Становление налогового администрирования в РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,57 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление налогового администрирования в РФ

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключена в том, что в условиях рыночных отношений и особенно переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, на сколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налогообложение захватывает все социально-экономические сферы современности. Ни одно государство не может обойтись без налоговых доходов. За счет налогов государство содержит отрасли непроизводственной сферы, обеспечивает обороноспособность страны, финансирует органы власти и управления, реализует перспективные научные и производственные программы.

Система налогов оказывает существенное влияние на формирование цен. От налогов зависят как величины цен, так и их динамика; цены же, в свою очередь, во многом определяют налоговых поступлений в бюджет. Налоги связаны с существованием государства.

Цель настоящей работы - исследование состояния и анализ налоговой системы РФ и ее роли в регулировании рынка.

Исходя из указанной цели работы, её основными задачами являются:

изучить историю разработки налогового кодекса РФ;

рассмотреть историю развития прочих налоговых законов РФ;

ознакомиться со становлением и развитием налоговых органов РФ;

проанализировать историю изменения налогов и сборов в РФ;

рассмотреть развитие взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов.

Налогообложение определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это естественно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Но, независимо от этого, любая налоговая ставка должна отвечать таким требованиям как равенство налогообложения, справедливость, а также эффективность налогообложения. Кроме налогов у государства по существу нет иных методов мобилизации средств в казну.

Таким образом, в настоящее время налоги являются важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства. Приведенные и иные соображения обусловили выбор темы курсовой работы.

1. Становление и развитие российского налогового законодательства

1.1 История разработки налогового кодекса РФ

налоговый администрирование плательщик правовой

Налоговый кодекс Российской Федерации - кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации.

Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), в которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), в которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

·виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

·основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

·принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

·права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

·формы и методы налогового контроля;

·ответственность за совершение налоговых правонарушений;

·порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года, вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:

·Налог на добавленную стоимость.

·Акцизы.

·Налог на доходы физических лиц.

·Единый социальный налог (взимался по 1 января 2010 г., заменен взносами на конкретные виды страхования).

С 1 января 2002 года введены:

·Налог на прибыль организаций.

·Налог на добычу полезных ископаемых.

·Налог с продаж.

·Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим).

С 1 января 2003 года введены также:

·Транспортный налог.

·Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим).

·Единый налог на вменённый доход (специальный налоговый режим).

В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).

С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

·Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

·Налог на игорный бизнес.

·Налог на имущество организаций.

И лишь с 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

·Водный налог.

·Государственная пошлина.

·Земельный налог.

По состоянию на 2011 год единственным налогом, порядок исчисления и уплаты которого не регулируется Кодексом, является налог на имущество физических лиц. До принятия соответствующей главы в Налоговый кодекс (либо введения налога на недвижимость) указанный порядок регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц».

С 1 января 1999 года вступил в силу Налоговый кодекс Российской Федерации - основополагающий для любого правового государства документ.

Налоговый кодекс - свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ.

Законодательные основы действующей налоговой системы были заложены в декабре 1991 г., когда был принят Закон об основах налоговой системы в Российской Федерации. В том же году были приняты законы по всем основным федеральным налогам: о налоге на добавленную стоимость, налоге на прибыль предприятий, налоге на доходы банков и страховых организаций, налоге на имущество предприятий, подоходном налоге, акцизах, налоге на операции с ценными бумагами и другие, введенные с началом реформ 1 января 1992 г.

С тех пор в законодательство о налогах были внесены десятки изменений и дополнений, даны сотни разъяснений и уточнений, а Правительством предпринят ряд чрезвычайных мер по улучшению ситуации со сбором налоговых платежей. Налоговое законодательство того времени состояло из федеральных и региональных законов, указов Президента, постановлений Правительства, писем и инструкций Министерства финансов, Центрального Банка, Госналогслужбы, решений и постановлений местных органов власти и других документов, имеющих силу закона (всего более 2500).

Однако на протяжении всех этих лет было очевидно, что налоговая дисциплина в стране падает год от года, соотношение налоговых поступлений и валового внутреннего продукта (ВВП) неуклонно снижается. Собираемость налогов в целом по России оценивалась по разным налогам в среднем в 60-80%, являясь одновременно и свидетельством, и результатом неэффективности государственных институтов в области налогового администрирования. Ситуация со сбором налоговых платежей указывала на явную невозможность налоговой системы выполнять свои основные функции - создания эффективных условий для экономической деятельности, с одной стороны, и инвестиций и сбора налогов, обеспечивающего снижение дефицита бюджета - с другой.

Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ привело к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.

Необходимо было разработать комплексный и системный документ, который бы свел воедино требования изменения налогового законодательства в условиях рыночной экономики.

Рассмотрим этапы принятия Налогового кодекса Р.Ф. Первый вариант Налогового кодекса, работа над подготовкой которого началась в 1993 г., состоял из шести разделов и включал основные определения, федеральные, региональные и местные налоги, правила налогового администрирования и принципы налогового федерализма. Позднее существенным изменениям подверглась как форма, так и содержание Налогового кодекса. Общие разделы были объединены в одну общую часть, а разделы по разным уровням налоговой системы - в специальную. Такая структура соответствовала структуре вводимого в действие Гражданского кодекса РФ.

В течение 1994-1995 гг. содержательная работа над кодексом велась в направлении совершенствования законодательства по налогу на прибыль, подоходному налогу, акцизам, налогу на добавленную стоимость и налоговому администрированию.

С 1995 г. разработка Налогового кодекса стала осуществляться Министерством финансов РФ. В это же время Дума отклонила пакет законопроектов, касающихся отдельных незначительных изменений и дополнений существовавшей налоговой системы, подтвердив тем самым необходимость проведения радикальной налоговой реформы.

В феврале 1996 г., после почти трехлетней подготовки, проект Налогового кодекса официально был передан в Думу. Ожидалось, что общая часть кодекса, о которой так долго говорили и Правительство и предприниматели, будет рассмотрена в течение ближайших месяцев и введена в действие либо с середины 1996 г., либо с начала 1997 г.

Специальную часть, касающуюся конкретных налогов, предполагалось ввести с 1998 г.

Однако в 1997 г. судьба Налогового кодекса не сложилась. В специально созданную подготовительную комиссию поступило более 4000 поправок, указывающих на масштабы имевшихся разногласий, и очередное рассмотрение кодекса было отодвинуто на 1998 г., возродив дискуссии о том, что же все-таки нужно России - Налоговый кодекс или свод налоговых законов.

Окончательно первая часть кодекса была принята Думой уже в период правления кабинета Сергея Кириенко. 3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении (Постановление N 2774-И ГД), уже 16 июля - в третьем чтении (Постановление N 2813-II ГД). Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялось номинальное голосование (Постановление N 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ.

августа вышел сдвоенный выпуск «Российской газеты» - официального издания, в котором и была впервые официально опубликована Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.

июля 1998 года документ был направлен Госналогслужбой России для ознакомления и использования в работе во все инспекции.

января 1999 года Первая часть Налогового кодекса РФ вступила в силу, за исключением ряда положений.

Но и после этого уже неоднократно принимались изменения и дополнения Налогового кодекса РФ.

1.2 История развития прочих налоговых законов

К источникам налогового права относятся различные нормативные правовые акты, содержащие соответствующие нормы права.

Источниками налогового права являются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах (сборах), подзаконные акты органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, международные договоры по вопросам налогообложения, постановления высших высших судебных органов РФ по вопросам судебной практики, Конституционного суда РФ.

Рассмотрим на рисунке 1 правовую основу регулирования налоговых отношений в РФ.

Основополагающие нормы налогового права содержатся в Конституции РФ.

В Конституции РФ закреплены важнейшие нормы налогового права России: предмет ведения РФ и предмет совместного ведения РФ и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ; правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения; основы правового статуса налогоплательщика.

Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим кодексом.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом.

Подзаконные акты состоят из нормативно-правовых актов о налогах и сборах.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах включают:

Нормативные правовые акты Правительства РФ.

Нормативные правовые акты Федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

Нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления.

Законодательство РФ о налогах и сборах включает НК РФ и федеральные законы о налогах и (или) сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

Нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах устанавливаются местные налоги и сборы в соответствии с НК РФ.

Источником налогового права являются международные договоры по вопросам налогообложения. В соответствии с общим конституционным принципом российского права о приоритете норм международного права и международных договоров России в НК установлено, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

К источникам налогового права относятся нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

В зависимости от юридической силы нормативных актов, регулирующих отношения резидентов и государства в области налогообложения, их можно разделить на группы:

·акты федеральных органов власти;

·акты субъектов Российской Федерации;

·акты органов местного самоуправления;

·акты органов бывшего СССР;

·международные акты.

Акты федеральных органов подразделяются на законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации:

) Конституция Российской Федерации. Конституция обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства;

) Акты Федерального Собрания Российской Федерации:

·федеральные конституционные законы;

·федеральные законы;

·акты Федерального собрания (декларации, положения, постановления и пр.)

К этой группе нормативных актов относятся:

·НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);

·ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;

·БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации;

·ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации;

·Закон № 110-ФЗ - Федеральный закон от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;

·Закон № 129-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

·Закон РФ № 3517-1 - Закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3517-1 «Патентный закон Российской Федерации»;

·Закон № 39-Ф3 - Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»;

·Закон № 82-ФЗ - Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

·Закон № 181-ФЗ - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

·Закон РФ № 3085-1 - Закон Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;

·Закон № 1Э5-ФЗ - Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

·Закон № 208-ФЗ - Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

·Закон № 14-ФЗ - Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

·Закон № 95-ФЗ - Федеральный закон от 04.05.1999 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;

·Закон № 127-ФЗ - Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

·Закон № 7-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

·Закон об оценочной деятельности - Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и так далее.

Подзаконные федеральные акты:

·указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

·постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

·нормативные акты министерств и других центральных органов;

·приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

К этой группе нормативных актов относятся:

·Указ Президента РФ от 12 марта 1996 г. № 370, которым утверждено «Положение о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

·Постановление Правительства РФ «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов» от 8 мая 1992 г. № 305;

·Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 660, которым утвержден «Порядок расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально-обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета»;

·Постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 749, которым утвержден «Порядок централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю»;

·Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 808, которым утвержден «Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности»;

·Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. № 79 «О проведении зачета задолженности по налогам и другим платежам в федеральный бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета», которым регламентируются условия применения казначейского налогового освобождения при погашении текущих платежей;

·Письмо Госналогслужбы РФ «О реализации отдельных положений Указа Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» от 28 июня 1996 г. № ПВ-609-450, которым устанавливается в числе прочих оперативных мер размер пени, взыскиваемой с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,3% за каждый день просрочки платежа и т.д.

Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на законы и подзаконные акты субъектов РФ.

Законы субъектов Российской Федерации:

·конституции, уставы субъектов Российской Федерации;

·законы субъектов Российской Федерации.

·Закон г. Москвы «О ставках и льготах по налогу на прибыль» от 2 марта 1994 г.;

·Закон г. Москвы «О ставках налога на имущество физических лиц» от 21 февраля 1996 г.;

·Закон г. Москвы «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий» от 2 марта 1994 г.;

·Закон г. Москвы «О льготах по налогу на приобретение автотранспортных средств, плате за землю и государственной пошлине» от 16 марта 1994 г.;

·Закон г. Москвы «О гостиничном сборе» от 23 ноября 1994 г.;

·Закон г. Москвы «Об основах малого предпринимательства в Москве» от 28 июня 1995 г.;

·Закон г. Москвы «О налоговом кредите в городе Москве» от 1 июня 1996 г.;

·Закон г. Москвы «О ставках и льготах по налогу на прибыль» от 24 июля 1994 г.;

·Закон г. Москвы «О налоговых льготах в городе Москве» от 1 июля 1996 г.;

·Закон г. Москвы «О льготном налогообложении в Московской области» от 6 декабря 1995г.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

·указы, распоряжения президентов (губернаторов);

·постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;

·нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации;

·приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

·распоряжения;

·решения.

После распада Советского Союза на территории Российской Федерации продолжают действовать союзные акты (акты органов бывшего СССР). Это обусловлено тем, что еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации или союзные акты не противоречат российскому законодательству.

К союзным актам, продолжающим действовать в Российской Федерации, относятся:

·законы СССР;

·указы Президиума Верховного Совета; постановления и распоряжения Совета Министров СССР;

·приказы, постановления, инструкции министерств и других государственных комитетов бывшего СССР.

К этой группе правовых актов относятся:

·Закон СССР № 2213-1 - Закон СССР от 31.05.1991 № 2213-1 «Об изобретениях в СССР»;

·Закон СССР № 2328-1 - Закон СССР от 10.07.1991 № 2328-1 «О промышленных образцах» и так далее.

Нормы международных актов имеют преимущество перед внутренним российским законодательством, в связи, с чем их роль в регулировании хозяйственных отношений чрезвычайно высока.

2. Становление и развитие налоговых органов РФ

2.1 История создания налоговых органов

Налоговые органы России имеют давнюю историю. В эпоху феодальной раздробленности процедура сбора податей осуществлялась, как правило, самими князьями, которые с дружинниками периодически объезжали свои владения, либо по их поручению это делалось специально на то уполномоченными людьми - данниками. Фактически не изменился порядок сбора налогов и во времена татаро-монгольского ига. Особые чиновники (осинники, мытники, таможенники, пошлинники и др.) систематически собирали дань с населения, значительная часть которой передавалась завоевателям.

Удельный характер княжения исключал возможность появления на Руси того времени единообразной налоговой системы.

Прообраз налоговых органов оформился в княжение Ивана III с появлением финансового управления казенного приказа. В царствование Алексея Михайловича число приказов, ведавших сбором налогов, значительно увеличилось, и лишь в 1718 г. они были упразднены Петром I в связи с учреждением камер-коллегии, в обязанности которой вменялось «надзирание и правление над окладными и неокладными доходами». Однако наряду с налогами она должна была заниматься устройством дорог, вопросами земледелия, состоянием урожая, другими проблемами государственного строительства.

Во времена Екатерины II, указом от 24 октября 1780 г. была учреждена экспедиция о государственных доходах. Спустя год ее разделили на четыре самостоятельных экспедиции: первая занималась доходами, вторая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов и начетов. Все четыре экспедиции подчинялись генерал - прокурору. Петровские коллегии к этому времени были - упразднены, а их функции по финансовому управлению переданы казенным палатам. 8 сентября 1802 г. было создано министерство финансов, основной задачей которого стало «управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов ассигнование по разным частям государственных расходов».

Структурным подразделением министерства финансов был департамент Податей и сборов, который в 1863 г. разделили на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Последний в мае 1896 г. был преобразован в главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий. Наряду с названными подразделениями работой по взиманию налогов занимался департамент торговли и мануфактур.

На местах вопросы налоговой системы решались казенными палатами, подчиненными министерству финансов. Казенная палата состояла из управляющего, помощника управляющего, начальников отделений и других членов по штату. При казенной палате образовывалось губернское податное присутствие. В 1885 г. в ведении казенных палат были учреждены должности податных инспекторов, которые осуществляли контроль за правильным взиманием налогов, пошлин и различных сборов на своих участках. Таких участков на территории Российской империи на 1902 г. насчитывалось 500. Учитывая особую значимость деятельности податных инспекторов, их назначение на должность и распределение по губерниям осуществлялось лично министром финансов.

Для упорядочения работы по раскладке, учету и взиманию основных видов налогов в конце XIX - начале XX веков стали создаваться присутствия по различным видам налогообложения - коллегиальные органы управления: губернские и уездные податные раскладочные присутствия. После упразднения губернского податного присутствия его функции были переданы - самой казенной палате и специальным присутствием по основным налогам: присутствию по налогу с недвижимых имуществ, присутствию по квартальному налогу и присутствию по государственному промысловому налогу, возглавляемому губернатором лично. Членами этого присутствия являлись также управляющий казенной палатой, вице-губернатор, прокурор председательствующий окружного (губернского) суда, управляющий акцизным управлением. Раскладочные присутствия в уезде, возглавляемые податным инспектором участка, сохранились вплоть до 1917 г.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. не внесла серьезных изменений в систему и структуру налоговых органов. Радикальные перемены начались только в конце 1918 г. 31 октября 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет об организации финансовых отделов губернских и уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Этим декретом было утверждено Положение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов и одновременно упразднены казенные палаты, акцизные управления и финансовые органы местных самоуправлений. Губернский финансовый отдел состоял из подотделов: сметно-кассового, прямых налогов и пошлин, косвенных налогов и секретариата. Финотдел уездного исполкома делился на два подотдела: сметно-кассовый и налоговый.

Из инструмента финансовой политики и регулятора рыночных отношений налоги были превращены в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления не только «капиталистов и помещиков», но и большого количества людей, относящихся, как сейчас принято говорить, к среднему классу. К примеру, принятый в 1918 г. Чрезвычайный десятимиллиардный налог носил откровенно конфискационный характер. Фактически все губернии России облагались многомиллионной данью для усиления Красной Армии, которая готовилась к оказанию помощи пролетариату Европы в завершении мировой революции.

Гражданская война и хозяйственная разруха привели к политике военного коммунизма, когда частная торговля полностью запрещалась, вводились плановое снабжение населения товарами первой необходимости (карточная система), трудовая повинность, продразверстка и т.п. До марта 1922 г. натуральный налог выплачивался сеном и соломой, картошкой и капустой, медом и другими продуктами питания, всего около 20 наименований. Это не могло не сказаться на равномерности и полноте обложения сельского населения. Дело осложнилось и тем, что налоги в начале 20-х годов взимались различными органами. Так, продовольственный налог собирался наркоматом продовольствия; подворно-денежный налог - местными органами власти; трудналог в денежной части - наркоматом финансов, а натуральный - наркоматом труда.

В период НЭПа основной задачей налоговой политики Советского государства, наряду с другими задачами, стало вытеснение частника из всех сфер производства, усиление обложения капиталистических элементов. В новых экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении доходной части бюджета. В 1928 г. была проведена реформа сельхозналогов и уже к 1930 г. дифференциация налоговых платежей оказалась такова, что 2,8% крепких хозяйств обязывались выплатить 29,6% всего сельскохозяйственного налога. Остальные 70% налога возлагались на середняцкие хозяйства, которые в структуре сельского населения занимали 60,4%. Свыше трети всех крестьянских хозяйств освобождались от выплаты сельхозналога из-за бедности.

Одновременно с реформой налоговой системы началось строительство нового налогового аппарата. В соответствии с Положением о Народном комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе Наркомфина было создано организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами.

В 1925 г. Наркомфин СССР принял Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права, обязанности, задачи и функции финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их доходов, объектов налогообложения. Ведение окладного счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и др.) передавалось кассовым органам, а взимание платежей - налоговым агентам.

К 1930 г. налоговый аппарат Наркомфина СССР превысил 17 тыс. человек. Из них половина работала в финансовых органах, а остальные входили в аппарат наружного налогового надзора. Учитывая, что к этому времени с капиталистическим элементом, как в городе, так и на деревне в-основном было покончено, налоговая реформа 1930 г. внесла изменения и в организацию налогового аппарата. Основным звеном системы стала налоговая инспекция - структурное подразделение районных и городских финансовых отделов. К руководящим и контролирующим звеньям относились налоговые отделы краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых органов, управления налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР.

В 1959 г. были произведены очередные перемены в структуре налоговых органов. Управление налогов и сборов, налоговые отделы и инспекции были переименованы соответственно в управления, отделы и инспекции государственных доходов. Их функции практически не измелились. Управление государственных доходов Министерства финансов СССР продолжало заниматься планированием поступлений налогов и других доходов в целом по Союзу и по союзным республикам, следило за выполнением плана поступлений платежей в государственный бюджет; разрабатывало проекты ставок налога с оборота на промышленные и продовольственные товары, проводило ревизии, проверки и обследования работы по государственным доходам в министерствах финансов союзных республик, а также в местных финансовых органах, выполняло другие работы. В союзных республиках аналогичные функции выполнялись под управлением государственных доходов министерства финансов союзной республики. В краях, областях, автономных республиках, автономных областях, национальных округах были созданы отделы государственных доходов.

На сотрудников районных (городских) инспекций государственных доходов возлагался постоянный контроль за поступлением от предприятий и организаций платежей в бюджет; проведение документальных проверок по полученным отчетам, первичным бухгалтерским документам. Инспекторы и экономисты разрабатывали предложения по обеспечению своевременного выполнения планов поступления платежей в бюджет; изыскивали дополнительные источники доходов, вели учет предприятий и организаций, обязанных вносить платежи в бюджет, выполняли другие контрольные функции. Отход от административно-командной модели развития экономики и переход к рыночным отношениям потребовали радикальных перемен не только в налоговом законодательстве. Возникла настоятельная необходимость в реорганизации налоговых органов. Возникла настоятельная необходимость в реорганизации налоговых органов.

3. Становление налогового администрирования в РФ

3.1 Налоги и сборы

В 1990 год - в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1990 №76, Приказом Министерства финансов РСФСР от 06.03.1990 №50л.с.в составе Министерства финансов создана государственная налоговая инспекция. Начала формироваться мощная система с трехуровневой иерархией управления: центральный аппарат, региональное звено (инспекции по республикам, краям, областям) и местные налоговые инспекции по районам и городам.

В1991 году Государственная налоговая служба учреждена как самостоятельное ведомство. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: базовый Закон Российской Федерации от 27 декабря «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», содержащий перечень налогов, Закон Российской Федерации от 27 декабря «О налоге на прибыль предприятий и организаций», Закон Российской Федерации от 6 декабря «О налоге на добавленную стоимость», Закон Российской Федерации от 7 декабря «О подоходном налоге с физических лиц», Закон Российской Федерации от 18 октября «О дорожных фондах в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 06 декабря «Об акцизах», и другие законы по отдельным видам налогов.

В 1993 году создан Государственный реестр предприятий. На налоговые органы возложены функции по контролю за применением контрольно-кассовых машин.

В 1996 году введена в действие упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

В 1998 году Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 года № 1635). Начало кампании по массовому присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) физическим лицам. Налоговым органам переданы функции по контролю за производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции.

год - введена в действие I часть Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая основные принципы налогообложения.

год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря утверждена Федеральная целевая программа «Развитие налоговых органов (2002-2004годы)». Введена в действие II часть Налогового кодекса Российской Федерации (глава 21 «Налог на добавленную стоимость», Глава 22 «Акцизы», Глава 23 «Налог на доходы физических лиц», Глава 24 «Единый социальный налог (взнос)»). На налоговые органы возложены функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также ведению Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Налоговым органам переданы функции сбора взносов в государственные внебюджетные фонды (единый социальный налог).

год - введены в действие Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и Глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых». Повсеместное внедрение системы электронной обработки данных, как стандарта в работе территориальных налоговых органов. Организовано предоставление налоговых деклараций в электронном виде.

Подключение территориальных налоговых органов к ведомственной телекоммуникационной сети.

год - отменен налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств, введены в действие Глава 28 НК РФ - «Транспортный налог», а также Глава 26.2 НК РФ (упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства) и Глава 26.3 НК РФ (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход). Централизация процессов регистрации юридических лиц по принципу «одного окна».

В 2004 году в ходе административной реформы по оптимизации функций органов исполнительной власти МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу. Введены в действие новые главы II части НК РФ - Глава 29 «Налог на игорный бизнес», Глава 30 «Налог на имущество организаций», сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (Глава 25.1 НК РФ), а также единый сельскохозяйственный налог (Глава 26.1). Отменен налог с продаж. Указом Президента Российской Федерации Федеральной налоговой службе переданы функции уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и по принятию решений о переносе сроков уплаты налогов в форме отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов.

год - введена Глава 25.3 НК РФ «Госпошлина», Глава 31 НУ РФ «Земельный налог». Введен новый водный налог (Глава 25.2 НК РФ) и отменена плата за пользование водными объектами.

В 2010 году - замена единого социального налога страховыми взносами.

Ежегодно налоговое законодательство претерпевает многочисленные изменения. 2012 г. не стал исключением, и ряд поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ в течение года, вступит в силу с 1 января 2013 г. Наиболее заметное изменение, которое касается всех налогоплательщиков-организаций, состоит в том, что со следующего года в налоговый орган им нужно будет представлять только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за исключением тех, которые не обязаны вести бухучет). Основная же масса поправок направлена на стимулирование развития малого бизнеса, а также сельскохозяйственного производства. В связи с этим усовершенствованы действующие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) и введен новый - патентная система налогообложения, который заменит действующую УСН на основе патента, применяемую индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 346.25.1 НК РФ.

Рассмотрим изменения в системе налогообложения.

С 1 января 2013 г. индивидуальные предприниматели вправе применять патентную систему налогообложения. Новый спецрежим имеет много общего с действующей УСН на основе патента, но есть и отличия. Например, патент также будет выдаваться на срок от одного до двенадцати месяцев, но его действие будет ограничено пределами одного календарного года. Порядок расчета стоимости патента практически одинаков, но различается порядок оплаты стоимости патента. В рамках применения данного спецрежима декларацию в налоговые органы представлять будет не нужно, а налоговый учет предприниматели будут вести в специальной книге учета доходов.

Налогоплательщики могут добровольно перейти на уплату ЕНВД при соблюдении установленных ограничений. В целях определения права на переход на данный спецрежим и момента утраты права на его применение количество работников (не более 100 человек) будет рассчитываться исходя из средней, а не среднесписочной численности. Размер вмененного дохода за месяц, в котором производится постановка на учет в качестве плательщика единого налога или снятие с учета в связи с прекращением деятельности, будет определяться исходя из фактического количества дней осуществления предпринимательской деятельности в качестве плательщика ЕНВД. Кроме того, скорректирован порядок уменьшения суммы ЕНВД на страховые взносы и расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности.

Предельный размер доходов для применения УСН останется прежним - 60 млн. руб. В перечне ограничений на применение УСН появилось новое положение, согласно которому при непредставлении уведомления о переходе на УСН в установленные сроки налогоплательщики будут не вправе применять данный спец. режим. Установлены особые сроки уплаты налога и представления декларации для случаев утраты права на применение УСН или прекращения деятельности, в отношении которой применялся данный спец. режим. У налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом «доходы», изменится порядок уменьшения единого налога на страховые взносы и расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности.

С 2013 г. вместо заявления о переходе на уплату ЕСХН необходимо будет представлять уведомление. При нарушении срока подачи такого уведомления организации и предприниматели не будут признаваться плательщиками ЕСХН. Обязанность подавать уведомление вводится также для случая прекращения деятельности в качестве сельхозтоваропроизводителя. Новацией является то, что вновь созданная организация или вновь зарегистрированный предприниматель будут вправе продолжать применять ЕСХН при отсутствии в первом налоговом периоде доходов от сельскохозяйственной деятельности, если в этом периоде не было нарушений требований, установленных для применения ЕСХН.

3.2 Развитие взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов

В условиях сложной экономической ситуации взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов очень важно для обеспечения стабильности бизнеса и налоговых поступлений в бюджеты регионов. Рассмотрим, на примере Тверской области, как развиваются отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Давно сложившиеся стереотипы и противостояние сторон преодолеть непросто. Тем не менее, медленно, но верно формируются более уважительные и партнерские отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками. В связи с этим одной из важнейших задач для налоговиков является повышение качества услуг, предоставляемых налогоплательщикам, в том числе информационных. Каждая налоговая инспекция должна стать своеобразным аналитическим центром по переработке налоговой информации с хорошей сервисной службой, с помощью которой любой налогоплательщик легко сможет заполнить любую отчетную форму, рассчитать и вовремя уплатить налоги.

Конечный результат деятельности подобных центров - все возрастающий объем налоговых поступлений в бюджет.

Чтобы повысить общий уровень налоговой грамотности, сформировать доброжелательные взаимоотношения с налогоплательщиками и содействовать им в исполнении конституционной обязанности по уплате налогов, налоговые органы Тверской области ведут активную работу по поиску новых прогрессивных форм и методов работы. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Создание и использование мобильных офисов налоговой службы

С 2006 года Управлением реализуется проект «Мобильные офисы налоговой службы». Его суть заключается в следующем: в рамках областной целевой программы по повышению собираемости налогов областная администрация передала Управлению три микроавтобуса, на базе которых были созданы мобильные офисы налоговой службы (МОНС), оборудованные спутниковой антенной для работы с информационной базой налоговых органов области. Управление разработало регламент работы МОНСов, определяющий их основные функции, такие как:

·оказание дополнительных услуг налогоплательщикам - физическим лицам при администрировании имущественных налогов;

·организация индивидуального информирования налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, ведение информационно-разъяснительной работы среди населения региона в целях повышения общего уровня налоговой грамотности;

·проведение мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства в лесопромышленном комплексе (организация совместно с сотрудниками ГИБДД налоговых постов на автомобильных дорогах Тверской области с целью фиксации объемов и принадлежности перевозимых лесоматериалов и использования полученных сведений в последующей контрольной работе);

·проведение инвентаризации налоговой базы (земельных участков и объектов недвижимости) по имущественным налогам.

С конца 2006 года обычной практикой стали поездки микроавтобусов с эмблемой Федеральной налоговой службы в отдаленные населенные пункты Тверской области, в ходе которых специалисты налоговых органов отвечают на вопросы населения по налоговому законодательству, рассказывают о налоговых льготах. А специалисты местных администраций принимают денежные средства в счет уплаты имущественных налогов. Подобные визиты избавляют налогоплательщиков - физических лиц (среди которых много пожилых людей) от необходимости выезжать в другие населенные пункты для уплаты налогов и посещения налоговых инспекций.

Отметим, что этим тверским ноу-хау заинтересовались коллеги из других регионов и также начали использовать в работе подобные мобильные офисы.

Работа МОНСов дает возможность решить еще одну важную проблему, возникшую в связи со значительной задолженностью по транспортному налогу тверских налогоплательщиков - автолюбителей. Данная проблема существует практически во всех регионах России, поэтому тверские налоговики считают: если призыв к добровольной уплате налога до злостных неплательщиков не доходит, следует искать другие эффективные способы взаимодействия с налогоплательщиками. Это, например, создание рабочих групп с участием представителей налоговых органов, ГИБДД и службы судебных приставов для проведения совместных акций по привлечению налогоплательщиков к уплате транспортного налога. В течение недели (традиционного срока для проведения подобных акций) по всей области данные рабочие группы проводят совместные рейды, в ходе которых сотрудники ДПС останавливают транспортные средства, а налоговики в МОНСах проверяют их владельцев по базе данных на предмет неуплаты транспортного налога. Если к данному автолюбителю нет налоговых претензий, ему желают счастливого пути и вручают соответствующий стикер для наклеивания на лобовое стекло автомобиля. Если же владелец остановленного автомобиля является должником по транспортному или иным налогам и в отношении него возбуждено исполнительное производство, то в дело вступает судебный пристав, который вправе принять наличные деньги в уплату долга и выписать квитанцию на месте.

Допустим, у нерадивого налогоплательщика нет с собой нужной суммы денежных средств - пристав вправе наложить арест на имеющиеся в машине сотовый телефон, магнитолу, телевизор и даже на автомобиль. Данное имущество будет оценено и отправлено на реализацию, а вырученные за него денежные средства пойдут на уплату транспортного налога и начисленных пеней. Участвующие в акции представители средств массовой информации оперативно освещают процедуру ареста автомобиля. В результате в ближайшие день-два после описанного события должники приходят в свои инспекции, чтобы уточнить сумму задолженности по налогу, а затем в банк - для перечисления ее в бюджет.

В ходе проведения указанных совместных акций работники налоговых органов выписывают большое количество квитанций на уплату имущественных налогов автовладельцам, которые по разным причинам ранее не получали налоговые уведомления. При этом МОНСы во время проведения акций располагаются неподалеку от отделений банков, чтобы уплату налога согласно полученной квитанции налогоплательщик мог произвести немедленно, не откладывая надолго расчеты с бюджетом. Такой «выход в народ» налогоплательщиками в основном воспринимается с благодарностью. Совместные рейды трех ведомств с использованием МОНСов имеют широкий общественный резонанс: нередко их итоги освещают не только региональные СМИ, но и центральная пресса. В результате значительно увеличиваются поступления транспортного налога в бюджет.

Следует отметить положительный опыт участия МОНСов в декларационной кампании по налогу на доходы физических лиц. Они активно используются инспекциями для организации передвижных пунктов для консультаций граждан по заполнению и приему деклараций по форме 3-НДФЛ.

С 2009 года изменена концепция проведения семинаров для налогоплательщиков. Тверские налоговики вернулись к практике организации централизованных семинаров. Семинары теперь проводятся одновременно во всех инспекциях области по темам, утвержденным в годовом плане. При этом ведущие специалисты Управления принимают непосредственное участие в одном из семинаров каждой инспекции области в соответствии с графиком. Методические материалы для проведения семинаров, вплоть до подготовки практически готовых докладов по утвержденным темам, готовят специалисты Управления с учетом вопросов, вызывающих наибольший интерес у налогоплательщиков, и передают в межрайонные инспекции.

В целях проведения мониторинга качества проводимых семинаров Управлением разработана анкета, которую предлагается заполнить всем участникам семинара. В ней налогоплательщики дают свою оценку уровню подготовки специалистов налоговых органов к семинару, актуальности обсуждаемых вопросов, вносят свои предложения по повышению качества информационной работы налоговых органов региона. Полученные инспекциями анкеты направляются в Управление, где данные анкет анализируются и в виде рекомендаций направляются в межрайонные инспекции. Предпринятые в этом направлении усилия не пропали даром - налаженная таким образом обратная связь с налогоплательщиками позволяет качественно оценить результаты информационной работы, проводимой налоговыми органами Тверской области.

Как и в других регионах страны, в Управлении и в инспекциях области создана телефонная справочная служба (ее телефоны указаны на стендах в инспекциях и на сайте Управления). В результате любой налогоплательщик области может оперативно получить квалифицированный ответ на любой вопрос по налоговому законодательству. Важной особенностью организации телефонной справочной службы в Тверской области является реализация еще одного проекта, который предоставляет возможность налогоплательщикам различных муниципальных образований, в том числе и отдаленных, задать свой вопрос и бесплатно получить ответ специалистов Управления или инспекций по ведомственной телефонной сети. Судя по огромному количеству звонков, поступающих в телефонную справочную службу Управления и инспекций, данная услуга является востребованной.

Для единообразия сведений, размещаемых на информационных тематических стендах налоговых инспекций области, и на основании Административного регламента ФНС России по бесплатному информированию налогоплательщиков Управление разработало и предоставило инспекциям материалы для размещения на стендах. Таким образом, информационные стенды инспекций области, включая и территориально обособленные рабочие места, имеют единый вид. Для наглядности и удобства поиска нужной налогоплательщику информации материалы, размещенные на стендах, сгруппированы по восьми темам и имеют свой номер и цвет, которые указаны в путеводителе по стендам. Ознакомившись с путеводителем, налогоплательщик сможет легко и быстро найти необходимую информацию. Обновление сведений на стендах Управление проводит также централизованно.

В 2008 году в целях стимулирования налоговых инициатив и раскрытия творческого потенциала сотрудников налоговых органов региона реализован еще один проект Управления - создано так называемое бюро налоговых инициатив.

В соответствии с порядком работы данного бюро налоговой инициативой признается оформленное в установленном порядке предложение (идея, новация) по совершенствованию методов налогового администрирования, оптимизации технологических процессов, повышению качества услуг, оказываемых налогоплательщикам. В настоящее время работа бюро набирает обороты, ряд новаций уже одобрен и принят к реализации. Среди них предложение по повышению уровня информационного обслуживания и взаимодействия с налогоплательщиками. Так, в крупнейшем гипермаркете областного центра организован выездной консультационный пункт, который действует на постоянной основе. Его услуги пользуются спросом у налогоплательщиков не только Твери, но и других населенных пунктов области, чему способствует его расположение (рядом с железнодорожным и автобусным вокзалами).

Весьма полезной для налогоплательщиков оказалась и другая налоговая инициатива, внедренная в практическую деятельность инспекций в период проведения декларационной кампании, - «Скорая налоговая помощь (бесплатно)». Обученные в инспекциях студенты вузов финансовых специальностей в период декларационной кампании оказывают налогоплательщикам в операционных залах межрайонных инспекций консультативную помощь по заполнению деклараций по форме 3-НДФЛ. С учетом того, что заполнить такие декларации гражданам бывает сложно, а услуги аудиторских фирм стоят дорого, подобная «скорая помощь», организованная в инспекциях области, очень востребована налогоплательщиками.

В рамках областной целевой программы по повышению собираемости налогов уже два года Управлением проводится мероприятие «Платить налоги - служить Отечеству!», в рамках которого предусмотрены два конкурса: «Налоговый Маяк» и «Налоговый Родник». Итоги конкурсов подводятся ко Дню работника налоговых органов и широко освещаются в СМИ области.

Воспитание налоговой культуры и грамотности начинается в юном возрасте, а потому ежегодно среди школьников области проводится конкурс детских рисунков и сочинений, стенгазет и поделок по налоговой тематике - «Налоговый Родник». Итоги конкурса и вручение призов юным победителям освещаются в региональных и местных СМИ. Рисунки лауреатов конкурса украшают музей Управления и помещения межрайонных инспекций Тверской области.

Рассматривая новые формы и методы, применяемые налоговиками Тверской области в практической работе с налогоплательщиками, следует отметить, что творческий подход отличает специалистов налоговых органов данного региона и в выполнении их повседневных обязанностей.

В настоящее время ведется работа над внедрением новой интернет-услуги для налогоплательщиков «Узнай свою задолженность и получи квитанцию». С 1 августа данная услуга будет доступна на сайте Управления, и любой гражданин, введя свой ИНН, ФИО и код, сможет узнать сумму задолженности по имущественным налогам и распечатать квитанцию для уплаты налога.

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Налоговые отношения развиваются под воздействием целого комплекса законов. Законность и чёткие принципиальные основы системы налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, определяют стратегию и тактику их развития, предают налогообложению долговременный характер действия. Налоговое право как важный научно-практический раздел налоговедения связывает органичное целое экономику и политику.

Главным недостатком действующей налоговой системы является то, что финансово-правовое регулирование и ее совершенствование основано на переориентации налоговой системы в основном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения.

В данной сфере существовала и существует такая проблема как то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения страны.

Явным недостатком налоговой системы РФ является нестабильность налогового законодательства. Это обусловлено тем, что в НК РФ очень часто вносятся поправки и частота их внесения давно превысила допустимый уровень. Да и данный документ принимался слишком поспешно, что не могло не сказаться на качестве: противоречивости и неоднозначности формулировок, наличии различных терминологических и лекционных ошибок. Все это предоставляет возможность для недобросовестных налогоплательщиков манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ.

Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны.

Для решения всех этих задач необходимо как можно лучше привести в действие налоговые механизмы. Все это позволит преобразовать имеющуюся налоговую систему. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.

Для эффективного развития налоговой системы в РФ необходимо рассмотреть следующие пути по её совершенствованию:

. Наделить финансовые органы РФ правом издания дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно.

. Наделить Правительство РФ правом издания дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые не затронуты или же не в полном объеме затронуты законодательством РФ в области налогов и налогообложения.

. Внести изменения в положения первой и второй части НК РФ, дополнив их специальным налоговым режимом, который содержал бы в себе льготный режим для налогообложения организации, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. Он бы полностью освободил данные организации от уплаты НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также реализацию результатов НИОКР.

Впоследствии осуществления данных предложений по совершенствованию налоговой системы в России по прошествую времени сформируется эффективная налоговая система и конкурентоспособная экономика.

Список использованных источников

1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Дашков и К, 2003. - 356 с.

2. Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право // Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2012. - 307 с.

. Вылкова Е. С. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: учебное пособие / Е.С. Вылкова, И.А. Кацюба, Р.А. Петухова, Е.А. Фирсова; под редакцией Р.А. Петуховой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 80 с.

. Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник. 2012. - 105 с.

5. Грунина Д.К., Кравченков Л.С. Государственные налоговые органы и органы налоговой полиции в Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Финансовая академия, 2000. - 484 с.

. Дорофеева Н.А., Брилон А.В., Брилон Н.В. Налоговое администрирование: учебник // Под ред. Н.А. Дорофеева, А.В. Брилон, Н.В. Брилон, Дашков и К, 2010. - 296 с.

. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: Инфра, 2002. - 485 с.

8. Журнал все для бухгалтера № 4 Июль-август 2013 г. Статья «Проблемы налоговой политики Российской Федерации на 2013-2015 годы»

. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 28.06.2013) «О налоговых органах Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс», 2013.

10. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: учебное пособие // Под ред. С.П. Колчин, Юнити-Дана, 2012. - 270 с.

. Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие // Под ред. М.Е. Косов, Л.А. Крамаренко, Юнити-Дана, 2012. - 575 с.

12. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. - 71 с.

13. Майбурова И.А. Налоговая политика. Теория и практика: учебное пособие // Под ред. И.А. Майбурова. Юнити-Дана, 2012. - 518 с.

14. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 25 февраля 2013 г. М.: Проспект, Кно-Т17 Рус, 2013. - 600 с. - (Законы и кодексы).

. Сайт управления ФНС по Ульяновской области - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: #"justify">16. Сергей Молчанов Налоги за 14 дней. Экспресс-курс. Издательство: Питер Серия: Бухгалтеру и аудитору; 2013 г. - 496 с.

. Толкушкин А.В.: История налогов в России. - М.: «ЮРИСТ», 2001. - 432 с.

. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие // Под ред. Ф.Н. Филина. ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011. - 424 с.

. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: учебное пособие // Под ред. Д.Г. Черник. Юнити-Дана, 2010. - 312 с.

. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 218 с.

Похожие работы на - Становление налогового администрирования в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!