сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, конструкции и детали, топливо, тара, запасные части, инвентарь и прочие материалы;
- незавершенное производство;
- готовая продукция и товары.
- Единицей бухгалтерского учета запасов является номенклатурный номер, который присваивается в момент поступления запасов Товарищества и затем проставляется во всех документах по наличию и движению запасов.
- Аналитический учет движения запасов ведется по количественно-суммовому методу по каждому балансовому счету и материально ответственным лицам. Не допускается хранение на складах не оприходованных материальных ценностей.
- В ТОО «Энергия Плюс XXI» 3 склада: основной склад производственного цеха, склад ГСМ, склад прочих ТМЗ.
- Основной вид запасов основного склада являются строительные материалы, лом черных металлов. На предприятии 4 склада. Первый склад размещает строительные материалы для выполнения ремонтных работ. Вторым складом является открытая площадка для хранения переработки сбора лома черных металлов. Лом черных металлов - это основной вид ТМЗ участвующего в деятельности товарищества. На площадке установлены весы автоматические, весы крановые, кран МКГ, кран балка, дозиметр, ножницы гильотинные и пресс фрикционный и прочее оборудование.
- Склад ГСМ: производится хранение следующих горюче смазочных материалов: бензин, антифриз, дизтопливо, различные виды масел, тосол, электролит, тормозная жидкость и т.д.
- На складе прочих ТМЗ хранятся различные виды запасов - автозапчасти, запчасти для кранового хозяйства, тросы, электроды, кабель, и т.д.
- Приобретенные запасы признаются в качестве актива по фактической себестоимости, включающей в себя все затраты, непосредственно связанные с их закупкой, а именно: цена покупки, таможенные пошлины, транспортно-заготовительные расходы, прочие затраты, прямо связанные с приобретением запасов.
- ТОО «Энергия Плюс XXI» работает с различными поставщиками, на запасы, поступающие от поставщиков, должны быть расчетные документы (счет-фактура, товарно-транспортная накладная, таможенная декларация и т.п.) и сопроводительные документы.
- При приемке запасы подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанному в сопроводительных документах.
- Запасы должны приходоваться в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, в штуках). По этим же единицам измерения устанавливается учетная цена.
- Для учета материалов, поступающих от поставщиков, применяется приходный ордер. В день поступления запасов на склад материально-ответственное лицо составляет приходный ордер в одном экземпляре. Учет запасов на складе ведется материально-ответственными лицами в натуральном выражении (по количеству, наименованиям, сортам, ценам).
- Накладная на отпуск запасов на сторону применяется для учета отпуска запасов на сторону.
- Материалы, закупленные подотчетными лицами Товарищества, подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, акты закупов и т.п.), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.
- Учёт запасов ведется в системе непрерывного учета запасов (т.е. применяется метод текущей инвентаризации, при котором обеспечивается контроль наличия запасов в любой момент времени). На балансовых счетах запасов оперативно отражаются поступления и выбытия запасов.
- Учет лома черных металлов и остальных ТМЗ производиться по методу средневзвешенной стоимости, по которому определяется средняя стоимость подобных единиц, имеющихся на начало отчетного периода и приобретенных в течение данного периода. Средневзвешенная стоимость формируется на дату списания (на дату акта списания материалов).
- Метод средневзвешенной стоимости - при этом методе предполагается, что стоимость материальных запасов - это средняя стоимость имеющихся в наличии запасов на начало месяца плюс стоимость поступивших в течение этого месяца.
- Приобретение лома черных металлов у физических лиц производиться по актам закупа. Акт закупа представлен в (Приложение 3).
- Акт закупа содержит следующую информацию:
- место и дату оформления Акта;
- фамилию, имя, отчество и адрес ломосдатчика;
- документ, удостоверяющий личность;
- регистрационный номер налогоплательщика;
- количество лома и его описание в соответствии с типовой
номенклатурой;
- описание источника происхождения лома со слов ломосдатчика;
- ответственное лицо, оформлявшее Акт закупки;
- -ответственное лицо, производившее взвешивание лома и отходов и
описание лома.
- Акт закупки составляется в трех экземплярах, один из которых отдается на руки ломосдатчику, второй хранится в бухгалтерии, третий хранится на приемном пункте.
- Акт закупки регистрируется в Журнале учета лома, заготовленного от физических лиц. Журнал учета пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.
- Основанием приемки лома от организаций считается договора купли-продажи, счета-фактуры и налоговые счета-фактуры, приемно-сдаточные акты Лом черных металлов в бухгалтерском учете учитывается на счете 1300 «Запасы» Типового плана счетов. Субсчет 1311.
- Учет запасов и калькулирование себестоимости осуществляется методом учета по фактическим затратам.
- Реализация лома черных металлов производиться на основании договора, контракта с соответствующими сопроводительными документами накладная на отпуск ТМЗ, товарно-транспортной накладной и т.д.
- На фактически израсходованные запасы составляется акт на списание. Оформленный акт является основанием для списания с подотчета материально-ответственных лиц стоимости этих запасов.
- При продаже запасов, их балансовая стоимость в обязательном порядке должна быть признана в качестве расхода в том периоде, в котором признается связанный с ним доход (принцип соответствия).
- Горюче-смазочные материалы списываются согласно норм, утвержденных Приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан № 226-1 от 20 июля 2001 года, а так же норм утвержденных приказом по предприятию по автотранспорту.
- Для учета активов, предназначенных для продажи в ходе обычной деятельности, или в процессе производства для продажи, или в форме сырья и материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении слуг предназначен подраздел 1300 «Запасы» Типового плана счетов. При необходимости в рабочем плане счетов для более детального учета (топливо, запчасти, ГСМ и т.д.) открываются синтетические счета, с присвоением им соответствующего названия.
- Принципы признания и оценки расходов по оплате труда работников регулируются МСБУ (ІАS) 19 «Вознаграждение работникам».
- Вознаграждение работникам предоставляется на основе соглашений (контрактов, индивидуальных трудовых договоров) и включает:
- краткосрочные вознаграждения (основная и дополнительная заработная плата работникам, премии, предусмотренные существующей системой оплаты труда, надбавки и т.п.);
- долгосрочные вознаграждения (оплачиваемый трудовой отпуск и другие выплаты, производимые в течение 12 месяцев после окончания периода);
- пособия по социальному обеспечению (по временной нетрудоспособности, беременности и родам);
- выходные пособия и прочие компенсационные выплаты.
- Расходы на выплату вознаграждений в виде заработной платы, премий, компенсаций, надбавок и т.п. признаются текущими затратами на основе метода начисления в течение отчетного периода за фактически отработанное время и выполненные работы.
- Помимо начисления заработной платы имеются другие виды начислений:
- -оплата времени нетрудоспособности;
- - оплата отпуска по беременности и родам;
- отпускные;
- компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
- За счет расходов периода, не включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), работникам Товарищества производятся следующие выплаты:
- материальная помощь;
- единовременная премия в связи с юбилейными датами;
- прочие доплаты.
- В ТОО «Энергия Плюс XXI» начисление заработной платы производится на основании табелей за фактически отработанное время согласно оклада.
- Размер заработной платы не может быть ниже установленного законодательством Республики Казахстан минимального размера заработной платы.
- Пенсионные накопления работников удерживаются по ставке 10% определенной законодательством Республики Казахстан, от дохода, принимаемого для исчисления пенсионных взносов каждого работника Товарищества.
- Все прочие налоги, относящиеся к заработной плате удерживаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
- Основанием для начисления заработной платы и других выплат являются:
- штатное расписание, утвержденное руководителем;
- табель учета рабочего времени;
- -приказы и другие санкционированные руководителем первичные
документы, разрешающие начисление различных видов вознаграждений за
труд.
- Резерв для оплаты отпусков в Товариществе не создается. Расходы на оплату труда классифицируются (распределяются) в зависимости от категорий персонала:
- административно-управленческий персонал;
- основной производственный персонал;
- вспомогательный персонал.
- Расходы на оплату труда административного и управленческого персонала, а также персонала признаются расходами периода.
- Расходы на оплату труда производственного и вспомогательного персонала распределяются на счета учета производственных затрат и формируют себестоимость услуг.
- Пример начисления заработной платы резчику Сидоркину К.Н. за 20 рабочих дней (160 часов).
- Оклад - 60 000 тг.
- НПФ - 10% основного заработка - 6000 тг
- Минимальная заработная плата - 18660 тг
- Сумма дохода, облагаемая индивидуальным подоходным налогом, равна:
- 60000 - 6000 - 18660 = 35340 тг
- ИПН - 10% ОТ 35340 = 3534 тг
- Итого: 60000-6000-3534 = 50466 тг
- Социальный налог и социальные отчисления составят соответственно 3240 тг и 2700 тг.
- Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда (по всем видам заработка) ведут на счете 3350 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту счета 3350 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражают остатки задолженности перед работающими, на начало и конец месяца и суммы, начисленные в виде заработной платы, премий, пособий, то есть увеличение задолженности, а по дебету - все виды удержании и выплаченные суммы, то есть уменьшение задолженности перед работающими.
- Кредитовые обороты по счету 3350 представлены в (Таблица 4):
- Таблица 4 - Кредитовые обороты по счету 3350
Содержание операцииКорреспонденция счетовдебеткредитНачислена заработная плата:производственным рабочим81103350вспомогательным рабочим83103350АУП72103350Начислена материальная помощь и другие аналогичные выплаты72103350Начислен индивидуальный подоходный налог33503190Удержаны подотчетные суммы, погашен материальный ущерб33501250Выдана из кассы заработная плата33501010
- Порядок отражения в бухгалтерском учете затрат по займам регламентируется МСБУ (ІА8) 23 «Затраты по займам».
- Счета «Банковские займы» и «Займы полученные» предназначены для обобщения информации по полученным от банков кредитам и по полученным кредитам от внебанковских учреждений.
- По кредиту указанных счетов отражаются суммы полученных кредитов в корреспонденции со счетами подраздела «Денежные средства». По дебету счетов отражаются суммы погашения займов в корреспонденции со счетами по учету денег.
- Займы признаются по первоначальной стоимости приобретения, которая соответствует справедливой стоимости полученных средств за вычетом расходов по сделке.
- Разница между справедливой стоимостью полученных средств (за вычетом расходов по сделке) и суммой к погашению отражается как проценты к уплате в течение срока, на который выдан заем.
- При сроке погашения до 12 месяцев после отчетной даты займы классифицируются как краткосрочные, при сроке погашения свыше 12 месяцев после отчетной даты - как долгосрочные займы.
- Аналитический учет ведется по каждому виду займа. Затраты по привлечению заемных средств - это затраты по выплате процентов и другие затраты, понесенные предприятием в связи с получением средств взаймы в соответствии с условиями договора. В том числе:
-расходы по вознаграждению (процентам) по краткосрочным и долгосрочным кредитам банка;
- дополнительные затраты, понесенные при займе средств;
- расходы по вознаграждению (процентам) по аренде имущества;
- курсовые разницы, возникающие при займах в иностранной валюте, если они рассматриваются как поправка к затратам по выплате процентов.
В Товариществе применяется стандартный основной порядок учета -затраты по займам признаются в качестве расходов того периода, в котором они произведены. Начисление вознаграждения за полученный заем производится ежемесячно. Аналитический учет ведется по каждому виду вознаграждения.
За период существования ТОО «Энергия Плюс XXI» необходимости в получении займа не было.
1.9 Анализ финансовых показателей
При анализе структуры баланса рассчитываются абсолютные и удельные веса относительно валюты баланса определяются изменения в абсолютных величинах и удельных весах. Расчеты отображены следующими показателями (Таблица 5):
Таблица 5- Анализ структуры баланса ТОО «Энергия Плюс XXI»
ПоказателиАбсолютные величины тыс. тгУдельные веса % к валюте балансаИзмененияв абс. величинахв уд. весах, %АКТИВЫ31.12.11г.31.12.12г.31.12.11г.31.12.12г.Краткосрочные активыДенежные средства3 543 637,04095 145,047,5%38,0%551 508,015%Краткосрочная дебиторская задолженность1 445 149,04437 137.019,3%41%2 991 988,0207%Запасы1 441 768,01 918226,019,3%17,8%476 458,033%Прочие краткосрочные активы1 029 667,0315564,013,9%2,9%-714 103,0-69,3ИТОГО7460221,010766072,026,7%35,3%3305851,044,3%Долгосрочные активыОсновные средства20254 181,019524413,099,0%99,0%-729 768,0-3,6%Нематериальные активы211286,0199659,01,0%1,0%-11 627,0-5,5ИТОГО20 465 467,019724072,073,364,7%-741 395-3,6%Баланс27 925 688,030 490 144,0100%100%2 564 456,0-Краткосрочные обязательстваКраткосрочная кредиторская задолженность8 359 958,0100%7605515,0100%-754 443,0-9%ИТОГО8359958,029,9%7605515,024,9%-754 443,0-9%Долгосрочные обязательстваОтложенные налоговые обязательства1235611,0100%1 080 588,0100%-155 023,0-12,5%ИТОГО1 235611,04,5%1 080 588,03,5%-155023,0-12,5%Капитал и резервыУставный капитал103 000,00,6%103 000,00,5%0%0%Резервы912932,05,0%1 543 846,05,1%630911,069,1%Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)896605094,5%1033830092,5%2 843 008,016,4%ИТОГО18330 119,065,6%21 804041,071,5%3 473 922,018,9%Баланс27 925 688,0100%30 490 144,0100%2 564 456,0-
Исходя из полученных данных можно выявить положительные и отрицательные стороны структуры баланса. Валюта баланса за 2012 увеличилась по сравнению с 2011.
Краткосрочные активы предприятия увеличились, но основной долей данного раздела остается дебиторская задолженность. Среди долгосрочных активов наибольший удельный вес принадлежит основным средствам, нематериальные активы составляют лишь малую часть. Размер краткосрочных активов ниже, чем долгосрочных активов, что является отрицательным моментом.
Большое влияние на финансовое состояние предприятия оказывает состояние производственных запасов.
Наличие меньших по объему, но более подвижных запасов означает, что меньшая сумма финансовых ресурсов заморожена в запасах. Наличие больших запасов свидетельствует о спаде активности предприятия. Доля запасов в сравнении с началом периода увеличилась на (19,3%).
Необходимо проанализировать влияние на финансовое состояние предприятия изменения счетов дебиторов. В данном анализе дебиторская задолженность увеличилась, что свидетельствует о том, что предприятие расширяет свою деятельность, при этом растет число покупателей и дебиторская задолженность. Следовательно, рост дебиторской задолженности оценивается положительно.
Увеличение денежных средств на счетах свидетельствует, как правило, об укреплении финансового состояния предприятия. Их сумма должна быть достаточной для погашения первоочередных платежей.
Следует отметить рост нераспределенного дохода, а вследствие и рост капитала. Отмечается снижение общей краткосрочной задолженности в целом.
Долгосрочные обязательства в структуре баланса в виде отложенных налоговых обязательств свидетельствуют о сумме налога на прибыль, подлежащие уплате в будущих отчетных периодах и возникшие в связи с начислением налогооблагаемых временных разниц. Это ведет к увеличению текущего налога на прибыль и соответственно к уменьшению чистой прибыли организации. Положительной динамикой в анализируемом периоде является снижение отложенных налоговых обязательств (3,5%).
Рассмотрев анализ структуры баланса необходимо рассчитать ликвидность баланса ТОО «Энергия Плюс XXI» и полученные данные представлены в показателях (Таблица 6):
Таблица 6 - Ликвидность баланса ТОО «Энергия Плюс»
Актив20112012Пассив20112012Излишек (+) или недостаток (-) активов на погашение обязательствпредыдущий периодотчетный периодНаиболее ликвидные активы3 543 6374 095 145Наиболее сроч. обязательства83599587605515-4816321-3510370Быстрореализуемые активы24748164 752 701Краткосрочные пассивы83599587605515- 5 885 142,0-2 852 814Медленно реализуемые активы1 441 7681918226Долгосрочные пассивы12356111 080 588206 154,0837 638Труднореализуемые активы20 465 46719 724 072Постоянные пассивы18330 11921 8040412 135 348,0-2 079969БАЛАНС27 925 688,030 490 144БАЛАНС27 925 68830490 144--
Уравнение ликвидности примет следующий вид:
АК<П1;
А2<П2;
АЗ>ПЗ;
А4>П4;
Таким образом, баланс будет считаться не ликвидным. Так как уравнение ликвидности не соблюдено.
Из четырех соотношений, характеризующих наличие ликвидных активов у организации, выполняется лишь один АЗ>ПЗ. Это свидетельствует, что в будущем при своевременном поступлении денежных средств от продаж и платежей организация может быть платежеспособной на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса. У организации не имеется достаточно высоколиквидных активов для погашения наиболее срочных обязательств. В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств. В данном случае у организации недостаточно быстрореализуемых активов для полного погашения среднесрочных обязательств.
Расчетные коэффициенты ликвидности баланса ТОО «Энергия Плюс XXI» представлены в (Таблица 7):
Таблица 7
Коэффициенты ликвидности баланса ТОО «Энергия Плюс XXI»
Показатель20112012ИзменениеПримечаниеКоэффициент0,40,70,3Коэффициент показывает, достаточнотекущей ликвидностили у предприятия средств, которыеК = (А1+А2 + АЗ)/могут быть использованы им для(П1 + П2)погашения своих краткосрочныхобязательств в течение года. Этоосновной показательплатежеспособности предприятия.Значение коэффициента текущейликвидности ниже единицы говорит онеплатежеспособности предприятияКоэффициент0,20,50,3Коэффициент быстройбыстрой ликвидностиликвидности, или коэффициентК = (А1+А2)/(П1 +«критической оценки», показывает,П2)насколько ликвидные средствапредприятия покрывают егократкосрочную задолженность.Рекомендуемое значение данногопоказателя от 0,7-0,8 до 1,5. В нашемслучае отмечаем значение данногопоказателя ниже нормы.Коэффициент0,20,20Коэффициент абсолютной ликвидностиабсолютнойпоказывает, какую часть кредиторскойликвидности К = А1 /задолженности предприятие может(П1 + П2)погасить немедленно. Значение данногопоказателя не должно опускаться ниже0,2.Общий показатель0,40,60,2Данный показатель показываетликвидности К = (А1отношение суммы всех ликвидных+ 0,5*А2 + 0,3*АЗ)/средств предприятия к сумме всех(П1+0,5*П2 +платежных обязательств Значение0,3 *ПЗ)данного коэффициента должно бытьбольше или равно 1 . Значение данногопоказателя также ниже нормыКоэффициент-0,30,20,1Коэффициент показывает, насколькообеспеченностидостаточно собственных оборотныхсобственнымисредств у предприятия, необходимыхсредствами К = (П4 -для его финансовой устойчивости.А4)/(А1+А2 + АЗ)Значение данного коэффициентадолжно быть больше или равно 0, 1 .Коэффициент0,060,070,01Коэффициент показывает, какая частьманевренностифункционирующего капиталафункциональногозаключена в запасах. Если этоткапитала К = АЗ /показатель уменьшается, то это[(А1+А2+АЗ)является положительным фактом. В(П1+П2)]нашем случае он увеличился чтоявляется отрицательным фактором.
Еще один важный показатель для анализа финансовых показателей является оборачиваемость дебиторской задолженности, расчет данного показателя представлен в (Таблица 8):
Таблица 8- Оборачиваемость дебиторской задолженности и запасов
Показатель оборачиваемостиЗначение, ДниПримечание20112012Коэффициент оборачиваемости запасов (Себестоимость продаж/среднегодовой остаток запасов) Оборачиваемость запасов в днях53,5 6,841,5 8,8Снижение коэффициента оборачиваемости запасов может отражать накопление избыточных запасовКоэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности10,412,2Увеличение коэффициента означает что компания быстрее рассчитывается со своими покупателями
Анализ финансовой устойчивости предприятия определяется следующими показателями (Таблица 9):
Коэффициент автономии = Собственный капитал / Активы110Если коэффициент автономии равен 1 то предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость.Коэффициент заёмных источников000Показывает удельный вес кредитов, займов и кредиторской задолженности в общей сумме источников имущества организации. В связи с отсутствием заемных средств равен 0.Коэффициент финансового риска000Показывает, сколько единиц привлеченных средств приходится на каждую единицу собственных. У предприятия отсутствуют заемные средства, поэтому коэффициент равен 0.Коэффициент долгосрочного привлечения заёмного капитала000Показывает долю привлечения долгосрочных кредитов и займов для финансирования активов наряду с собственными средствами. Также равен 0.Коэффициент маневренности-0,050,10,1Показывает, какая часть собственного оборотного капитала находится в обороте. Рекомендуемое значение для данного показателя - 0,5 и выше.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами-0,30,20,5Данный коэффициент используется как признак несостоятельности организации. Нормальное значение коэффициента обеспеченности собственными средствами должно составлять не менее 0, 1Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами-0,61,61,0Показывает, какая часть оборотных активов профинансирована за счет собственных источников.Коэффициент обеспеченности основных средств собственными источниками-0,30,20,1Характеризует наличие собственных оборотных средств необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости предприятияКоэффициент накопления износа0,030,040,01Характеризует долю первоначальной (восстановительной) стоимости основного средства, списанной на затраты к моменту составления отчетности.
Таким, образом, можно сделать выводы, что предприятие развивается динамично и финансово устойчиво, так как развитие предприятия происходит за счет собственных средств без привлечения займов.
Текущий коэффициент покрытия заемных средств денежными средствами (или коэффициент финансовой ликвидности) = Чистые денежные средства от операционной деятельности / среднее значение текущих обязательств:
:9603349=0,68.
Этот коэффициент показывает, способна ли компания оплатить свои текущие обязательства в данном году, используя денежные средства, заработанные в ходе операционной деятельности. Чем выше данный показатель, тем меньше вероятность того, что у компании будут проблемы с ликвидностью. Например, коэффициент близкий к 1: 1 - хороший показатель, потому что он указывает, на то, что компания может выполнить все свои текущие обязательства, используя заработанные денежные средства.
Коэффициент покрытия заемных средств денежными средствами (или коэффициент Финансовой гибкости) = Чистые денежные средства от операционной деятельности / среднее значение всех обязательств.
: 9603349=0,68. (т.к. на предприятие отсутствуют долгосрочные обязательства).
Это более долгосрочный показатель, который показывает способность компании оплатить свои обязательства (в том числе и долгосрочные) за счет чистых денежных средств от операционной деятельности без ликвидации активов, занятых в операционной деятельности компании. Чем выше показатель, тем меньше вероятность того, что компания будет испытывать трудности при оплате обязательств, когда наступит срок их погашения.
1.10 Характеристика рынков сбыта, основных клиентов, основных конкурентов
Рынок сбыта представляет собой экономическое пространство, на котором осуществляется предложение товаров и услуг компаниями, и выбор и приобретение этих товаров и услуг потребителями. Рынок сбыта может существовать и функционировать только в рамках конкретного товарного рынка. В зависимости от того, что предлагается покупателям на рынке и какие потребности определяют спрос на товар или услугу, рынок сбыта бывает потребительским, рынком предприятий, рынком государственных учреждений, рынком промежуточных продавцов. В зависимости от масштабов рынок сбыта может быть мировым, национальным, региональным, зональным, внешним и внутренним (применительно к конкретной стране). Действующий в соответствии с законами рынок сбыта является легальным, существующий вне этих законов рынок сбыта, соответственно, считается нелегальным. В зависимости от наличия конкуренции рынок сбыта бывает монополистическим, олигополическим, конкурентным.
Строительно-монтажная отрасль очень развита в регионе. На рынке много фирм, выполняющих ремонтные работы на тепловых и гидростанциях, только в г.Темиртау, таких зарегистрировано около 300.
Ломозаготовительная отрасль является жизненно важной для металлургов. Как отмечается в исследовании РБК.гезета «Черная металлургия Казахстана: ЖРС, лом, чугун, сталь 2012», ресурсная база казахстанского рынка ломов черных металлов формируется внутренним ломосбором практически полностью. Доля импорта измеряется в десятых долях % (0,3% и менее за последние 6 лет). До 2010 г. объем сбора традиционно находился на уровне 3 -3,3 млн тонн в год. В 2010 г. показатель превысил 4 млн тонн, а по итогам 2011 г. - вернулся на уровень 2006 - 2009 гг.
На 1 января 2012 года в Республике Казахстан было зарегистрировано 190 компаний по переработке ломов черных металлов.
Вышеприведенные данные говорят о том, что в строительно-монтажной и ломозаготовительной отрасли достаточно высокая конкуренция. На рынке действуют как крупные предприятия такие как АО «Казвторчермет» являющимся основным конкурентом, так и небольшие компании зарегистрированные в и ведущую сваю деятельность на территории Карагандинской области такие как ТОО «АзияВторчермет», ТОО «Торнадо» и др. Основой конкуренции является цена на лом черных металлов и качество оказываемых услуг таких как своевременная поставка и переработка.
Потребителями компании ТОО «Энергия Плюс XXI» являются крупные металлургические заводы: «АрселорМиттал Темиртау» (Казахстан), ТОО «К8Р 81ее1» (Казахстан), СП АПО «Узметкомбинат» ММЗ «Истил» (Украина), и другие. Также производится поставка в КНР, Иран.
.11 Аудит на предприятии
Организацию внутреннего контроля обеспечивает руководство Товарищества. Оно осуществляет проверку добросовестности исполнения работниками обязанностей, соблюдение контрольных моментов и процедур.
В соответствии с содержанием п.2 ст.5 Закона РК от 20 ноября 1998г.» Об аудиторской деятельности «ТОО «Энергия Плюс XXI» не является компанией, которая должна проводить обязательный аудит.
При этом руководство компании заинтересовано в достоверности финансовой отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета на предприятии. В связи с этим в рамках предприятия организованно отдельное структурное подразделение служба внутреннего аудита. Действующее на основе внутренних документов в интересах высшего звена управления (директора) и собственников (учредителей), проводящее постоянный мониторинг финансовой и управленческой бухгалтерии, системы внутреннего контроля, качества принимаемых управленческих решений, разрабатывающей рекомендации по улучшению функционирования системы управленческого учета и предлагающий при необходимости обоснованные альтернативные варианты бюджетов, управленческих решений.
Внутренний аудит ведется в соответствии с нормативными документами и внутрифирменными стандартами аудиторской деятельности, разрабатываемые самостоятельно.
Товарищество проводит следующие виды аудиторского анализа:
Финансовый анализ - анализ финансово-хозяйственной деятельности: распределения доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ).
Техническая анализ - анализ технического состояния (технических характеристик) задействованных активов и необходимости проведения работ, обеспечивающих поддержание активов в рабочем состоянии, эффективности технологического процесса, включая соответствие установленных норм материальных, трудовых затрат, технологии производства, оценки необходимости осуществления инвестиционных программ и (или) инвестиционных проектов, уровня задействованности и правильности распределения основных средств по видам предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ).
Цель внутреннего аудита ТОО «Энергия Плюс» - это совершенствование хозяйственной деятельности организации в целом, по всем направлениям.
Внутренний аудит помогает достичь поставленных целей предприятия, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроля и системы корпоративного управления.
Не смотря на наличие службы внутреннего аудита для анализа хозяйственной деятельности предприятия и финансовой отчетности может привлекаться независимый аудитор.
2. Индивидуальное задание по теме дипломной работы «Учетная и налоговая политика: теория и практика формирования (на примере конкретного предприятия)»
Все субъекты, малого, среднего и крупного бизнеса, действующие на территории Республики Казахстан, обязаны вести бухгалтерский учет и финансовую отчетность согласно Закону РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 г № 234.
Стандарты предусматривают основные общие для всех предприятий правила, методы и принципы ведения бухгалтерского и налогового учета, а учетная политика конкретного предприятия описывает индивидуальные методики и правила, раскрывает деятельность предприятия, его особенности. Потому что, например, хозяйственные операции в торговом центре отличаются от хозяйственных операций в парикмахерской, и бухгалтерский учет в пекарне не такой, как в фирме, оказывающей транспортные услуги или услуги аренды, строительства.
Учетная политика действует на протяжении всего существования предприятия, поэтому, разрабатывая ее, необходимо учесть мельчайшие детали, предусмотреть будущие планы (например, расширение бизнеса, появление новых видов деятельности).
Учетная политика - принципы, основы, условия, правила и практика, принятые организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, стандартами бухгалтерского учета и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из потребностей организации и особенностей ее деятельности.
Учетная политика ТОО «Кедр» разработана в соответствии с:
Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года N 234-III,
международными стандартами финансовой отчетности и;
методическими рекомендациями к ним, а также иными нормативно-правовыми актами Республики Казахстан.
Рассмотрим критерии учетной политики предприятия в части составления финансовой отчетности.
При составлении финансовой отчетности ТОО «Энергия Плюс XXI» руководствуется: международными стандартами финансовой отчетности.
Финансовая отчетность составляется в национальной валюте Республики Казахстан и включает:
«Бухгалтерский баланс»;
«Отчет о прибылях и убытках»;
«Отчет о движении денежных средств;
«Отчет об изменениях в капитале»;
«Пояснительную записку».
Ответственность за составление и предоставление финансовой отчетности несет директор по финансам и главный бухгалтер предприятия.
Финансовая отчетность также представляется при проведении проверки представителям уполномоченных государственных органов, а также инвесторам и заимодателям.
Пояснительная записка составляется в произвольной форме.
Пояснительная записка составляется в произвольной форме и должна содержать:
информацию об основах составления финансовой отчетности и специфике учетной политики.
информацию, требуемую МСФО, которая не представляется непосредственно в финансовой отчетности.
дополнительную информацию для адекватного понимания финансовой отчетности.
Информация должна содержать указание на соответствие МСФО, краткое изложение основных положений учетной политики, дополнительные сведения по статьям, представленным в финансовой отчетности, прочую информацию, включая условные обязательства и неучтенные обязательства по договорам, раскрытие информации нефинансового характера. В разделе, касающемся основных положений учетной политики, следует раскрывать базовые оценки, используемые в финансовой отчетности, а также прочие положения учетной политики, которые способствуют лучшему пониманию отчетной политики. Также в данном разделе раскрывается логика профессионального суждения руководства по формированию суждений учетной политики, которые оказали наиболее значительное влияние на показатели финансовой отчетности.
Необходимо раскрывать основные допущения о развитии событий в будущем, а также источники информации об объектах, имеющих неопределенную оценку, что несет риск возможной будущей существенной корректировки финансовой отчетности. При определенных обстоятельствах требуется раскрывать информацию о важнейших допущениях, касающихся будущих событий и влияющих на размер создаваемого резерва. Также необходимо раскрытие информации о существенных допущениях, на основе которых определяется справедливая стоимость финансовых активов и обязательств, и переоцененных объектов основных средств.
В пояснительной записке указываются юридический адрес организации, организационно-правовая форма организации, описание характера и основных направлений деятельности. Также указывается количество работников в конце отчетного периода или среднее количество работников в течение отчетного периода
В пояснительной записке необходимо раскрывать дополнительную детализацию статей финансовой отчетности, как, например расшифровку запасов по следующим статьям: товары, запасы, незавершенное производство, готовая продукция, материалы; или расшифровку дебиторской задолженности по следующим статьям: торговая дебиторская задолженность покупателей, по авансам выданным, прочая.
Также в пояснительной записке к финансовой отчетности необходимо раскрывать информацию:
об учредителях (собственнике);
о размере уставного капитала.
Отдельно в пояснительной записке раскрываются дополнительные финансовые и условные обязательства.
Также в пояснительной записке организация раскрывает аналитическую структуру расходов, основанную на характере расходов. В самом отчете о прибылях и убытках структурирование расходов производится по функциональному назначению, где расходы распределяются на себестоимость, расходы по сбыту и административные расходы.
Финансовая отчетность составляется исходя из допущения продолжения хозяйственной деятельности организации в настоящее время и в обозримом будущем. Предполагается, что у организации нет ни намерения, ни необходимости в ликвидации или существенном сокращении масштаба хозяйственной деятельности. Активы оцениваются исходя из допущения непрерывности деятельности, не предполагающей совершения вынужденной продажи, которая могла бы привести к уменьшению их продажной цены. Финансовая отчетность может составляться на иных основаниях, в таком случае информация о соответствующих основаниях подлежит раскрытию.
Информация, включаемая в финансовую отчетность, должна быть:
понятной;
предполагается, что пользователи имеют определенные знания в области хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета, а также готовы изучать информацию с надлежащим усердием.
уместной;
Информация уместна, когда она помогает пользователям оценивать прошлые, настоящие или будущие события, или подтверждает (или корректирует) их оценки за прошлые годы.
важной - существенной для пользователя;
Информация является существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на решения пользователей. Существенность зависит от величины статьи (или ошибки) исходя из конкретных обстоятельств, при которых был допущен пропуск (или искажение).
надежной;
Информация характеризуется как надежная, когда она не содержит существенных ошибок, непредвзята и когда она представляет действительно то, для представления чего и была предназначена, или что следовало ожидать от ее представления. Отчетная информация должна быть беспристрастной. Финансовая отчетность не нейтральна, если, посредством представления информации, она так влияет на принятие решения, что обеспечивает достижение предопределенного результата.
сопоставимой.
Международный стандарт финансовой отчетности IAS 1 «Представление финансовой отчетности» устанавливает требования по представлению финансовой отчетности, содержит указания по ее структуре, а также определяет минимальные требования к содержанию отчетности. Данный стандарт не распространяется на составление промежуточной финансовой отчетности и составление вступительного баланса при переходе на Международные стандарты.
В пояснительной записке раскрывается информация о суммах активов и обязательств, погашение которых планируется в срок, превышающий двенадцать месяцев с даты финансовой отчетности.
Также производится раздельное представление текущих и долгосрочных активов, краткосрочных и долгосрочных обязательств.
Бухгалтерский баланс отражает финансовое положение ТОО «Энергия Плюс XXI» и представляет информацию об активах, обязательствах и собственном капитале. Активы и обязательства в балансе подразделяются на краткосрочные (оборотные) и долгосрочные (внеоборотные).
Активы классифицируются как краткосрочные, если они удовлетворяет одному из ниже перечисленных условий:
актив будет реализован или продан или использован в ходе обычного операционного цикла;
актив предназначается для торговых целей;
актив представляет собой денежные средства (или эквивалент денежных средств согласно МСФО 7), если на его обмен не установлены ограничения на использование;
как ожидается, будет реализован в течение 12 месяцев после отчетного периода.
Обязательства классифицируются как краткосрочные, если они удовлетворяют любому из нижеприведенных критериев:
предполагается, что обязательство будет погашено в течение 12 месяцев.
обязательство предназначается для торговых целей.
организация не имеет безусловного права отложить срок исполнения обязательства на срок более 12 месяцев.
Все прочие обязательства классифицируются как долгосрочные.
Отчетная форма баланса - вертикальная.
Отчет о прибылях и убытках представляется с использованием метода «по характеру затрат». К отчету представляется анализ доходов и расходов, используя классификацию, основанную на методе «по функции затрат».
Отчет об изменениях капитала предназначен для сверки данных отчета о прибылях и убытках и данных о движениях капитала за отчетный период.
В отчете указываются:
прибыль (или убыток) за отчетный период;
создание резерва на хеджирование;
по каждому изменению капитала - влияние изменений учетной политики и исправления ошибок.
Изменение капитала организации за период между двумя отчетными датами отражает увеличение (или уменьшение) чистых активов организации в течение отчетного периода.
Отчет о движении денег представляется с использованием косвенного метода расчета, в котором предусматривается разделение источников и направлений использования денежных средств в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Пояснительная записка составляется в произвольной форме и должна содержать:
информацию об основах составления финансовой отчетности и специфике учетной политики.
информацию, требуемую МСФО, которая не представляется непосредственно в финансовой отчетности.
Бухгалтерский баланс отражает финансовое положение ТОО «Энергия Плюс XXI» и представляет информацию об активах, обязательствах и капитале. Активы и обязательства в балансе подразделяются на краткосрочные и долгосрочные.
Рассмотрим подробнее отражение в учетной политике учета элементов бухгалтерского учета.
Денежные средства включают денежные средства на расчетных и валютных счетах в банках, денежные средства на депозитных банковских счетах, денежные средства на специальных счетах, денежные средства в пути. Денежные средства учитываются в балансе по первоначальной стоимости. Денежные эквиваленты представлены краткосрочными инвестициями, легко конвертируемыми в определенные суммы наличных денег. В Товариществе один раз в месяц проводится ревизия хранящихся в кассе денежных средств и других ценностей.
Кассовая книга ведется в электронном виде. Брошюруется и подписывается кассовая книга в конце каждого месяца.
ТОО «Энергия Плюс XXI» имеет расчетный, валютный счета в банке. Порядок совершения и оформления операций в банке регулируется правилами банков.
Учет иностранной валюты производится на основании МСФО 21.
Операциями в иностранной валюте являются сделки, совершаемые в иностранной валюте, когда организация:
1)покупает или продает активы, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
2)получает или представляет займы, по которым суммы к оплате или получению установлены в иностранной валюте;
)иным образом приобретает или реализует активы, принимает на себя или погашает обязательства, выраженные в иностранной валюте.
В бухгалтерском учете записи по операциям и событиям в иностранной валюте учитываются в валюте документа с пересчетом на национальную валюту Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 22 МСФО (IAS) 21 датой осуществления операции является дата, на которую впервые констатируется соответствие данной операции критериям признания, предусмотренным международными стандартами финансовой отчетности. При определении этой даты каждая компания должна рассматривать все обстоятельства, связанные с международными деловыми сделками: условия поставки по договору купли-продажи и соответствующие МСФО.
Доходы, расходы по курсовой и суммовой разнице должны учитываться в отчете о прибылях и убытках.
Для учета используются субсчета, согласно рабочего плана счетов:
«Денежные средства на валютном счете в евро»,
«Денежные средства на валютном счете в долларах США».
Например, доход от увеличения курса валюты (доллар США) отразится проводкой: Дт 1033 Кт 6250; расход от снижения курса (Евро): Дт 7430 Кт1032.
К бухгалтерскому учету в качестве запасов принимаются активы, которые:
предназначены для продажи;
прошли предпродажную подготовку;
материалы, используемые в процессе производства или при предоставлении услуг.
В случае предоставления услуг запасы представляют затраты на услуги, счет на которые еще не выставлен заказчику.
Запасы отражаются в учете при наличии следующих критериев:
при наличии вероятности получения экономической выгоды по данному активу в будущем;
при возможности оценки фактических затрат на приобретение или производство объекта учета.
Запасы, приобретенные ТОО «Энергия Плюс XXI», учитываются в момент прихода по фактической себестоимости.
Себестоимость запасов рассчитывается определением средней стоимости подобных единиц, имеющихся на начало периода и приобретенных в течении данного периода.
Товарно-материальные запасы списываются по методу средневзвешенной стоимости.
Стоимость запасов относится на расходы в том отчетном периоде, когда признан соответствующий доход от продаж запасов. Оценка чистой стоимости реализации проводится периодически каждый отчетный период. В Товариществе при списании запасов до возможной чистой стоимости реализации используется метод по группам запасов. Когда меняются обстоятельства, которые первоначально привели к частичному списанию запасов до чистой стоимости реализации, списанная сумма возмещается до величины, характеризующей себестоимость запасов: новая балансовая стоимость представляет собой наименьшее значение из: себестоимости и пересмотренной чистой стоимости реализации.
В финансовой отчетности подлежит раскрытию следующая информация:
учетная политика, утвержденная для оценки запасов, включая используемые для расчетов формулы;
общая балансовая стоимость запасов и их балансовая стоимость по видам запасов, находящихся у данной организации.
Рассмотрим пример применения учетной политики на предприятии в части запасов:
Компания в течение отчетного месяца имела следующие запасы (таблица 10):
Таблица 10 - Данные о движении материалов за март 2012 года (тыс.тг.)
ПериодыКоличество единиц запасаЦена единицы,Общая стоимость,Остаток на начало месяца400300120000Поступило за месяц: 3 марта30035010500012 марта36040014400023 марта440420184800Итого запасов1500-553800Остаток на конец месяца370--Выручка от реализации запасов составил--606300
Произведем расчет стоимости реализованных запасов и их остатков на конец месяца, используя метод средневзвешенной стоимости:
средневзвешенная стоимость единицы запаса: 553800тг: 1500 = 369,2.тенге
запасы на конец месяца = 370 х 369,2 = 136604 тенге
себестоимость реализованных запасов: 553800 - 136600 = 417200 тенге
валовая прибыль от реализации: 606300 - 417200 =189100 тенге
Учет основных средств производится на основании МСФО 16 «Основные средства».
К основным средствам относятся материальные активы, которые используются в производстве или для поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду или для административных целей и которые предполагается использовать в течение более чем одного отчетного периода (более 1 года).
В зависимости от целевого назначения и выполняемых функций основные средства предприятия разделены на следующие группы:
здания и сооружения (2412);
машины и оборудование (2413);
передаточные и транспортные средства (2414);
производственный инвентарь (2415).
Объект основных средств должен признаваться в качестве актива, когда:
у организации есть уверенность в том, что она получит связанные с активом будущие экономические выгоды;
себестоимость актива может быть надежно оценена.
При первоначальном признании объект недвижимости, зданий и оборудования оценивается по фактической (первоначальной) себестоимости, включающей в себя все фактически произведенные затраты по возведению или приобретению актива. В фактическую стоимость основных средств включаются все неизбежные затраты до момента приведения актива в состояние готового к эксплуатации.
Стоимость основного средства приобретенного в счет обмена на другой актив оценивается по балансовой стоимости обмениваемого актива с учетом увеличения ее на произведенную оплату денежными средствами или уменьшения на величину доплаты, произведенной контрагентом, передающим объект основных средств.
После первоначального признания в качестве актива объект основных средств должен учитываться по его первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации.
В целях определения срока полезного использования, объекты основных средств объединяются в амортизационные группы.
Размер амортизационных отчислений по основным средствам определяется следующими показателями:
Первоначальной стоимостью основных средств;
Сроком полезного использования;
Методом начисления амортизации.
Остаточная стоимость и срок полезной службы основного средства могут пересматриваться в конце каждого финансового года и при этом любые изменения будут учитываться в качестве изменения в учетной оценке в соответствии с МСФО 8.
Амортизация не начисляется, когда ликвидационная стоимость актива превышает его балансовую стоимость.
Величина амортизации определяется после вычитания из первоначальной стоимости актива его ликвидационной стоимости.
Амортизация актива начинается с момента, когда актив может быть использован по назначению.
Срок полезной службы актива является предметом суждений руководства ТОО «Энергия Плюс XXI», устанавливается в соответствии с техническими условиями, предполагаемого срока полезной службы, с учетом специфики производства и опыта работы ТОО «Энергия Плюс XXI».
Средние сроки полезной службы по группам основных средств:
земля - не амортизируется;
здания - 30 лет;
сооружения -2- 150 лет;
оборудование 3-15 лет;
транспортные средства - 10 лет;
офисная мебель - 10 лет;
оргтехника - 3 года;
прочие основные средства - 1-20 лет.
Организация для всех основных средств применяет прямолинейный метод амортизации. Прямолинейный метод амортизации предполагает списание одинаковой части стоимости в течение всего срока полезной службы актива.
В случае если основные средства списываются с баланса в связи с утратой физических характеристик, то комиссией в составе трех человек проводится осмотр, на основании которого составляется акт о списании. Далее проводится либо реализация по ликвидационной стоимости, либо уничтожение списанных основных средств.
Например: Предприятие приобрело оборудование 03.01.2012г стоимостью, включающую все затраты на транспортировку и монтаж 1300000 тенге. Срок эксплуатации определили в 5 лет. Предполагаемая ликвидационная стоимость 300000 тенге.
Годовая амортизация = (1300000-300000) /5 лет= 200000 тенге.
Ежемесячная амортизация = 200000/12=16667 тенге
Дт7110 Кт2420 16667
Уничтожение основных средств также проводится в присутствии комиссии из трех человек и актируется.
Учет аренды осуществляется согласно МСФО №17 «Аренда».
Началом аренды считается дата, с которой арендатор получает возможность осуществлять свое право на использование арендуемого актива (дата акта приема-передачи).
Аренда классифицируется как операционная или как финансовая.
Финансовая аренда предусматривает передачу практически всех рисков арендатору. Риски заключаются в возможности образования убытков в результате простоя производственных мощностей, технологической отсталости и изменения экономических условий. Со временем право собственности на арендуемый актив может передаваться или нет. Вся прочая аренда классифицируется как операционная.
Аренда классифицируется в начале срока аренды. Если арендатор и арендодатель достигают соглашения об изменении условий аренды в такой степени, что это изменит классификацию аренды, то пересмотренная аренда учитывается в соответствии с новыми условиями договора аренды.
Изменения в оценках срока полезной службы, ликвидационной стоимости арендованного актива или вызванные неплатежеспособностью арендатора не приводят к пересмотру классификации аренды.
Аренда земли всегда классифицируется как операционная, за исключением случая передачи прав собственности на землю после окончания срока аренды.
Для целей классификации аренды земля и здания рассматриваются отдельно как элементы аренды. Если право собственности на оба элемента предполагается передать арендатору, то оба элемента классифицируются как финансовая аренда.
В отношении финансовой аренды арендатор обязан раскрывать в отчетности следующую информацию:
по каждой группе активов - чистую балансовую стоимость по состоянию на отчетную дату.
выверку между общей суммой минимальных арендных платежей по состоянию на отчетную дату и их текущей стоимостью.
В отношении операционной аренды арендатор обязан раскрывать следующую информацию:
общую сумму будущих минимальных арендных платежей в рамках нерасторжимой операционной аренды по каждому из следующих периодов:
до одного года;
в период между одним годом и пятью годами;
по истечении пяти лет.
общую сумму будущих минимальных платежей по субаренде, которые предполагается получить в рамках нерасторжимой субаренды по состоянию на отчетную дату.
платежи по аренде и субаренде, признанные как расход в отчетном периоде, обособленно указывая суммы по минимальным арендным платежам, пропорциональной арендной плате и платежам по субаренде.
общее описание существенных положений договора аренды, в том числе:
основания для определения условной арендной платы;
возможность и условия возобновления аренды или возможности приобретения арендуемого объекта в собственность, а также положения, регламентирующие повышение арендной платы;
ограничения, установленные договором аренды.
Нематериальный актив - это идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий материально-вещественной формы.
Если нематериальный объект не отвечает как определению, так и критериям признания нематериальных активов, МСФО 38 требует, чтобы затраты на него признавались в качестве расхода по мере их возникновения.
МСФО 38 требует, чтобы все затраты на исследования признавались в качестве расхода по мере их возникновения.
Затраты, которые не удовлетворяют критериям признания нематериального актива, должны признаваться в качестве расхода.
Примеры затрат, которые признаются как расходы при их понесении:
) затраты на исследования;
) затраты на открытие новых операций или ввод новых продуктов или процессов (предоперационные затраты);
3) затраты на пусковые работы, понесенные в период до начала полномасштабного производства (кроме тех, которые включаются в себестоимость основных средств согласно МСБУ (IAS) 16 <jl:1051802.0%20>);
) учредительные расходы, такие как затраты на юристов и секретариат, понесенные при учреждении юридического лица;
) лицензионные сборы, т.к. относятся к затратам, связанным с началом деятельности, на открытие новых операций, ввод новых продуктов, и не означают гарантированного получения права на осуществление лицензируемой деятельности при их уплате;
) затраты на подготовку персонала, связанные с управлением организацией или направлением деятельности;
) затраты на рекламу и продвижение продукции;
) затраты на внутренне созданные товарные знаки, титульные листы, издательские права, списки клиентов и аналогичные по сути статьи.
Затраты на нематериальный актив должны признаваться в качестве расходов по мере их возникновения, за исключением случаев, когда:
) они составляют часть стоимости нематериального актива, отвечающего критериям признания; или
) объект приобретен при объединении организаций и не может быть признан в качестве отдельного актива. Затраты на этот объект войдут в величину гудвилла.
Персонал учитывается по профессиям, а в пределах профессий - по квалификации. Товарищество самостоятельно составляет и утверждает штатное расписание в соответствии с потребностью в работниках, их численностью, профессиональным и квалификационным уровнем и установленным фондом оплаты труда. Трудовые отношения между руководством Товарищества и работниками определяются трудовым законодательством Республики Казахстан.
Товарищество самостоятельно распределяет общий фонд оплаты труда по отчетным периодам, устанавливает формы, систему оплаты и стимулирования труда, определяет тарифные ставки и оклады, доплаты, надбавки работникам организации в соответствии с Законом Республики Казахстан «О труде» и результатами хозяйственной деятельности.
Заработок работников исчисляют на основании табелей, приказов на совмещение и сверхурочную работу. Основанием для начисления заработной платы штатных специалистов и служащих служит приказ о зачислении на должность, утвержденное штатное расписание и табель выхода на работу. Основанием для начисления заработной платы внештатных специалистов и работников является заключенный между работником (или коллективом работников) договор, контракт, табель учета рабочего времени, приказ по организации на совмещение или сдельную работу и других обосновывающих документов.
В соответствии с принятой классификацией затрат , работ и услуг- затраты по оплате труда работников различных категорий персонала предприятия с учетом характера выполняемой работы отражаются на счетах, предназначенных для учета затрат по реализации, либо на счетах административных расходов.
Организация признает недисконтированную величину краткосрочных вознаграждений работникам, подлежащую выплате за выполненную работником работу, в течение отчетного периода. Сумма всех краткосрочных вознаграждений списывается в расходы по оплате труда текущего отчетного периода или относится в себестоимость отдельных активов. Подлежащие выплате вознаграждения признаются в качестве обязательства (начисленного расхода) после вычета любой уже выплаченной суммы.
Накапливаемые оплачиваемые отпуска могут быть перенесены на будущее и использоваться в последующих периодах в случае, если они не были использованы полностью в текущем периоде. Накапливаемые оплачиваемые отпуска могут быть либо компенсируемыми (другими словами, работники имеют право на денежные выплаты за неиспользованные отпуска), либо некомпенсируемыми (когда работники не имеют права на получение денежных выплат за неиспользованные отпуска). Обязательство возникает по мере того, как работники оказывают услугу, в результате чего увеличивается продолжительность оплачиваемых отпусков, которые могут быть использованы ими в будущем. Обязательство существует и признается даже в том случае, когда оплачиваемый отпуск не является компенсируемым, хотя на оценку этого обязательства влияет возможность увольнения работников до того, как они используют право на накапливаемый некомпенсируемый отпуск
Выплата заработной платы производится путем перечисления денег на индивидуальные карточные счета сотрудников либо наличными деньгами в кассе. По истечении сроков выплаты заработной платы кассир закрывает указанные ведомости. Против фамилий лиц, не явившихся за получением заработной платы, в графе «Расписка в получении» проставляется «Депонировано».
Аналитический учет депонированной заработной платы организуется по каждой невостребованной сумме непосредственно в реестре или в специальной книге депонированной заработной платы. Последующая ее выдача оформляется расходным кассовым ордером. Депонированную заработную плату организация хранит в течение трех лет, после чего она перечисляется в доход организации.
В финансовой отчетности Товарищества информация обо всех краткосрочных вознаграждениях работникам раскрывается в отчете о прибылях и убытках как расходы на оплату труда и в бухгалтерском балансе как кредиторская задолженность.
Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда. В течении налогового периода ежемесячно производится отчисление в данный резерв. На конец отчетного периода проводится инвентаризация резерва. Указанный резерв уточняется исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников и обязательных отчислений социального налога.
Обязательства по вознаграждениям работникам не дисконтируются.
Накапливаемые оплачиваемые отпуска могут быть перенесены на будущее и использоваться в последующих периодах, в случае если они не были использованы полностью в текущем периоде.
Накапливаемые оплачиваемые отпуска компенсируются:
в случае непредоставления работнику отпуска свыше 2 лет подряд, работнику предоставляется очередной трудовой отпуск и выплачивается компенсация за один неиспользуемый отпуск,
при увольнении из организации.
Обязательства по премиям возникают в связи с услугами, оказанными работником, поэтому организация признает затраты в качестве расхода, а не как распределение чистой прибыли.
По итогам производственно-финансовой деятельности ТОО «Энергия Плюс XXI» за проработанный год правление производит выплату вознаграждения всем работникам по Положению, утвержденному правлением и согласованному с профсоюзом.
Выходные пособия не обеспечивают организации каких-либо будущих экономических выгод и немедленно признаются расходом отчетного периода.
Собственный капитал ТОО «Энергия Плюс XXI» включает:
уставный капитал;
нераспределенную прибыль.
Уставный капитал - это стартовый капитал для начала производственно-хозяйственной деятельности предприятия любой организационно-правовой формы, сумма уставного капитала фиксируется в уставе предприятия в момент его регистрации.
В оплату вкладов в уставный капитал могут приниматься денежные средства, нематериальные активы, основные средства, права на пользование землей и другие активы в соответствии с учредительным договором.
Учет собственного капитала ведется в соответствии с требованиями МСФО и гражданского законодательства РК.
Дебиторская задолженность признается только тогда, когда признается связанный с ней доход (переход права собственности по условиям договора).
Реализация продукции, товаров (выполнение работ, оказание услуг) производится на основании соответствующих договоров между юридическими (физическими) лицами.
Денежные скидки (скидки с цены, скидки за оплату в срок и т.д.) должны быть предусмотрены в договорах.
Дебиторская задолженность покупателей учитывается по сумме, указанной в первичных документах (актах, счетах-фактурах), предъявленных к оплате.
Расчеты между продавцом и покупателем производятся в безналичной форме.
Резерв по сомнительным требованиям по дебиторской задолженности создается тогда, когда существует объективное доказательство того, что компания не сможет вернуть все суммы к получению согласно первоначальным условиям дебиторской задолженности. Используется метод % от чистой реализации в кредит
Этот метод базируется на принципе соответствия. Основываясь на опыте прошлых лет, подсчитывается средний процент отношения между фактическими убытками от безнадежных долгов и чистой реализацией в кредит. Далее этот процент применяется к чистой фактической реализации отчетного периода для определения размера безнадежного долга.
Например, ниже представлены счета фирмы ТОО «Энергия Плюс XXI» с остатками на конец 2012 года:
Реализация56800000
Возврат реализованных товаров800000
Скидки с продаж10000
Резерв по сомнительным долгам10200
Предположим, что потери в результате непогашенной дебиторской задолженности за последние три года составили (таблица 6):
Таблица 11 Потери в результате непогашенной дебиторской задолженности за период с 2009 по 2011 гг.
ГодРеализацияПотери по сомнительным долгамПроцент20094200000010600002,520105950000013900002,342011585000007500001,28Всего1600000032000002
Руководство компании полагает, что доля безнадежных долгов в реализации будет находиться в среднем на уровне 2%. На основании этого подсчитывается сумма сомнительной задолженности на 2012 год:
.02 * (56800000-800000-10000) = 0,02 * 55990000 = 1119800 тенге
декабря 2012 года записывается следующая проводка:
Дебет 7440 Кредит 1290 1119800
Подотчетными лицами могут быть только работники компании, которые на основании приказа по предприятию о служебной командировке или распоряжения руководителя по служебной записке (заявлению) работника на хозяйственные расходы получили денежные суммы «под отчет» для предстоящих расходов, либо для возмещения перерасхода по уже понесенным расходам и произведенным платежам.
Авансы выдаются не ранее наступления действительной надобности в расходах.
Размер суточных на служебные командировки устанавливается ежегодно приказом компании и выдаются согласно требований Правил «О служебных командировках в пределах Республики Казахстан работников государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, а также депутатов Парламента Республики Казахстан» в пределах сумм, причитающихся командируемым лицам на оплату проезда к месту командировки и обратно, суточных расходов и расходов по найму помещения на срок командировки. Также согласно служебной записки (заявления) работника по разрешению генерального менеджера по финансам может быть выдана сумма на представительские расходы. Срок командировки не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути. Срок командировки работников в вышестоящие в порядке подчиненности организации не должен превышать 5 дней, не считая времени нахождения в пути. Продление срока командировки допускается в исключительных случаях не более чем на 5 дней.
Суточные расходы выплачиваются по усмотрению директора предприятия.
Денежные средства должны использоваться только на те цели, на которые были выданы.
Передача подотчетных сумм одним лицом другому не разрешается.
Выдавать новые подотчетные суммы при наличии задолженности за ранее полученные суммы разрешается только с разрешения генерального менеджера по финансам.
Подотчетное лицо должно отчитаться о расходовании подотчетной суммы - предоставить авансовый отчет.
Установить сроки отчетности за полученные денежные средства:
по командировочным расходам - 7 дней после прибытия;
на хозяйственные расходы - в течение 10 дней со дня получения суммы в подотчет:
для водителей по доставке материалов 30 дней после прибытия, в связи с оформлением таможенных документов.
Товарищество исчисляет и уплачивает налоги и сборы в соответствии с требованиями Налогового Кодекса РК.
Основанием для записей в регистры бухгалтерского учета обязательств по налогам являются документы бухгалтерского оформления: расчеты, декларации.
Окончательная корректировка записей по учету налоговых платежей производится по истечении налогового года, на основании данных налоговых расчетов и деклараций.
Формирование налогооблагаемой базы, ведение регистров (форм) налогового учета, составление налоговых деклараций по налогам и сборам осуществляет бюро налогов бухгалтерии.
Сверка расчетов с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам с налоговыми органами производится бюро налогов ежеквартально и по итогам года.
Учет дохода ведется согласно МСФО 18 «Выручка».
Выручка - валовое поступление экономических выгод за определенный период в ходе обычной деятельности предприятия, приводящее к увеличению капитала, не связанного с взносами участников капитала.
Справедливая стоимость - сумма, на которую можно обменять актив или произвести расчет по обязательству при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию независимыми сторонами.
Под выручкой подразумеваются только валовые поступления экономических выгод, полученных и подлежащих получению предприятием на его счет. Суммы, полученные от имени третьей стороны, такие как налог с продаж, налоги на товары и услуги и налог на добавленную стоимость, не являются получаемыми предприятием экономическими выгодами и не ведут к увеличению капитала. Поэтому они исключаются из выручки. Подобным образом, при агентских отношениях валовой приток экономических выгод включает суммы, собираемые от имени принципала, которые не ведут к увеличению капитала предприятия. Суммы, собранные от имени принципала, не являются выручкой. При этом выручкой является сумма комиссионных вознаграждений.
Выручка оценивается по справедливой стоимости полученного или ожидаемого вознаграждения, за вычетом суммы торговых или оптовых скидок.
При обмене товаров и услуг на отличные товары или услуги, обмен рассматривается как операция, создающая доход, измеряемый по справедливой стоимости полученных товаров или услуг, скорректированных на сумму денежных средств или их эквивалентов.
В случае если справедливая стоимость полученных товаров или услуг не может быть надежно измерена, то доход измеряется по справедливой стоимости переданных товаров или услуг, скорректированный на сумму переведенных денежных средств или их эквивалентов.
В случае если сделка подразумевает последующее обслуживание проданного товара, доход, относящийся к предоставлению данной услуги, признается в течение всего периода обслуживания.
Доход от продажи товаров должен признаваться, когда выполняются все перечисленные ниже условия:
Организация перевела на покупателя значительные риски и вознаграждения, связанные с собственностью на товары;
Организация больше не участвует в управлении товарами в той степени, которая обычно ассоциируется с правом собственности, и не контролирует проданные товары;
Сумма дохода может быть надежно оценена;
Существует вероятность того, что в компанию поступят экономические выгоды, связанные со сделкой;
Понесенные или ожидаемые затраты, связанные со сделкой, могут быть надежно оценены.
Если организация сохраняет значительные риски, сделка не является продажей и выручка по ней не признается. Например:
Если условиями контракта предусмотрен возврат товаров, и невозможно оценить вероятность возврата и кол-во возвращаемых товаров, то процесс признания дохода не считается законченным.
Если работы по установке (монтажу) товаров у покупателя еще не закончены, а они составляют значительную часть стоимости контракта, доход по этой сделке не признается до завершения установки.
Признание дохода откладывается, если получение дохода продавцом зависит от получения дохода покупателем в результате перепродажи товаров.
Выручка от предоставления услуг должен признаваться путем указания на стадию завершенности сделки на отчетную дату.
Стадия завершенности сделки, затраты, понесенные при реализации сделки, и затраты, необходимые для ее завершения, должны быть надежно оценены.
Доход по договору признается только в той степени, в какой ожидается компенсация понесенных затрат (учет по уровню безубыточности: отсутствие прибыли и убытков).
В случае, когда нет вероятности возмещения расходов, доход не признается и все затраты немедленно признаются как расход.
Доходы не признаются на основе промежуточных выплат и полученных от покупателя авансов.
Дивиденды и доходы участников должны признаваться тогда, когда акционеры или участники получают право на выплату.
Отдельно должны быть показаны следующие составляющие дохода:
¾Реализация товаров;
¾Предоставление услуг;
¾Проценты;
¾Дивиденды или доходы участников.
¾Доход от обмена товаров или услуг (должна определяться отдельно по каждой категории).
Стадия завершенности сделки может быть определена по отчету о выполненной работе.
Налоговый учет ведется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
Все налоги, за исключением корпоративного подоходного налога, начисляются от статей активов и обязательств, а также от финансовых показателей деятельности предприятия, рассчитанных согласно требований налогового законодательства Республики Казахстан по установленным ставкам, т.е. в случае несоответствия требований законодательства по бухгалтерскому учету и налогового законодательства при исчислении налогов применяются требования налогового законодательства.
По корпоративному подоходному налогу исчисляются дополнительно отложенные требования или обязательства согласно требований законодательства по бухгалтерскому учету.
Уплата налогов производится в установленные для каждого налога сроки. Исполнение налогового законодательства осуществляется самостоятельно, за исключением налогов по получаемым доходам, удерживаемым у источника выплаты.
Налоговая отчетность составляется по формам и в сроки, также установленным налоговым законодательством Республики Казахстан. Под налоговым периодом понимается период времени, установленный применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет.
Ответственность за ведение учета объектов налогообложения, а также за правильное исчисление и своевременную уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет, несет директор по финансам и главный бухгалтер компании.
Предприятие самостоятельно организует налоговый учет и определяет формы обобщения и систематизации информации в налоговых целях в виде налоговых регистров таким образом, чтобы обеспечить:
формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения операций, осуществленных организацией в течение налогового периода;
расшифровку каждой строки форм налоговой отчетности;
достоверное составление налоговой отчетности;
предоставление информации органам налоговой службы для налогового контроля.
Налоговая учетная политика - принятый предприятием документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований НК РК.
Учетная документация включает в себя:
бухгалтерскую документацию;
налоговые формы и регистры (приложение Г);
налоговую учетную политику;
иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
Заключение
В период практики был проведен анализ экономической деятельности предприятия, наиболее полно отражающий основные источники финансирования, расходную и доходную части бюджета предприятия
Предприятие является субъектом среднего бизнеса. Основными видами деятельности товарищества являются строительно-монтажные работы, сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов черных металлов. Предприятие обладает государственной лицензией на осуществление основных видов деятельности.
Основной целью деятельности Товарищества является извлечение прибыли.
Для достижения поставленной цели Товарищество производит ремонтные работы на станциях, осуществляет закупку и переработку лома черных металлов у физических и юридических лиц, производит поставку лома и отходов черных металлов предприятиям металлургической отрасли.
Как и любой хозяйствующий субъект ТОО имеет свою учетную политику, которая утверждена директором. А также на основании Типового плана счетов применяется рабочий план счетов.
Бухгалтерский учет в Товариществе и составление финансовой отчетности ведутся на основе принципа начисления, в соответствии с которым доходы признаются (отражаются) когда они заработаны, а расходы и убытки - когда они понесены, а не уплачены.
Бухгалтерский учет ведется на базе программного комплекса «1С: Бухгалтерия», а также на бумажных носителях - для формирования первичных документов в момент совершения хозяйственных операций.
В рамках предприятия организованно отдельное структурное подразделение служба внутреннего аудита, действующее на основе внутренних документов в интересах высшего звена управления.
Амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов осуществляется методом равномерного (прямолинейного) списания.
Для учета и списания товарно-материальных запасов и при оценке себестоимости применяется метод средневзвешенной стоимости.
Порядок проведения годовой инвентаризации имущества и обязательств, периодичность, сроки и места проведения осуществляются в соответствии с приказом директора Товарищества.
Товарищество гарантирует предоставление работникам всех социально- экономических прав, определяемых законодательством Республики Казахстан Трудовые доходы каждого работника не ограничиваются максимальными размерами и облагаются налогами в соответствии с установленными правилами.
Анализируя в целом ТОО можно сказать, что товарищество имеет нормальное финансовое состояние. Не смотря на то, что по отдельным показателям присутствуют некоторые отставания, в общем, финансовое состояние позволяет быть уверенным в платежеспособности предприятия. ТОО имеет рациональную структуру имущества и его источников.