Есенин
Р Е Ф Е Р А Т
Тема:
«Судьба и личность С. Есенина»
Работу
выполнила
учащиеся XI В
Шгиназии Л.
Казанчиян Э.
Руководитель
учитель литературы
Грушевская О.И.
г. Ставрополь
2003 г.
Есенин прожил всего тридцать
лет. Но след оставленный им в советской поэзии, настолько глубок, что его не
стерли не усилия некоторых глухих и слепых его современников, ни последующие
десятилетия, в которые ощутимо давала о себе знать инерция недоверчивого
отношения к поэту. Его поэзия всегда жила в душе и в памяти нашего народа,
потому что она уходит своими корнями в толщу народной жизни, питается ее
соками, растет из ее глубин. Есенин отличается такой силой искренности и
непосредственности чувств, такой напряженностью нравственных поисков и такой чисто
человеческой неповторимостью, что говорить о его сложном и противоречивом
творчестве совершенно невозможно без учета его биографии, его жизненного пути.
Особенно важное значение для понимания мировоззрения и поэтического мышления
поэта имеют те условия, в которых формировалась его творческая личность.
Сергей
Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября) 1895г. в селе
Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. Воспитывался он у деда
по материнской линии. Есенин с любовью вспоминал об этом суровом, но добром к
нему к нему человеке «умудренном книжностью», который в зимние вечера пел ему
старинные песни, «рассказывал библию и священную историю». Запомнилась и поэту
бабка, знавшая множество сказок, «которые слушают и знают все крестианские
дети». «Детство прошло среди полей и степей». «В детстве Я рос, дыша атмосферой
народной жизни » - писал о себе поэт.
После
окончания четырехгодичного сельского училища его отдают в
Спас-Клепиковскую школу, готовившую учителей церковно-приходских школ; дед
мечтал об учительской карьере внука. Есенин вынес из школы «крепкое знание
церковно-славянского языка».Уже в эти годы (1910-1912) начало проявляться яркое
поэтическое дарование юноши, обозначилась одна из ведущих тем его творчества –
тема родного края, русской природы («Хороша была Танюша краше, не было в селе»,
«выткался на озере алый свет зори» и др.).
После
окончания Спас-Клепиковской школы весной 1912 г. Есенин отправился в Москву к
отцу, который, переехав из деревни, к этому времени стал приказчиком у одного
из замоскворецких купцов. Так началась Московская жизнь Есенина.
Нравственные
поиски и стремление к поэтическому творчеству приводят Есенина в «Суриковский
кружок». В программе кружка говорилось «Суриковский кружок смотрит на себя не только
как на кружок писателей из простого народа, а как на кружок, около которого
объединяются и воспитываются духовно народная интеллигенция, вышедшая из народа
и порвавшая с ним связи».
Пребывание
Есенина в «Суриковском кружке» расширило его представление о жизни, вызвало
новые интересы, углубило их демократическую направленность. Однако вскоре,
почувствовав ограниченность этой среды, Есенин стремится продолжить свое
образование и поступает в Московский городской народный университет имени А.Л.
Шанявского, благотворителя, который ставил своей целью сделать высшее
образование доступным для широких демократических слоев. Полтора года Есенин
обучается на историко-философском отделении, в программу которого входили такие
предметы, как политическая экономия, теория права, история новой философии,
общая история. Одновременно растет его поэтическая активность, в журналах все
чаще появляются стихи, главным образом о русской природе («Береза», «Черемуха»,
«Проша» и др.)
Новый
этап развития Есенина связан с петроградским периодом жизни. Весной 1915 г.
Есенин приезжает в Петроград и сразу же посещает Блока, читает ему свои стихи.
Эта встреча навсегда врезалась в память Есенина; позже он писал, что Блок
научил его «Лиричности». В одном из своих писем Блок назвал Есенина
«талантливым крестьянским поэтом».
Есенину
было двадцать лет, когда появилась первая книга стихов, как бы подводившая
итого ранним его поискам, - сборник «Радуница». Он вышел в начале 1916 года.
Слово «радуница» взято из религиозного лексикона. С этим названием связаны
многие стихи книги, навеянные религиозными представлениями и поверьями, хорошо
знакомыми Есенину еще по рассказам деда, по урокам закона божьего в
Спас-Клепиковской школе. Несомненно, здесь примешивалось и клюевское влияние.
Для
таких стихотворений характерно использование христианской символики, но поэта
интересует не сам по себе тот или иной религиозный сюжет.
Уже
в первом сборнике обнаружилось одно из сильнейших качеств есенинской лирики –
глубокое чувство любви к Родине. Образ родины предстает прежде всего в картинах
родного пейзажа, исполненных в нежных, романтических приподнятых красках. Поэт
видит полевую Россию в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами
и травами, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами, с малиновыми
закатами и морозными звездными ночами. Он умеет передать не только красоту и
богатство русской природы, но и мироощущение, сыновнюю любовь русского человека
к своей земле.
Однако
в раннем творчестве Есенина есть произведение в котором прозвучала тема
социального неравенства и крестьянского бунта. Эта была повесть «Яр» (1915). В
ней содержались картины убийства крестьянами помещика, расправы над
взбунтовавшимися мужиками. В начале 20-х годов в творчестве Есенина происходит
весьма заметные перемены, причины которых лежат в самой советской
действительности. К этому времени уже совершенно отчетливо определились
результаты новой экономической политики. И особенно значительны они были в
области взаимоотношений между городом и деревней. В 20-е годы лозунг «смычки»
между городом и деревней становится одним из самых популярных в стране, он
входит в сознание народа как одно из основных условий самого существования
советского государства.
1923-1925
годы были самыми плодотворными в творчестве Есенина. Он обретает более
устойчивую позицию в оценке советской действительности. В стихотворении «Русь
уходящая» (1924) поэт без тени сожаления говорит о том старом, что отмирает и
уходит в прошлое в советской деревне, и противопоставляет ему нарождающееся
новое. Еще более отчетливо и категорично эта тема звучит в стихотворении «Русь
советская» (1924).
Поездки
в родное село, происшедшие перемены в нем приводят поэта к раздумьям о
собственном творчестве. Есенин испытывает острое и горькое чувство обиды за то,
что в родных местах он «словно иностранец», «как пилигрим угрюмый». Ему даже
кажется, что его «поэзия здесь больше не нужна».
Есенин,
который во многом отказался от своих прошлых взглядов и настроений, чувствовал
в 1924-1925 гг. необходимость по – новому сказать о революции, не так, как
говорил о ней в своих поэмах 1918-1919 гг., написанных в духе Христианской
символики.
В
1924 г. он пишет «песнь о великом походе» - поэму о защите Петрограда от
белогвардейских полчищ Юденича. В этом произведении ярко выразилось то новое,
что стало особенно характерным для творчества Есенина последних лет. Сохраняя
свою привязанность к исконно –русскому, поэт сочетает ее с не менее глубокой
привязанностью к новой революционной эпохи. Национальная основа поэмы ощущается
во всем; в тематике, ритмике, лексике, образной системе.
Есенина
все более увлекает историко-революционная тематика. Он пишет «Балладу о
двадцати шести», посвященную Бакинским комиссарам, небольшую поэму «36» о
политических ссыльных, борцах против самодержавия.
Так
Есенин «на расстоянье» увидел то «большое», что совершалось в ходе революции.
Так много волновавший его вопрос о судьбах крестьянской России получает
конкретно-историческое разрешение. Самым крупным и значительным произведением
на эту большую тему является его поэма «Анна Снегина» (1925).
Поэма
«Анна Снегина»- лучшее и самое убедительное опровержение ошибочных суждений
критиков, будто стихи Есенина о советской действительности лишены лиризма. Она
говорит о том, что поэт не только полностью сохранил, но и намного улучшил свое
лирическое дарование. Поэма дает развитие лирической темы в созвучии с
общественными думами и чувствами автора, и это было движение в том же
направлении, в котором развивалась лирика Маяковского.
В
последние три года жизни Есенина явно привлекает и так называемая философская
лирика, которую точнее можно определить как лирику житейских раздумий. В эту
пору Есенин много размышляет над жизнью. Он критически оценивает свое прошлое,
учитывает опыт пережитого, задумывается над будущим.
Поэт был прав, когда
говорил о том что его лирика жива одной большой любовью к Родине. Любовь к
Родине, к национальным истокам нашла выражение не только в содержании
произведений, но и в характере поэтического мышления поэта, в художественной
форме его произведения. Это прежде всего обнаруживается в глубокой внутренней
связи его поэзии с народным устно-поэтическим творчеством.
Как и в народном творчестве,
у Есенина почти пейзажных стихов, но в то же время и нет стихотворений, в
которых бы так или иначе не ощущалась связь с миром природы. Поэт постоянно
обращается к образам природы в тех случаях, когда высказывает самые сокровенные
мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем месте в прошлом, настоящем и
будущем. Нередко в его стихах природа настолько сливается с человеком, что сама
оказывается как бы отражением каких-то человеческих чувств, а человек в свою
очередь, предстает как частица природы. У русской природы Есенин позаимствовал
и многие краски своей поэзии. Трудно назвать другого русского поэта, у которого
краски сыграли бы такую же большую роль, как в творчестве Есенина. Часто мы
встречаемся в поэзии Есенина с синим и голубыми цветами. Это не просто
индивидуальная привязанность поэта к таким краскам.
Сергей Есенин – один
из величайших русских поэтов, развивающих замечательную и своеобразную традицию
русского стиха – напевность. Лирика Есенина целиком пронизана песенной стихией.
«Засосал меня песенный плен», - писал о себе поэт, подчеркивая эту особенность
своих произведений. «Степным пеньем» назвал поэт свое творчество.
В последние годы
жизни поэта все теснее становились его связи с советской литературой. Есенин
стремился ближе стать к советским читателям, жить единой жизнью с ними.
Когда в 1924 г.
группа крупнейших советских писателей «попутчиков» обратились с письмом в
центральный комитет партии, Есенин также подписал это письмо, в котором, в
частности, говорилось: «Писатели советской России, мы убеждены, что наш
писательский труд и нужен, и полезен ей».
Вместе с тем Есенина
не переставали тревожить беспокойные, мучительные мысли. Рядом с
произведениями, в которых Есенин, выражал стремление понять новую эпоху, найти
в ней свое место, в его стихах последнего года жизни звучат и мотивы осуждения
неправильно прожитой жизни. Расшатанное здоровье заставило Есенина лечь на
излечение в больницу для нервнобольных.
Трагическим
свидетельством тяжелого угнетенного состояния поэта является его поэма «черный
человек». Это разговор Есенина с мрачным пришельцем, который имеет страшную
власть над поэтом. Он смеется над ним, издевается над его стихами – никому не
нужной «дохлой мушкой», гнусавит, «над усопшим монах». Страх и тоска охватывают
поэта, он не в силах оказать ему сопротивление. «Черный человек» двойник поэта,
он живет в нем, и его нельзя уничтожить, не убив себя. Так наступало предвестие
конца.
Пытаясь вырваться из
этого мрачного состояния, Есенин решает резко переменить обстановку – он
переезжает в Ленинград, забрав вещи и рукописи, но, будучи не в силах
справиться с самим собой, кончает самоубийством 27 декабря 1925г.
Трагическая смерть,
безусловно, была связана с внутренним неуравновешенным состоянием поэта,
которое было непосредственной причиной его гибели. Но тогда уже стало понятным
и другое: смерть поэта – это не мгновенная катастрофа.
Русская литература
прошлого проявила не мало усилий для разрешения вопроса о «Власти земли» над
крестьянином в условиях социальной несправедливости. Есенин-первый крестьянский
поэт, сделавший попытку внутренне преодолеть эту «власть земли». Его опыт не
прошел бесследно в советской поэзии, его, несомненно учитывали многие поэты.
Значение творчества
Есенина для советской поэзии было понятно далеко не сразу. Многие современники
поэта вообще отрицали его, пустив в обиход оскорбительное слов «есенинщина»,
подразумевая под ним пессимизм, упадочничество, аморальность. Лишь немногие по
достоинству сумели тогда оценить талант Есенина.
Поэзия Есенина не
только не утратила своего эстетического и идейно нравственного значения для
современности, но и обрела свою силу. Многие советские поэты, высоко оценивали
поэтическое наследие Есенина, брали на вооружение его творческие достижения.
Лирика Есенина противостоит разного рода формалистическим экспериментам,
бессмысленной игре словами и звуками, тем поэтическим шарадам и ребусам,
которыми порою увлекаются некоторые поэты.