услуг, тыс. руб.

15071

23228

33853

18782

10625

124,62

45,74

Издержки обращения, тыс. руб.

4349

4732

7005

2656

2273

61,07

48,03

Уровень издержек, %

28,86

20,37

20,69

-8,17

0,32

-28,31

1,57


Издержки обращения растут медленнее, чем выручка от продажи услуг - рост издержек составил всего 61,07 %. Это также расценивается положительно, так как опережение выручки перед издержками должно составлять как минимум 1-1,5 %, фактически опережение составляет 63,55 % (124,62 - 61,07). В результате уровень издержек обращения на единицу реализованных услуг сократился на 8,17 %.

На предприятии за 2013 год абсолютная сумма увеличения издержек обращения составила 7005 тыс. руб. Но данная величина не дает полного представления о целесообразности роста величины затратного механизма. Поэтому наряду с абсолютной суммой обязательно следует рассмотреть и относительную сумму роста издержек обращения, которая показывает изменение затратного механизма относительно роста выручки. В исследуемом предприятии относительная сумма уменьшения издержек обращения за 2013-2013 годы составила 2765,790 тыс. руб. (20,69 - 28,86) х 33853: 100). Иными словами, для продажи товаров на 33853 тыс. руб. предприятие должно было израсходовать ресурсов в размере 9769,976 тыс. руб. (33853 х 28,86: 100). Фактически же его затраты составили 7005 тыс. руб., т.е. меньше на 2764,976 тыс. руб., что наглядно свидетельствует о повышении экономической эффективности использования на предприятии текущих затрат за исследуемый период времени, так как уровень расходов сократился на 8,17 % к выручке. Причина роста издержек обращения: возросли за счет факторов, не зависящих от деятельности предприятия по установке пластиковых окон - увеличивающиеся коммунальные и транспортные платежи, расходы по аренде. Однако следует отметить положительный фактор в деятельности предприятия: издержки обращения растут медленнее, чем выручка от продаж.

При планировании издержек в целях страховки необходимо планировать увеличение суммы постоянных издержек как минимум на 10 %, т.к. происходит ежегодное увеличение цен и тарифов на платные услуги (таблица 16).

Таблица 16 - Планирование общей величины издержек обращения на 2014 год

Показатели

2013 год

2014 год

Темп роста, %


сумма

уровень

сумма

уровень


Переменные издержки

3914

11,54

5402

11,54

138,0

Постоянные издержки

3091

9,13

3400

7,26

110,0

Итого

7005

20,69

8802

18,80

125,7

Выручка, к которой исчислены уровни издержек обращения

33853

-

46812,66

-

138,3


Скорректированная прогнозная величина суммы издержек обращения на 2014 год составит: (3091 х 1,1) + (11,54 х 46812,66 / 100 %) = 8802 тыс. руб. Соответственно общий уровень затрат составит: 8802 / 46812,66 х 100 % = 18,8 %.

9. Прибыль и рентабельность. Эффективность функционирования коммерческого предприятия. Планирование доходов и расходов

Оценку изменения прибыли предприятия «Окна роста» представим в таблице 17.

 

Таблица 17 - Анализ прибыли предприятия «Окна роста» за 2011-2013 годы

Показатели

2011 г

2012 г

2013 г

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Темп прироста, %





2013 г /2011 г

2013 г /2012 г

2013 г /2011 г

2013 г /2012 г

Объем услуг по установке пластиковых окон, тыс. руб.

12772

19685

28689

15917

9004

224,62

145,74

Выручка от продажи услуг, тыс. руб.

15071

23228

33853

18782

10625

124,62

45,74

Прибыль от продаж, тыс. руб.

-52

1990

2921

2973

931

-

46,78

-0,345

8,57

8,63

8,98

0,06

-

0,70

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

-27

1980

2903

2930

923

-

46,62


Прибыль от продажи услуг по установке пластиковых окон за три исследуемых года возросла на 2973 тыс. руб. Доминирующим мотиватором большого увеличения прибыли явилось опережение темпа роста суммы валового дохода по сравнению с возрастанием величины издержек обращения на 69,92 % (69,92 % = 230,99 - 161,07).

Главнейшими слагаемыми формирования прибыли от продажи услуг являются, с одной стороны, доходы, полученные от продажи, а с другой - расходы, связанные с их реализацией. Годовая величина прибыли колебалась от минус 52 до 2921 тыс. руб. Начиная с 2012 года и по 2013 годы включительно, величина операционной прибыли увеличивалась. Формирование прибыли от реализации услуг осуществлялось главным образом благодаря постоянному росту дохода, полученного от продажи услуг по установке пластиковых окон.

При планировании суммы прибыли использование тренда предполагает проведение исследования изменений среднего значения временного ряда с построением математической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда. Исходные данные представляют собой две переменные, одна из которых - значение посменного параметра, а другая - значение временного ряда.

Уравнение линейной регрессии имеет вид:

,

где  - параметры модели;

 - фактор времени.

Параметры  определяются по формуле:

 .

Расчет параметров модели представлен в таблице 18.

Таблица 18 - Расчет параметров модели

Годы

Прибыль от продажи услуг, тыс.руб. (у)

Временной ряд (t)

yt

t2

Расчетная прибыль от реализации услуг, тыс.руб. (yt)

2011

-52

1

-51

1



2012

1990

2

3980

4



2013

2921

3

8763

9



Итого

485961269214







Рассчитаем параметры уравнения тренда:

;

Тогда уравнение линейного тренда будет иметь следующий вид:

Рассчитаем прогнозное значение прибыли от продажи услуг по установке окон на 2014 год: тыс. руб.

. Экономический анализ коммерческой деятельности предприятия

Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости представлен в таблице 19.

Таблица 19 - Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости

Наименование показателей

Расчет показателя

2011 г.

2012 г.

2013 г.

К 1

Наличие собственных оборотных средств (СОС)

СОС = СК - ВОА, где СК - собственный капитал; ВОА - внеоборотные активы

-16032

-15825

-14273

К 2

Наличие собственных и долгосрочных источников финансирования запасов (СДИ)

СДИ = СК - ВОА + ДКЗ или СДИ = СОС + ДКЗ, где ДКЗ - долгосрочные кредиты и займы

-16032

-15825

-14273

К 3

Общая величина основных источников формирования запасов (ОИЗ)

ОИЗ = СДИ + ККЗ, где ККЗ - краткосрочные кредиты и займы

2553

3763

5227

К 4

Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств (∆СОС)

∆СОС = СОС - З, где З - запасы.

-17726

-16365

-14660

К 5

Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных источников финансирования запасов (∆СДИ)

∆СДИ = СДИ - З

-17726

-16365

-14660

К 6

Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников покрытия запасов (∆ОИЗ)

∆ОИЗ = ОИЗ - З или К 3 - З

859

3223

4840


Оценка типов финансовой устойчивости производится на основании таблицы 20.

На предприятии наблюдается неустойчивое финансовое состояние, которое характеризуется нарушением нормальной платежеспособности, возникает необходимость привлечения дополнительных источников финансирования.

Таблица 20 - Оценка типов финансовой устойчивости

Типы финансовой устойчивости

Трехмерная модель

Краткая характеристика финансовой устойчивости

Абсолютная финансовая устойчивость

М = (1, 1, 1)

Высокий уровень платежеспособности. Предприятие не зависит от внешних источников.

Нормальная финансовая устойчивость

М = (0, 1, 1)

Нормальная платежеспособность. Рациональное использование заемных средств. Высокая доходность текущей деятельности.

Неустойчивое финансовое состояние

М = (0, 0, 1)

Нарушение нормальной платежеспособности. Возникает необходимость привлечения дополнительных источников финансирования. Возможность восстановления платежеспособности.

Кризисное (критическое) финансовое состояние

М = (0, 0, 0)

Предприятие полностью неплатежеспособно и находится на грани банкротства.


Анализ относительных показателей финансовой устойчивости представлен в таблице 21.

Коэффициент финансовой независимости или (коэффициент концентрации собственного капитала) не соответствует нормативному пределу, доля владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в ее деятельность, очень мала, всего 17 % в 2013 году. Это позволяет сделать вывод, что предприятие финансово неустойчиво, нестабильно и зависимо от внешних кредиторов.

Коэффициент финансовой устойчивости показывает, что в 2013 году всего 17 % источников финансирования предприятие может использовать в своей деятельности длительное время.

Коэффициент самофинансирования показывает, что предприятие сможет покрыть собственным капиталом только 20 % заемных средств в 2013 году.

Коэффициент финансирования (коэффициент финансового левериджа) не соответствует нормативу, так как значительно превышает 1. Предприятие очень зависимо от внешних инвесторов и кредиторов.

Таблица 21 - Анализ относительных показателей финансовой устойчивости

Наименование показателей

Расчет показателя

Характеристика показателей

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Коэффициент финансовой независимости или (коэффициент концентрации собственного капитала) ККск0,5Собственный капитал / Валюта баланса (нетто)Характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение данного показателя, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие. 0,130,140,17






Коэффициент финансовой устойчивости

(Собственный капитал + Долгосрочный заемный капитал) / валюту баланса (нетто)

Показывает удельный вес тех источников финансирования, которые организация может использовать в своей деятельности длительное время. Он характеризует часть актива баланса, финансируемого за счет устойчивых источников - собственных средств организации, средне - и долгосрочных обязательств.

0,13

0,14

0,17

Коэффициент самофинансирования Ксф1Собственный капитал / Заемный капиталУказывает на возможность покрытия собственным капиталом заемных средств. 0,150,160,20






Коэффициент финансирования (коэффициент финансового левериджа) Кф 1Долгосрочные и краткосрочные обязательства / Собственный капиталПредставляет наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о некотором снижении финансовой устойчивости, и наоборот. 6,76,35,0






Коэффициент инвестирования

Собственный капитал / ВОА где ВОА - внеоборотные активы

Характеризует долю вложенных собственных источников во внеоборотные активы.

0,15

0,17

0,21

Коэффициент маневренности собственного капитала КМск  0,5Собственные оборотные средства / Собственный капиталПоказывает, насколько мобильны собственные источники средств организации.-5,7-5,0-3,7






Коэффициент привлечения средств

КО/ ОА, где КО - краткосрочные обязательства

Показывает, какую долю КО предприятие вкладывает в оборотные активы.

7,3

5,2

3,7


Коэффициент инвестирования показывает, что в 2013 году всего 21 % собственных источников было вложено во внеоборотные активы.

Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, что на протяжении 2011-2013 годов собственные источники средств предприятие было абсолютно немобильно.

Коэффициент привлечения средств показывает, что в 2013 году предприятие вкладывает в оборотные активы заемный капитал.

11. Структура службы логистики. Задачи и функции службы логистики

Служба логистики на предприятии отсутствует. Функции закупок выполняет менеджер по закупкам.

Менеджер по закупкам выполняет следующие должностные обязанности:

. Обеспечивает наличие сырья и материалов в оптимальном количестве и ассортименте.

. Ведет поиск поставщиков, изучает новые предложения от поставщиков, готовит для руководства обоснованные предложения о привлечении новых поставщиков.

. Проводит переговоры с поставщиками и согласовывает условия поставки с директором.

. Составляет заказы поставщикам.

. Отслеживает выполнение заказа.

. Контролирует исполнение обязательств перед поставщиками.

. Обеспечивает документальное оформление сделок.

. Определяет минимальный складской остаток сырья и материалов и обеспечивает наличие необходимого количества на складе компании.

12. Организация маркетинговой деятельности на предприятии

В таблице 22 представим SWOT-анализ предприятия

Таблица 22 - SWOT-анализ деятельности предприятия «Окна роста»

Сильные стороны

Наименование сильной стороны

Подробное описание

1

10 лет существования предприятия

зарекомендовало себя на рынке услуг по поставке и установке изделий из ПВХ, имеет постоянных клиентов и их положительные отзывы

2

Широкий спектр услуг, разнообразие изготавливаемых изделий

занимается различной деятельностью: торгово-закупочная; открытие магазинов, торговых точек; производственно-монтажные работы и т.д.

3

Высококвалифицированный персонал, стабильный состав

работники имеют высокий стаж работы в сфере изготовления и монтажа изделий из ПВХ.

4

Популярность рынка

В Хабаровске находится огромное количество объектов жилых и производственных назначений, нуждающихся в изделиях из ПВХ

5

Высокое качество выполняемых монтажных работ

так как на предприятии большая часть персонала работает с начала существования предприятия, можно не сомневаться в их опыте, который обеспечивает качество.

1

Отсутствие маркетингового отдела

у предприятия нет сайта, где можно найти информацию о месторасположении, краткое описание услуг, реклама слабая, публикуется лишь в источниках массовой печати. Новые заказы поступают за счет многолетней базы данных и по рекомендациям

2

Непостоянство денежного потока

в зимний период объем заказов на изделия ПВХ сокращается, следовательно, сокращается и производство

Возможности

1

Проведение маркетинговой компании.

главной целью предприятия должно являться оповещение всех объектов и организаций о существовании предприятий, которые нуждаются в изделиях ПВХ

2

Увеличение заключаемых контрактов

у предприятия есть возможность нанять запасных рабочих из резерва Центра занятости г. Хабаровска, которые при появлении новых контрактов готовы приступить к работе

3

Развитие всех сфер деятельности

Основной деятельностью предприятия является поставка и монтаж изделий из ПВХ, и основной состав персонала имеет высшее образование. Можно начать новую деятельность, нанять соответствующих работников и выйти на новые рынки города и области.

Угрозы

1

Выход на рынок иногородних компаний

в последние годы участились ситуации, когда более мелкие фирмы из других городов заключают договор с производителями пластиковых изделий для продажи в своих городах. Есть вероятность выхода на рынок новых конкурентов

2

Активизация деятельности конкурентов

количество заказов может уменьшиться, если конкуренты запустят рекламу

3

Нестабильность в составе персонала

после смены состава персонала велика вероятность возникновения неоправданного брака и снижения производительности

4

Экономический кризис в стране

кризис способствует остановке работы


Для предприятия, существующего 10 лет и имеющего хорошую репутацию, не предвидятся такие угрозы, которые будут нести разрушительный характер. Однако стоит обратить внимание на такие угрозы как «усиление конкуренции на рынке» и «нестабильность в составе персонала», появление этих угроз может нести тяжелые последствия для предприятия «Окна роста». Высокая вероятность реализации угрозы «нестабильность в составе персонала», но она лишь в легкой степени повлияет на предприятия, так как останавливать деятельность и переучивать другой персонал не выгодно.

В случае экономического кризиса предприятие может понести существенные убытки из-за снижения платежеспособности потребителя, поэтому данный фактор может нанеси серьезный урон.

Выход на рынок иногородних компаний возможен, и последствия угрозы будут тяжелыми. Иногородние предприятия редко приобретают один объект, и они почти всегда меняют структуру рынка. Реализация угрозы «активизация деятельности конкурентов» маловероятна и последствия - легкие, но никогда не стоит недооценивать конкурентов, следует следить за развитием.

Самая большая вероятность реализации возможности у предприятия «Окна роста» - проведение маркетинговой компании. Так же эта возможность окажет сильное влияние на развитие предприятия. У таких возможностей как «увеличение заключаемых контрактов», «развитие всех сфер деятельности», «сокращение численности безработных» есть средняя вероятность использования, но повлияют они по-разному. Если сокращение численности безработных не окажет особого влияния на предприятие, то увеличение заключаемых контрактов может сильно изменить финансовое положение и репутацию. Появление технологических новинок - маловероятно (так как дорогостояще), но в случае реализации, такая возможность окажет сильное влияние (повысит производительность и прибыльность деятельности).

Мероприятия:

‒  рассказать потенциальным клиентам об опыте и квалификации персонала.

‒       использовать положительные отзывы бывших клиентов о качестве выполненных услуг в маркетинговой компании.

‒       нанять маркетолога для постоянного контроля за развитием конкурентов. для разработки крупной маркетинговой компании лучше воспользоваться услугами рекламного агентства.

‒       создать сайт предприятия, обновить базу. поддерживать связь с клиентами через почту: информировать их о нововведениях, принимать предложения.

‒       сделать акцент на поиске клиентов в разных сферах деятельности (не только частные заказы, но и заказы юридических лиц).

‒       дополнять базу клиентов всевозможными предприятиями города и области, узнавать об их ближайших планах на строительство объектов и их застекления пластиковыми окнами.

‒       наладить связь с новыми заказчиками, доказать им качество своей работы.

‒       ориентация на крупные строительные организации, так как они самые стойкие в момент кризиса.

Таким образом, после анализа можно сделать вывод о наиболее важных направлениях развития предприятия: для использования возможностей и устранения угроз необходимо развивать такие направления, как: проведение рекламных кампаний, отражающих достоинства предприятия, развитие перспективных направлений в оказании услуг, поддержание взаимовыгодных отношений с клиентами и расширение клиентской базы.

Список использованной литературы

1.  Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2012. - 430 с.

2.      Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учеб. пособие. М.: Дело и Сервис, 2009. - 350 с.

3.  Аванесов Ю.А. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: учебник. М.: Люкс-арт, 2009. - 176 с.

4.      Баканов М. И. Теория экономического анализа: учебник. М.: Финансы и статистика, 2008. - 425 с.

.        Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2007. - 560 с.

.        Банников А.Ф. Учет товарооборота. Днепропетровск: Высшая школа, 2007. - 90 с.

.        Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ресторана. - М.: Инфра - М, 2005. - 420 с.

.        Бланк И.А. Управление прибылью: учебник. Киев: Ника-Центр Эльга, 2010. - 238 с.

.        Бланк И.А. Торговый менеджмент: учебник. Киев: УФИМБ, 2007. - 408 с.

10.  Бортников А.П. О платежеспособности и ликвидности ресторана // Бухгалтерский баланс. 2009. № 1. - С. 32.

11.  Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: учебник. М.: Филинъ, 2009. - 160 с.

12.  Жиделева В.В. Экономика ресторана: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2008. 295 с.

13.    Ильин А.И. Планирование на предприятии: учебник. Минск: Новое знание, 2009. - 410 с.

.        Кисилев М. Определение платежеспособности предприятий-заемщиков // Банковский аудит. 2010. № 2. - С. 11.

.        Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности ресторана: учебник. М.: Проспект, 2010. - 285 с.

.        Кравченко А. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник. Минск: Вышейшая школа, 2010. - 467 с.

.        Лебедева С.Н. Экономика торгового ресторана: учеб. пособие. Минск: Новое знание, 2010. - 340 с.

.        Леви М. Основы розничной торговли. СПб.: Питер, 2009. - 282 с.

.        Петров П.В. Экономика товарного обращения: учебник. М.: Инфра-М, 2011. - 342 с.

20.  Петрова Л.П. Экономика торгового ресторана: учеб. пособие для вузов. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2004. 266 с.

.      Раицкий К.А. Экономика организации (ресторана): учебник. М.: Дашков и К, 2009. - 1012 с.

.      Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности ресторана. Минск: Экоперспектива, 2010. 430 с.

23.    Торговое дело: учеб. пособие / под ред. Л.А. Брагина. М.: Инфра, 2011. - 256 с.

24.  Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2010. - 560 с.

.      Торговой дело / под ред. Н. П. Стропилина. СПб.: Питер, 2009. - 260 с.

26.    Экономика и организация деятельности торгового ресторана: учебник / под ред. А.Н. Соломатина. М.: Инфра-М, 2007. 320 с.

27.  Экономика и организация деятельности торгового ресторана: учебник / под ред. А.Н. Соломатина. М.: Инфра-М, 2007. - 368 с.

28.  Экономика и статистика фирм: учебник / под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 2010. - 435 с.

29.    Экономика ресторана: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2010. - 352 с.

Похожие работы на - Организация маркетинговой деятельности на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!