эпатажный маркетинг партизанский бизнес
Например, если реклама будет нести дискриминационный характер по расовому, половому, возрастному или иному признаку. В итоге компания находится меж двух огней. С одной стороны потребители, которых эпатажность может не привлечь, а оттолкнуть. А с другой - законодательство, которое может признать рекламу незаконной и запретить ее (в таком случае компания теряет деньги, потраченные на рекламу)
При таких недостатках никто не занялся бы эпатажным маркетингом, если бы не эффективность. И чем резче эпатажная реклама, тем сильнее эффект, особенно на фоне рекламных кампаний конкурентов, она вызовет у зрителей бурю эмоций, проникая в память. Как правило после выпуска эпатажной рекламы в адрес компании много критики, но это только лишь подогревает интерес публики
Ученые IPA dataBANK в ходе аналитической работы проведенной на основе 1,4 тыс. исследований успешных рекламных кампаний выявили, что те кампании, которые были в большей степени основаны на эмоциях, оказывались почти в два раза эффективнее:
Это помогает нам понять то, что уже было доказано: Человек сначала чувствует, а потом уже думает. Зоны мозга, ответственные за эмоции, обрабатывают информацию в пять раз быстрее зон, ответственных за когнитивные процессы.
Например, в опросе покупателей производитель генераторов Generac попросил некоторых из них описать опыт работы со своим товаром. И, как сообщает Harvard Business Review:
"Они обнаружили мужчин, описавших свои генераторные установки как супергероев, спасавших их семьи. И, женщин боявшихся остаться без такой установки даже больше чем утонуть на "Титанике". Это привело к тому, что компания изменила свои маркетинговые спецификации с технических на более человеческие - они стали делиться историями людей о том, как Generac спасла их дома и жизни. Это позволило фирме за два года вдвое увеличить бизнес до $1,2 млрд".
Эмоция, в данном случае, чувство надвигающегося страха, - стала хорошей мотивацией для покупателей Generac. Именно поэтому Абигейл Познер говорит, что мы не имеем права недооценивать значение эмоций для маркетинга.
Эпатажный маркетинг как раз и нацелен на то, чтобы любым способом задеть чувства и эмоции потребителей. Увидев эту рекламу, зритель запоминает ее, даже если не является целевой аудиторией, чтобы при надобности вспомнить о ней, если не специально, то хотя бы на уровне подсознания.
В Европе и США уже в 2006-2007 гг эпатажный маркетинг не был новинкой, а вполне полноправным инструментом в рекламной деятельности. Доказательство этому можно найти в рекламной войне между автогигантов Audi, BMW, Subaru. Используя плакаты, производители этих автомобилей вели между собой диалог, привлекая и подогревая интерес потребителей, но во время и к месту появившийся плакат Bentley, на котором глава компании сфотографировавшись лично, показывает всем средний палец, вызвал бурные эмоции привлек огромное количество внимании к автомобилям этой марки.
В России же эпатажный маркетинг даже сейчас не столь популярен, в большинстве случаев попытки сделать эпатажную рекламу завершаются отрицательным эффектом:
Например, на центральной улице города Волгодонска появился щит с полуобнаженной женщиной, рекламирующей то, что глядя на это произведение искусства, придет в голову в последнюю очередь - продукцию одного бизнесмена, торгующего электроинструментом. Нарисованное подкреплено надписью - "Хочешь кабель?". Данный щит, привлекая к себе внимание водителей, привел к росту количества ДТП на этом участке дороге, поэтому вскоре рекламу убрали.
Таким образом, Эпатажный маркетинг хорош, но пользуясь этим приемом. Так же нужно помнить о риске: излишняя резкость может окончательно отвратить потребителей от рекламируемого продукта. В западных странах эпатажный маркетинг используется уже давно поэтому жители Западных стран уже привыкли и эпатажная реклама не вызывает в них столько негатива, сколько можно получить у нас в России за точно такую же рекламную кампанию. Так что, использовать то же самое в России нужно осторожно, а лучше адаптировать для нашего менталитета.