Резервный фонд РФ: состояние, тенденции, перспективы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    136,87 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Резервный фонд РФ: состояние, тенденции, перспективы

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Кафедра финансов и банковского дела







Курсовая работа по дисциплине

ФИНАНСЫ

на тему: «Резервный фонд РФ: состояние, тенденции, перспективы»


Выполнила: Цыплова Светлана Андреевна







Санкт-Петербург 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Современное состояние резервного фонда Российской Федерации

.1 Теоретические аспекты функционирования Резервного фонда Российской Федерации

.2 Нормативно-правовая база регулирования Резервного фонда Российской Федерации

Глава 2. Особенности развития резервного фонда Российской Федерации

.1 Анализ состояния Резервного фонда Российской Федерации за 1917 - 1991 годы

.2 Анализ состояния Резервного фонда Российской Федерации за 1991 - 2005 годы

.3 Анализ современного состояния Резервного фонда Российской Федерации за 2005 - 2012 годы

Глава 3. Проблемы и перспективы развития резервного фонда РФ

.1 Проблемы функционирования Резервного фонда Российской Федерации

.2 Перспективы развития Резервного фонда Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Объектом исследования курсовой работы является Резервный фонд Российской Федерации.

Резервный фонд был сформирован в 2008 г. после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Общей предпосылкой для создания Резервного фонда РФ являлась высокая зависимость экономики и финансовой системы России от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы. Вследствие этого формируемый Резервный фонд должен обеспечивать устойчивость бюджетных расходов.

Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, предотвращении колебаний инфляции, обменного курса, величины государственного долга, процентной ставки на финансовых рынках.

Опыт работы Резервного фонда Российской Федерации оказался успешным. Фонд позволил сохранить сбалансированность бюджета, сгладить колебания совокупного внутреннего спроса, снизить инфляционное давление и сдерживать удорожание национальной валюты.

Таким образом, введение в действие в Российской Федерации механизма Резервного фонда фактически означает переход от краткосрочного сглаживания эффекта колебаний внешних условий к долгосрочной стабилизации условий развития российской экономики. Условием такой стабильности будет служить последовательный перевод части природных активов в финансовую форму, что служит залогом их последующего эффективного и рационального использования для замещения выпадающих нефтегазовых доходов.

Все вышеизложенное указывает на актуальность курсовой работы. Цель курсовой работы заключается в исследовании механизмов функционирования Резервного фонда Российской Федерации, анализе движения финансовых ресурсов фонда и изучении проблем и перспектив развития Резервного фонда Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

·        рассмотреть понятие и сущность Резервного фонда РФ;

·        рассмотреть особенности формирования, управления и использования средств Резервного фонда;

·        провести анализ финансовых ресурсов Резервного фонда с 1991 года по 2012 год;

·        рассмотреть основные проблемы функционирования и перспективы развития Резервного фонда Российской Федерации.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Современное состояние резервного фонда Российской Федерации

.1 Теоретические аспекты функционирования Резервного фонда Российской Федерации

Резервный фонд - государственный запас золотых монет, слитков благородных металлов, драгоценных камней и т.п., служащих для обеспечения устойчивости денежной системы и кредитных отношений.

Резервный фонд был сформирован 1 февраля 2008 года, он является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

·        налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

·        вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

·        вывозных таможенных пошлин на газ природный;

·        вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.[2]

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2014 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. [2]

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется. [2]

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен. [2]

Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. [1]

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. [1]

Управление средствами Резервного фонда осуществляется следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно): [3]

.        путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

.        путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда в соответствии с первым способом. Согласно утвержденному Министерством финансов РФ порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством РФ.

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда.

Таблица 1 Финансовые активы и их доли

Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом РФ [1]

Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации [3]

долговые обязательства иностранных государств

50 - 100 %

100 %

долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

0 - 30 %

0 %

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами

0 - 15 %

0 %

депозиты в иностранных банках и кредитных организациях

0 - 30 %

0 %


Правительство РФ установило следующие требования к указанным финансовым активам: [3]

.        средства Резервного фонда могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков следующих стран: [3]

·        Австрия;

·        Бельгия;

·        Великобритания;

·        Германия;

·        Дания;

·        Канада;

·        Люксембург;

·        Нидерланды;

·        США;

·        Финляндия;

·        Франция;

·        Швеция.

.        долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям:

·        эмитент долговых обязательств должен иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service). Если эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

·        сроки погашения выпусков долговых обязательств являются фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

·        нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

·        ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;

·        номинал долговых обязательств выражается в долларах США, евро и фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

·        объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долл. США, не менее 1 млрд. евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

·        выпуски долговых обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

.        к международным финансовым организациям, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда, относятся:

·        Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);

·        Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);

·        Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);

·        Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);

·        Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);

·        Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);

·        Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);

·        Международный валютный фонд (International Monetary Fund, IMF);

·        Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB).

К долговым обязательствам МВФ относятся денежные средства в специальных правах заимствования (СДР), учитываемые им в связи с формированием и корректировкой резервной позиции РФ. Совокупная сумма денежных средств, перечисленных в рамках указанных операций, не должна быть меньше суммы, предусмотренной МВФ в качестве минимальной для начисления процентов за пользование этими средствами. Требования, указанные в п. 2, на долговые обязательства МВФ не распространяются. [3]

Законодательством РФ и соглашением между Минфином России и Банком России предусмотрено, что функции Минфина России по формированию резервной позиции РФ в МВФ переданы Банку России. [2]

.        при размещении средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях должны выполняться следующие требования:

·        иностранный банк или кредитная организация должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

·        нормативы минимального и максимального сроков размещения средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях, установленные Минфином РФ обязательны;

·        суммарный объем средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в одном иностранном банке или кредитной организации, не должен превышать 25 % общего объема средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях.

.        Министерство финансов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к долговым обязательствам и депозитам в иностранных банках и кредитных организациях в пределах требований, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство финансов Российской Федерации утвердило:

.        нормативную валютную структуру средств Резервного фонда в следующем составе: [4]

доллар США - 45 %;

евро - 45 %;

фунт стерлингов - 10 %.

.        текущие сроки до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных для размещения средств Резервного фонда Российской Федерации: [4]

·        для долговых обязательств, номинированных в долларах США и евро:

·              минимальный срок до погашения - 3 месяца

·              максимальный срок до погашения - 3 года

·        для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов:

·              минимальный срок до погашения - 3 месяца

·              максимальный срок до погашения - 5 лет.

Сроки, указанные выше, действуют на момент приобретения за счет средств Резервного фонда долговых обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов, используемых для расчета сумм процентов, начисляемых на остатки денежных средств на счетах по учету средств Резервного фонда в разрешенных иностранных валютах, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

.        перечень иностранных государственных агентств, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда Российской Федерации (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации): [4]

·        Австрийский экспортно-импортный банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft, OKB);

·        Агентство государственного кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO);

·        Агентство финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (Autobahnen- und Schnellstrassen- Finanzierungs- Aktiengesellschaft, ASFINAG);

·        Группа банков реконструкции и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe);

·        Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada, EDC);

·        Общество среднесрочного финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance CLG (Plc));

·        Сельскохозяйственный рентный банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank);

·        Федеральная корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства, США (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac);

·        Федеральная национальная ипотечная ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation, Fannie Mae);

·        Федеральные банки кредитования жилищного строительства, США (Federal Home Loan Banks, FHLBanks);

·        Федеральные банки фермерского кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB);

·        Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group);

·        Фонд обслуживания долгов системы социального обеспечения, Франция (Caisse d’Amortissement de la Dette Sociale, CADES);

·        Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France, CFF);

.        номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска не должен превышать 10 % номинального объема этого выпуска. [4]

.2 Нормативно-правовая база регулирования Резервного фонда Российской Федерации

Резервный фонд РФ регулируется обширной нормативно - правовой базой. Законодательства, регулирующие Резервный фонд РФ:

·        Бюджетный кодекс Российской Федерации;

·        Федеральные законы;

·        Постановления Правительства Российской Федерации;

·        Приказы Минфина России;

·        Послания Президента Российской Федерации.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. говорится о разделении Стабилизационного фонда, созданного в 2002 году, на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, что явилось началом Резервного фонда в Российской Федерации.

В бюджетном кодексе Российской Федерации в главе 13.2 рассматривается использование нефтегазовых доходов федерального бюджета, что напрямую связано с управлением Резервного фонда Российской Федерации. Более подробно в бюджетном кодексе РФ в главе 13.2, статье 96.11 рассматриваются цели и структура управления и способы осуществления управлением средствами Резервного фонда РФ.

В Федеральных законах определены общие положения о формировании и регулировании бюджетного процесса Российской Федерации. Федеральные законы указывают на изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации и рассматривают деятельность Счетной палаты Российской Федерации.

Важное значение в управлении Резервным фондом сыграло Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда». Данное постановление рассматривает пути размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации и пути размещения средств Резервного фонда в долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами и депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2008г. № 805 вносит изменения в Требования к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 955 "О порядке управления средствами Резервного фонда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 1, ст. 13).

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2007 г. N 892 устанавливает правила "О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния".

Действия актов Правительства Российской Федерации по вопросам формирования и использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. № 267.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2012 г. № 1 "О порядке зачисления в Резервный фонд нефтегазовых доходов, полученных в ходе исполнения федерального бюджета в 2011 году" устанавливает объем нефтегазовых доходов, зачисляемых в Резервный фонд, определяющихся как разница между объемом нефтегазовых доходов, полученных в ходе исполнения федерального бюджета в 2011 году сверх 4551358457,7 тыс. рублей, и суммой нефтегазовых доходов, использованных в 2011 году на замещение объемов государственных заимствований Российской Федерации и (или) поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; производит расчет объема нефтегазовых доходов, зачисляемых в Резервный фонд; зачисляет в Резервный фонд нефтегазовые доходы путем перечисления средств с единого счета федерального бюджета на счет по учету средств Резервного фонда в валюте Российской Федерации; обеспечивает отражение операций по зачислению нефтегазовых доходов в Резервный фонд в отчете об исполнении федерального бюджета за 2012 год Министерством финансов Российской Федерации.

Важное значение для Резервного фонда Российской Федерации имеют Приказы Министерства финансов России. Приказ Минфина России от 16 января 2008 г. № 3 утверждает нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда и Порядка расчета фактических долей разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного Фонда и их приведения в соответствие с нормативными долями.

«Об утверждении нормативной валютной структуры средств Резервного фонда, порядка приведения фактической валютной структуры средств Резервного фонда в соответствие с нормативной валютной структурой » говорится в Приказе Минфина России от 16 января 2008 г. № 4.

Приказ Минфина России от 17 января 2008 г. № 12 регламентирует нормативы минимального и максимального сроков до погашения долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, международных финансовых организаций, в которые могут размещаться средства Резервного фонда.

Приказ Минфина России от 16 января 2008 г. № 5 утверждает перечень иностранных государственных агентств, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда, а в Приказе Минфина России от 26 октября 2010 г. № 507 устанавливаются долговые обязательства иностранных государств, в которые могут размещаться средства Резервного фонда.

резервный фонд финансовый

Глава 2. Особенности развития резервного фонда Российской Федерации

.1 Анализ состояния Резервного фонда Российской Федерации за 1917 - 1991 годы

Рассматривая состояние Резервного фонда Российской Федерации с 1917 года по 1991 год, следует иметь в виду тот факт, что Резервный фонд России был создан в 2008 году. Следовательно, т.к. часть Резервного фонда РФ является составляющей международных резервов Российской Федерации, то стоит рассмотреть золотовалютные резервы, чтобы понять предпосылки для создания Резервного фонда. Международные резервы Российской Федерации представляют собой высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации.

Важной частью официальных золотовалютных резервов является золотой запас. Накануне революции в 1917 г. золотой запас России достигал 855 т. При Советской власти ( 1917 - 1991гг. ) в СССР было произведено 11 тыс. т золота, из них 3 тыс. т было использовано в промышленном производстве. Максимального уровня золотой запас Советского Союза достигал в 1953 г. и был равен 2049,8 т.

В 1953 г. СССР начал экспортировать золото и почти за 40 лет до 1991 г. в различных формах реализовал на мировом рынке 8,2 тыс. т драгоценного металла. От бывшего Советского Союза Россия унаследовала в 1991 г. 485 т золота.

После революции две трети золотого запаса России оказалось за рубежом (в Великобритании, Франции, США и Японии). За годы советской власти (1917-1991 гг.) в нашей стране было произведено 11 тыс. т золота, из них 3 тыс. т использовано в промышленном производстве. В советский период предусматривались различные меры по увеличению золотых запасов золота страны, которые достигли максимума в начале 1950-х годов прошлого века (1953 г. - 2049,8 т) (табл. 2).

Таблица 2 Добыча и резервы золота в Российской Федерации

Год

Производство золота, т.

Резервы золота, т.

1953

117,1

2049,8

1985

264,0

719,5

1990

302,0

450,0


Однако в дальнейшем достигнутый высокий уровень золотого запаса сохранить не удалось. С одной стороны, с развитием промышленности, в том числе оборонной, серьезно возросло внутреннее потребление драгоценного металла в различных отраслях (электроника, электротехника, космос др.), тогда как по мере роста благосостояния населения увеличивалось использование золота на производство ювелирных изделий, зубопротезирование и другие бытовые нужды.

Начиная с 1953 г. Советский Союз в возрастающих объемах стал экспортировать золото и почти за 40 лет до 1991 г. реализовал в различных формах на мировом рынке 8,2 тыс. т золота.

.2 Анализ состояния Резервного фонда Российской Федерации за 1991 - 2005 годы

Международные резервы современной России, в том числе и золотовалютные, начали формироваться в 1992 г. после выхода Указа Президента РФ об обязательной продаже 50% экспортной выручки резидентов Центральному Банку России.

В том же году валютные резервы были пополнены за счёт средств первого транша стабилизационного кредита «Stand-by», предоставленного России Международным валютным фондом.

С отменой обязательной продажи части валютной выручки основным источником пополнения валютных резервов стали операции Банка России на внутреннем валютном рынке и прямые покупки валюты у Министерства финансов РФ, а также доходы от операций со средствами валютного резерва на мировом валютном рынке.

В середине 90-х годов Центральный банк России уделял особое внимание формированию и поддержанию на должном уровне валютных резервов. В процессе аккумулирования валютных средств была создана система управления ими, обеспечивающая достаточную ликвидность и рациональную структуру размещения резервов с точки зрения безопасности и доходности.

По соглашению России с Международным валютным фондом к концу 1995 г. золотовалютные резервы страны должны были быть увеличены до 11,5 млрд. долл. Однако данный показатель был значительно превышен. К середине 1997 г. золотовалютные резервы России возросли до 20 млрд. долл., в т.ч. запасы валюты - до 17,5 млрд. долл. и запасы золота - до 2,5 млрд. долл.

Основной прирост активов был обеспечен за счет увеличения средств ЦБ России, при этом золотовалютные резервы Министерства финансов не претерпели существенных изменений. На конец 1997 г. доля Минфина в международных резервах страны составляла около 60%.

Однако мировой финансовый кризис, распространившийся и на Россию, оказал негативное влияние на состояние золотовалютных резервов. Так, к июлю 1998 г. золотовалютные резервы сократились, а к январю 1999 г. опустились до рекордно низкого уровня. В целом за этот период золотовалютные резервы в России сократились в два с лишним раза.

В 2000 г. Правительству Российской Федерации не удалось достичь договоренности с Международным валютным фондом о предоставлении очередного транша стабилизационного кредита в размере 10 - 15 млрд. долл. Тем не менее, за счет активной политики Центрального Банка по пополнению официальных валютных резервов к концу 2000 г. вновь удалось увеличить их объем.

Целенаправленная политика Правительства России на увеличение золотовалютных резервов позволила увеличить их объем к концу 2001 г. К середине 2003 г. удалось укрепить рубль.

К концу 2004 г. золотовалютные резервы России почти удвоились и впервые превысили размер внешней задолженности страны.

В постсоветской России золотодобывающий комплекс, который по праву называли «валютным цехом страны», подобно многим отраслям отечественной промышленности пришел в упадок.

Лишившись государственного финансирования, золотодобывающая отрасль оказалась в состоянии глубокого кризиса. Были свернуты геологоразведочные работы, в результате отрасль прозябала за счет эксплуатации месторождений, открытых еще в советское время, что приводило к истощению их запасов. При этом основной объем добычи драгоценного металла ведется на легкодоступных россыпных месторождениях, тогда как большая часть его запасов - это коренные месторождения, освоение которых требует масштабных и долгосрочных инвестиций.

С началом рыночных реформ в золотодобывающей отрасли вместо прежних 12 крупных производственных объединений в качестве самостоятельных недропользователей возникло более 500 различных предприятий и организаций. Дезинтеграция и распыление капитала между большим числом предприятий определили спад в отрасли. Финансирование отрасли оценивалось банками и компаниями как высокорискованный бизнес.

Переломным для золотодобывающей промышленности стал 2002 г., когда после длительного снижения цен на золото была превышена важная для инвесторов отметка на Лондонской бирже металлов - 300 долл. США за тройскую унцию.

После 2002 г. мировое производство золота ежегодно снижалось. Причина высоких цен на золото - отставание спроса от предложения.

В таблице 3 представлены данные по добыче золота Российской Федерации и их резервы. По таблице очень хорошо видно, что случилось с золотодобывающей отраслью после лишения государственного финансирования.

Таблица 3 Добыча и резервы золота в Российской Федерации

Год

Резервы золота, т.

1995

132,0

292,8

2000

143,0

384,4

2001

150,0

423,0

2002

171,0

387,7

2003

176,9

389,0

2004

180,5

401,0

2005

168,1

410,0


Рис. 1. Динамика золотовалютных резервов ЦБ РФ за 1993 - 2005г г.

В 1993 - 2000 гг. золотовалютные резервы нашего Центробанка были очень маленькими, ниже уровня в 20 млн. долл. А вот потом они стали расти. И причём очень сильно. Прямой связи между фондовым рынком и ростом золотовалютных резервов нет, так как этот рост - следствие поступления на счета ЦБ избыточной валюты. В первом квартале 2005 г. золотовалютные резервы Центрального Банка РФ достигли уровня 120 млн. долл. (Рис.1)

Многие экономисты попрекали Правительство и Центральный банк в не использовании этих резервов для развития экономики (вложение в производство). На самом деле под эти резервы уже были выпущены наличные и безналичные рубли. Сделать так, чтобы эти рубли заработали в полную силу - задача не только «верхов», но и «низов». Она не так проста, как это кажется на первый взгляд.

.3 Анализ современного состояния Резервного фонда Российской Федерации за 2005 - 2012 годы

В связи с изменениями в бюджетном законодательстве, как отмечалось, с 2008 года в стране начал действовать трехлетний бюджет. Первый такой бюджет в истории России был утвержден на 2008 - 2011 гг. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ и второй на 2009 - 2011 гг. Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ.

Основные характеристики федерального бюджета на 2008 г. и плановый период (табл.4) были определены исходя из прогнозируемых объемов ВВП в размерах на 2008 г. - 35 000 млрд. руб., 2009 г. - 39 690 млрд. руб. и 2010 г. - 44 800 млрд. руб.

Таблица 4 Основные характеристики федерального бюджета на 2008 - 2010 гг., млрд. руб.

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год


Сумма

% к ВВП

Сумма

% к ВВП

Сумма

% к ВВП

Доходы - всего

6644,4

19,0

7465,4

18,8

8090,0

18,1

В том числе: нефтегазовые доходы

2383,1

6,8

2351,9

5,9

2348,3

5,2

Расходы - всего

6570,3

18,8

7451,1

18,8

8090,0

18,1

В том числе: нефтегазовый трансферт

2135,0

6,1

2103,6

5,3

2016,0

4,5

Нормативная величина Резервного фонда

3500,0

3969,0

10,0

4480,0

10,0


Резервный фонд предназначен для минимизации рисков экономики в случае резкого снижения на мировых рынках цен на нефть и природный газ.

Как видно из приведенных данных в табл.5, с 2009 года наблюдается устойчивая тенденция снижения совокупного объема финансовых средств Резервного фонда, в связи с финансовым кризисом с 2008 года. Так с 1 января 2009 по 1 декабря 2011 сокращение в абсолютном выражении составило 2256,08 млрд. рублей (99,59 млрд. долл. США) или 73,81%.

Наибольшее сокращение наблюдалось на протяжении 2009 и 2010 года, снижение составило 55,85% и 57,96% соответственно. Это объясняется тем, что большая часть средств из Резервного фонда в эти годы ушла на покрытие дефицита бюджета.

На протяжении 2011 года ситуация немного стабилизовалась и на конец года прирост финансовых ресурсов Резервного года составил 3,31%, суммарный объем средств составил 801,77 млрд. рублей, что составляет около 3% от ВВП России.

Таблица 5 История изменения совокупного объёма средств Резервного фонда Российской Федерации

Дата

в млрд. руб.

в млрд. долларах США

относительное отклонение от предшествующего показателя

01.02.2008

3 057,85

125,19

-

01.01.2009

4 027,64

137,09

31,71 %

01.01.2010

1 830,51

60,52

-55,85 %

01.01.2011

775,21

25,44

-57,96 %

01.01.2012

801,77

25,21

3,43 %


Совокупный объем средств Резервного фонда, выраженный в российских рублях и долларах США, соответствует сумме остатков на счетах Федерального казначейства в Центральном Банке Российской Федерации по учету средств Резервного фонда и средств Резервного фонда, размещенных в резервную позицию Российской Федерации в Международном валютном фонде (МВФ), пересчитанных по официальным курсам иностранных валют, установленным Центральным Банком Российской Федерации на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов.

Указанный показатель не учитывает расчетных сумм процентного дохода за истекшую часть процентного периода по счетам в иностранной валюте, а также процентов, начисленных на средства Резервного фонда, размещенных в резервную позицию МВФ.

Совокупные доходы фонда от размещения средств с 2009 по 2010 снизились в абсолютном выражении на 16,38 млрд. рублей, т.е. на 23,96%. В текущем году тенденция снижения доходов от размещенных средств продолжилась, так за период с 15 января по 1 декабря 2011 г. совокупный доход составил всего лишь 12,51 млрд. рублей, снижение в абсолютном выражении составило 39,48 млрд. рублей или 75,94% (табл. 6).

Таблица 6 Сумма доходов от размещения средств Резервного фонда (млрд.руб.)

Год

Доходы

Относительное отклонение от предшествующего года

2009

68,37

-

2010

51,99

-23,96 %

2011

12,51

-75,94 %


На начало 2011 года общий объем размещенных средств (инвестиций) Резервного фонда составил 113,88 млрд. долл. США.

Структура размещенных средств (инвестиций) Резервного года:

·        облигации иностранных государств - 50%;

·        облигации иностранных государственных агентств и ЦБ - 20%;

·        депозиты - 20%;

·        облигации международных финансовых организаций -10%.

Для сравнения инвестиции резервного фонда Норвегии составляют 545,73 млрд. долл. США и их структура следующая (только зарубежные активы):

·        акции крупных компаний - 60%;

·        облигации - 35%;

·        недвижимость - 5%, из которых 50% - Европа, 35% - США и Канада, 15% - Азия.

Как видно из предоставленных показателей инвестиции Резервного фонда России менее диверсифицированы, нежели инвестиции норвежского аналога. Так 80% инвестиций Резервного фонда РФ вложены в облигации, т.е. в долговые ценные бумаги, в частности облигации США, Великобритании и некоторых стран Европы с наивысшим кредитным рейтингом. Доходность по таким облигациям является достаточно низкой, около 3 - 4%. В период мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг. данная инвестиционная стратегия полностью себя оправдала, при этом по мере выхода России из кризиса необходимо разработать стратегию управления фондом, которая позволила бы не только сохранить средства фонда, но и преумножить их. Для сравнения, средства норвежского фонда преимущественно вложены в акции. Причем, в отличие от российских управленцев, норвежцы не брезгуют и ценными бумагами российских компаний. По состоянию на 2010 г. норвежский фонд вложил средства в 57 российских компаний, среди которых Газпром (0,65%) и ЛУКОЙЛ (1,07%).

Что же касается основных источников пополнения Резервного фонда за период с 2008 по 2011 гг., нефтегазовый трансферт сократился с 6,1% ВВП до 4,5% ВВП - пропорционально снижению нефтегазовых доходов - примерно на четверть (с 6,8 до 5,2%. ВВП).

Глава 3. Проблемы и перспективы развития резервного фонда Российской Федерации

.1 Проблемы функционирования Резервного фонда Российской Федерации

Причиной повышенного внимания к механизму функционирования Резервного фонда является его неэффективное правовое обеспечение, сомнительная экономическая целесообразность, организационные проблемы и высокий рост недовольства налогоплательщиков и психоэмоциональной напряженности в обществе.

Понять как, куда и по чьему распоряжению движутся бюджетные средства непросто. Особенно интересна ситуация с Резервным фондом, куда стекаются сверхдоходы от экспорта нефти, так как точной информации о его состоянии практически нет.

Существенной проблемой является организация управления Резервным фондом. До сих пор порядок управления точно не определен, хотя в Бюджетном кодексе и оговаривается, что управление осуществляет Министерство финансов.

Проблемы возникают в следующем. Во - первых, лишь небольшая часть из Резервного фонда инвестируется в ценные бумаги. Следовательно, деньги реально обесцениваются. Во - вторых, совершенно непонятно, куда эти деньги вкладываются. Перечень государственных ценных бумаг, в которые вкладываются деньги, должен устанавливаться правительством, но такого перечня в природе не существует. В - третьих, Российская Федерация вкладывает деньги в американские ценные бумаги, американцы за эти деньги покупают в России нефть, и в конечном итоге у Российской Федерации остаются бумаги, у США - нефть. В - четвертых, в законе сказано, что отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут быть переданы Центральному банку в соответствии с договором между ним и Правительством РФ. О факте наличия или отсутствия такого договора до сих пор никому не известно.

С одной стороны, мало приятного, когда огромные деньги лежат без дела; с другой - ещё никто не отменял известную долю риска, возникающую при инвестировании средств куда-либо; с третьей - мало кому хочется брать на себя ответственность за управление Фондом и оказываться под огнём критики.

Многие ведущие ученые напоминают, что при выработке стратегии и тактики Фонда не учитывается самый главный экономический закон, согласно которому деньги должны «работать». По мнению С.М. Глазьева, темпы экономического роста были бы почти вдвое выше, если бы правительство не замораживало 1/4 бюджетных доходов в фонде, средства которого размещаются за рубежом. Было бы ответственно и разумно, рассчитавшись с долгами, направить денежный поток Фонда на развитие приоритетных национальных проектов в образовании, науке, здравоохранении, социальной сфере.

Для расчета реального уровня жизни населения социологи используют термин «децильный» коэффициент (т.е. берутся 10% самых богатых людей в регионе, 10% самых обездоленных и сравниваются по доходам). По данным московского отделения Росстата, показатель указанного коэффициента в столице равен 41. Для сравнения: в развитых европейских странах этот коэффициент колеблется в районе 6 - 9, в США - 10 - 12. В российских условиях увеличения разрыва в доходах населения в общественном сознании сложилось прочное негативное мнение, основанное на непонимании действий правительства по распоряжению Резервным фондом.


Все предложения по оптимальному использованию средств Фонда можно классифицировать по трем направлениям.

Во - первых, это продолжение практики досрочного погашения из его средств внешнего государственного долга с параллельным досрочным приобретением на рынке российских еврооблигаций. Это позволит стабилизировать рынок российских еврооблигаций в период резкого падения их котировок и сэкономить на выплате процентов по ним.

Во - вторых, финансирование за счет фонда обслуживания внешнего государственного долга, а также выплаты внешних государственных долгов, у которых наступил срок погашения. Это позволит резко снизить эмиссию госбумаг. Скорость развития рынка по пирамидальному образцу будет снижена, а замещение внешнего госдолга более дорогим внутренним госдолгом приостановлено. Высвободившиеся бюджетные средства можно будет расходовать на государственные инвестиционные программы, повышение социальных выплат и т.п.

В - третьих, выдача из накоплений фонда валютных кредитов крупнейшим государственным корпорациям.

Наконец, в - четвертых, направление части средств фонда на приобретение акций российских предприятий.

Следует также отметить, что если основной задачей Программы социально-экономического развития Российской Федерации, направленной на среднесрочную перспективу, является повышение качества жизни населения, если в Российском государстве приняты стандарты развития общества социального благосостояния, нельзя оставлять без внимания общественное мнение и психологическое состояние налогоплательщиков.

Для того чтобы повысить прозрачность суверенного фонда благосостояния РФ необходимо разработать релевантную форму отчетности и транспарантную структуру управления фондом, это в свою очередь позволит устранить риски, связанные с недоверием запада.

Поэтому предлагается совершенствовать существующие механизмы функционирования Резервного фонда РФ в следующих направлениях:

·        доступность базовой информации о фондах;

·        публикация результатов ежегодного аудита независимыми аудиторскими организациями;

·        доступность информации о приобретениях фонда, о географическом распределении активов и о финансовых результатах фонда;

·        наличие постоянно обновляемого интернет-сайта;

·        открытость структуры управления фондом;

·        доступность информации об инвестиционных намерениях фондов.

Резервный фонд должен регулироваться нормами финансового права, в том числе нормами налогового, бюджетного и административного права.

Для того чтобы один эксперимент с образованием фонда не явился элементарной заменой другим, со сложным, запутанным, непонятным механизмом управления, необходима последовательная налогово-бюджетная политика федерального правительства, которая бы соответствовала как требованиям современного государства, так и интересам социально-экономического развития России.

Логично было бы выдвинуть предложение по использованию сверхдоходов от нефтяного экспорта для инвестиций в инфраструктуру, в строительство новых нефте- и газопроводов для улучшения условий доставки российских углеводородов на рынки Европы, Азии и Америки.

Другой вариант использования средств Фонда - и дальше направлять эти средства исключительно на погашение долгов, а остальное - «спрятать и сохранить».

Также следует завершить либерализацию капитальных операций, отменить механизм квотирования импорта мяса и государственные интервенции на зерновом рынке.

Заключение

Самым важным результатом является выполнение поставленной цели. Основные выводы по данной работе заключаются в нижеследующем.

Государственный резервный фонд - это специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и для государственных нужд в долгосрочной перспективе.

Резервный фонд Российской является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд РФ формируется за счет средств федерального бюджета образованных от нефтегазовых доходов.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

·        налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;

·        вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и газ;

·        вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.

Проведенный анализ показал, что за последнее время наблюдается устойчивая динамика сокращения финансовых ресурсов Резервного фонда РФ за последние три года (с января 2009 по декабрь 2011) она составила 73,81%, что в абсолютном выражении равно 2256,08 млрд. рублей (99,59 млрд. долл. США). Основной причиной такого снижения явился мировой финансовый кризис, ставший для Резервного фонда настоящим испытанием.

На сегодняшний день в связи падением цен на мировом рынке нефти наблюдается снижение нефтегазовых доходов Резервного фонда, поэтому крайне необходимым является изменение инвестиционной стратегии в управлении ресурсами фонда.

Предлагается совершенствовать существующие механизмы функционирования Резервного фонда РФ в следующих направлениях:

·        расширить структуру размещения средств фонда; во-первых, присмотреться к акциям компаний с наивысшим кредитным рейтингом; во-вторых, необходимо рассмотреть рынки развивающихся стран, а именно стран Азии;

·        обеспечить открытость и прозрачность управления Резервным фондом, что позволит многим компаниям рассматривать Резервный фонд РФ в качестве надежного инвестора.

Умеренное применение предложенных мер позволит в дальнейшем увеличить доходность Резервного фонда и избежать неоправданных рисков.

Список использованной литературы

1.    Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2.      Федеральные законы.

.        Постановления Правительства Российской Федерации.

.        Приказы Минфина России.

.        Послания Президента Российской Федерации.

.        Баранова Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации. - М.: «ИНФРА-М», 2008.

.        Виговский Е.В. Вопросы экономической безопасности при управлении ресурсами Резервного фонда РФ // Право и безопасность, 2011.

.        Данилина М.В. Изменение в стратегии формирования и использования резервного фонда и фонда национального благосостояния // Финансы и кредит, 2008 г.

.        Дроздов О.И. Разделение Стабилизационного фонда РФ на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния // Финансы и кредит. 2009.

.        Дроздов О.И. Резервный фонд: формирование, использование и управление в 2009 года // Финансы и кредит, 2010.

.        Ермакова Е.А. Проблемы управления валютными резервами государства // Финансы и кредит, 2009.

.        Киреев В.Л. Концепция использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ // Аудит и финансовый анализ. 2009.

.        Кузнецова Ж.С. Финансово-правовые основы управления средствами Резервного фонда РФ // Вестник РГЭУ. 2010.

.        Новый экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна. - 3-е изд. - М.: Институт новой экономики, 2010.

.        Ржевская Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета. - М.: Юнити-Дана, 2008.

.        Саттарова А.А. К вопросу о возможных стратегиях использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния // Финансовое право, 2008.

.        Сухарев А.Н. Резервный фонд РФ: опыт 2008-2009 гг. и перспективы // Финансы и кредит. 2010.

.        Сухарев А.Н. Финансовые резервы Российской Федерации: объем, структура и размещение // Финансовая аналитика. 2010.

.        Финансы и кредит: Учебник / А.С. Нешитой. - 6-е изд., перерад. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011.

.        Законодательство РФ «Консультант Плюс».

.        Министерство финансов Российской Федерации.

.        Центральный банк Российской Федерации.

Похожие работы на - Резервный фонд РФ: состояние, тенденции, перспективы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!