предварительная оценка бухгалтерской отчетности и налоговых
расчетов с точки зрения достоверности отдельных отчетных показателей, наличия сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможные нарушения налоговой дисциплины.
Целями камеральной проверки являются:
. контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;
. выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
. взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
. привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение правонарушений;
. подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Камеральная проверка включает в себя следующие операции:
. изучение налоговых деклараций и годовых лицевых счетов - проводится после представления годового или квартального баланса или через определенное время. В случае необходимости налогоплательщиком сообщается дополнительная информация.
. сравнение годовых балансов за несколько предыдущих лет (2-3) года - позволяет установить отношение себестоимости к выручке от реализации, коммерческих расходов к себестоимости реализованной продукции к выручке от реализации, рост прочих активов и т.п.
. анализ соотношения и оценок - способствует получению представления о динамике развития организации налогоплательщика. При этом колебания в динамике развития могут стать поводом для дальнейшего исследования.
. анализ баланса за ряд лет позволяет собрать необходимый материал для обнаружения возможных ошибок в расчете налогооблагаемого дохода.
Как одна из форм налогового контроля, камеральная проверка имеет свои методы проведения:
При использовании метода, основанного на расчетах, отбираются организации, которые заслуживают особого внимания со стороны налоговой инспекции.
Второй метод базируется на знаниях, опыте и инициативе налоговых инспекторов. Если они знают, что в определенном виде бизнеса процветает "теневая экономика", то они могут выбрать все организации этого вида деятельности для дальнейшего анализа с использованием расчетов, сравнений и соотношений с целью отбора тех, кто представляет наибольший интерес.
Третий метод подразумевает проверку каждой организации один раз в течение определенного периода времени. Основная идея этого метода заключается в том, что плательщики знают, что их периодическим проверяют, и потому не будут что-либо делать неправильно, по крайней мере, умышленно. Такую проверку можно с успехом использовать для "теневых" организаций и очень крупных предприятий.
Существуют также организационно-правовые методы налогового контроля, которые используются при проведении камеральных проверок. Под ними понимается совокупность взаимосвязанных процессуальных действий, которые направлены на получение необходимых данных и обеспечение доказательств по фактам налоговых правонарушений.
. Порядок оформления результатов камеральных проверок, принятие решений по ним, их дальнейшее использование
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки. В акте налоговой проверки указываются:
) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
) полное и сокращенное наименование, либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
) ФИО лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
) период, за который проведена проверка;
) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
) даты начала и окончания налоговой проверки;
) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии со статьей 101 НК РФ, материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц налогоплательщиков или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение.
Проект решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки готовится сотрудниками отдела камеральных проверок и проверяется на соответствие законодательству сотрудниками юридического отдела, и представляется на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) инспекции. Решение должно быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) инспекции не позднее чем через 75 дней со дня представления налогоплательщиком проверенной декларации. В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной проверки указываются:
документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;
наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину налогоплательщика за совершение налоговых правонарушений;
виды налоговых правонарушений;
размеры применяемых налоговых санкций со ссылкой на соответствующие статьи НК РФ.
Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля может быть принято руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции только на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа. Материалы, полученные в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, приобщаются к имеющимся материалам камеральной налоговой проверки.
Результаты таких мероприятий подлежат отражению в описательной части решения, принятого по их окончании. Отдел камеральных проверок не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения руководителем решения по результатам камеральной проверки направляет указанные решения в отдел ввода для отражения в лицевых счетах плательщика сумм налогов, пени и налоговых санкций. Копия решения передается в отдел, занимающийся взысканием задолженности по налогам, для подготовки требования об уплате доначисленных сумм и затем вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами вручить решение невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.В десятидневный срок со дня вынесения решения по результатам камеральной проверки налоговый орган направляет плательщику требование об уплате налога и пени, а также сумм налоговых санкций.
При установлении в ходе камеральной проверки в действиях плательщика состава административного правонарушения сотрудник отдела камеральных проверок составляет протокол об административном правонарушении. Производство по делу об административном правонарушении ведется в соответствии с КоАП РФ.
3. Совершенствование процедур камеральных проверок
Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды является приоритетной задачей налоговых органов. Контрольная работа занимает центральное место в деятельности налоговых инспекций, а специалисты контрольных отделов относятся к наиболее квалифицированным кадрам налоговиков.
В целях обеспечения выполнения своей главной задачи - контроля за соблюдением налогового законодательства - налоговые инспекции целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля.
Осуществляемая сегодня модернизация налоговых органов по своей сути является модернизацией порядка осуществления именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде, о необходимости которой так много сегодня говорят и пишут работники налоговых органов, служит в основном выполнению двуединой задачи. Во-первых, экономии рабочего времени работников налоговых органов, занятых вводом информации с бумажных носителей в свои информационные сети. Во-вторых, повышению эффективности именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде в едином формате позволит налоговым органам, создав соответствующие программные средства контроля, оперативно и, главное, практически безошибочно обнаруживать ошибки, допущенные налогоплательщиками при заполнении форм налоговой отчетности.
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур камеральных проверок:
системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок;
форм, приемов и методов камеральных проверок ;
использование системы оценки работы налоговых инспекторов.
Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля.
Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции.
Совершенствование процедур камеральных проверок должно проходить с учетом мер по справедливому и объективному отношению к налогоплательщикам, т.к. имеются пробелы в законодательстве о налогах и сборах и внутренних документах регламента, что ущемляют права налогоплательщиков.
Немного отходя от темы, будет важным отметить что, в общем, существует два пути решения СНКУ:
oпервый - совершенствование существующей СНКУ на базе технологии «самоначисления»;
oвторой - кардинальное изменение структуры СНКУ и методов функционирования системы и ее подсистем.
Но в конечном итоге по экспертным оценкам специалистов имеет место быть целесообразным одновременно использование этих путей: совершенствования СНКУ на базе традиционной технологии «самоначисления» и кардинального изменения методов функционирования СНКУ (применение разработанных современных методов общей теории систем (кибернетики), математического моделирования, информационно-интеллектуальных технологий и налоговедения).
Совершенствование камеральных налоговых проверок:
) задача автоматизации камеральных проверок понимается выявление отклонений множества контрольных соотношений, реализованных с помощью средств эксплуатируемого программного обеспечения и применяемых для контроля данных бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов налогоплательщиков.
) замены существующей технологии камеральных проверок принципиально новой компьютерной технологией, в основу которой составляет операция сравнения декларируемых показателей налоговых отчетов налогоплательщиков с соответствующими «эталонными» значениями, рассчитанными в нейросетевой модели (НСМ).
В заключении хотелось бы сказать, что никакое совершенствование форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.
Заключение
Контроль в налоговой деятельности - это метод руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства, одной из основных форм которого является камеральная проверка.
Значение данного вида проверок для всей системы налогового контроля велико. Во-первых, камеральная проверка является методом, реализующим предварительный контроль, и ее эффективное проведение позволяет выявить нарушения налогового законодательства еще на стадии планирования контрольных мероприятий. Во-вторых, по итогам камеральной проверки происходит отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок, а эта процедура очень важна. В-третьих, растет значение камерального анализа как методической основы контрольной работы.
Создание прочной финансовой основы существования государства и общества, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц.
Перечисляя доказательства того, какую немаловажную роль играет в системе налогового контроля камеральная проверка, нельзя забывать о необходимости совершенствования процесса ее проведения. Ведь эффективность всей системы зависит от состояния каждого из ее элементов. И лишь в случае положительных результатов работы всей налоговой системы будет достигнут баланс в бюджете и российская экономика сможет подняться на более высокий уровень. Следовательно, будет достигнута стабильность финансовой системы.
Список литературы
камеральный налоговый проверка
1.Налоговый кодекс Российской Федерации., Электронная юридическая база «Консультант+» с обновлением на 14.01.2013
2.Регламент проведения камеральных проверок в налоговых инспекциях от 11.02.2013 г.
.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 28 декабря 2012 г.
.Дадашев А.З., Любанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Книжный мир., 2010 г. 548 с.
.Доброхотова В.Б., Лобанов А.В., Налоговые проверки, МЦФЭР, М., 2009 г. 422 с.
.Е.В. Акчурина. Налоговая проверка и ее последствия. Москва, издательство «Экзамен», 2009 г. 325 с.
.Кваша Ю.Ф. Организация и методика налоговых проверок. Учебно-методический комплекс, М., 2011 г. 214 с.
.Налоговые проверки. Под редакцией В. В. Семенихина, 2010 г. 399 с.
.Н.Ермилова. Налоги и сборы РФ в 2006 г. Налоговый вестник №8, 2012г, 111 с.
. Провоторова Людмила Федоровна, Организация и методы проведения налоговых проверок, Электронное учебное пособие. с дополнением на 14.12.2012.
. Романова А.Н. Организация и методы налоговых проверок. Вузовский учебник, М., 2008 г. 469 с.
. Сашичев В. Камеральная налоговая проверка // "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, июль 2012 43 с.
. Ю. Г. Кувшинов Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2012 г. 204 с.