Логистика как фактор конкурентоспособности национальных предприятий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,98 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Логистика как фактор конкурентоспособности национальных предприятий

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Логистический менеджмент как основа системной устойчивости предприятия

Взаимодействие логистики с фирменными функциональными сферами

Повышение конкурентоспособности предприятия путем воздействия логистики на доходы и расходы

Повышение эффективности деятельности национальных предприятий

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Главным условием проведения внешнеэкономической операции является ее эффективность. Выгодным проведение внешнеэкономической операции может оказаться лишь при условии очень тщательной проработки операции высококвалифицированными специалистами компании, а при необходимости и специализированной консалтинговой фирмы.

Положительное решение на проведение конкретной внешнеэкономической операции может быть принято при условии, что она в достаточной степени, во-первых, эффективна, а во-вторых, безопасна. Руководителям и специалистам компаний, осуществляющих экспортно-импортные операции, нелишне знать, что чаще всего проблемы возникают внезапно и вопреки ожиданиям с теми внешнеэкономическими операциями, которые проводились без тщательной оценки их эффективности. Как показывает практика, предприятия нередко несут значительные убытки из-за недостаточного технико-экономического обоснования эффективности, отсутствия в нем оценок объективно существующих рисков и не оптимальности схем проведения операций.

Логистические системы являются жизненно важным компонентом повышения эффективности внешнеэкономических операций.

Концепция логистической системы внешнеэкономической операции связана с проблемами обеспечения материальных ресурсов, поставок товаров, а основная логистическая функция предусматривает оптимизацию затрат и повышение эффективности внешнеэкономической операции. Что, в свою очередь, неразрывно связано с задачами прогнозирования, оценки рисков внешнеэкономической деятельности на основе спроса, оптимизации поставок и запасов, с проблемами информационного обеспечения, сбыта, а также тщательной проработки вопросов таможенного оформления с учетом пошлин, налогов и т.д.

Важным достоинством создания логистических цепей является сознательное использование механизмов перераспределения риска.

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА СИСТЕМНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В современный экономический лексикон наряду с понятием «логистика» вошло понятие «логистический менеджмент», одна из трактовок которого представляется как «совокупность средств и форм управления снабжением, производством и сбытом для достижения стратегических, тактических и оперативных целей и задач фирмы». Вторая трактовка понятия логистический менеджмент - это персонал фирмы, управляющий логистическим процессом.

Логистический менеджмент в первом понимании представляет собой «синергию основных управленческих функций (организации, планирования, контроля, анализа и др.) с логистическими функциями для достижения целей формируемой системы фирмы».

Топ-менеджмент - высший управленческий персонал (президент компании по логистике, директор по логистике, начальник отдела логистики и т.п.);

Средний управленческий персонал - руководители структурных подразделений отдела логистики, логистические менеджеры среднего звена с большим опытом работы, координаторы функциональных областей логистики или ключевых логистических функций, аналитики, ведущие логистические менеджеры;

Управленческий персонал низшего звена службы логистик: логистические менеджеры с небольшим опытом (стажем) работы, инженеры-логисты, аналитики-статистики, вспомогательный персонал.

Назначение логистического менеджмента состоит в подержании корпоративной стратегии фирмы с оптимальными затратами ресурсов, а также обеспечение «системной устойчивости фирмы на рынке за счет сглаживания внутренних противоречий между подразделениями закупок, производства, маркетинга, финансов, продаж и оптимизации межорганизационных взаимоотношений с поставщиками, потребителями и логистическими посредниками». В развитии организационного обеспечения логистики можно выделить три этапа: фрагментация, функциональное агрегирование и процессная интеграция. На этапе фрагментации происходит выделение отдельных функциональных структурных подразделений и закрепление за ними функций логистического менеджмента. Функциональное агрегирование подразумевает появление линейных, функциональных и штабных структур логистики, формирование отделов логистики и персонала высшего логистического менеджмента. Появление интегральных логистических менеджеров, формирование матричных и проектно-ориентированных структур, альянсов и глобальных структур - это характерные особенности процессной интеграции.

В логистическом администрировании особе значение придается межфункциональной логистической координации, под которой понимается согласование деятельности подразделений фирмы по параметрам конфликта, относящихся к логистике, при управлении деятельностью фирмы в целом. Параметрами конфликтных ситуаций, требующих логистической координации, наиболее часто являются: периодичность закупок, продолжительность цикла доставки, уровень создаваемых запасов, величина закупаемой партии, тара и товароноситель, ассортимент грузовой единицы, набор предоставляемых услуг и качество сервиса.

Развитие процессной интеграции потребовало выполнение функций по межорганизационной логистической интеграции, которые стали выполнять интегральные логистические менеджеры. Межорганизационная логистическая интеграция - это согласование действий фирмы, поставщиков, потребителей, логистических посредников для достижения целей логистической системы.

Цели организационной интеграции контрагентов логистической системы направлены, прежде всего, на согласование действий всех звеньев логистической системы, устранение и предотвращение конфликтных ситуаций между фирмой и ее «тремя сторонами». Достижение целей межорганизационной интеграции находятся в зависимости от качества планирования, интегрированного циклом выполнения заказа потребителя. Интегрированные логистические планы выстраиваются на основе стратегии логистики предприятия, требований потребителей к качеству логистического сервиса, бюджетных, ресурсных и других ограничений.

Одной из важнейших функций логистического менеджмента является функция контроллинга - функция логистического администрирования, направленная на измерение результатов управления логистикой.

Маркетинговую концепцию определяют как предпосылку становления логистики, поэтому на ранних этапах логистика трактовалась как сопровождающая и обеспечивающая маркетинговые усилия компаний сфера деятельности. Затем, развиваясь, логистика как вид управленческой деятельности приобретала самостоятельность, то есть стала выходить за границы сферы маркетинга, и это побудило исследователей разделить целевую, объектную и предметную области маркетинга и логистики.

С развитием менеджмента, появлением концепции управления цепями поставок, ориентацией организации на процессы четко обозначается разница между задачами и единство общих целей маркетинга и логистики. Маркетинг формирует возможные пути развития организации с учетом всестороннего анализа рынков и потребителей, стимулирует продажи, а логистика создает конкурентные преимущества за счет гибких методов управления транспортировкой, складированием, запасами, сервисом, физическим распределением товаров, закупками материалов и др. При этом на первый план выходят не вопросы разделения функций и задач, а сотрудничество между маркетингом и логистикой на основе союза. Логистическая миссия, определяющая действия и решения в области логистики предприятия, трактуется следующим образом: обеспечение нужного продукта в необходимом количестве соответствующего (заданного) качества в нужном месте в установленное время конкретному потребителю с минимальными затратами.

Логистическая стратегия формируется на основе логистической миссии и корпоративной стратегии. Логистическая стратегия показывает, как можно реализовать стратегии более высокого уровня, и эффективность логистической стратегии оценивается по тем параметрам, которые заложены в общей стратегии организации. В стратегическом менеджменте выделяют три основных вида стратегий (по М. Портеру):

Организации, выбирающие первый тип стратегий, ставят перед собой задачу снизить затраты, следовательно, логистическая стратегия организации будет построена на основе минимума логистических затрат. Организации, выбравшие второй и третий вид стратегий, делают ставку на качество обслуживания, которое стремятся максимально улучшить, при этом ограничением являются логистические затраты. Наиболее распространенными видами логистических стратегий являются стратегии минимизации логистических затрат, повышения качества логистического сервиса, минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру и стратегия логистического аутсорсинга.

Основные комплексные показатели результативности логистической деятельности - это показатели общих логистических затрат, качества логистического сервиса, производительности и эффективности инвестиций в логистическую инфраструктуру. Эти показатели лежать в основе сбалансированной системы показателей.

Логистические затраты состоят из затрат на выполнение логистических операций, затрат на управление рисками в логистической системе и затрат на логистическое администрирование. Показатели качества логистического сервиса - это полнота выполнения заказа, число возвратов товаров, сохранность поставляемой партии, продолжительность логистических циклов и др. Общий показатель, на основании которого можно оценить качество логистического сервиса - процент «совершенных» заказов. Производительность - это объем логистической работы, выполненной техническими средствами, оборудованием, персоналом в единицу времени.

Важную роль в реализации сбалансированной системы показателей играют ключевые показатели эффективности ( KPI - Key Performance Indicator ). Показатели - это своего рода язык, на котором можно формализовать стратегии развития и строить гипотезы. Важно подчеркнуть, что KPI выделяются из общего множества расчетно-оценочных показателей тем, что они соответствуют стратегии организации, адекватно отражают степень эффективности операционных и функциональных (обслуживающих) процессов в совокупности.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГИСТИКИ С ФИРМЕННЫМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ СФЕРАМИ

Логистика и маркетинг взаимодействуют в области сбыта продукции, логистика отвечает за распределение реализуемой продукции, а маркетинг занимается методами реализации продукции. Концепция маркетинга - «цена - продукт - продвижение - место». Логистический менеджмент имеет прямое отношение к ценовой категории бизнеса, потому что влияет на уровень производственных издержек (минимизирует их) и влияет на цену продукции.

Маркетинговая категория «продукт» непосредственно исследуется логистикой как продуктовые характеристики и особенности продукции, ассортимент. Ассортимент, определяемый маркетинговыми методами, влияет на структуру логистических цепей, количество посредников, выбор основного канала товаропродвижения, организацию грузоперевозок, складские операции и т.д.

Упаковка в маркетинге играет роль метода продвижения товар на рынок: чем привлекательнее упаковка, тем привлекательнее товар, метод рекламы, большое значение отдается внешнему виду упаковки. Для логистики упаковка - это метод защиты товара от порчи и повреждения в процессе транспортировки и погрузки. При этом важными являются габаритные размеры упаковки, надежность, сохраняемость, желательно полное использование объема.

С позиции «место» маркетинг решает вопрос, где реализовывать продукцию, а логистика относится к этой категории, решая проблему, кому реализовывать продукцию - оптовым или розничным посредникам или конечному потребителю.

Взаимодействие логистики и оперативного менеджмента обозначено при решении вопроса о персонале. Логистическая система не может функционировать без управления персоналом. Для развития нормальной логистической системы необходимо подобрать квалифицированные кадры, произвести расстановку, обучение, повышать квалификацию и организовать управление. Логистика и инновационный и инвестиционный менеджмент, взаимодействуя, образуют область взаимных интересов в технической и технологической сферах. Внедрение новых технологий приводит к уменьшению длительности производственного цикла и совершенствованию готовой продукции, снижению количества отходов и т.д. Инвестирование средств информации, коммуникации и вычислительной техники приводит к принятию более эффективных решений.

Логистика и финансовый менеджмент взаимодействуют, решая вопросы об объеме и оборачиваемости оборотного капитала организации. Основную часть оборотного капитала составляют средства, вложенные в запасы производственных ресурсов на складах, поэтому логистика, управляя запасами, имеет прямое влияние на ускорение оборачиваемости капитала и высвобождения финансовых средств для вложения его в производство и обслуживание. Логистическая концепция затрат (минимизация совокупных затрат) прямо относится к управлению финансами на предприятии, при этом делается акцент на поиск новых решений снижения затрат на всех стадиях производства.

Логистика связана с бухгалтерской отчетностью, эта связь позволяет проследить уровень затрат на каждом уровне производства и в совокупности. Взаимодействие бухучета и логистики позволяет учитывать, контролировать и анализировать финансовые потоки.

Управление качеством и система сервиса взаимодействуют с логистикой на этапе формирования внешних связей с клиентами. Качественную продукцию легче реализовать.

Логистика играет интегрирующую роль между многими сферами производства и составляет из них единую логистическую систему, которая рассматривает взаимоотношения между поставщиками, производителями и потребителями как единое целое во всех стадиях производства и реализации.

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛОГИСТИКИ НА ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

Логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков фирм. Поэтому соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм. Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. Хозяйственная практика свидетельствуют о том, что определить количественные показатели влияния логистики на повышение конкурентоспособности фирм весьма сложно. Иногда это удаётся сделать лишь при соблюдении следующих условий:

При наличии хорошо отлаженной учётно-информационной системы;

При проведении комплексного анализа доходов и расходов всех структурных подразделений фирмы и всех участков логистической цепи, основанного на единой методологии исчисления издержек;

При условии определения доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

У фирм, принявших логистическую концепцию, наблюдается улучшение показателя отношения прибыли к инвестированному капиталу (инвестированный капитал делят на основной и оборотный):

стоимость элементов логистической системы (транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, склады), если они принадлежат фирме, является частью ее основного капитала.

логистические операции и решения самым тесным образом связаны с различного рода запасами, счетами дебиторов и наличностью, представляющими собой не что иное, как оборотный капитал.

Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис).

Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий. Очень часто 50% и более оборотного капитала фирм приходится на запасы. Поэтому логистический фактор, воздействующий на инвестированный капитал, в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровня запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения.

Аренда многими фирмами транспортных средств, складов и других элементов логистической системы превращает их для арендатора из основного капитала в текущие расходы, что нужно учитывать в логистической деятельности.

В настоящее время при рассмотрении вопросов о конкурентоспособности фирм исходят из 2 положений:

производство по минимальным издержкам уже не является единственной целью производителя;

ценовая конкуренция перестала быть единственной формой конкурентной борьбы.

Поэтому концепция конкурентоспособности фирмы предусматривает получение конкурентного преимущества путём дифференциации общего предложения компании за счёт повышения качества и расширения масштабов предлагаемых клиенту логистических услуг.

Механизм повышения конкурентоспособности фирмы на основе логистики: Характерна рыночная ситуация, когда: в рамках конкретной отрасли изделия или услуги отличаются высокой степени сопоставимости; изделия широко известны широкому кругу потенциальных покупателей; продажная цена изделий носит фиксированный характер.

Правила конкуренции:

а) задаётся максимальный уровень цены;

б) издержки производства у различных производителей не одинаковы;

в) издержки производства зависят от накопленного опыта.

Компании стремятся повысить производительность логистической деятельности в целях сокращения издержек и повышения конкурентоспособности. Прибегают к рационализации логистической деятельности, но уровень логистической услуги сохраняется прежним. Через определённое время, получив прибыль от рационализации логистической деятельности, руководство компании осознает, что подобную рационализацию становится осуществлять сложнее и компания ищет другие пути.

Нововведения связаны с уровнем услуги, сопутствующей товару, а также с заменой товара услугой. Происходит дифференциация. Дифференцировать предложение логистика может посредством перехода от еженедельных к ежедневным поставкам или путём расширения логистической деятельности при переходе от производства товара (автомобили) к содержанию или эксплуатации парка автомобилей.

Если на первом этапе критерием были цены товаров при одинаковом их качестве, то на втором этапе - качество логистических услуг. С течением времени процесс внедрения нововведений постепенно распространяется на все компании данной отрасли и наступает третий этап.

Восстановление исходной ситуации, но на иной основе. В результате приоритетное значение вновь приобретает снижение издержек, но уже применительно ко всем предлагаемым компанией товарам и услугам. В реальности ни один из этапов не приводит к стабилизации ситуации на длительный период. Погоня за конкурентоспособностью ведет к постоянному внедрению нововведений, что заставляет постоянно переосмысливать структуру предложения товаров.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Поиск предприятиями торговой отрасли направлений развития, обеспечивающих им существенные преимущества перед конкурентами и формирующих высокий уровень конкурентоспособности, является весьма важным аспектом эффективного развития этих предприятий. Одним из таких направлений является внедрение коммерческой логистики в деятельности торговых предприятий как инструмента повышения эффективности функционирования и обеспечения стабильности и экономического роста

Конкурентоспособность в отношении торгового предприятия рассматривается:

как возможность торгового предприятия достигать конкурентных преимуществ и удерживать их на определенном уровне;

как состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения торговым предприятием своих функциональных обязательств в условиях противостояния конкурентов;

как возможность в процессе соперничества достигать лучших результатов за счет внедрения новых технологий;

как определение положения торгового предприятия относительно конкурентов.

На основании вышеизложенного следует отметить, что конкурентоспособность является одним из весомых показателей состояния торгового предприятия, которое определяет перспективы его дальнейшего развития, возможность достижения стратегических целей и задач, и способность сохранять свои позиции на потребительском рынке или изменять их в процессе адаптации к изменчивости внешней и внутренней среды функционирования предприятия.

В систему факторов, обеспечивающих конкурентоспособность торговых предприятий, кроме факторов внешней и внутренней среды, уровня удовлетворения потребностей потребителей, следует включить эффективность коммерческой логистики.

Совокупный эффект от внедрения коммерческой логистики на предприятиях розничной торговли объясняется возникновением весьма ценной для рынка способности обеспечивать потребителя необходимыми товарами необходимого качества в необходимом количестве, в нужное время, в нужном месте и с минимальными затратами. Влияние логистического подхода на эффективность функционирования торгового предприятия представляет собой способность логистической системы при существенном развитии рыночных отношений, современных технологий и при установленной структуре этой системы достичь принципиально возможного минимума затрат на продвижение товаров. Это и определяет отдачу от логистики за счет улучшения параметров, в частности времени продвижения товарных потоков через технологические цепочки.

Из сказанного выше вытекает, что для оценки эффективности функционирования логистической системы в целом и эффективности коммерческой логистики, в частности, необходимым условием является процедура измерения результатов управленческих решений. Измерение результатов управления коммерческой логистикой (количественная мера степени эффективности выполнения логистических операций и функций) подтверждает достижение целей логистической системы, поскольку обеспечивает обратную связь, необходимую для эффективного управления. В этом смысле измерение результатов внедрения имеет два аспекта:

во-первых, установление определенной системы мер (количественных и качественных показателей, критериев, шкал);

во-вторых, непосредственное измерение результата принятия управленческих решений.

Процесс измерения результатов зависит от целей управления, набора логистических функций, времени контроля и мониторинга в логистической системе.

Система основных измерений зависит от целей логистического управления (стратегических, тактических, оперативных) и базируется на комплексных показателях ее эффективности:

степени удовлетворения потребителей качеством обслуживания;

величины инвестиций в логистическую инфраструктуру;

полных и операционных логистических издержек;

продолжительности логистических циклов;

производительности логистической системы и т.д.

Процедура логистического контроллинга похожа на контроль параметров в технических системах и процессах. Сам процесс контроллинга заключается в постоянном или периодическом сравнении заданных характеристик и параметров с текущими значениями этих параметров. Трудности вызывает измерение многих показателей и характеристик количественно, когда как критерии принятия решений относительно управления являются преимущественно качественными.

Фокус процедуры контроля должен быть направлен на процесс или логистическую функцию. Входящими для процесса управления логистикой являются планы, нормативы и стандарты, которые в совокупности составляют некоторую надстройку логистической системы. Создав такую надстройку, логистический менеджмент сталкивается с влиянием внешней среды (изменение цен, тарифов, налогов, уровня инфляции, процентных ставок, законодательства) и изменениями в параметрах внутреннего состояния логистической системы. Эти изменения вызывают отклонения параметров логистической системы, которые определяются в результате сравнения в блоке мониторинга. По результатам мониторинга осуществляют коррективы на входе логистической системы с целью обеспечения эффективности на выходе.

Общие подходы к оценке эффективности заключаются в сравнении результатов с затратами. Поэтому следует согласиться, что экономическая эффективность торговой деятельности основывается на сравнении полученного дохода с величиной издержек обращения.

В соответствии с таким подходом можно определить эффективность внедрения коммерческой логистики в деятельность торгового предприятия по системе показателей, характеризующих качество работы в сравнении с уровнем логистических затрат.

Если взгляды относительно природы эффективности процессов практически совпадают, то в отношении формализованной методики ее оценки они различаются, а методика оценки исследуемой категории вообще практически не разработана. Чаще всего основным критерием эффективности считают минимизацию логистических издержек, связанных с большей степени с производством, чем с розничной продажей товаров.

Так, М.А. Окландер, рассматривая эффективность логистики производственного предприятия, предлагает уменьшить расходы путем создания логистической системы. В качестве логистических расходов, автор считает, следует принять те, что связаны с движением и хранением товарно-материальных ценностей при перемещении от первичного источника до конечного потребителя. Е. Крикавский показатель эффективности логистической системы сравнивает с оценкой эффективности совокупных затрат в логистической системе. Г.Г Лариной, В.Л. Пилюшенко, В.Н. Амитаном разработана методика логистической оценки деятельности крупного торгового предприятия. Д.А. Пруненко предлагает оптимизировать расходы производственного предприятия путем создания логистической системы, перечисляет логистические затраты и утверждает, что их расчет в нашей стране затруднен. Е. Федосеев, исследуя эффективность функционирования логистического склада, предлагает использовать функционально-стоимостной анализ затрат.

Учитывая вышеизложенное, следует констатировать, что мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что внедрение логистики позволяет существенно повысить эффективность деятельности предприятия, однако определиться с механизмом оценки эффективности коммерческой логистики на торговом предприятии на основании проанализированных подходов является проблематичным.

Из обзора литературы видно, что чаще всего эффективность логистики торгового предприятия, определяется по показателю снижения расходов путем создания логистической системы. В качестве логистических расходов принимаются расходы, связанные с продвижением товаров от поставщиков до конечного потребителя.

В соответствии с другим подходом, эффективность внедрения логистической концепции аккумулируется в таком показателе как логистическая эффективность, которая определяется параметрами относительного изменения общих издержек в зависимости от изменения логистических затрат. Соглашаясь с мнением автора, следует дополнить перечень показателей, обосновывающих эффективность коммерческой логистики на торговом предприятии, а именно:

сокращение запасов товаров;

рационализация тары и упаковки;

максимальное использование складских и торговых площадей;

ускорение оборачиваемости капитала за счет сокращения времени на процессы заказа товаров и их выполнение и экономии расходов покупателей на приобретение;

сокращение транспортных расходов путем оптимизации использования вида транспорта, маршрутов доставки и т.д.;

реализация эффективной системы складирования и оптимизация уровня запасов;

сокращение затрат на складирование товаров за счет снижения ручного труда;

структурное построение отдела логистики должно соответствовать принципу рациональности, апробированному к необходимости превращать один поток в другой или их комбинацию.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что общие подходы к оценке эффективности коммерческой логистики базируются на том, что коммерческая логистика соотносит отдачу (объем реализации товаров) и задействованные ресурсы (затраты). Отдача и затраты находятся в определенной взаимосвязи, который обусловлен особенностями характеристики торгового предприятия и особенностями потребительского рынка.

Для оценки эффективности коммерческой логистики важным является также сопоставление прибыли с издержками обращения. В этом случае логистические издержки выступают качественным показателем эффективности коммерческой логистики.

Предприятия заинтересованы наиболее полно отражать в логистических расходах затраты на закупку, управление запасами, складирование, подготовку товаров к продаже и продажу товаров и предоставление услуг. Исходя из того, что оценка эффективности предполагает наличие количественной информации, логистические затраты целесообразно характеризовать следующими показателями:

абсолютная сумма логистических затрат;

уровень логистических затрат (соотношение суммы логистических затрат и объема продаж в процентах);

эффективность использования ресурсов, рассчитанная как отношение объема продаж отчетного периода к логистических расходов этого же периода;

затратоемкость, которая характеризует уровнь логистических затрат по функциональным подсистемам коммерческой логистики.

Отметим, что такие показатели, как увеличение объемов продаж товаров, уровня рентабельности, ускорение оборачиваемости товаров, уменьшение товарных запасов, соблюдение режима экономии, повышение эффективности работы каждой подсистемы коммерческой логистики создают предпосылки для снижения уровня логистических затрат.

Уровень затрат предприятия зависит также от квалификации, профессионального состава работников и потенциала организаторов торгово-технологического процесса. Не менее важным является достаточная материально-техническая база, финансовые возможности, укомплектованный штат работников и желание что-либо менять.

Вышеуказанные факторы являются основой для определения системы показателей, с помощью которой можно осуществить оценку эффективности коммерческой логистики в целом и с функциональными подсистемами в частности. Для проведения оценки формируются частные, общие и интегральные показатели.

В соответствии с таким подходом обеспечение системной связи функциональных подсистем коммерческой логистики достигается за счет индикаторов эффективности, основанных на расчете относительных частных показателей. Данная система включает показатели, сгруппированные по функциональным подсистемам: закупка и управление запасами, складирование, транспортировка, обслуживание и предоставление услуг. Общие коэффициенты локальных эффектов определяются по каждому индикатору. Эффективность коммерческой логистики за конкретный период деятельности определяется интегральным показателем, который рассчитывается на основе значений общих коэффициентов с учетом весомости каждой функциональной подсистемы.

Для оценки качества обслуживания в исследованиях использованы такие частные показатели:

уровень рентабельности;

уровень логистических затрат;

доля товарного рынка предприятий-участников логистической системы;

доля численности работников, занимающихся логистическими операциями на торговом предприятии в общей численности работающих;

доля расходов на заработную плату работников, занимающихся логистическими операциями;

устойчивость ассортиментного предложения;

коэффициент широты ассортимента.

Современная логистика охватывает все процессы, в ходе которых осуществляется движение товаров, и сопутствующее движение информационных, финансовых и иных потоков. В соответствии с концепцией интегрированной логистики, необходимо объединение функционирования различных предприятий с целью повышения эффективности их совместного функционирования за счет оптимизации потоков.

Основным объектом регулирования интегрированной логистики выступает не отдельная фирма, а вся цепь поставок, как система всех организаций и видов деятельности, связанных с созданием конечной ценности товара или услуги. Таким образом, конкурируют не единичные предприятия, а интегрированные системы - цепи поставок, причем конкурентоспособность отдельного предприятия зависит от эффективности работы всей системы.

Наличие цепи поставок предполагает, что существует целая совокупность предприятий, состоящих друг с другом в отношениях по принципу поставщик товара, услуги - клиент, что традиционно приводит к возникновению своеобразного конфликта их интересов. Например, если для покупателя условия сделки выгодны, и он получает высококачественный товар по низкой цене, то для поставщика выполнение подобного контракта может вести к сокращению уровня прибыли или даже, в крайнем случае, к убыткам.

Эта ситуация неизбежно приводит к возникновению противоречий между сторонами: поставщик будет стремиться сократить свои расходы за счет более низкого качества поставляемых материалов или оказываемых услуг, а покупатель будет предъявлять к поставщику повышенно жесткие требования, оказывая на него постоянное давление. В конечном итоге результаты такого сотрудничества не будут устраивать ни одну из сторон. В интегрированной логистике максимальная выгода достигается всеми участниками цепи поставок, а конфликтные отношения заменяются партнерскими, направленными на достижение общих целей.

Преобразование сложившейся системы продвижения материальных и информационных потоков в части развития и углубления интеграционных процессов в цепи поставок обосновано только при условии наличия измеримого положительного результата. В качестве показателя изменения уровня конкурентоспособности за счет оптимизации потоков, на наш взгляд, целесообразно использовать уровень общих логистических затрат в цепи поставок, возникающих при продвижении товара от начального поставщика до конечного потребителя. При этом нельзя ограничиваться только уровнем расходов поставщиков, связанных с поставкой конечному потребителю, которые вместе с их прибылью находят свое отражение в цене продажи товара.

Даже, если в соответствии с условиями поставки товар доставляется непосредственно клиенту, он несет определенные затраты логистического характера, связанные с получением товара, его возможным хранением, подготовкой к потреблению и иные расходы. Именно совокупные логистические затраты вместе с прибылью поставщиков и иными расходами на осуществление хозяйственной деятельности (например, на производство товара) находят свое выражение в показателе «ценность» товара или услуги, образующаяся на выходе цепи поставок.

Данный подход, выражающийся в измерении эффективности функционирования цепи поставок на базе оценки уровня общих логистических расходов

Таким образом, можно сделать выводы, что оценка эффективности коммерческой логистики должна рассматриваться с позиции определения системы показателей для ее оценки, оптимизации отдельных функциональных подсистем и разработки стратегии повышения эффективности коммерческой логистики. В качестве индикаторов эффективности внедрения коммерческой логистики по функциональным подсистемам следует использовать систему частных показателей, определенных в соответствии с разными методиками, общих коэффициентов локальных эффектов по каждой функциональной подсистеме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для мирового рынка логистических услуг характерны некоторые тенденции. Во-первых, это глобализация, характерная не только для экономики в целом, но, прежде всего, для самого рынка логистики. Она вызвана изменениями требований владельцев товаров к логистическим операторам: более привлекательными поставщиками логистических услуг являются провайдеры, имеющие широкое поле деятельности, вплоть до глобальной зоны действия.

Во-вторых, следует отметить консолидацию (слияние, поглощение, сотрудничество) логистических провайдеров, которая вызвана, в том числе и предыдущей тенденцией: операторы вынуждены увеличивать ассортимент предоставляемых услуг, увеличивать территорию охвата логистических операций.

Тенденция слияния и поглощения распространяется и на российский рынок. Мировые лидеры, выходя на развивающиеся рынки, получают от поглощения местных компаний определенные выгоды: во-первых, это дешевле создания собственной инфраструктуры; во-вторых, приобретение экономит время вхождения на региональный рынок.

В-третьих, регионализация логистических цепей, которая обуславливает развитие логистических компаний, не выходящих на глобальный уровень, но при этом сфокусировавшихся на оптимизации обслуживания различных региональных торговых и сетей и промышленных предприятий. Поскольку в регионах находится большая часть потребителей, то сфера региональной логистики является достаточно привлекательной.

В-четвертых, это развитие информационных технологий как необходимый элемент повышения уровня логистического сервиса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

конкурентоспособность национальный логистика

Аникин Б.А. Логистика. М.: ИНФРА-М, 2011.

Гражданский А.М. Основы логистики. М.: ИВЦ "Маркетинг", 2010.

Терешкина Т.Р. Основы логистики: учебное пособие - 3-е изд. - СПб.: Изд-во СПбГТУРП, 2010.

Терешкина Т.Р., Румянцев А.В. К вопросу о конкурентоспособности // Молодежь, образование и наука XXI века: тез. докл. регион. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. - СПб.: Изд-во СПбГТУРП, 2011.

Похожие работы на - Логистика как фактор конкурентоспособности национальных предприятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!