Логистическая деятельность на предприятии ОАО 'Керамин'
Содержание
закупка складской запас логистический
Введение
Глава 1.
Характеристика предприятия ОАО "Керамин"
.1 История
создания и развития
.2
Финансово-экономический анализ предприятия
Глава 2.
Логистическая деятельность на предприятии ОАО "Керамин"
Глава 3.
Мероприятия по совершенствованию логистической деятельности ОАО
"Керамин"
Заключение
Список
использованных источников
Введение
В современных условиях роль логистики очень высока, так как на первый
план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и
издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать
экономические интересы производителя продукции и ее потребителя. Наиболее
важная цель, которую преследует предприятие, организуя у себя службу логистики
или ставя задачи, которые решаются с ее помощью, - это экономия издержек,
связанных с потреблением, производством и распределением продукции.
Логистика - это управление материальными, финансовыми
и информационными потоками с целью их оптимизации и уменьшения издержек. Любое
предприятие, как производственное, так и торговое, имеет в своем составе
службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья,
полуфабрикатов и товаров народного потребления.
Закупочная логистика является одной из основных
функциональных областей логистики и изучает процесс движения сырья, материалов,
комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
ОАО "Керамин" - это стабильное, крупное, динамично
развивающееся предприятие по производству высококачественных строительных
материалов: керамической плитки, керамического гранита, изделий санитарной
керамики, керамических камней и кирпича.
Производство ведётся в тесном сотрудничестве с ведущими мировыми
производителями оборудования для керамической отрасли. Целью ОАО
"Керамин" является производство высококачественной продукции для
удовлетворения нужд и потребностей покупателей в Республике Беларусь и за ее
пределами.
Объектом исследования данной работы является промышленное предприятие, а
предметом - логистическая деятельность, в частности, отдел закупок.
Цель моей курсовой работы - ознакомление с историей предприятия ОАО
"Керамин", его финансово-экономической деятельностью, а также
рассмотрение логистической деятельности данного предприятия и на основании
представленной информации предложить мероприятия по совершенствованию
логистической деятельности.
Задачи:
Ø ознакомление с деятельностью предприятия ОАО
"Керамин";
Ø изучение работы отдела закупок;
Ø рассмотрение концепций управления складскими запасами,
применяемых на ОАО "Керамин";
Ø предложить собственные пути совершенствования работы отдела
закупок.
Для решения поставленных задач при написании курсовой работы были
использованы следующие источники литературы: учебная литература, научные
издания, журнальные статьи, а также использовано большое количество
периодических изданий и информационных ресурсов сети Internet.
Глава 1. Характеристика предприятия ОАО "Керамин"
.1 История создания и развития
Открытое акционерное общество "Керамин" [1] является одним из
крупнейших предприятий по выпуску строительных материалов и производит обширный
ассортимент плитки керамической для облицовки стен, полов, фасадов (в т.ч.
керамического гранита "грес"), изделий санитарных керамических и
керамического кирпича. Форма собственности - смешанная (70% - государственная
собственность (Мингорисполком)). [2]
Брэнд "Керамин" - один из лидеров в странах СНГ по объемам
выпуска керамической плитки - 18 млн.кв.м. в год, и санитарной керамики -
1500000 единиц в год. Более 70% производимой продукции напрямую поставляется во
все регионы СНГ, государства Балтийского региона и дальнее зарубежье.
Производство керамической плитки включает следующие производственные
подразделения, основной вид деятельности которых по ОКЭД - 26300:
Ø Цех №1 -массозаготовительный цех (подготовка керамических
масс);
Ø Цех №2 - основная продукция (плитки керамические
глазурованные для внутренней облицовки стен);
Ø Цех №3 - основная продукция (плитки керамические
глазурованные для внутренней облицовки стен; плитки керамические для полов
"ГРЕС", керамический гранит);
Ø Цех №4 - основная продукция (плитки керамические для полов,
плитки керамические для полов "ГРЕС" полированные, плитки
керамические для внутренней облицовки, плитки керамические для внутренней
облицовки стен фризовые).
Вспомогательное производство: цех подготовки производства керамической
плитки, служба систем автоматики, ремонтно-механическая служба плиточного
производства, ремонтно-энергетическая служба плиточного производства,
механический цех, энергетический цех, котельный цех, ремонтно-строительный цех,
цех внутреннего заводского транспорта, цех железнодорожного транспорта.
Завод "Стройфарфор" - основная продукция: изделия санитарные
керамические (умывальники, унитазы, бачки, пьедесталы, писсуары и биде), основной
вид деятельности по ОКЭД - 26220, производство изделий из пластмассы для
санитарной керамики.
Минский керамический завод и горный цех - основная продукция: кирпич
керамический, глина для кирпичного и плиточного производства, основной вид
деятельности по ОКЭД - 26400.
Технология производства плитки реализуется с применением оборудования
ведущих европейских производителей таких, как "Sacmi",
"Simac", "System" и др. Все процессы практически полностью
автоматизированы и механизированы.
В 1993 году ПО "Минскстройматериалы" включено в государственную
Программу разгосударствления и приватизации и 29 апреля 1994 года преобразовано
в открытое акционерное общество "Керамин".
В 1996 году состоялось посещение ОАО "Керамин" Президентом
Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, во время которого была представлена первая
современная технологическая линия по производству керамической плитки,
введенная в эксплуатацию в соответствии с генеральным планом реконструкции
предприятия, основу которой составило оборудование итальянской фирмы SACMI
(Сакми) - мирового лидера в этой области.
Занимаемая площадь 68,76 га, включая:
- головное предприятие (ул. Серова, 22);
- Минский кирпичный завод (ул. Осиповичская, 16).
Сегодня ОАО "Керамин" - быстроразвивающееся предприятие,
работающее со стопроцентной загрузкой имеющихся производственных мощностей.
Использование современных технологий и прогрессивного оборудования, строгое
соблюдение требований к качеству производимой продукции и эффективная
организация производства позволили акционерному обществу завоевать устойчивое
положение на рынке стран СНГ, обеспечивают динамичный рост объемов производства
и сбыта продукции.
ОАО "Керамин" входит в число крупных производителей
высококачественной керамической плитки, сантехники и кирпича в странах СНГ.
Конкуренция на данном сегменте рынка чрезвычайно высока, особенно с учетом того
факта, что предприятию приходится конкурировать не только с российскими
предприятиями-изготовителями, но и с продукцией испанских, итальянских,
польских, чешских и других иностранных производителей. Для поддержания должной
конкурентоспособности своей продукции ОАО "Керамин" непрерывно
инвестирует значительные средства в обновление производства, постоянно
расширяет и обновляет ассортимент выпускаемой продукции, улучшает её качество.
В настоящее время ОАО "Керамин" разработана программа по
наращиванию объемов выпуска продукции. В 2012-2015 годах запланирована замена
технологических агрегатов существующих линий, которые отработали более 12 лет,
что позволит увеличить объемы производства керамической плитки к 2015 г. до 20
млн. м2 в год.
ОАО "Керамин" производит обширный ассортимент плитки
керамической для полов и стен, керамического гранита "грес",
вентилируемого фасада, кирпича керамического, санитарных технических изделий.
Основной объем выручки общество получает от реализации продукции плиточного
производства порядка 75% от общего объема реализации.
Высокая конкурентоспособность продукции предприятия подтверждается и
статистическими данными маркетинговых исследований. Так, доля ОАО
"Керамин" на рынке керамической плитки Республики Беларусь в 2011 г.
составила примерно 46,2% (в 2010г. доля предприятия составляла 36,6%), а на
рынке санитарной керамики - 67,3% (49,7% в 2010г.). Увеличение продаж продукции
ОАО "Керамин" на внутреннем рынке значительно усилило позиции
предприятия и позволило потеснить на рынке импортную керамическую плитку и
санитарную керамику. На основном экспортном рынке Российской Федерации, где
предлагают свою продукцию более 30 российских и свыше 100 зарубежных производителей
керамической продукции, доля рынка керамической плитки ОАО "Керамин"
по итогам 2011 года составила около 6%, что говорит о ее высоком качестве и
конкурентоспособной цене.
ОАО "Керамин" расположено на юге города Минска, имеет
подъездные пути для доставки сырья и погрузки продукции в вагоны. Основная
сырьевая база - преимущественно высококачественное глинистое сырье
месторождений Украины, полевые шпаты (Россия, Турция); пески, мел, доломит,
глины - местных месторождений; фритты (основа глазурей, ангобов) - собственного
производства, керамические пигменты (Италия, Испания), глинозем (Россия) и др.
Имеет свой автопарк, который обслуживает производство, а также перевозку
продукции по территории республики. Имеет свой железнодорожный транспорт, который
обслуживает производство и маневровые работы до сортировочного узла.
.2 Финансово-экономический анализ предприятия
Рассмотрим основные финансово-экономические показатели предприятия ОАО
"Керамин".
Таблица 1.1 - Характеристика различных видов прибыли предприятия ОАО
"Керамин" за 2009-2011гг.
Показатель
|
2009
|
2010
|
2011
|
Стоимость чистых активов, млн.руб.
|
289516
|
348946
|
775860
|
Выручка от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб.
|
341794
|
415886
|
740662
|
Прибыль всего, млн. руб.
|
44708
|
51018
|
225714
|
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб.
|
24362
|
45712
|
Прибыль чистая, млн. руб.
|
34065
|
39702
|
196382
|
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, %
|
8,34
|
13,4
|
37,02
|
Дебиторская задолженность, млн. руб.
|
54559
|
94459
|
182612
|
Кредиторская задолженность, млн. руб.
|
47147
|
31276
|
98037
|
Средняя заработная плата, тыс. руб.
|
1292,9
|
1595,8
|
2617,6
|
Примечание - источник [внутренний ресурс предприятия ОАО
"Керамин"].
По данным таблицы видно увеличение прибыли в 2010 году на 6310 млн. руб.
и в 2011 на 174 696 млн. руб. Рентабельность также выросла в 2010 году на
5,06%, а в 2011 - на 23,62%.
Заработная плата за 2009-2011 гг. выросла в 2 раза. Однако увеличение
кредиторской задолженности в 2011 году, показывает задолженность предприятия
перед другими организациями, которая могла возникнуть, когда расчетные
документы за отпущенные предприятием товары оплачивались после их получения.
Таблица 1.2 - Динамика объемов производства ОАО "Керамин"
2009-2011 гг.
Продукция
|
Ед. изм.
|
2009г. факт
|
2010г. факт
|
2011г. факт
|
Кирпич
|
млн. шт. усл. кирпича
|
52,9
|
50,1
|
55,4
|
Плитка керамическая, всего
|
тыс. кв. м
|
14 007
|
17 097
|
17 858
|
в т.ч. облицовочная плитка
|
тыс. кв. м
|
7656
|
9 140
|
8 723
|
плитка для пола
|
тыс. кв. м
|
6351
|
7 957
|
9 135
|
Изделия санитарно-керамические
|
тыс. шт.
|
1097
|
1052
|
1234
|
Примечание - источник [внутренний ресурс предприятия ОАО
"Керамин"].
За период 2009-2011 гг. видно, что упор делался на производство
керамической плитки, особенно это показано в 2010 году, поскольку объем
производства увеличился на 3090 тыс. кв.м.
Производство санитарно-керамических изделий было увеличено в 2011 году на
182 тыс. шт., также как и производство кирпичей увеличилось на 5,3 млн. шт.
усл. кирпича.
Таблица 1.3 - Списочная численность работающих ОАО "Керамин"
Структурное подразделение
|
Списочная численность 2010 год
|
|
Раб.
|
Рук.
|
Спец.
|
Пр. служ.
|
всего
|
Из них д/о
|
Цех №1
|
131
|
9
|
3
|
4
|
Цех №2
|
199
|
15
|
4
|
|
218
|
16
|
Цех №3
|
190
|
14
|
2
|
|
206
|
12
|
Цех №4
|
146
|
9
|
1
|
|
156
|
8
|
МКЗ
|
276
|
24
|
18
|
1
|
319
|
5
|
З-д "Стр-фор"
|
476
|
28
|
12
|
|
518
|
20
|
Руководство
|
|
8
|
2
|
|
10
|
|
Отд. закупок
|
12
|
6
|
12
|
|
30
|
|
Всего по ОАО "Керамин"
|
2442
|
259
|
324
|
6
|
3031
|
101
|
Плановая численность
|
|
|
|
|
3108
|
|
Примечание - источник [внутренний ресурс предприятия
ОАО"Керамин"].
По данных таблицы видно, что первое место по численности работающих
занимают четыре подразделения по производству керамической плитки, из которых
цех №2, специализирующийся на производстве керамической глазурованной плитки
для внутренней облицовки стен, выделяется наибольшим количеством
управленческого и рабочего персонала.
На втором месте завод "Стройфарфор", занимающийся производством
санитарных керамических изделий. На третьем - Минский керамический завод.
Таблица 1.4 - Динамика производства, реализации и экспорта продукции ОАО
"Керамин"
Годы
|
Плитка керамическая, всего тыс.м2
|
Для внутренней облицовки, тыс.м.2
|
Для пола, тыс.м.2
|
Кирпич, тыс. шт.
|
Санизделия, тыс. шт.
|
2009
|
Выпуск
|
14 007,3
|
7 655,8
|
6 351,5
|
52 906
|
1 096,6
|
|
Экспорт
|
10 908,2
|
6 559,8
|
5 860
|
709,7
|
|
%
|
77,9
|
85,7
|
68,5
|
11,1
|
64,7
|
2010
|
Выпуск
|
17 097
|
9 140,4
|
7 956,6
|
50 128
|
1 051,8
|
|
Экспорт
|
13 312,4
|
7 343
|
5 969,4
|
5 515
|
625,5
|
|
%
|
77,9
|
80,3
|
75,0
|
11,0
|
59,5
|
2011
|
Выпуск
|
17 858,3
|
8 723,1
|
9 135,2
|
55 437
|
1 234,2
|
|
Экспорт
|
12 619,3
|
6 605,4
|
6 013,9
|
5 913
|
658,4
|
|
%
|
70,7
|
75,7
|
65,8
|
10,7
|
53,3
|
Примечание - источник [внутренний ресурс предприятия ОАО
"Керамин"].
В 2011 году, несмотря на сохранение влияния мирового финансового кризиса
на экономики большинства стран сбыта, общий объем экспорта продукции ОАО
"Керамин" в стоимостном выражении вырос на 2,92% и составил 81,368
млн. долларов США. Доля экспортной продукции в общем объеме производства по
итогам 2011 года составила: 70,7% по керамической плитке, 53,3% по
санитарно-техническим изделиям и 10,7% по керамическому кирпичу. География
экспорта продукции ОАО "Керамин" включает 18 стран мира: Азербайджан,
Армения, Венгрия, Грузия, Ирак, Казахстан, Канада, Кыргызстан, Латвия, Литва,
Молдова, Россия, Сербия, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Чехия, Эстония.
Глава 2. Логистическая деятельность на предприятии ОАО
"Керамин"
В службу снабжения ОАО "Керамин" входит три структурные
единицы: отдел закупок, вспомогательные цеха ВЗТ и ЖДТ (транспортные службы).
Логистическую деятельность осуществляет в основном отдел закупок и отдел
логистики.
Отдел закупок совместно с другими отделами создаёт единый процесс,
направленный на удовлетворение запросов рынка и получение на этой основе
прибыли. Отдел закупок тесно взаимодействует с такими отделами предприятия как
отдел производства, финансовым, торгово-сбытовым, технологическим, юридическим.
Рисунок 1 - Схема организационной структуры отдела закупок ОАО
"Керамин"
Рассмотрим основные функции одела закупок на предприятии ОАО
"Керамин".
Таблица 2.1 - Функции, выполняемые в отделе закупок ОАО
"Керамин"
Функции
|
Наименование структурного подразделения
|
Должность работника, выполняющего функцию
|
Должностные обязанности в связи с выполнением функции
|
Своевременное и ритмичное обеспечение предприятия
материально-техническими ресурсами требуемого качества по наилучшей, экономически
обоснованной цене
|
Отдел закупок
|
Логистик отдела закупок
|
- своевременное выполнение заявок подразделений предприятия
на сырье и материалы. - своевременная подготовка проектов договоров с
поставщиками изменений условий договоров. - анализ условий договоров поставок
и надежности поставок - контроль выполнения поставщиками своих обязательств
по договорам, а также своевременность исполнения ОАО "Керамин"
своих обязательств перед поставщиками путем своевременного предоставления
необходимых документов на оплату или ее остановку в отдел бюджетирования. -
принятие своевременных мер для недопущения нанесения ущерба предприятию по
поставке товаров надлежащего качества, недопоставке, несвоевременной поставке
и др. - подготовка материалов по претензиям к поставщикам при нарушении ими
договорных обязательств.
|
Оптимизация расходов предприятия путем снабжения ОАО
"Керамин" ТМЦ нужного качества по оптимальной цене
|
|
|
- работа по проектированию логистических систем и внедрению
их на предприятии - работа по выявлению и отбору поставщиков товаров с учетом
необходимости установления длительных хозяйственных связей - и др.
|
Оптимизация складских запасов
|
|
|
- контроль хранения поступивших товаров - контроль целевого
использования полученных товаров
|
Ведение оперативного учета в ПК "Галактика"
|
|
|
- оперативный учет поступления товаров - ввод информации по
договорам
|
|
|
- составление планов работы на следующий за текущим месяц и
предоставление начальнику для утверждения до 25 числа текущего месяца -
составление бюджета оплат по закупленным и планируемым к закупке в следующем
месяце ТМЦ - составление годового бюджета по закупаемым ТМЦ на следующий год
- выполнение иных поручений начальника отдела - перед уходом в отпуск или отъездом
на командировку - составление в письменном виде плана работ на период
отсутствия и предоставление начальнику отдела закупок
|
Примечание - источник [внутренний ресурс предприятия ОАО
"Керамин"].
Таким образом, мы видим, что отдел закупок выполняет пять основных
функций, а для их выполнения введены соответствующие должностные обязанности
логиста отдела закупок.
Изучив и проанализировав возрастной, половой, образовательный состав
работников отдела закупок ОАО "Керамин", стало возможным предоставить
данные в виде таблицы 2.2.
Таблица 2.2 - Состав работников, выполняющих логистические функции
Наименование показателя
|
Кол-во работников, выполняющих логистические функции
|
С высшим экономическим образованием
|
12
|
С высшим техническим образованием
|
9
|
Со средним специальным образованием
|
7
|
Женщин
|
11
|
Мужчин
|
17
|
В возрасте до 30 лет
|
7
|
В возрасте 31-45 лет
|
14
|
В возрасте 46-55 лет
|
7
|
Таким образом, можно сделать вывод, что в отделе закупок по количеству
преобладают специалисты мужского пола. Из таблицы видно, что в отделе больше
работников с высшим экономическим образованием. Также можно наблюдать, что
основная масса работников отдела находится в возрасте 31-45 лет.
Ключевую роль в работе предприятия играет система доставки и хранения
сырья, материалов, комплектующих и оборудования.
Доставка на предприятие производится ж/д либо автотранспортом в
зависимости от размера заказываемой партии.
На балансе отдела закупок находятся: склады сырья, склад картонной тары,
спецодежды, поддонов, центральный материальный склад, металлосклад, склад ГМС и
автовесовая. Кроме того, отдел закупок обслуживает склад временного хранения
(СВХ) зоны временного таможенного контроля (ВЗТК).
Для удобства анализа различных по виду складов ОАО "Керамин"
приведем данные в таблицу 2.3.
Таблица 2.3 - Краткая характеристика складов ОАО "Керамин"
Склад
|
Тип склада
|
Доставка в склад
|
Разгрузка
|
Склад сырья
|
открытый
|
Глины, каолины, полевые шпаты доставляются в склад при
помощи ж/д транспорта - "полувагонами"
|
Разгрузка производится грейфером
|
Склад поддонов (610 м2)
|
открытый
|
|
Разгрузка производится вилочными электропогрузчиками
|
Склад картона (930 м2)
|
крытый
|
Доставка в склад при помощи ж/д и автотранспорта
|
Разгрузка производится погрузчиками
|
Центральный склад (450 м2)
|
крытый
|
Доставка в склад при помощи автотранспорта
|
Разгрузка ручная + погрузчики
|
Склад готовой продукции (не менее 2000 м2)
|
|
|
Отгрузка производится ж/д и автотранспортом
|
Склад металла (940 м2)
|
|
|
Разгрузка - мостовой кран + погрузчик
|
Примечание - источник [внутренний ресурс предприятия ОАО
"Керамин"].
Что касается склада сырья, то подача в массозаготовительные отделения
производится погрузчиками.
Для управления складскими запасами и эффективного решения краткосрочных и
долгосрочных целей на ОАО "Керамин" используется следующие логистические
концепции.
Метод FIFO
Метод оценки запасов по себестоимости первых по времени закупок,
"first in - first out" - "первым поступил, первым
использован" - на производство (в реализацию) сначала списываются запасы в
количестве первой партии и по цене первой партии, затем списываются материалы в
количестве второй партии и по цене второй партии и так далее, пока не будет
списано общее количество израсходованных за месяц запасов.
Метод FIFO основан на допущении, что запасы вступают в производство или
реализуются в том порядке, в котором они поступили на предприятие. Значит,
списываться запасы должны по себестоимости соответствующих партий в
хронологическом порядке их поступления. В условиях инфляции метод FIFO
обусловливает занижение стоимости отпущенных в производство ресурсов, завышение
их остатка в балансе и, следовательно, - завышение финансового результата от
основной деятельности и улучшение финансовых показателей предприятия. Поэтому
данный метод рекомендуется к использованию, если предприятие желает привлечь
дополнительных инвесторов. [3]
Метод LIFO
Метод оценки запасов по себестоимости последних по времени закупок,
"last in - first out" - "последним поступил, первым
использован" - на производство (в реализацию) сначала списываются запасы в
количестве последней поступившей партии и по цене последней партии, затем
списываются материалы в количестве предпоследней партии и по цене предпоследней
партии и так далее, пока не будет списано общее количество израсходованных за
месяц запасов.
Метод LIFO предполагает первоочередное списание запасов в производство
или реализацию последних поступивших партий. Здесь используется предположение,
что все поступающие на предприятие запасы как бы складываются в одну стопку
друг на друга и получается так, что запасы поступившие первыми "лежат
ближе" и их в первую очередь и пускают в производственный или
реализационный процесс. Благодаря этому обеспечивается завышение стоимости
израсходованных на производство или реализованных ценностей, занижение их
остатка на конец месяца, а значит снижение прибыли и ухудшение финансовых
показателей предприятия. Поэтому данный метод рекомендуется использовать, если
предприятие стремится к снижению налога на прибыль. [3]
Оптимизация материального потока
Проблема оптимизация материального потока от источника возникновения до
конечного потребителя в настоящее время в нашей стране является первоочередной.
Движение материального потока складывается из перевозки товарно-материальных
ценностей (ТМЦ), его составляющих и остановок ТМЦ на складах и рабочих местах в
виде запасов. Оптимизация движения материального потока в логистике, таким
образом, складывается из оптимизации транспортировки ТМЦ и оптимизации уровня
запасов различных видов на различных этапах развития бизнес-процессов. При этом
расчеты размеров запасов ТМЦ, находящихся на транспортных средствах, относятся
к решению задач оптимизации уровня запасов.
Проблема оптимизации уровня запасов встает в связи с общеизвестной
проблемой содержания запасов.
В основе оптимизации уровня запасов лежит расчет оптимального размера
заказа (ОРЗ), восполняющего запас до оптимального уровня (см. рисунок 2).
Критерием оптимизации при этом является, как правило, минимум совокупных
затрат, связанных с запасом.
Рисунок 2 - Зависимость среднего уровня запасов от размеров заказов [4]
В состав общих затрат по созданию и поддержанию запасов входят: 1)
затраты на хранение запаса; 2) стоимость выдачи заказа; 3) стоимость закупки
партии, восполняющей запас, или стоимость заказа.
Формула Уилсона
[4]
где:- оптимальный объём одной партии по позиции [штук];- стоимость
доставки одной партии от поставщика [рублей];- спрос на позицию [штук за
период];- затраты на хранение одной единицы позиции [рублей за штуку за тот же
период].
До оптимизации объёма партии поставки.
Ещё до начала работ по расчёту оптимального объёма
партии, система закупок должна работать слажено, чётко прогнозируя спрос,
осуществляя заказ позиции только тогда, когда это необходимо, а не раньше или
позже, и в таких количествах, в которых имеется текущая потребность
предприятия. Если этого нет, то оптимизировать объём партии заказа - по сути,
калибровать систему закупок - преждевременно, сначала эту систему закупок надо
создать. Главными пунктами такой системы должны стать:
) Прогнозирование спроса на товары.
Должна существовать модель прогнозирования спроса,
учитывающая сезонность, предыдущее использование товара или услуги, тренды,
информацию, предоставленную при участии клиентов и продавцов и др.
) Определение точки заказа.
Заказ поставщику не должен осуществляться, пока
остаток какого-либо товара на складах не достиг критического уровня,
достаточного только для того, чтобы обеспечивать продажи на нужном уровне
удовлетворения спроса складскими остатками до осуществления нового заказа.
) Определение потребности предприятия в
позиции.
Заказ должен быть таким, чтобы обеспечить продажи на
нужном уровне сервиса до учета следующего за текущим заказом.
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию логистической деятельности ОАО
"Керамин"
Отдел закупок входит в службу снабжения ОАО "Керамин". Сильной
стороной этого отдела является оперативность выполнения поставленных задач,
основанная как на специальных знаниях, полученные в разных областях, так и на
практическом опыте сотрудников в сфере закупок, понимании степени необходимости
и срочности обеспечения непрерывного производственного процесса и хозяйственной
деятельности. Слабой стороной является зависимость от своевременности обращения
с заявками подразделений ОАО "Керамин", отсутствие четкого прогноза и
планирования завоза некоторых материалов из-за часто меняющегося плана
производства и как следствие образование запасов на складах, в которых в
конкретный момент нет потребности.
Для эффективного функционирования закупочной логистики предприятию
необходимо иметь информацию о том, какие именно материалы необходимы для
производства продукции. Такая информация содержится в плане закупок, главной
целью которого является обеспечение согласованности действий всех подразделений
предприятия по решению таких задач снабжения, как определение потребности и
расчет количества заказываемых материальных ресурсов; определение метода
закупок и заключение договоров на поставку материальных ресурсов; организация
контроля за количеством, качеством, сроками поставок и организация размещения
материальных ресурсов на складе. [5, с. 51]
Чтобы не создавать не нужных запасов на складах нужно оптимизировать
завоз некоторых материалов на предприятие с помощью централизованной доставки,
при которой предприятие-поставщик и предприятие-получатель создают единый
орган, цель которого - оптимизировать совокупный материальный поток. Для этого
разрабатываются схемы завоза продукции, определяются рациональные размеры
партий поставок и частота завоза; разрабатываются оптимальные маршруты и
графики завоза продукции, создается парк специализированных автомобилей и
выполняется ряд других мероприятий.
Преимуществами централизованной доставки является:
Ø повышение степени использования транспорта и складских
площадей;
Ø оптимизация товарных запасов у производителя и потребителя
продукции;
Ø повышение качества и уровня материально-технического
обеспечения производства;
Ø оптимизация размеров партии поставок продукции;
Ø отсутствие административного дублирования;
Ø лучший контроль за выполнением обязательств по закупкам.
Порядок
подготовки централизованных перевозок.
Централизованные перевозки эффективны при вывозе или завозе больших
объемов грузов при относительно мелких отправках. В этом случае появляется
возможность более четкого планирования работы погрузочно-разгрузочного пункта,
за счет концентрации управления.
При подготовке централизованных перевозок необходимо выполнить следующие
действия:
Ø Провести обследование грузопотоков и выявить среди них
наиболее стабильные;
Ø Заключить договоры на перевозку грузов и
транспортно-экспедиционные услуги;
Ø Выбрать метод выполнения централизованных перевозок;
Ø Разработать типовые маршруты перевозки грузов;
Ø Проверить соответствие погрузочно-разгрузочных машин
обрабатываемым грузопотокам и условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ
требованиям охраны труда. Разработать совмещенные графики работы
автотранспортного средства и погрузочно-разгрузочных работ;
Ø Выбрать тип и рассчитать необходимое количество автомашин.
При необходимости заключить договоры на использование автомобиля с другой
автотранспортной организацией;
Ø Выбрать методы контроля работы автомашины. При необходимости
совместно с грузовладельцами организовать линейные диспетчерские пункты;
Ø Выбрать форму и установить порядок расчетов за перевозки.
Администрация организации, осуществляющей централизованные перевозки,
должна систематически контролировать работу автомобиля на объектах и принимать
совместно с руководством обслуживаемых организаций меры по улучшению процесса
транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, а также устранению выявленных
нарушений.
Эффективность централизованных перевозок складывается в основном из
следующих факторов:
Ø повышение коэффициента использования пробега за счет
оптимизации маршрутов движения автомобиля;
Ø повышение коэффициента использования грузоподъемности при
перевозке мелкопартионных грузов за счет подгруппировки;
Ø снижение времени на погрузку за счет более четкой организации
работ.
Улучшение перечисленных технико-эксплуатационных показателей позволяет
снизить потребность в ПС или выполнить больший объем транспортной работы.
Наиболее совершенным способом организации
автомобилепотоков грузов с предприятий является маршрутизация перевозок.
Разработка маршрутов доставки грузов должна учитывать:
) специфику географической зоны, в пределах которой
осуществляется обслуживание;
) расположение потребителей в зоне обслуживания;
) возможности использования транспортных средств
Разработка маршрутов позволяет сократить простои
автомобилей под погрузкой и разгрузкой, а также высвободить значительные
материальные ресурсы у потребителей. В условиях, когда разработанные маршруты,
определены и соблюдаются сроки поставки, производственные запасы потребителей
могут сокращаться в 1,5-2 раза. Вместе с тем, маршрутизация перевозок позволяет
повысить производительность автомобилей и, следовательно, уменьшение количества
подвижного состава, поступающего на предприятие при том же объеме перевозок.
Методы маршрутизации перевозок делятся на маршрутизацию перевозок
помашинных отправок и маршрутизацию перевозок мелких партий грузов, а в
зависимости от использования математического аппарата они делятся на методы,
основанные на моделях математического программирования, и на методы, основанные
на алгоритмах задач теории расписаний. Для разработки маршрутов используют
экономические и математические методы, методы сетевого планирования,
практические материалы и иные источники. Конечным результатом должен стать
документ, характеризующий согласованный график работы сбытовых, транспортных
организаций и предприятий.
Современные экономико-математические методы планирования являются
средством, дающим основу для решения многих трудных проблем планирования и
управления. Применение информационных технологий позволяет осуществлять расчеты
по составлению оптимальных планов, выбирая наилучший вариант из огромного числа
возможных.
В период централизованного управления экономикой планирование перевозок
между производителями и потребителями продукции успешно осуществлялось в рамках
задач: транспортной и маршрутизации. В этот период основной идеей транспортной
задачи было рациональное с точки зрения затрат на перевозку закрепление
потребителей за поставщиками (в основном перевозки массовых грузов:
строительных, с/х и т.д.). Целью маршрутизации перевозок была минимизация общего
пробега автомобиля в течение смены.
При составлении графика доставки необходимо учитывать следующие условия:
. Наличие необходимой продукции на складских комплексах, предприятиях
оптовой торговли.
. Наличие транспортных средств для обслуживания складского комплекса,
предприятий оптовой торговли с учетом перевозимой продукции и средней загрузки
автомобиля.
Расчет должен быть произведен не только на ходовое количество
транспортных средств, а и на запас в случае поломок и других обстоятельств.
. Потребители продукции должны обеспечивать своевременный прием продукции
и разгрузочные работы.
С практической точки зрения наши действия должны выглядеть следующим
образом:
. Производим анализ использования транспортных средств, обслуживающих
предприятие. Здесь необходимо:
Ø определим динамику изменения объема перевозок и удельный вес
перевозок;
Ø проанализируем технико-эксплуатационные показатели работы
автотранспорта при перевозке продукции;
Ø определим неравномерность вывоза и ввоза;
Ø продукции на складской комплекс за определенный период
времени (квартал, месяц);
Ø определим возможности по погрузочным работам на складском
комплексе и выгрузочным у потребителя.
2. Определяем потребителей продукции
Здесь необходимо выделить постоянных потребителей, сезонных и временных.
Составляем карточку потребителя, в которую заносим его данные.
. Определяем суточный объем поставок продукции.
Суточная поставка определяется путем деления годовой потребности
потребителей на число дней в году. После этого полученные данные согласовываем
с потребителями.
. Составляем карту дислокации потребителей, предприятий оптовой торговли
и автотранспортных предприятий.
Этот этап выполняем с помощью карты города, на которую наносим координаты
потребителей продукции, само предприятие и обслуживающее его автотранспортное
предприятие.
. Определяем расстояния перевозки груза (с предприятия до потребителей).
После нанесения на карту дислокации потребителей, предприятия и
автотранспортного предприятия, определяем расстояния перевозки с базы и складов
потребителей. Обосновывают среднее расстояние перевозки продукции с предприятий
к потребителю.
. Группируем потребителей по направлениям и величине поставок.
Группировка по направлениям дает возможность определить грузопотоки в
различные районы города. Объемы перевозок в различные районы определяют
составлением картограмм.
. Обосновываем и выбираем тип подвижного состава для перевозки продукции.
Выбору типа подвижного состава должен предшествовать тщательный анализ
характера и условий перевозок. В данном случае наша цель - обеспечение полного
и качественного удовлетворения нужд фирм и снабженческо-сбытовых организаций в
перевозках при наиболее эффективном типе подвижного состава.
. Рассчитываем рациональный маршрут.
Здесь мы делаем выбор в пользу маятниковой или кольцевой схемы движения.
. Составляем согласованные графики доставки продукции потребителям и
разрабатываем показатели экономического стимулирования работников, участвующих
в транспортном процессе.
Математическая постановка задачи маршрутизации зависит от типа маршрута.
Заключение
Еще несколько лет назад понятие "логистика"
было абсолютно новым как для бизнеса вообще, так и для промышленных предприятий
в частности. Сейчас необходимость логистики очевидна. Она охватывает вопросы
управления движением материальных потоков в сферах производства и обращения, на
микро- и макроуровнях.
На основе представленной информации можно сделать
вывод о высокой значимости логистики в области организации деятельности
предприятия. Логистика позволяет оптимизировать производственный процесс за
счет рационального использования ресурсов предприятия и сведению к минимуму
издержек, что в конечном счете приносит предприятию эффект в виде экономической
прибыли, а также позволяет повышать качество производимой продукции или
предлагаемых услуг.
Однако для дальнейшего развития и эффективного
функционирования предприятия необходимо постоянно совершенствовать
логистическую деятельность, в частности, отдел закупок. Для этого требуется
применение централизованной системы доставки, которая в свою очередь повлечет
за собой ряд изменений в области разработки новых схем завоза продукции,
маршрутизации, разработки новых программ за контролем специализированных
автомобилей и другие мероприятия.
При осуществлении закупок централизованным путем
создается отдел с полномочиями совершать закупки в интересах всех отделов.
Такая система закупок имеет большое количество преимуществ, поэтому почти все
предприятия, за исключением самых мелких, используют централизованных подход к
совершению закупок.
Список использованных источников
1. Керамин.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.keramin.com. - Дата доступа:
10.09.2014
. Минский
городской исполнительный комитет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://minsk.gov.by. - Дата доступа: 10.09.2014
. Внутренний
ресурс ОАО "Керамин"
. Стерлингова
А.Н. Оптимальный размер заказа, или Загадочная формула Вильсона // Логистик
&система. -2005. - С.62-71. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru. - Дата доступа: 10.09.2014
. Курочкин
Д.В. Логистика: курс лекций / Д.В. Курочкин. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск:
ФУАинформ, 2012. - 272 с.
. Утицких
Е.А. Методы маршрутизации перевозок // Научные конференции, научные журналы
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com. - Дата доступа:
09.12.2014