Принципы бюджетного планирования и прогнозирования и их развитие на примере Цивильского района

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,05 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принципы бюджетного планирования и прогнозирования и их развитие на примере Цивильского района

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Санкт - Петербургский государственный политехнический университет»

Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита.







Курсовая работа

по курсу: «Бюджетное планирование и прогнозирование»

на тему: Принципы бюджетного планирования и прогнозирования и их развитие на примере Цивильского района

Выполнила

студентка 5 курса заочного отделения

Павлова Надежда Анатольевна

Проверил преподаватель Корнилова Л.М.




Чебоксары

Содержание

Введение

. Теоретические и методические аспекты бюджетного планирования и прогнозирования

.1 Сущность и значение принципов бюджетного планирования и прогнозирования

.2 Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их развитие

. Анализ и совершенствование принципов бюджетного планирования и прогнозирования

.1 Анализ бюджетной политики Цивильского района за 2011 - 2012 гг.

.2 Перспективы развития принципов бюджетного планирования и прогнозирования

Заключение

Список литературы

Введение

Для того чтобы управлять будущим, человечество создало определенные механизмы, которые в экономической науке называются - прогнозирование, макроэкономическое планирование и экономическое программирование. Прогнозирование - это получение информации о будущем; это предвидение, которое делится на научное и ненаучное (интуитивное, каждодневное и религиозное). Научное предвидение базируется на знаниях закономерностей развития природы, общества и мышления; интуитивное - на так называемом жизненном опыте, связанном с аналогиями, приметами и т.д.; религиозное предвидение ещё называют пророчеством, то есть верой в сверхъестественные силы, предрассудки и прочее.

Прогнозирование - это предвидение, которое базируется на специальном научном исследовании. Поисковый прогноз - это определение возможного положения явления в будущем; нормативный - определение путей и сроков достижения возможного положения явления, которое принято за цель. Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать и предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то другому аспекту.

Прогнозирование необходимо, потому что точное предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решения.

Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.

В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.

В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах.

Теория прогнозирования и планирования экономики базируется на экономической теории. Если последняя изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть, движущие силы для любых общественно-экономических формаций, то прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования отраслевых экономик, таких, как экономика промышленности, экономика транспорта, экономика строительства и др. Таким образом, место теории прогнозирования и планирования в системе экономических дисциплин определяется тем, что она является как бы связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками - с другой. Данная наука имеет тесную связь со статистикой, от которой она заимствует методы анализа и необходимые сведения для расчетов.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что эффективность процессов и методов бюджетного планирования и прогнозирования непосредственно влияет на экономику Российской Федерации в части формирования федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований.

Прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования отраслевых экономик.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетного планирования и прогнозирования на примере Цивильского района.

К задачам данной курсовой работы можно отнести:

изучение научных основ финансового планирования и прогнозирования;

изучение методов бюджетного планирования и прогнозирования;

рассмотрение методологических подходов к планированию расходов бюджета Цивильского района;

внесение предложений по повышению эффективности планирования расходов бюджета Цивильского района.

Предметом исследования данной курсовой работы выступают методы бюджетного планирования и прогнозирования.

Объектом данной курсовой работы является бюджет Цивильского района.

1. Теоретические и методические аспекты бюджетного планирования и прогнозирования

.1 Сущность и значение принципов бюджетного планирования и прогнозирования

Необходимость развития бюджетного планирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях связана с реформированием финансовых основ федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации, в результате которого были созданы предпосылки для перехода к перспективному бюджетному планированию.

Стабилизация финансовой системы и межбюджетных отношений позволяют планировать будущие поступления на основе четко сформулированных и не подлежащих ежегодному пересмотру правил.

Возникла потребность в создании перспективных программ наращивания собственных доходных источников в условиях увеличения зависимости обеспеченности бюджетов необходимыми средствами от качества разрабатываемой и реализуемой на местах налоговой и экономической политики. Наблюдается тенденция к повышению прозрачности финансовых потоков между федеральным центром и территориями, улучшающих перспективы эффективного менеджмента в области общественных финансов.

Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, обусловливает необходимость выхода за рамки годового горизонта планирования в части достижения всех поставленных целей. Потребности в среднесрочном бюджетировании связаны с необходимостью иметь четко заявленные цели налогово-бюджетной политики на более продолжительный период времени. В бюджетной документации должно быть отражено, как годовой бюджет согласуется с долгосрочными целями государства в области общественных финансов, а также с целевыми показателями дефицита и долга на многолетнюю перспективу.

Кроме того, повышается актуальность содействия лучшему пониманию избирателями реальных возможностей органов власти региона (муниципального образования) и распределения ответственности между региональными и муниципальными властями.

Важнейшая составная часть финансового планирования - бюджетное планирование, подчиненное требованиям финансовой политики государства. Экономическая его сущность состоит в централизованном распределении и перераспределении ВВП и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенационального плана социально-экономического развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.

Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджета, его нормативно-правовую и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджета страны.

Основы бюджетного планирования определяются конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и другими законодательными актами страны.

Особое место в бюджетном планировании занимает перспективное финансовое планирование. Перспективный финансовый план разрабатывается на три года на основе показателей бюджета. С перспективным финансовым планированием и сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.

Важнейшее условие успешного ведения хозяйства на любом уровне - это постоянное совершенствование методов его управления. Управлять - значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит и научного прогнозирования. В отличие от сводного финансового планирования, осуществляемого на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т.е. на один год.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей. Цель бюджетного планирования: на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложение по его укреплению.

Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства и регионов.

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы:

метод экстраполяции - составление перспективы, исходя из практики предшествующих периодов. Однако данный метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер.

метод экспертных оценок -прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства. Основным недостатком является субъективизм.

Система бюджетного планирования должна строиться на следующих принципах:

прозрачности и предсказуемости финансовой политики, проводимой субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием), обеспечиваемых путем максимальной формализации действий исполнительных органов власти;

расширения доступности соответствующей информации для заинтересованных лиц;

реалистичности экономических прогнозов, лежащих в основе бюджетного планирования, обеспечиваемой расширением круга используемых данных и регулярным анализом причин нарушения прогноза по результатам отчетного периода;

учета циклических факторов экономического развития, обеспечиваемого за счет использования прогнозных моделей, с целью обеспечения стабильности бюджетной политики в условиях дефицита или избыточности финансовых ресурсов;

обязательного резервирования средств под непредвиденное снижение доходных источников путем обособления части финансовых ресурсов в периоды благоприятной экономической конъюнктуры, которые могут быть использованы в периоды ухудшения финансового положения субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

вариантности прогнозирования и планирования.

Учитывая сложность точного прогнозирования макроэкономических показателей, не зависящих от налогово-бюджетной политики, проводимой органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), прогнозные и плановые документы в рамках бюджетного планирования рекомендуется разрабатывать в различных вариантах, соответствующих консервативному, оптимистическому и пессимистическому сценариям.

.2 Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их развитие

Бюджетное планирование - составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном.

К методам бюджетного планирования можно отнести:

экономического анализа;

индексный,

нормативный,

программно-целевой,

бюджетирование, ориентированное на результат и др.

Метод экономического анализа

Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования.

Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозном (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.

Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.

В процессе экономического анализа применяются приемы сравнения, группировки, индексный метод, проводятся балансовые расчеты, используются нормативный и экономико-математические методы (метод корреляционно-регрессионного анализа и др.). Метод группировок предполагает объединение объектов экономического анализа в качественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерности их развития, изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характер взаимодействия и выявить тенденции развития данной однородной группы экономических явлений и процессов.

Для определения влияния каждого фактора на изменение обобщающего показателя целесообразно использовать метод элиминирования. Влияние факторов определяется в установленной последовательности. При этом предполагается, что при определении влияния данного фактора численные значения показателей других факторов остаются неизменными. В практике экономического анализа элиминирование известно как прием цепных подстановок.

Экономический анализ предполагает комплексное изучение темпов развития экономики, сложившихся народнохозяйственных пропорций, структуры общественного производства. Особое значение имеет выявление тенденций изменения важнейших показателей эффективности производства, характеризующих качество экономического роста: материало- и энергоемкости, фондоотдачи, производительности труда [14, с.203].

Нормативный метод

Нормативный метод является одним из основных методов бюджетного планирования. В современных условиях ему стало придаваться особое значение в связи с использованием ряда норм и нормативов в качестве регуляторов экономики. Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. С помощью норм и нормативов обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.

В практике прогнозирования и планирования применяется система норм и нормативов, включающая нормы расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; нормы затрат труда; нормы и нормативы использования основных производственных фондов; нормативы капитальных вложений и капитального строительства; нормы и нормативы, характеризующие эффективность общественного производства; финансовые (нормы амортизации, нормативы рентабельности, ставки налогов и др.); социальные (минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, нормы потребления продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения, нормы жилой площади в городской и сельской местности); экологические (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду, нормативы содержания в воде вредных веществ и др.) нормы и нормативы.

В действующей практике нормы и нормативы определяются различными методами. Наиболее совершенным является расчетно-аналитический метод, который предполагает определение норм и нормативов на основе технико-экономических расчетов. Для этого используются техническая документация с учетом новейших достижений науки и техники, методики и инструкции. Нормы, рассчитанные данным методом, называются технически обоснованными. Они являются наиболее прогрессивными. В тех случаях, когда нет возможности применения расчетно-аналитического метода, нормы и нормативы определяются на основе отчетно-статистических данных за прошлый период или опытным путем -- на основе опытов и экспериментальных данных с учетом достигнутого передового опыта и выявленных в результате анализа резервов производства.

Для повышения научного уровня и качества разработки норм и нормативов необходимо совершенствовать нормирование, организацию и технологию подготовки норм и нормативов [14, с.202].

Балансовый метод

С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.

Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций.

В системе прогнозных и плановых балансов одно из центральных мест занимают материальные балансы. С их помощью увязываются производство и потребление конкретных видов продукции, обосновывается производственная программа предприятий. Они широко используются для установления межотраслевых пропорций.

Разработка баланса начинается с определения потребностей в ресурсах на производственно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство, для чего может использоваться ряд методов. Ресурсная часть баланса формируется после определения потребностей. Ресурсы рассчитываются по всем источникам поступления. Заключительным этапом разработки баланса является процесс увязки потребностей с ресурсами.

Совершенствование балансового метода осуществляется по следующим направлениям: совершенствование методики разработки балансов, особенно межотраслевого; использование ЭВМ для осуществления балансовых расчетов; применение прогрессивных норм и нормативов при разработке прогнозных и плановых балансов [14, с.205].

Программно-целевой метод

По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно.

ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей и исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, социальных, производственных, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Разработка целевых комплексных программ осуществляется по этапам.

На первом этапе формируется перечень важнейших проблем, из которого затем выбираются проблемы, требующие первоочередного решения.

На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.

На третьем этапе разрабатываются задания и мероприятия, необходимые для успешной реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому заданию разрабатываются стадии его выполнения.

Четвертый этап предполагает расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации, формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

Пятый этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы [9, с.115].

По содержанию целевые комплексные программы подразделяются на социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные и экологические. Социально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни народа. Научно-технические программы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект (экономический, социальный и экологический). Перечень научно-технических программ формируется исходя из определенных приоритетов развития экономики. Производственно-экономические программы предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению его эффективности и развитию новых производств. Территориальные программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач. Экологические программы представляют собой комплекс мероприятий природоохранного и природо-преобразующего характера. Организационно-хозяйственные программы направлены на совершенствование организации управления экономикой.

Целевая программа - комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный период задачи. В зависимости от сложности задач, финансовых и организационно-технических возможностей программы принимаются на срок от 2 до 5-8 лет. Как правило, на 3-5 лет [12, с.27].

Программы должны увязываться по ресурсам, исполнителям и во времени. Как правило, они носят рекомендательный характер. Отдельные программы по решению важнейших научно-технических проблем могут утверждаться. Реализация программ обеспечивается через экономическую программу правительства, планы-прогнозы на год.

Бюджетирование, ориентированное на результат

Бюджетирование, ориентированное на результат - система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

В теории управления по целям и результатам БОР считается самым сложным способом использования информации о целях и результатах, поскольку включает в себя всю совокупность способов использования данной информации для принятия управленческих решений.

В самом общем виде бюджетирование, ориентированное на результат, представляет собой систему формирования (исполнения) бюджета, отражающую взаимосвязь между планируемыми бюджетными расходами и ожидаемыми (достигнутыми) результатами. Цель данной модели бюджетирования - проконтролировать соответствие затраченных ресурсов и полученных прямых и социальных результатов, оценить значимость и экономическую и социальную эффективность тех или иных видов деятельности, финансирующихся из бюджета.

Бюджетное планирование, ориентированное на результат, обеспечивает непрерывный кругооборот «планирование - выпуск - результат - планирование» [14, с.207].

Концепция реформирования бюджетного процесса, ориентированного на внедрение БОР, включает следующие основные задачи:

. Приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов, введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.

. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета, через аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств. Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства должны устанавливаться лишь при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности.

. Включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период.

. Введение в практику бюджетного процесса формирования ведомственных целевых программ, в рамки которых должна быть включена значительная часть бюджетных расходов, осуществляемых по сметному принципу.

. Переход к распределению бюджетных ресурсов между распорядителями бюджетных средств и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

. Расширение сферы применения механизмов поддержки отобранных на конкурсной основе региональных и муниципальных программ бюджетных реформ.

Таким образом, к числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят методы: экономического анализа, индексный, балансовый, нормативный, программно-целевой, бюджетирование, ориентированное на результат.

Бюджетное прогнозирование - обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний [13].

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.

К методам бюджетного прогнозирования можно отнести:

метод экспертных оценок;

метод экстраполяции;

метод исторических аналогий.

Методы экспертных оценок

Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

Индивидуальные экспертные оценки основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкое распространение получили методы интервью, аналитический, написания сценария.

Метод интервью предполагает беседу прогнозиста с экспертом по схеме вопрос - ответ, в процессе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.

Аналитический метод предусматривает тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Эксперт может использовать всю необходимую ему информацию об объекте прогноза. Свои выводы он оформляет в виде докладной записки.

Наиболее достоверными являются коллективные экспертные оценки. Методы коллективных экспертных оценок предполагают определение степени согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным отдельными специалистами. В современных условиях используется математико-статистический инструментарий для обработки результатов опроса экспертов.

Для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы, в функции которых входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, которые дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития данного объекта. Количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 150 человек в зависимости от сложности объекта. Определяется цель прогноза, разрабатываются вопросы для экспертов. При проведении опроса необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов и независимость суждений экспертов. После опроса осуществляется обработка материалов, полученных в результате коллективной экспертной оценки. Окончательная оценка может определяться как среднее суждение или как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов [11,с. 212].

Методы экстраполяции

В методическом плане основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее.

Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная экстраполяция базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной экстраполяции фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе.

Методы экстраполяции являются наиболее распространенными и проработанными. Основу экстраполяционных методов составляет изучение эмпирических рядов. Эмпирический ряд -- это множество наблюдений, полученных последовательно во времени.

В экономическом прогнозировании широко применяется метод математической экстраполяции, в математическом смысле означающий распространение закона изменения функции из области ее наблюдения на область, лежащую вне отрезка наблюдения [11, с. 212].

Метод исторических аналогий

Методы исторических аналогий следует использовать при прогнозировании развития новых объектов и процессов, по которым нет ретроспективной информации. Суть метода заключается в выборе объекта-аналога для объекта прогнозирования, который в своем развитии опережает объект прогнозирования. Прогноз будет заключаться в сопоставлении, имеющейся информации по объекту-аналогу со специфическими особенностями объекта прогнозирования, на основании этого делается заключение о развитии объекта прогнозирования в будущем. Однако, несмотря на всю привлекательность, данный метод имеет целый ряд ограничений и сложностей в процессе применения. Во-первых, следует очень внимательно и тщательно подходит к подбору объектов-аналогов. Во-вторых, следует учитывать все специфические особенности объекта прогнозирования, а также действия внешних факторов.

Итак, под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта. К числу наиболее распространенных методов бюджетного прогнозирования относят: метод экспертных оценок, метод экстраполяции; метод исторических аналогий [11, с. 211].

На основе выше изложенного, проведем анализ бюджетной политики Цивильского района и усовершенствуем принципы бюджетного планирования на примере все того же бюджета Цивильского района.


2. Анализ и совершенствование принципов бюджетного планирования и прогнозирования

.1 Аналз бюджетной политики Цивильского района за 2011 - 2012 гг.

Территория муниципального образования.

Цивильский район образован в 1927 году. Районный центр - город Цивильск, расположен в 36 км к юго-востоку от столицы Чувашской Республики - города Чебоксары. Всего в районе 16 сельских поселений и одно городское поселение.

Цивильский район является аграрно-промышленным экономическим районом.

Цивильский район имеет выгодное экономико-географическое положение для развития промышленности. Его пересекают автомобильные дороги общегосударственного значения, железные дороги.

В структуре промышленности района ведущее место занимают пищевая промышленность и промышленность строительных материалов.

В пищевой промышленности района лидируют молочная и хлебопекарная промышленность. В числе ведущих предприятий промышленности включаются пивоваренная, плодово-овощная. В промышленности строительных материалов ведущее место занимает производство кирпича, производство железобетонных изделий. Кроме этого выпускают керамзитно-бетонные блоки, оконные и дверные рамы и другие изделия, необходимые для строительной индустрии.

Структура Местной Администрации муниципального образования Цивильский район:

.Глава администрации Цивильского района;

.Первый заместитель главы - начальник отдела строительства, экономики и развития общественной инфраструктуры;

.Отдел строительства, экономики и развития общественной инфраструктуры;

.Сектор жилищно-коммунального хозяйства;

.Сектор экономики и имущественных отношений;

.Отдел образования и социального развития;

.Заместитель главы - начальник отдела сельского хозяйства;

.Отдел сельского хозяйства;

.Сектор земельных отношений;

.Управляющий делами администрации Цивильского района;

.Отдел организационного и информационного обеспечения;

.Сектор юридической службы;

.Сектор специальных программ;

.Сектор бухгалтерского учета и отчетности;

.Финансовый отдел;

.Отдел ЗАГС

Сравнительный анализ бюджетов МО МО Сосновское за 2011-2012 года

Анализ доходов:

год - Доходы бюджета составляют 68468 тысяч рублей. Более половины доходов бюджета составляют налоговые доходы и безвозмездные поступления. Остальную же часть доходов составляют штрафы, санкции и возмещения ущерба.

год - Доходы бюджета составили 73 597,9 тысяч рублей. 93% дохода дают налоговые сборы на доход и безвозмездные поступления.

Доходы от налоговых сборов на имущество и доход, выросли в 1,5 раза, такая достаточно большая разница не может не наводить на мысль о занижении показателей в прошлом году.

Так же настораживает то, что основной рост отмечается именно в налогах на имущество, они выросли в 7,3 (!) раза. Это так же наводит на мысль о неких махинациях, которые здесь производятся.

Положительным моментом является тот факт, что уменьшились безвозмездные поступления, субвенции на 10964,7 тыс. рублей.

Кроме того доходы от платных услуг снизились, что так же не дает повода для радости, так как косвенно свидетельствует об отсутствии развития местного бизнеса.

Стоит сказать, что задолженность местного бюджета осталась неизменной, это ни хорошо ни плохо.

Анализ расходов:

год - Расходы составили - 68967 тысяч рублей, бюджет, к сожалению дефицитный, но зато сумма дефицита сократилась почти в 13 раз до 499 тыс. рублей, по сравнению с 2010 годом.

Первое что бросается в глаза это то, что выросла сумма на содержание наших депутатов на 5083,8 и составила ни много не мало 18623,0 тыс. рублей, или 931 тыс. рублей в год на одного депутата.

Еще увеличились расходы на ЖКХ до 31093,0 тыс. рублей, но про эффективность этих расходов мы уже поговорили. Причем абсурд поднятой выше ситуации еще больше усугубился - на установку и содержание уличной мебели и хозяйственно-бытового оборудования будет затрачено 48,1 тыс. рублей, что в 5 раз меньше чем в прошлом году, тогда как на озеленение будет потрачено 2464 тыс. рублей, то есть затраты увеличились в 2 раза.

Остальная же часть средств распределена между национальной безопасностью и правоохранительной деятельностью (471,4 тыс. рублей), культурой (2341,8 тыс. рублей) и образованием (1602 тыс. рублей) всего 4415,2 тысяч рублей. Учитывая сумму расходов затраченных на обеспечение функционирования муниципального аппарата, это цифра конечно просто катастрофически мала.

год - Расходы составили - 103 430,1 тысяч рублей, бюджет снова дефицитный, сумма дефицита составляет 29831,2 тысячи рублей, что намного ниже, чем в предыдущем 2011 году.

По сравнению с предыдущим годом выросла сумма на содержание депутатов, если в прошлом году приходилось 931 тыс. рублей в год на одного депутата, то в 2012 на одного депутата приходится немногим больше 1 миллиона рублей в год.

Увеличились расходы на благоустройство, с 31093,8 тыс. рублей сумма поднялась до 62383,3 тыс. рублей, вряд ли эффективность затрачиваемых ресурсов тоже возросла в два раза, так как расходы на реализацию муниципальных целевых программ на территории МО уменьшили на 138 тыс. рублей.

Выводы:

Исходя из сложившейся ситуации с доходами и расходами, можно сказать, что округ является полностью дотационным, как и многие другие округа. Основой бюджета являются субвенции и налоги.

Реальная проблема в том, что кроме дотации у МО нет никаких источников средств, с помощью которых можно было бы покрыть дефицит, который может образоваться в случае прекращения дотаций.

Абсолютно не логичным, на мой взгляд, является предоставление каждый месяц суммы ~1200 тыс. рублей на содержание депутатов.

Ежемесячно на зарплату 19 депутатам и главе администрации уходит 820 тыс. рублей. Остальные деньги, 380 тыс. рублей, уходят на бытовые нужды. То есть это в год 4560 тыс. рублей, можно 560 тыс. действительно оставить, а 4 миллиона распределить между охраной семьи и детства, физической культурой и спортом, например.

Анализ Программ и Муниципальных заказов

Муниципальная целевая программа благоустройства на 2012 год территорий муниципального образования Муниципальный округ Сосновское:

Обеспечение благоприятных условий проживания населения, асфальтирование территории, озеленение территории, создание зон отдыха для населения, улучшение экологического состояния территории МО. Общий планируемый объем затрат составляет 21 643 550,00 руб.

В общей сложности планируется заасфальтировать 8152,55 м2 и озеленить 4768 м2, кроме того огородить 1971 м2 в принципе учитывая относительно приемлемую ситуация с дорогами в МО Цивильский район, а также с отсутствием большого числа газонов и наличия практически везде ограждений выделенной суммы должно вполне хватить на предполагаемые мероприятия.

На первый взгляд все выглядит вполне логичным и абсолютно допустимым, но проблема в том, что такие мероприятия проводятся каждый год и в этом МО есть места, где все уже в порядке. К примеру, в прошлом году на улице Никитина были произведены работы по частичной замене асфальта и на данный момент, улица Никитина в ремонте не нуждается. Но деньги выделены и скорее всего они пойдут в карман.

Муниципальная целевая программа мероприятий по профилактике и противодействию коррупции в муниципальном образовании МО Цивильский район:

Программа основывается на реализации мероприятий по следующим основным направлениям:

) Создание условий для разработки и введения механизмов противодействия коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования.

) Регламентация муниципальных функций (услуг).

) Обеспечение информационной открытости деятельности органов местного самоуправления муниципального образования.

) Мониторинг коррупционных рисков.

) Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по размещению муниципального заказа.

) Снижение потерь от использования полномочий в области распоряжения муниципальной собственностью.

) Совершенствование кадровой политики с учетом введения антикоррупционных мер.

Реализация мероприятий Программы не требует финансовых затрат. В случае принятия решения о финансировании отдельных мероприятий возможно выделение средств из местного бюджета.

Уже не раз обсуждалось, что все эти самые коррупционные программы должны реализовать те же лица, кто и вертится в этой коррупционной каше, поэтому это все выглядит весьма смешно и печально. Не будет человек убивать курицу, которая несет ему золотые яйца. И как следствие, программа себя не оправдает и не даст положительных результатов. На данный момент под эту программу не выделяется никаких средств, но если бы они выделялись, они тоже были бы разворованы.

Муниципальный заказ:

Сумма заключенных муниципальных контрактов составляет 4 202,741 тысячу рублей.

Из них 1 631 473 заключенных контрактов это нужды самого муниципального образования, еще почти 500 тысяч истрачено на газету и 802000 на ремонт дорог, причем из них 450000 просто на осуществление надзора за ремонтом. Остальная сумма потрачена в основном на организацию различных экскурсий, занятий и чаепитий, что тоже, на мой взгляд, не является рациональным.

Вывод: Программы и муниципальный заказ МО МО Цивильский район на мой взгляд не эффективен. Огромные суммы расходуются не понятно на что, а на действительно важные дела траться смехотворные суммы. А если и выделяется достаточные суммы, то все равно оставляются лазейки для нецелевого использования данных средств.

2.2 Перспективы развития принципов бюджетного планирования и прогнозирования

В целях более эффективного планирования доходов бюджета Цивильского района можно предложить следующие меры:

Принять дополнительные меры по повышению уровня налогового администрирования в целях обеспечения своевременного и полного взыскания причитающихся бюджету Цивильского района поступлений и сокращения задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему района.

Повысить эффективность использования муниципальной собственности.

В целях более эффективного планирования расходов бюджета Цивильского района можно предложить следующие меры:

Новые расходные обязательства Цивильского района принимать только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

Дополнительно проанализировать состав и объемы действующих расходных обязательств исходя из первоочередности и результативности целей, для которых предусмотрено выделение бюджетных средств, в том числе по районным целевым программам.

Стандартизация муниципальных услуг.

Оптимизация планирования и мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств.

В целях более эффективного управления средств бюджета Цивильского района можно предложить следующие меры:

Организация мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.

Снижение и ликвидация простроченной кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений.

Последние годы планирование расходов бюджета Цивиьского района осуществляется программно-целевым методом. Программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности субъекта с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов.

Несмотря на то, что в Цивильском районе сложилась определенная практика применения программно-целевого метода бюджетного планирования, на сегодняшний день большая часть реализуемых целевых программ носит комплексный характер, что сопряжено с такими трудностями управленческого и методологического характера, как нечеткая формулировка целей, задач и ожидаемых результатов, которая влечет за собой необходимость корректировки указанных параметров в процессе реализации программ. Такая система не является эффективной, поскольку в ходе реализации программы возникает необходимость постоянного изменения объемов бюджетного финансирования и корректировки системы программных мероприятий. Для устранения имеющихся недостатков при применения программно-целевого метода планирования расходов города Калининград стоит произвести оценку фактически достигнутых непосредственных результатов реализаций ведомственных программ, возможностей достижения запланированных конечных результатов ведомственных программ, показателей эффективности. Также можно предложить провести в 2010 году оценку результативности действующих долгосрочных муниципальных целевых программ города Калининград и на основе данной оценки принять решение об объеме бюджетных средств на их реализацию, подлежащих включению в проект бюджета города Калининград на очередной финансовый год и плановый период, и принять решение о дальнейшей реализации программ.

Наряду с формированием финансовых стимулов для распространения программно-целевых методов планирования необходимо создать и поддерживать заинтересованность субъектов бюджетного планирования в инициировании ведомственных целевых программ путем расширения их полномочий при управлении программными расходами по сравнению с управлением сметными расходами.

Заключение

Ситуация в России по-прежнему поддерживает сильную роль федерального правительства в бюджетном планировании и прогнозировании, однако некоторые из важных преимуществ сохраняющего рынок федерализма могут, тем не менее, быть реализованы посредством мер по увеличению зависимости региональных бюджетов от общих экономических показателей соответствующего региона, обеспечению реальной ответственности за финансовую платежеспособность, а также устранению барьеров к торговле и факторной мобильности между регионами. В условиях России необходимой предпосылкой для эффективной реализации таких мер является признание истинной самостоятельности на региональном уровне. Я считаю, что успешная стратегия реформы бюджетных отношений в рамках федерации должна основываться на следующих базовых соображениях: система должна быть практически осуществимой и создавать условия для отношений между бюджетами различных уровней, отражающих реальную ситуацию, включая официальное признание широких фактических бюджетных полномочий региональных администраций, которые, однако, должны быть ограничены четко определенными рамками. В частности, необходимо предоставить региональным и местным органам право устанавливать свои налоги, проводить независимую налогово-бюджетную политику и дать им возможность освободиться от бремени не обеспеченных средствами обязанностей по расходам, порученных им федеральным правительством. Эта независимость может быть закреплена путем создания отдельных налоговых служб и казначейств на различных уровнях органов государственной власти.

Наряду с предоставлением региональным и местным органам более широких полномочий, следует передавать им обязанности по управлению бюджетом таким образом, чтобы они делали это действительно ответственно. В условиях России для этого необходимо разработать концепции неплатежеспособности и финансовой несостоятельности региональных органов. Это позволило бы передавать несостоятельные региональные и местные органы органу государственной власти вышестоящего уровня во временное управление и ввести подробные юридические процедуры расследования, обеспечивающие личную ответственность отдельных должностных лиц за неэффективное управление бюджетом.

При изучении методологии бюджетного планирования и прогнозировании на примере бюджета города Калининград можно сделать выводы, что бюджетное планирование и прогнозирование является составляющей общегосударственного экономического планирования. Уровень его организации, научная обоснованность планируемых показателей бюджета, их сбалансированность в основном определяют экономическое и социальное развитие, как отдельных регионов, так и государства в целом. Бюджетное планирование на государственном уровне базируется на существующей в РФ методике и многолетнем опыте сбора и распределения финансовых средств в целях выполнения своих функций перед обществом.

Методы планирования и прогнозирования представляют собой совокупность способов и приемов, применяемых в процессе конкретных плановых расчетов на разных уровнях бюджетного планирования, позволяющие реализовать его принципы. Наибольшее применение в практике планирования и прогнозирования получили следующие методы разработки планов: индексный метод (от достигнутого); нормативный метод; балансовый метод; бюджетирования ориентированного на результат; программно - целевой метод; метод экспертного прогнозирования; метод экстраполяции; метод моделирования; метод экономического анализа.

В данной курсовой работе рассмотрено планирование расходов бюджета Цивильского района программно-целевым методом. Программы, реализуемые в настоящее время на территории Цивильского района отражают приоритеты политики в конкретных сферах деятельности администрации района. И можно сделать вывод, что в целом программно-целевой подход к решению социально-экономических проблем себя оправдывает.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. М., Изд-во ОМЕГА_Л, 2005. - 64с.

. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145- ФЗ

. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998.: Часть вторая. [Текст]. // 2000. №32. Ст. 5587

. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 9 июля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.)

. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. №42- ФЗ «О федеральном бюджете на 1998г. » (с изменениями от 16, 21, 23, 31 июля 1998 г.)

. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 г. «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года».

. Алимурзаев Г., Хижняков В. Новые доктринальные подходы к межбюджетным отношениям и бюджетная политика Федерального Правительства / Г. Алимурзаев, Хижняков В. [Текст] // Российский экономический журнал. 2001. №9. С.23

. Бюджетная система России: учебник для ВУЗов / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 258с.

. Гришин В.И. Фактор стабилизации экономического и социального положения в регионах / В.И. Гришин. [Текст] // Финансы. 2001. №8. С.12-15

. Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Бюджетная реформа: взгляд с позиции региона / С. И. Гусев, Ю.Г. Швецов. [Текст] // Финансы. 2001.№8. С. 23-37

. Казаков В.А. Межбюджетные отношения здравого смысла / В.А. Казаков. [Текст] // Финансы. 2001. №8. С. 39-44

. Максимова Н.С. О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2001 года / Н.С. Максимова. [Текст] // Финансы. 2001. №10. С. 11-14

. Мокрый В.С. Межбюджетные отношения и финансовые основы местного самоуправления / В.С. Мокрый. [Текст] // Финансы. 2001. №6. С.9-14

. Немкина О.И. Финансовый федерализм: опыт США. / О.И. Немкина. [Текст] // Финансы. 2001. №10. С. 22-51

. Пронина Л.И. Реформирование межбюджетных отношений и интересы местного самоуправления / Л.И. Пронина. [Текст] // Финансы. 2001. №11. С.22-28

. Романенков А.И. Реализация принципов бюджетного федерализма органами федерального казначейства / А.И. Романенко. [Текст] // Финансы. 1998. №10. С.21

. Романцов А.А. Межбюджетные отношения и формирование доходов территориальных бюджетов / А.А. Романцов. [Текст] // Финансы. 2001. №9. С.14-16

. Титов К.А. Федерализм. Бюджетный федерализм / К.А. Титов. [Текст] // Экономические науки. 1999. №1. С.33-42

. Финансово-экономический словарь / Под ред. М.Г. Назарова. М.. - М. Экспо, - 2009. - 549 с.

. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, - 2008. - 385 с.

. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. /Под ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. - М.: Проспект, - 2008. - 416 с.

. Финансово-экономический словарь / Под ред. М.Г. Назарова. М.. - М. Экспо, - 2009. - 549 с.

. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, - 2008. - 385 с.

. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. /Под ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. - М.: Проспект, - 2008. - 416 с.

. Ходорович М.И. Бюджет и бюджетная система: учебное пособие / М.И. Ходорович. [Текст]. // ВЗФЭИ-М.: Экономическое образование, 1993. - 327с.

. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы / С.Д. Шаталов. [Текст] // М.: МЦФЭР, 2000. - 241с.

. Цыгичко В. А. Основы прогнозирования систем: учебное пособие для вузов / В.А. Цыгичко. - М.: Финансы и статистика, - 2008, - с. 264

. Эффективность бюджетных расходов на региональном уровне / Под ред. А.М. Лаврова. - М.: Издательство «Весь Мир», - 2009, - 171 с.

Похожие работы на - Принципы бюджетного планирования и прогнозирования и их развитие на примере Цивильского района

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!