Система организации денежных отношений

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,06 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система организации денежных отношений

Содержание

1. Денежная система, эмиссия денег, формы эмиссии

1.1 Денежная система

1.2 Эмиссия денег, формы эмиссии

2. Методика расчета показателя восстановления платежеспособности предприятия

3. Значение краткосрочного кредита в источниках оборотных средств аграрных предприятий

4. Финансовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России

5. Практическая часть

Бухгалтерский баланс

Отчет о прибылях и убытках

Список используемой литературы

1. Денежная система, эмиссия денег, формы эмиссии


1.1 Денежная система


Большинство авторов дают схожее определение понятия "денежной системы". Денежная система - форма организации денежного обращения в той или иной стране, сложившаяся исторически и закрепленная законом.

Для организации денежных отношений в форме системы необходимы определенные объективные и субъективные предпосылки.

К объективным предпосылкам относится достижение достаточно высокого уровня развития товарно-денежных отношений. Например, в условиях товарно-денежных отношений, базирующихся на случайных формах обмена, когда товарно-денежные отношения не носят характер устойчивых связей, денежные отношения не организованы в форме системы.

Развитие устойчивых товарно-денежных отношений приводит также к необходимости их регулирования со стороны государства.

К субъективным предпосылкам формирования денежных отношений как денежной системы относится необходимость определения в законодательном порядке законных платежных средств, регламентация их обращения.

Вследствие этого денежные системы начали формироваться не сразу при переходе от товарного обмена к товарно-денежному, а на основе образования устойчивых рынков и укрепления государственной власти в XVI-XVII веках.

Денежную систему можно рассматривать в двух аспектах: функциональном и институциональном.

С точки зрения функционального аспекта под денежной системой понимается упорядоченная совокупность денежных отношений, форм, методов и принципов организации денежного обращения в стране или в едином экономическом пространстве.

С точки зрения институционального аспекта денежная система представляет собой совокупность институтов, создающих и регулирующих экономические и правовые основы эмиссии денег, способы их обращения, аккумулирования, распределения и перераспределения.

На практике функциональный и институциональные аспекты денежной системы образуют единство системы. Денежные отношения, их формы, методы и принципы организации в стране или в едином экономическом пространстве в современной экономике не существуют вне институтов, их организующих. В свою очередь денежно-кредитные институты появляются (создаются) именно тогда, когда денежные отношения приобретают достаточно развитые формы, и возникает необходимость регулирования денежных отношений.

В рамках денежной системы реализуются сущность и функции денег во всем разнообразии их форм и видов. Поэтому функциями денежной системы являются:

)        эмиссионная - определение форм и видов законных платежных средств, способов их обеспечения, порядка эмиссии;

2)      регулирующая - регулирование денежной массы в обращении, ее структуры, соответствия потребностям экономики;

)        контрольная - контроль за соблюдением нормативных основ организации денежного обращения, денежной дисциплины.

Выполнение этих функций способствует достижению основной цели функционирования денежной системы - обеспечение ее стабильности и эластичности.

Стабильной можно назвать такую денежную систему, при которой деньги в полном объеме выполняют свои функции, т.е. денежная система формирует условия выполнения деньгами их функций. При невозможности денежной системы формировать такие условия возникает необходимость в проведении денежной реформы или соответствующих изменений в денежном обращении, носящих характер денежных реформ: девальвации, деноминации, нуллификации.

Под эластичностью денежной системы понимается ее реакция на изменение потребности экономического оборота в денежных средствах, способность денежного оборота расширяться или сокращаться в соответствии с потребностями экономики.

По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического производства денежная система претерпела существенные изменения. В зависимости от вида денег (товарные или символические деньги) различают денежные системы двух типов:

—      система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (серебряных, золотых), выполняющих все пять функций, а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги;

—      система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости (символическими деньгами), а в обращении находятся бумажные (казначейские векселя) либо кредитные деньги.

При системе металлического денежного обращения в зависимости от того, сколько металла принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения выделяются два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм - денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами - золотом и серебром. Предусматривалась свободная чеканка монет из двух металлов и их неограниченное обращение. На рынке устанавливались две цены на один товар. Эта система существовала в XVI-XVIII вв., а в ряде стран Западной Европы действовала и в XIX в.

Существовали три разновидности биметаллизма:

—      система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно на рынке в соответствии с рыночной ценой металла;

—      система двойной валюты, когда такое соотношение определяло государство;

—      система "хромающей" валюты, при которой золотые и серебряные монеты являлись законным платежным средством, но не на равных основаниях, поскольку чеканка монет из серебра производилась в закрытом порядке (биметаллизм "хромает" на серебряную ногу) в отличие от свободной чеканки золотых монет. В этом случае серебряные монеты стали знаком золота.

Наличие двух металлов в роли всеобщего эквивалента вступало в противоречие с природой денег как единого товара, осуществляющего измерение стоимости всех товаров. Эта система не обеспечивала устойчивости денежного обращения, поскольку изменение стоимости одного из денежных металлов приводило к колебанию цен на товары. В условиях постоянного повышения требований к устойчивости и стабильности денежной системы, наличию единого всеобщего эквивалента, обусловило переход к монометаллизму.

Монометаллизм - денежная система, при которой один металл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом, и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменные монеты), разменные на золото или серебро. В большинстве развитых стран в конце XIX в. биметаллизм и серебряный монометаллизм сменился золотым монометаллизмом. Различают три разновидности золотого монометаллизма:

—      золотомонетный стандарт, соответствующий периоду, который характеризовался золотым обращением, свободной чеканкой золотых монет, беспрепятственным обменом банкнот на золото, не запрещенным движением золота между странами. Этот стандарт требовал наличия золотых запасов в эмиссионных центрах. Первая мировая война, потребовавшая больших военных затрат, вызвала рост дефицита воюющих государств и привела к отмене золотомонетного стандарта. После окончания Первой мировой войны были введены урезанные формы золотого монометаллизма;

—      золотослитковый стандарт (Франция, Великобритания), при котором банкноты обменивались на золотые слитки, но только при предъявлении определенной их суммы;

—      золотодевизный стандарт (Германия, Австрия, Дания и др.), при котором банкноты обменивались на девизы (платежные средства в иностранной валюте), разменные на золото. Важная роль этого стандарта заключалась в том, что он закрепил валютную зависимость одних капиталистических стран от других, что явилось основой для создания в последующем системы международных валютных договоров и систем валютного регулирования, обеспечивающих относительную устойчивость свободно конвертируемых валют.

В результате мирового экономического кризиса (1929 - 1939 гг.) были ликвидированы все формы монометаллизма и утвердилась система обращения бумажно-кредитных денег, не разменных на действительные (товарные) деньги.

Система бумажно-кредитных денег предусматривала господствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионным центром страны.

В 1944 г. международная система капитализма сформировалась в рамках мировой валютной системы на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США). По форме Бреттон-Вудская денежная система представляла собой своеобразный межгосударственный золотодевизный стандарт. При этой системе золото выполняло функцию мировых денег и выступало средством окончательного расчета между странами. Кроме золота в международном платежном обороте использовались английский фунт стерлингов и, прежде всего, доллар США, который обменивался на золото в Казначействе США по официально установленному соотношению. Цена на золото на свободных рынках складывалась на базе официальной цены США и до 1968 г. не отклонялась от нее. В свою очередь национальные денежные единицы свободно обменивались через центральные банки на доллары и между собой по твердо установленным Международным валютным фондом (МВФ) соотношениям. Все обратимые денежные единицы через доллар могли превратиться в золото, что обеспечивало многосторонние расчеты между странами.

Однако в связи с ослаблением позиций США на внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны международная денежная система, основанная на широком использовании доллара как эталона ценности всех денежных единиц, в 1971 - 1973 гг. потерпела банкротство: доллар перестал быть единственной мировой резервной валютой; роль резервных валют стали выполнять марки ФРГ, японская иена, а также СДР и ЭКЮ; с 1971 г. был прекращен обмен доллара на золото; отменена официально долларовая цена золота.

На смену Бреттон-Вудской денежной системы пришла Ямайская денежная система, оформленная соглашением стран - членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка) в 1976 г. После ратификации странами этого соглашения в апреле 1978 г. были внесены изменения в устав МВФ. Новая денежная система характеризовалась следующими чертами:

—      мировыми деньгами объявлялись специальные права заимствования в МВФ - СДР, которые становились международной счетной единицей;

—      доллар США сохранял важное место в международных расчетах и в валютных резервах других стран, а также продолжал играть важную роль при расчетах условной стоимости СДР;

—      юридически была завершена демонетизация золота: утрата золотом денежных функций, отмена его официальной цены. Однако золото резервов государства и используется для приобретения ключевых денежных единиц других стран.

Для современных денежных систем большинства государств характерно:

—      утрата связи с благородными металлами в результате вытеснения их из внутреннего и внешнего оборота;

—      господство не разменных на золото кредитных денег, приближающихся по своей сути к бумажным деньгам;

—      выпуск денег в порядке кредитования экономики страны и под прирост официальных золотовалютных резервов;

—      широкое развитие безналичного денежного обращения и сокращение налично-денежного оборота;

—      хроническая инфляция;

—      государственное регулирование денежного обращения.

Данные обстоятельства вносят свою специфику в механизм функционирования современных денежных систем. Это подтверждает, что денежные системы, как и деньги, не являются застывшими образованиями, а находятся в постоянном развитии.

1.2 Эмиссия денег, формы эмиссии


Эмиссия в широком смысле слова связана с выпуском в обращение денег, ценных бумаг, платежно-расчетных документов, пластиковых карточек и т.д. Фактически денежная эмиссия представляет собой выпуск в обращение денег во всех их формах, она может быть бюджетной (казначейской) и кредитной (банковской). Бюджетная эмиссия связана с выпуском в обращение (обычно казначейством) казначейских билетов и государственных ценных бумаг для финансирования дефицита государственного бюджета. Казначейские билеты и обязательства государства обычно ничем не обеспечены и поэтому называются бумажными деньгами. При этом разность между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и затратами на их изготовление составляет доход государства, используемый на покрытие бюджетных расходов. Бюджетная эмиссия обусловлена не потребностями реального хозяйственного оборота, а величиной бюджетного дефицита. Поэтому появляющиеся в обороте дополнительные денежные знаки приводят к обесценению всей денежной массы.

Кредитная эмиссия (эмиссия денег, осуществляемая банками) связана с поступлением в оборот кредитных денег, возникающих на основе кредитных отношений. Кредитные деньги развились на базе функции денег как средства платежа, при которой один из контрагентов обмена считает возможным передать другому контрагенту товар на условиях последующей оплаты. Ранее составлялась долговая расписка, в последствии трансформировавшаяся в документ, называемый векселем. Вексель фактически является первым кредитным орудием обращения. В дальнейшем банки взамен коммерческих векселей стали выпускать свои долговые обязательства - банкноты, потом появились расчетно-платежные документы и электронные деньги.

Основной целью кредитной эмиссии является обеспечение нужд денежного оборота необходимым количеством платежных средств в виде остатков на счетах в банках. Кредитную эмиссию рассматривают как пополнение денежного оборота суммой платежных средств в безналичной форме (безналичная эмиссия) и дополнительный выпуск в денежный оборот банкнот (наличных денег).

Кредитные деньги являются "полноценными" (не стимулируют инфляцию), если их количество растет (при прочих равных условиях) вместе с ростом хозяйственного оборот (продукции, реализации, доходов). Выпуск кредитных денег сверх потребностей хозяйственного оборота ведет к инфляции (эти деньги фактически становятся действительно бумажными). Особенно это связано с государственными краткосрочными обязательствами, появлением безнадежных долгов, пролонгацией кредитов. В конечном счете все это ведет к необоснованному росту денежной массы.

Считается, что центральный банк не располагает ни формальной, ни фактической монополией на безналичную эмиссию, она не равнозначна средствам на счетах коммерческих банков в центральном банке. Коммерческие банки держат в центральном банке в основном обязательные резервы, которые от них требует последний в порядке денежно-кредитного регулирования, и в меньшей степени - средства для клиринговых расчетов. Сумма таких депозитов обычно не превышает 30-50 % баланса центрального банка, а чаще всего имеет еще более незначительный вес. При этом безналичная эмиссия совершается центральным банком не только для покупки ценных бумаг и иностранной валюты, а также для кредитования коммерческих банков, поскольку:

·   покупка ценных бумаг осуществляется прежде всего с целью регулирования ликвидности банковской системы и управления государственным долгом (также как и кредитование банков), а не только для безналичной эмиссии;

·   источником средств для проведения вышеназванных операций являются в значительной мере счета в центральном банке, образовавшиеся "нормальным" путем (резервные требования, средства государственного бюджета);

·   рост банкнотного обращения не может быть следствием активных операций центрального банка, поскольку трудно представить беспроцентную покупку банкнот сверх потребности.

Фактически на практике коммерческие и другие банки могут "создавать депозиты" и, следовательно, денежную массу теми же методами, что и центральные банки. При этом разница состоит лишь в том, что коммерческие банки делают это для развития своих операций, а центральный банк - при нехватке средств для регулирования ликвидности банковской системы. Однако это не противоречит положению о работе банков в пределах собственных и привлеченных средств.

денежное отношение платежеспособность эмиссия

Так, если баланс банка составляет 100 млн. долларов и 10 млн. долларов выделяется на покупку ценных бумаг у клиента, то актив формально не изменится (10 млн. долларов просто перебросили из одного вида активов в другой), но счет клиента в пассиве вырастет на 10 млн. долларов и, следовательно, можно увеличить активные операции на ту же сумму, а баланс составит 110 млн. долларов.

Эмиссия наличных денег связана прежде всего с ростом товарооборота в текущих ценах, поскольку эти деньги обслуживают в основном операции на потребительском рынке. Поэтому объем выпуска в обращение наличных денежных знаков пропорционален, с одной стороны, росту номинального товарооборота, а с другой - потребностям населения в наличных деньгах. Величина наличных денег растет с увеличением масштаба цен, однако определенным противодействующим фактором в данном случае может быть возрастание скорости оборота денежных знаков. В то же время в условиях инфляции растут заработная плата и другие доходы населения. При этом полученные населением деньги задерживаются у них, как правило, на гораздо более длительный срок, чем период, разделяющий получение выручки торговой организацией и сдачу ее в банк. Поэтому более существенной причиной увеличения налично-денежной массы является повышение требований населения к сохранению у него необходимого количества наличных денег, нежели рост потребительских цен, хотя первое представляет собой закономерное следствие второго.

Законодательно эмиссионная монополия за центральным банком как представителем государства закреплена в развитых странах только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет (чеканкой монет часто занимается министерство финансов). Однако монополия на банкнотную эмиссию не означает ее жесткого контроля или увязки с какими-либо макроэкономическими показателями (считается, например, что она растет параллельно росту ВВП). Это ведет к отсутствию планирования наличного обращения, поскольку деньги автоматически "продаются" банкам через отделения центрального банка по мере предъявления спроса на них и, что очень важно, не могут использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета. Так, политика Банка Англии в данном вопросе состоит в выпуске в обращение по возможности подержанных денег для экономии на их изготовлении.

Эмиссия банкнот отличается от выпуска долговых обязательств государства тем, что банкноты (простые векселя до востребования) могут использоваться как законное платежное средство, и по ним не надо платить процент. Продажа банкнот банкам идет по номиналу, хотя в отдельных случаях центральные банки могут взимать комиссионные в связи с предоставлением дополнительных услуг. Так, Банк Норвегии берет дополнительную плату за поставки банкнот, пригодных для использования в автоматических аппаратах, а также за специально упакованные монеты. Поскольку для центрального банка банкноты выступают товаром, то он фактически получает прибыль в виде разницы между издержками изготовления и номиналом, составляющую ресурс (пассив) банка. Такой подход ввиду незначительного объема наличного обращения и растущих затрат на борьбу с подделками в связи с развитием множительной техники в большинстве стран незначителен.

В современных индустриально развитых государствах на банкнотах не пишут, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и другими активами центрального банка, но это отражено в публикуемых ими балансах. Обеспечением банковских билетов выступает актив центрального банка, основными статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель государственных и других ценных бумаг, кредиты банкам под залог ценных бумаг. Характерно, что в развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии решается по-разному, но он всегда юридически оформлен, и характер обеспечения, и, соответственно, косвенные пределы банкнотной эмиссии законодательно определены. В некоторых странах еще оговаривается предел фидуциарной эмиссии, хотя это не имеет большого практического значения.

Центральный банк обычно имеет монополию на эмиссию банкнот на всей территории страны, и только в Великобритании сделано исключение для Шотландии и Северной Ирландии. Поэтому трем крупнейшим коммерческим банкам Шотландии традиционно предоставляется право эмиссии банкнот собственного дизайна, которые являются только их обязательствами. Однако такая практика не представляет угрозы единству денежного обращения Великобритании, поскольку сверх небольшой суммы вся шотландская эмиссия должна быть на 100 % обеспечена вкладами в Банк Англии или его банкнотами. При этом номиналы банкнот Банка Англии и шотландских банков полностью совпадают, и они свободно обращаются на территории всей страны по курсу 1:

Это является образцом для тех стран, которые хотят объединить свои денежные системы.

2. Методика расчета показателя восстановления платежеспособности предприятия


Основным показателем, характеризующим наличие реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность в течение определенного периода, является коэффициент восстановления платежеспособности.

Рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, установленный равным 6 месяцам.

В том случае, если коэффициент текущей ликвидности больше или равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0,1, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, установленный равным 3 месяцам.

Коэффициент восстановления платежеспособности определяется по формуле как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменение значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности, установленный равным 6 месяцам.

К3 = (К1ф + 6/Т (К1ф - К1н)) /2, (3. а)

где: К1ф - фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности (К1);

К1н - значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода;

К1норм - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, К1норм = 2;

- период восстановления платежеспособности в месяцах;

Т - отчетный период в месяцах.

Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.

Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение меньше 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.

3. Значение краткосрочного кредита в источниках оборотных средств аграрных предприятий


Большинство сельскохозяйственных организаций берут и предоставляют кредиты и займы, так как это позволяет, с одной стороны, стимулировать спрос и производство, а с другой, создает для него необходимую финансовую основу. Отношения заемщика и коммерческого банка в сфере кредитования складываются следующим образом. Организация, испытывающая потребность в денежных средствах для выполнения инвестиционной программы, вначале определяет сроки возникновения, размеры и период, в который у него возникает такая потребность. Затем она рассчитывает эффективность привлечения заемных источников финансирования на основе определения валовой и чистой прибыли (после уплаты налогов) по основной (операционной) деятельности без привлечения кредита и с привлечением кредитного источника финансирования. По завершении данных расчетов организация принимает решение об обращении в банк с целью получения кредита.

При обращении клиента в банк за получением кредита менеджер соответствующего отдела банка предоставляет клиенту подробную информацию о возможных формах кредита, действующих процентных ставках, видах обеспечения, а также другие сведения, не являющиеся коммерческой тайной. Для получения банком информации о деятельности клиента проводятся переговоры представителя банка с руководством хозяйствующего субъекта или уполномоченными на это лицами, в процессе которых выясняются следующие моменты: общие сведения о хозяйствующем субъекте; причины обращения к данному банку; окупаемость проекта; предполагаемые методы погашения долга; обеспечение по заемным средствам; наличие и характер имеющейся у организации задолженности.

После проведения переговоров организация оформляет кредитную заявку. В ней уточняется цель и назначение испрашиваемого кредита, сроки кредитования и проценты по кредиту, а также гарантии по возврату кредита и его обслуживанию. После регистрации заявки на кредит клиент предоставляет в банк следующий пакет документов:

. Технико-экономическое обоснование использования кредита (бизнес-план): техническое описание проекта, расчет затрат, источники возврата кредита, расчет ожидаемого дохода от реализации кредитного проекта, а также срок, необходимый для реализации последнего;

. Комплект уставных документов;

. Комплект документов, характеризующих финансовое состояние потенциального заемщика;

. Документы, отражающие целевое использование кредитных средств;

. Документы по обеспечению заемных средств (с различием при отличных объектах залога, при поручительстве других банков и сторонних организаций и т.д.);

. Предполагаемый график выбора кредитных средств (в случае заявки на предоставление ссуды в рамках кредитной линии);

. График погашения кредита;

. Документы, подтверждающие прохождение подобных операций в прошлом, если операция, на проведение которой предполагается получить кредит, не является первым опытом заемщика в данной области.

После регистрации заявки и получением банком вышеперечисленных документов наступает первая стадия процесса кредитования, а именно, программирование кредитных вложений.

Программирование кредитных вложений осуществляют банки на основе кредитных заявок организаций. Прежде чем специалисты банка приступят к подготовке заключения по заявке, служба безопасности банка проверяет данные о заемщике: достоверность сведений, изложенных в учредительных и регистрационных документах, биографии руководителей, учредителей, а также информация о реальном имущественном и хозяйственном состоянии экономического субъекта; доброкачественность пакета документов и его соответствие требованиям, отсутствие признаков возможной фальсификации; репутация организации; степень самостоятельности заемщика и "чистоты" его бизнеса; честность намерений заявителя в отношении использования заемных средств и их возврата; "чистота" предполагаемого предмета залога, объективность его стоимости.

Результаты проверки оформляются заключением, в котором содержится оценка банковских рисков и факторов, способных повлиять на выполнение договорных обязательств клиентом. Могут быть выдвинуты дополнительные условия и рекомендации относительно кредитования. Данный документ подписывают эксперт и начальник службы безопасности.

Далее банковское учреждение рассматривает, как правило, в недельный срок заявку на кредитование. Оно определяет на основе средних за последний год оборотов поступления денег на расчетный счет организации размер лимита кредитования. На основе анализа финансового положения клиента и предоставленного бизнес-плана банк оценивает риски кредитования и выносит заключение о целесообразности кредитования заемщика, устанавливает возможные объемы и сроки кредитования, а также ставку кредитования и форму кредитного обеспечения.

Следующая стадия кредитного процесса состоит в непосредственном предоставлении кредитов, т.е. выдаче денег с гарантией их возврата на платной основе. Обязанность банков состоит в том, чтобы в полной мере удовлетворять потребность экономических субъектов в заемных капиталах. В случае если предложение коммерческого банка принимается организацией-заемщиком, между ними заключается кредитный договор. Согласно ГК РФ договор считается действительным только в том случае, если он заключен в письменной форме. В нем содержатся основные моменты достигнутого соглашения сторон и их юридические реквизиты. К основным условиям кредитного договора относятся: цель, сроки, размер и условия обеспечения кредита; порядок погашения суммы основного долга и уплаты процентов за пользование кредитом; виды и размеры санкций за неисполнение обязательств; формы банковского контроля за использованием кредита и проверки его обеспечения; порядок выдачи кредита; права и обязанности сторон; порядок расторжения договора. Важно отметить, что при длительных кредитных отношениях между банком и заемщиком, а также постоянно изменяющихся рыночных условиях могут возникать различные изменения в отношении процентной ставки по кредиту, сроков возврата кредита, а также и других условий кредитного договора, что должно оформляться дополнительным соглашением к кредитному договору. Данное соглашение подписывается уполномоченными на это лицами со стороны банка и со стороны заемщика и условия, оформленные дополнительным соглашением, становятся основанием для изменения порядка отражения в учете операций, связанных с данным кредитным договором.

Чтобы решить проблему правильного заключения кредитных договоров, являющихся основой оперативной работы по кредитованию, необходимо проанализировать состояние кредитуемых оборотных средств и движение заемных ресурсов за отчетный год. Проведенная бухгалтерской службой подготовительная оперативная работа позволит правильно составить кредитный договор, в соответствии с которым обеспечивается нормальная производственная деятельность сельскохозяйственной организации.

Кредит предоставляется в безналичном порядке путем оплаты со ссудного счета заемщика расчетно-денежных документов единовременно, ежедневно или в другие сроки - в зависимости от потребностей в финансовых ресурсах. Данное обстоятельство обуславливает наличие возможных ошибок, связанных непосредственно с движением средств по ссудному счету. Чтобы избежать их возникновение и документально подтвердить расходы организации на уплату процентов по кредитам и также суммы возврата кредита необходимо создать в организации четкую систему проверки наличия документов (выписок банка со ссудного счета, мемориальных ордеров).

Банк не вправе изменять в одностороннем порядке процентные ставки по кредитам и сроки действия соответствующих договоров, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом от 02.12.90 г. № 395 - 1 "О банках и банковской деятельности" или договором с заемщиком. В договоре должны быть отражены конкретные обстоятельства и причины изменения.

Ответственность сторон за нарушение обязательств, установленных кредитным договором, предусмотрена как действующим законодательством, так и самим договором. В ст.393 ГК РФ указана обязанность должника возместить кредитору убытки, причиненные за неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательств. Также в договоре может быть предусмотрена ответственность банка за несвоевременную выдачу денежных средств. Кредитор обязан не только своевременно и в оговоренном объеме предоставить заемщику кредит, но и вовремя принять возвращаемые средства.

После заключения кредитного договора и предоставления кредита организация начинает использовать заемные ресурсы, т.е. направляет банковские средства на совершение платежей по обязательствам, связанным с хозяйственно-финансовой деятельностью. Важнейшее условие использования кредита - эффективность кредитуемого мероприятия, обеспечивающая поступление прибыли банку и погашение долга банку. Банк оставляет за собой право контролировать в течение действия кредитного договора финансовое положение заемщика, целевое использование кредитных средств, а также состояние предложенного в качестве обеспечения залога. В аспекте решения данной проблемы важное место занимает проведение мониторинга выданного кредита, осуществляемого с момента предоставления средств до погашения суммы, включая проценты, а при их просрочке, нарушении графика погашения кредита - штрафы.

Проведение мониторинга позволяет осуществлять контроль как со стороны банка за возвратностью своих средств, так и со стороны заемщика за изменениями в условиях кредита и нарушениями, допускаемыми кредиторами. Основной целью банка при проведении мониторинга является стремление максимально ограничить просроченную задолженность по предоставленным кредитам. Т.к. возврат кредитов означает обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей суммы процентов и имеет исключительное значение для функционирования кредита как самостоятельной экономической категории. На этой стадии восстанавливается портфель банковских ресурсов, направляемых для предоставления новых кредитов

Таким образом кредитный процесс отражает все стадии планирования, поступления, использования и возврата заемных денежных средств организаций и его правильная организация направлена на наиболее эффективное, рациональное и целевое использование полученных от банков и кредитных учреждений средств.

4. Финансовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России


С целью повышения эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики. Оно включает ряд основных направлений. Речь идет:

во-первых, о выработке и реализации целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и ноу-хау). Большую роль в развитии промышленного экспорта должна сыграть Концепция промышленной политики с экспортной ориентацией на период до 2005 г.;

во-вторых, об улучшении доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и создание более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки;

в-третьих, о защите внутреннего рынка, исходя из общепринятых международных норм и правил, с использованием всего арсенала предусмотренных российским законодательством инструментов.

При этом введение дополнительных мер по упорядочению доступа импортных товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного протекционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств. Реализация указанных направлений должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности;

в-четвертых, о формировании международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики.

Основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности состоят в следующем:

использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;

содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;

единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;

разработка соответствующих федеральных программ;

защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;

разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;

организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

определение и реализация валютной политики страны;

формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:

осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству; контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);

иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

координация действий участников ВЭД;

выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);

разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;

регулирование приграничной торговли;

информационное обеспечение ВЭД.

Регулирование экспорта и импорта

Экспорт - вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезённые в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

Важнейшим событием в области регулирования экспорта в 1998 году - начале 1999 года стал возврат к применению экспортных пошлин. Они были отменены весной 1996 года, под давлением МВФ и Всемирного банка. Но в связи с новыми экономическими условиями международные финансовые организации не стали препятствовать восстановлению экспортных пошлин, с помощью которых Правительство РФ рассчитывало в 1999 году получить 30.2 млрд. рублей дополнительного дохода.

Одновременно был усилен государственный контроль над экспортом и в некоторых других направлениях. В отдельных случаях необходимость введения пошлин и усиление контроля было вызвано не только фискальными соображениями. Это было вызвано и тем, что в результате увеличения оттока отдельных товаров за границу, в результате девальвации рубля, возник их дефицит на внутреннем рынке.

Правительство связывало особые надежды с обложением вывозимой нефти, но мировые цены на нефть снизились почти до уровня себестоимости её добычи в России. К тому же влияние девальвации рубля на экспорт нефти ослабло из-за того, что значительная часть валютных доходов нефтяных компаний остаётся за границей: тратится на закупку иностранного оборудования и материалов, на погашение иностранных кредитов.

Другим направлением мероприятий в области регулирования экспорта стало усиление контроля за возвратом валютной выручки от экспортных операций в страну, недопущение незаконного перевода валюты за границу под фиктивные импортные контракты. В 1998 году размеры не поступившей экспортной валютной выручки и непогашенных импортных авансов составили более 9 млрд. долларов.

Импорт - ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезённые товары, предназначенные для потребления в народном хозяйстве страны, для реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте. К реэкспортным товарам относятся товары, ввезённые в страну, а затем вывезенные за границу без переработки.

Первые шаги по направлению к протекционизму были сделаны в начале 1998 года. Был упорядочен ввоз в страну крепких спиртных напитков, повышены пошлины на ввоз лекарств, аналоги которых производятся в России. Также были введены временные пошлины на белый сахар (20%) и сахар-сырец (74%), повышены пошлины на импорт посуды, некоторых изделий домашнего обихода и изделий из дерева. Было введено лицензирование импорта цветных телевизоров.

Ряд решений государственных органов был направлен на усиление таможенного контроля, который остаётся слабым местом системы внешнеторгового регулирования. В мае 1998 года приказом ГТК были введены новые правила транзита табачных изделий по территории РФ, т.к. раньше под видом транзита они в значительных количествах ввозились беспошлинно. Транзит был разрешён при условии уплаты таможенных платежей путём внесения на депозит таможенного органа причитающихся сумм. Транзит же с перегрузкой на другое транспортное средство стал возможен только с разрешения ГТК. В июне 1998 года был ужесточён порядок перевозки транзитом с использованием автомобильного транспорта таких товаров, как шоколад, продукты питания, содержащие какао, приёмная аппаратура для телевизионной связи, мебель. В январе 1999 года был усилен контроль за перемещением по территории РФ этилового спирта.

Но Правительство так и не решилось пойти на более радикальные меры по ограничению импорта, когда стал резко ухудшаться торговый и платёжный баланс. Правда в середине июня 1998 года оно ввело временный 3% -ый налог на весь импорт, который стал слишком мал, чтобы выполнять какие-то иные функции кроме фискальных. Через месяц льготная ставка НДС, применяемая к ввозимым продуктам питания и товарам для детей, была повышена на 10%. Но всё равно это были недостаточные меры. Правила ВТО допускают применение и более жёстких мер с целью воздействия на платёжный баланс и поддержания национальной валюты, если того требуют обстоятельства.

Падение рубля само по себе представило мощный дополнительный барьер на пути импорта. Естественно задачи государственного регулирования торговых потоков стали несколько иными. Однако руки Правительства остались связанными значительной зависимостью федерального бюджета от таможенных доходов. Поэтому его конкретные шаги по ослаблению таможенного обложения ввозимых товаров, вполне уместному в изменившейся ситуации, были довольно осторожными и не слишком масштабными. Уже 5 сентября 1998 года Правительство освобождает от 3% -ого налога небольшую группу "социально значимых" товаров.22 октября оно восстанавливает льготное 10% -ое обложение НДС продовольственных (кроме деликатесных) и сельскохозяйственных товаров, отменяет 3% -ый налог на эти же товары плюс лекарства.

В ноябре на основании принятого ещё до финансового кризиса закона освобождается от уплаты НДС ввозимое по контрактам технологическое оборудование и специальные транспортные средства. Отменяется введённая ранее специальная пошлина на сахар-сырец и белый сахар.

Другие решения, несколько ужесточившие таможенный режим, скорее, направлены на укрепление таможенной дисциплины, упорядочение ввоза и закрытие лазеек, которые позволяют избегать уплаты таможенных платежей, чем на ограничение импорта. К таким мерам можно отнести постановление Правительства о лицензировании импорта табака и лекарственных средств, а так же отмену льготного беспошлинного режима ввоза товаров для собственных нужд представительствами иностранных фирм в России.

Важным событием стало принятие в апреле 1998 года федерального Закона №63 "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами". Этот закон в значительной мере рассчитан на то, чтобы подтолкнуть Правительство на более решительные действия по защите отечественных производителей. Однако в результате торга с исполнительной властью он приобрёл скорее рекомендательный характер, потерял первоначальную жёсткость.

В Законе определены принципы и процедуры применения специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также мер по защите экономических интересов России при экспорте товаров. Но он не обязывает исполнительную власть применять ограничительные санкции против иностранных поставщиков, которые осуществляют "доказанный" демпинг или субсидированный экспорт, даже если они нанесли серьёзный ущерб соответствующим российским производителям. В Законе указано, что Правительство лишь может применить соответствующие меры.

В целом данный Закон всё же можно приветствовать как небольшой шаг по пути формирования соответствующего международным стандартам внешнеторгового законодательства.

С 14 марта 1999 г. введены новые правила ввоза в Россию лекарственных средств. Новый порядок предусматривает наличие у импортеров лицензий на ввоз медикаментов, сертификата качества и свидетельства о регистрации лекарственных средств на территории России. Действовавший ранее порядок ввоза медикаментов не предусматривал наличие лицензии.

В течение 1999 г. проводилась корректировка ставок импортных пошлин. Так, в августе Правительство РФ приняло Постановление №933 о частичном изменении таможенного тарифа РФ, в соответствии с которым снижены ставки таможенных пошлин на некоторые продовольственные и непродовольственные товары. В соответствии с постановлением, ставка таможенной пошлины на пищевые мясные субпродукты снижена с 15% до 5%, на рыбные отходы - с 10% до 5%. Ставки пошлины на плиты, листы, пленку, фольгу, полосы (или ленту) из полимеров винилхлорида установлена в размере 5% вместо существующих в настоящее время 15%. Импортная пошлина на древесноволокнистые плиты плотностью более 0,5 г/куб. см, но не более 0,8 г/куб. см (без механической обработки или облицовки) снижена с 20% до 10%. Ставка на крепежную арматуру, фурнитуру и аналогичные детали, применяемые в мебели, установлена в размере 15%. На части мебели из дерева ставки таможенной пошлины составляет 10%, но не менее 0,35 за кг (ранее 20%, но не менее 0,7 евро за кг).

С 1 марта 1999 г. дополнительная 3-х процентная импортная пошлина отменена на все товары, ввозимые в Российскую Федерацию.

По Постановлению Правительства РФ 16 сентября вступило в силу новое положение о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу. Установлены правила полного или частичного освобождения физических лиц от уплаты таможенных пошлин и налогов. Без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица могут ввозить товары (за исключением автомобилей), общая стоимость которых в эквивалентном выражении не превышает 1000 долларов США включительно, общий вес которых не превышает 50 кг. В противном случае применяется единая ставка таможенных пошлин и налог в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за кг.

Также с 16 сентября введены новые правила ввоза автомобилей физическими лицами. Теперь с автомобилей будет взиматься единый таможенный платеж, рассчитанный исходя из объема двигателя автомобиля. Так, в отношении ввозимых автомобилей старше трех лет, независимо от пробега, с объемом двигателя не более 2,5 тыс. см3 будет взиматься таможенный платеж в размере 0,85 евро за 1 см3 объема двигателя, если объем двигателя более 2,5 тыс. см3 - 1,4 евро.

Ранее в отношении автомобилей иностранного производства, независимо от года их выпуска, взимался совокупный таможенный платеж, эквивалентный сумме пошлины, акциза, НДС и других налогов. Согласно новым правилам, весь набор таможенных платежей и налогов будет взиматься только в отношении новых автомобилей.

В течение 1999 г. продолжалась работа по защите отечественного товаропроизводителя. Так, на период с 1 августа 1998 г. до 31 января 2000 г. введена ставка сезонных пошлин на сахар-сырец и сахар белый, ввозимые на территорию РФ, в размере 45% его таможенной стоимости. В соответствии с постановлением правительства сезонными пошлинами облагается, в том числе сахар-сырец и сахар белый, ввозимые в Россию с территории Белоруссии, в том случае, если они выпущены для свободного обращения в Белоруссии без взимания сезонных пошлин или без перечисления уплаченных сумм этих пошлин в федеральный бюджет в установленном порядке.

С 6 августа введена временная специальная пошлина на импорт крахмальной патоки в размере 16% от таможенной стоимости, но не менее 0,07 евро за 1 кг. В соответствии с постановлением правительства РФ, срок действия пошлины рассчитан на 180 дней. Спецпошлина не распространяется на крахмальную патоку, ввозимую из государств-участников Таможенного союза. Необходимость введения спецпошлины связана с тем, что импорт патоки, поставляемой по ценам, которые значительно ниже российских, наносит существенный ущерб отечественным производителям.

5. Практическая часть


Задание 1 (выполняется всеми студентами в обязательном порядке).

Рассмотреть систему показателей характеризующих финансовое положение предприятия, изучить методику расчета показателей ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности.

Приложение

к приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н

(с учетом приказа Госкомстата РФ и Минфина РФ

от 14 ноября 2003 г. № 475/102н)

 

Бухгалтерский баланс <#"819205.files/image001.gif">,

где х1 - показатель, характеризующий величину текущих активов, приходящихся на рубль прибыли (обратный показатель рентабельности активов);- показатель, свидетельствующий о способности предприятия погасить свои долги за счет результатов своей деятельности и характеризующий устойчивость финансов.

Чем выше его величина, тем лучше финансовое состояние предприятия.

Расчет коэффициента ликвидности на анализируемом предприятии:

Клик= (1 235 554/11 388) * (11 388/504 263) =108,5*0,023=2,5

Финансовая устойчивость предприятия - это независимость его в финансовом отношении и соответствие состояние активов и пассивов компании задачам финансово-хозяйственной деятельности.

В российской практике обобщающим показателем финансовой устойчивости компании является излишек или недостаток средств для формирования запасов и затрат, получаемый в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат. Это по сути дела абсолютная оценка финансовой устойчивости.

Соотношение стоимости запасов и величин собственных и заемных источников их формирования - один из важнейших факторов устойчивости финансового состояния предприятия. Степень обеспеченности запасов источниками формирования выступает в качестве причины той или иной степени текущей платежеспособности (или неплатежеспособности) организации.

В экономической литературе даются разные подходы к анализу финансовой устойчивости. Рассмотрим методику, рекомендующую для оценки финансовой устойчивости определять трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации.

Для расчета этого показателя сопоставляется общая величина запасов и затрат предприятия и источники средств для их формирования:

ЗЗ = З + НДС = стр.210 (ф.1) + стр.220 (ф.1),

ЗЗ = 241 030 + 9 245 = 250 275

где ЗЗ - величина запасов и затрат;

З - запасы (строка 210 форма1);

НДС - налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (стр.220 ф.1).

При этом используется различная степень охвата отдельных видов источников, а именно:

) Наличие собственных оборотных средств, равное разнице величины источников собственных средств (собственного капитала) и величины внеоборотных активов.

СОС = СС - ВА = стр.490 - стр. 190,СОС = 593 992-568 668=25 324

где СОС - собственные оборотные средства;

СС - величина источников собственного капитала;

ВА - величина внеоборотных активов.

) Многие специалисты при расчете собственных оборотных средств вместо собственных источников берут перманентный капитал: наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат, то есть с учетом долгосрочных кредитов и заемных средств.

ПК= (СС+ДЗС) - ВА= (стр.490+стр.590) - стр. 190,ПК= (593 992+137 299) - 568 668=162 623

где ПК - перманентный капитал;

ДЗС - долгосрочные заемные средства.

) Общая величина основных источников формирования запасов и затрат, то есть наличие собственных оборотных средств, долгосрочных кредитов и заемных средств, краткосрочных кредитов и заемных средств, то есть все источники, которые возможны.

ВИ= (СС+ДЗС+КЗС) - ВА= (стр.490+стр.590+стр.610) -

стр. 190,ВИ= (593 992+137 299+224 344) - 568 668=386 967

где ВИ - все источники;

КЗС - краткосрочные заемные средства.

Однако, к сумме краткосрочных кредитов и заемных средств не присоединяются ссуды, не погашенные в срок.

Показатель общей величины основных источников формирования запасов и затрат является приближенным, так как часть краткосрочных кредитов выдается под товары отгруженные (то есть они не предназначены для формирования запасов и затрат), а для покрытия запасов и затрат привлекается часть кредиторской задолженности, зачтенной банком при кредитовании.

Несмотря на эти недостатки, показатель общей величины основных источников формирования запасов и затрат дает существенный ориентир для определения степени финансовой устойчивости.

) Излишек или недостаток собственных оборотных средств:

ФСОС= СОС - ЗЗ, ФСОС=25 324-250 275=-179 951

где ФСОС - излишек или недостаток собственных оборотных средств.

) Излишек или недостаток перманентного капитала:

ФПК = ПК-ЗЗ,

ФПК =162 623-250 275=-87 652

где ФПК - излишек или недостаток перманентного капитала.

) Излишек или недостаток всех источников (показатель финансово - эксплуатационной потребности):

ФВИ = ВИ - ЗЗ,

ФВИ =386 967-250 275=136 692

где ФПК - излишек или недостаток всех источников.

С помощью этих показателей определяется трехмерный (трехкомпонентный) показатель типа финансового состояния, то есть

, если Ф>0,S (Ф) =

, если Ф<0.

Вычисление трёх показателей обеспеченности запасов источниками их формирования позволяет классифицировать финансовые ситуации по степени их устойчивости.

Судя по полученному результату можно сказать, что на предприятии ОАО "СААЗ" неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, при котором, тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращение дебиторов и ускорение оборачиваемости запасов, то есть

= {0, 0, 1}

Пределом финансовой неустойчивости является кризисное состояние предприятия.

Оно проявляется в том, что наряду с нехваткой "нормальных" источников покрытия запасов и затрат (к их числу может относиться часть внеоборотных активов, просроченная задолженность и т.д.) предприятие имеет убытки, непогашенные обязательства, безнадежную дебиторскую задолженность.

Показатели, рассчитываемые для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат - себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.

Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:

рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);

рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия;

рентабельность оборота - рассчитывается как частное от деления величины чистой прибыли на объем реализованной продукции.

Рентабельность производства (R) - это отношение балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОбФ).

,

где ПП - прибыль предприятия;

ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

НОС - нормируемые оборотные средства,

РПР=11 388/ 1 235 554*100%=0,92%

Рентабельность реализованной продукции (РП) отражают эффективность текущих затрат и исчисляются как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции определяется по формуле:

,

где Прп - прибыль от реализации продукции;

С - полная себестоимость реализованной продукции

РРП=74 725/1 867 453*100%=4%

Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах.

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

,

где Ро. - рентабельность оборота,

Пп. - прибыль до начисления процентов,

В-валовая выручка,

РО=20 601/2 182 730*100%=0,94%

Задание 12. Автомобиль застрахован по системе первого риска на сумму 50 тыс. руб. Стоимость автомобиля 70 тыс. руб. Ущерб, страхователя в связи с повреждением автомобиля - 34 тыс. руб.

Определите сумму страхового возмещения по системе первого риска.

Решение.

Сумма страхового возмещения по системе первого риска

Св= Пс*У/Со, где

Св - страховое возмещение

Пс - первоначальная стоимость объекта

У - ущерб страхователя

Со - размер страховой суммы

Св= 70*34/50=47,6 тыс. руб.

Ответ: 47,6 тыс. руб.

Задание 20. Заемщик получил кредит на 6 месяцев под 80% годовых по ставке простых процентов с условием вернуть 3 млн. руб. Какую сумму получил заемщик в момент заключения договора?

Решение.

S= P (1+in/100), где

S - сумма кредита;

P - первоначальная сумма денег;

i - ставка простых процентов

n - кредитный срок (год)

=P* (1+0.5*80/100)

=P* (1+0.4)

=1.4P

P=2142857,14 руб.

Ответ: 2 142

Список используемой литературы

Похожие работы на - Система организации денежных отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!