Детские инфекционные заболевания

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,91 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Детские инфекционные заболевания

Содержание

Введение

Причины возникновения инфекционных заболеваний

Пути передачи инфекций

Периоды инфекционного заболевания

Воздушно-капельные инфекции и профилактика

Общая профилактика инфекционных заболеваний

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Когда ребенок заболевает, у родителей возникает много вопросов: что с малышом, насколько это опасно, как долго он будет заразен для окружающих, какими осложнениями чревата та или иная детская инфекция. На любой из этих вопросов сможет ответить педиатр и инфекционист, но знание основных симптомов, возможных осложнений поможет родителям сориентироваться в состоянии ребенка, и со знанием дела оказывать малышу помощь в соответствии с рекомендациями. Детские инфекции не случайно выделены в особую группу. Во-первых, этими инфекционными заболеваниями болеют дети раннего и дошкольного возраста, во-вторых, все они являются чрезвычайно заразными, поэтому заболевают практически все проконтактировавшие с больным ребенком, а в-третьих, почти всегда после перенесенной детской инфекции формируется стойкий пожизненный иммунитет. Существует мнение, что всем детям необходимо переболеть этими заболеваниями для того, чтобы не заболеть в более старшем возрасте. Так ли это? В группу детских инфекций входят такие заболевания как корь, краснуха, ветряная оспа, эпидемический паротит (свинка), скарлатина. Дети первого года жизни детскими инфекциями не болеют, т.к. во время беременности мать (в том случае, если она перенесла эти инфекции в течение своей жизни) передает антитела к возбудителям через плаценту. Эти антитела несут информацию о микроорганизме, вызвавшем инфекционный процесс у матери. После рождения ребенок начинает получать материнское молозиво, которое также содержит иммуноглобулины (антитела) ко всем инфекциям, с которыми «познакомилась» мама до наступления беременности. Таким образом, ребенок получает своеобразную прививку от многих заразных заболеваний. Если грудное вскармливание продолжается на протяжении всего первого года жизни ребенка, иммунитет к детским инфекциям сохраняется более продолжительно, но из этого правила существуют исключения - отмечаются редкие случаи, когда находящийся на естественном вскармливании ребенок оказывается восприимчив к микроорганизмам, вызывающим ветряную оспу, краснуху, эпидемический паротит, корь даже в том случае, когда его мама имеет иммунитет к ним. Когда заканчивается период грудного вскармливания, ребенок вступает в период раннего детства. Вслед за этим расширяется круг его общения. Вполне закономерно, что одновременно резко возрастает риск возникновения любых инфекционных заболеваний, в том числе и детских инфекций.

Причины возникновения инфекционных заболеваний

Инфекционные болезни возникают в результате проникновения в организм человека бактерий, вирусов, грибов, микроплазм и хламидий. Заболевания, вызываемые простейшими, гельминтами, насекомыми, являются паразитарными, но по своей структуре их можно отнести к инфекционным.

Развитие любого инфекционного заболевания начинается с проникновения возбудителя в организм человека. В ответ на внедрение инфекционного агента организм реагирует образованием защитных реакций, направленных на ограничение и полное освобождение организма от возбудителя и на восстановление нарушенных функций пораженных органов и систем. Решающим в возникновении болезни является состояние организма человека, в особенности его иммунной системы.

Иммунная система (иммунитет) - комплекс процессов, которые направлены на постоянство внутренней среды организма, препятствуют проникновению заразных и других чужеродных агентов.

Пути передачи инфекции

Для каждой инфекционной болезни имеется свой путь передачи микроорганизмов, который сформировался в процессе эволюции и является основным способом сохранения возбудителя как вида.

Почти при всех детских инфекционных заболеваниях микробы и вирусы (возбудители болезни) находятся у больного на слизистых оболочках носа, глотки, зева и верхних дыхательных путей (при кори, коклюше, скарлатине, дифтерии, гриппе, гриппоподобных заболеваниях и др.). При разговоре, кашле, чиханье вместе с мельчайшими капельками слюны и мокроты возбудители болезни рассеиваются в воздухе и, попадая в организм здорового ребенка, заражают его. Установлено, что мелкие капельки слюны могут разбрасываться в воздухе на расстояние до 3 метров, а иногда и значительно дальше. Чем меньше капельки мокроты и чем мельче возбудитель болезни (например, вирус кори и гриппа), тем на большие расстояния рассеиваются они в воздухе. Считают также, что величина капелек зависит от вязкости слюны и мокроты. Например, при коклюше слюна и мокрота очень вязкие, тягучие, поэтому капельки образуются более крупные, и они рассеиваются от больного на расстояние до 2-3 м. А при кори и гриппе выделения из носа и мокрота более жидкие и образующиеся мельчайшие капельки переносятся с током воздуха на десятки метров. Поэтому больного коклюшем достаточно изолировать в отдельной комнате, следить, чтобы остальные дети в квартире с ним не встречались, и они не заболеют. При кори же и гриппе этого недостаточно: с током воздуха мельчайшие капельки зараженной слюны рассеиваются по всей квартире, и всех находящихся в ней не болевших корью детей нужно считать заразившимися. Такой путь передачи инфекции называется воздушно-капельным. При кори, коклюше, гриппе, гриппоподобных заболеваниях, краснухе, ветряной оспе и свинке этот способ заражения является основным. Поэтому заражение здорового ребенка происходит только при встрече его с больным.

Микробы и вирусы (возбудители указанных заболеваний) очень нестойки и очень быстро погибают во внешней среде. Только в редких случаях, если, например, на игрушку во время кашля попала мокрота больного коклюшем, и ее тут же взял в рот здоровый ребенок (хотя и находящийся в другой комнате), он может заразиться. В высохших же капельках микроб погибает. Поэтому практически при указанных заболеваниях заражение через вещи не происходит. Однако при скарлатине, дифтерии, дизентерии и натуральной оспе, когда возбудители могут длительное время сохранять жизнеспособность, источником распространения инфекции может быть не только сам больной, но и вещи, на которые падали выделения больного - белье, игрушки, посуда, а также лица, которые ухаживали за больным или имели с ним контакт. Особенно существенное значение в распространении инфекции играет несоблюдение личной гигиены ухаживающими за больным взрослыми (если они не моют руки и не снимают халат, отходя от больного). В распространении болезни участвуют и здоровые носители инфекции. Например, нередко дети и взрослые, особенно имевшие контакт с больными дифтерией, со слизистой носа или зева выделяют дифтерийного микроба, хотя сами при этом остаются здоровыми. Они являются бациллоносителями и могут быть источниками распространения дифтерии. Основным источником распространения инфекции является сам больной, особенно при инфекциях с нестойкими возбудителями. При инфекциях со стойкими возбудителями, кроме больного, источником распространения болезней могут быть бациллоносители, а также вещи, бывшие в употреблении у больного.

Периоды инфекционного заболевания

·1-й период инфекционного заболевания - скрытый (инкубационный), от момента заражения ребенка, до появления первых признаков болезни. В данный период инфекционного заболевания ребенок здоров, активен, и никаких жалоб у него нет. При разных инфекциях скрытый период имеет разную продолжительность.

·2-й период инфекционного заболевания - продромальный, или начало болезни. Отмечаются общие симптомы (головная боль, вялость, повышение температуры; могут быть тошнота, озноб), которые встречаются при любых заболеваниях. В этот период диагноз поставить еще нельзя. Обычно такое состояние длится от нескольких часов до 1-3 дней.

·3-й период инфекционного заболевания - разгар заболевания, когда проявляются признаки, характерные для конкретной инфекции. Этот период называют ещё периодом острых проявлений. Длительность его также разная.

·4-й период инфекционного заболевания - затихание болезни. Малыш начинает поправляться, он ещё плохо ест, сонливый, вялый, но температура уже не повышается, а проявления болезни уже исчезают. Обычно родители перестают волноваться именно в это время - температуры нет, стал веселее, беспокоиться не о чем... А как раз этот период самый опасный, так как именно сейчас могут выявиться осложнения.

Если ваш малыш пошел на поправку, стал веселым, активным, а через 2-3 дня вдруг опять повысилась температура, и он стал вялым - срочно вызывайте врача! Уложите малыша в постель, но не давайте никаких лекарств до прихода педиатра, так как это может изменить картину осложнения, и диагноз будет поставить сложно.

·5-й период инфекционного заболевания - выздоровление. Самочувствие ребенка улучшается, болезнь отступает.

Длительность первых двух периодов (инкубационного периода инфекционных заболеваний и продромального) у всех детских инфекционных заболеваний вполне определенная. А вот продолжительность остальных периодов зависит от защитных возможностей ребенка, тяжести болезни и, разумеется, от того, насколько хорошо ухаживают за малышом.

Воздушно-капельные инфекции и их профилактика

В детских учреждениях встречаются воздушно-капельные инфекции, обладающие большой способностью к распространению. Из них детскими инфекциями являются дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, эпидемический паротит (свинка), ветряная оспа, краснуха и др.

К воздушно-капельным инфекциям, поражающим одинаково взрослых и детей и часто встречающихся в детских учреждениях, относится грипп и катар верхних дыхательных путей.

При капельной инфекции выделение заразных микробов во внешнюю среду происходит при выдохе, кашле, чихании, разговоре. Со струей воздуха, с каплями слюны и слизи микробы от больного поступают в воздух, а затем в дыхательные пути здорового человека. Так и происходит заражение.

Многие возбудители инфекции оседают, прилипают к поверхности различных предметов и быстро погибают вследствие слабой приспособляемости их к внешней среде. Лишь некоторые возбудители (гемолитический стрептококк, дифтерийная палочка и др.) обладают достаточной жизнеспособностью вне человеческого организма. Кроме крупных капель слизи, в воздух выделяется большое количество мелких капель. При благоприятных условиях температуры, влажности и движения воздуха они могут держаться во взвешенном состоянии (в воздухе) в течение нескольких часов. Этим и объясняется широкое распространение капельных инфекций.

Знание особенностей передачи капельных инфекций от больного человека к здоровому, умелое пользование приемами, которыми располагает медицина, помогают ликвидировать эти инфекции в самом начале их появления. Прежде всего, нельзя допускать встречи здоровых детей с больными капельными инфекциями. Непосредственная встреча с источником инфекции особенно опасна. Ранняя, своевременная изоляция больного служит решающим моментом в предупреждении распространения инфекции. После этого должны быть проведены и другие противоэпидемические мероприятия - тщательная уборка или дезинфекция. При гриппе, кори, коклюше, ветряной оспе, свинке, краснухе заключительная дезинфекция не требуется, так как жизнеспособность возбудителей этих инфекций во внешней среде незначительна. Поэтому после удаления из детского коллектива таких больных достаточно сделать тщательную уборку помещения с широким проветриванием и в дальнейшем строго соблюдать санитарный режим детского учреждения. При дифтерии, полиомиелите и некоторых других болезнях микробы долго сохраняются в воздухе помещений и на предметах обихода. Поэтому при указанных инфекционных заболеваниях необходимы текущая и заключительная дезинфекция помещения и предметов обихода.

Чтобы предупредить рассеивание дифтерии, скарлатины, кори, коклюша, ветряной оспы, свинки, должны приниматься определенные санитарно-противоэпидемические мероприятия.

Дифтерия. Заболевание вызывается дифтерийной палочкой Леффлера. Источником заболевания является больной или бациллоноситель, причем очаги чаще возникают там, где болезнь не распознана. Различают заболевание дифтерией носа, зева, гортани, глаз, ушей, половых органов (у девочек), кожи.

Ребенка при подозрении на заболевание дифтерией немедленно изолируют в детском учреждении или направляют домой под наблюдение участкового врача.

При точном установлении диагноза ребенку тотчас же вводят противодифтерийную сыворотку и направляют в больницу. В детском учреждении после изоляции больного ребенка проводится текущая дезинфекция. Посуду для еды, бывшую в употреблении больного, кипятят или погружают в 0,05-процентный (5 г на 10 л воды) раствор хлорамина на 30 минут, если посуда не содержит остатков пищи, или в 1-процентный раствор хлорамина на 1 час при наличии на ней остатков пищи. Чистую посуду больного держат закрытой. Посуду для выделений из зева заливают 3-процентным раствором хлорамина или лизола на 2 часа, затем ее промывают горячей водой. Носовые платки и полотенца после их использования необходимо прокипятить в содовом растворе (2 чайные ложки соды на 1 л воды) в течение 30 минут или замочить в 3-5-процентном растворе лизола или хлорамина. Белье больного нужно собрать и замочить в 0,2-процентном растворе хлорамина на 1,5 часа. Игрушки (резиновые, целлулоидные), которыми пользовался изолированный больной, замачивают в дезинфицирующем растворе. Игрушки мягкие, из папье-маше, книжки, картинки сжигают. После установления диагноза дифтерии проводится заключительная дезинфекция санитарно-эпидемиологической станцией с последующей уборкой помещения, назначается карантин.

Дети и персонал той группы, где произошло заболевание, обследуются на бациллоносительство (берутся для анализа мазки из зева и носа). До проведения дезинфекции и получения отрицательных результатов бактериологического исследования дети этой группы в детское учреждение не допускаются. После дезинфекции и получения отрицательных анализов на бациллоносительство детей направляют в группу, но за ними в течение 7-8 дней устанавливают врачебное наблюдение.

В случае обнаружения у кого-либо из детей или персонала дифтерийных палочек разобщение их со здоровыми детьми прекращается только после получения отрицательных результатов двукратного (с 2-дневными промежутками) бактериологического исследования.

Если, несмотря на принятые меры, будут повторные заболевания дифтерией (в одной и той же или в других группах), можно предполагать, что источник инфекции находится в самом детском учреждении. В таких случаях по предписанию эпидемиолога или санитарного врача приходится иногда временно закрывать детское учреждение. После окончания карантина у всех детей и персонала снова берется анализ на дифтерию.

Основная мера профилактики дифтерии - обязательное проведение прививок детям, начиная с 5-6-месячного возраста. В настоящее время применяется комбинированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина.

Скарлатина

Возбудитель скарлатины окончательно не установлен. Одни исследователи считают возбудителем гемолитический стрептококк, другие - фильтрующийся вирус, под действием которого стрептококк активизируется.

Главным источником инфекции является больной. При выявлении больного скарлатиной его немедленно изолируют в отдельную комнату или бокс и в зависимости от бытовых условий ребенка отправляют домой или принимают меры для срочной госпитализации. После удаления заболевшего в детском учреждении проводится текущая дезинфекция и тщательная уборка, кипячение посуды и белья, а также проветривание помещений. Учреждение продолжает функционировать.

Группа, в которой было заболевание, полностью изолируется от остальных на 7 дней, прием в нее новых детей, не болевших скарлатиной, на это время прекращается.

Во время карантина врач ежедневно тщательно следит за состоянием зева, кожи у детей этой группы и персонала, измеряет температуру. Ребенка и взрослого при малейшем подозрении на легкую ангину, особенно в том случае, если они общались с больным скарлатиной, надо немедленно удалять. Их не допускают в детское учреждение в течение 12 дней. Они подлежат изоляции дома. Дети карантинной группы должны проводить длительное время на свежем воздухе, во время сна кровати их следует максимально раздвинуть. Для повышения устойчивости организма против болезни желательно больше давать детям витаминов, особенно витамина С (в виде настоя шиповника, лимона, аскорбиновой кислоты и др.).

В случае контакта с больным скарлатиной дома дети, не болевшие ею, допускаются в детское учреждение через 7 дней после госпитализации или прекращения общения с больным ребенком.

Работники дошкольного учреждения, соприкасавшиеся с больным скарлатиной вне детского учреждения, могут быть допущены на работу при отсутствии у них воспалительных явлений зева и носоглотки. В течение 7 дней (после изоляции больного) за ними проводится медицинское наблюдение. Для предупреждения заражения от переболевших детей с болезненным состоянием носоглотки (острый и хронический насморк, воспаление миндалин и т.д.) удлиняют срок пребывания их и лечение дома.

Корь. Вызывается фильтрующимся вирусом. Так же как и при других инфекциях, сам больной корью является распространителем болезни. Поэтому ребенка, заболевшего корью, немедленно изолируют от здоровых детей, направляют домой или в больницу. Он может быть допущен в детское учреждение на 5-й день после появления сыпи и при отсутствии осложнений, а при наличии осложнений -через 11 дней от начала высыпания.

Учитывая высокую заразительность кори, группа детей, имевшая общение с больным, практически должна считаться зараженной. Детей надо подвергать самой строгой изоляции от других групп (отдельная приемная, вход, заклеивание щелей в дверях с двух сторон бумагой в два слоя и т. д.). Заключительная дезинфекция не проводится. Помещение подвергается уборке и, что особенно важно, усиленному проветриванию.

Из боязни распространения кори в некоторых детских учреждениях заклеивают вентиляционные отверстия и тем нарушают воздухообмен. Между тем передача коревого вируса через вентиляционные ходы может произойти только в том случае, если две находящиеся одна над другой группы присоединены к одному каналу, что недопустимо. При правильном же устройстве вентиляций подобная опасность исключена.

Единственной мерой борьбы с распространением кори до последнего времени являлось введение ребенку противокоревой сыворотки или гамма-глобулина. Однако невосприимчивость ребенка, вызванная прививкой, длится всего 3-4 недели, и поэтому проблема борьбы с корью этим не разрешается. Многие годы ученые добивались создания такой вакцины, при введении которой организм становится невосприимчивым к кори. В настоящее время вакцина против кори найдена. Это отечественная живая коревая вакцина. Живой коревой вакциной прививают детей в возрасте от 10 месяцев до 8 лет, кроме переболевших корью и имеющих медицинские противопоказания. Детей, посещающих детские дошкольные учреждения, прививают в этих учреждениях. Родители должны быть оповещены о прививках детям, чтобы вести наблюдения за ними после прививки.

Введение живой коревой вакцины не сопровождается реакцией непосредственно после прививки, и лишь с 6-го по 18-й день у некоторых вакцинированных детей могут возникнуть клинические проявления, вызванные введением вакцины (повышение температуры, катаральный конъюнктивит <#"justify">инфекционный заболевание вакцинация детский

Сравнительная характеристика некоторых воздушно-капельных инфекций

КорьКраснухаЭпид. паротитВетряная оспаСкарлатинаИнфекционная эритемаПуть инфицированиявоздушно-капельныйвоздушно-капельныйвоздушно-капельныйвоздушно-капельныйвоздушно-капельныйвоздушно-капельныйВозбудительвирус коривирус краснухивирусвирус герпесастрептококквирусИнкубационный период (от момента заражения до появления симптомов)от 7 до 14 днейот 14 до 21 дняот 12 до 21 дняот 14 до 21 дняот нескольких часов до 7 дней7-14 днейкарантин10 дней14 дней21 день21 день7 дней14 днейИнтоксикация (головная боль, ломота в теле, плохое самочувствие, капризы)выраженнаяумереннаяот умеренной до выраженнойот умеренной до выраженнойвыраженнаяумереннаяПовышение температурыдо 40 градусов и вышедо 38 градусов Сдо 38,5 градусов Сдо 40 градусов С и вышедо 39 градусов СДо 38 градусов СХарактер сыпиплоские красноватые пятна различного размера на бледном фоне (100%)плоские мелкие розовые пятна на бледном фоне (в 70%)сыпи неткрасные зудящие пятна, которые превращаются в пузырьки с прозрачным содержимым, впоследствии вскрывающиеся и покрывающееся корочками (100%)ярко-красные мелкоточечные пятна на красном фоне, сливаются в сплошное покраснение (100%)На щеках сначала красные точки, затем пятна. Затем припухшие красные пятна, бледноватые в центре на телеРаспространенность сыпина лице и за ушами, распространяется на тело и рукина лице, распространяется на телосыпи нетна лице и теле, распространяется на конечности, слизистые оболочкипо всему телу, наиболее ярко - в складках; сыпь отсутствует на участке кожи между носом и верхней губойСначала на щеках, затем по всему телуКатаралные явлениякашель, насморк, конъюнктивит предшествуют появлению сыпинасморк, кашель - иногдане характерныне характерныангинанасморкОсложненияпневмония, отит, в редких случаях - энцефалитредко - энцефалитменингит, панкреатит, воспаление половых желез, пиелонефритэнцефалит, менингоэнцефалит, миокардит, нефритревматизм, миокардит, энцефалит, отит, нефритРедко - артритПериод заразностис момента появления первых симптомов и до 4-го дня после появления первых высыпанийза 7 дней до и 4 дня после появления сыпис последних дней инкубационного периода и до 10 дня после появления симптомовс последних дней инкубационного периода и до 4-го дня после появления последних высыпанийс последних дней инкубационного периода и до конца периода высыпанийВ период катаральных явлений

Общая профилактика инфекционных заболеваний

Особенностью детей дошкольного возраста является их большая восприимчивость к инфекционным заболеваниям. В коллективе при тесном общении детей друг с другом возможность заражения увеличивается. Поэтому важнейшая задача работников детских дошкольных учреждений состоит в ограждении детского коллектива от возникновения в нем заразных болезней и их распространения.

Для профилактики инфекционных заболеваний в детских учреждениях следует выполнять следующие правила:

·групповая изоляция, т. е. для каждой группы выделены отдельные помещения и вход в здание, а на участке площадка, то создается возможность при появлении инфекционного заболевания ограничить его распространение.

·не менее важен правильный порядок утреннего приема детей. В приемной и раздевальной не должно быть большого скопления, длительного пребывания детей и родителей.

·заболевшего в группе ребенка медицинский работник должен как можно скорее осмотреть и в случае надобности вызвать кого-либо из родителей. Ребенка направляют домой под наблюдение участкового врача или в больницу, В этой группе устанавливается карантин, прием новых и временно отсутствовавших детей на срок инкубационного периода прекращается. Во время карантина группа полностью разобщена с остальными как в помещении, так и на участке. Если во время карантина обнаруживается в данной группе новый случай этого же заболевания, то устанавливается новый срок карантина, считая от даты последнего заболевания.

·Обслуживающему персоналу карантинной группы также не следует общаться с персоналом других групп. В течение карантина необходимо проводить соответствующие санитарные и дезинфекционные мероприятия, которые зависят от характера инфекции и способа ее передачи.

Заключение

Вакцинация - единственный способ защиты от ряда заболеваний, которые невозможно вылечить другими средствами или само лечение может вызвать осложнение (например, корь, дифтерия и пр.). Врожденной невосприимчивости к инфекционным заболеваниям, от которых существуют прививки - нет. Если мама ребенка когда-то болела ими, то первые 3--6 месяцев жизни доношенный ребенок может быть защищен материнскими антителами, которые попали к нему через плаценту во время беременности и через грудное молоко. У недоношенных детей и детей на искусственном вскармливании такой защиты нет. Поскольку возможность заболеть из-за контактов с другими людьми велика, очень важно прививать малышей с самого раннего возраста.

Список использованных источников

1.Методические рекомендации "Профилактика острых респираторных вирусных инфекций в детских дошкольных учреждениях" (утв. Минздравом СССР 12 июня 1980 Г. N 08-14/4-14)

2.<http://akusherstvo.policlinica.ru/vet6.html>

.<http://www.detskiysad.ru/gigiena/osnovy12.html>

.<http://www.tebyan.net/index.aspx?pid=191754>

.<http://www.tiensmed.ru/news/post_new2744.html>

.<http://2mm.ru/zdorovie/771/>

Похожие работы на - Детские инфекционные заболевания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!