Взаимодействие службы экономической безопасности фирмы с государственными органами

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,01 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимодействие службы экономической безопасности фирмы с государственными органами

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность»









Реферат

по дисциплине «Теневая экономика и экономическая безопасность»

на тему: «Взаимодействие службы экономической безопасности фирмы с государственными органами»


Выполнила: студентка группы ФР2-3

Акопян К.Г.

Научный руководитель:

профессор, д.э.н. Дадалко В. А.



Москва 2014

Содержание

Введение

.        Сущность комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия

.        Концепция комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия

.        Организация службы экономической безопасности

.        Взаимодействие службы безопасности с органами правопорядка

.        Структура службы экономической безопасности

.        Служба безопасности: предупредительная работа с персоналом

.        Служба безопасности и проверка контрагентов

Заключение

Приложение

Введение

В экономической литературе термин «экономическая безопасность» стал употребляться сравнительно недавно. В законе РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (в ред. От 07.03.2005) «Обезопасности» закреплено определение безопасности во всех сферах жизнедеятельности общества: «безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».[1]

Совокупность внутренних и внешних условий представляет собой экономическую безопасность бизнеса. При нихосуществляется надежная защита его экономических интересов от всех возможных видов угроз и способность сохранять стабильность функционирования и обеспечивать его устойчивое развитие.

Очевидно, что угрозы, негативно влияющие на деятельность организации, могут быть различного вида. В группу внешних угроз входят:[4]

) неблагоприятные макроэкономические показатели;

) организация функционирует в законодательстве с «дырами»;

) неблагоприятная криминогенная обстановка в стране;

) недобросовестная конкуренция, негативные воздействия конкурентов на деятельность организации;

) невыполнение обязательств контрагентами фирмы;

) претензии со стороны государственных контролирующих органов;

) форс-мажорные обстоятельства.

В группу внутренних угроз входят:[4]

) угрозы со стороны руководства организации, неквалифицированное управление;

) угрозы со стороны персонала организации: недостаточная квалификация, злоупотребления со стороны персонала, несоблюдение персоналом установленной технологии работы и т.д.

Это лишь приблизительный перечень возможных угроз, которые могли бы повлиять на экономическую безопасность предприятия. примерный перечень возможных угроз, влияющих на экономическую безопасность организации. Список может быть дополнен рядом пунктов, поскольку угрозами для деятельности любой фирмы будут считаться все возможные виды препятствий для достижения ею своих целей.

На то и создано высшее руководство фирмы, чтобы решать вопросы по предотвращению различных угроз, их преодолению, ликвидации, анализу и выяснению причин их возникновения.

1. Сущность комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия

экономический безопасность фирма

В России современные условия хозяйствования затрудняют деятельность предпринимателя. Это связано как с макроэкономическими показателями, так и со специфическими условиями, которые могут усилить возникновение угроз экономической безопасности предприятия. Среди данных условий значение имеют: [2]

.        Большой уровень монополизации рынка, который остался от прежнего типа хозяйствования и возрос от конкуренции между отечественными и зарубежными производителями;

.        Установление криминальными группировками контроля над рядом секторов экономики;

.        Давление со стороны государственных органов.

.        Рост криминализации бизнеса в России.

.        Рост сделок для легализации денежных средств.

.        Наличие ряда социальных проблем, которые снижают степень ответственности и увеличивают вероятность склонности работников к торговле коммерческими тайнами.

.        Несовершенство законодательства, которое регулирует отношения в сфере предпринимательства.

.        Отсутствие у правоохранительных органов взаимной согласованности и единства действий.

.        Активизация у спецслужб развитых стран и крупных компаний шпионской деятельности.

.        Неотработанность методов и средств защиты собственной экономической безопасности.

Предпринимательская деятельность представляется настолько многоаспектовой, что затрагивает организационные вопросы, правовые экономические проблемы, технические аспекты и многое другое.Но это никак не влияет на то, что каждая организация представляет собой систему, внутри которой по внутренним и внешним линиям связи осуществляются угрозы ее экономической безопасности. Для обеспечения максимальной степени защиты от различных угроз и необходима определенная деятельность, которая также должна носить системный характер.

В связи с тем, что объект защиты является сложным, то эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению этим процессом, который предполагает учет в управлении объектом всех основных его аспектов.

. Концепция комплексной системы обеспечения экономической
безопасности предприятия

При разработке комплексной системы мер безопасности предприятия необходимо закладывать в основу: цель, задачи, объект, субъект, принципы, стратегию и тактику. Все это составит концепцию службы экономической безопасности.

Цель данной системы является минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию фирмы, в том числе его финансовым, материальным, информационным, кадровым ресурсам, на основе разработанного и реализуемого комплекса мероприятий экономико-правового и организационного характера. Отметим, что наибольшее значение в данном процессе принадлежит первичным - экономико-правовым и организационным мерам, обеспечивающим основу системы безопасности, в отличие от вторичных - технических, физических.

Система обеспечения безопасности решает ряд задач:

·        прогнозирование возможных угроз;

·        организация деятельности по предупреждению;

·        выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз;

·        принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;

·        постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предприятия.

Комплексная система мер по обеспечению безопасности предприятия осуществляется на следующих принципах[3]:

.        Принцип законности. Деятельность в фирме должна иметь законный характер иначе могут возникнуть негативные последствия, такие как различного рода санкции, привлечение в качестве ответчика в суд, манипуляции со стороны криминальных группировок.

.        Принцип экономической целесообразности. Защиту необходимо осуществлять только для тех объектов, затраты на защиту которых меньше, чем потери от реализации данных угроз этим подразделениям. При этом также должно учитываться каковы финансовые возможности фирмы по организации системы безопасности.

.        Сочетание превентивных и реактивных мер.

.        Принцип непрерывности. Работа по предотвращению и устранению угроз должна осуществляться непрерывно.

.        Принцип дифференцированности. При выборе мер по устранению возникших угроз и минимизации ущерба от них учитывают характер угрозы и степени тяжести последствий ее осуществления.

.        Координация. Для эффективной работы системы и решения поставленных задач, проводят согласование работы и функционала различных отделов службы экономической безопасности.

Объект и субъект системы обеспечения экономической безопасности взаимосвязаны. Объектом системы является стабильное экономическое состояние предприятия. Субъект системы имеет более сложный характер, поскольку обусловлен как особенностями, так и условиями внешней среды. Исходя из этого выделяют 2 группы субъектов:

) Внешние субъекты. К данной группе относятся органы власти, которые призваны обеспечить безопасность всем законопослушным гражданам. Данные органы формируют основу функционирования и защиты предпринимательской деятельности в различных ее вопросах и обеспечивают ее исполнение.

) Внутренние субъекты. В данную группу входят лица, которые осуществляют защиту экономической безопасности конкретного предприятия. Такими субъектами могутбыть, и работники службы безопасности и приглашенные сотрудники из специализированных агентств.

У субъектов, которые обеспечивают экономическую безопасность предприятия, существует определенная стратегия и тактика.

Тактика предполагает применение конкретных процедур и выполнение конкретных действий в целях обеспечения экономической безопасности субъекта предприятия.

СЭБ осуществляет следующие функции[4]:

.        организация и осуществление совместно с подразделениями фирмы защиты конфиденциальной информации;

.        проверка сведений о действиях, преследующих цель получения конфиденциальной информации о деятельности фирмы;

.        организация сбора, накопления, автоматизированного учета и анализа информации по вопросам безопасности;

.        проведение проверок в отделах организации и оказание им практической помощи по вопросам безопасности их деятельности;

.        разработка и внедрение положения о коммерческой тайне;

.        непосредственная помощь при подборе кадров отделу, отвечающему за данный вид деятельности;

.        создание базы, содержащей различную информацию о контрагентах с целью минимизации сделок с недобросовестными партнерами;

.        согласованная работа с правоохранительными органами, а также осуществление мер по выявлению и предупреждению различных финансово-хозяйственных нарушений;

.        при выявление фактов раскрытия секретной информации или же потери служебных документов сотрудниками организации, проведение служебных расследований.

. Организация службы экономической безопасности

Наибольшее значение имеет служба безопасности среди субъектов, которые обеспечивают защиту экономической безопасности предпринимательской деятельности. Создание такой службы представляет на практике наибольшую трудность, так как каждый субъект предпринимательства сугубо индивидуален. Однако выработан целый ряд этапов, которые рекомендованы менеджерам при создании службы безопасности[3]:

. Принятие решения о необходимости создания службы экономической безопасности.

. Определение общих задач СЭБ.

. Разработка положения о СЭБ, определение структуры, иутверждение штатов.

. Набор кадров.Работниками службы экономической безопасности могут быть люди, специально и постоянно занимающиеся данной деятельностью.

. Непосредственная организация и функционирование службы экономической безопасности.

При создании собственной службы экономической безопасности необходимо представить в органы правопорядка по месту своего нахождения определенные документы.

У данной структуры вполне возможно существование текущих и открытых счетов, при этом ей запрещается предоставлять услуги, связанные с обеспечением экономической безопасности другой организации.

Также особое внимание следует уделять постоянному взаимодействию службы экономической безопасности с правоохранительными органами.

Финансируется СЭБ из прибыли компании и экономияна ней приводит лишь к негативным последствиям.

. Контроль за деятельностью СЭБ.В целях поддержания высокого уровня профессионализма работников СЭБ, дисциплины всего персонала и обеспечения эффективной работы службы безопасности в целом, необходимо осуществление постоянного контроля и анализа результатов деятельности СЭБ.

Важным элементом поддержания высокого профессионального уровня работников СЭБ является совершенствование своих деловых навыков, расширение знаний, что достигается постоянным повышением квалификации и переподготовкой на соответствующих курсах и изучением специальной литературы.

. Взаимодействие службы безопасности с органами правопорядка

Особое внимание в процессе повседневной деятельности следует уделять постоянному взаимодействию службы экономической безопасности с правоохранительными органами.

Служба экономической безопасности взаимодействует с правоохранительнымиорганамипо следующим направлениям[5]:

)        Кадровое направление. Государственные органы могут проверить кандидатов на работу.Также возможна подготовка с помощью правоохранительных органов работников служб безопасности.

)        Информационное направление. Безусловно, необходим обмен взаимной информацией о способах совершения противоправных действий, потенциально опасных лицах, лицах, находящихся в розыске.

)        Направление Организационного взаимодействия. Возможны ситуации создания системы совместного противодействия незаконной деятельности.

СЭБ обязана своевременно и оперативно информировать правоохранительные органы об обнаружении каких-либо нарушений, преступлений. Это особо важно для минимизации негативных последствий возникших угроз.

Работники службы безопасности должны знать, что правонарушения, которое они обнаружили со стороны других лиц, может повлечь наступление ответственности, носящей одновременно как гражданско-правовой, так и уголовный характер.

При обнаружении правонарушения лицо, имеющее соответствующие полномочия, обращается в правоохранительные органы с заявлением. При наличии признаков состава преступления, предусмотренного особенной частью Уголовного кодекса РФ, возбуждается уголовное дело. Если в ходе его расследования будет установлено, что действиями обвиняемого был причинен ущерб, то следователем решается вопрос о признании лица, права которого были нарушены, гражданским истцом. При наличии доказательств ущерба суд признает права гражданского истца на возмещение его ущерба с виновной стороны[2].

5. Структура службы экономической безопасности

Как таковой определенной, точной структуры СЭБ нет. Для различных субъектов предпринимательства она будет особенной, своеобразной. Она может зависеть как от масштаба фирмы, так и от количества сотрудников, виды деятельности, объема конфиденциальной информации.

СЭБ является одним из самых важных компонентов системы экономической безопасности предприятия. Если предприятие небольшое, то менеджеру стоит использовать услуги специализированных агентств. Если организация крутая, то объективно целесообразнее создать свою службу безопасности. [5]

Существует примерная структура службы безопасности и особое положение в ней занимает группа чрезвычайных ситуаций.(Приложение. Рисунок 1) Для начала обозначим, что фирма может работать в 2-х режимах: чрезвычайном и обычном. При обычном режиме СЭБ ведет профилактические работы, поскольку в нем не возникает серьезных угроз утечки информации. Все проблемы носят локальный характер. При чрезвычайном режиме возникают неожиданные угрозы, которые могут повлечь за собой серьезные последствия. В данной ситуации менеджер собирает группу чрезвычайных ситуаций.В данную группу входят квалифицированные работники в этом аспекте. Они работают не на постоянной основе. [3]

Данная структура предусматривает организацию подразделений, занимающихся непосредственной защитой основных объектов угроз и, одновременно, взаимодействие с другими структурными подразделениями фирмы, от деятельности которых в той или иной степени зависит обеспечение экономической безопасности. Конечно, такая структура не является всеобъемлющей, однако, она может быть использована в качестве основы при создании более развернутой системы экономической (и общей) безопасности.

6. Служба безопасности: предупредительная работа с персоналом

При работе СЭБ с персоналом организации особое внимание уделяется работникам, имеющим полный или частичный доступ к коммерческим тайнам фирмы. К ним относятся работники бухгалтерии, кассиры, лица, имеющие право распоряжения печатями, бланками, работники компьютерных подразделений.

На практике при работе с персоналом работники службы должны следить не только за хранением секретов фирмы, но и за отношением сотрудников к своим служебным обязанностям, аккуратностью при работе с документами, излишним интересом к работе других подразделений.

Существует определенные индикаторы службы экономической безопасности, которые помогают выделить работников, осуществляющих разглашение коммерческих тайн, совершающих неправомерные действия:[5]

.        внезапный активный интерес к коммерческим тайнам фирмы, деятельности других отделов;

.        изменение в манере общения с сослуживцами, появление страха;

.        резкое увеличение расходов сотрудника, дорогостоящие покупки.

Под особое контроль берутся сотрудники с характеристиками потенциальных нарушителей:

. сотрудники, имеющие материальные трудности;

. сотрудники, имеющие пристрастие к азартным играм;

. сотрудники, имеющие такие вредные привычки, как пристрастие к алкоголю и наркотическим средствам;

. сотрудники с тяжело больными близкими родственниками;

. сотрудники, которые часто меняют место работы;

. психически неуравновешенные сотрудники.

Потенциальными правонарушителями являются сотрудники:имеющие значительные материальные затруднения;имеющие склонность к азартным играм;склонные к пьянству, наркотической зависимости;имеющие тяжело больных близких родственников;часто меняющие место работы;психически неуравновешенные.

Также служба безопасности фирмы проводит регулярные проверки работников организации, которые могут воспользоваться своим служебным положением и представлять угрозу для поддержания экономической устойчивости фирмы.

Вообще же руководству предпринимательской фирмы необходимо проводить такую внутреннюю политику, чтобы минимизировать количество недовольных работников и особенно стараться сохранять хорошие отношения с увольняющимися работниками. В этом случае вероятность утечки информации будет снижена.

. Служба безопасности и проверка контрагентов

Отмечается, что одна из важнейших функций СЭБ - полная проверка контрагентов. У служб экономической безопасности существуют факторы, которые могут снизить надежность контрагента[3]:

.        у фирмы отсутствует помещение;

.        в фирме лишь одни руководители;

.        отсутствие движения денег по счету у организации;

.        ненадежный банк ведет дела у фирмы контрагента;

.        фирмы срывает сроки поставки;

.        фирма зарегистрирована в оффшорной зоне;

.        несовпадение юридического адреса фирмы и фактического местонахождения руководителя фирмы;

.        негативная информация о руководителе фирмы.

Данные пункты могут также являться основаниями для отказа от сотрудничества с контрагентами.

Для эффективности работы системы в данной сфере необходимо создание базы контрагентов с их дифференцированием по степени надежности.

Заключение

Можно уверенно сказать, что существует немало угроз для бизнеса в целом. Для предотвращения и выявления кризисных ситуаций любой менеджер должен позаботиться о создании специализированной структуры.

Естественно, структура такой службы будет зависеть от размера предприятия, вида деятельности, масштаба коммерческих тайн. В случае небольшой фирмы возможна ситуация найма людей в специальных агентствах, в случае же средних и больших предприятий необходимо будет создать службу экономической бизнеса.

Данная служба, безусловно, должна взаимодействовать с органами правопорядка. Ведь наложенное сотрудничество с государственными органами может помочь минимизировать негативные последствия возникших угроз. Этот симбиоз, несомненно, приведет фирму к эффективной работе.

Список использованной литературы

.     Официальные документы:

.     Федеральный Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (в ред. от 07.03.2005) «О безопасности».   Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов

.     Авдийский В.И., Дадалко В.А., «Теневая экономика и экономическая безопасность государства». М.: Альфа М: ИНФРА-М, 2010. - 496 с.

.     Бекряшев А.К., Белозеров И.П., Бекряшева Н.С., «Теневая экономика и экономическая преступность». Омск: Омский государственный университет, 2003. - 459 с..       Статьи из периодических изданий:

.     Микрюков Т.В.Службы экономической безопасности и их функции.//Экономика и право. - Ижевск: Вестник Удмуртского Университета, 2010 г. - с. 27- 29.

.     Опальский А.П., Кончаков Ю.В. Организационный аспект построения службы безопасности компании//Микроэкономика.№6 - Ижевск: Вестник Удмуртского Университета, 2013 г. - с. 125- 130.

Приложение

Рисунок 1

Похожие работы на - Взаимодействие службы экономической безопасности фирмы с государственными органами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!