Производство по делам о взыскании налоговой недоимки, пени и штрафов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    155,82 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Производство по делам о взыскании налоговой недоимки, пени и штрафов

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ростовский государственный строительный университет»

Институт экономики и управления

Кафедра экономической безопасности, учета и анализа







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоговое администрирование»

на тему: ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГОВОЙ НЕДОИМКИ, ПЕНИ И ШТРАФОВ


Студент гр. НН-408 А.В. Чурсина

Специальность - 08.01.07 - Налоги и налогообложение





Ростов-на-Дону, 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие задолженности по налогам и сборам, и ее место в налоговой системе

1.1    Основное содержание и структура понятия «налоговая задолженность»

1.2    Причины возникновения налоговых задолженностей

.3      Алгоритм функционирования механизма взыскания задолженностей по налогам и сборам

Глава 2. Структура задолженности по налоговым платежам

.1 Анализ структуры задолженности перед бюджетом в разрезе налогов по уровням власти (за 2012-2013г.)

.2 Анализ задолженности по уплате пеней и налоговых санкций

Глава 3. Обзор арбитражной практики и предложение возможных путей совершенствования налогового администрирования

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования. Исчисление и уплата налоговых платежей <#"818095.files/image001.gif">

Рис. 1.1 Алгоритм функционирования механизма взыскания задолженностей с организации

В связи с этим его целесообразно условно разделить на несколько этапов. Перейдем к их подробному рассмотрению.

Первый этап - выставление требования об уплате налога.

Дату направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налогов следует считать началом процесса бесспорного взимания недоимки. Требование представляет собой документ установленной формы, содержащий извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить её в указанный срок (ст. 69 НК РФ).

В требовании должна содержаться информация о:

сумме задолженности по налогу;

размере пеней, начисленных на момент направления требования;

сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах (он имеет большое процессуальное значение, т.к. определяет срок принятия налоговым органом решения о взыскании недоимки, а также срок подачи налоговым органом заявления в суд о взыскании недоимки (ст. 46 НК РФ));

сроке исполнения требования (оно должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней с момента его получения, если в нем не указан иной срок исполнения);

мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Согласно ст. 70 НК РФ, требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

При этом налоговый орган составляет документ о выявлении недоимки у налогоплательщика по форме, утверждаемой приказом ФНС РФ. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направленно налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Требование об уплате налога может быть передано:

)        руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) лично под расписку;

)        направлено по почте заказным письмом;

)        передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (согласно ст. 69 НК РФ).

Необходимо обратить внимание на то, что при направлении требования заказным письмом могут возникнуть неприятные для налогоплательщика ситуации. Так, требование может быть направлено по юридическому адресу организации, а не по месту ее фактического нахождения. Кроме того, требование может получить работник организации, находящийся в офисе в момент поступления корреспонденции, и не поставить об этом в известность руководителя. В этих случаях руководство организации может не знать о начале процедуры принудительного взыскания недоимки. Важно помнить, что срок исполнения требования исчисляется с даты его получения организацией, а не с даты его составления. Правильно определить дату получения требования при его направлении по почте позволит почтовая отметка на конверте или дата, указанная в уведомлении о вручении заказного письма адресату. Если организация не получала требования, направленного по почте, то она при защите своих прав, в том числе и в судебном порядке, вправе потребовать от налоговых органов доказать факт почтового отправления и дату указанного отправления.

Второй этап - взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика.

Если налогоплательщик не погасил недоимку в срок, указанный в требовании, то налоговые органы в течение двух месяцев после указанного срока вправе принять решение о взыскании суммы задолженности с банковского счета налогоплательщика.

Данное решение доводится до сведения налогоплательщика в течение 6 дней после его вынесения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня направления заказного письма. Необходимо обратить внимание на то, что если решение, вынесено с пропуском указанного срока, то оно является недействительным и не подлежит исполнению работниками кредитных организаций.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджет направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению.

Стоит отметить, что достаточно часто решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках налогоплательщика выносится налоговым органом до истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. В этом случае нарушаются права организации, т.к. с ее счета могут быть списаны денежные средства, которые она планировала использовать для исполнения своих обязательств перед контрагентами. Указанное планирование денежных потоков может учитывать срок уплаты недоимки, указанный в требовании, и не приводить к нарушению закона.

Третий этап - обращение взыскания на имущество организации-должника по уплате налогов.

В случае если на счетах организации-должника по уплате налога нет денежных средств или их недостаточно для погашения задолженности, либо у налогового (таможенного) органа отсутствует информация о наличии банковских счетов налогоплательщика, может быть применена другая мера принудительного взыскания недоимки - обращение ее взыскания на иное имущество организации. При этом применение данной меры не требует обязательного отзыва из банка налогоплательщика ранее направленного инкассового поручения. Полномочиями по взысканию налога за счет денежных средств, находящихся на счетах организации-должника в банке, наделены налоговые (таможенные) органы, а не служба судебных приставов. Поэтому в случае списания денежных средств со счетов налогоплательщика в банке, что в свою очередь уменьшает общую сумму задолженности, налоговый (таможенный) орган обязательно уведомляет об этом соответствующее подразделение Федеральной службы судебных приставов. К уведомлению прикладывается расшифровка уточненной суммы задолженности и подтверждающие документы. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения подобного решения соответствующего Постановления судебному приставу-исполнителю. Следует отметить, что данное Постановление должно соответствовать как нормам налогового законодательства Российской Федерации, так и требованиям, предъявляемым к подобным документам Федеральным законом от 2 октября №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Получив Постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок выносит Постановление о возбуждении исполнительного производства, копии которого не позднее следующего дня после его вынесения направляет в налоговый орган и должнику. В этом документе устанавливается срок для добровольного погашения задолженности, который не может превышать пяти дней. Судебный пристав-исполнитель обязан уведомить об этом должника и предоставить ему установленную законом возможность погасить задолженность добровольно.

С этого момента ключевую роль в процессе обращения взыскания задолженности по налогам на имущество организаций играет судебный пристав-исполнитель. Именно от качества его работы в первую очередь зависит успешность взыскания задолженности за счет имущества организации. На этом этапе функционирования механизма обращения взыскания задолженностей по налогам на имущество организаций можно выделить четыре стадии: розыск имущества; его арест (опись); оценка, изъятие и хранение; и наконец, принудительная реализация. На все четыре стадии отводится два месяца.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что началом функционирования алгоритма выступает появление налоговой задолженности. Затем:

Шаг 1. Налогоплательщику направляется требование об уплате налога.

Если налогоплательщик оплатил сумму задолженности, указанную в требовании, взыскание налоговой задолженности прекращается (задолженность погашена). Если налогоплательщик не оплатил направленное ему требование:

Шаг 2. Определяется, есть ли денежные средства на счете налогоплательщика в банке. В случае наличия денежных средств на счете выставляется инкассовое поручение на их списание, а при полном исполнении инкассового поручения банком задолженность считается погашенной. Если денежных средств на счете налогоплательщика нет или их недостаточно для погашения всей суммы задолженности:

Шаг 3. Осуществляется проверка наличия у должника имущества. При

отсутствии какого-либо имущества у налогоплательщика взыскание прекращается, но задолженность признается непогашенной. При наличии имущества осуществляется его розыск, арест (опись), оценка, изъятие и принудительная реализация:

Шаг 4. Имущество реализовано. Если реализовать имущество не удалось, функционирование алгоритма прекращается, а задолженность признается непогашенной. В случае если имущество удалось реализовать, алгоритм также прекращается, но уже с погашенной задолженностью в итоге.

Глава 2. Структура задолженности по налоговым платежам

2.1 Анализ структуры задолженности перед бюджетом в разрезе налогов по уровням власти (за 2012 -2013 г.г.)

Рассмотрим данные сводного отчета Федеральной налоговой службы о имеющейся задолженности в 2012 и 2013 годах, сделаем анализ и соответствующие выводы о качестве налогового администрирования.

Таблица 2.1 Анализ задолженности перед бюджетом РФ

 

Задолженность перед бюджетом, всего (тыс. руб.)


2012

2013

Изменение




абсолютная величина

%

675 308 327

728 164 852

52 856 525

107,83%

Возможная к взысканию задолженность

653 638 705

722 819 805

69 181 100

110,58%

Задолженность, невозможная к взысканию по судебным решениям

1 066 560

1 382 748

316 188

129,65%

Задолженность умерших физических лиц

1 821 438

1 029 720

-791 718

56,53%

Задолженность организаций, в отношении которых завершено конкурсное производство

15 963 379

551 806

-15 411 573

3,46%

Задолженность ликвидированных организаций и ИП

2 818 245

2 380 773

-437 472

84,48%


По данным таблицы 2.1 можно сделать вывод о том, что общая сумма задолженности по налогам и сборам в 2013 г. возросла на 7,8% и составила 728 164 852 тыс. рублей. Положительным моментом является то, что большую долю как в 2012г., так и в 2013 г. занимает задолженность, возможная к взысканию (отсроченные, рассроченные платежи; недоимка организаций, находящихся в процедуре банкротства и пр.).

Следует отметить, что в 2013 г. значительно уменьшилась задолженность умерших физических лиц, а также задолженность ликвидированных организаций и ИП на 43% и 15,5% соответственно. А задолженность организаций, в отношении которых завершено конкурсное производство в 2013 г. уменьшилась почти на 97%.

Таблица 2.2 Структура задолженности по федеральным налогам

 

Федеральные налоги и сборы (тыс. руб.)


2012

2013

Изменение




абсолютная величина

%

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего в том числе:

553 174 066

591 689 257

38 515 191

106,96%

Возможная к взысканию задолженность

533 770 604

587 750 956

53 980 352

110,11%

Задолженность, невозможная к взысканию по судебным решениям

947 060

1 213 095

266 035

128,09%

Задолженность умерших физических лиц

97 845

66 254

-31 591

67,71%

Задолженность организаций, в отношении которых завершено конкурсное производство

15 878 820

442 354

-15 436 466

2,79%

Задолженность ликвидированных организаций и ИП

2 479 737

2 216 598

-263 139

89,39%


Общая сумма задолженности по федеральным налогам и сборам в 2013 г. увеличилась на 6,96% и составила 591 689 257 тыс. рублей.

По сравнению с 2012 г. в 2013 г., произошло уменьшение задолженности умерших лиц (на 32%), организаций, в отношении которых завершено конкурсное производство (на 97%), ликвидированных организаций и ИП (10,6%).

Таблица 2.3 Структура задолженности по региональным налогам

 

Региональные налоги и сборы (тыс. руб.)


2012

2013

Изменение




абсолютная величина

%

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего в том числе:

77 771 770

83 658 822

5 887 052

107,57%

Возможная к взысканию задолженность

76 240 415

82 794 302

6 553 887

108,60%

Задолженность, невозможная к взысканию по судебным решениям

84 359

72 025

-12 334

85,38%

Задолженность умерших физических лиц

1 171 549

630 294

-541 255

53,80%

Задолженность организаций, в отношении которых завершено конкурсное производство

61 093

75 806

14 713

124,08%

Задолженность ликвидированных организаций и ИП

214 354

86 395

-127 959

40,30%


Из таблицы 2.3 видно, что общая сумма задолженности по региональным налогам и сборам в 2013 г. увеличилась на 7,57% и составила 83 658 822 тыс. руб. Также произошло увеличение возможной к взысканию задолженности (на 8,6%). В свою очередь, уменьшилась задолженность умерших физических лиц, ликвидированных организаций и ИП, а также задолженность, невозможная к взысканию.

Таблица 2.4 Структура задолженности по местным налогам

 

Местные налоги и сборы (тыс. руб.)


2012

2013

Изменение




абсолютная величина

%

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего в том числе:

26 664 922

32 504 165

5 839 243

121,90%

Возможная к взысканию задолженность

26 010 327

32 108 812

6 098 485

123,45%

Задолженность, невозможная к взысканию по судебным решениям

27 394

33 179

5 785

121,12%

Задолженность умерших физических лиц

522 904

309 150

-213 754

59,12%

Задолженность организаций, в отношении которых завершено конкурсное производство

16 315

1 544

109,46%

Задолженность ликвидированных организаций и ИП

87 982

35 165

-52 817

39,97%


Общая сумма задолженности перед бюджетом по местным налогам и сборам в 2013 г. по сравнению с 2012 г. возросла на 21,9% и составила 32 504 165 тыс. рублей. Большую долю в общей сумме задолженности составляет задолженность, возможная к взысканию, так же как по федеральным и региональным налогам. Произошло незначительное увеличение задолженности организаций, в отношении которых завершено конкурсное производство (на 9,4%) и уменьшение таких показателей, как задолженность ликвидированных организаций и ИП (на 60%) и умерших физических лиц (на 40%).

Для того, чтобы сделать вывод об эффективности налогового администрирования в области предотвращения и урегулирования задолженности по налогам и сборам, проанализируем данные таблицы 2.5.

Таблица 2.5 Доля задолженности в общей сумме поступлений

 

2012

2013

Изменения




абсолютная величина

%

Общая сумма поступлений

9 715 209 562

10 954 009 949

1 238 800 387

112,75%

Общая сумма задолженности

675 308 327

728 164 852

52 856 525

107,83%

Доля задолженности в общей сумме поступлений

6,95%

6,65%

-0,3

95,63%


Можно отметить незначительное увеличение общей суммы налоговых поступлений (на 12,75%) и общей суммы задолженности (на 7, 83%).

Как видно из представленных данных, доля задолженности в общей сумме налоговых поступлений имеет достаточно низкую величину - 6, 95%. Кроме того, наблюдается ее уменьшение в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 4%.

2.2 Анализ задолженности по уплате пеней и налоговых санкций

Рассмотрим данные Отчетов по форме № 4-НМ по соответствующему году.

Таблица 2.6 Сумма пеней и налоговых санкций в 2006-2012 г.г. [11]

 

Сумма пеней и налоговых санкций, тыс. рублей


2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Пени

443021018

343004694

320412194

358306348

311910114

258681905

247845726

Санкции

302920579

93 883 065

87381487

96647395

83603190

70 736 062

71547205


Рис. 2.1 Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций

По данным таблицы 2.6 и рис. 2.1, можно сделать вывод о том, что суммы задолженности перед бюджетом по уплате пеней и налоговых санкций в целом имеют устойчивую тенденцию к сокращению.

Задолженность по начисленным пеням в 2006 г. составляла 443 021 018 тыс. рублей, а в 2012 г. сократилась практически вдвое и составила 247 845 726 тыс. рублей.

Задолженность по налоговым санкциям в 2006 г. была катастрофически большой - 302 920 579 тыс. рублей, а в 2012 г. уменьшилась в 4 раза и составила 71 547 205 тыс. рублей.

Чтобы разобраться в причинах наблюдаемой тенденции, нужно рассмотреть направления налоговой политики и ее результаты по соответствующим годам.[15]

Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки были осуществлены в 2001-2005 гг. В частности, за эти годы приняты и вступили в действие 17 глав второй части НК РФ, регулирующих порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов. Окончательно оформилась структура налоговой системы России.

Поэтому главное внимание в 2006 г. было уделено мерам по совершенствованию налогового администрирования. Они направлены:

с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах,

С 2 сентября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", подготовленный Правительством Российской Федерации.

Указанный Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования порядка учета организаций и физических лиц в налоговых органах, порядка предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, инвестиционного налогового кредита, порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, мер ответственности за налоговые правонарушения, а также иных вопросов налогового администрирования.

Например, с 2 сентября 2010 года отменена обязанность организаций сообщать в налоговые органы о создании филиалов и представительств. Постановка на учет организации по месту их нахождения производится на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Постановка на учет (снятие с учета) организаций по месту нахождения иных обособленных подразделений производится на основании сообщений налогоплательщика об их создании и прекращении деятельности соответственно (исключена процедура подачи заявления о постановке на учет (снятии с учета)).

Введен запрет повторного истребования документов в рамках процедуры истребования у налогоплательщика документов о деятельности его контрагентов.

Отменены расчеты по авансовым платежам по транспортному и земельному налогам.

Статьей 59 НК РФ установлен конкретный перечень оснований признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам. В качестве основания признания задолженности безнадежной установлены случаи принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания (вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам).

Одновременно уточнены составы налоговых правонарушений и в ряде случаев увеличены размеры санкций за указанные правонарушения.

Принят Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». Новое законодательное регулирование налогового контроля за трансфертным ценообразованием направлено, с одной стороны, на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках между организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с различными налоговыми режимами, в целях уклонения от налогообложения. С другой стороны, не должно создавать препятствий для деятельности добросовестных налогоплательщиков на территории Российской Федерации, в том числе крупных холдинговых компаний.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговое администрирование в области предотвращения, выявления, пресечения и урегулирования задолженности по уплате налогов и сборов, а также уплате пеней и налоговых санкций в России совершенствуется в соответствие с изменяющимися условиями и в целом находится на достаточно высоком уровне.

задолженность налог арбитражный администрирование

Глава 3. Обзор арбитражной практики и предложение возможных путей совершенствования налогового администрирования

Судебные разбирательства по вопросам взыскания задолженностей по налогам с организаций достаточно распространены. Это говорит о том, что налоговыми органами не всегда соблюдается порядок принудительного взыскания налогов, сборов и пеней, что влечет за собой нарушение прав налогоплательщиков, в защиту которых последние обращаются в суд. Можно выделить следующие причины возникновения споров:

)        недобросовестное исполнение организациями своих обязанностей по уплате налогов, которое может быть связано с несовершенством налогового законодательства;

)        неправомерные действия со стороны налоговых должностных лиц.

Выделим наиболее распространенные спорные вопросы и рассмотрим принятые в отношении них решения суда.

)        Вопросы, касающиеся направления требования об уплате налога, сбора, пени.

Налоговая инспекция не вправе принимать решение о принудительном взыскании сумм задолженности, не направив требование об их уплате налогоплательщику.    

По делу № А10-747/02-9 арбитражный суд рассматривал иск акционерного общества о признании недействительным решения налоговой инспекции о взыскании налогов, сборов и пеней за счет имущества организации. Согласно ст. 45-48 НК РФ, до обращения взыскания задолженности с денежных средств или за счет иного имущества, налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога и пеней. В противном случае он не вправе принимать решение о принудительном взыскании сумм задолженности.

В ходе разбирательства выяснилось, что соответствующей налоговой инспекцией не были представлены доказательства, подтверждающие направление требования об уплате налогов, сборов и пени налогоплательщику. Арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для принятия мер принудительного взыскания задолженности за счет имущества. Иск был удовлетворен.

) Правила оформления, порядок и сроки направления требований об уплате налогов.

Следует отметить, что требование должно содержать ряд обязательных реквизитов. Отсутствие в нем размера недоимки и основания ее возникновения может быть основанием для признания судом Требования налогового органа недействительным.

Федеральный Арбитражный суд Центрального округа в своем Постановлении от 22 февраля 2008 года № А082125/0424 признал требование налогового органа об уплате налога недействительным. Пояснил это следующим:

требование не содержало указания на сумму недоимки по налогу;

не был определен установленный законом срок наступления обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Исходя из этого, суд сделал вывод о том, что ненадлежащее оформление требования об уплате налога влечет за собой признание его недействительным. Все перечисленные недостатки в оформлении обжалуемого ненормативного акта налогового органа не позволяют четко определить период просрочки уплаты налога и, соответственно, проверить правильность расчета недоимки.

Требование об уплате налога было признано недействительным и Федеральным Арбитражным судом Центрального округа в Постановлении от 21 февраля 2010 года по делу № А082202/0493. Причиной послужило следующее:

неуказание сведений о сумме недоимки по налогу;

отсутствие данных о том, за какой период произведено начисление пени, ставки пени;

не определен установленный законодательством срок наступления обязанности налогоплательщика по уплате налога;

не указан срок уплаты налога.

)        Неправомерное применение бесспорного порядка взыскания задолженностей с организаций.

Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа № КА-А40/9525-09. Налоговый орган обязан указывать в требовании об уплате налога, на основании какого решения или декларации налогоплательщика сделан вывод о наличии задолженности.

В случае отправления требования об уплате налогов или сборов, налоговый орган выносит решение об их взыскании. В то же время взыскать налог с организаций в бесспорном порядке нельзя, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами. Под юридической квалификацией сделки в этом случае понимается совокупность признаков, установленных гражданским законодательством. Приведем пример.

В ходе налоговой проверки было выяснено, что работникам организации регулярно выдавались под отчет крупные денежные суммы, отчеты по которым не представлялись длительное время. Налоговые работники квалифицировали эти операции как выдачу беспроцентных займов, произвели расчет сумм НДФЛ с полученной работниками материальной выгоды и доначислили налог. Требование налогового органа о погашении недоимки организация не выполнила, и налоговый орган направил в банк, в котором открыты счета организации, инкассовое поручение на списание суммы налога.

После этого организация обратилась в суд с иском о признании решения налогового органа о бесспорном взыскании налога недействительным, так как оно не может быть произведено в бесспорном порядке в связи с тем, что обязанность по уплате налога основана на изменении юридической квалификации сделок. Этот иск был удовлетворен.

)        Порядок взыскания налога за счет имущества организации.

Налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества лишь в случае невозможности взыскания задолженности за счет денежных средств.

Этому вопросу посвящено разбирательство Федерального Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-4382/09-АК100.

Суд указал, что в материалах дела отсутствуют следующие сведения:

о принятии инспекцией решения о взыскании с организации задолженности за счет денежных средств;

о направлении инкассовых поручений;

об отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика на день принятия решения о взыскании налога за счет имущества.

Поэтому нарушение налоговым органом порядка принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога за счет денежных средств, находящихся на его счете в банке, лишает налоговую инспекцию возможности обратить взыскание на имущество налогоплательщика в бесспорном порядке.

Таким образом, можно сделать вывод о существовании проблем, связанных с неправильным пониманием законодательных норм - с одной стороны, и недобросовестным исполнением работниками налоговой службы своих обязанностей.

Деятельность налоговых органов по совершенствованию налогового администрирования должна быть направлена:

)        на увеличение числа налогоплательщиков, которые добросовестно выполняют обязанности перед государством и установление с ними партнерских отношений и, соответственно на снижение числа тех, кто выполняет эти обязанности недобросовестно и реализация в связи с этим контрольной и предупредительной функции, что повлечет за собой предотвращение и пресечение налоговых правонарушений.

)        на повышение уровня организации налогового контроля, что будет способствовать своевременному выявлению недобросовестных налогоплательщиков и недопоступлений в бюджет.

В современных условиях главными задачами контрольной работы является усиление аналитической составляющей, развитие комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Важным является принятие объективных решений по результатам проверок, повышение качества работы с жалобами налогоплательщиков и, в конечном итоге, снижение количества рассматриваемых в судах споров.

Такие методы контрольной работы приведут к существенному увеличению доначисленных сумм. При этом система налогового администрирования должна обеспечить своевременное поступление налоговых платежей и своевременное урегулирование задолженности перед бюджетом. Как показывает анализ, наиболее эффективной мерой по погашению задолженности является предъявление должникам требований об уплате налогов и сборов. Но именно на этом этапе возникает большое число споров.

Поэтому целесообразным является уточнение законодательных норм, регламентирующих камеральную проверку, порядок истребования документов, составы налоговых правонарушений и размеры соответствующих штрафов, порядок процедур взыскания налоговыми органами задолженностей, чтобы устранить противоречия, возникающие при взаимодействии субъектов налоговых отношений.

Также необходимо развивать досудебный порядок урегулирования налоговых споров. Повышать налоговую культуру не только налогоплательщиков, но и самих работников налоговых инспекций.

Заключение

Взыскание задолженности - один из резервов пополнения бюджетной системы. Именно поэтому работа по ее снижению по-прежнему является одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов.

По данным курсовой работы можно сделать вывод о том, что правовое поле взыскания задолженностей достаточно наполнено нормативно-правовыми актами, которые регулируют не только отдельные вопросы взыскания, но и деятельность субъектов возникающих отношений.

Тем не менее, остро стоит вопрос устранения противоречий в актах органов, взаимодействующих в процессе взыскания задолженностей, установления единых сроков и порядка взыскания.

В ходе курсовой работы было раскрыто понятие и представлена структура налоговой задолженности, выделены причины ее возникновения. Рассмотрены основные этапы алгоритма функционирования механизма взыскания задолженностей по налогам и сборам

Затем был произведен анализ структуры задолженности в разрезе налогов по уровням власти, а также анализ задолженности по пеням и налоговым санкциям с целью выявления существующих тенденций на современном этапе.

Для формирования более полного представления об эффективности налогового администрирования в области возникновения и урегулирования задолженностей, была рассмотреть арбитражную практика с целью выявления наиболее часто возникающих споров и анализа принимаемых по ним решений.

В завершение курсовой работы представлены возможные пути совершенствования налогового администрирования.

Список использованных источников

1)   Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 1 сентября 2014 г. - М.: Эксмо, 2014г.

2)      Федеральный закон Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

)        Гусева Т.А. О внесудебном порядке взыскания налоговых платежей// Налоговые споры: теория и практика. - 2009. - №12. - С. 5 - 7.

)        Кислов Д.В. Налоговые споры. Практика взаимоотношений с налоговыми службами. - М.: Вершина, 2009 г.

)        Пасько О.Ф. Налоговый контроль в системе эффективного налогообложения//Налоговый вестник. - 2012. - №6. - С. 1 - 12.

)        Пронин С.Б. Взыскание задолженности по налогам и сборам//Наш налоговый адвокат . - 2011. - №6. - С. 1 - 14.

)        Пронин С.Б., Пронин М.С. Взыскание задолженности по налогам с организации// Тематический спецвыпуск журнала «Горячая линия бухгалтера», 2010г.

)        Сердюков А.Э. Администрирование налогов в России: принципы и пути развития// Российский налоговый курьер. - 2010. - №3. - С. 4 - 7.

)        Смирнова Е.В. Проблемы задолженности по налоговым платежам//Налоговед . - 2012. - №4. - С. 5 - 10.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!