Развитие системы здравоохранения и положение медицинских работников в СССР в 1965-1970 годах (на примере Волгоградской области)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    51,36 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие системы здравоохранения и положение медицинских работников в СССР в 1965-1970 годах (на примере Волгоградской области)

Оглавление

Введение

Глава 1. Развитие системы здравоохранения в СССР в 1965 - 1970 гг

.1 Подготовка медицинских кадров в СССР

.2 Система управления здравоохранением в СССР

Глава 2. Развитие системы здравоохранения в Волгоградской области в 1965 - 1970 гг

.1 История развития здравоохранения на территории Волгоградской области

Заключение

Список источников

Введение

Первые годы нахождения у власти Л.И. Брежнева были ознаменованы проведением знаменитых реформ в промышленности и сельском хозяйстве, связанных с именем председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина. данные мероприятия предполагали введение некоторых рыночных элементов в советское хозяйство, что благоприятно повлияло на развитие экономики во время 8-й пятилетки. Благодаря экономическому росту эта пятилетка (1966-1970) гг. вошла в историю «золотой». Немалые успехи были и в социальной сфере (рост заработной платы, введение 5-дневной рабочей недели, рост уровня жизни).

В связи с этим, данный период вызывает живой интерес среди исследователей. В течение нескольких десятилетий опубликовано немалое количество исследований, касающихся различные аспекты социальной сферы. Среди них является проблема развития здравоохранения и положения медицинских работников.

Совершая историографический обзор по данной теме, следует отметить, что политика советского правительства относительно работников здравоохранения на уровне Волгоградской области достаточно слабо освещена в научной литературе. Этим определяется актуальность настоящей темы. Среди исследователей мы можем найти немного имен, которые изучали региональную специфику здравоохранения. Среди них мы можем назвать А.Ф. Воробьева, написавшего в 1994 г «Развитие службы здравоохранении Царицына Сталинграда, где он проследил развитие здравоохранения Волгограда на протяжении ряда времени.

Как правило, труды подобного характера издавались учреждениями, которые прямо или косвенно связанны с системой здравоохранения. Так, например в 2010 г. Волгоградский государственный медицинский университет выпустил книгу «Вехи истории». В ней проводился исторический экскурс по развитию врачебного дела на территории Волгоградской области, начиная с XVIII века по 1991 г. В отечественной историографии в течение долгого времени в поле зрения исследователей находилась всесоюзная система здравоохранения. Ученые рассматривали те или иные аспекты. Например, выдающийся советский хирург, министр здравоохранения СССР Б.В. Петровский в 1965 -1980 гг. написал ряд монографий таких как «Успехи советского здравоохранения за годы девятой пятилетки», посвященных развитию здравоохранения СССР в годы правления Л.И. Брежнева. В своих трудах он отмечает как достижения советского здравоохранения (увеличение количества врачей, улучшение их качественного состава, повышение рождаемости и т.д.), так и ее недостатки (недостаток медицинских кадров на селе, высокая смертность среди населения от алкоголизма, сердечнососудистых и онкологических заболеваний, проблема инфраструктуры).

Проблема сотрудничества в сфере здравоохранения СССР с другими странами (в частности, с США, странами Западной Европы) освещена московским профессором, заведующим кафедрой медицинской информатики и управления при Президиуме РАМН Д.Д. Венедиктовым. Помимо изучения международных медицинских связей, он приводит сравнительный анализ системы здравоохранения СССР и других стран.

Объектом настоящей работы - меры советского правительства в области здравоохранения и в отношении медицинских работников Волгоградской области в 1965-1970 гг.; предмет работы - здравоохранение и врачи Волгоградской области в 1965-1970 гг.

Цель исследования - выявить место системы здравоохранения в деятельности государственных органов управления Волгоградской области в период 1965-1970 гг.

Достижение выдвинутой цели предполагает решение следующих задач: - рассмотреть социально-экономическое положение Волгоградской области к середине 1960-х гг; оценить результативность здравоохранительных мер в Волгоградской области за 1965-1970 гг.;

проанализировать основные областные нормативно-правовые акты в сфере здравоохранения;

охарактеризовать материальное и социальное положение работников здравоохранения в Волгоградской области в 1965-1970 гг.

Хронологические рамки данной работы обусловлены годами «застоя» в советском обществе. Начальной гранью является 1964 г. - момент приход к власти Л.И. Брежнева, конечной - 1970 г. - свертывание экономических реформ и окончание «золотой пятилетки»

Методологической основой работы является принцип историзма, предполагающий изучение предметов и явлений во всем их многообразии и в конкретно-исторических условиях возникновения и развития до перехода их в другое состояние, а также во взаимосвязи с другими явлениями. Принцип объективности предусматривает глубокий анализ источников, их сравнение, а также системный подход - привлечение различных видов документов.

В процессе работы были использованы различные методы исторического исследования. Историко-генетический метод использовался для выяснения природы исследуемых проблем в их исторически предшествующем состоянии.

Он дал возможность рассмотреть политику государства в отношении работников здравоохранения на различных этапах «застоя». В работе также применялся историко-системный метод: региональный уровень мероприятий и законодательства в сфере здравоохранения рассматривается наравне с общесоюзным.

Историко-сравнительный метод способствовал анализу государственных мероприятий относительно врачей наравне с другими регионами СССР, а также выявлению их общих черт и особенностей на различных этапах «застоя».

Источниковая база исследования. Для решения поставленных задач привлекались как опубликованные, так и архивные источники. Все их можно разделить на три группы:

) - законодательные акты. Это, в первую очередь, документы высших органов государственной власти: постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, Министерства Здравоохранения СССР;

) - делопроизводственные документы. К ним следует отнести заседания протоколов бюро облздравотдела Волгоградской области, горздравотдела г.Волгоград, первичных организаций КПСС учреждений здравоохранения. С их помощью мы можем определить, как реализовывалась политика КПСС на региональном уровне.

) - источники личного происхождения. Воспоминания, автобиографии врачей для личных дел позволяют нам выявить, в каких условиях осуществляли свою работу работники здравоохранения.

Глава 1. Развитие общесоюзной системы здравоохранения

.1 Система управления здравоохранением в СССР

Советская модель здравоохранения, известная как «модель Семашко», названа в честь народного комиссара здравоохранения, при котором она зародилась. Провозглашение права на бесплатное медицинское обслуживание вскоре после революции привело к тому, что здравоохранение полностью перешло в руки государства, что лишило врачей профессиональной автономии. Медицинских ассоциаций способных воздействовать на принимаемые решения не существовало. В мощнейшем государстве, каким был Советский Союз, здравоохранение, как и все отрасли производственной и непроизводственной сферы народного хозяйства, было частью государства, существовало для государства и содержалось за его счет (6). Министерство здравоохранения полностью управляло системой и определяло политику в области здравоохранения.

Министерство представляло собой крупную, разветвленную иерархическую структуру, с подразделениями на различных уровнях. Направления подотчетности распределялись по четырем уровням государственного управления: республиканский, областной, городской и районный, в рамках которых обслуживалось частично одно и то же население. Чтобы все это функционировало как единый механизм, здравоохранение было построено по военному образцу. В результате больных отдаленных уголков могли по путям последовательности и преемственности оказания медицинской помощи добраться до ведущих всесоюзных центров.

Медицинское обслуживание осуществлялось в рамках разветвленной сети городских и сельских учреждений, которые оказывали медицинские услуги на республиканском, областном, районном и городском уровне. Доступ к услугам системы здравоохранения определялся либо местожительством, либо местом работы, через поликлиники. Выбор врача для большинства простых граждан был невозможен. Члены определенных организаций, высокопоставленные начальники имели доступ к разветвленной сети элитных клиник, таким образом, провозглашенный принцип равноправия нарушался.

Стационарное лечение в городах проводилось в многочисленных специализированных больницах. Ядром системы стационарной медицинской помощи являлись больницы трех видов: взрослые, детские и родильные дома (включая специализированные).

Кроме того, существовали самостоятельные административные структуры для отдельных заболеваний - диспансеры. Диспансеры предназначались для лечения туберкулеза, инфекций, передающихся половым путем (кожно-венерологические), психиатрических, наркологических и онкологических заболеваний. В диспансерах существовали стационарные и амбулаторные отделения.

Первичную медицинскую помощь в городах оказывали взрослые и детские поликлиники. Они обслуживали конкретную территорию (участок); в поликлиниках работали врачи-терапевты и специалисты.

Медицинская помощь в сельской местности была сосредоточена в центральных районных больницах. В них обычно работали отделения для детей и взрослых, родильные и инфекционные отделения и поликлиники при больницах. В сельской местности существовали разнообразные медицинские учреждения; при маленьких сельских больницах обычно имелась поликлиника, которая обслуживала данную территорию.

Первичную медицинскую помощь оказывали сельские амбулатории, обслуживающие, как правило, 1500 - 1600 человек. В их штате должны были быть терапевт для взрослых, педиатр, акушер, часто - стоматолог. На практике многих этих учреждений был не укомплектован и нередко состоял всего из одного терапевта. Самое низшее звено - фельдшерские пункты. Фельдшер представляет собой помощника врача, который живет в соответствующей местности, имеет базовую подготовку и оборудование и отвечает за санитарно-просветительскую работу и простейшие медицинские услуги, а также оказание первой помощи в экстренных ситуациях. Развитие вертикальной системы здравоохранения осуществлялось в условиях командно-административной экономики, для которой здравоохранение было приоритетом на уровне и первичной, и специализированной медицинской помощи. Особое внимание специализированной лечебной помощи было прямой реакцией на ее дефицит в досоветский период.

Большинство национальных программ, в частности программа вакцинации и борьбы с туберкулезом, выполнялись в рамках самостоятельных вертикальных систем. Вертикально организованная санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС) функционировала эффективно, особенно в борьбе с инфекционными заболеваниями, и финансировалась в достаточной степени.

В целом, по международным меркам советская система здравоохранения отличалась очень высоким уровнем ориентации на специалистов, трудоемкостью и энергоемкостью, масштабным по западным стандартам обеспечением кадрами (в том числе, медсестринскими), чрезмерно высоким уровнем развития стационарной помощи вторичного и третичного уровня и недостаточным уровнем сервиса, контроля результатов и управления.

Бюджетное финансирование имело сходство с пирамидой, когда речь идет о постоянных расходах. Чем больше основных фондов, больше врачей на окладах, тем больше будущие расходы, тем больше экономические потери вследствие неэффективности. Масштабные первоначальные вложения в отрасль повышают ее уровень - это первая фаза. Вторая фаза - стабилизация или застой - средств на расширение отрасли не хватает. Третья фаза - деградация - средств не хватает не только на развитие, но и на содержание.

Советская система здравоохранения формировалась в историческом контексте и прошла через несколько этапов. Борьба с эпидемиями и болезнями в масштабах большой страны требовала организационного единства системы здравоохранения и ликвидации ведомственной разобщенности, создания сети государственных лечебно - профилактических учреждений и аптек, преодоления острой нехватки медицинских кадров. Все эти меры, учитывая масштабность поставленных задач, были осуществимы лишь при наличии государственной системы здравоохранения, которая была образована в 1918 г.

Ученый медицинский совет, созданный в 1918 г., объединил сотни ученых, принял участие в организации медицинских научно-исследовательских институтов и реализации государственных программ по наиболее актуальным для того времени вопросам практического здравоохранения

Приоритетным принципом советской медицины, особенно в период ее становления, являлся ее государственный характер, что объединило вместе такие глобальные категории как централизованное управление, государственное финансирование и государственное планирование программ здравоохранения».

Системы социального и медицинского страхования существовали примерно до 1929 г. В этот период во многих губерниях еще продолжали действовать страховые кассы, которые вносили свой вклад в поддержку здравоохранения, строительство больниц, санаториев и т. д., однако отношения между страховыми кассами и органами здравоохранения были достаточно сложными, хотя именно страховые кассы покрывали от 70 до 80% расходов на бюджет здравоохранения.

В дальнейшем, в стране при существовании единой формы собственности на средства производства реальное место для медицинского страхования практически отсутствовало. Скрытой страховой схемы не существовало, государству полностью принадлежала система здравоохранения. В годы войны главными задачами здравоохранения стали: помощь раненым и больным воинам, медицинское обслуживание тружеников тыла, охрана здоровья детей и противоэпидемические мероприятия.

В 1944 г. была создана Академия медицинских наук СССР (ныне Российская академия медицинских наук). Академия медицинских наук объединила 28 ведущих научно исследовательских институтов, занимающихся исследованиями и лечением в собственных больницах, в которые направлялись пациенты из разных регионов.

В 1946 г. Народный комиссариат здравоохранения СССР преобразован в Министерство здравоохранения СССР. В целях обеспечения преемственности в оказании медицинской помощи населению и повышения ее качества больницы стали объединять с поликлиниками и амбулаториями. Было развернуто крупномасштабное строительство лечебно - профилактических учреждений в районах новостроек крупных городов, в сельской местности и на целине.

Медицинское образование осуществляли медицинские институты, которые находились в совместном ведении Министерства здравоохранения и Министерства образования. Можно согласиться с тем, что принцип единства науки и практики в политике развития здравоохранения в тот период, что неразрывно связано с государственным характером здравоохранения.

До середины 1960-х советская медицина способствовала снижению смертности (в частности младенческой, хотя ее определение было изменено в целях пропаганды), увеличению продолжительности жизни, хотя вероятно большую роль сыграло повышение благосостояние граждан и изобретение антибиотиков. Однако после середины 60-х эпидемиологические тенденции перестали соответствовать таковым на западе. Избыточная централизация управления положила начало в развитии проблем всего здравоохранения.

Развитые капиталистические страны использовали новые подходы для борьбы с дегенеративными заболеваниями. Советское здравоохранение не смогло переориентироваться. В результате, разница в смертности в СССР и развитых странах начала увеличиваться с каждым годом. Как и ранее, отчасти это было связано и с факторами находящимися за пределами медицины. В значительной мере успех борьбы западных систем здравоохранения с дегенеративными и инфекционными заболеваниями был связан со службами общественного здоровья (здравоохранения), которые занимались в основном воздействием на немедицинские факторы, определяющие здоровье.

Другая возможная причина неудачи советской системы здравоохранения состояла в том, что в период правления Л.И. Брежнева расходы на содержание военного комплекса сильно возросли. Для того, чтобы достичь военного превосходства над Соединенными Штатами, при Валовом Внутреннем Продукте (ВВП характеризует: возможность экономики производить блага, а в социальной сфере - распределение на цели потребления, в СССР государство непосредственно определяло отраслевые пропорции) в четыре раза меньшем, СССР потребовалось подставить под удар все остальные отрасли, в том числе здравоохранение, жилищно-строительный комплекс, образование и другие службы, работающие с детьми, все из, которых являются факторами определяющими здоровье. В середине 60-х годов Советский Союз расходовал около 6-6,5% от ВВП на здравоохранение, что было сравнимо с показателем западных стран, к распаду СССР эта цифра снизилась до 2-3%.

К началу 1970-х гг. подготовка врачебных кадров позволила нашей стране выйти на первое место в мире по количеству врачей на 10 000 населения. При этом наметились серьезные проблемы в обеспечении средним и младшим медицинским персоналом. В это же время стали приобретать массовые масштабы мздоимство (среди практических врачей) и коррупция (среди должностных лиц) в здравоохранении. Практические врачи стали устанавливать для пациентов размер заранее определенной «благодарности», госпитализация (особенно иногородних) происходила за взятки, больничные листы стали покупаться. Тоталитарное государство постепенно переставало быть сильным.

В 1970-е гг. было начато строительство крупных амбулаторно-поликлинических комплексов. Продолжалось строительство больших научно-исследовательских центров. Содержание здравоохранения по остаточному принципу привело к тому, что строительство монументальных больничных комплексов и приобретение сверхсовременного оборудования для них осуществлялось в ущерб сети мелких и не создающих погоды в отрасли участковых больниц и поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, заводских и школьных медпунктов.

В 1983 г. перед здравоохранением были поставлены крупномасштабные задачи: охватить диспансерным наблюдением все население страны с участием специализированной помощи, для чего не было выделено достаточных средств и не были привлечены дополнительные медицинские кадры.

Смешение экономических, организационных и медико-технологических принципов в то время не имело значения: государство охватывало всю экономику, а здравоохранение было интегрировано в механизм государства.

Схема Семашко была безупречно подходящей для сильного тоталитарного государства, в условиях которого формировались принципы советского здравоохранения. Отечественное здравоохранение, представленное во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), занимало в ней ведущие позиции.

Сложившаяся со времен ВОВ и построенная по образцу военной иерархии, встроенная в механизм социалистического государства, система отечественного здравоохранения в полной мере соответствовала советскому строю и повторила его путь, с точки зрения экономики: 1) сначала отрасль расширялась, были решены многие проблемы, индустриализация вывела здравоохранение, в том числе, на новый качественный уровень; 2) бюджет, возросший на скачке нефтяных цен, как никогда продуцировал неэффективность, стимулировал: строительство огромных масштабов; косность внутренней структуры и внешних форм, в том числе мышления (государственный план и бывшие успехи лишь укрепляли эту косность); снижение стимулов, мотивации - военные угрозы миновали, нефтяные деньги текли рекой; 3) в результате изменения конъюнктуры средств на текущее содержание здравоохранения стало не хватать, начался период упадка и деградации, также как в больших магазинах появились пустые полки, в крупных больницах не хватало медикаментов и средств на достойную оплату труда медицинского персонала.

Система здравоохранения Семашко была определена социалистическим общественным устройством. Здравоохранение было частью планового хозяйства и являлось приоритетным направлением для государства, финансируемым, однако, как часть непроизводственной сферы - по остаточному принципу.

.2 Подготовка медицинских кадров в СССР

Как известно, высокие темпы развития здравоохранения и медицинской науки во многом зависят от степени обеспечения данной отрасли необходимым количеством специалистов, улучшения качества подготовки врачей, среднего медицинского персонала, от их рациональной расстановки и использования. Советское руководство в этом направлении проводило достаточно активную политику.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» были определены основные задачи в области подготовки, воспитания и использования кадров здравоохранения, намечены крупные мероприятия, направленные на улучшение условий труда медицинских работников.

Количество врачей в СССР к 1970 г. достигло 766,7 тыс. человек, а обеспеченность ими составляют 32,5 врача на 10 000 жителей - это был самый высокий в мире показатель в мире. Средних медицинских работников насчитывается более 2,5 млн.

Таб.1. Численность врачей в отдельных странах в 1970 г.]

Страна

Абсолютное число

На 10 000 жителей

СССР Болгария Венгрия Польша Румыния Чехословакия Югославия Великобритания Италия США ФРГ Франция Япония

766,7 21 24.9 72,2 32,8 37,3 28,4 87,4 99,3 417,3 130,9 89,1 160,7


Подготовка специалистов с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием в СССР осуществлялась в 82 медицинских институтах и 9 медицинских факультетах университетов. В 1970 г. выпуск врачей составил 34,2 тыс., а в 1975 г. - 43 тыс. чел.

К 1970 г. значительно повысилась укомплектованность штатных врачебных должностей, особенно в Украинской ССР (93,3 %), Латвийской ССР (98,6 %), Эстонской ССР (98,3 %), Белорусской ССР (96,3 %) [5; 76]. Быстрыми темпами происходил прирост врачей в республиках с относительно низкой обеспеченностью медицинскими кадрами Особенно впечатляющей картина выглядит в регионах Крайнего Севера и Средней Азии.

Так, для подготовки медицинских работников из народностей Крайнего Севера были открыты специальные интернаты при Хабаровском, Красноярском и Омском институтах. По данным 1971 г в РСФСР число врачей из коренного населения автономных республик составляло: татар - 6291, осетин - 1666, чувашей - 1254, башкир - 1063, бурят - 830, удмуртов - 875, коми - 650, мордвы - 648, якутов - 575 и др. что касается народностей Крайнего Севера, то к 1971 г. один врач местной национальности приходится на 200-300 человек. В медицинских вузах Российской Федерации обучалось около 3 тыс. студентов из коренного населения всех автономных республик РСФСР.

Проводимый советским правительством в области здравоохранения курс позволил ликвидировать существовавшие различия в медицинском обслуживании населения разных районов. Если до 1917 г. на 10 тыс. жителей России приходилось в среднем полтора врача, то в Киргизии и Таджикистане

Тот же показатель составлял 0,15, т.е. величину в 10 раз меньшую. В 1940 г. на 10 тыс. жителей в целом по СССР приходилось 7,2 врача, а в Киргизской и Таджикской ССР - 3,6 врача, т.е. втрое меньше, чем в целом по стране.

В течение каждого года развития Советского Союза продолжался уменьшаться разрыв в медицинском обслуживании населения в различных его районах. К началу 1970 г., когда в стране в среднем на одного врача приходилось 317 человек, в Туркменской ССР - 409, в Казахской - 382, Киргизской ССР - 510 человек.

Существенные перемены в области охраны здоровья советских граждан произошли и во всех автономных республиках и национальных округах РСФСР. Например, на территории Эвенкийского национального округа до революции работало всего лишь два врача, а в 1970 г. - 57, или 45,2 на 10 тыс. человек. В Чукотском национальном округе в дореволюционный период не было ни одного врача, а в 1970 г. их работало 414 на 101 тыс. населения, или 41 врач на каждые 10 тыс. жителей

Немаловажную роль в повышении уровня оказания медицинской помощи населению и более эффективному использованию труда врачебных кадров в значительной степени способствовала сложившаяся система подготовки врачей-специалистов в рамках высших учебных заведений и базовых лечебно-профилактических учреждений. Высшее медицинское образование базировалось на системе подготовки молодых специалистов с ранней профилизацией (субординатура) в рамках медицинского института на VI курсе и последующей одногодичной специализацией (интернатура). Основной задачей первичной специализации являлось приобретение врачами необходимой квалификации и практических навыков по основным разделам медицины, освоение правил клинического ухода за больными, овладение основными методами диагностики и лечения, различными формами работы по специальности. При этом на лечебных факультетах вузов преподавалась вначале терапия, хирургия, акушерство и гинекология, а затем к ним добавлялась еще одна специальность - психоневрология. На педиатрических факультетах готовили педиатров, детских инфекционистов и детских хирургов. Эти широкие профили клинической медицины создавали условия в дальнейшем, после 3-х летный практической работы врача, освоить на курсах усовершенствования, на рабочих местах, в ординатуре и аспирантуре более узкие медицинские специальности.

В системе повышения квалификации медицинских кадров с высшим образованием в 1969 г. обучалось 68183 человека, в том числе в институтах и на факультетах усовершенствования врачей - 43 634 и на так называемых базах - 24 549 человек.

Благодаря принятым мерам по развитию системы повышения квалификации медицинских кадров за годы девятой пятилетки (1971 - 1975) значительно расширяются возможности институтов усовершенствования врачей по проведению ученой и научной работы. Так, за данную пятилетку было открыто 70 новых кафедр, значительно укрепилась и расширилась материально-техническая база институтов усовершенствования врачей. Открылись факультеты усовершенствования врачей при Пермском (в 1971 г.) и Днепропетровском (в 1973 г.) медицинских институтах и факультет усовершенствования провизоров при Пермском фармацевтическом институте (в 1972 г.). Таким образом, в 1975 г. повышение квалификации медицинских и фармацевтических кадров проводилось в 13 институтах усовершенствования врачей и на 23 факультетах усовершенствования при медицинских факультетах.

Кроме того, значительное место в этой системе занимают курсы стажировки на рабочих местах, которые организуются на базе крупных научно-исследовательских учреждений здравоохранения (или институтов). За 9-ю пятилетку число врачей, прошедших повышение квалификации, увеличилось более чем на 7000. Общее же число врачей, проходящих все виды повышения квалификации, к концу 9-й пятилетки достигло 79 тыс. в год.

Помимо всего прочего, советское правительство уделяло пристальное внимание моральному воспитанию работников здравоохранения. С этой целью Президиум Верховного Совета СССР 26 марта 1971 т. Принял «Присягу врача Советского Союза», где сформулированы основные требования к деятельности врача. Согласно тексту документа, получая звание врача и приступая к лечебной деятельности, молодые специалисты давали клятву «всегда быть готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, постоянно усовершенствовать свои знания и врачебное мастерство, всегда помнить о высоком призвании советского врача».

В связи с увеличением рождаемости в стране возрастала роль педиатрической службы. Расширялись приемы на педиатрические факультеты медицинских вузов. Для улучшения обслуживания детского населения, совершенствования организации работы врачей-педиатров огромное значение имело создание Всесоюзного научно-исследовательского центра по охране матери и ребенка. Научно-исследовательские институты этого же профиля создавались и во многих союзных республиках.

Помимо этого, предпринимались меры по закреплению врачей-педиатров в лечебно-профилактических учреждениях. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) участковым врачам-педиатрам с 1 января 1981 г. повышалась заработная плата за непрерывный стаж работы на данных должностях. Им устанавливался дополнительный отпуск.

В связи с этим, как сообщало Министерство здравоохранения, прирост численности врачей-педиатров по отдельным союзным республикам не вполне соответствовал масштабам их подготовки. Поэтому министерства союзных республик и органы местного здравоохранения ставили перед собой цель усилить работу по закреплению кадров на ведущих участках педиатрической помощи.

Число стоматологических поликлиник за 1960-е гг. увеличилось в 1,6 раза, обеспеченность врачами-стоматологами составила к 1970 г. в среднем 4,9 на 10 тыс. населения, однако стоматологическое обслуживание при этом практически не улучшилось.

В приказе МЗ СССР «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению» от 12 июня 1984 г. № 670 констатировалось отставание организации и качества стоматологической помощи от достижений медицинской науки и возможностей практики. В этом приказе предусматривалось выполнение целой программы мероприятий, а именно:

обеспечить дальнейшее развитие сети стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов, особенно детских;

-обеспечить организацию стоматологических кабинетов на всех промышленных <#"815989.files/image001.gif"> 16 «О ходе выполнения ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранению медицинской науки в стране». // ЦДНИВО. - Ф.113. - Оп.92. - Ед.хр.48. - Л.14 - 19

.        Александров О.А. Советское здравоохранение. М., 1972

.        Андреева И.М. Система управления кадрами в здравоохранении. Киев., 1991

.        Бабановский И.В. Вопросы финансирования здравоохранения в СССР. М., «Медицина», 1978

.        Барсуков М.И. Очерки историографии советского здравоохранения. М., «Медицина», 1965

.        Буренков Б.В. Здравоохранение в годы развитого социализма. М., 1998

.        Венедиктов Д.Д. Международные проблемы здравоохранения. М., «Медицина», 1977

.        Венедиктов Д.Д. Советско-американское сотрудничество в области здравоохранения. М., «Медицина», 1977

.        Воробьев А.Ф. Развитие службы здравоохранения Царицына-Сталинграда-Волгограда. Волгоград., Упринфомпечать, 1994

.        Заблудовский П.Е. Медицина в СССР., 1971

.        Здравоохранение Волгоградской области: сборник научных работ //ВМИ, Волгоград, 1963, №3.

.        Индейкин Е.Н. Больницы, врачи, фармацевты. М., 1992

.        Калью П.И. Современные проблемы управления здравоохранением. М., «Медицина», 1975

.        Канеп В.В. Социалистическое соревнование в здравоохранении. М., 1985

.        Кузнецова Л.В. Очерки о провинциальной медицине. Волгоград., 1993

.        Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. М., Медицина. 1973

.        Народное хозяйство в СССР В 1980 году: Статистический ежегодник. М., «Финансы и статистика», 1981

.        Организация здравоохранения в СССР. Пособие для врачей. М., «Медицина», 1962

.        Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении. М., «Известия», 1970

.        Патиминов Н.К. Оплата труда мед- и фармацевтработников. М., 1966

.        Петровский Б.В. Новый этап в развитии народного здравоохранения СССР. М., 1981

.        Петровский Б.В. Успехи советского здравоохранения за годы девятой пятилетки. М., 1976

.        Рябинин А.Я. Оплата труда работников здравоохранения. М., 1969

.        Сабанов В.И., Грибина. Л.Н. Вехи памяти (Очерки истории медицины и здравоохранения): Монография. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2005

.        Сборник штатных нормативов и типовых штатов учреждений здравоохранения. М., «Медицина», 1987

.        Розов А.А. Здравоохранение развивающихся стран Азии. М., 19774

.        Чазов Е.И. Здоровье и власть. М., 1992

.        Чикин С.Я. КПСС и охрана здоровья народа. М., 1977

Похожие работы на - Развитие системы здравоохранения и положение медицинских работников в СССР в 1965-1970 годах (на примере Волгоградской области)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!