Характеристика и оценка товара как субъекта коммерческой деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    723,02 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика и оценка товара как субъекта коммерческой деятельности

Введение


Товар представляет собой продукт, созданный для удовлетворения потребностей, и потребители склонны рассматривать товары как сложный набор выгод, который удовлетворяет их потребности. Товар - это все, что может удовлетворить желание или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.

Товар обладает определенными потребительскими свойствами, поэтому он составляет объект товароведения. Потребители получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.), поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основного источника использовали товароведные знания о товаре. Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами. Эти свойства предстают перед покупателем и определяют его намерение купить товар и стать постоянным клиентом данного производителя. И поскольку для стабильного успеха предприятия необходимо заботиться о формировании постоянной клиентуры, особое внимание на конкурентном рынке придается таким качествам, как: цвет, упаковка, дизайн, эргономические особенности (удобство пользования, обслуживания, ремонта), сопровождающая документация (описание, инструкции по эксплуатации).

Целью работы является характеристика и оценка товара как субъекта коммерческой деятельности.

Задачи работы: 1. Изучить товар как объект коммерческой деятельности; особенности его обмена в условиях административной и рыночной экономики; 2. Рассмотреть требования к информации о непродовольственных товарах.

1. Товар как объект коммерческой деятельности, особенности его обмена в условиях административной и рыночной экономики


Товар - это продукция материальной деятельности, изготовленная для продажи или обмена и удовлетворяющая какие-либо человеческие потребности.

Продукция может быть создана в результате материальной и нематериальной деятельности. Материальная продукция, которая предназначена для купли-продажи, является товаром. Нематериальная продукция - это ценные бумаги, услуги, идеи и др.

Общепринятое определение товара - «продукт труда, произведенный для продажи». Коммерческая деятельность связана с курсом товароведения продовольственных и непродовольственных товаров. Товароведные знания о потребительских качествах товаров позволяют оптимизировать коммерческий процесс, обеспечивать наиболее точный и полный выбор товаров с необходимыми характеристиками, подчеркнуть их потребительские достоинства и преимущества. коммерсанта.

Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость - это способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т. е. ее полезность: непосредственно, как предмета потребления (хлеб, одежда и др.) или косвенно (сырье, машины). Потребительная стоимость - это вещественное свойство, труд, воплощенный в товаре. Потребительная стоимость проявляется лишь в пользовании или потреблении.

Стоимость товара- овеществленный в товаре общественный труд производителей. Проявляется при обмене товаров как меновая стоимость. Величина стоимости отдельных товаров (индивидуальная стоимость) определяется количеством труда, затраченного на его производство, и измеряется рабочим временем. Общественная стоимость товара определяется общественно необходимым рабочим временем. Стоимость лежит в основе цен товаров.

Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами. Эти свойства, так или иначе, предстают перед покупателем и определяют его намерение купить товар и стать постоянным клиентом данного производителя. И поскольку для стабильного успеха предприятия необходимо заботиться о формировании постоянной клиентуры, особое внимание на конкурентном рынке придается таким качествам, как: цвет, упаковка, дизайн, эргономические особенности (удобство пользования, обслуживания, ремонта), сопровождающая документация (описание, инструкции по эксплуатации). Вместе с тем великолепный дизайн автомобиля, трактора, станка при плохом техническом обслуживании не спасет их от провала на «рынке покупателя».

Практическая ценность товара для потребителя определяется набором атрибутов (существенных, неотъемлемых свойств данного предмета). В рамках маркетинга мультиатрибутивная модель товара является основой для принятия решений по развитию и совершенствованию добавленной полезности, представляющей собой функциональные и эмоциональные составляющие товара.

При переходе от общего товароведения к рыночному (коммерческому) товароведению настала необходимость рассматривать товар не в статическом положении, а в динамике, т. е. в процессе всего его жизненного цикла, точнее, во время прохождения различных рыночных этапов: вхождение в рынок; освоение рынка; завоевание соответствующей ниши в рыночной системе; потеря завоеванных позиций и конкурентоспособности.

С точки зрения покупателей товар представляет собой: 1) основные качества (набор функциональных характеристик, присутствующих у всех товаров-конкурентов); 2) добавленные качества (характеристики свойств товаров сверх качества товаров-конкурентов).

Важным основанием для управления развитием товара является концепция «жизненного цикла товара». Такой цикл имеет несколько стадий: зарождение и внедрение - период появления товара на рынке; развитие и рост период признания и распространения товара на рынке; зрелость - период наибольшей стабильности реализации товара, насыщения рынка; старение, отмирание - период снижения продаж, исчезновения спроса.

В зависимости от различных стадий жизненного цикла, в которых по-разному протекают продажа и получение прибыли, предприятие также по-разному строит свою рыночную деятельность в расчете на возможно более полное использование особенностей и преимуществ той или иной стадии.

Переход от одной стадии жизненного цикла к другой принято объяснять существенными изменениями темпов роста продаж и прибыли. Определение этих изменений - одна из важных задач маркетинговой функции предприятия. На этой основе вносятся соответствующие коррективы в производственную программу предприятия.

При выведении нового товара на рынок маркетинговые решения направлены на повышение информированности потенциальных потребителей и снижение уровня неопределенности относительно новой продукции. Задача заключается в быстром формировании первичного спроса и превращении потенциальных покупателей в реальных. Используются методы стимулирования (бесплатные образцы, публичная демонстрация, получение отзывов и др.). Проводится реклама, формируются надежные каналы распределения, производится окончательная модификация товаров и т.п.

На стадии развития и роста маркетинговые решения связаны с максимальным уровнем охвата рынка в условиях расширяемого спроса. Дальнейшее проникновение на рынок связано с улучшением качества и расширением ассортимента товаров, интенсификацией сбыта, усилением контроля выполнения заказов, использованием «цен проникновения», выбором приоритетных сегментов и др.

Маркетинговые решения на стадии зрелости направлены на сохранение позиций товара на рынке, его рыночной доли, конкурентных преимуществ. Осуществляется дифференциация товара, происходит активный поиск новых рыночных ниш, развивается ценовое продвижение товаров. Значение придается анализу прибыльности ассортиментных групп, сокращению издержек, развитию НИОКР.

На стадии спада решения направлены на поддержание позиций на остаточном рынке или на уход с рынка. Происходит снятие с производства нерентабельной продукции и сокращение маркетинговых затрат.

Коммерческая деятельность торгового предприятия должна базироваться на исследованиях рынков товаров. Исследования рынков включают: анализ рыночных процессов, изучение спроса и предложения на товары, причинно-следственных связей, характера и предпосылок развития целевых рынков.

В хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров входят экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.

Система хозяйственных связей торговли с промышленностью - важнейшая составная часть хозяйственного механизма страны, представляющая собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции.

Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции производственного назначения и товаров народного потребления покупателям.

Система хозяйственных связей включает, в частности, участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями (объединениями, фирмами) планов производства товаров посредством представления заявок и заказов; хозяйственные договоры; контроль за соблюдением договорных обязательств; применение экономических санкций; участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок; проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров; установление оптимальных финансовых взаимоотношений; применение административно-правовых норм и др.

При административно-командной системе управления экономикой организация хозяйственных связей по поставкам товаров подвергалась детальному государственному регулированию и регламентированию. Государственное регулирование хозяйственных взаимоотношений поставщиков и покупателей по поставкам товаров было введено с самого начала развития централизованной административной системы экономики. Однако формы и содержание нормативных документов регулирования поставок товаров на отдельных этапах развития экономики были различны.

До 1959 г. в стране действовали многочисленные Основные условия поставки отдельных видов товаров. В 1959 г. впервые были утверждены и введены в действие Единые положения о поставках товаров народного потребления и о поставках продукции производственно-технического назначения, наряду с которыми, однако, действовали и различные Особые условия поставки отдельных видов товаров. В1969 и 1981гг. Положения о поставках были пересмотрены с целью большей регламентации условий поставок от поставщиков к покупателям. Положения о поставках, а также Особые условия поставок существенно ограничивали инициативу предприятий и организаций, лишая их возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с заключением договоров поставки. В Положениях господствовали нормы директивного характера, которые ограничивали выбор партнера, возможности сторон определять в договорах условия, соответствующие конкретной поставке товаров. Особые условия поставки также содержали множество норм, обязательных при заключении и исполнении договоров. Так, ярмарочный комитет на оптовой ярмарке предлагал единый для всех ее участников текст договора. В результате сторонам оставалось мало возможности самим формировать условия договора. В связи с этим договор утрачивал отведенную ему роль основного документа, определяющего права и обязанности сторон с учетом особенностей каждой конкретной поставки.

Утвержденные в 1988 г. Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления сделали шаг в сторону развития рыночных отношений в организации хозяйственных связей между поставщиками и покупателями: стороны, заключавшие договор, получили возможность, сообразуясь с конкретными условиями, самостоятельно определять структуру хозяйственных связей, ассортимент товаров, сроки и порядок доставки, качество товаров, во многих случаях цены и др. Однако по мере перехода к рыночной экономике эти Положения утратили свое обязательное административно-регулирующее значение и стали играть роль вспомогательного, добровольно принятого консультативно-методического документа во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями товаров.

Новые условия хозяйствования, связанные с развитием рыночной экономики, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров по договору, устранения излишней регламентации, повышения роли хозяйственного договора, перехода от административно-командных методов управления к экономическим, от централизованного распределения ресурсов к свободной продаже товаров.

В условиях развитой рыночной экономики централизованное регулирование хозяйственных связей между поставщиками и покупателями уступает место самостоятельному установлению взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых норм гражданского законодательства. В настоящее время основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров является Гражданский кодекс РФ, в котором излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, порядок разрешения преддоговорных споров, порядок изменения и расторжения договора, порядок обеспечения исполнения договорных обязательств и т. д.

Рыночные условия хозяйствования способствовали появлению нового типа коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор инициативе и самостоятельности торговых работников. Без этих качеств в современных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу.

В странах с развитой рыночной экономикой в коммерческой деятельности очень высоко ценится коммерческая инициатива, предприимчивость, искусство продать товар.

В условиях развитой рыночной экономики централизованное регулирование хозяйственных связей между поставщиками и покупателями уступает место самостоятельному установлению взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых норм гражданского законодательства. При рыночной экономике качество коммерческой работы зависит, прежде всего, от умения активно изыскивать товары, реализуемые в порядке свободной продажи, заинтересовать промышленные или сельскохозяйственные предприятия, кооперативы, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в изготовлении нужных населению товаров.

Для выполнения этих задач коммерческим работникам необходимо хорошо знать свой экономический район и его природные богатства, реально оценивать состояние промышленности, сельского хозяйства, производственные возможности и ассортимент изделий, вырабатываемых предприятиями региона.

Для изучения поставщиков и их возможностей работники коммерческих служб должны принимать участие в работе товарных бирж, оптовых ярмарок, выставок-продаж и выставок-просмотров образцов лучших и новых изделий, следить за рекламными объявлениями в средствах массовой информации, бюллетенях спроса и предложений, биржевыми сообщениями, за проспектами, каталогами и т. п. Целесообразно посещать производственные предприятия (поставщиков) для ознакомления с их производственными возможностями, объемом и качеством выпускаемой продукции, принимать участие в совещаниях с работниками промышленности.

Важными задачами коммерческой службы в торговле являются изучение и прогнозирование емкости региональных и товарных рынков, развитие и совершенствование рекламно-информационной деятельности, координация закупочной работы среди поставщиков и потребителей. Для этого необходимо перенимать опыт зарубежных стран в использовании маркетинга, позволяющий успешно организовать коммерческую деятельность предприятий в условиях рынка.

На современном этапе коммерческая работа торговых организаций и предприятий должна способствовать расширению сферы внешнеэкономической деятельности с использованием различных форм экономико-финансовых связей (бартер, клиринг, расчеты в свободно конвертируемой валюте и др.).

Повышение уровня коммерческой работы требует постоянного совершенствования ее технологии, особенно использования новой техники управления, АСУ, автоматизированных рабочих мест (АРМ) коммерческих работников, компьютеризации управления коммерческими процессами, в том числе оптовой и розничной продажей товаров.

Постоянный учет и контроль оптовых закупок товаров, характеризующихся большим количеством поставщиков, десятками тысяч наименований товаров сложного ассортимента, возможен лишь с помощью ЭВМ.

Компьютеризация коммерческих операций позволит создать информационную систему обработки и передачи коммерческой информации, составляющую техническую основу рыночной, маркетинговой деятельности в сфере товарного обращения.

2. Требования к информации о непродовольственных товарах


Промышленные (непродовольственные) товары в практике торговли подразделяют на следующие группы: изделия из пластмасс, товары бытовой химии, стеклянные, керамические, строительные, мебельные, металлохозяйственные, электротовары, бытовые электромашины и приборы, текстильные, швейные, трикотажные, обувные, пушно-меховые и овчинно-шубные, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения.

Непродовольственные товары по учебной классификации подразделяются также на девять классов: материалы для одежды и штучные текстильные изделия; одежда и головные уборы; обувные товары; товары культурного обихода; товары спортивного назначения; транспортные средства личного пользования; предметы домашней обстановки; товары хозяйственного и бытового назначения; предметы санитарии, гигиены и рукоделия.

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), определяет механизм реализации этих прав.

Потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). На основании данной информации потребитель должен получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.

Право на информацию гарантирует потребителю знание того, кто конкретно несет ответственность и обязанности перед потребителем за качество и безопасность конкретного товара (работы, услуги). На основе достоверной и полной информации потребитель может выбрать товар (работу, услугу), обладающий необходимыми ему качествами.

В данном случае до сведения потребителя должны быть доведены два блока информации: 1. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце); 2. Информация о товаре (услугах).

В соответствии со статьей 9 Закона РФ № 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя следующую информацию: фирменное наименование (наименование) организации, место нахождения (адрес) организации, режим работы организации.

Согласно Закону РФ № 2300-1 продавец обязан предоставить сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг).

Информация о реализуемых товарах, работах и услугах закреплена в ст. 10 Закона "О защите прав потребителей". Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

В информации о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должны содержаться:

) наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение. Согласно ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании" техническим регламентом признается документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

) сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);

) цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

) гарантийный срок, если он установлен. Определение гарантийного срока отражено в ст. 5 Закона "О защите прав потребителей". Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить соответствующие требования потребителя;

) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг). Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Обязательные требования, обеспечивающие безопасность потребителей, содержатся в технических регламентах, санитарных нормах и правилах. Как правило, данные требования находят отражение в нормативной документации по техническому регулированию или в сопроводительной технической документации;

) срок службы или срок годности товаров (работ), определенный в соответствии с Законом "О защите прав потребителей", а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению. Срок службы определяется как период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.

Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (результата работы)).

) адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). Для индивидуализации контрагента в потребительских отношениях он должен иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Фирменное наименование включает в себя следующие три характеристики: 1) название юридического лица, 2) указание на организационно-правовую форму, 3) характер деятельности данного юридического лица. Все сказанное в равной степени имеет отношение к индивидуальным предпринимателям.

) информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) определенным требованиям. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке приняты обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия определенным требованиям.

Согласно Правилам продажи отдельных видов товаров, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии (в приложении); копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона;

) информация о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Потребитель имеет право ознакомиться в связи с приобретением товаров, работ, услуг, например, с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 или Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025, а также иными нормативными правовыми актами;

) указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги). Здесь законодатель имеет в виду индивидуализацию конкретного лица посредством указания его фамилии, имени, отчества и другой информации о нем. Например, часто указывают фамилию, имя, отчество косметологов, парикмахеров в салонах красоты, мастеров по пошиву одежды в ателье, мастеров по ремонту автотранспортных средств в специализированных сервисных центрах. Более подробная информация о конкретном лице может требоваться, например, в случаях найма родителями нянек своим детям;

) указание на то, что приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки). Потребитель имеет право приобретать новые товары, и если он был предупрежден, что товар был в употреблении или в нем устранялся определенный недостаток и согласился приобрести его, то он не может впоследствии предъявлять соответствующие требования. В случае продажи потребителю такого товара как нового возможно наступление правовых последствий, установленных при продаже товара с недостатками.

Информация, предоставляемая непосредственно с товаром, должна быть полной, однозначно понимаемой и излагаться на русском языке. Информация может быть частично или полностью продублирована на иностранных языках, а по требованию заказчика может излагаться на государственных языках объектов Российской Федерации и языках народов РФ.

Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Важное значение для потребителей и участников коммерческой деятельности имеют информационные знаки, представляющие собой условные обозначения, предназначенные для оценки свойств и идентификации характеристик товара. К информационным знакам относятся знаки, которые информируют:

-      о предприятии (фирме)-изготовителе (товарные знаки и знаки обслуживания);

-        о соответствии товара нормативным документам (сертификационные знаки и знаки соответствия);

-        о составе (комплектации) товара и содержании в нем отдельных составляющих;

-        о правилах использования товара;

-        об опасности и риске, возникающих при использовании, хранении, транспортировании и утилизации потенциально опасных веществ, изделий и материалов (предупредительные символы);

-        о правилах утилизации упаковки (экологические знаки).

Функции информационных знаков могут выполнять графические обозначения, рисунки, буквы, цифры, слова, цвет и форма изделия или его упаковки.

Порядок присвоения информационных знаков и правила маркировки товаров устанавливаются стандартами или другими нормативными документами.

Кодирование - это образование и присвоение кода классификационной группе или объекту классификации.

Код - это знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и (или) объекта классификации. Цель кодирования - систематизация объектов и присвоение условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой товар среди множества других. С внедрением электронно-вычислительной техники возросли необходимость и значимость кодирования.

В 1977 г. в Европе была создана Европейская система кодирования EAN (Европейская ассоциация товарной нумерации). Штриховой код стал широко применяться в развитых странах. EAN-8 используется для маркировки упаковки и (или) товаров небольшого размера и отличается от EAN-13 сокращенной информацией и меньшими размерами. EAN-13 наносится на любые упаковки и товары, если позволяет площадь.

Штриховой код (ШК) - системная последовательность светлых и темных вертикальных полос различной толщины, содержащих в себе определенные цифровые и алфавитные данные (рис. 1).

знак маркировка товар информация

Рис. 1. Структура штрихового кода EAN-13

Первые две-три цифры называются «флаг» и обозначают страну происхождения товара (перечень кодов дан в табл. 1.).

Таблица 1

Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах

Страна

Код

Страна

Код

США

00-09

Исландия

569

Франция

30-37

Польша

590

Германия

400-440

Греция

520

Великобритания

50

Кипр

529

Люксембург

54

Венгрия

599

Болгария

380

Китай

690

Югославия

860

Израиль

729

Россия

460-469

Мексика

750

Дания

57

Мальта

535

Финляндия

. 64

Перу

775

Норвегия

70

Уругвай

773

Швейцария

76

Бразилия

789

Швеция .

73

Куба

850

45-49

Турция

869

Италия

80-83

Южная Корея

880

Испания

84

Чили

780

Таиланд

885

ЮАР

600-601

Сингапур

888

Марокко

611

Португалия

560

Венесуэла

759


Присвоение кода производится торгово-промышленной палатой страны, где регистрируется каждый производитель товара.

Следующие четыре-пять цифр - код фирмы-изготовителя товара. Затем наносят еще пять цифр, обозначающих код товара (артикул). Последняя цифра применяется для контроля предшествующих 12 цифр.

«Флаг» кода закреплен за страной-производителем, но может обозначать и страну регистрации дочернего предприятия-изготовителя.

Штриховое кодирование предназначено для автоматизированного учета и контроля товарных запасов, оперативной идентификации товара и производителя, оперативного управления процессом товародвижения, маркетинговых исследований.

По штрих-коду можно судить с известной степенью достоверности о подлинности товара или же установить наличие его фальсификации.

Для проверки штрих-кода следует провести вычисления: код 4600104008498.

. Сложить цифры, стоящие начетных позициях.

+0+0+0+8+9=23

. Сумму, полученную в пункте 1, умножить на 3.

• 3 = 69.3. Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях.

+ 0 + 1 + 4 + 0 + 4 = 13.

. Сложить суммы, полученные в пункте 2 и 3.

+ 13 = 82.

. Определяется контрольное число как разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10.

- 82 = 8.

Если цифра после расчета не совпадает с контрольной, это означает, что товар произведен незаконно.

Маркировка товара является одним из средств, доступных для понимания покупателя. Товар маркируют текстом, краткой аннотацией, условным обозначением, рисунком и др. Маркировка должна быть четкой, наглядной, достоверной и соответствовать требованиям стандартов.

Различают производственную и торговую маркировку. Производственная маркировка может быть выполнена на ярлыках, вкладышах, этикетках, контрольных лентах и др. Торговая маркировка выполняется на ценниках, кассовых чеках, упаковочных пакетах и др. Торговая маркировка наносится не на товар, а на эксплуатационные документы или на специальные носители.

При маркировке товара на изделие и упаковку наносятся специальные обозначения: товарный знак и знаки сопровождения.

Товарный знак - официально оформленное графическое изображение, оригинальное название, комбинация цифр, букв, слов, которым предприятие выделяет свои товары. Товарные знаки применяются производителями:

) для идентификации своих товаров и для отличия их от товаров других производителей или продавцов;

) для защиты исключительных прав производителя или продавца на пользование марочным знаком, эмблемой.

Знаки сопровождения информируют об опасных свойствах материалов и различных веществ, о правилах обращения с товаром и др.

Товарные знаки в России регистрируются Патентным ведомством в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ на имя юридического или физического лица сроком на 10 лет с правом последующего продления каждый раз на 10 лет.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство.

Право на товарный знак охраняется законом.

Рис.2. Товарный знак ЗАО «Московская обувная фабрика имени Г. В. Муханова» (ЗАО «ФиМ»)

Производственная маркировка может содержать условные обозначения или информационные знаки. Информационные знаки могут быть выполнены графически, в виде рисунка, букв, цифр, а также в виде общепринятых и легко узнаваемых символов.

К информационным знакам относятся знаки соответствия, манипуляционные, предупредительные, размерные, эксплуатационные, экологические. Эксплуатационные знаки информируют покупателя о правилах управления сложнотехническими товарами, о технике монтажа и наладки, о способах ухода за товаром. Далее приведены эксплуатационные знаки для текстильных товаров, принятые в международной практике.

Рис.3. Стирка белья с кипячением при 95°С

Например, белье из хлопка и льна, белое или цветное, стойкое к кипячению.

Рис.4. Стирка цветного белья при 60°С Цветное белье, не стойкое к кипячению, например, тонкое белье из хлопка или полиэфирных тканей

Рис.5. Стирка белья в теплой воде с нейтральными моющими средствами и стирка цветного белья при 40°С

Например, темное цветное или пестрое белье из хлопка, полиэфирных и меланжевых тканей, тонкое белье из вискозы и синтетических волокон (щадящий режим стирки).

Рис.6. Стирка в теплой воде с нейтральными моющими средствами при 30°С

Например, шерстяные изделия, пригодные для стирки в машине.

Рис.7. Ручная стирка

Текстильные изделия, не подлежащие стирке в стиральной машине. Температура стирки 30-40°С в зависимости от вида изделия.

Рис.8. Не стирать

Изделия с этим знаком не подлежат стирке. Их следует направлять в химическую чистку.

Рис.9. Отбеливание хлорсодержащими средствами (персоль, хлорамин и др.)

Хорошо намоченное белье выдержать 1-2 часа в холодном хлорном растворе (10-20 мл раствора на 1 л воды), после чего полоскать до исчезновения запаха хлора. В завершении стирать с использованием моющих средств при соответствующей температуре.

Рис.10. Не хлорировать и не использовать хлорсодержащих чистящих средств.

Рис.11. Химическая чистка


Рис.12. Все возможные методы чистки.

Рис.13. Чистка на основе тетрахлорэтилена (пер-хлорэтйлена)

Рис.14. Чистка на основе специальных растворителей (бензин, уайт-спирит)

Черта под кружком с буквой указывает на необходимость подвергать изделие щадящей чистке

Рис.15. Не подвергать химчистке

Рис.16. Сушка в электрической сушилке для белья

Рис.17. Нормальная сушка

Рис.18. В электрической сушилке не сушить

Щадящая сушка. Использовать центрифугу стиральной машины при пониженных оборотах.

Рис.19. Сушить в подвешенном состоянии

Рис.20. Сушить раскладыванием на плоской поверхности.

Рис.21. Гладить при высокой температуре (макс. 200"С). Хлопок, лен. Текстильные изделия во влажном состоянии и т. д.

Рис.22. Гладить при средней температуре (макс. 150°С). Хлопок, шелк, полиэфир, вискоза. Гладить через слегка увлажненную ткань или утюгом с пароувлажнителем

Рис.23. Не гладить при высокой температуре (макс. 110°С). Полиакрил, полиамид, ацетат

Рис.2. Не гладить

Манипуляционные знаки, информирующие о способах обращения с товарами, чаще наносятся на транспортную тару, но некоторые помещают на потребительскую упаковку (знак «Открывать здесь»).

Рис.24. Диапазон значений температуры, при которой следует хранить груз

Рис.25. Товар беречь от тепла, нагрева

Рис.26. Необходимо защищать груз от воздействия влаги

Рис.2. «Верх»

Рис. « Открывать здесь»

Рис.27. Обращаться осторожно (товар хрупкий)

Предупредительные знаки предупреждают потребителя об опасных товарах или указывают на действия по предупреждению опасности. Предупредительная маркировка обязательна на товарах бытовой химии, так как эти товары бывают огнеопасны, взрывоопасны, ядовиты, могут быть раздражителями.

Размерные знаки информируют потребителя о конкретной физической величине, которая определяет количественную характеристику товара.

Например, часто при маркировке товара применяется размерный знак Е (от нем. exakt, англ. exactly - точно, ровно, одинаково), знак объема - V. Для колготок применяются размерные знаки в виде графических изображений и номеров, с указанием роста и объема бедер.

Экологические знаки информируют покупателя об экологической опасности товара.

Экознаки «Ресайклинг», «Зеленая точка» призывают не загрязнять окружающую среду упаковкой, а складывать ее в специальные контейнеры для мусора или сдавать на вторичную переработку. Товары с такими знаками при утилизации упаковки не причиняют значительного ущерба окружающей среде.

Рис.28. «Ресайклинг»


Рис.29. Знаки, призывающие не загрязнять окружающую среду

Рис.30. «Зеленая точка»

Товары маркируют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51121-97.

В маркировке указываются следующие сведения:

наименование изделия;

наименование предприятия-изготовителя, его местонахождение, товарный знак, дата изготовления, обозначение стандарта, информация о сертификации;

для некоторых товаров - условия хранения, объем или масса товара, срок годности, информация о предостережении или эффективном применении.

Заключение

 

Коммерческая деятельность связана с курсом товароведения продовольственных и непродовольственных товаров. Товароведные знания о потребительских качествах товаров позволяют оптимизировать коммерческий процесс, обеспечивать наиболее точный и полный выбор товаров с необходимыми характеристиками, подчеркнуть их потребительские достоинства и преимущества.

Товар -объект коммерческой деятельности, поэтому глубокие знания в области товароведения являются обязательными для подготовки высококвалифицированного коммерсанта. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами. С точки зрения покупателей товар представляет собой: основные качества; добавленные качества (характеристики свойств товаров сверх качества товаров-конкурентов).

При административно-командной системе управления экономикой организация хозяйственных связей по поставкам товаров подвергалась детальному государственному регулированию и регламентированию.

Утвержденные в 1988 г. Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления сделали шаг в сторону развития рыночных отношений в организации хозяйственных связей между поставщиками и покупателями: стороны, заключавшие договор, получили возможность, сообразуясь с конкретными условиями, самостоятельно определять структуру хозяйственных связей, ассортимент товаров, сроки и порядок доставки, качество товаров, во многих случаях цены и др. Однако по мере перехода к рыночной экономике эти Положения утратили свое обязательное административно-регулирующее значение и стали играть роль вспомогательного, добровольно принятого консультативно-методического документа во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями товаров.

Новые условия хозяйствования, связанные с развитием рыночной экономики, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров по договору, устранения излишней регламентации, повышения роли хозяйственного договора, перехода от административно-командных методов управления к экономическим, от централизованного распределения ресурсов к свободной продаже товаров.

При рыночной экономике качество коммерческой работы зависит, прежде всего, от умения активно изыскивать товары, реализуемые в порядке свободной продажи, заинтересовать промышленные или сельскохозяйственные предприятия, кооперативы, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в изготовлении нужных населению товаров.

Для выполнения этих задач коммерческим работникам необходимо хорошо знать свой экономический район и его природные богатства, реально оценивать состояние промышленности, сельского хозяйства, производственные возможности и ассортимент изделий, вырабатываемых предприятиями региона.

Согласно Закону РФ № 2300-1 продавец обязан предоставить сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе, о весе и объеме, о калорийности продуктов питания, противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний.

Информация о товарах (работах, услугах) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Список литературы


1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями от 23 ноября 2009 г.)// Российская газета от 7 апреля 1992 г

2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании"(с изменениями от 23 июля 2008 г.)// СЗ РФ от 30 декабря 2002 г. № 52 (часть I) ст. 5140

3. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изм. от 30 декабря 2008 г.)// СЗ от 10 января 2000 г. №2 ст. 150

4. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. от 30 июля 2010 г.)- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант".- Версия от 2.07.2010

5. Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант".- Версия от 2.07.2010

6. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля, термины и определения": постановление Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 242. - Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант".- Версия от 2.07.2010

7. Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 22 марта 2006 г. № 54 "Об утверждении формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов" (с изменениями от 19 октября 2007 г.)- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант".- Версия от 2.07.2010

Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766)
(с изменениями от 27 декабря 2008 г.)- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант".- Версия от 2.07.2010

1. Постановление Госстандарта РФ от 21 сентября 1994 г. № 15 "Об утверждении "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации" (с изм. от 11 июля 2002 г.)- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант".- Версия от 2.07.2010

2. Положение о регистрации системы добровольной сертификации: постановление Правительства РФ от 23 января 2004 г. № 32 (с изм. от 8 декабря 2008 г.)- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант".- Версия от 2.07.2010

3. Административный регламент исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации: приказ Минпромэнерго РФ от 25 декабря 2007 г. № 570) (с изм. от 26 декабря 2008 г.)- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант".- Версия от 2.07.2010

4. Положение о формировании и ведении единого реестра деклараций о соответствии, регистрации деклараций о соответствии, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений: постановление правительства РФ от 25 декабря 2008 г. № 1028- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант".- Версия от 2.07.2010

5. Агешкина Н.А., Коржов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании". - Система ГАРАНТ, 2010.

6. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли : учеб.для студентов вузов / Л.П.Дашков, В.К.Памбухчиянц. - М. : Дашков и К, 2006. - 700с.

7. Золотухина Т.А. Постатейный комментарий к новой редакции Закона РФ "О защите прав потребителей". - М.: Дашков и Ко, 2010. -Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант".- Версия от 2.07.2010

8. Кислов Д.В. Организация и ведение бизнеса в сфере торговли и услуг / Д.А. Кислов, Б.В. Башилов - М.;СПб. : Вершина, 2007. - 262с.

9. Коммерческое (предпринимательское) право: учеб.: в 2 т. Т. 1 / Под ред. В.Ф.Попондопуло. -М., Проспект - 2010.

10.Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: учебник / Н.С. Моисеенко. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. -379

11.Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: Учебник / Ф. Г. Панкратов, Н.Ф. Солдатова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010.- 500 с.

12.Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2008. - 248 с.

13.Семенихин В.В. Торговля. Энциклопедия. - "ГроссМедиа": РОСБУХ, 2009.- Информ.- правов. система "Эксперт-Гарант".- Версия от 2.07.2010.

14.Теплов В.И, Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение - М.: Издательский дом "Дашков и К", 2008. -620с.

15.Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами/ Под ред. А.Н.Неверова, Т.И.Чалых.- М.: ПрофОбрИздат. 2006. -464 с.

16.Товароведение непродовольственных товаров /А.П.Ходыкин [ и др.] -М.: Дашков и К, 2006-539 с.

17.Леонова Г.Б. Технические регламенты и стандарты // Законодательство -2010-№ 2- С.14-17.

18.Николаева К.С. Сертификация товаров // Вмененка-2010-№ 9- С.3-5.

Похожие работы на - Характеристика и оценка товара как субъекта коммерческой деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!