Законодательные и иные правовые акты по охране окружающей среды. Средства защиты литосферы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    309,53 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Законодательные и иные правовые акты по охране окружающей среды. Средства защиты литосферы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Ярославский государственный технический университет»

Кафедра «Информационные системы и технологии»








Контрольная работа

по дисциплине «Экология»

Законодательные и иные правовые акты по охране окружающей среды. Средства защиты литосферы


Работу выполнила

студентка гр. ЗИС-37

________________Н.А. Бахарева

________________



2014

Содержание

Введение

Федеральный закона по охране окружающей среды

Иные правовые акты по охране окружающей среды

Средства защиты литосферы

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999; в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002г.). В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т. д.). Закон устанавливает принципы нормирования качества ОПС, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны ОПС; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны ОС следует отметить Водный кодекс РФ (1995г.), Земельный кодекс РФ (2000 г.). Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999г.), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995), Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998).

Нормативно-правовые акты по охране ОС включают в себя СНиП Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие принципы охраны ОС при разработке недр; общефедеральные нормативные документы Госкомэкологии, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т. д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы». Эта система имеет номер 17 в ГСС.

В системе стандартов «Охрана природы» принята следующая система обозначения: ГОСТ 17. X. X. ХХ-ХХ, где соответственно X. - номер комплексах. - номер группы; XX - номер стандарта в группе; XX - год регистрации или пересмотра стандарта. Отраслевая нормативная документация и документация предприятий по охране окружающей среды включают в себя соответственно ОСТы, СТП, руководящие документы (РД), положения.

Управление охраной ОС в РФ осуществляется органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и уполномоченными органами, главным из которых является Министерство природных ресурсов РФ (МПР). На МПР возложены выработка и проведение природоохранной политики в стране, координация соответствующих работ в отраслях и ведомствах, проведение экологической экспертизы и экологического контроля. МПР России обеспечивает также рациональное природопользование (добыча полезных ископаемых, использование вод), государственный экологический контроль за охраной и рациональным использованием поверхностных и подземных вод, а также воды в системах хозяйственного водопользования. Ведомство имеет территориальные органы.

Управление охраной труда в субъектах федерации, в краях, областях и городах осуществляется органами представительной (законодательные собрания, городские думы и т. п.) и исполнительной власти (правительства, мэрии и т. п.).

Органы государственного экологического контроля включают в себя органы исполнительной власти, МПР РФ, а также Госатомнадзор России, Федеральную службу земельного кадастра России, Минздрав РФ, одна из функций которого - проведение санитарно-эпидемиологического надзора, и некоторые другие, осуществляющие госконтроль в достаточно узком направлении (защита окружающей среды от воздействия объектов атомной энергетики, охрана и рациональное использование рыбных ресурсов. Представители этих органов имеют право давать обязательные для выполнения предписания, привлекать к административной ответственности должностных лиц, нарушивших природоохранное законодательство, направлять в суд иски на возмещение природе ущерба.

Надзорным органом по охране ОС и рациональному природопользованию является природоохранная прокуратура.

С 1999 г. в РФ действует в качестве стандартов России комплекс международных стандартов ИСО серии 14000 «Система управления качеством окружающей среды».

 

Федеральный закон по охране окружающей среды

охрана окружающий среда законодательный

Конституция Российской Федерации является нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой. В конституции содержится множество статей, в которых так или иначе регулируются общественные отношения в области окружающей среды. Например, ст.9:

«1.Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории

.Земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности»

В ст. 42 Конституции РФ чётко определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Конституции закрепляются только основы государственного и общественного устройства, а конкретные механизмы прописываются в нижестоящих по компетенции нормативно-правовых актах, либо в международных договорах и соглашениях. Как и в других государствах, этот конституционный тезис представляется слишком общим, нуждается в конкретизации, подкреплении иными актами и право применением. Иски граждан, основанные на этой статье Конституции РФ, либо остаются без удовлетворения, а если удовлетворяются, то остаются нереализованными, как это случилось в Подмосковье, где муниципальные образования оказались не в состоянии выполнить решения судов о переселении граждан, проживающих в неблагоприятных шумовых условиях вблизи аэропорта Быково.

Статья 58 определяет обязанности по сохранению природы и окружающей среды, обязует бережно относиться к природным богатствам. В ст. 41 говорится о поощрении деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Об становлении основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации говорится в п. "е" ст. 71. В п. 1 "в" ст. 114 правительство Российской Федерации обеспечивает проведение государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. И, наконец, ст.72 содержит данную формулировку: «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

…д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры…»

Помимо конституции, в которой обозначены общие положения, существуют кодексы и законы, направленные но более конкретную и чёткую регламентацию механизмов и путей реализации норм права, кроме того содержат в себе множество растолковывающих и уточняющих норм:

·              Земельный кодекс РФ.

·              Закон РФ "О недрах" (в ред. ФЗ от 3 марта 1995 г.)

·              Водный кодекс РФ.

·              Лесной кодекс РФ.

·              ФЗ "О животном мире"

·              ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"

·              Закон "О санитарной - эпидемиологическом благополучии населения"

·              Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Отдельно хочется выделить федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, анализ которого приведён в следующей главе. Следует сказать о Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", в котором предусмотрен блок его полномочий в области природопользования и охраны окружающей среды. Правительством РФ утверждены Федеральные целевые программы (ФЦП) Постановлениями от 3 октября 1996 г. N 1161 "Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца на 1997 - 2010 годы", от 21 июня 1996 г. N 720 "Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области" - до 2010 г., от 13 сентября 1996 г. N 1098 "Отходы" - до 2000 г. (выделено менее 10 процентов от намеченного), от 8 июля 1997 г. N 843 "Сохранение амурского тигра" - до 2003 г. (в основном за счет зарубежных источников, выделенных на борьбу с браконьерством), от 25 ноября 1994 г. N 1306 "По обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна" - до 2000 г. (освоено менее 20 процентов).

Также действуют многочисленные постановления Правительства РФ, например от 23.12.1993 N 1362

"Об утверждении положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации "

Иные правовые акты по охране окружающей среды


Среди иных нормативных правовых актов выделяют указы Президента Российской Федерации. Ряд указов Президента направлен на решение вопросов создания и компетенции государственных органов, осуществляющих экологическое управление. Например, Федеральный горный и промышленный надзор России и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности созданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 ноября 1992 г. «О государственных надзорных органах» (с изменениями от 9 июля 1997 г., от 7 августа 1998 г.) и действуют на основании положений, утвержденных указами Президента России. Другая группа указов восполняет пробелы в правовом регулировании на законодательном уровне до принятия необходимых правовых норм в законодательных актах. Такие указы либо впоследствии отменяются в связи с появлением соответствующих норм законодательного акта, либо продолжают действовать наряду с нормами законодательного акта (например, Указ Президента РФ от 16.12.1993 г. «О федеральных природных ресурсах»).

В системе экологического законодательства выделяются также указы, определяющие государственную стратегию в сфере экологической деятельности (Указ Президента РФ от 4.02.1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Указ Президента РФ от 1.04.1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»).

Нормативные правовые акты Правительства РФ составляют значительную часть подзаконных актов экологического законодательства. В зависимости от предмета правового регулирования нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации можно разделить на четырнадцать групп:

) Акты, устанавливающие компетенцию специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды и природопользования;

) Акты, определяющие порядок осуществления функций государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды;

) Акты, устанавливающие правовой режим особо охраняемых природных территорий, охранных зон, иных территорий и природных объектов с особым режимом охраны;

) Акты, устанавливающие правила использования природных ресурсов в конкретных целях; акты, о порядке выдачи разрешений на пользование природными ресурсами;

) Акты, утверждающие таксы для исчисления размера взысканий за ущерб;

) Акты о нормативах платы за загрязнение окружающей среды и за использование природных ресурсов;

) Акты по нормированию качества окружающей среды, по установлению нормативов образования и лимитов размещения отходов;

) Акты о федеральных целевых программах охраны окружающей среды и природопользования;

) Акты, определяющие направление реализации международных договоров РФ;

) Акты, определяющие меры по охране окружающей среды и отдельных природных ресурсов;

) Акты, устанавливающие правила предоставления и использования информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;

) Акты о порядке образования и правовом режиме заповедников, национальных парков, иных особо охраняемых природных территорий;

) Иные нормативные правовые акты;

) Акты, вносящие изменения и дополнения в названные группы нормативных правовых актов.

Ведомственные нормативные правовые акты, т.е. акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие экологические отношения, представляют собой самую многочисленную часть экологического законодательства. Предмет правового регулирования этих нормативных правовых актов в большинстве случаев совпадает с предметом правового регулирования актов Правительства РФ, т.к. чаще всего ведомственные акты принимаются с целью раскрытия детального содержания акта вышестоящего органа, но уже применительно к компетенции конкретного федерального органа исполнительной власти.

Все нормативные правовые акты ведомственного уровня в зависимости от предмета правового регулирования делятся на десять групп:

) Акты, регулирующие порядок осуществления отдельных функций экологического управления (в том числе оценки воздействия на окружающую среду);

) Акты о введении в действие санитарных правил и иной нормативно-технической документации;

) Акты об утверждении различных форм документации;

) Акты о нормативах платы за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей природной среды;

) Акты, определяющие полномочия должностных лиц соответствующего государственного органа исполнительной власти;

) Акты о выдаче разрешений на пользование природными ресурсами, а также на выбросы (сбросы) вредных веществ;

) Акты о порядке экологического страхования;

) Акты о государственной регистрации потенциально опасных веществ и объектов;

) Иные акты.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления могут быть источниками экологического права, если в соответствии со ст. 132 Конституции РФ закон наделил их соответствующими государственными полномочиями. К вопросам местного самоуправления относятся организация и обеспечение санитарного благополучия населения, контроль за использованием земель на территории муниципального образования, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых и т.д.

Полномочия органов местного самоуправления осуществляются по двум направлениям:

) Расширяются нормотворческие права органов местного самоуправления;

) Повышается ответственность органов местного самоуправления за соблюдение экологического законодательства на подведомственной им территории.

Самый низкий уровень актов как источников экологического права занимают нормативные акты хозяйствующих субъектов (локальные нормативные акты). Локальными экологическими нормативными правовыми актами называются принимаемые в рамках действующего законодательства правила деятельности хозяйствующего субъекта, утвержденные надлежащим образом, имеющие силу действия на отведенным ему пространстве, обязательные для выполнения всем персоналом и имеющие природоохранительное направление.

Все локальные экологические акты можно подразделить на три группы:

) Акты установления и утверждения (приказы об образовании экологических служб, отделов на предприятиях, о введении штатных единиц или вменении работнику дополнительных служебных обязанностей экологического характера; утвержденные положения о деятельности природоохранной службы);

) Акты охраны и восстановления (годовые планы мероприятий охраны по отдельным видам природных ресурсов; годовые планы мероприятий по охране окружающей среды комплексного характера; долгосрочные программы работ по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду);

) Акты регулирования и ликвидации (внеплановые приказы и распоряжения, принимаемые в ответ на выявленные недостатки по охране окружающей среды, как правило, по результатам проверок органов государственного экологического контроля; вследствие происшедшего конкретного чрезвычайного случая (залповые выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду).

К источникам экологического права относят также стандарты в сфере охраны окружающей среды. Закрепляя, в основном, технические правила они обладают всеми чертами правовых актов и занимают собственное место, отличаясь как от законодательных, так и от подзаконных актов. В стандартах закрепляются требования государства по поводу рационального использования природных объектов и обеспечения таких технических параметров деятельности, при которых исключалось бы или сводилось к минимуму негативное воздействие общества на природу.

Стандарты выполняют подчиненную по отношению к нормативным правовым актам роль в решении проблем охраны окружающей среды, т.к. не являются нормативно закрепленными моделями поведения субъектов права, имеющими общеобязательный характер.

Закон РФ «Об стандартизации» относит к числу нормативных документов по стандартизации государственные стандарты РФ; применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также стандарты отраслей, предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Особое значение имеет закрепление на законодательном уровне перечня нормативных документов по стандартизации. Это значит, что любые иные документы, которые устанавливают обязательные требования к продукции и другим объектам, не могут считаться документами по стандартизации. Другие документы по стандартизации, которые применяются органами государственной власти, предприятиями, не являются нормативными.

Государственные стандарты должны содержать требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования пожарной безопасности, требования техники безопасности и производственной санитарии, основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции и др.

Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством РФ, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности.

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ играют значительную роль в регулировании экологических отношений. Однако ни Верховный Суд РФ, ни Высший Арбитражный Суд РФ не наделены правотворческой функцией. Их акты относятся к числу документов правоприменительного нормативного толкования и применяются судами при рассмотрении конкретных юридических нарушений.

Согласно ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных Федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Тем не менее, судам предоставлено право непосредственного применения Конституции РФ. При осуществлении этого права суд может не применять тот или иной закон, если, по его мнению, он противоречит Конституции (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г.). Такое решение суда, по существу, отменяющее закон, является источником права.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных Федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

При рассмотрении отдельных дел суды восполняют пробелы в праве, руководствуясь внутренним убеждением. Если такие решения апробируются Верховным Судом или Высшим Арбитражным Судом и публикуются, они становятся источниками права, т.к. ст. 104 Конституции РФ данным организациям представлено право законодательной инициативы.

Таким образом, в системе источников экологического права РФ различают несколько уровней: международный; конституционный; конституционных Федеральных законов; законодательный; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ; подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты органов местного самоуправления; руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; вспомогательные нормативные правовые акты (государственные стандарты, нормативные правовые акты хозяйствующих субъектов).

Средства защиты литосферы


Можно выделить следующие основные направления:

1.      Защита почв.

2.      Охрана и рациональное использование недр: наиболее полное извлечение из недр основных и попутных полезных ископаемых; комплексное использование минерального сырья, включая проблему утилизации отходов.

.        Рекультивация нарушенных территорий.

Рекультивация - это комплекс работ, проводимых с целью восстановления нарушенных территорий (при открытой разработке месторождений полезных ископаемых, в процессе строительства и др.) и приведения земельных участков в безопасное состояние.

Различают рекультивацию техническую, биологическую и строительную.

Техническая рекультивация представляет собой предварительную подготовку нарушенных территорий. Проводится планировка поверхности, снятие верхнего слоя, транспортировка и нанесение плодородных почв на рекультивируемые земли. Засыпаются выемки, разбираются отвалы, поверхность выравнивается.

Биологическая рекультивация проводится для создания растительного покрова на подготовленных участках.

Строительная рекультивация - при необходимости возводятся здания, сооружения и другие объекты.

. Защита массивов горных пород:

·              Защита от подтопления - организация стока грунтовых вод, дренаж, гидроизоляция;

·              Защита оползневых массивов и селеопасных массивов - регулирование поверхностного стока, организация ливневых коллекторов. Запрещается строительство зданий, сброс хозяйственных вод, вырубка деревьев.

Заключение

Понятие “окружающая среда” охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам объектов: объекты естественной (живой) среды (флора, фауна); объекты неживой среды (морские и пресноводные бассейны - гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), околоземное космическое пространство; объекты “искусственной” среды, созданной человеком в процессе его взаимодействия с природой. В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную и национальную.

) Предотвращение, ограничение и уменьшение негативного воздействия последствий стихийных и экологических бедствий, аварий, катастроф, хозяйственной и производственной деятельности на человека и окружающую среду путём проведения комплекса правовых, природоохранительных, экологических, социальных, организационных и инженерно-технических мероприятий;

) Деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий;

) В международном праве - система принципов и норм, регулирующих деятельность его субъектов по радиационному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов и сохранению благоприятных условий жизни на Земле в интересах нынешнего и будущего поколений. Предметом регулирования являются международные отношения по поводу О.о.с. и её рационального использования: ограничение вредных воздействий на окружающую среду, установление экологически целесообразного (рационального) режима использования природных ресурсов; международная охрана природных памятников и резерватов; регулирование научно-технического сотрудничества гос-в по О.о.с. При этом в понятие окружающей среды включаются: объекты естественной (живой) среды - флора и фауна; объекты неживой среды - морские и пресноводные бассейны (гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), космическое пространство; объекты искусственной среды, созданные человеком. Вопросы О.о.с. являются объектом постоянного внимания ООН и её специализированных учреждений, они отражаются в международных договорах по О.о.с. и постоянно обсуждаются на международных конференциях. В ряде государств, в т.ч. РФ, приняты целевые программы О.о.с., концепции экологической безопасности, устойчивого развития и др.

Список литературы

. Константинов, В.М. Охрана природы [текст]: учебник/ В.М. Константинов. - М.: Издание Академия, 2000. - 240 с.

. Гарин, В.М. Экология для технических вузов [текст]: учебник В.М. Гарин, И.А. Кленова, В.И. Колесников. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

. Акимова, Т.А. Экология [текст]: учебник для вузов Т.А. Акимова. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 455с.

. Коробкин, В.И. Экология [текст]: учебник В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Приложение


Похожие работы на - Законодательные и иные правовые акты по охране окружающей среды. Средства защиты литосферы

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!