Особенности финансовой стратегии малого бизнеса
Содержание
Введение
Взаимосвязь
финансовой стратегии с общей стратегией предприятия
Суть, задачи
и функции финансовой стратегии малого бизнеса
Механизм
создания финансовой стратегии предприятия
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Финансовая стратегия предприятия является системой долгосрочных ориентиров и целей финансовой деятельности
компаний, которые определяются их финансовой политикой, при тщательном отборе
эффективных методов их достижения.
Актуальность темы реферата определена тезисом о том, что эффективность
деятельности фирмы в большой мере находится в тесной зависимости с её
финансовой стратегией. Предприятия, которые придают большого значения
финансовой стратегии, позиционируют себя гораздо конкурентоспособнее и
устойчивее остальных фирм.
Формирование финансовой стратегии является актуальным как для крупных,
так и для мелких коммерческих фирм, для
государственных предприятий, общественных организаций.
Выбор финансовой стратегии функционирования предприятия всегда актуален
ввиду необходимости принятия управленческих решений в условиях рынка. Тут
основная часть внимания уделяется верной оценке текущего состояния фирмы. В
данном направлении исследований приоритетом пользуется обоснованный и
осмысленный прогноз векторов развития фирмы, разработка определенных
рекомендаций для избежания всяческих ошибок, просчетов и констатирование
фактического положения вещей. В первую очередь, финансовую стратегию
деятельности предприятия необходимо определить, как некую рекомендацию касаемо
развития финансово-хозяйственного состояния в долгосрочном измерении,
основываясь на количественных характеристиках фактического экономического
состояния, как в отчетном, так и в последующих периодах.
Целью данного реферата выступает исследование существующего общепринятого
механизма формирования финансовой стратегии предприятия и его совершенствование
применительно к современным реалиям бизнес среды.
Опираясь на поставленные цели, в процессе поставлены следующие задачи:
• Изучение сути финансовой стратегии, а также методов ее
разработки;
• Изучение алгоритма оценки финансового состояния предприятия;
• Разработка рекомендаций по оптимизации финансовой стратегии
предприятия.
Взаимосвязь финансовой стратегии с общей стратегией
предприятия
Эффективность функционирования фирм в условиях рынка в значительной
степени обуславливается выбранной стратегией их развития. Однако определение
стратегических перспектив субъектами малого бизнеса в большей степени носит
интуитивный характер с ориентацией на текущую рыночную конъюнктуру, а не на
собственные долгосрочные экономические интересы. При этом планирование
затрагивает в основном производственную сферу и осуществляется эпизодически по
мере необходимости ликвидации возникающих внутренних и внешних проблем. Анализ
и разработка финансовых планов предпринимателями, как правило, не практикуется
из-за их сложности и трудоемкости.
В то же время, как стратегическое, так и финансовое планирование дает
возможность произвести оптимизацию финансовых результатов деятельности фирмы,
повысив её финансовую устойчивость и ликвидность, а также эффективного
управления денежными потоками, капиталом и инвестициями (рис. 1).
Специфика формирования и реализации финансовой стратегии малого бизнеса
обуславливается некоторыми как организационно-правовыми, так экономическими
особенностями.
Установленный законодательно лимит числа наемных работников малых форм
бизнеса оказывает довольно-таки существенное влияние на их производственную,
маркетинговую, ценовую, инвестиционную, налоговую, дивидендную и др. виды
политики.
С одной стороны, незначительные объемы производства дают возможность
оптимизировать систему менеджмента в малом бизнесе, что позволяет сократить
административные затраты, а также быть более маневременными в адаптации по
отношению к изменениям рыночной конъюнктуры. Не стоит также недооценивать
возможность государственной поддержки для некоторых отраслей малого бизнеса.
Малое предпринимательство неизбежно сталкивается с различными проблемами
технологического, финансово-кредитного, кадрового характера, а также с жесткой
конкурентной борьбой со стороны остальных субъектов предпринимательства как
среднего, так и крупного бизнеса. Ему, как сфере деятельности, присущи низкая
ликвидность и доходности, а из этого вытекает и довольно высокая степень риска.
Часто цель существования небольшой фирмы тесно связывается с целями его
собственников, у которых личностно-мотивационные составляющие (личное благосостояние) могут возвышаться над финансовыми (капитализация, внедрение инноваций
и т.д.).
Эффективная деятельность фирмы в условиях рынка подразумевает не только
четкое определение целей и способов их достижения, но также оценку вероятности
успеха, а также угроз, которые непременно могут случаться в ходе её развития.
Исходя из этого, менеджмент компании должен четко ставить как текущие,
оперативные, так и перспективные задачи фирмы, другими словами, ему необходимо
разработать комплексную концепцию развития своей компании, а также его
позиционирование на рынке в будущем, учитывая влияние внешнего окружения.
Стратегия предприятия, в том числе и сферы малого бизнеса, непременно
обязана придавать значения логически обоснованным долгосрочным целям и задачам
данной фирмы, а также направления вложения инвестиций, которые призваны
обеспечить реализацию данных целей.
Подытоживая вышесказанное: стратегией организации является генеральная
линия развития фирмы, которая определяет главнейшие приоритеты стратегических
задач, способы привлечения и распределения ресурсов, последовательность шагов
по достижению стратегических целей и в наибольшей мере отвечает сложившейся
ситуации как во внутренней, так и во внешней среде. Основная задача стратегии
заключается в том, чтобы выполнив определенный алгоритм действий,
трансформировать настоящее состояние фирмы в желаемое для руководства и
акционеров будущее состояние [1, с. 236].
Необходимость выделения финансовой составляющей из общего плана в
процессе создании общей стратегии компании, по его мнению, детерминируется:
диверсификацией сфер деятельности крупных компаний в плане охвата ими
различных рынков, в том числе и финансовых;
необходимостью постоянного поиска источников финансирования как
стратегических проектов;
присутствием общей для всех корпораций конечной цели при выборе таких
стратегических ориентиров, как максимизация эффекта от финансовой деятельности;
динамичным развитием как международных, так и внутренних (национальных)
финансовых рынков как функционального "поля" привлечения финансовых
ресурсов, а также прибыльного размещения капитала.
Рис. 1 - Функциональные стратегии предприятия
Финансовая стратегия является одним из основополагающих видов
функциональной стратегии предприятия, которая обеспечивает все главнейшие
направления развития его финансовой деятельности, а также финансовых отношений
посредством разработки финансовых целей на долгосрочную перспективу, выбора
оптимальных путей их достижения, текущей корректировки направлений формирования
и использования финансовых ресурсов в случае изменении "правил игры"
во внешней среде.
Иными словами, это комплекс мероприятий, направленных на достижение
перспективных финансовых целей. [2, с. 36]
Финансовую стратегия разрабатывают в соответствии с глобальными задачами
социально-экономической стратегии организации. В процессе ее разработки прогнозируются
основные тенденции развития финансов, формируется концепция использования,
намечаются принципы финансовых отношений с государством (налоговая политика) и
партнерами. [3]
Можно выделить пять ключевых моментов, относящихся к финансовой
стратегии: цель - эффективное развитие компании; время - долгосрочные
ориентиры; направление - финансовая деятельность; механизм - финансирование;
условия - внутренняя и внешняя среда. [4]
Разработка стратегии развития предприятия дает возможность обеспечить
наиболее эффективное распределение, а также использование всех имеющихся в
наличии ресурсов: как материальных, так и финансовых, и на этой основе
достигнуть устойчивого положения предприятия в конкурентной среде рынка.
Финансовая стратегия, выступая неотъемлемой частью генеральной стратегии
экономического развития фирмы, носит касаемо к ней производный характер и,
соответственно, нуждается в согласовании с ее целями и направлениями. Помимо
того, финансовая стратегия сама по себе производит весомое влияние на формирование
единой стратегии экономического развития компании [5].
Данный факт связан с тем, что основной целью общей стратегии предприятия
выступает поддержание высоких темпов экономического развития и высокой
конкурентной позиции. Если, к примеру, основные тренды развития товарного и
финансового рынков не совпадают, то может произойти такая ситуация, когда цели
общей стратегии развития предприятия не могут быть реализованы в связи с
некоторыми финансовыми ограничениями. В данной ситуации финансовая стратегия вносит
некоторые поправки в генеральную стратегию развития предприятия. (Табл. 1):
Таблица 1 - Финансовые и стратегические цели организации
Финансовые цели
|
Стратегические цели
|
Рост прибыли
|
Увеличение доли рынка
|
Рост размера дивидендов
|
Улучшение качества товаров
|
Максимизация доходов на
инвестированный капитал
|
Минимизация издержек в
сравнении с конкурентами
|
Повышение кредитного
рейтинга
|
Расширение товарного
ассортимента
|
Рост денежных потоков
|
Укрепление реноме перед
потребителями
|
Повышение курса акций
|
Повышение качества
обслуживания
|
Оптимизация структуры
пассива баланса
|
Внедрение инноваций
|
|
Укрепление конкурентных
позиций на международном рынке
|
Финансовая стратегия включает в себя теоретические и практические
вопросы, а также аспекты формирования финансов, их планирования и обеспечения.
Финансовая стратегия фирмы решает задачи на поддержание финансовой устойчивости
компании в условиях рынка.
Принято различать генеральную и оперативную финансовые стратегии, а также
стратегию выполнения отдельных стратегических задач.
Генеральной финансовой стратегией принято называть финансовую стратегию,
которая определяет основу деятельности компании. К примеру, взаимоотношения с
бюджетом, создание и использование дохода предприятия, обоснование потребности
в финансовых ресурсах и источниках их формирования на год.
Оперативной финансовой стратегией называют стратегию текущего
маневрирования финансовыми ресурсами, другими словами, стратегию контроля за
расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно
актуально в современных условиях экономической нестабильности [5].
Оперативная финансовая стратегия разрабатывается на квартал или месяц и
охватывает:
- валовую прибыль и другие поступления средств: расчеты с покупателями,
доходы с кредитных операций, доходы по ценным бумагам;
- валовые расходы. Это, к примеру: выполнение обязательств
перед поставщиками, выплата заработной платы, погашение обязательств перед
бюджетом, обслуживание долга.
Данный подход дает возможность предусматривать все будущие обороты по
денежным поступлениям и расходам. Вполне нормальным положением можно считать
равенство расходов и доходов, либо же небольшое превышение доходов над
расходами.
Оперативную финансовую стратегию разрабатывают в контексте вышеупомянутой
генеральной финансовой стратегии, детализируя ее на определенном отрезке
времени.
В то же время, следующая рассматриваемая стратегия - стратегия достижения
частных целей состоит в эффективном и прагматичном осуществлении финансовых
операций, которые направлены на поддержку и реализацию основной (главной)
стратегической цели [6].
Основной (главной) стратегической целью финансовой деятельности субъекта
хозяйствования выступает снабжение фирмы в достаточной мере необходимыми
финансовыми ресурсами.
1) формирования необходимых финансовых ресурсов, а также
централизованного стратегического руководства последними;
) выявления ключевых векторов деятельности и концентрирование усилий на
их реализации, гибкость в использовании резервов со стороны финансового
менеджмента предприятия;
) расставление приоритетов и постепенное достижение задач;
) корреляции финансовых действий и экономического состояния предприятия;
) объективного учета финансово-экономической ситуации, а также реального
финансового положения предприятия в отчетном периоде (месяц, квартал или год и
т.д.);
) подготовки и создания стратегических резервов фирмы;
) учета финансовых и экономических возможностей предприятия и его конкурентных
преимуществ;
) определения основных угроз со стороны конкурентов, концентрации усилий
на их устранении, а также умелого выбора направлений финансовых действий;
) гибкости маневрирования в конкурентной борьбе.
В контексте главной стратегической цели, соответствия требованиям рынка и
возможностями предприятия разрабатывается генеральная финансовая стратегия
предприятия, в которой определяются и распределяются задачи относительно
формирования финансов, как по исполнителям, так и направлениям деятельности
[6].
Суть, задачи и функции финансовой стратегии малого бизнеса
Финансовая стратегия разрабатывается, учитывая основные факторы риска,
присущие какому-либо виду бизнеса - к примеру, риск неплатежей, инфляция,
различные форс-мажорные обстоятельства.
Следовательно, финансовой стратегии необходимо всецело соответствовать
производственным задачам, а также быть гибкой - способной изменяться и
корректироваться [2].
Финансовая стратегия, которая нацелена на достижение полной
самоокупаемости и финансовой независимости предприятия, строится на
определенных принципах организации, включая в себя следующие пункты:
- необходимость осуществления как текущего, так и перспективного финансовое
планирования, на перспективу определяющего все денежные потоки фирмы, а также
основные их направления;
- централизация финансовых ресурсов, которая обеспечивает
гибкость финансовых ресурсов, их концентрацию на главнейших направлениях
экономической деятельности фирмы;
- создание финансовых резервов, целью которых - обеспечить устойчивость
работы предприятия в условиях вероятных колебаний конъюнктуры рынка;
- безотносительное выполнение финансовых обязательств перед
контрагентами;
- разработка учетной, финансовой, а также амортизационной
политики фирмы;
- организация и ведение финансового учета предприятия и
направлений деятельности, на основе действующих национальных и международных
стандартов;
- составление финансовой отчетности, как по фирме в целом, так
и по сегментам деятельности в контексте соответствия с действующими нормами и
стандартами;
- финансовый анализ функционирования фирмы и её сегментов;
- финансовый контроль деятельности предприятия и всех его
сегментов.
Как уже вскользь упоминалось ранее, финансовой стратегией называется
генеральный план действий фирмы. Он охватывает формирование финансовых потоков,
а также их планирование с целью обеспечения финансовой стабильности фирмы. Он
включает в себя следующие пункты:
- планирование, учет, анализ и контроль финансового состояния компании;
- оптимизацию активов;
- распределение финансовых результатов деятельности.
Отправной точкой определения временного интервала для формирования
финансовой стратегии субъекта хозяйствования малого бизнеса выступает
прогнозируемость развития экономики страны и мира, а также конъюнктуры тех сегментов
финансового рынка, с которыми тесно связана предстоящая деятельность. В
нынешних условиях нестабильности развития экономики данный период просто
нелогично делать чересчур продолжительным, поэтому он в среднем должен
определяться в рамках 3 лет для прогнозирования и построения финансовой
стратегии.
Также одними из условий для определения периода формирования финансовой
стратегии являются отраслевая принадлежность фирмы, её размер, стадия
жизненного цикла товара и т. п.
Неотъемлемой частью финансовой стратегии малого бизнеса выступает также
разработка внутренних нормативов, при помощи которых определяются, к примеру,
направления для распределения полученной прибыли. К тому же данный подход
успешно зарекомендовал себя в практике хозяйственной деятельности зарубежных
компаний.
Подытоживая вышесказанное, напрашивается вывод о том, что успех
финансовой стратегии фирмы гарантирован при условии выполнении таких условий:
1) нахождения равновесия между теорией и практикой финансовой стратегии;
2) при соответствии финансовых стратегических целей малого бизнеса его
реальным финансовым и экономическим возможностям посредством жесткой
централизации финансового и стратегического менеджмента а также обеспечения
гибкости его методов в контексте финансово-экономической ситуации [7].
Основные объекты финансовой стратегии компании включают в себя:
· активы предприятия, которые делятся на внеоборотные и оборотные;
· пассивы, которые включают в себя собственный и заемный
капитал;
· система управления финансовыми рисками;
· финансовая деятельность предприятия, которая берет себе за
основу эффективную финансовую структуру фирмы;
· систему налогового менеджмента, которая является
самостоятельным объектом финансового управления;
· финансовые отношения, которые возникают между различными
субъектами в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Выдающийся финансист современности И.А. Бланк следующим образом
формулирует роль финансовой стратегии организации, которая выражается через ее
функции, представленные как [7]:
. Создание эффективного механизма осуществления долгосрочных общих и
финансовых целей будущего социально-экономического развития как фирмы в целом,
так и входящих в её состав структурных единиц.
. Реальная оценка финансовых возможностей организации и максимальное
использование её внутреннего финансового потенциала, а также возможность
наиболее гибкого использования финансовых ресурсов.
. Обеспечение возможности быстрого вложений капитала в инновации, необходимость осуществления которых
неизбежно возникает вследствие динамических изменений факторов внешней среды а
также усиления конкенции.
. Учитывание всевозможных сценариев развития неконтролируемых фирмой
внешних факторов, а также сведение к минимуму их негативных последствий.
. Закрепление сравнительных конкурентных преимуществ фирмы в её
финансовой деятельности.
. Реализация соответствующего новым реалиям менталитета финансового
поведения в контексте принятия наиболее важных для организации
финансово-стратегических решений.
. Формирование значения основных критериев оценок выбора основных
финансово-управленческих решений.
. Базисная предпосылка стратегических изменений общей организационной
структуры управления, а также организационной культуры фирмы.
Задачи финансовой стратегии малого бизнеса охватывают [6]:
1) исследование специфики, а также закономерностей формирования финансов
в условиях рынка;
) разработка и подготовка всевозможных сценариев мобилизации финансовых
ресурсов фирмы, а также соответствующих действий финансового менеджмента в
возможной ситуации неустойчивого или кризисного финансового состояния;
) определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и потребителями,
бюджетной системой, финансовыми учреждениями;
) выявление резервов привлечения ресурсов фирмы в целях оптимального
использования производственных мощностей, основных и оборотных средств;
) обеспечение фирмы необходимыми для производственно-хозяйственной
деятельности финансовыми ресурсами;
) обеспечение наиболее эффективного инвестирования временно свободных
денежных средств предприятия в целях максимизации прибыли;
) определение способов реализации эффективной финансовой стратегии, а
также стратегического использования финансовых возможностей, новых видов
товара, а также всесторонняя подготовка и повышение квалификации персонала
фирмы;
) изучение финансово-стратегических взглядов возможных конкурентов, их
финансово-экономических возможностей, разработка и реализация мер обеспечения
финансовой устойчивости фирмы;
) разработка методов подготовки выхода из возможной кризисной ситуации;
) разработка методов менеджмента персонала фирмы в условиях неустойчивого
или кризисного состояния.
При разработке финансовой стратегии малого бизнеса трудно переоценить
следующие важнейшие аспекты:
- выявление денежных доходов;
- мобилизацию внутренних резервов;
- минимизацию затрат на себестоимость продукции;
- оптимальное использование и распределение прибыли;
- определение потребности в оборотных средствах;
- рациональное использование основного капитала фирмы.
Механизм
создания финансовой стратегии предприятия
Финансовая стратегия, исследуя объективные экономические закономерности
рыночных отношений, охватывает все формы финансовой деятельности предприятия, а
именно:
оптимизацию активов;
формирование и распределение прибыли;
денежные расчеты и инвестиционную политику;
Схема разработки финансовой стратегии предприятия представлена на рис. 2:
финансовый стратегия актив инвестиционный
Рис. 2 - Разработка финансовой стратегии предприятия
Перед разработкой финансовой стратегии фирмы непременно проводится анализ
финансового состояния, в основе которого лежат логические методы анализа и
синтеза, а также разработка комплекса мер по улучшению финансового состояния
фирмы. Данной деятельностью в компаниях
обычно занимаются финансовые менеджеры.
Оптимизация активов предусматривает то факт, что финансовые менеджеры
стремятся выбрать оптимальный вариант использования имеющихся в наличии фондов,
к примеру: на приобретение основных фондов, увеличение текущих активов, либо же
сокращение пассива, либо же на погашение обязательств перед собственниками. При
принятии управленческого решения нужно сравнивать стоимость нового капитала с
прибавочной стоимостью или же с положительным эффектом от сокращения издержек,
к которому приведет его использование [1].
Распределение чистой прибыли может реализовываться путем создания
специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервного фонда,
либо же непосредственным её распределением по отдельным направлениям. В первом
случае предприятие должно составить сметы расходования фондов потребления и
накопления, как дополнение к финансовому плану. Во втором же случае
распределение прибыли должно отражаться непосредственно в финансовом плане.
Налоговый менеджмент подразумевает комплекс действий, объединенных в
систему, направленных на максимальный учет возможностей оптимизации и
минимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического планирования
организации.
Политика в области ценных бумаг дает начало основным направлениям
фондового инвестирования. Совокупность вложений предприятий в инструменты
фондового рынка образует портфель ценных бумаг или, другими словами,
инвестиционный портфель.
Внешнеэкономическая деятельность фирмы является одной из сфер
экономической деятельности предприятия, которая непосредственно связана с
выходом товаров и услуг на внешние рынки.
Задачей финансовой службы предприятия выступает оптимизация безналичных
расчетов, которая влияет на выбор форм расчетов в контексте задач ускорения
обработки платежей, уменьшения нежелательной задолженности, воздействия на
поставщиков при нарушении условий контрактов.
Конкретные возможности ценообразования в значительной мере предопределяют
финансовую политику предприятия. Цена выступает объектом так называемой
"энергичной конкуренции", результаты которой во многом предопределяют
и финансовые итоги [2].
Формирование и реализация финансовой стратегии как основы финансового
планирования субъекта хозяйствования малого бизнеса базируется на использовании
таких инструментов, как:
- финансовое управление (финансовый анализ, бюджетирование,
финансовый контроль);
- рынок финансовых услуг (факторинг, страхование, лизинг).
Финансовая стратегия включает в себя инструменты и методы формирования
финансовых ресурсов, также их планирование с целью обеспечения финансовой
стойкости предприятия. Исчерпывающе учитывая финансовые возможности фирм, а
также объективно оценивая характер внешних и внутренних факторов, финансовая
стратегия дает возможность соответствовать финансово-экономических возможностям
фирмы к объективно сложившимся на рынке условиям. Финансовая стратегия также
включает в себя определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор
оптимальных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны выступать
как производные от генеральной стратегии экономического развития и направляться
на максимизацию прибыли и рыночной стоимости фирмы.
В процессе разработки финансовой стратегии малого бизнеса особое внимание
определяется конкурентоспособности продукции, мобилизации внутренних ресурсов,
максимальному снижению себестоимости продукции, формированию и распределению
финансовых результатов, эффективному использованию капитала и т. д. [8, с. 35].
Заключение
Финансовая стратегия малого бизнеса является одним из важнейших
составляющих функциональной стратегии фирмы, которая обеспечивает все основные
направления развития её финансовой деятельности и финансовых отношений
посредством формирования долгосрочных финансовых целей, оптимальных путей их
достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования
финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды. Иными словами, это она
выступает как целый комплекс мероприятий, направленных на достижение
перспективных финансовых целей.
Можно выделить пять ключевых моментов, относящихся к финансовой
стратегии:
. цель - эффективное развитие компании;
. время - долгосрочные ориентиры;
. направление - финансовая деятельность;
. механизм - финансирование;
. условия - внутренняя и внешняя среда.
При разработке финансовой стратегии малого бизнеса необходимо обращать
внимание на следующие его особенности:
преимущественно специализированное производство при учете возможностей
его диверсификации;
универсализация ресурсной базы предприятия;
пассивный маркетинг, который направлен преимущественно на оптимизацию
сбытовой политики;
использование интенсивных методов организации производства и кооперации,
в том числе франчайзинга, для увеличения объемов бизнеса и максимизации
финансовых результатов;
пассивная политика ценообразования, которая основана на рациональном
управлении издержками предприятия;
возможность применения элементов налогового менеджмента на предприятии;
ограниченность привлечения внешних долевых и долговых инвестиций для
развития бизнеса;
оптимизация размера инвестиционных ресурсов за счет применения механизма
арендных и лизинговых отношений;
высокая степень риска банкротства и ликвидации предприятия, довольно
короткий их жизненный цикл.
Список использованных источников
финансовый стратегия актив инвестиционный
1. Финансовая
стратегия компании: путь к финансовому успеху и стабильности. [Электронный
ресурс] Инициативы XXI века. Электронные данные. - 2009. - № 2-2009. Режим
доступа: http://www.ini21.ru/?id=324
. Экономическая
стратегия фирмы: Учеб. пособие/ Под ред. А.П. Градова. 3-е изд., испр. - СПб.:
Спец-Лит, 2012. - 414 с.
. Морозов
Т.Г., Пикулькин А.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 318с.
. Журнал
"Финансовый директор" №11, 2005
. Учебное
пособие под редакцией д.э.н. проф. Чернышева М.А. [Электронный ресурс]. -
Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.management61.ru/formulstrateg.html
. Методические
указания по дипломному проектированию, 2007
. Мочалова
Л.А., Князева О.М.. Модель финансовых стратегий строительных предприятий.
[Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:
http://www.asau.ru/doc/nauka/vestnik/2009/4/Economy_Mochalova.pdf
. Загорский
А.Л. Финансовая стратегия интегрированных бизнес-групп. Монография. - С.-Пб.:
"Издательство НПК "РОСТ", 2005. - 356 с.