Роль медицинской сестры в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного и школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
осанка ребенок медицинский
Нарушение осанки у детей дошкольного и школьного
возраста является одной из главных медико-социальных проблем, которая является
актуальной на сегодняшний день. Дошкольный и школьный возраст в развитии
ребенка являются периодам, когда закладывается фундамент его здоровья,
физического развития и культуры движений. В стадии активного роста у детей
могут появиться дефекты осанки, так как в этом возрасте идет активное
формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы функциональных
возможностей организма. Правильная осанка важна не только для красоты, но и для
здоровья т. к. неправильное положение костей приводит к смещению или сдавлению
внутренних органов, что нарушает их кровообращение и затрудняет работу. На сегодняшний
день дети любого возраста страдают сколиозом или сколиотической осанкой: от 7
до 9 лет - около 30%, 10-14 лет - болеет 40%, 15-17 лет - 33%.
Еще во времена гувернанток правильная осанка у
детей формировалась практически с пеленок. Целая группа нянечек и
воспитательниц строго следили за тем, чтобы ребенок не горбился, не уваливался
на обеденный стол с локтями и не сидел криво за столом. Что же мы видим теперь?
Исходя из данных статистики, примерно 70% россиян хотя бы раз в жизни
испытывали боль или другие проблемы со спиной, а треть - страдает заболеваниями
спины постоянно. Чтобы дети не столкнулись с подобным, укреплять детский
позвоночник и формировать детскую осанку у ребенка нужно с самого рождения, так
как скелет еще не успел полностью сформироваться, а нагрузка у ребенка
достаточно большая. Например, такая как работа, на уроках за школьной партой,
выполнение домашних заданий, к тому же сейчас дети огромное количество времени
проводят за компьютером и чаще всего не следят за своим положением, за осанкой.
Поэтому необходим постоянный контроль над развитием ребенка.
Цель исследования: определить роль медицинской
сестры в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного и школьного
возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности костной системы у
детей дошкольного и школьного возраста
. Рассмотреть часто встречающиеся
заболевания у детей дошкольного и школьного возраста проявляющиеся при
нарушениях осанки.
. Проанализировать принципы лечения и
профилактики нарушений осанки у детей дошкольного и школьного возраста.
. Изучить роль медицинской сестры в
профилактике нарушений осанки у детей школьного и дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И СТРОЕНИЯ КОСТНОЙ
СИСТЕМЫ
осанка ребенок медицинский
1.1 Понятийный аппарат
Болезнь Кальве - редко встречающееся заболевание
позвоночника, в основе которого лежит асептический некроз тела одного или двух
находящихся в позвоночном столбе позвонков.
Болезнь Кюммеля - травматическое асептическое
воспаление тела позвонка.
Болезнь Шейермана-Мау - это прогрессирующая
кифотическая деформация позвоночника, возникающая в период быстрого роста
ребенка.
Метафиз. - отдел трубчатой кости, прилегающий к
эпифизарной пластинке.
Эпифиз - небольшое образование, расположенное у
позвоночных под кожей головы или в глубине мозга.
Метод Финка - реклинация позвоночника путем
постоянного давления на его наиболее выступающую часть с помощью ватных
валиков, подкладываемых больному, длительно находящемуся в гипсовой кроватке.
Реклинация - метод насильственного исправления деформации
позвоночника воздействием силы, вызывающей его деформацию в противоположном
направлении.
Рефлексотерапия - это различные методы
(воздействие теплом, холодом, иглоукалыванием и т. д.), воздействия на
определённые точки, находящиеся на теле человека.
1.2
Особенности костной системы у детей
Позвоночник человека представляет собой длинный
изогнутый столб, состоящий из ряда лежащих друг на друге позвонков. Наиболее
типично следующее их количество: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5
крестцовых, 4 копчиковых. У ребенка число отдельных позвонков 33 или 34.
Общая особенность строения костной системы у
детей состоит в том, что она содержит больше хрящевой ткани вследствие чего
гибкость скелета выше, чем у взрослых также костная система у детей содержит
больше воды и меньше минералов. За счет этого кости детей более эластичные и
менее хрупкие, чем у их мам и пап. Эти особенности отличают кости ребенка от
костей взрослого. Рост костей у них происходит благодаря хорошему
кровоснабжению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит
за счет ростковой хрящевой ткани, которая находится между окостеневшим эпифизом
и метафизом. Рост костей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со
стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в
поперечнике.
В дошкольном возрасте кости мягкие, гибкие,
недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и
неблагоприятным воздействиям. В связи с более толстой надкостницей переломы у
детей часто бывают поднадкостными.
В школьном возрасте увеличивается содержание
кальция в костной ткани. Строение костной ткани только к 12 годам приближается
к строению ее у взрослых. Еще одной особенностью костной системы детей является
способность к быстрому заживлению любых повреждений. Но благодаря эластичности,
податливости костной системы у детей быстро формируются и различные
искривления, деформации.
1.3
Часто встречающиеся патологии костной системы у детей дошкольного и школьного
возраста
.3.1 Травмы новорожденных при рождении
Позвоночник и его связочный аппарат у
новорожденных более растяжим, чем спинной мозг, так как последний фиксирован
сверху продолговатым мозгом и корешками плечевого сплетения, а снизу - конским
хвостом. В связи с этим повреждения чаще всего обнаруживают в нижнем шейном и
верхнегрудном отделах, т. е. в местах наибольшей подвижности и прикрепления
спинного мозга. Необходимо помнить, что спинной мозг при родовой травме может
быть разорван, а позвоночник не поврежден, и при рентгенологическом
обследовании патология не обнаруживается.
Крайне редко наблюдаются повреждения
позвоночника - это могут быть переломы, смещения или отрывы эпифизов позвонков.
В дальнейшем происходит формирование фиброзных спаек между оболочками и спинным
мозгом, образование кистозных полостей.
Клинические проявления зависят от степени
тяжести травмы и уровня поражения. В тяжелых случаях наблюдается выраженная
картина спинального шока: вялость, адинамия, мышечная гипотония, арефлексия,
диафрагмальное дыхание, слабый крик, анус зияет, мочевой пузырь растянут,
ребенок напоминает больного с синдромом дыхательных расстройств. Резко выражен
рефлекс отдергивания: в ответ на единичный укол нога сгибается и разгибается
несколько раз во всех суставах, что является признаком поражения спинного
мозга. Могут наблюдаться чувствительные и тазовые расстройства.
.3.2 Плоскостопие
Плоскостопие - болезненное изменение стопы, при
которых уплощаются ее своды.
Стопа является дистальным сегментом нижней
конечности, при стоянии и ходьбе выполняет опорную или толчковую, рессорную,
балансировочную функцию. В обеспечении рессорной функции кроме стопы участвуют
суставы, подвздошно-крестцовые сочленения, позвоночник и межпозвонковые диски.
Снижение одной из названных структур повышает нагрузку на другие составные
части рессорной системы. Например, при выраженном плоскостопии у детей
увеличивается поясничный лордоз (лордотическая осанка), которой компенсаторно
сохраняет рессорную функцию позвоночника.
Причиной плоскостопия могут стать неправильно
подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. При
плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы. Она расплющивается,
отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице. Неокрепший
костный, мышечный и связочный аппарат, наследственная предрасположенность.
.3.3 Кифоз
Кифоз - искривление позвоночника выпуклостью
кзади.
Причины возникновения кифоза:
Постуральный кифоз, болезнь Шийерманн-Мау,
туберкулезный и рахитичный кифоз, компрессионный кифоз, генетический кифоз.
Причиной врожденного кифоза у детей является аномальное внутриутробное развитие
позвонков.
Проявления кифоза:
При болезнях Кальве и Шейермана - Мау в грудном
отделе возникают нефиксированный дугообразный кифоз. При болезни Кюммеля
наблюдается нерезко, выраженный дугообразный кифоз, чаще всего в грудном отделе
позвоночника. Рахитический кифоз определяется в младенческом возрасте, когда
ребенок начинает сидеть. Он бывает дугообразным, нефиксированным, полностью
исправляется в положении лежа.
Кифоз, чаще углообразный, образуются свищи. Для
клиники кифоза, вызванного первичными или метастатическими опухолями характерны
боли. Заболевание развивается в поздней стадии - при разрушении и сдавливании
тела позвонка, присоединяются неврологические симптомы.
Кифоз при значительной травматическом
сдавливании тела одного позвонка имеет углообразную форму. При переломе
нескольких позвонков может образовываться дугообразный кифоз.
1.3.4 Лордоз
Лордоз - врожденное или приобретенное
искривление позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенное выпуклостью
вперед.
Врожденный лордоз у детей и подростков
встречается очень редко. Различают физиологический и патологический лордоз.
Признаки физиологического лордоза можно выявить у всех детей в шейном и
поясничном отделах позвоночника. Физиологические изгибы позвоночника у малыша
развиваются на первом году жизни. Если же складываются неблагоприятные внешние
факторы, то изгибы в этих отделах позвоночника усиливаются, и физиологический
лордоз может превратиться в патологический.
Физиологические изгибы в разных отделах
позвоночника служат своего рода амортизаторами, беря на себя часть нагрузки,
испытываемой человеком во время движения, физических нагрузок и дискомфорта не
вызывают. При патологическом увеличении изгиба позвоночного столба ребенок
начинает жаловаться на боли в спине, но, к сожалению, родители далеко не всегда
уделяют таким жалобам должное внимание, считая их «несерьезными».
Наиболее распространенными причинами
возникновения лордоза являются:
Быстрый рост ребенка, избыточный вес. Кроме
того, заболевание может стать следствием: вывихов тазобедренных суставов, в том
числе врожденных вывихов, плоскостопия, травм, заболеваний костно-мышечной
системы.
1.3.5 Сколиоз
Сколиоз - боковое искривление позвоночника,
бывает врожденным и приобретенным, влечет за собой нарушение работы внутренних
органов.
Причинами сколиоза у детей может служить:
врожденные аномалии развития позвоночника,
наследственные особенности развития, последствия ожогов (грубые рубцы на теле,
способствующие смещению позвонков), врождённая асимметрия таза или ног,
заболевания суставов ног, нарушения обмена веществ в соединительной ткани
позвонков, нехватка витаминов (B, D, кальция), заболевания нервной системы,
болезни мышц.
Симптомы
Сколиоз у детей обычно
обнаруживается в 6-7 лет, т. е. в период первого скачка роста, при проведении
профилактического осмотра ребенка педиатром
<#"816852.files/image001.gif">