Семиотика поражения нервной системы у детей

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,98 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Семиотика поражения нервной системы у детей

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Тольяттинский медицинский колледж

Специальность Лечебное дело (углубленная подготовка)

МДК « Пропедевтика клинических дисциплин»

Раздел: « Пропедевтика детских болезней»





КУРСОВАЯ РАБОТА

Семиотика поражения нервной системы у детей


студентки Шеенковой Екатерины Юрьевны

группы № Л-131

Руководитель Касатикова Наталия Владимировна







- 2013учебный год

Оглавление

Введение

. Теоретические аспекты семиотики поражения нервной системы у детей

.1 Основные синдромы при патологии ЦНС

.2 Синдромы при поражении нервной системы у новорожденных

.3 Фазы развития патологического процесса при поражении нервной системы у детей 1го года жизни

.4 Клинические проявления при перинатальном поражении ЦНС

. Исследование часть: Отчет фонда помощи детям с заболеваниями ЦНС

Заключение

Введение

Нервная система отвечает за работу и взаимосвязь всех систем и органов человеческого организма. Состоит из центральной и периферической. ЦНС включает в себя головной и спинной мозг.

Головной мозг является высшим отделом центральной нервной системы. Спинной мозг представляет вид тяжа и располагается в полости позвоночного канала.

К периферической нервной системе относятся нервы и нервные сплетения. Нервные окончания обеспечивают двигательную активность и чувствительность всех участков организма. Отдельная автономная нервная система иннервирует сердечно - сосудистую систему и другие органы.

Особенностями заболеваний нервной системы состоят в том, что она является чрезвычайно разветвленной, и каждая её подсистема уникальна.

Ежегодно в Российской Федерации рождается 5000 детей входящих в категорию инвалидов с детства по неврологическим расстройствам. Причем у 70% из них истоки заболевания нервной системы идут из перинатального периода. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему.

В связи с данным фактом необходимо знать симптоматику заболеваний нервной системы, чтобы правильно дифференцировать заболевание, провести подходящее обследование, а также назначить эффективное лечение.

Чтобы достичь благоприятного результата необходимо знать симптоматику заболеваний нервной системы.

Исходя из этого можно выдвинуть цель данной курсовой работы: Изучить семиотику поражения нервной системы и оценить её важность в диагностики заболеваний.

Объект исследования: Синдромы и симптомы поражения нервной системы у детей раннего возраста.

Предмет исследования: Исследование и анализ отчета фонда помощи детям с заболеваниями ЦНС.

Актуальность данной темы заключается в опасности течения и возможных осложнений заболеваний нервной системы, а следовательно и повышения уровня инвалидизации среди детей раннего возраста.

Задачи данной курсовой работы:

Найти и изучить необходимую литературу для написания курсовой работы;

Изучить основные синдромы при патологии ЦНС;

Рассмотреть синдромы при поражении нервной системы у новорожденных;

Разобрать клинические проявления при перинатальном поражении ЦНС;

Выявить фазы развития патологического процесса при поражении нервной системы у детей 1го года жизни;

Провести анализ отчета фонда помощи детям с заболеваниями ЦНС;

патология поражение нервная клинический

1.Теоретические аспекты семиотики поражения нервной системы у детей

.1 Основные синдромы при патологии ЦНС

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

При обследовании больного младенца определяется расширение желудочковой системы головного мозга, выявляемое с помощью УЗИ головного мозга, и регистрируется повышение внутричерепного давления (ЭЭГ). Внешне в тяжелых случаях при данном синдроме отмечается непропорциональное увеличение размеров мозговой части черепа, иногда асимметрия головы в случае одностороннего патологического процесса, расхождение черепных швов (более 5 мм), расширение и усиление венозного рисунка на волосистой части головы, истончение кожи на висках.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме может преобладать либо гидроцефалия, проявляющаяся расширением желудочковой системы головного мозга, либо гипертензионный синдром с повышением внутричерепного давления. При преобладании повышенного внутричерепного давления ребенок беспокоен, легко возбудим, раздражителен, часто громко кричит, сон чуткий, ребенок часто просыпается. При преобладании гидроцефального синдрома дети малоактивны, отмечаются вялость и сонливость, иногда задержка развития.

Нередко при повышении внутричерепного давления проявляется симптом Грефе (белая полоска между зрачком и верхним веком), а в тяжелых случаях может отмечаться симптом «заходящего солнца», когда радужная оболочка глаза, как заходящее солнце, наполовину погружена под нижним веком; иногда появляется сходящееся косоглазие, малыш часто запрокидывает голову назад. Мышечный тонус может быть как пониженным, так и повышенным, особенно в мышцах ног, что проявляется тем, что при опоре он встает на «цыпочки», а при попытке ходьбы - перекрещивает ножки.

Прогрессирование гидроцефального синдрома проявляется усилением мышечного тонуса, особенно в ногах, при этом рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания снижены.

В случаях тяжелой прогрессирующей гидроцефалии могут возникать судороги.

. Синдром двигательных нарушений

Синдром двигательных нарушений диагностируется у большинства детей с перинатальной патологией ЦНС. Двигательные расстройства связаны с нарушением нервной регуляции мышц в сочетании с повышением или понижением мышечного тонуса. Все зависит от степени (выраженности) и уровня поражения нервной системы.

Очень важна оценка мышечного тонуса в различных группах мышц. Врач пользуется специальными приемами для выявления снижения или повышения тонуса мышц, для того чтобы правильно выбрать лечение.

Нарушения повышенного тонуса в различных группах приводит к запаздыванию появления новых двигательных навыков у ребенка.

При повышении мышечного тонуса в руках задерживается развитие хватательной способности рук. Это проявляется тем, что ребенок поздно берет игрушку и захватывает ее всей кистью, тонкие движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных тренировочных занятий с ребенком.

При повышении мышечного тонуса в нижних конечностях ребенок позднее встает на ножки, при этом опирается преимущественно на передние отделы стоп, как бы «стоит на цыпочках», в тяжелых случаях происходит перекрест нижних конечностей на уровне голеней, что препятствует формированию ходьбы.

. Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций

Этот синдром проявляется следующим образом: мраморность кожи, обусловленная характерным сосудистым рисунком на коже, нарушение терморегуляции со склонностью к беспричинному понижению или повышению температуры тела, желудочно-кишечные расстройства - срыгивание, реже рвота, склонность к запорам или к неустойчивому стулу, недостаточная прибавка в весе. Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальном синдромом и связаны с нарушением кровоснабжения задних отделов мозга, в которых расположены все главные центры вегетативной нервной системы, обеспечивающей руководство важнейшими жизнеобеспечивающими системами.

. Судорожный синдром

Склонность к судорожным реакциям в период новорожденности и в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в случаях распространения или развития болезненного процесса в коре головного мозга и имеют множество самых разных причин. Для выявления этого процесса требуется проведение инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), его кровообращения (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, нейросонография), биохимических исследований.

Судороги у ребенка могут проявляться по-разному: они могут быть генерализованными, захватывающими все тело, и локализованными - только в какой-то определенной группе мышц.

Судороги различны и по характеру:

тонические: непроизвольное напряжение мышц, без подергивания. (Ребенок как бы вытягивается и застывает на короткое время в определенной позе.)

клонические: непроизвольное подергивание мышц, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища, так что ребенок во время судорог может получить травму.

Существует множество вариантов проявлений судорог, которые выявляет врач-невропатолог по рассказу и описанию поведения ребенка внимательными родителями. Правильная постановка диагноза, то есть определение причины возникновения судорогу ребенка, чрезвычайно важна, так как от этого зависит своевременное назначение эффективного лечения.

Необходимо знать и понимать, что судороги у ребенка в период новорожденности, если на них вовремя не обратить серьезного внимания, могут стать началом эпилепсии в будущем.

.2 Синдромы при поражении нервной системы у новорожденных

Повреждения нервной системы у новорожденных могут возникать как внутриутробно (пренатально), так и во время родов (интранатально). Если вредные факторы действовали на ребенка на эмбриональной стадии внутриутробного развития, возникают тяжелые, часто несовместимые с жизнью пороки. Повреждающие влияния после 8 недель беременности уже не могут вызвать грубых уродств, но иногда проявляются небольшими отклонениями в формировании ребенка - стигмами дисэмбриогенеза.

Если же повреждающее воздействие было оказано на ребенка после 28 недель внутриутробного развития, то у ребенка никаких пороков не будет, но может возникнуть какое-либо заболевание у нормально сформированного ребенка. Очень трудно выделить воздействие вредного фактора раздельно в каждый из этих периодов. Поэтому чаще говорят о воздействии вредного фактора в целом в перинатальный период. А патология нервной системы этого периода называется перинатальное поражение центральной нервной системы.

Неблагоприятное влияние на ребенка могут оказать различные острые или хронические заболевания матери, работа на вредных химических производствах или работа, связанная с различными излучениями, а также вредные привычки родителей - курение, алкоголизм, наркомания.

На растущем в утробе матери ребенке могут неблагоприятно сказываться тяжелые токсикозы беременности, патология детского места - плаценты, проникновение инфекции в матку.

Основными причинами повреждения центральной нервной системы (ЦНС) наиболее часто являются - гипоксия, кислородное голодание различной природы и внутричерепная родовая травма, реже - внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, хромосомная патология.

Гипоксия занимает первое место среди причин повреждения ЦНС, в таких случаях наступает гипоксически-ишемическое поражение ЦНС у новорожденных.

Гипоксия плода и новорожденного - это сложный патологический процесс, при котором уменьшается или совсем прекращается доступ кислорода в организм ребенка (асфиксия). Асфиксия может быть однократной или повторяться, различной по продолжительности, в результате чего в организме накапливается углекислота и другие недоокисленные продукты обмена, повреждающие в первую очередь центральную нервную систему.

При кратковременной гипоксии в нервной системе плода и новорожденного возникают лишь небольшие нарушения мозгового кровообращения с развитием функциональных, обратимых расстройств. Длительно и неоднократно возникающие гипоксические состояния могут приводить к резким нарушениям мозгового кровообращения и даже к гибели нервных клеток.

Родовая травма

Стоит на втором месте причин повреждения ЦНС у плода и новорожденного.

Родовая травма - это повреждение новорожденного ребенка, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.

Среди разнообразия родовых травм в процессе рождения младенца наибольшую нагрузку испытывает шея ребенка, следствием чего являются различные повреждения шейного отдела позвоночника, особенно межпозвоночные суставы и место соединения первого шейного позвонка и затылочной кости (атланто-затылочное сочленение).

Могут быть сдвиги (дислокации), подвывихи и вывихи в суставах. При этом нарушается кровоток в важных артериях, снабжающих кровью спинной и головной мозг.

Функционирование мозга в значительной степени зависит от состояния мозгового кровоснабжения.

Часто первопричиной подобных травм является слабость родовой деятельности у женщины.

Травматические повреждения ЦНС во время родов наиболее часто возникают при несоответствии величины ребенка размерам таза матери, при неправильном положении плода, при родах в тазовом предлежании, когда рождаются недоношенные, маловесные дети и, наоборот, дети с большой массой тела, большими размерами, так как в этих случаях используются различные ручные родовспомогательные приемы.

Обсуждая причины травматических поражений ЦНС, отдельно следует остановиться на родах с использованием наложения акушерских щипцов. Дело в том, что даже при безукоризненном выполнении наложения на головку щипцов далее следует интенсивная тяга за голову, особенно при попытке помочь рождению плечиков и туловища. При этом вся та сила, с которой происходит вытягивание головки, передается туловищу через шею. Для шеи такая огромная нагрузка необычно велика, именно поэтому при извлечении младенца при помощи щипцов наряду с патологией головного мозга возникают повреждения шейного участка спинного мозга.

Особого внимания заслуживает вопрос о повреждениях ребенка, возникающих при операции кесарева сечения. Дело в том, что поперечный разрез при кесаревом сечении в нижнем сегменте матки теоретически должен бы соответствовать наибольшему диаметру головки и плечиков. Однако получаемая при таком разрезе длина окружности равна 24-26 см, тогда как окружность головки среднего ребенка - 34-35 см. Поэтому извлечение головы и особенно плечиков ребенка потягиванием за голову при недостаточном разрезе матки неизбежно приводит к травме шейного отдела позвоночника. Именно поэтому наиболее распространенной причиной родовых травм является сочетание гипоксии и повреждений шейного отдела позвоночника и находящегося в нем спинного мозга.

В таких случаях говорят о гипоксически-травматическом поражении ЦНС у новорожденных детей.

При родовой травме нередко возникают нарушения мозгового кровообращения вплоть до кровоизлияний. Чаще это мелкие внутримозговые кровоизлияния в полости желудочков мозга или внутричерепные кровоизлияния между мозговыми оболочками (эпидуральные, субдуральные, субарахноидальные). В этих ситуациях врач диагностирует гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС у новорожденных детей.

При рождении младенца с поражением ЦНС состояние может быть тяжелым. Это острый период болезни (до 1 месяца), затем следует ранний восстановительный (до 4 месяцев) и далее - поздний восстановительный.

1.3 Фазы развития патологического процесса при поражении нервной системы у детей 1го года жизни

Первая фаза - острый период болезни, продолжительностью до 1 месяца жизни, непосредственно связанный с гипоксией и нарушением кровообращения, клинически может проявляться в виде синдрома угнетения или синдрома возбуждения ЦНС.

Вторая фаза патологического процесса распространяется на 2-3-й месяцы жизни, происходит уменьшение выраженности неврологических расстройств: улучшается общее состояние, повышается двигательная активность, происходит нормализация мышечного тонуса, рефлексов. Улучшаются электроэнцефалографические показатели. Это объясняется тем, что пострадавший мозг не утрачивает способности к восстановлению, но продолжительность второй фазы невелика и вскоре (к 3-му месяцу жизни) может наступить нарастание спастических явлений. Фаза "неоправданных надежд на полное выздоровление" завершается (она может быть названа фазой ложной нормализации).

Третья фаза - фаза спастических явлений (3-6-й месяцы жизни) характеризуется преобладанием мышечной гипертонии (т.е. повышением мышечного тонуса). Ребенок запрокидывает голову, сгибает в локтях руки и приводит их к груди, ноги перекрещивает и при опоре ставит на носки, выражен тремор, нередки судорожные состояния и др. Смена клинических проявлений болезни может быть обусловлена тем, что в этом периоде идет процесс дегенерации (увеличивается число дистофически измененных нейронов). В то же время у многих детей с гипоксическим поражением нервной системы наметившийся прогресс во второй фазе болезни закрепляется, что обнаруживается в виде снижения неврологических расстройств.

Четвертая фаза (7-9 месяцы жизни) характеризуется разделением детей с перинатальным поражением нервной системы на две группы: детей с явными психоневрологическими расстройствами вплоть до тяжелых форм детского церебрального паралича (20%) и детей с нормализацией ранее наблюдавшихся изменений со стороны нервной системы (80%). Эта фаза условно может быть названа фазой завершения болезни.

.4 Клинические проявления при перинатальном поражении ЦНС

Перинатальный период - один из основополагающих этапов онтогенеза, то есть индивидуального развития организма, "события" которого влияют на возникновение и течение заболеваний нервной системы и внутренних органов у детей.

Современная классификация перинатальных поражений ЦНС основана на причинах и механизмах, приводящих к нарушениям в работе ЦНС у ребенка. Согласно этой классификации, выделяют четыре группы перинатальных поражений ЦНС:

гипоксические поражения ЦНС, при которых основным повреждающим фактором является недостаток кислорода,

травматические поражения, в этом случае ведущим повреждающим фактором является механическое повреждение тканей центральной нервной системы (головного и спинного мозга) в родах и в первые минуты и часы жизни ребенка,

дисметаболические и токсико-метаболические поражения, при этом основным повреждающим фактором являются нарушения обмена веществ в организме ребенка во внутриутробном периоде,

поражение ЦНС при инфекционных заболеваниях перинатального периода: основное повреждающее воздействие оказывает инфекционный агент (как правило, вирус).

Проявления перинатальных поражений ЦНС варьируют в зависимости от тяжести болезни:

При легкой форме вначале отмечается умеренное повышение или снижение мышечного тонуса и рефлексов, симптомы нерезкого угнетения обычно через 5-7 дней сменяются возбуждением с тремором (дрожанием) рук, подбородка, двигательным беспокойством.

При средней тяжести вначале чаще отмечается угнетение (более 7 дней) в виде мышечной гипотонии, ослаблении рефлексов. Иногда отмечаются судороги, нарушения чувствительности. Часто наблюдаются вегетативно-висцеральные нарушения, проявляющиеся дискинезиями желудочно-кишечного тракта в виде неустойчивого стула, срыгиваний, метеоризма, нарушением регуляции деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем (увеличенной или уменьшенной частотой сердечных сокращений, приглушенностью сердечных тонов, нарушением ритма дыхания и т.д.).

При тяжелой форме преобладают выраженное и длительное угнетение ЦНС, судороги, выраженные нарушения со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

Мама сама может заподозрить симптомы, которые будут свидетельствовать о поражении ЦНС :

частое беспокойство ребенка и вялость;

регулярные срыгивания <#"justify">№Ф.И.ОКудаГодСумма, руб.1Эльза Алимоваг. Евпатория 2009213 575 2Настя Андрееваг. Евпатория 2009117 812 3Егор Бабушкинг. Самара 200959 130 4Никита Велытякг. Евпатория 2009154 640 5Иван Данихног. Ганновер (Германия) 2009389 840 6Марьям Джалиеваг. Евпатория 2009166 166 7Полина Жуйковаг. Санкт-Петербург 201085 000 8Илья Желонкинг. Санкт Петербург 2008144 000 9Камила Ибрагимоваг. Евпатория2008131 845 10Лиза Карякинаг.Евпатория 2010240 210 11Елена Кибальниковаг.Евпатория 2009168 192 12Артем Литвинцевг. Йошкар -Ола 201043 00013Иван Лукиныхг. Евпатория 2008166 166 14Ярослав Максютаг. Евпатория 200946 200 15Наталья Мальцеваг. Самара 2009123 200 16Данил Мартыновг. Оренбург 2010166 166 17Никита Новиковг. Волгоград 201031 500 18Настя Пиляй г. Евпатория 2010154 640 19Аня Пимуткинаг. Евпатория 2009230 210 20Миша Похилг. Самара 2008 2009 201038 600 35 300 45 920 21Вика Умрихинаг. Йошкар-Ола 2009 201053 000 36 000 22Миша Хорошайлог. Йошкар -Ола 2009120 000

Мероприятия фонда:

детей получили поздравления с Новым годом и получили подарки от крупных торговых центров города.

Для 20 детей в рождественские каникулы был организован праздник, на котором были вручены подарки от детских магазинов.

В 2008 году в бюджете города (Сургут) благодаря стараниям городских депутатов впервые появилось целевое финансирование на лечение и реабилитацию детей ДЦП. При участии активистов из фонда на лечение было направлено 23 ребенка в г. Евпатория, 27 детей - в санаторий города Белокуриха.

мая была организована праздничная встреча детей с ветеранами Великой отечественной войны при поддержке ОАО «СИББИЗНЕСБАНК».

мая - совместно с УСО центр реабилитации «Добрый волшебник» был организован детский праздник.

Как помочь детям:

«Яндекс.Кошелек» № счета: 41001417262032 Теперь Вы можете использовать любой терминал оплаты для пополнения средств на счете «Яндекс.Кошелек»

Через банкоматы «СБ РФ» Сбербанк России.

Через терминалы оплаты «Global» Нажмите кнопку «Прочие сервисы» Нажмите кнопку с логотипом «Благо Дарю» Внесите добровольную сумму, нажмите «Оплатить»

Открытое акционерное общество Сибирский Банк развития бизнеса» ОАО «СИББИЗНЕСБАНК» р/сч. 40703810800000000077 БИК: 047144966 к/сч.: 30101810100000000966 Местонахождение банка: г. Сургут, ул. Маяковского, д.16/1. Тел., 52-08-20

По проведенной статистики данного фонда около 1,5 миллиона детей в России имеют такой диагноз как «Детский церебральный паралич» (ДЦП), ежедневно на свет появляются 900 новорожденных с признаками этого неизлечимого заболевания.

Статистика по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре подтверждает, что проблема возникновения ДЦП у детей в Югре так же важна. В 2008 году зарегистрировано детей до 14 лет - 1058, из них в течение года новорожденных - 88, на конец года из них осталось под наблюдением - 909, подростки (от 15 до 17 лет): на конец 2008 года - 231 ребенок.

Лечение и реабилитация таких детей требует больших затрат. Государство не в силах решить эту проблему самостоятельно, поэтому родители объединились для того, чтобы иметь возможность помогать своим детям.

В заключении к исследованию можно высказать пожелания, обращенные к фонду «Благо дарю», в первую очередь это касается разработки филиалов данной организации по всей стране, сегодня фонд занимает крепкую позицию в Сургуте, где и находится его главный офис. Не смотря на то, что выделить средства возможно со всех уголков России, создание фондов повсеместно даст уверенность людям реальной помощи, что их средства действительно будут задействованы в акции помощи нуждающимся детям.

Заключение

Исходя из проделанной работы, можно с уверенностью заявить, что данная тема курсовой работы наиболее актуальна в настоящий момент, так как превалирует тенденция к увеличению категории таких заболеваний как ДЦП, гидроцефалия, эпилепсия, менингит и других заболевания нервной системы, поражающих в первую очередь детей. Эта проблема касается не только уже родителей больных ребятишек, но и будущих мам и пап.

Важным является ранняя постановка диагноза и начала лечения, и главное, чтобы оно было правильным и эффективным, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь ребенка, его физическое, психические и социальное развитие.

Для постановки диагноза необходимо вывить симптоматику заболевания, выяснить жалобы, анамнез жизни и анамнез болезни. На первоначальном этапе именно семиотика играет большую роль в определении того или иного заболевания.

Необходимо также консультировать родителей о проявлении специфической симптоматики (общемозговых симптомов), которая будут указывать на поражение ЦНС, так обращения в больницу будет вовремя, что не даст будущих осложнений и перехода болезни в хроническую форму, и возможного летального исхода.

На основании вышеизложенного видно, что семиотика поражения нервной системы у детей очень важна на первичном этапе диагностики заболевания.

Итак, цель курсовой работы, а именно «Изучить семиотику поражения нервной системы и оценить её важность в диагностики заболеваний.» достигнута.

В ходе написания данной курсовой работы были выполнены поставленные задачи:

Найти и изучить необходимую литературу для написания курсовой работы;

Изучить основные синдромы при патологии ЦНС;

Рассмотреть синдромы при поражении нервной системы у новорожденных;

Разобрать клинические проявления при перинатальном поражении ЦНС;

Выявить фазы развития патологического процесса при поражении нервной системы у детей 1го года жизни;

Провести анализ отчета фонда помощи детям с заболеваниями ЦНС;

Похожие работы на - Семиотика поражения нервной системы у детей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!