Анализ экономической эффективности природоохранных мероприятий в Красноярском крае

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,01 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ экономической эффективности природоохранных мероприятий в Красноярском крае

Введение

Выбор стратегии социально-экономического развития Красноярского края определяется возможностью обеспечения устойчивого природопользования и сохранения биоразнообразия в интересах ныне живущих и будущих поколений. Встраивание природоохранных аспектов в методологию региональных социально-экономических исследований представляется актуальным еще и потому, что в настоящее время практически отсутствует координация деятельности региональных органов управления по сохранению биоразнообразия.

Экономическая оценка природных ресурсов в целом и их составной части - биоресурсного потенциала региона (БПР), в частности - является необходимой для обоснования важнейших индикаторов регионального управления. Существует ряд методологических и методических проблем, связанных с экономической оценкой БПР. Этот потенциал в отличие от невозобновляемых ресурсов, например, минерально-сырьевых, обладает рядом функций, которые нуждаются в защите и сохранении независимо от прямой потребительной ценности ресурса.

Особенность экономической оценки БРП заключается в том, что ни директивная, ни рыночная экономика не способны адекватно определить ценности всех функций биологических видов природных ресурсов. Имеющиеся предложения по определению общей экономической ценности природы наталкиваются на трудности методологического и информационного характера, что приводит к необходимости последовательного процесса оценки по компонентам и функциям полезности. Существенное значение для выбора методических подходов и деятельности исследований региона имеет применяемая элементарная единица оценки, которая диктуется размерами оцениваемого региона и его изученностью. Красноярский край, даже без учета Таймырского и Эвенкийского автономных округов, по площади (724 тыс. км2)

При формировании бюджета края не оцениваются отрицательные эффекты, связанные с истощением природно-ресурсного потенциала и загрязнением окружающей среды. Более того, отрицательные результаты экономической деятельности учитываются в качестве доходного источника бюджета, в то время как, например, выбросы различных загрязняющих веществ и другие вредные воздействия на окружающую среду не имеют потребительной стоимости и не могут служить в качестве налоговой базы. Классическое определение налога как платежа, уплачиваемого в зависимости от полученных доходов, предполагает наличие устойчивого источника для бюджета, а это входит в противоречие с интересами общества в отношении необходимости сокращения вредных воздействий на окружающую среду.

1. Реферативная часть

Налоги и сборы сферы природопользования

Налоги и сборы сферы природопользования можно разделить на две группы:

.плата за негативное воздействие на окружающую среду;

.плата за природные ресурсы

Плата за природные ресурсы

Виды платы за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные ресурсы и другие природные ресурсы):

. за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

. за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

. на восстановление и охрану природных ресурсов.

Плательщиками являются предприятия, объединения, организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.

Плата за право пользования природным ресурсом - это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом. Плата за пользование природными ресурсами взимается в составе налогов, арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством.

Базовые нормативы платы устанавливаются государственными органами управления в виде отчислений от стоимости ежегодного нормативного объема добычи (изъятия) природных ресурсов и части дополнительной прибыли, полученной при использовании относительно лучших по качеству и местоположению источников природных ресурсов.

Плата за нерациональное использование природных ресурсов - это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

Нормативы штрафной платы за нерациональное использование природных ресурсов устанавливаются в кратном размере, исходя из величины недополученной прибыли.

Плата на восстановление и охрану природных ресурсов - это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платы является формой возмещения расходов на осуществление этой деятельности.

При определении размеров этого вида платежей необходимо учитывать затраты на восстановление природного ресурса, организацию системы контроля и мониторинга состояния природного ресурса, особенности охраны конкретных видов природных ресурсов от отрицательных последствий хозяйственной деятельности.

Нормативы платы по возобновимым природным ресурсам определяются исходя из затрат на их восстановление и охрану, по невозобновимым ресурсам - на основе подсчета затрат на их выявление, оценку и подготовку к использованию. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

Плата за загрязнение окружающей среды взимается в трех видах:

. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

. за сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;

Плата за землю осуществляется через два инструмента: земельный налог и арендная плата.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата, которую уплачивает арендатор земли. Размер арендной платы, порядок и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. По земельным участкам, находящимся в частной собственности, те же условия устанавливаются в договоре между арендодателем и арендатором.

При аренде земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. В большинстве случаев базовые размеры арендной платы за землю определяются на основе действующих ставок земельного налога с применением коэффициентов в зависимости от ценности территории, целевого использования земель или категории арендаторов.

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговой базой налога на землю является кадастровая стоимость земельного участка.

Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования, которое ввело налог.

При этом под земельным участком как объектом налогообложения следует понимать часть поверхности земли (в том числе поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Исходным материалом для выявления границ земельного участка являются: землеустроительная документация; материалы межевания объектов землеустройства, карты (планы) объекта землеустройства, утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект.

Географическое описание и юридико-техническое удостоверение земельного участка более полно, развернуто закреплены в документах государственного кадастра.

В соответствии с п. 2 ст. 389 НК РФ из объектов налогообложения исключаются отдельные виды земель: земли изъятые из оборота; земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного, земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; земельные участки в пределах лесного фонда; земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяется в отношении земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года. Налоговым периодом является календарный год.

Налоговая ставка равна:

. 0,3% для земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; земель занятых жилищным фондом; земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

. 1,5% по всем другим категориям земель устанавливается не более.

Льгота по земельному налогу предоставляется:

. организациям в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; религиозным организациям в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

. общероссийские общественные организации инвалидов; организации, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.

. организациям народных художественных промыслов в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - плата за недра.

Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр - организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с российским законодательством признаются пользователями недр.

Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Предоставлением недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Объектами налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые:

. добытые из недр на территории России на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование;

. извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством о недрах;

. добытые из недр за пределами территории России (на территориях, находящихся под юрисдикцией России, арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Полезное ископаемое, добытое из недр на лицензионном участке, признается объектом налогообложения вне зависимости от вида пользования недрами, указанного в лицензии. Так, если полезное ископаемое добыто при пользовании недрами на основании лицензии только на поиск и оценку месторождений (только на строительство и эксплуатацию подземных сооружений), оно подлежит налогообложению. Если лицензия на право пользования недрами отсутствует, добытое полезное ископаемое не является объектом налогообложения.

Налоговая база по НДПИ - это стоимость добытых полезных ископаемых. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный месяц.

Налоговая ставка:

% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых; попутного газа; подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений; и др.

Если нет оснований для применения нулевой налоговой ставки, используются налоговые ставки от 3,8 до 30%.

Налоговая ставка при добыче нефти составляет 766 руб/т. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, Ки. Данный коэффициент ежеквартально определяется налогоплательщиком самостоятельно по формуле

Кп = (Ц-15)Р/261,

где Ц - средний за налоговый период уровень цен сорта нефти Юралс в долларах США за баррель; Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации.

Средний за налоговый период уровень цен сорта нефти Юралс определяется как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.

При добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья применяется ставка 35 руб. за 1000 м3 газа. Все эти ставки установлены п. 2 ст. 342 НК РФ.

Водный налог - плата за пользование водными ресурсами регламентируется гл. 25.2 НК РФ и Водным Кодексом РФ.

Объекты обложения водным налогом:

.забор воды из водных объектов;

. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

.использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

.использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты и пр.

Налоговая база - это объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. Если таких приборов нет, то учитывается время работы и производительность технических средств или же объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Налоговые ставки по водному налогу определяются исходя из вида водопользования, которое является объектом налогообложения (ст. 333.12 НК РФ). Налоговые ставки дифференцируются в зависимости от бассейнов рек, озер, морей, а также экономических районов, в пределах которых осуществляется тот или иной вид водопользования. Налоговые ставки при заборе воды варьируются в зависимости от того, из каких водных объектов забор осуществляется.

Согласно пункту 2 ст. 333.12 Налогового кодекса, при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере.

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Общая сумма налога будет определяться путем сложения исчисленных сумм налога в отношении всех видов водопользования.

Плата за пользование водными объектами взимается только на основании договора водопользования. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165 утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования.

Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора установлен в ст. 11 ВК РФ. Это, в частности: забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы плательщиком налога самостоятельно. Плата вносится по месту пользования водным объектом или его частью не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом, и зачисляется в федеральный бюджет.

Если объем забранной воды меньше, чем определено договором, то нужно произвести перерасчет размера платы по окончании соответствующего платежного периода. Если же объем фактически забранной (изъятой) воды превысил показатель, закрепленный в договоре водопользования, водопользователь обязан уплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за пользование водным объектом (п. 3 ст. 18 ВК РФ).

Платежи за пользование животным миром взимаются с российских и иностранных юридических лиц, граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства и включают в себя сбор за пользование объектами животного мира; сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов; сбор за выдачу лицензии на пользование животным миром.

Порядок уплаты сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов регламентируется главой 25.1 НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2004 г. Отметим, что отношения по уплате указанных сборов регулируются не только законодательством о налогах и сборах, но и природоресурсным законодательством.

Плательщикам сборов необходимо иметь лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира или объектами водных биологических ресурсов. Объекты животного мира предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии, гражданам - в краткосрочное пользование на основании именных разовых лицензий. При этом долгосрочной лицензией является специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира. Именная разовая лицензия представляет собой специальное разрешение на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира.

Пользование водными биологическими ресурсами происходит на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов. Такое разрешение является документом, удостоверяющим право на добычу (вылов) определенного объема водных биоресурсов.

Ставки сбора за объекты животного мира и за объекты водных биоресурсов установлены в ст. 333.3 НК РФ за каждый объект животного мира. Такие ставки являются твердыми, т.е. выражаются в абсолютной сумме на единицу измерения. Нулевая ставка сбора применяется в случаях, если пользование объектами животного мира осуществляется в социально полезных, экологических целях (охрана здоровья населения, устранение угрозы для жизни человека, предохранение от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных и др.) или с целью изучения запасов, промышленной экспертизы, в научных целях.

Сумма сбора исчисляется в отношении каждого объекта животного мира и в отношении каждого объекта водных биоресурсов как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора.

Порядок уплаты сборов за пользование объектами животного мира и порядок уплаты сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов различаются.

В отношении пользования объектами животного мира плательщики уплачивают сбор при получении лицензии. С 1 января 2007 г. уплата данного сбора производится всеми плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего лицензию.

В отношении пользования объектами водных биоресурсов установлено два вида сборов: разовый и регулярные взносы. Разовый взнос уплачивается при получении разрешения и равен 10% исчисленной общей суммы сбора. Регулярные взносы производятся в течение всего срока действия разрешения ежемесячно, не позднее 20-го числа.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие установлена статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ Об охране окружающей среды. С 2005 г. контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты данных платежей передан из ведения налоговых органов и находится в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Норматив платы за загрязнение эквивалентен части величины годового удельного экономического ущерба от загрязнения, предназначенной для возмещения затрат по предотвращению воздействия выбросов загрязняющих веществ на реципиентов. Он направлен на снижение загрязнения окружающей среды до допустимого уровня.

Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и формы собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.

Если юридическое лицо по каким-либо причинам не укладывается в норматив предельно допустимого выброса (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то на определенный период времени ему могут быть установлены временно согласованные нормативы, превышающие ПДВ.

Нормативы загрязнений (выбросов, сбросов, размещения отходов) утверждаются на один календарный год. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (далее - Постановление № 344). Их перечень (для разных видов загрязняющих веществ, топлива) приведен в Приложении 1 к данному документу.

Сумма платы по каждому виду негативного воздействия объекта складывается из сумм платы по всем загрязняющим веществам и отходам.

Для исчисления суммы платы за выброс (сброс) вредных веществ в пределах установленных лимитов соответствующую ставку платы необходимо умножить на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами (сбросами) загрязняющих веществ.

Сумма платы за сверхлимитный выброс (сброс) есть результат произведения ставки платы за загрязнение в пределах установленных лимитов, умноженной на 5, и величины превышения фактической массы выбросов (сбросов) над установленными лимитами. Кроме того, в расчете каждой из вышеуказанных сумм участвуют коэффициенты, учитывающие: экологические факторы (согласно Приложению 2 к Постановлению № 344); статус территории, на которой находится объект негативного воздействия (согласно п. 2 Постановления № 344); уровень инфляции.

Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их экономических особенностей. Если указанные платежи равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти может быть рассмотрен вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия.

2. Расчетное задание

Общее условие. В результате проведения реконструкции водоочистного оборудования на предприятии уменьшилась концентрация вредных веществ в сточных водах.

Задание: 1. Определяем полный экономический эффект от работы оборудования по очистке хозяйственно-бытовых, производственных и химически загрязненных стоков, т.е. для каждого потока, и общий экономический эффект.

. Рассчитываем чистый экономический эффект по предотвращению загрязнения водных объектов.

. Определяем показатели общей экономической эффективности водоохранных мероприятий для каждого потока и в сумме.

. На основании полученных результатов сделаем выводы о целесообразности проведения указанных мероприятий.

Экономическая эффективность природоохранных мероприятий характеризуется различными величинами эффекта в зависимости от видов учитываемых эффектов и методов их определения:

Полный экономический эффект таких мероприятий проявляется в предотвращении экономического ущерба от негативного воздействия предприятия на окружающую среду. При проведении водоохранных мероприятий полный экономический эффект (3™.™) можно определить по формуле:

Эполн = Удо - Упосле , (2.1)

где Удо, У после - экономический ущерб от загрязнения водных объектов, соответственно до и после проведения мероприятий, руб./год.

Удо1 = Квг- Кв- Кинд- ∑ni=1- mдоi Кинтдоi\ , (2.2)

где Квг - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия в зависимости от времени года, 1,23;

Кв - коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов), 1,41

Кинтдоi - коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономическою развития (принимается на уровне индексации 10%);

Hi - таксы для исчисления размера ущерба от сброса 1-го вредного (загрязняющего) вещества в водные объекты (определяются в соответствии с таблицей приложения Б) -4350 тыс. руб./т;

mдоI- масса сброшенного i-гo загрязняющего вещества до проведения водоохранных мероприятий, т/год.

природопользование экономический очистка сток

mдоI = V*10-6( cфi - cдi), (2.3)

где V - годовой объем сброса сточных вод;

-6 - коэффициент перевода массы загрязняющего вещества из мг/дм3 в т/м3; n - количество загрязняющих веществ в сточных водах, по которым исчисляется размер ущерба, до проведения мероприятий;ф - фактическая концентрация i-ro загрязняющего вещества в сточных водах до осуществления мероприятий, мг/дм3;

сд, - предельно допустимая концентрация i-ro загрязняющего вещества в сточных водах, ПДК, мг/дм3;

Кинт до i - коэффициент, учитывающий интенсивность негативного воздействия i-ro загрязняющего вещества на водный объект, до проведения мероприятий. V - годовой объем сброса сточных вод для I потока = 165000 м3, II потока = 90000м3

Таблица 1 - масса сброшенных загрязняющих веществ до проведения водоохранных мероприятий

п/пСостав загрязняющих веществcфcдcф - cдV=165*103 мз10-6mдоI, т/годПроизводственные и хозяйственно-бытовые стоки (I поток)1БПК поли,21318,0001650000,0000012,972Взвешенные вещества341024,0001650000,0000013,963СПАВ1,80,51,3001650000,0000010,214Нефтепродукты0,80,050,7501650000,0000010,125Железо(Fс3+)1,70,51,2001650000,0000010,20∑59,3014,0545,2501650000,0000017,47Химические загрязненные стоки (II поток)1БПК поли,32329,000900000,0000012,612Взвешенные вещества531043,000900000,0000013,873Сульфаты15010050,000900000,0000014,504Хлориды450350100,000900000,0000019,005СПАВ3,30,52,800900000,0000010,256Фосфаты3,621,600900000,0000010,147Азот аммонийный2,250,0392,211900000,0000010,208Азот нитритный0,60,020,580900000,0000010,059Нефтепродукты2,940,052,890900000,0000010,26∑697,69465,61232,08900000,00000120,89

Масса сброшенных веществ до мероприятий: для I потока находим = 7,47 т/год, для II находим = 20,89 т/год.

mпослеI = V*10-6( cпi - cдi) , (2.4)

Таблица 2 - масса сброшенных загрязняющих веществ до проведения водоохранных мероприятий

п/пСостав загрязняющих веществспcдсп - cдV=165*103 мз10-6mдоI, т/годПроизводственные и хозяйственно-бытовые стоки (I поток)1БПК поли,5,0032,001650000,0000010,332Взвешенные вещества20,001010,001650000,0000011,653СПАВ0,700,50,201650000,0000010,034Нефтепродукты0,100,050,051650000,0000010,015Железо(Fс3+)0,900,50,401650000,0000010,07∑26,7014,0512,651650000,0000012,09Химические загрязненные стоки (II поток)1БПК поли,530,1800900000,0000010,182Взвешенные вещества8100,7200900000,0000010,723Сульфаты1101000,9000900000,0000010,904Хлориды3503500,0000900000,0000010,005СПАВ0,80,50,0270900000,0000010,036Фосфаты2,0420,0036900000,0000010,007Азот аммонийный0,50,0390,0415900000,0000010,048Азот нитритный0,040,020,0018900000,0000010,009Нефтепродукты0,070,050,0018900000,0000010,00∑486,45465,611,8757900000,0000011,88

Масса сброшенных веществ после мероприятий: для I потока = 2.09 т/год, для II потока = 1,88 т/год.

Коэффициент Кинт устанавливается в зависимости от кратности превышения фактической концентрации загрязняющего вещества при сбросе над установленной ПДКр/х для него и принимается в размере:

равном 1 при превышениях до 10 раз;

равном 2 при превышениях более 10 и до 50 раз;

равном 5 при превышениях более 50 раз.

Таблица 3 - расчет коэффициента интенсивности негативного воздействия

п/пСостав загрязняющих веществcфcдКратность превышенияПДК р/хКинддоiспкратность превышенияКинд (10%)ПДКпосле, р/хКиндпослеi1БПК полн.2137до 1015,020,1до 1012Взвешенные вещества34103до 10120,020,1до 1013СПАВ1,80,54до 1010,710,1до 1014Нефтепродукты0,80,0516от 10 до 5020,120,1до 1015Железо(Fс3+)1,70,53до 1010,920,1до 101Химические загрязненные стоки (II поток)1БПК поли,32311до 101520,1до 1012Взвешенные вещества53105до 1011820,1до 1013Сульфаты1501002до 10111010,1до 1014Хлориды4503501до 10135010,1до 1015СПАВ3,30,57до 1010,820,1до 1016Фосфаты3,622до 1012,0410,1до 1017Азот аммонийный2,250,03958от 50 до 10030,5130,1от 10 до 5028Азот нитритный0,60,0230от 10 до 5020,0420,1до 1019Нефтепродукты2,940,0559от 50 до 10030,0710,1до 101

Таблица 4 - расчет полного экономического эффекта

Полный экономический эффект I потока = 4 151 387,41; II потока = 15 074 815,34.

Чистый экономический эффект - это разность полного эффекта и необходимых для его получения эксплуатационных расходов (Эчист):

Эчист полн-С, (2.5)

где С - расходы по эксплуатации и содержанию основных фондов средозащитного назначения, тыс.руб./год.

Расходы по эксплуатации и содержанию основных фондов средозащитного назначения I потока = 2300 тыс.руб./год., II потока= 2450 тыс.руб./год.

I потокЭчист=4 151,39-2300=1 851,39II потокЭчист=15 074,81-2450=12 624,81∑Эчист=19 226,19-4750=14 476,19

Текущие расходы связаны с содержанием и эксплуатацией созданных природоохранных объектов. В их составе учитываем расходы на оплату труда обслуживающего персонала, страховые взносы, стоимость потребленной энергии, амортизацию, расходы на текущий ремонт, реагенты, лабораторные исследования, информационное обеспечение и др.

К показателям общей экономической эффективности природоохранных мероприятий относим:

. Коэффициент эффективности капитальных вложений (ЕК):

Ек- (Эполн-С)/К= Эчист /К, (2.6)

где К - капитальные вложения в природоохранные мероприятия, руб.

КЕКI поток27000,69II поток58502,16∑85501,69Капитальные вложения в охрану водных объектов включаем затраты на строительство, реконструкцию станций биологической, физико-химической и механической очистки сточных вод, установок и сооружений для сбора, переработки и ликвидации жидких производственных отходов и т.п.

Коэффициент эффективности капвложений характеризует эффективность затраченных единовременных средств на природоохранные мероприятия. Иными словами, сколько рублей чистого экономического эффекта получено с одного рубля капвложений в эти мероприятия.

. Срок окупаемости капвложений природоохранных мероприятий (Ток):

Ток =1/ ЕК , гoд (2.7)

Срок окупаемости капвложений I потока = 1,46

Срок окупаемости капвложений I I потока = 0,46

Общее время окупаемости капвложений = 0,59

Этот показатель отражает период времени, в течение которого вложенный капитал возвращается за счет эффекта, полученного от осуществления природоохранных мероприятий. Иными словами, период, за который величина прибыли становится равной величине вложенных средств.

.Коэффициент эффективности приведенных затрат (ЕПЗ):

ЕПЗ = Эполн /ПЗ = Эполн /(С+ЕН*К) (2.8)

где ПЗ - сумма текущих затрат и доли единовременных затрат (капитальных вложений) на охрану окружающей среды. Руб./год.;

ЕН - нормативный коэффициент экономической эффективности

капвложений средозащитного назначения (принимается равным 0,12).

ПЗ1потока = 2300+0,12*2700 = 2624 тыс/руб

ПЗ2 потока = 2450+0,12*8550 = 3152 тыс/руб

Коэффициент эффективности приведенных затрат показывает сколько рублей полного экономического эффекта получено с одного рубля приведенных затрат на природоохранные мероприятия.

ТОКН=1/0,12=8,33

ЭполнПЗ, тыс.рубЕПЗI поток4 151,3926241,58II поток15 074,8131524,78∑19 226,1957763,33

ТОКФ≤ТОКНI поток1,46≤8,33II поток0,46≤8,33∑0,59≤8,33

Из приведённых расчётов мы видим, что критерии целесообразности проведения или внедрения природоохранного мероприятия являются актуальными.

Это видно из соотношений

ЕК≥ЕНI поток0,69≥0,12II поток2,16≥0,12∑1,69≥0,12

Заключение

Виды плат носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду. Поскольку такие платежи носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер, то по своей правовой природе они являются не налогом, а особого рода фискальным сбором (п.5. ч.2,3).

Таким образом, в настоящее время плата за выбросы, сбросы и размещение отходов регламентируется специальным экологическим законодательством, а не налоговым.

Полученные оценки БПР Красноярского края на данном этапе развития позволяют выделить ряд приоритетных направлений дальнейшего совершенствования методологического и практического аспектов регулирования природопользования.

. Учет региональных особенностей в оценке БПР, обеспечивающий включение природно-климатических, пространственных и экономических факторов в систему издержек, что в свою очередь определяет степень относительной дифференциации эффективности освоения отдельных видов биологических ресурсов.

. Разработка экономического механизма сохранения биоразнообразия, включающего ряд ключевых направлений реализации - оценка сохранения биоразнообразия в ООПТ, оценка БПР, оценка хозяйственных решений с точки зрения сохранения биоразнообразия.

В расчетной части было установлено, что критерии целесообразности проведения или внедрения природоохранного мероприятия являются актуальными и эффективными.

Библиографический список

1.Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями в ред. от 12.03.2014 [Электронный ресурс] / Библ-ка СибГТУ. - Режим доступа: http://consultant.ru.

.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ в ред. от 29.12.2014 [Электронный ресурс] / Библ-ка СибГТУ. - Режим доступа: http://consultant.ru.

.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ в ред. от 29.12.2014 [Электронный ресурс] / Библ-ка СибГТУ. - Режим доступа: http://consultant.ru.

.Макар, С.В. Экономика природопользования: учебник для вузов / С.В. Макар. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. -588 с.

.Хартанович, Е.А. Экономика природопользования [Текст]: методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 080100.62 очной, очно-заочной и заочной формы обучения / Е.А. Хартанович. - Красноярск: СибГТУ, 2014. - 27 с.

Похожие работы на - Анализ экономической эффективности природоохранных мероприятий в Красноярском крае

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!