Антикризисная политика бизнеса и государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    120,82 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Антикризисная политика бизнеса и государства












Курсовая работа

По дисциплине «Макроэкономика»

Тема: «Антикризисная политика бизнеса и государства»

План

Введение

ГЛАВА. Теоретические аспекты антикризисного регулирования хозяйственных единиц и государства

.1 Сущность кризисных явлений и необходимость государственного регулирования экономики

.2 Антикризисная политика бизнеса

1.3 Этапы антикризисной политики бизнеса и государства. Основные подходы к направлению стабилизационному (краткосрочному) периоду

2 ГЛАВА. Антикризисная политика бизнеса и государства на примере Германии

.1 Антикризисная государственная политика Германии

.2 Антикризисная политика компании "Mercedes - Benz"

.3 Анализ эффективности и взаимодействия государственных мер и частного бизнеса в антикризисных программах Германии

Заключение

Список литературы

Введение

Экономические кризисы всегда были, есть и будут частью нашей жизни. Некоторые ученые, например историк Филип Кей, считают что первый кризис произошел приблизительно за сто лет до нашей эры в Римской империи, но большая часть ученых отдает право первого экономического кризиса Англии в 1825 году.

Итак, что же такое экономический кризис и почему все его так сильно бояться? В мире существует огромное количество определений для данного феномена. Большой энциклопедический словарь дает следующее определение. Экономическому кризис - нарушение в ходе развития экономики; проявляется в абсолютном падении производства, недогрузке производственных мощностей, росте безработицы, нарушениях в денежно кредитной и валютно финансовой сферах. Из этого определения можно сделать вывод о неблагоприятных последствиях этого явления для государства. Именно для предотвращения этих проблем, а также для смягчения последствий кризиса предусмотрены меры защиты со стороны государства. Под мерами защиты подразумевается антикризисная политика государств.

Актуальность данной работы заключается в рассмотрении предпосылок появления кризиса, в механизмах сдерживания кризиса и в государственных программах по борьбе с этим явлением.

Целью данной курсовой работы является выяснение предпосылок кризисных явлений и анализ средств и методов, используемых во время проведения антикризисных политик. А также изучение методов регулирования на примере Германии и одной из крупнейших немецких компаний, «Mercedes - Benz».

В процессе написания курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:

Изучение антикризисной политики государства и бизнеса по этапам и направлениям.

Исследование антикризисной политики Германии и компании «Mercedes - Benz»

Предмет курсовой работы - деятельность по борьбе с кризисными явлениями внутри государства и частного сектора.

Объект курсовой работы - деятельность государства и предприятий.

1 ГЛАВА. Теоретические аспекты антикризисного регулирования хозяйственных единиц и государства.

1.1Сущность кризисных явлений и необходимость государственного регулирования экономики

кризисный экономика бизнес

Антикризисная политика - политика, направленная на реализацию стратегии социально - экономического развития, целью которой является своевременное определение и устранение кризисных явлений, а также обеспечение состояния баланса между государственной системой власти и экономическими агентами.

При стабильном состоянии экономики в функции государственного регулирования входят:

Мониторинг состояния экономики на текущий момент.

Регулирование законодательства, структуры государственного управления и государственного аппарата.

Предкризисное состояние экономики осуществляется с помощью:

Государственного контроля над отдельными предприятиями и отраслями, при дополнительном финансировании за счет государственных заказов.

Регулирование тарифных планов и уровней цен.

Централизованный государственный контроль номенклатуры и объема производства ряда товаров.

При кризисное состояние экономики осуществляется с помощью:

Системы фондового распределения ресурсов и товаров.

Поддержки стратегически важных компаний и предприятий.

Четкое регулирование процессов ценообразования и обращения доходов.

Роль государственного антикризисного управления заключается в создании системы взаимодействия между государством и представителями рыночной экономики, которая обеспечивает борьбу и преодоление макроэкономических и микроэкономических кризисов.

В настоящий момент экономика любой страны регулируется не только со стороны государства. Большую роль в регулировании экономикой так же получают монополии. Благодаря этому, регулирование экономики происходит на микроуровне и макроуровне. Также можно выделить взаимосвязь между государством и частными предприятиями на макро и микроровнях. Взаимосвязь заключается в прямой зависимости стратегий управления компаний от экономической политики, проводимой государством. Частные компании и государство проводят политику регулирования хозяйственной жизни также в тандеме. Часто при развитии производства компаниям приходится просить помощи у государства, например при развитии производства также увеличивается степень обобществлений что может привести к потере авторитета компаний на рынке. Но данный вид взаимопомощи не является негативным, наоборот, он укрепляет доверие и объединяет компании и государство.

Изменения в хозяйственной роли государства также имеют важное значение. Государство разрабатывает специальный инструментарий для контроля за процессами в хозяйственной деятельности. При увеличении монополизации в экономике государству приходится брать на себя заботы по централизации капитала, а также государство перенимает часть обязанностей по управлению компаниями, так как сами компании, из-за ограничений по соответствующим формам собственности, не могут в полном объеме реализовать управление компаниями.

В современном мире управление рыночной экономикой происходит не только со стороны совместных действий государства и монополистических объединений. Компании и государство могут быть и самостоятельными субъектами. Различные виды монополизации могут являются важными видами регулирования. Частные предприятия зачастую используют формы монополизации, такие как кооперации, картели, для изменения структуры, а также интенсификации производственных процессов. Также расширение компаний, расширение их деятельности приводит к формированию взаимосвязей в процессах производства.

Кризис, в переводе с греческого языка, означает решение. В дальнейшем определение кризиса видоизменялось, а также стало применяться к переменам, переходам в жизни, вследствие нарушений непрерывности.

Фишер, Шмалензи, Дорнбуш расценивали кризис, как часть экономического цикла и дали следующее определение: когда в экономике происходят нарушения равновесия различной природы, меняется денежная и фискальная политика, появляются новые продукты или методы производства, изменяются предпочтения людей в выборе работы и в выборе потребительской корзины, изменяются цены на сырье, происходит сдвиг кривых совокупного спроса, а объем производства и цены изменяются параллельно с сдвигами спроса. Происходит разрушение модели спроса и предложения.

Следующее определение появилось в учебнике «Economics» . Макконнелл и Брю раскрывали понятие «кризис» как неблагоприятную ситуацию стагнаций экономики, при которой валовые инвестиции меньше амортизации. Это означает что за год производится капитала меньше, чем потребляется. При данной ситуации чистых инвестиций не будет и произойдет сокращение инвестиций. Из этого следует, что стимул для создания капитала практически отсутствует. В конечном итоге к концу года размер капитала становится меньше, чем в начале.

Есть две тенденции существования социально- экономической системы, будь то организации или государство. Это развитие, преобразование для укрепления жизнедеятельности при изменениях в внешней и внутренней среде, и функционирование, поддержка жизнедеятельности с помощью преобразования и распределения ресурсов. Развитие и функционирование тесно связаны. Они прямо отражают развитие и тенденции в социально- экономической системе. Развитие и функционирование имеют диалектический характер. Это означает возможность проследить закономерность наступления, а также развитие кризисов. Прослеживается циклическая тенденция наступления и развития кризисов, то есть функционирование является сдерживающим механизмом для кризиса, но в то же время и питательной средой, а развитие уничтожает большую часть процессов функционирования, но и создает положительную среду для кризиса.

Кризисы имеют возможность прогрессировать. Благодаря этому кризисы выполняют три функции в процессе развития.

Уничтожение элементов лидирующей системы.

Подготовительная работа по внедрению потенциально слабых элементов для будущего цикла.

Передача аккумулирующих элементов системы, которые переходят в будущее.

Из этих функций можно сделать вывод, что кризис - важный, а порой необходимый элемент прогресса.

Государство охватывает почти все направления производства и обязано принимать участие в функционировании свободной рыночной экономики для предотвращения кризисных явлений. К сожалению, без государственного вмешательства в рыночной экономике появляются недостатки и отрицательные факторы производства. Можно выделить основную цель государственного вмешательства, это необходимость достижения социально - экономического равновесия в стране.

Первоочередное внимание, во время проявления кризиса, государство уделяет стабилизации рынка труда, стабилизации финансового рынка, частичному контролю над предприятиями, контролю над денежным оборотом в стране и курсом национальной валюты, контролю над региональным рынком и так далее. Исходя из данных направлений, государство занимается реформаторской и инвестиционной деятельностью, выступает в роли доктора в лечении страны от кризиса.

Выделяют некоторые особо важные направления для регулирования государством.

Контроль над монополизацией. Свободная конкуренция вызывает появление монополий, в свою очередь монополии разрушают конкуренцию, что приводит к надлому экономической системы, что в последствии может привести к кризисным явлениям.

Софинансирование. Благодаря техническому росту и все большему вниманию к научно - техническому прогрессу государство обязано покрываться расходы по подготовке персонала, инвестированию в научные работы и финансированию исследований. Данная функция выступает профилактикой кризиса.

Контроль за макроэкономическим равновесием. В настоящий момент стихийный рынок может привести к замедлению темпов роста спроса от предложения. В таких случаях государство должно простимулировать спрос, иначе появляется вероятность формирования кризисных явлений.

Контроль за социально - экономическими проблемами. Погоня за интересами индивидуальных предпринимателей может приводить к перерасходу ресурсов, загрязнению окружающей среды и отсутствию товаров коллективного пользования. Государство должно контролировать данные процессы в рыночных хозяйствах и создавать необходимый для государства баланс по расходу ресурсов и экологическими аспектами.

Контроль за правовой основой. Без адекватного перечня законов экономика не будет развиваться. Государство должно контролировать действия предпринимателей, определять право собственности, следить за качеством продукции. При помощи законов государство может держать под контролем данные аспекты экономики. Также в момент наступления кризиса государство может проводить антикризисную политику, путем создания или реформирования некоторых законов, что является одним из рычагов антикризисной политики государства.

.2 Антикризисная политика бизнеса.

Антикризисная политика бизнеса - политика руководства предприятия, по выявлению методов и принципов поведения, нацеленных на укрепление финансового, а также технического состояния предприятия, сохранения конкурентноспособного положения предприятия, в тяжелый для бизнеса временной интервал.

Главной целью для предприятия в момент наступления кризиса является предотвращение банкротства. Для этого компании разрабатывают специальные стратегии антикризисного управления. В эти стратегии входит перечень действий в нужной для выживания последовательности, также перечень проанализированных данных для оздоровления и восстановления предприятия.

Антикризисная программа является одной из основополагающих составляющей антикризисного менеджмента. Это официальный, внутренний документ, в котором изложены действия и меры борьбы с кризисными явлениями, а также перечень мероприятий для реформирования внутри предприятия и его подразделений для выхода из кризиса. Антикризисная программа должна быть четкой и разработанной для всех аспектов и подразделений предприятия. В отдельных случаях она может быть скоорденированна с каждым отделом на предприятии. Антикризисная программа строится на анализе данных по финансовому состоянию предприятия и должна быть согласована с руководством, так как дальнейшие действия, связанные с проведением антикризисной политики могут противоречить целям, поставленным советом директоров. После согласования антикризисной программы инициатива переходит на антикризисное управление, где и вершиться будущая судьба предприятия.

Антикризисное управление, в зависимости от темпа развития кризиса, протекает либо пассивно, либо активно. Исходя из этого выделяют следующие типы антикризисной политики(таблица 1):

Типы антикризисной политики бизнеса.

Управление в условиях кризиса

Предкризисное управление

Подготовка к кризису

Своевременное принятие решений

Управление за процессами для выхода из кризиса

Ограничение потерь в период кризиса

Таблица 1 -типы антикризисной политики бизнеса.

Антикризисное управление на предприятии протекает по уровням, самый важный из них, это антикризисный менеджмент. Антикризисные менеджмент обобщает в себе все элементы деятельности предприятия, такие как организация труда и управление персоналом и инвестиции и т.д.

Антикризисный менеджмент занимается подготовкой предприятия к кризисным явлениям. Антикризисный менеджмент дергает за рычаги всех видов внутреннего управления и развивает, совершенствует, создает почву для борьбы с кризисом. При необходимости данный вид менеджмента корректирует функции направленности предприятия, он может изменять распределение ресурсов и схему управления. На практике антикризисный менеджмент характеризуется следующими показателями (таблица 2):

Показатели антикризисного менеджмента

1. Снижает риск банкротства.

2. Узнает о проблемах в руководстве предприятия.

3. Выделяет приоритеты в деятельности компаний.

4. Следит за рациональным распределением ресурсов.

5. Занимается анализом рыночной среды.

6. Занимается проблемами координации на предприятии.

Таблица 2 - показатели антикризисного менеджмента.

Таким образом, антикризисный менеджмент влияет на сердце предприятия изнутри и создает динамику для развития и совершенствования.

Также одним из важнейших аспектов антикризисной политики является стратегическое управление персоналом. Стратегическое управление персоналом необходимо для целенаправленной, долгосрочной работе по достижению общих целей для предприятия. Проблема состоит в том, что в кризисные моменты на предприятиях наблюдается негативный, моральный и психологический климат. Это приводит к снижению темпов работы, а также к росту конфликтных ситуаций на рабочем месте. Для предотвращения подобных ситуаций необходимо проводить формирование стабильного трудового коллектива. В формирование стабильного трудового коллектива входят:

Мотивация.

Попытки своевременных выплат заработной платы с учетом инфлиции.

Создание благоприятной рабочей среды.

Бизнес тренинги.

Одним из важнейших действий для предприятия в момент кризиса является привлечение финансов. Кризис подразумевает потери и дополнительные расходы для предприятия и для выживания необходимо искать дополнительные инвестиции. Для привлечения дополнительных инвесторов руководство предприятий занимаются разработкой бизнес- планов развития, а также инвестиционных меморандумов. На базе представленных бизнес - планов развития могут появиться заинтересованные финансисты, и спасти предприятие от краха.

.3 Этапы антикризисной политики бизнеса и государства

Для преодоления системного кризиса выделяют следующие этапы(таблица 3):

1. Стабилизационный период или краткосрочный.

2. Восстановительный период или среднесрочный.

3. Период качественного роста или долгосрочный.

Таблица 3 - этапы системного кризиса.

Краткосрочный и среднесрочный этапы направлены на борьбу с кризисом внутри страны. Долгосрочный период направлен на борьбу с кризисом за пределами государства.

Стабилизационный или краткосрочный период - период, включающий в себя работу по восстановлению ликвидности банков, восстановлению предприятий в реальном секторе экономики. Также данный период занимается стабилизацией финансовой системы государства и внешнеэкономическими вопросами на мировом уровне (таблица 4).

 Основные направления краткосрочного периода:

1. Восстановление банковской системы

2. Восстановление ликвидности предприятий реального сектора экономики.

3. Работа по стабилизации денежной единицы страны, а также контроль за курсом валют.

4. Контроль за государственным бюджетом.

5. Формирование занятости населения.

Таблица 4 - основные направления краткосрочного периода.

При восстановлении банковской системы предполагается последовательность действий, для реорганизации данной структуры.

Аудит коммерческих банков для определения размера проблемы по финансовому состоянию и по ликвидности. Отбор среди банков тех, у которых есть потенциал к восстановлению ликвидности.

Восстановление ликвидности у жизнеспособных банков.

Продажа не жизнеспособных банков с незначительной задолженностью населению.

Обязать (на законодательном уровне) коммерческие банки принимать депозиты только в национальной валюте под проценты, равные ставкам рефинансирования от национального банка. Также выдача кредитов исключительно в национальной валюте под проценты, равные ставкам рефинансирования на 5% выше от национального банка.

Сокращение долга национальных банков от зарубежных кредиторов по средствам приобретения национальной валюты в качестве части долга, также выплата части долга под залог акций, с гарантией правительства.

При восстановлении ликвидности предприятий реального сектора экономики предполагается:

Использование кассового метода оплаты налогов.

Сокращение сроков по выплатам НДС производителям и импортерам продукции.

Отмена порога индексации стоимости по производственным фондам для начисления налоговой амортизации.

Уменьшение внешнего долга предприятий путем проведения аудита задолженности перед иностранными вкладчиками, также с помощью предоставления покупки иностранной валюты по курсу национального банка для выплаты части долга.

При стабилизации денежной единицы страны предполагается:

Уменьшение спекуляции через сокращение валютной позиции для конвертируемой валюты на 15% для коммерческих банков. Также через продажу иностранной валюты в обменных пунктах с добавлением 3% от курса национального банка.

Сокращение иностранной валюты в экономике путем введения запрета на выдачу кредитов в иностранной валюте для населения, также продажа иностранной валюты импортерам только под крайне нужный импорт, и то с одобрения государства.

При контроле над государственным бюджетом используются следующие действия.

Импорт только особо нужны товаров в государство, с одобрения государства.

Импорт и экспорт по ценам, утвержденным правительством.

Сокращение расходов на государственный сектор.

Сокращение выплат по социальному сектору государства.

Остановка финансирования государственных программ.

Только национальные госзакупки.

Формирование занятости населения проходит путем:

Отмены налога на рост наемных рабочих.

Дополнительно финансирование для создания новых рабочих мест.

Поддержка в выплате ипотечных кредитов за счет сокращения налоговой ставки.

Восстановительный или среднесрочный период - период, при котором контролируется энергосбережения во всей экономике, а также рост товарооборота только отечественного производства (таблица 5).

Основные направления среднесрочного периода:

1. Проведение политики замены импортного товара на отечественный, а также насыщение отечественного рынка национальными товарами.

2. Проведение мощной политики энергосбережения.

3. Стимулирование малого и среднего бизнеса.

4. Налоговая поддержка государства для наиболее ценных направление в бизнесе.

5. Стабилизация сельскохозяйственной отрасли.

6. Стабилизация жилищного строительства.

Таблица 5 - основные направления среднесрочного периода.

Создание фонда, финансируемого государством, промышленного развития для софинансирования проектов по созданию ациональной продукции.

Создание и разработка государственной программы по отказу от импорта и замене национальными товарами. Данная программа сопровождается финансированием от государства и фондом промышленного развития.

Сокращение налоговой ставки для предприятий, которые принимают участие в поддержке, а также реализации проектов.

При проведении политики энергосбережения проводят следующие действия:

Создание энергетических балансов по стране.

Полный контроль над энергопотреблением на предприятиях. Создание энергетических паспортов.

Создание фонда, финансируемого государством, энергосбережения. Фонд должен финансировать проекты по энергосбережению.

Создание государственной программы энергосбережения.

Повышение налогов на энергопотребление для большей экономии энергии.

Стимулирование малого и среднего бизнеса проводится следующими путями:

Создание фонда для финансирования и развития малого и среднего бизнеса.

Сокращение налогов для предприятий, занимающихся разработками в сфере товаров народного потребления и энергосбережения.

Запуск упрощенной системы налогооблажения для предприятий малого и среднего бизнеса.

Налоговая поддержка государства для наиболее ценных направлений в бизнесе происходит благодаря:

Сокращению налогов для отечественных предпринимателей через уменьшение ставки на прибыль до 5% и уменьшение ставки НДС до 2-5%.

Введение дифференцированной ставки НДС на поставку товаров первой необходимости.

Стабилизация сельскохозяйственной отрасли проходит благодаря:

Компенсации части денег по кредитам для отечественных производителей на приобретение нового оборудования.

Закупка сельскохозяйственной продукции только у отечественных производителей с полным согласованием по поводу цены.

Поддержка государства в создании малых и средних предприятий в сельском хозяйстве.

Поддержка государства в создании кооперативов в сельском хозяйстве.

Стабилизация жилищного строительства сопровождается:

Созданием государственной компании по ипотеке, для передачи выкупленных государством недостроенных домов (с готовностью не менее 70%).

Завершение строительства домов (с готовностью не менее 70%) на средства из государственного капитала.

Выдача населению ипотечных кредитов на государственное жилье.

Период качественного роста или долгосрочный - период, который отвечает за перестройку государства и государственного управления, также развитие инноваций и высокотехнологического сектора в экономике (таблица 6).

Основные направления долгосрочного периода:

1. Улучшение государственного управления.

2. Создание программы по развитию трудового потенциала в государстве.

3. Переход к технологическому укладу и развитию новых технологий.

Таблица 6 - основные направления долгосрочного периода.

Улучшение государственного управление сопровождается:

Привлечением более квалифицированных сотрудников на государственную службу, а также более опытных.

Созданием новой и четкой модели государства с потенциалом к научно-технической революции, готовой к инновациям, внятно подготовленной к социально - экономической системе.

Созданием системы управления экономикой, а также регулированием научно - технической системы и управлением за социально - экономическим развитием.

Создание программы по развитию трудового потенциала в государстве сопровождается:

Реорганизацией здравоохранения.

Реорганизацией образования в государстве.

Переход к технологическому укладу и развитию новых технологий сопровождается:

Внедрением политики стимулирования с помощью отмены налоговой политики в сфере инноваций и созданием гарантий для создания инноваций.

Развитием научного потенциала за счет повышение и инвестирования в науку и развитие.

Сокращением налогов на 50% и привлечением специализированных научных предприятий.

Введением реальных стимулов для создания, проектирования инноваций, а также внедрение в жизнь.

Также нужно отметить критерии оценки эффективности антикризисной политики в государстве.

Критериями оценки эффективности выполнения программы по преодолению системного кризиса и дальнейшего ее предотвращения выступают пороговые значения показателей, характеризующих экономическую безопасность страны, по соответствующим направлениям экономической политики. При их достижении и соблюдении есть большая вероятность преодолеть системный кризис в стране и в дальнейшем ее предотвращать.

На эффективность антикризисной политики государства влияют следующие факторы.

Специальная подготовка, а также профессионализм антикризисной политики. Профессионализм проявляется при специальном обучении, развития антикризисной политики как искусства, а также аккумулирования опыта. Для каждой страны необходимо создавать специальные институты для подготовки антикризисных управляющих.

Искусство управления специалистов, приобретенное в процессе подготовки. Благодаря подготовке, специалисты способны чутко реагировать на ситуации перед потенциальном кризисом.

Методология в разработке решений регулирования. Данная методология обязана быть рискованной и должна быть привита в процессе обучения. Она определяет такие качества как решимость, своевременность, конкретность и значимость.

Прогнозирование тенденций. Кризис можно и нужно отслеживать по объективным данным, по статистикам. При возможности прогнозирования можно осуществлять мониторинг приближающегося кризиса.

Корпоративность также является важным фактором эффективности антикризисной политики. Все работники должны бороться за общие цели организации, а также должны быть готовы пойти на риск для достижения общей цели.

Также, среди факторов антикризисного управления можно выделить лидерство. Лидерство определяется массой факторов. Например, стилем работы, уверенностью, авторитетом власти.

Среди факторов антикризисного управление выделяют оперативность и гибкость управления. Этот фактор очень важен, он заключается в изменении средств и стиля управления в зависимости от ситуации к условиям кризиса.

Антикризисные программы и стратегии. В момент появления кризиса может появиться множество ситуаций, при которых понадобится изменение стратегии борьбы с кризисом, а так же антикризисные программы.

Система мониторинга и отслеживания кризисных ситуаций является одним из важнейших факторов эффективности антикризисной политики. Системы мониторинга - это действия по постоянному определению вероятности наступления кризиса. Это нужно для своевременного обнаружения кризиса.

2 ГЛАВА. Антикризисная политика бизнеса и государства на примере Германии

На первом этапе экономика Германии также негативно отреагировала на кризис, как и экономические системы других стран еврозоны. Пиковый момент последнего финансового кризиса пришелся для Германии в период с 2007 года по 2009 (график 1). В этот момент экономика Германии, впервые за многие десятки лет, нуждалась в поддержке.

Прогноз объема немецкого экспорта, в 2007 году, принесшего экономике ФРГ свыше 1 трлн. евро, был снижен на 6% - в основном из-за резкого падения мировой конъюнктуры. Кризисные явления 2007ого года привели к росту безработицы до трех миллионов безработных (7% рабочей силы), к экономическому спаду на 3% (хотя после Второй мировой войны экономический спад в Германии ни разу не превышал 1%), к снижению темпов роста ВВП до одного процента в год.

Также произошел спад в автомобильной промышленности, одного из главных отраслей национальной экономики, пострадали такие компании как «Mercedes - Benz», «BMW» и «Volkswagen».

Немецкий индекс DAX упал с начала года на 40%, скатившись до уровня осени 2005 года. Списания крупнейших немецких банков хотя и не сравнимы с американскими или британскими, все равно достигают миллиардных сумм.

Тем не менее, немецкая экономика нашла в себе силы мобилизоваться для будущего роста, стала опорой стабилизации европейских экономик.

График 1 - показатели ВВП Германии с 1997 по 2008

2.1 Антикризисная государственная политика Германии

Немецкая экономика остается одной из самых стабильных в Европе, даже несмотря на мировой финансовый кризис. Ей это удается благодаря своевременным действиям правительства Германии.

Принятие на себя роли локомотива европейской стабилизации далось Германии нелегко. Еще в середине сентября 2008 года министр финансов ФРГ Пеер Штайнбрюк скептически отзывался о возможности масштабной государственной помощи немецким финансовым институтам.

Немецкие власти, очевидно, надеялись, что кризис, разразившийся в англосаксонском мире, обойдет их экономику стороной. Однако уже к началу октября 2008 года финансовые «турбуленции» стали отчетливо наблюдаться и в Германии.

Первым помощи запросил ипотечный банк «Hypo Real Estate» (HRE), чьи убытки на конец сентября 2008 г. составили около 50 млрд. евро. Катастрофическое положение HRE было вызвано проблемами его ирландского банка «Depfa», специализировавшегося на ипотечном кредитовании и финансировании инфраструктурных проектов. «Depfa» был приобретен HRE в 2007 году на фоне растущих цен на недвижимость, однако не успел принести банку никакой прибыли. К чести немецких властей, реакция на информацию о крахе «Hypo Real Estate» последовала молниеносно. На экстренном заседании правительства было принято решение выделить банку «Hypo Real Estate» многомиллиардный стабилизационный кредит объемом до 35 млрд. евро. Кредит был выдан для адекватного закрытия банка, без сгорания имущества.

С этого момента министерство финансов также серьезно изменило свою позицию относительно оказания антикризисной помощи частным компаниям. Немецкие власти начали весьма пристально следить за состоянием финансовых рынков страны и не бояться принимать смелые антикризисные меры. Уже через неделю после оказания помощи HRE власти Германии пошли на беспрецедентный шаг по гарантиям вкладчикам немецких банков. Министерство финансов ФРГ заявило, что суммарный объем гарантий по вкладам в немецких банках, компенсируемых правительством страны, расширен до 1 трлн. евро. Теперь гарантии покрывали 100% текущих и депозитных вкладов граждан и составляли примерно 83% от всех имеющихся в стране вкладов. Данные меры были вызваны страхом, перед паникой вкладчиков, которая привела бы к массовому изъятию средств со счетов.

Пиковым моментом в антикризисной политики Германии, стал октябрь 2008 года. Правительство Германии, на очередном экстренном заседании приняло колоссальный антикризисный пакет в размере 490 млрд евро, с возможностью расширения до 500 млрд евро. Такого гигантского стабилизационного пакета немецкая экономика не видела за всю свою историю. Для сравнения: вся расходная часть бюджета ФРГ на 2008 год составляет 283 млрд евро.

Важную роль в успешном преодолении кризиса сыграл и тот факт, что основные финансовые проблемы немецких кредитных институтов лежали за пределами национальной экономики страны. Большинство проблемных немецких банков: и погрузившийся в кризис в октябре 2008 Hypo Real Estate, и терпевший уже в 2007 году многомиллиардные убытки IKB - обрели проблемы либо из-за зарубежных «дочек», заигравшихся с ипотечными кредитами, либо из-за собственных подразделений, работавших с американской и британской ипотекой.
 Разумеется, немецкие власти не могли ограничить степень интернационализации своих банков. Однако они оказались в состоянии поддержать стабильность национальной кредитной системы, компенсировав те процессы, которые вызвал в ней мировой кризис. Один из наиболее наглядных показателей этого - реакция немецкого рынка труда. Он практически не испытал на себе последствий финансового кризиса. Число безработных в Германии составило на конец 2008 года 3,08 млн. человек (что соответствовало уровню 16−летнего минимума).

Немалые потери понес и немецкий автопром. Концерну «Daimler» пришлось закрыть два завода по производству грузовиков на территории США и Канады. Также сократились уровни продаж по странам еврозоны, но эти падения не являлись катастрофой. Это вызвано тем, что в предкризисное время ситуация для автопрома была наиболее удачной и подкреплялось огромным уровнем продаж. К тому же компании своевременно снизили объемы производства. В помощь автопрому, в 2008 году правительство Германии, в рамках государственной программы по преодолению кризиса ввело специальную премию за утилизацию старых автомобилей. Суть мер в том, что избавляясь от старого автомобиля, которому более 9 лет, его владелец получает 2,5 тыс. евро на покупку нового авто. Немецкое правительство выделило на это 3 млрд. евро, простимулировав рост спроса на автомобили.

В итоге, для тех отраслей экономики, которые нуждались в дополнительной финансовой подпитке, правительство ФРГ подготовило пакет льготных кредитов, которые помогли справиться с падением конъюнктуры и сохранить рабочие места. Собственно, именно в таком выходе из кризиса и заключалась политика, как немецких концернов, так и немецкого правительства.

2.2 Антикризисная политика компании "Mercedes - Benz"

Компания «Mercedes - Benz» входит в состав огромного концерна «Daimler». Во время последнего финансового кризиса у «Mercedes» были проблемы с продажами по еврозоне, а также были проблемы у общего концерна с закрытием заводов в Америке, но все эти проблемы были вовремя урегулированы и не понесли больших потерь.

В чем же секрет антикризисной политики компании «Mercedes - Benz»?

Начать следует с того, что «Daimler» является одним из крупнейших автомобильных концернов в мире, а «Mercedes» является одной из лидирующих автомобильных компаний с обхватом по всему миру. Автомобили «Mercedes» продаются по всему миру и имеют огромные успех, если рассматривать статистику по продажам в России (таблица 7), то можно сделать вывод о колоссальной скорости увеличения продаж.

Таблица 7 - Статистика продаж легковых автомобилей и внедорожников за 2009 - 2010 года.

Во время первой волны кризиса «Mercedes» представил ряд мер по поддержанию спроса среди покупателей еврозоны и Китая, где были наибольшие проблемы с продажами. В 2008 году были представлены абсолютно новые предложения по кредитованию, снижающие риск по невыплате. Целью проведения новой политики по кредитованию было понижение процентной ставки по выплатам и следовательно увеличению спроса на автомобили. Наиболее благоприятный фактор для проведения данной политики оказало государство с антикризисной программой помощи предприятиям. Скупая старые автомобили, государство дополнительно стимулировало рост спроса на автопром.

Еще одним звеном в антикризисной программе «Mercedes» можно считать разработки в научно-технической сфере. Ежегодно руководство компании принимает решения по инвестированию огромных средств (в 2010 году инвестиции составили 1 млрд евро) в научные разработки в сфере энергопотребления. Разработчики видят будущий автопром за электромобилями, этим они объясняют риск инвестиций.

На данный момент «Mercedes» заинтересован также в инвестициях на внутренние разработки. За последние три года «Mercedes» потерял позиции по продаже внедорожников и автомобилей S - класса, так как не предоставлял на рынок кардинально новых моделей, теперь мировыми лидерами в данной категории стали «BMW» и «Audi». Руководство «Mercedes» обещает выпустить 10 новых автомобилей до 2015 года, чтобы восполнить пробелы в своем модельном ряду большим разнообразием внедорожников и автомобилей S - класса.

«Mercedes» также модернизирует свою стратегию модульного производства, чтобы несколько различных моделей могли изготавливаться одновременно на одной производственной линии. Это в свою очередь может помочь решить проблему низкой производительности и повысить рентабельность. Компания несет дополнительные расходы на модернизацию станков и стимулирование заработных плат своим сотрудникам.

Подводя итоги, можно сделать вывод об основных направлениях антикризисной политики. «Mercedes» тратит более половины своего дохода(годовой доход «Mercedes» в 2010 году составил 2,7 млрд евро) на инвестиции в науку, развитие технологий, а также пополнение модельного ряда и будущих проектов. Иными словами «Mercedes - Benz» создает мощную опору для дальнейшего существования компании с учетом всевозможных рисков.

2.3 Анализ эффективности и взаимодействия государственных мер и частного бизнеса в антикризисных программах Германии

Антикризисная политика крайне важный фактор для государства. Эффективная антикризисная политика может проходить лишь при совместных действиях государства и бизнеса.

В пиковый момент кризиса в Германии основным направление регулирования стала банковская система, которая в последствие была усовершенствована и приведена в норму. Благодаря своевременному контролю крупнейших банков со стороны правительства, сектор частного бизнеса почти не пострадал.

Одной из основных задач государства было сокращение потенциала к росту безработицы в стране. По известным данным на период с 2007 года по 2009 год, безработица в ФРГ выросла до показателя в 7%, что являлось сигналом к тревоге. Для сокращения роста безработицы правительство ФРГ выделило часть средств на дополнительное финансирование частного бизнеса, в свою очередь в компаниях, получивших дополнительное средства, проводилась политика перераспределения заработных плат с целью сохранения количества сотрудников. В конечном итоге крупнейшие немецкие концерны сократили 116 тысяч рабочих мест, но и при поддержке государства было создано приблизительно 96 тысяч рабочих мест.

Также была пересмотрена система « золотого капюшона», теперь топ - менеджеры не получали огромные отступные при закрытии бизнеса, что стимулировало работу за «годовые бонусы».

Сфера автомобильного бизнеса также сильно была затронута кризисом. Особенно пострадали компании, производящие запчасти и комплектующие для автомобилей. Не смотря на это, производство и продажа автомобилей ежегодно увеличивалась. Например, в период с 2008 года по 2009 год продажи выросли на 25%. Наиболее сильным катализатором в повышении продаж стала антикризисная политика ФРГ по утилизации старых автомобилей. На данную программу государство потратило около 3х млрд евро.

В период кризиса была лишь одна сфера, где государство было бессильно по отношению к частному бизнесу. Этой сферой оказался экспорт, а экспорт является одной из самых активных сфер в экономике ФРГ. По подсчетам ученых в период с 2007 по 2009 года экспорт сократился приблизительно на 30%.

Исходя из вышеуказанных фактов, можно сделать вывод, что взаимодействие государственных мер и частного бизнеса в Германии достаточно эффективно. В наименее неблагоприятный период для экономики, ФРГ смогло увеличивать продажи в автопроме( одном из важнейших секторов экономики страны), также благодаря своевременным мерам по созданию рабочих мест уровень безработицы не поглотил страну. Также благодаря быстрому и четкому распределению финансов была восстановлена банковская система.

Заключение

Пускай люди и не любят кризисы, но они непременно нужны. Ведь финансовые кризисы появляются не просто так, они являются следствием неправильных действий, неправильных механизмов в экономике. Кризисы служат сигналом о проблемах и в процессе борьбы укрепляют сильнейшие корпорации, стимулирует государства к росту темпов экономики, а также заставляют мировую экономику двигаться вперед, обновляют ее и укрепляют.

В процессе написания данной курсовой работы были решены следующие задачи:

Определение кризиса, его влияние на экономику государства.

Изучение антикризисной политики государства и бизнеса по этапам и направлениям.

Также в процессе написания курсовой работы была достигнута цель - выяснение предпосылок кризисных явлений и анализ средств и методов, используемых во время проведения антикризисных политик. А также изучение методов регулирования на примере Германии и одной из крупнейших немецких компаний, «Mercedes - Benz».

Антикризисная политика бизнеса - политика руководства предприятия, по выявлению методов и принципов поведения, нацеленных на укрепление финансового, а также технического состояния предприятия, сохранения конкурентноспособного положения предприятия, в тяжелый для бизнеса временной интервал. Антикризисная политика бизнеса необходима для выживания и составления конкурентоспособности предприятия на момент наступления кризиса.

Антикризисная политика государства также необходима, ведь государство полностью обхватывает производство в стране, также банковскую систему. Антикризисная политика государства заключается в развитии рынка труда, в контроле над предприятиями в кризис, в стабилизации финансового рынка и т.д. Далее государство, в рамках антикризисной политики, занимается инвестированием в предприятия, имеющие потенциал.

Выделяют некоторые особо важные направления для регулирования государством на момент пика кризиса.

Контроль над монополизацией. Свободная конкуренция вызывает появление монополий, в свою очередь монополии разрушают конкуренцию, что приводит к надлому экономической системы.

Софинансирование. Благодаря техническому росту и все большему вниманию к научно - техническому прогрессу государство обязано покрываться расходы по подготовке персонала, инвестированию в научные работы и финансированию исследований.

Контроль за макроэкономическим равновесием. В настоящий момент стихийный рынок может привести к замедлению темпов роста спроса от предложения. В таких случаях государство должно простимулировать спрос.

Контроль за социально - экономическими проблемами. Погоня за интересами индивидуальных предпринимателей может приводить к перерасходу ресурсов, загрязнению окружающей среды и отсутствию товаров коллективного пользования. Государство должно контролировать данные процессы в рыночных хозяйствах.

Контроль за правовой основой. Без адекватного перечня законов экономика не будет развиваться. Государство должно контролировать действия предпринимателей, определять право собственности, следить за качеством продукции. При помощи законов государство может держать под контролем данные аспекты экономики.

При рассмотрении антикризисной модели Германии и национальной промышленности в лице компании «Mercedes - Benz» были сделаны выводы об высокой эффективности мер взаимодействия государства и частного бизнеса. В кратчайшие сроки были исправлены ошибки, допущенные в банковской системе, и проведена политика по стимулированию спроса на национальную продукцию.

Список литературы

Учебник «Методология социально - экономического исследования» - И. Ковородин 2007г.

Учебник «Мировой опыт антикризисной политики: Уроки для России» - С.Афонцев Н. Иванова, И. Королев.

Учебник «Теория антикризисного управления предприятием» Е. Кован, Л. Мокрова, А. Рахоская. 2012г.

Научная статья «Антикризисная политика ведущих стран мира» М. Петрикова. 2011г.

Научная статья «Антикризисная политика государства» - Е. Ходоров. 2010г.

Научная статья «Бизнес в условиях кризиса - прерванный полет?» - Н. Седова. 2009г.

Научная статья «Германия в посткризисный период: рецепты по оздоровлению современной немецкой экономике» - В. Самотуга, А. Стерин. 2013г.

Научная статья «Мировой кризис и некоторые аспекты антикризисного управления» - И. Мхитарян. 2009г.

Научная статья «Государственная антикризисная политика» - В. Казаков, Ю. Ярцева. 2009г.

Научная статья «Государственное стимулирование сбережений( на примере Германии)» - Стародубцева Е. 2006г.

Научная статья «Германия в 2000-2010 годах» - Ватлин А. 2010г.

Похожие работы на - Антикризисная политика бизнеса и государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!