Потребительская
тара
|
Тара-оборудование
|
Групповая
упаковка
|
|
|
в
термоусадочной пленке
|
в
бумаге
|
в
полиэтиленовой пленке
|
Банки
полимерные
|
+*
|
+
|
+
|
+
|
Банки
комбинированные
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Банки
стеклянные
|
+
|
+
|
+*
|
-
|
Банки
металлические
|
+
|
+
|
-
|
+
|
Бутылки
полимерные
|
+
|
+
|
+*
|
-
|
Бутылки
стеклянные
|
+
|
+
|
+*
|
-
|
Пачки
картонные
|
+
|
+
|
|
+
|
Коробки
картонные
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Пакеты
|
-
|
-
|
+
|
+
|
* - допускается только для упаковки
малогабаритных (до 100 г или 100 см3) товаров.
Тара-оборудование при
железнодорожных перевозках должна быть складной или разборной. Для групповой
упаковки применяется термоусадочная пленка или бумага оберточная массой 80-120
г/л в два
слоя, бумага мешочная (бумага упаковочная высокопрочная) в один-два слоя или
полиэтиленовая пленка. Упаковку из термоусадочной пленки формируют в
соответствии с ГОСТ 25776-83. Групповую упаковку с применением бумаги
заклеивают клеем для бумаги или клеевой лентой по ГОСТ 18251- 86 или другой НД.
Допускается применять другие виды материалов для обклеивания или обвязывания
групповой упаковки с применением бумаги при условии сохранения упаковки. При
внутригородских перевозках ТБХ упаковываются в проволочные ящики.
Масса брутто деревянного ящика, картонного
навивного барабана, мешка, картонного и полимерного ящика не должна превышать
30 кг, групповой упаковки с применением термоусадочной пленки или бумаги - 20
кг. При многорядном упаковывании ТБХ в транспортную тару каждый ряд (за
исключением мешков) должен быть разделен прокладками из картона или плотной
бумаги в несколько слоев. При многорядном упаковывании ТБХ в картонных пачках
прокладки не применяются. При упаковывании пакетов из полимерных и
комбинированных материалов каждый третий -пятый ряд должен быть разделен
прокладками из картона или плотной бумаги.
ТБХ в тубах, стеклянной таре и таре из
поливинилхлорида должны быть упакованы в транспортную тару с
гнездами-решетками, ТБХ в полиэтиленовой потребительской таре - с применением
вертикальных прокладок или без них при условии обеспечения сохранности товара.
При внутригородском транспортировании допускается для тары из поливинилхлорида
и стекла вместо гнезд-решеток применять вертикальные прокладки.
При упаковывании ТБХ в стеклянной
таре в тару-оборудование должны быть применены горизонтальные прокладки.
Допускается упаковывать ТБХ в тубах в ящики из картона с вертикальными
прокладками. Высота прокладки должна соответствовать высоте потребительской
тары. Групповая упаковка для малогабаритной (стеклянной и полимерной)
потребительской тары вместимостью до 100 может быть без гнезд-решеток,
вертикальных прокладок на картонных подложках при условии сохранности при
транспортировании.
Применяться должна сухая чистая
возвратная транспортная тара, обеспечивающая сохранность ТБХ при
траспортировании, хранении и реализации. Упаковка ТБХ, предназначенных для
районов Крайнего Севера, регламентирована ГОСТ 15846-79 и нормативной
документацией на продукцию. ТБХ для экспорта упаковывают в соответствии с
требованиями ГОСТ 26319-84 (только для опасных грузов), нормативной
документацией на экспортный товар и договором на поставку[8,с.190]
Потребительская тара должна быть красочно
оформлена печатью непосредственно на таре или этикеткой. Этикеточную надпись
можно наносить на тару в процессе ее изготовления. Печать должна быть четкой и
незагрязненной, цвет краски - контрастным цвету тары и этикетки, текст -
легкочитаемым. Допускаются оттенки красок в типографском исполнении этикеток по
отношению к образцам-эталонам. Этикетки наклеиваются прочно, без перекосов и
морщин, правда, могут быть незначительные перекосы в соответствии с паспортом этикетировочных
автоматов, а при ручной наклейке - не более 1 мм. Художественно-полиграфическое
исполнение печати должно соответствовать образцам-эталонам и требованиям
нормативной документации на товары бытовой химии. Порядок оформления
образца-эталона определен ГОСТ 15009-69.
.3 Конструкция дозирующего устройства - как
фактор удобства использования
Основные виды упаковочных средств для
продовольственных товаров стандартизированы. Для тары используемой для товаров
бытовой химии упаковочные средства не приведены в ГОСТах. Однако на современном
рынке упаковочных средств эти товары широко представлены.
В зависимости от назначения функциональные
приспособления разделяют на устройства для удобства распыления, дозирования,
намазывания, выдачи средства по порциям и каплям. Формы и размеры дозирующего
отверстия зависят от агрегатного состояния и вязкости продукции. Приспособления
применяют:
- для порошкообразных веществ -носики;
для высоковязких жидкостей и гелей- ролики и
шарики;
для вязких жидкостей- дозаторы;
для низковязких жидкостей, в частности
водно-спиртовых растворов- пульверизаторы;
Удобства нанесения фасованного товара с помощью
укупорочного средства выражается в форме аппликаторов - специальных
наконечников для флаконов и туб. Различают удлиненный (для нанесения средства
на глаза), губной (закругленный), скошенный под углом и т.д. Распределение
жидких средств наиболее удобно с применением различных разновидностей
колпачков. К ним относятся:
Колпачок флип-топ (flip-top)
-откидной верх, крышка с защелкой. Винтовые колпачки с крышкой флип-топ
применяют на тубах, бутылках, флаконах для вязких жидкостей (шампуней, моющих
средств, эмульсионных кремов) и высоковязких композиций (зубной пасты и т.д).
Они могут иметь винтовой колпачок, совмещенный с декоративным колпачком, и
внутренние ребра жесткости, разную форму откидной крышки: круглую, квадратную,
плоскую или выпуклую в виде шлема, по конструкции - цельную и сборную.
Колпачки декоративные, насаживаемые с крышкой
флип-топ, отличаются от винтовых тем, что они зажимные, и изготавливаются, как
правило, из менее жесткого полимерного материала, чем винтовые.
Недостатком крышек флип-топ является
некачественно выполненная защелка, которая неплотно соединяет контрэлементы, за
счет чего происходит окисление косметических средств, вытекание, испарение и
т.д.
Вставки-сопла в горловину для удобства
разбрызгивании используют для жидких средств бытовой химии. Насадки в виде
пробок с отверстиями или с носиками применяют для распыления порошков.
Разновидностью ее является укупорка в виде шлема с отрезаемым носиком. Такой
вид укупорки может быть использован для порошков( средства борьбы с вредителями
сада и огорода), вязких (клеев) и кремообразных (краска для волос) смесей.
Дозирование осуществляется за счет нажатия на корпус тары.
Роликовые (закрепленные в двух точках) и
шариковые (свободно вращающиеся) устройства для намазывания используют для
удобства нанесения дезодорантов, канцелярских клеев и т.д.
Разработаны устройства для выдавливания
желеобразного средства через ряд отверстий и куполообразном укупорочном
средстве при нажатии на корпус тары, при нажатии «поршня» в нижней части
корпуса тары и другие оригинальные конструктивные решения.[9, с.317]
В зависимости от конструкции средства для
дозирования можно условно разделить на:
простые, выполненные из одного материала, часто
они являются составной частью тары;
сложные- сборные конструкции, изготовленные из
различных материалов: пластмасс различной жесткости, металлических шариков,
пружин, трубок. Среди укупорочных средств наиболее распространены колпачки с
дозирующими устройствами-дозаторами. Колпачок пуш-пул ( push-pull
- толкай-тяни), или колпачок с выдвижным носиком ,-это наиболее
распространенная разновидность укупорочного средства для шампуней и жидких
моющих средств. Выступающую часть колпачка тянут вверх и тогда открывается
зазор между уплотнительным стержнем и дозирующим отверстием, жидкость
выливается небольшой струей. После использования колпачок утапливают вниз. Если
необходимо, можно отвернуть колпачок полностью. Дозирование осуществляется за
счет свободного выливания содержимого. Существует разновидность укупорки
пуш-пул без винтовой нарезки (зажимная).Принятые следующие разновидности
колпачков пуш-пул:
с отверстием для дозирования, которое
закрывается мини крышкой, соединенной с горловиной «пояском»;
с подающими головками. Их чаще всего используют
на тубах или флаконах, выдача содержимого осуществляется поворотом колпачка, а
выдвижной стержень открывает и закрывает отверстие.
Дозирование с помощью распылительных головок осуществляют
с помощью спреев-пульверизаторов, диспенсеров и триггеров. Для распыления
используют воздушно-насосные системы (помпы). Диспенсерами чаще всего называют
дозирующие головки с помпами или вакуумные диспенсеры. Отверстие в
распылительной головке соответствует вязкости жидкости: чем меньше вязкость,
тем меньше отверстие. Распылительная головка защищена колпачком. Распылитель
используют для дозирования низковязких жидкостей, например духов, туалетных
вод, легких эмульсионных кремов.
Диспенсер - тип укупорки, который используется
для эмульсионных кремов, жидкого мыла и других вязких жидкостей. Герметичность
исполнения головки может быть различной: завальцованная, вакуумная или хорошо
укупоренная (объединенная с откручивающимся винтовым колпачком). Головка помпы
вязких кремов или мыла часто объединена в единую конструкцию с байонетным
затвором, который открывает устройство только при повороте рычага головки на
определенный угол. Нажатие осуществляется на рычаг, который является
одновременно и носиком для выдачи содержимого.
Триггер - это падающее разбрызгивающее
устройство с воздушной помпой и специальной конструкцией головки.
Разбрызгивание осуществляется при нажатии на триггер- курок, который создает
избыточное давление воздуха на жидкость. Наиболее применяем триггер для
укупорки товаров бытовой химии в бутылках или во флаконах с удлиненной
горловиной. Особенностью триггера является многофункциональность и возможность
повторного применения на другом флаконе.
Аэрозольные клапаны предназначены для сохранения
и выдачи продукта, а также для обеспечения герметичности аэрозольного баллона.
Отличительной особенностью таких клапанов является способность работать под
избыточным давлением газа-пропеллента внутри баллона. В качестве пропеллентов
используют фреоны, их смеси, пропан-бутан, органические легко кипящие жидкости,
диоксид углерода.
Распылительные головки предназначены для подачи
содержимого в аэрозольно-распылительном виде; колпачки защищают распылительные
головки от случайного срабатывания клапана и от повреждения.
Аэрозольные клапаны устанавливают в горловинах
металлических баллонов. Распылительные головки устанавливают в шток или на шток
аэрозольного клапана. Устройство и работа клапана таково: клапан укреплен в
корпусе и надевается на горловину с использованием прокладки или уплотнительной
пасты. Допустимая микроутечка пара через уплотнения ниппеля не должна превышать
0,4 см3 за 6 часов. Полимерную трубку необходимо прочно крепить в нижней части
кармана, чтобы она не могла отсоединиться самопроизвольно. Полимер для
изготовления трубки должен быть стойким к растрескиванию в активной среде.
Клапан открывается при нажиме на головку, когда движущийся шток открывает
ниппель. Регламентируется небольшое усиление нажатия- 40Н (4 кгс). Клапан
должен выдерживать не менее 500 рабочих циклов «открыть-закрыть».
.4 Маркировка товаров бытовой химии
Маркировка- текст, условные
обозначения, рисунок, нанесенные на упаковку или товар, а также другие
вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных
его свойств, доведения информации до потребителей об изготовителях,
количественных и качественных характеристиках товара.
Основные функции маркировки -
информационная, идентифицирующая, мотивационная, эмоциональная.
Информационная функция маркировки
как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший
удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию,
меньший- на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке
дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД).
Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием
фальсификации товаров.
Необходимость такого
дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД.
Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов
коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является
практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в
маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.
Идентифицирующая функция
маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость
товарных партий на всех этапах товародвижения.
Эмоциональная и мотивационная
функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие
тексты, применения общепринятых символов вызывают у потребителя положительные
эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.
Требования к маркировке указываются в законе « О
защите прав потребителей»,стандартах, других нормативных документов. Требования
к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на
маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на
продукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны, чем
к производственной. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются
Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных
товаров, а также региональными Правилами розничной торговли.
Маркировка на ТБХ наносится на потребительскую и
транспортную тару.
На потребительской таре должна
быть нанесена маркировка, содержащая:
- наименование и назначение
продукции
способ применения в
соответствии с требованиями нормативной документации на товары бытовой химии
массу нетто или объем
обозначение нормативной
документации
срок годности, если он
ограничен, в соответствии с требованиями нормативной документации и дата
изготовления (месяц, год). В случае ограниченного срока годности ТБХ на
упаковке должна быть надпись « Срок годности не ограничен» (дата изготовления
не указывается). Дату изготовления можно наносить с обратной стороны этикетки,
если и тара, и жидкость прозрачные.
наименование
предприятия-изготовителя, его товарный знак и юридический адрес. При заключении
международных договоров на этикетке ТБХ указывается совместный знак объединения
взамен товарного знака предприятия - изготовителя.
предупредительный надпись и
меры предосторожности, изложенные в разделе «Требования безопасности»
нормативной документации на товар бытовой химии.
условия хранения в соответствии
с требованиями нормативной документации на ТБХ
штриховой код
На малогабаритной
потребительской таре вместимостью до 100 см2 включительно
указываются:
наименование и назначение
продукции
масса нетто или объем
срок годности, если он ограничен,
в соответствии с требованиями нормативной документации и дата изготовления (
месяц, год)
наименование предприятия-
изготовителя, его товарный знак и юридический адрес. При заключении
международных договоров на этикетке товара бытовой химии указывается совместный
знак объединения вместо товарного знака предприятия- изготовителя
надпись « Инструкция по
применению прилагается» в соответствии с требованиями нормативной документации
на ТБХ
штриховой код
Инструкцию по применению
прикладывают к товару бытовой химии или вкладывают внутрь транспортной тары, на
которой должна быть надпись: « Применять согласно инструкции по применению».
Транспортная маркировка
производится по ГОСТ 14192-96 с указанием манипуляционных знаков, указанных в
нормативной документации на конкретный ТБХ. Маркировка, характеризующая
транспортную опасность груза, должна соответствовать ГОСТ 19433-88 и быть
конкретизирована в нормативной документации на ТБХ. Маркировка, характеризующая
продукцию, должна содержать:
наименование
номер партии
срок годности и дату
изготовления (месяц, год)
обозначение нормативной
документации
условия хранения в соответствии
с требованиями нормативной документации на ТБХ
наименование
предприятия-изготовителя, его товарный знак и юридический адрес
количество единиц
потребительской тары и массу нетто или объем единицы потребительской тары
гарантийный срок хранения
При маркировке транспортной
тары и транспортных пакетов на один ярлык можно наносить знаки опасности,
манипуляционные знаки и маркировку, характеризующую продукцию. В групповую
упаковку из термоусадочной или полиэтиленовой пленки маркировочный ярлык
вкладывается сверху.
Маркировка товаров бытовой
химии, поставляемых на экспорт, проводится в соответствии с договором на
поставку, ГОСТ 14192-96 и ГОСТ 19433-88 (для опасных грузов). Маркировка
потребительской тары с лакокрасочным материалом, предназначенным для розничной
торговли, включает в себя:
товарный знак и наименование
предприятия-изготовителя
наименование цвета (для
пигментированных материалов)
массу нетто
номер партии
дату изготовления (месяц, год)
обозначение нормативной
документации на материал
назначение и способ применения
надпись « Беречь от огня» для
легковоспламеняющихся материалов
гарантийный срок хранения
Товары бытовой химии
перевозятся всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах в
соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде
транспорта.
.4.1 Особенности маркировки
отдельных товаров бытовой химии
Рассмотрим особенности
маркировки отдельных подгрупп товаров бытовой химии.
Маркировка лакокрасочных
материалов включает наименование ЛКМ и его марочное обозначение, состоящие из
слов, букв и цифр. Она состоит из пяти, а для непигментированных материалов из
четырех групп знаков:
). Первая группа - вид ЛКМ,
обозначаемый словом,- лак, краска, эмаль, грунтовка, шпатлевка. Для красок
масляных и алкидных, содержащих в своем составе один пигмент, указывается
наименование пигмента- мумия, белила цинковые, охра, сурик железный и т.д.
Для ЛКМ без летучего
растворителя, водоразбавляемых, водно- дисперсионных и порошковых между 1-й и
2-й группами ставится индекс : - Б - для лака летучего растворителя
В - для водоразбавляемых
материалов
ВД - для водно-дисперсионных
П - для порошковых
). Вторая группа- тип
пленкообразователя, обозначаемый двумя буквами:
АС- алкидно-акриловый
АЦ - ацетилцеллюлозный
БТ- битумный
ПФ - пентафталевый
ПА - полиамидный
МА - масляный
ЖС - силикатный и т.д. Для ЛКМ,
содержащих смесь пленкообразующих веществ, вторую группу обозначают по типу
пленкообразующего вещества, определяющего основные свойства этого материала.
Между второй и третьей группами
ставится тире. После тире перед третьей группой знаков для масляных густотертых
красок ставится цифра «0».
). Третья группа - условия
эксплуатации ЛКМ, обозначаемые одной цифрой:
- атмосферостойкие для наружных
работ
2 - атмосферостойкие
ограниченно для работ внутри помещений
3 - для создания защитных,
консервационных покрытий
4 - водостойкие
5- специального назначения
6 - масло- и бензостойкие
7 - химически стойкие
8 - термостойкие
9 - электроизоляционные. Для
грунтовок и полуфабрикатных лаков третью группу обозначают цифрой «0», для
шпатлевок - «00».
). Четвертая группа- порядковый
номер, присвоенный каждому ЛКМ и обозначаемый одной , двумя или тремя цифрами.
Для масляных и алкидных красок вместо порядкового номера ставят цифру,
указывающую на какой олифе изготовлена краска:
а) 1- натуральная олифа
б) 2- олифа оксоль
в)3- глифталевая олифа
г) 4- пентафталевая олифа
д)5-комбинированная олифа
). Пятая группа- цвет ЛКМ,
обозначаемый словом. В особых случаях -при разнообразии оттенков цвета- с
добавлением порядкового номера (например, «зеленая- 1», зеленая- 2» и т.д.).
Иногда для уточнения
специфических свойств лакокрасочного покрытия после порядкового номера ставится
буквенный индекс
М- матовое
ПМ- полуматовое
ПГ- пониженной горючести, -НГ-
негорючее и др. Итак, примеры маркировки ЛКМ:
лак БТ-99-лак битумный
электроизоляционный
лак ПФ-283- лак пентафталевый
для работ внутри помещении
В маркировку импортируемой
продукции могут входить обозначения, принятые в стране- изготовителе. Например,
в Германии:
LF-
без растворителей
L
или LN - с
растворителями
W-
водорастворимое
SM-
моющееся и т.д. Применяются также предупредительные знаки (черное изображение
на желтом фоне) :
Т- ядовитое
О- пожароопасное
F
-легковоспламеняющееся
E-
взрывоопасное
Xn
- вредное для здоровья.
Глава 2. Упаковка и маркировка товаров бытовой
химии реализуемых в магазине г. Брянск
.1 Анализ маркировки товаров бытовой химии,
реализуемых в магазине «Домовeнок»
Проведем анализ маркировки на примере двух
подгрупп ТБХ.
В настоящее время значительно ужесточились
российские законы в области информации продовольственных и непродовольственных
товаров. Изготовители лакокрасочных материалов маркируют свою продукцию с той
целью, чтобы потребители могли получить достаточную информацию о товаре и
прежде всего информацию предупреждающую о возможных опасностях при
использовании красок и путях уменьшения этой опасности.
Проведем анализ маркировки лакокрасочных изделий
в магазине «Домовенок» города Брянск в соответствии с требованиями ГОСТ
9980.4-2002: Материалы лакокрасочные. Маркировка.
Информация для потребителя нанесена на каждый из
образцов потребительской тары. Информация, содержащаяся в маркировке каждого
образца, показана в таблице 1.
Таблица 1. Соответствие идентификационной
информации исследуемых образцов лакокрасочных изделий
Реквизиты
по ГОСТ 9980.4-2002: Материалы лакокрасочные. Маркировка
|
Образец
№ 1
|
Образец
№ 2
|
Образец
№ 3
|
Наименование
предприятия
|
ООО
Завод «Краски КВИЛ»
|
ООО
«Унистром-Трейдинг»
|
Смоленский
ЛКЗ
|
Наименование
страны изготовителя
|
Россия
|
Россия
|
Россия
|
Юридический
адрес изготовителя
|
г.Белгород,
ул.Студенческая 50
|
Московская
обл, г.Жуковский ул.Наркомвод д. 31
|
Г.
Смоленск ул.Шевченко,79
|
Наименование,
марка и сорт материала
|
Эмаль
ПФ-115 универсальная
|
UNIS грунт для внутренних работ
|
Эмаль
«Славен» ПФ - 115
|
Наименование
цвета
|
Белый
|
-
|
Черный
|
Масса
нетто
|
0,5
кг
|
5кг
± 2%
|
0,5
кг
|
Масса
брутто
|
0,58
кг
|
|
0,58
кг
|
Номер
партии
|
19
|
|
321
|
Дата
изготовления
|
24.06.2012
|
21.03.2013
|
14.07.2011
|
Символ
штрихового кода для товаров розничной торговли
|
+
|
+
|
+
|
Назначение
и способ применения
|
Для
бытового применения внутри и снаружи помещений по металлическим и бетонным
поверхностям
|
Для
выравнивания и снижения влагопоглощения поверхности, увеличения прочности
сцепления между основанием и последующим к нанесению материалом, существенно
снижая его расход
|
Эмаль
алкидная универсальная для наружных и внутренних работ по дереву, металлу,
кирпичу, бетону
|
правила
и условия безопасного хранения, транспортирования, использования и утилизации
материала
|
Хранить
в плотно закрытой таре, предохраняя от попадания влаги и прямых солнечных
лучей, в недоступном для детей месте
|
Транспортировку
производить в плотно закрытой оригинальной упаковке, в вертикальном положении
|
Хранить
в плотно закрытой таре, предохраняя от попадания влаги и прямых солнечных
лучей, в недоступном для детей месте
|
меры
предосторожности при обращении с материалом
|
Не
вдыхать пары, избегать попадания на кожу и глаза, для защиты рук использовать
резиновые перчатки! Не допускать попадания в канализацию, водоем, почву. При
проведении и после окончания внутренних окрасочных работ необходимо
проветрить помещение
|
Избегать
попадания внутрь. При попадании на кожу или в глаза- промыть водой. Не
сливать остатки грунта в канализацию или водостоки. Обращаться в
специализированные пункты утилизации
|
Беречь
от огня! Пожароопасна и токсична. Легко воспламеняется. При окрашивании
обеспечьте хорошую вентиляцию помещения. Для защиты рук применяйте резиновые
перчатки. Избегайте попадания в глаза и на кожу.
|
Основные
потребительские свойства или характеристики материала
|
Эмаль
выпускается двух степеней блеска: глянцевая и матовая. Покрытие эмали
обладает высокой твердостью, устойчиво к воздействию воды, бытовых моющих
средств и технических масел.
|
Температура
выполнения работ от +5 до + 30, расход состава 150 мл/м, время
до нанесения следующего слоя не менее 30 минутЭмаль выпускается двух степеней
блеска: глянцевая и матовая. Покрытие эмали обладает высокой твердостью,
устойчиво к воздействию воды, бытовых моющих средств и технических масел.
|
|
Срок
годности материала
|
24
месяца с даты изготовления
|
12
месяцев с даты изготовления
|
18
месяцев с даты изготовления
|
Надпись
«Беречь от огня» для легковоспламеняющихся материалов
|
+
|
-
|
+
|
состав
|
алкидный
лак, пигменты, наполнители, уайт - спирит, сиккатив, функциональные добавки
|
Дисперсия
сополимеров стирола и бутадиена, вода, функциональные добавки
|
алкидный
лак, пигменты, наполнители, уайт - спирит, сиккатив, функциональные добавки
|
Манипуляционные
знаки
|
+
|
+
|
+
|
Знак
соответствия
|
АЯ
62
|
АЕ68
|
АЕ58
|
В ходе анализа маркировки выявили, что все три
образца соответствуют требованиям, предъявляемым к элементам маркировки. Однако
на образце эмали производителя ООО Завод «Краски КВИЛ» дата изготовления
указана формате, день, месяц, год хотя в соответствии с ГОСТ 9980.4-2002:
«Материалы лакокрасочные. Маркировка», дата должна указываться в формате месяц,
год. Недостаток маркировки на образце грунта для внутренних работ производителя
ООО «Унистром-Трейдинг» информация нанесена «размытым» шрифтом, что затрудняет
ее прочтение, а в образце эмали производителя ООО Завод «Краски КВИЛ» прочтение
информации затрудняется слишком темным тоном этикетки. [3]
Каждый образец имеет свои недостатки, поэтому
ответственность по их устранению лежит только на производителях. Поэтому
необходимо провести контроль оформления маркировки на соответствие с
требованиями ГОСТ 9980.4-2002: «Материалы лакокрасочные. Маркировка».
Таблица 2. Соответствие идентификационной
информации исследуемых образцов синтетических моющих средств
Реквизиты
по «Товары бытовой химии. Маркировка отраслевой стандарт. ОСТ 6-15-90.3-90»
|
Образец
№ 1
|
Образец
№ 2
|
Образец
№3
|
Наименование
и назначение продукции
|
Моющая
жидкость для полов и стен «Mr.Proper Роза»
|
Синтетическое
моющее средство порошкообразное «МИФ»
|
Кондиционер
для белья Е «Нежный»
|
Способ
применения
|
Раствор:
60мл на 5 л воды. Не нужно споласкивать и вытирать насухо. Неразбавленный:
Смойте после использования.
|
Для
использования в стиральных машинах активаторного типа и ручной стирки.
|
Добавьте
в воду во время последнего полоскания.
|
Масса
нетто или объем
|
500
мл
|
400г
|
500
мл
|
Срок
годности и дата изготовления
|
18
месяцев с 04.07.13 г
|
До
03.06.15г
|
18
месяцев с 23.04.13г
|
Наименование
предприятия изготовителя
|
ООО
«Проктер энд Гэмбл- Новомосковск»
|
ООО
«Проктер энд Гэмбл»
|
ООО
«Проктер энд Гэмбл»
|
Юридический
адрес изготовителя
|
г.Смоленск,
ул.Урицкого, 75
|
Московская
обл. г.Дмитров, ул. Домодедовская д.37
|
г.
Серпухов ул. Зеленская д.65
|
Меры
предосторожности
|
Беречь
от детей. В случае попадания в глаза немедленно обильно промыть водой. После
использования тщательно вымыть руки. Использовать в разбавленном виде для
лакированного паркета, ламината и ПВХ.
|
Беречь
от детей. В случае попадания средства в глаза немедленно промыть проточной
водой. При повышенной чувствительности и повреждениях кожи избегать
длительного контакта с любыми средствами для стирки.
|
Не
желателен прямой контакт неразведенного кондиционера с бельем. Для наилучшего
результата не полощите белье после использования кондиционера. Соблюдайте
правильную дозировку.
|
Состав
|
<5%
неионогенные ПАВ; консерванты, ароматизирующие добавки, цитраль, цитронеллол,
гераниол, гексилкоричный альдегид, лимонен, линалоол.
|
5-30%
- анионные ПАВ, фосфаты, менее 5% - катионные ПАВ, неионогенные ПАВ,
поликарбосиликаты, кислородсодержащий отбеливатель. Дополнительно: энзимы,
оптический отбеливатель.
|
Катионные
ПАВ 5 - 15%, неионогенные ПАВ менее 5%, консерванты, ароматизирующие добавки,
2 - (4 - тетрбутилбензил) пропиональдегид, цитронеллол, линалоол,
гексилкориный альдегид.
|
Условия
хранения
|
Предохранять
от воздействия прямых солнечных лучей и нагревания выше 30 градусов.
|
Хранить
вдали от пищевых продуктов. Предохранять от воздействия прямых солнечных
лучей и нагревания выше 35 градусов.
|
Хранить
отдельно от пищевых продуктов и местах недоступных для детей
|
Символ
штрихового кода для товаров розничной торговли
|
+
|
+
|
+
|
Маркировка всех трех образцов моющих средств
полностью соответствует нормативной документации. Информационный текст на
наклейках написан на русском языке, частично присутствует текст на английском
языке. В общем маркировка всех трёх наименований товара является доступной,
достоверной и достаточной.
2.2 Анализ упаковки товаров бытовой химии на
примере моющих средств, реализуемых в магазине «Домовенок»
Потребитель, находящийся в состоянии выбора,
первым делом обращает внимание на упаковку. Большинство современных моющих
средств имеют красочную, привлекательную упаковку.
Проанализируем упаковку моющих средств с точки
зрения удобства использования и информативности.Рассмотрим следующие параметры:
герметичность, прочность емкости с моющим средством, присутствие необходимой
информации на упаковке, а также свойства дозатора.
Дозатор (мерная ложка)
Упаковки некоторых порошкообразных моющих
средств снабжены мерными ложками. Расход моющих средств указанный на упаковке
дан в единицах мерной ложки (в г или мг).
Герметичность и прочность упаковки
Моющие средства, упакованные в плотные
герметичные пакеты, лучше сохраняют свои свойства и во время транспортировки, и
проходя через руки любопытных покупателей, и дома при непосредственном
использовании. Пакеты не рвутся, до их открытия не пропускают сильный запах
порошка наружу и надежно защищают содержимое от влаги. Что касается картонных
коробок, они обладают общими недостатками этого типа упаковки. « Аромат»
распространяется хорошо, а если коробка некачественно склеена, то и порошок
понемногу высыпается.
Ассортиментный ряд упаковок моющих средств
представлен в таблице 5 ,6.
Таблица 5- Виды упаковок для порошков
Наименование
материала
|
Толщина
|
Назначение
|
Особенности
применения
|
ОПП/
ПЭ
плотно белый
|
20/40
мкм
|
Фасовка
в пакеты по 450-950 г, высокий глянец, межслойная печать
|
Запайка
пакета автоматом импульсного нагрева
|
ПЭ
плотно белый соэкструзионный
|
60-75
мкм
|
Фасовка
до 450 г Фасовка до 850 г
|
Запайка
пакета автоматом импульсного нагрева сварной шов повышенной прочности,
высокий глянец
|
ПЭ/ПЭ
|
40/40- 60 мкм
|
Фасовка
до 2500 г Материал обеспечивает более высокий блеск и красочность оттиска
печати
|
Запайка
автоматом импульсного нагрева. Абсолютная прочность пакета. Полное отсутствие
разрыва упаковки при фасовке и в рознице
|
ПЭ/ПЭ
|
30/30
мкм
|
Возможность
уменьшения толщины до 45 мкм. Уникальный заменитель однослойных ПЭ пленок
(60-80 мкм) с улучшенными прочностными свойствами и преимуществами межслойной
печати
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 6- Виды упаковок для жидких моющих
средств
Наименование
материала
|
Толщина
|
Назначение
|
Особенности
применения
|
ПЭТ/ПЭ
белый или прохрачный
|
12/40-100
мкм
|
Пакеты
мелкой фасовки дегустационных образцов бытовых моющих средств до 1 кг
|
Запайка
пакета автоматом импульсивного нагрева, материал герметично сваривается даже
при попадании жидкости на стыкуемые поверхности
|
ПЭТ/ООП
метал./ПЭ
|
12/20/30-100
мкм
|
Пакеты
для вязких и жидких моющих средств до 5 кг
|
Повышенная
устойчивость к влаге, миграции ароматических веществ. Превосходная прочность
сварного шва. Слой из А1 фольги является абсолютным барьером между содержимым
пакета и окружающей средой, что позволяет увеличить срок годности до
нескольких лет
|
ПЭТ/фольга/ПЭ
|
12/9/50-100
мкм
|
Пакеты
высокой жесткости для вязких средств до 5 кг
|
|
|
|
|
|
|
Упаковка моющих средств также
должна содержать информацию о мерах предосторожности:
после использования нужно
вымыть руки
избегать длительных контактов с
кожей рук
не использовать для мытья рук,
лица, тела, а также продуктов питания
хранить в недоступном для детей
месте.
Возможно размещение рекламы на
упаковке, перечисление ассортиментного ряда.
Проанализируем упаковку моющих
средств ,реализуемых в магазине г.Брянск «Домовенок»
В качестве объектов исследования были выбраны
образцы моющих средств в упаковках разных типов, представленные в магазине
«Домовенок». В качестве методов исследования использовались анализ, синтез,
сравнение, дедукция.
. Стиральный порошок Ариэль автомат для
машинной стирки
Производитель ООО «Проктер энд Гэмбл» г.Москва
ул. Ульянова,47
Страна производитель: Россия
Объем: 5 кг
Достоинства: Красивый яркий дизайн, привлекающий
глаз покупателя. Расход дан в единицах мерной ложки (которая предусмотрительно
вложена в коробку-это плюс),но главное достоинство это крупная упаковка. Выпуск
порошков в больших упаковках позволяет снизить расходы, так как на покупке
крупноформатной упаковки покупатель экономит в среднем10-30% с одного кг
продукции. Производство такого продукта обходится дешевле и производителям.
. Средство для мытья посуды «AOS
глицерин»
Производитель ОАО «Нэфис Косметикс» г. Казань
ул.Г. Тукая,152
Страна производитель: Россия
Объем: 1 л
Упаковка: пластиковый флакон с дозатором
Достоинства: Удобная в использовании упаковка
позволяет выдавить столько средства, сколько требуется. Явных недостатков
выявить не удалось.
. Моющая жидкость для полов и стен «Mr.Proper
Роза»
Производитель ООО «Проктер энд Гэмбл» г.
Смоленск ул.Урицкого,75
Страна-производитель: Россия
Объем: 500 мл
Упаковка: флакон, выполненный из пластика,
полупрозрачного цвета с наклейкой, закрывающийся мерной крышкой.
Удобство в использовании: Благодаря
полупрозрачному флакону, удобно просматривать сколько содержимого остается в
бутылке. Мерная крышка позволит использовать средство в рекомендуемом
количестве.
. Средство для стирки жидкое Ласка
"Магия белого"
Универсальное моющее средство для стирки в
машинах автоматах и вручную белых изделий из любых видов тканей в воде любой
жесткости.
Производитель: ООО Хенкель- ЭРА, Россия.
Объем: 2л
Средство представлено в бутылке жемчужно-белого
цвета с элегантной этикеткой, выполненной в бело- голубых тонах. Центральное
место на этикетке занимает уже хорошо знакомый логотип с ярлычком-слоганом
«Вещи как новые», а в верхней части находится изображение сорочки,
демонстрирующей действие формулы «Эффект Восстановления Белого». Сама бутылочка
имеет эргономичную форму и снабжена удобным колпачком-дозатором.
2.3 Значение маркировки и упаковки и пути ее
улучшения
С каждым днем на нашем рынке
появляется все больше и больше новых товаров. Новых в отношении состава,
технологического исполнения, используемых добавок, наполнителей и др. Как может
покупатель, неискушенный в тонкостях новых технологий, правильно и осознанно
выбрать именно тот товар, который ему нужен? Нелегкий, но единственный способ:
внимательно относиться к маркировке, научиться читать этикетку, или, как это
принято сейчас называть - «информацию для потребителя». Кроме того, сегодняшний
потребитель более внимателен к покупаемым продуктам, чем несколько лет назад.
Неудивительно, ведь в течение нескольких лет становления рыночной экономики
россияне сталкивались с немалым количеством некачественных товаров. Поэтому
покупатель, тщательно изучающий товар, его упаковку и маркировку перед
совершением покупки, сегодня не редкость.
Главное требование к
маркировке: маркировка не должна вводить потребителя в заблуждение относительно
состава и свойств продукта и дать возможность осознанно выбрать товар.
Существует принцип «трех Д» для
информации: достаточность, доступность и достоверность. Достоверность и
достаточность касаются информации о продукте: его составе, количестве (вес,
масса, объем), данных об изготовителе и т.д. Требование о доступности
предъявляется к самому тексту. Он должен быть четким, наглядным, однозначным.
Надписи должны быть несмываемыми. Кроме того, они должны быть как можно проще
графически, понятны пользователю и следовать определенной логике для
обеспечения их идентификации и размещения на объекте маркирования. При этом
целесообразно стремиться к соблюдению следующих требований: знаки должны быть
легко распознаваемы и понимаемы, отличны от других знаков, а в особых случаях и
осязаемы; одни и те же знаки должны иметь одинаковое значение независимо от
вида маркированного предмета и его функций.
В то же время на начальных
этапах внедрения знаков в обращение, учитывая необходимость определенного
периода для запоминания и усвоения графического образа знака вспомогательным
текстом. Особенно в случаях, затрагивающих безопасность людей, окружающей среды
и материальных ценностей.
Использование знаков достаточно
эффективно только в случае, когда они адекватно понимаются потребителями и
удобны для них. В этом направлении должны работать все стороны, вовлеченные в
процессы создания продукции, упаковки, маркировки, а также сами потребители.
упаковка маркировка
дозирующий
Выводы и предложения
Выводы предложения
Целью данной курсовой работы
являлось изучение упаковки и маркировки товаров бытовой химии. Для достижения
поставленной цели были выполнены задачи:
рассмотреть виды упаковочных
средств для товаров бытовой химии
изучить требования к упаковке и
маркировке товаров бытовой химии
проанализировать требования к
маркировке.
Таким образом, упаковка - это
средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и
потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс
обращения. Упаковка играет важную роль в продвижении товара на рынке,
поскольку: - обеспечивает сохранность товара; - облегчает его хранение и
демонстрацию; - содержит информацию о товаре и его марке; - содержит рекламные
сообщения.
Основные виды упаковочных средств для
продовольственных товаров стандартизированы. Для тары используемой для товаров
бытовой химии упаковочные средства не приведены в ГОСТах. Однако на современном
рынке упаковочных средств эти товары широко представлены.
В зависимости от назначения
функциональные приспособления разделяют на устройства для удобства распыления,
дозирования, намазывания, выдачи средства по порциям и каплям. Формы и размеры
дозирующего отверстия зависят от агрегатного состояния и вязкости продукции.
Для упаковки товаров бытовой химии в настоящее время используют тару,
изготавливаемую из различных материалов, а также из их комбинаций как между
собой.
Проанализировав, упаковку ТБХ
реализуемых в магазине « Домовенок» я пришла к выводу, что каждая из них имеет
свои достоинства и недостатки. Стиральный порошок Ариэль: красивый яркий
дизайн, привлекающий глаз покупателя. Расход дан в единицах мерной ложки
(которая предусмотрительно вложена в коробку-это плюс),но главное достоинство
это крупная упаковка. Выпуск порошков в больших упаковках позволяет снизить
расходы, так как на покупке крупноформатной упаковки покупатель экономит в
среднем10-30% с одного кг продукции. Производство такого продукта обходится
дешевле и производителям. В большинстве случаев преимуществом обладают
пластиковые упаковки. Конкурентные преимущества пластиковой упаковки состоят в
том, что для потребителя она более удобна и практична. Полупрозрачный пластик
позволяет определить количество продукта в бутылке.
В ходе анализа маркировки лакокрасочных изделий
выявили, что все три образца соответствуют требованиям, предъявляемым к
элементам маркировки. Однако на образце эмали производителя ООО Завод «Краски
КВИЛ» дата изготовления указана формате, день, месяц, год хотя в соответствии с
ГОСТ 9980.4-2002: «Материалы лакокрасочные. Маркировка», дата должна
указываться в формате месяц, год. Недостаток маркировки на образце грунта для
внутренних работ производителя ООО «Унистром- Трейдинг» информация нанесена
«размытым» шрифтом, что затрудняет ее прочтение, а в образце эмали
производителя ООО Завод «Краски КВИЛ» прочтение информации затрудняется слишком
темным тоном этикетки.
Маркировка - процесс
кодирования информации о товаре, производителе в виде штрихового кода, знаков
соответствия, предупреждающих знаков. Грамотная и соответствующая
законодательству страны маркировка играет важную роль в продвижении товара,
поскольку дает полную, достоверную и необходимую информацию потребителю о
товаре, торговой марке и производителе. Красочно оформленная маркировка,
поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителей
положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке
товара.
Список использованной
литературы
1. Башаева С.И. «Товароведение и
экспертиза непродовольственных товаров» М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К» 2008г- 137с.
. Барченкова И.М. Основы
товароведения непродовольственных товаров. - М., 1991.СТБ 1044-97. «Требования
к приемке, упаковке, маркировке, транспортированию и хранению товаров бытовой
химии (ТБХ)» - 198 с.
3. ГОСТ 9980.4-2002: «Материалы
лакокрасочные. Маркировка»
. ГОСТ 25644-96 «Средства моющие
синтетические порошкообразные. Общие технические требования»
. Моисеенко Н.С. Товароведение
непродовольственных товаров. Ростов-на - Дону: Феникс,2001.- 163 с.
. Николаева М.А. «Товароведение
потребительских товаров, теоретические основы» М: Норма, 2010.- 71с.
7.Петрище Ф.А. Теоретические основы
товароведения и экспертизы непродовольственных товаров: Учебник/ Ф.А. Петрище -
М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004 - 512 с.
. Паршикова В.Н. Товароведение и
экспертиза бытовых химических товаров: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб.
заведений/ В. Н. Паршикова - издательский центр «Академия», 2005 - 88,190 с.
9.Товароведение промышленных
товаров. Учебное пособие. - Москва, Экономика, 2011г- 86 с.
. Товароведение и экспертиза
промышленных товаров: Учебник / Под ред. проф. А.Н. Неверова.- М.: МЦФЭР, 2006.
-769 с.
. «Товары бытовой химии. Маркировка
отраслевой стандарт.ОСТ 6-15-90.3-90»
. Уманцев Я.З. «Хозяйственные товары
и бытовая химия», - М.:Экономика, 2001г .- 201 с
. Ходыкин А.П. Товароведение
непродовольственных товаров/ А.П. Ходыкин, А.А. Лешко, Н.И. Волошко, А.П.
Снитко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006 - 234 с.
. Фейгенбаум А. Контроль качества
продукции: сокр. пер .с англ. М.: Экономика. 2006. С. 166.