коммутантное, предполагающее приспособление к условиям спроса определенного сегмента рынка, не занятого «виолентами» или «патиентами», освоение новых видов услуг, новых продуктов и технологий после их появления, имитация новинок и продвижение их к широким слоям потребителей.
Таблица 1 - Типы конкурентного поведения
Тип поведенияХарактеристика типаОсобенностиЭксплерентное (explorative) Девиз: «Лучше и дешевле, если получится»Среднее или мелкое предприятие выходит на рынок с принципиально новым продуктом, образуя впоследствии новую отрасльОтличаются целеустремленностью, высоким профессиональным уровнем сотрудников и лидера, большими расходами на НИОКР, результатами которых являются качественно новые продукты и новые технологии.Виолентное (violent) Девиз: «Дешево, но прилично»Крупные компании, осуществляющие массовое производство и работающие на рынке со своей или приобретенной новой продукцией, опережают конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. Им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение.Фирмы обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и дочерних предприятий, полнотой ассортимента. Их отличает большие затраты на НИОКР, производство, маркетинг и сбытовые сети. Продукция высокого качества благодаря высокому уровню стандартизации, унификации. Многие виоленты представляют собой ТНК, создают олигополистический рынок.Патиентное (patient) Девиз: «Дорого, зато хорошо»Предприятия осуществляют выпуск новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками и приспособлен-ной к узким сегментам широкого рынкаПри специализированном производстве запас конкурентоспособности товара обеспечивается потребительской ценностью товара и полному соответствию ожиданиям потребителей. Занятая узкая ниша должна отличаться устойчивостью и обособленностью, что достигается за счет уникального технологического опыта, особой сбытовой сети, исторического престижа товарного знака.Коммутантное (commute) Девиз: «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно ваши проблемы»Мелкие фирмы осуществляют распространение новшеств, созданных другими инновационными организациями, приспосабливая их к требованиям местного рынкаУдовлетворяя локальные потребности местных рынков или даже индивидуальный спрос, «связывают экономику на всем пространстве», что способствует распространению изменений, их диффузии за счет имитационной деятельности и предоставления новых видов услуг, созданных на базе новых технологий.
1.3 Основные виды и методы конкуренции
Выделяют три вида конкуренции: функциональная, видовая и предметная. Остановимся подробнее на их характеристиках.
Возникновение функциональной конкуренции обусловлено тем, что, в принципе, любую потребность можно удовлетворить различными способами. И, как следствие, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Например, разновидности напитков в продуктовом магазине.
Видовая конкуренция представляет собой ситуацию, когда имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся каким-то важным параметром. Например, легковые автомобили одного класса, но с двигателями разной мощности.
Предметная конкуренция состоит в том, что компании выпускают идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда носит название межфирменной.
В экономической литературе обычно происходит разделение конкуренции по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества.
Ценовая конкуренция характеризуется тем, что однородные товары предлагаются на рынке по различным ценам. За счет снижения цены продавец старался привлечь внимание к своему товару, для того чтобы занять как можно большую долю рынка. В ситуации, когда рынки монополизированы либо разделены между собой незначительным количеством крупных компаний, захвативших ключевые позиции, производители всячески стараются удержать цены постоянными для того, чтобы за счет снижения себестоимости и расходов на маркетинг обеспечить максимизацию прибыли. Если рынок монополизирован, то эластичности по цене не наблюдается. При попытке компании снизить цену конкуренты реагируют точно так же, и позиции фирм на рынке не претерпевают изменений. Однако происходит снижение нормы прибыли, финансовое состояние фирм, как правило, ухудшается, а это в свою очередь приводит к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов. В итоге спад производства усиливается, а вместо предполагаемых побед и вытеснения конкурентов наступает разорение и банкротство. Ценовая конкуренция применяется в основном фирмами-аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы широко используются для проникновения на рынки с новыми товарами, так как порой именно низкая цена способна привлечь покупателя.
Неценовая конкуренция делает ставку на более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», модернизированный дизайн. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг. Это, как правило, обучение персонала, зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, презентации и рекламные акции. В последнее время большое внимание уделяется проблемам качества производимой продукции и использованию новых технологий при ее производстве. Вследствие этого акцент делается на меньшее энергопотребление, предотвращение загрязнения природы. Также в последние годы сильно возросла роль рекламы, с помощью которой компании не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своей продукции и услуг, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике. Существуют и незаконные методы неценовой конкуренции. К ним относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, обладающих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству и обычно на 50% дешевле, закупка образцов с целью их копирования. Последствиями конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
1.4 Стратегии конкуренции
Выделяют три стратегии, характерные для производства, которые приводят к получению прибыли.
- Предприятие (одно или с несколькими конкурентами) может завоевать рынок путем сбыта большого количества изделий за счет достижения минимальных расходов по производству и продажи по низким ценам.
- Товар и организация отличаются от других конкурентов особыми свойствами, за которые покупатели готовы платить. Это может быть и лучший внешний вид, более совершенное функционирование, улучшенный сервис и т.д.
- Для малых и средних предприятий в качестве альтернативной стратегии рекомендуется селективная обработка рынка с достижением лидерства по ценам в отдельных рыночных малых сегментах рынка или предложением средств решения проблем в таких нишах. Это означает, что организация использует свою способность предлагать решения проблем, возникающих у специфических групп потребителей.
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА КАРПИНСКА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИЙ-КОНКУРЕНТОВ «ЛИНИЯ ТОКА» И «СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР»
.1 Краткая характеристика и цели компаний-конкурентов "Линия тока" и "Северный ветер
Карпинск - это небольшой город расположенный в Свердловской области, с населением 28000 человек. На территории города, активно строится недвижимость: жилые дома, детские сады, торговые центры. Открываются новые рабочие места, повышается платёжеспособность населения и как следствие повышается уровень потребностей. У людей появляется возможность удовлетворять свои потребности в покупке новой, современной бытовой техники и электроники. На рынке города присутствуют две конкурирующие компании, занимающихся розничной продажей бытовой техники и электроники.
Компания «Линия Тока» является юридическим лицом, имеет расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарным знаком - первые магазины компании «Линия Тока» открылись в 2005 году, но уже сейчас, считаются лидерами на ранке бытовой техники и электроники в Карпинске, отличаются ярко выраженным фирменным стилем.
Компания «Северный Ветер» является юридическим лицом, имеет расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарным знаком- была основана в 1996 году, главное отличие от конкурент - наличие интернет-магазина, который позволяет выбрать и произвести покупку товара, не выходя из дома.
комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);
производственная деятельность (выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента, адекватных спросу на рынке);
коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирования сбыта производственной продукции, услуг, действенная реклама);
экономическая деятельность предприятия все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.
социальная деятельность (поддержание на надлежащим уровне условий труда и жизни трудового коллектива).
2.2 Анализ рынка розничной продажи бытовой техники и электроники в г. Карпинске на примере компаний конкурентов «Линия тока» и «Северный ветер»
Было проведено исследование, цель которого - определить типы конкурентного поведения, положительные и отрицательные стороны, двух конкурирующих компаний, занимающихся розничной продажей бытовой техники и электроники. Автор исследовал рынок по следующим признакам: местоположение, фирменный стиль, кадровая структура, акции, скидки и дисконтные карты, ценообразование, реклама, интернет-магазин.
2.2.1 Местоположение и фирменный стиль
Как известно, местоположение магазина - это важнейший фактор, который существенно влияет на прибыль компании.
Компания «Линия тока», расположена на главной улице города, вблизи с центральной площадью. Это преимущество, позволяет привлечь максимальное количество покупателей за счёт большого потока людей.
Компания «Северный Ветер», расположена в отдалённости от центра, что существенно влияет на количество потенциальных покупателей.
По статистике, людям проще осуществить покупку в магазине находящемся рядом с центром, чем ехать на окраину города.
Одним из главных преимуществ компании «Линия тока», является, ярко выраженный фирменный стиль. Он виден как снаружи, в виде синей афиши с белыми буквами, так и внутри, в виде синих столов, витрин, стеллажей.
Компания «Северный ветер», уделила меньше внимания этому аспекту. Главным элементом фирменного стиля компании, является световое табло над входом с названием магазина, которое в вечернее время мигает, привлекая клиентов. Внутри магазина, фирменный стиль никак не выражен.
.2.2 Кадровая структура
От количества персонала, в большей степени, зависит удобство и оперативность обслуживания клиентов.
Компания «Линия тока» имеет в своём штате более пяти человек, из которых трое - продавцы-консультанты, и двое кассиры, кредитные специалисты. У компания «Северный ветер» в торговом зале присутствуют 3 человека. Из которых двое - продавцы-консультанты, и один - кассир, специалист по кредитам.
Меньшее количество персонала, в компании «Северный ветер», объясняется меньшей торговой площадью магазина.
2.2.3 Интернет-магазин
В настоящее время, время современных технологий и новых возможностей оптимизации и увеличения продаж, недопустимо пренебрегать таким средством повышения продаж и удобства клиентов, как - интернет-магазин.
У компании «Линия тока», отсутствует интернет-магазин. В этом они уступают своему конкуренту, компании «Северный ветер», у которой есть интернет-магазин, он функционирует уже более 2-х лет. На сайте интернет-магазина, представлен весь ассортимент товаров. Там можно посмотреть описание и изображения товаров, характеристики товаров, цену, гарантийные условия и даже произвести покупку не выходя из дома.
Наличие интернет-магазина, является неоспоримым преимуществом компании «Северный ветер», в конкурентной борьбе.
.2.4 Акции, скидки, дисконтные карты и ценообразование
Акции, скидки, дисконтные карты - это все элементы позволяющие привлечь и удержать покупателя. Побудить клиента на повторные покупки, вручая дисконтные карты, дающие скидку на покупку следующего товара в магазинах компании. Очень эффективное средство повышения повторных продаж.
Обе компании используют в своей работе акции и скидки очень активно, без каких-либо отличительных особенностей. Это могут быть: скидки на товары в предпраздничные дни, акции по утилизации старого оборудования в обмен на скидку при покупке нового, оформление дисконтной карты при частых покупках в магазине или при покупке на большую сумму.
Ценообразование - главный фактор, выбора места покупки, для большинства покупателей.
Проведя исследование автор выяснил, что, у компании «Линия тока», цены на товары некоторых категорий, незначительно, но выше, чем у компании-конкурента «Северный ветер». Цены выше на такие категории товаров как: «навигаторы и автомобильная электроника», «автоакустика», «аксессуары для телевизоров». По остальным категория товаров цены были в среднем одинаковы. Отрицательный момент более высокой цены в компании «Линия тока», обусловлен более широким ассортиментом товаров, большей площадью, и удобным для большинства покупателей местоположением магазина в центре города, более высокой арендной платой.
.2.5 Реклама
Реклама - это двигатель торговли. Реклама, - лучшее средство по стимулированию и повышению продаж.
Проведя исследование автор выяснил, что, компания «Линия тока» использует в своей деятельности следующие виды рекламы:
- Наружная реклама: фирменное оформление фасада, вывеска магазина, брандмауэры, перетяжки. - используют для информирования об акциях и привлечения покупателей;
Реклама на местах продаж: фирменные коробки, скотч, полиэтиленовые пакеты.
Компания «Северный ветер» использует следующие виды рекламы:
Наружная реклама: вывеска магазина, брандмауэр.
Обе компании пренебрегают огромным спектром выбора видов рекламы.
.3 Выводы и предложения об улучшении деятельности конкурирующих предприятий
Проанализировав деятельность предприятий «Северный ветер» и «Линия тока», автор пришёл к таким выводам:
в продаже предлагаются товары только надлежащего качества;
обеспечивается наличие широкого ассортимента товаров;
выстроена правильная кадровая политика;
коэффициент текучести кадров низкий;
обеспечена высокая культура обслуживания покупателей;
квалификационный уровень сотрудников высшего менеджмента достаточно высок. Квалификация среднего менеджмента позволяет выполнять поставленные задачи;
соблюдаются требования закона Российской федерации о защите прав потребителей;
В качестве рекомендаций по укреплению своих позиций на рынке можно так же предложить:
организовать курсы по повышению квалификации продавцов;
проводить анализ и перепланировку в торговом зале, в зависимости от сезонности и спроса на товар;
расширить виды дополнительных услуг: подарочно-упаковочные услуги, информация об ассортименте магазина по телефону;
систематический, проводить расширение ассортимента предлагаемых товаров.
осуществлять своевременную уценку изделий, потерявших первоначальное качество или морально устаревших товаров;
совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий;
разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала
разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда;
необходимо спрогнозировать новые потребности
Основные риски для предприятий «Северный ветер» и «Линия тока» исходят из макроокружения и связаны с финансовым кризисом:
девальвация рубля;
рост инфляции в стране;
повышение пошлин на ввоз импортного сырья.
Риски макроокружения создают угрозу со стороны внешней среды:
повышение тарифов на транспортные услуги, электроэнергию;
повышение стоимости сырья;
несвоевременность в расчётах покупателей;
снижение покупательской способности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
в Карпинске конкуренция во многом не отвечает всем требованиям теории в торговой отрасли наиболее важным для развития экономики страны. Вследствие того, что Россия - страна с переходной рыночной экономикой конкуренция развита слабо. Преобладает недобросовестная конкуренция.
Фирмы стремятся максимизировать свою прибыль и прибегают к различным ухищрениям. Например, в продаже бытовой техники и электроники, это усиление рекламных акций, поощрительных призов, внедрение дисконтных карт, а самое главное улучшение качества реализуемой продукции.
Необходимо создавать все условия для того, чтобы в Карпинске была совершенная конкуренция с добросовестными продавцами. Т.к., чем выше конкурентная борьба, тем выше качество и количество реализуемой продукции и совершеннее технологии по реализации продукции. Следовательно, чем выше качество, тем выше спрос. А спрос, возможно не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Тогда Карпинск, возможно, станет конкурентным на мировом рынке и будет занимать одну из лидирующих позиций по реализации товаров, а экономика города будет более развитой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, ее стратегия и практика / Г. Л. Азоев. - М. : Центр экономики и маркетинга, 2008. - 208
. Баумгартен, Л. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л. В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 4 (48).
. Вольфганг Бурр. Концепция устойчивого конкурентного преимущества // Проблемы теории и практики управления. - 2011, №4. - С. 107-113.
. Воробьева И. Связь for sale // Прямые инвестиции. 2011, №10. - С. 30-35.
. Зак ТВ. Экономическая теория: Учеб. пособие ТВ. Зак, ВВ. Попов. / Астрахань: Изд-во АГТУ, 2011. - 347 с.
. Курс экономической теории: Учебник для студентов вузов. / Под общей редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. / Киров: АСА, 2010. - 831 с.
8. Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. Кн. 1: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений. - М.: Вита-Пресс. 2001. - 304 с.
. Салимжанов И.К. Конкуренция и ценообразование // Финансы. - 2005, №9 - с. 16-19.
10. Таганов Д.Н. Информация как основной фактор формирования конкурентной стратегии // Менеджмент в России и за рубежом. 2005, №1. - С.
11. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. - М. : 2006. - С. 356
. Сайт, интернет-магазин компании «Северный ветер»: http://sveter96.ru