Содержание экологических знаний в эколого-биологическом образовании школьников
СОДЕРЖАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Чуйкова Л.Ю.
Содержание эколого-биологического образования
должно базироваться на реальных аспектах взаимодействия общества и природы,
определенных Конституцией РФ. Авторы предлагают содержание экологических знаний
в школе представить в виде основных структурных компонентов современной
экологии, где особую роль выполняет региональная экология и природопользование.
Региональный компонент содержания должен представлять конкретный материал по
природным экосистемам и региональному природопользованию, как механизму
адаптации региональной социальной системы в природе.
Одним из основных факторов обуславливающих
развитие экономики является наличие природных ресурсов. Спустя всего несколько
десятилетий молодые люди, обучающиеся сейчас в школах, будут принимать решения,
направленные на развитие экономики страны, освоение природных ресурсов, поиск
альтернативных источников энергии и пр. Обществу необходимо не только остановить
развитие негативных тенденций в окружающей среде, но и думать о способах
минимизации влияния негативных последствий и моделировании развития событий в
этой области. Нельзя только лишь принимать меры по ликвидации чрезвычайных
техногенных ситуаций и стихийных бедствий, надо их прогнозировать и принимать
решения по их предотвращению
Эти обстоятельства, уже сейчас ставят перед
обществом задачу формирования у молодежи глубокого понимания сложного комплекса
экологических взаимоотношений, которые следует рассматривать гораздо глубже,
чем сейчас, и шире, чем только природопользовательские отношения, проявляющиеся
в реальной современной жизни.
Понимания сути экологических взаимоотношений
можно достичь при правильно организованном экологическом образовании, которое
должно стать главной задачей общего школьного образования. Рано или поздно
руководство страны вернется к проблеме школьного экологического образования. За
период с начала девяностых прошлого века до начала нынешнего много было сделано
для отработки содержания экологического образования в школе. Проанализируем,
что достигнуто в этой области на настоящий момент.
Содержание экологического образования в школе за
период с 1990 по 2000 гг. приняло определенные очертания. Сложились следующие
модели его реализации в школе: предметная, межпредметная, факультативная, а
также - внеурочная, включающая в себя исследовательское, практическое и
прикладное направления.
Экологическое образование, приобретенное через
предметное изучение экологии, по мнению многих ученых, является наиболее
эффективным. Первые школьные учебные пособия, а затем и учебники экологии были
изданы в России 1994 г. А уже в 1996 году, на тот момент изданные в России
учебные пособия по экологии были оценены по поручению Проблемного Совета по
экологическому образованию при РАО профессором Санкт-Петербургского
государственного педагогического института им. Герцена И.Н. Пономаревой.
Результаты экспертизы были доложены на заседании Проблемного Совета в 1996 г. В
1997 г. профессором С.Н. Глазычевым в статье «Экология: учебная книга»,
опубликованном в журнале «Экология и жизнь» (2-3, 1997), была дана оценка
содержания школьных учебных пособий по экологии. К этому времени в Астрахани
были опубликованы следующие учебные пособия:
1. Информационно-дидактические материалы
экологического содержания. - Астрахань, 1994, (Чуйкова Л.Ю.);
2. Природа - наш дом (учебное пособие по
экологии для 5 класса средней школы, 1995, (Чуйкова Л.Ю.);
. Общая экология: Учебное пособие по
экологии для 10 класса средней школы, 1996, (Чуйкова Л.Ю.);
. Чуйкова Л.Ю. Социальная экология. 1996,
(Чуйкова Л.Ю.);
. Взаимосвязи человека и природы (учебное
пособие для 6 класса средней школы. 1997, (Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В.).
Не все из них попали в поле зрения экспертов, а
только «Природа - наш дом» и «Общая экология». Несмотря на то, что эти книги
отражали не в полном объеме программное содержание экологического образования,
разработанное для Астраханских школ авторским коллективом (всего было издано 7
учебных пособий по экологии), но и они получили положительные оценки. Среди
учебных пособий, предназначенных для предметного изучения экологии в старших
классах, внимание Глазычева С.Н. (1997г.) привлекли следующие книги:
1. Основы экологии, Н.М.Черновой с соавторами
(1995 г., Москва);
2. Экология: 9 класс, Е.А. Криксунова с
соавторами (1995 г., Москва);
. Экология России, Б.М. Миркина, Л.Г.
Наумовой (1996 г., Москва);
. Экология - 9-11 классы, Н.М. Мамедова,
И.Т. Суравегиной (1996 г., Москва);
. Экология Санкт-Петербурга и области,
С.В. Алексеева с соавторами;
. Экология Ярославской области (нет
ссылки на автора);
. Природа - наш дом (5 класс), Л.Ю.
Чуйковой (Астрахань, 1994 г.);
. Общая экология (10 класс), Л.Ю.
Чуйковой (Астрахань, 1996 г).
Анализируя содержание вышеназванных школьных
учебников по экологии С.Н. Глазычев заметил, что в их содержании
«прослеживается движение от конкретики к обобщениям: от решения задач охраны
природы и окружающей среды к экологии, а в экологии - от экологии растений и
животных к общей экологии, и далее - в направлении изучения роли антропогенных
факторов среды (к закономерностям развития социоприродных экосистем)» [1].
Анализ содержания учебников по мнению С.Н.
Глазычева «позволяет сделает вывод, что в списке научных публикаций основной
объем несомненно принадлежит биоэкологии» и что «все подотрасли современной
экологии пока еще не удается представить системно, в структуре учебников явно
выражена биоцентристская позиция их создателей» [1].
Мы поставили задачу, выявления емкости разделов
современной экологии, представленных в школьных учебных книгах и их
соотношения, а также - обоснование содержания наиболее полно отражающего
структуру и задачи современной экологии.
Проанализировав учебные пособия по экологии,
наиболее часто используемые в школах Астраханского региона, нетрудно заметить,
что действительно, основную часть их содержания представляют биоэкологические
знания. В меньшей степени в учебниках присутствуют такие подразделы как экология
человека, социальная экология, глобальная экология, прикладная экология.
В учебнике «Основы экологии» (Н.М.Чернова, В.М.
Галушин и В.М. Константинов) представлены следующие разделы: биоэкология - 60%
объема, социальная экология - 20%, прикладная экология или охрана природы -
20%.
В учебнике «Экология: 9 класс» (Е.А. Криксунов,
В.В. Пасечник, А.П. Сидорин) содержание представлено следующими разделами:
биоэкология - 65,79% объема (150 стр.), глобальная экология (раздел
«Антропогенное воздействие на биосферу») - 20,61% (47 стр.), экология человека
(раздел «Окружающая среда и здоровье человека) - 13,60% (31 стр.).
В учебнике «Основы общей экологии» Н.М.
Мамедова, И.Т. Суравегиной, С.Н. Глазачева с соавторами содержание
экологических знаний представляют разделы: глобальная экология (глава «Биосфера
- глобальная экосистема») - 28,68% объема (69 стр.), биоэкология (глава
«Экосистемы биосферы») - 23,36% (57 стр.), экология человека (глава «Человек в
биосфере») - 20,90% (51 стр.), социальная экология (глава «Экология общества»)
- 27,46% (67 стр.)
Учебник «Экология России» Б.М. Миркина, Л.Г.
Наумовой представлен следующими модулями: биоэкология (главы 2, 3, 4) - 41%
объема, социальная экология (главы 1, 5, 9) - 29,5%, прикладная экология (главы
6, 7,8) - 29,5%.
Таким образом, в анализируемых учебниках
представлены следующие подразделы: биоэкология, экология человека, социальная
экология, глобальная экология, прикладная экология.
Для визуального представления о соотношении
подразделов экологии, входящих в структуру учебников, полученные данные нами
представлены в виде диаграммы 1. Общая высота столбиков показывает объем
учебников в страницах.
Диаграмма 1. Соотношение объема разделов
современной экологии в федеральных учебниках, используемых в школах
Астраханской области
Включение различных подотраслей современной
экологии в область естественно-научного знания школьной системы образования до
настоящего времени является проблемой педагогической науки. Для решения этой
проблемы необходимо широкое обсуждение различных моделей и их обоснование.
Структура современной экологии, представленная
Н.Ф. Реймерсом [5] не может служить основой для формирования общекультурного
компонента экологических знаний, так как представленных в структуре подразделов
современной экологии довольно много и в основном они очень специфичны.
Для определения общекультурной составляющей
экологии необходимо учитывать три группы отношений общества и природы,
обозначенные в Конституции Российской Федерации: природопользование, охрана
окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Вместе с тем, современное состояние окружающей
среды, характеризующееся наступлением глобального экологического кризиса,
требует глубокого изучения этой проблемы. Он имеет различные проявления:
глобальные климатические изменения, несоответствие темпов и направлений
развития экономики и производства ресурсно-экологическим возможностям биосферы
и др. Эти обстоятельства повышают значимость экологию как науки, способной дать
решение этих проблем. Но при этом современная экология должна стать
действительно комплексной наукой, вышедшей за пределы границ очерченных
биоэкологией, геоэкологией и т.п., включив в сферу своих интересов социальные,
экономические, политические и правовые аспекты жизнедеятельности человека и
общества [6].
Базируясь на таком подходе, мы дали следующую
характеристику современной экологии - это комплексная наука, объектом изучения
которой является биосфера Земли во всех функциях и формах проявления, включая
социальные и психологические, а предметом - взаимосвязи и отношения.
Тогда структуру современной экологии мы
представляем следующим образом:
2. глобальная экология (географическая
экология), объектом изучения которой является биосфера в целом, ее
географические подразделения, природно-климатические зоны и другие глобальные
экосистемные образования и связанные с этим особенности структуры и функций.
. региональная экология (ее можно
рассматривать как подотрасль глобальной экологии), изучающая специфические
особенности региональных экосистем и подсистем и связанные с ними функции.
. прикладная экология, объектом изучения
которой являются экологические аспекты природопользования, включая охрану
окружающей среды (природоохранную экологию), инженерную, строительную,
радиационную, сельскохозяйственную, токсикологическую, урбоэкологию, экологию
жилища и др.
. экология человека: физиологическая
экология, экотоксикология, экопаразитология, производственная, адаптационная
экология и т.п.
. социальная экология, изучающая
взаимоотношения социума с окружающей средой.
Эти направления задают возможности развития
экологии как науки и показывают направления культурологического минимума,
которые необходимо включить в содержание общего экологического образования.
На основании такого подхода нами было
разработано содержание школьного учебника экологии, разделенного на 3 этапа
изучения:
вводный (пропедевтический) - 5-6 класс;
основной - 7-9 класс;
мировоззренческий - 10-11 класс.
Основным отличием нашего подхода к содержанию
учебников является включение прикладной и региональной экологии. Основанием для
включение регионального аспекта послужило в первую очередь то, что федеральные
учебники представляли в качестве примеров для рассмотрения экологических
закономерностей материал не характерный для региона Нижней Волги. Из-за этого
дети теряли интерес к предмету.
По принадлежности, учебники, подготовленные
астраханскими учеными и педагогами, представляют для изучения школьников
основные разделы современной экологии. Они подготовлены авторским коллективом в
составе: Чуйковой Л.Ю., Чуйкова Ю.С., Теплого Д.Л., Сиговатовой М.В.,
Шамгуновой Л.К. Они подготовлены по классическому академическому варианту и,
хотя называются учебными пособиями, по сути, являются учебниками.
Содержание учебного пособия для 7-го класса
посвящено изучению основ классической экологии и называется «Основы
экологических знаний» (биоэкология). Пособие для 8-го класса представляет
экологию Астраханской области (региональная экология) и так называется -
«Основы региональной экологии». В нем раскрывается история природопользования в
регионе и особенности эволюционной адаптации социальной системы, на примере
Астраханской губернии. В 9-м классе содержание учебного пособия посвящено
экологии человека. В нем рассматриваются связи человека с окружающей средой на
физиологическом, психологическом и социальном уровне. Пособие для 10-го класса
называется «Общая экология» и содержит материал о глобальных закономерностях,
лежащих в основе экологических взаимодействий, о биосферных процессах и о
возможностях использования этих знаний для осуществления экологичного
природопользования. Пособие для 11-го класса называется «Социальная экология» и
посвящено изучению взаимоотношений общества и природы. В нем раскрываются
особенности развития общества и его влияния на природу, а социальная система
предстает перед учащимися как саморегулирующаяся социоприродная система. Объем
учебных пособий варьирует в пределах от 210 до 264 стр.
Для визуальной оценки тематического содержания
учебного материала, представленного в учебных пособиях по экологии (7-11
классы), разработанных астраханским коллективом авторов, представлена
сравнительная диаграмма 2, которая позволяет судить не только об общем объеме
содержания курса современной экологии, но и об удельном весе каждого раздела в
сравнении с федеральными учебниками.
Cодержание учебного
материала в региональном комплекте учебников экологии призвано: 1) представить
в обобщенном виде законы экологии и показать базовые механизмы взаимодействия в
экологических системах; 2) рассмотреть, как развитие общества изменяет природу,
разрушает естественные механизмы функционирования экосистем; 3) показать, что общество
представляет собой природную систему, развивающуюся в соответствии с природными
законами; 4) показать историю природопользования в условиях региона и
особенности эволюционной адаптации социальной системы в конкретных природных
условиях; 5) рассмотреть связи человека как биологического, психологического и
социального существа с окружающей средой; 6) обосновать и показать направления
воспитания нравственных, эмоциональных и интеллектуальных качеств человека, для
его гармоничного и эффективного взаимодействия с природой.
школьный пособие экология
образование
Диаграмма 2. Соотношение объема учебного
материала (по подразделам современной экологии), представленного в учебниках
экологии, используемых в школах Астраханской области
Литература
1. Глазычев С.Н. Экология: учебная
книга //Экология и жизнь, №2-3, 1997. С 3-7.
. Миркин Б.М., Наумова Л.Г.
Экология России. Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд.
2-е, перераб. и доп. М.: Устойчивый мир, 2000. - 272 с.
. Мамедов Н.М., Суравегина
И.Т., Глазычев С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших
классов общеобразовательной школы. - М.: «МДС», 1998. - 272 с.
. Реймерс Н.Ф. Экология
(теория, законы правила, принципы и гипотезы). - М.: Журнал «Россия Молодая»,
1994. - 367 с.
. Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю.
Основы общей экологии (Учебное пособие для ВУЗов). - Астрахань: Изд-во
Нижневолжского центра экологического образования, 2005. - 252 с.
. Чернова Н.М., Галушин В.М.,
Константинова В.М. Основы экологии: Проб. учеб. для 9 кл. общеобразоват.
учреждений /М.: Просвещение, 1995. - 240.