ОЗср - Средняя сумма облигационного займа.
Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) - это показатель, позволяющий предприятию оценивать эффективность своих финансовых вложений.
Средневзвешенная стоимость капитала - крайне эффективный и информативно емкий показатель привлекательности перспективы инвестиционных капиталовложений в определенное предприятие в определенный момент времени. Грамотная интерпретация полученных данных - ключ к успешному вложению средств.
.4 Структура капитала и методы ее оптимизации
Структура капитала отражает то, как фирма финансирует свои деятельность и рост при использовании различных источников финансирования.
При формировании предприятия одной из наиболее важных задач является оптимизация структуры капитала.
Потребность в оптимизации определяется многими факторами, в том числе:
Стратегией и целями развития предприятия;
Длительностью производственного цикла;
Производственной программой;
Размерами предприятия.
Задачи оптимизации структуры капитала предусматривают максимизацию цены бизнеса и цены предприятия при минимизации цены капитала. Реально достижение максимально (минимально) возможных величин зависит от многих, зачастую трудно учитываемых факторов. Как правило, ставится задача оценки возможных путей снижения цены капитала, основанная на оптимизации структуры капитала, которая называется реструктуризацией капитала.[6]
Оптимизация структуры капитала предприятия осуществляется различными методами. Среди них:
. Метод оптимизации структуры капитала по критерию политики финансирования активов. Этот метод основан на дифференцированном выборе источников финансирования различных составных частей активов предприятия.
В этих целях все активы предприятия подразделяются на такие три группы:
а) внеоборотные активы;
б) постоянная часть оборотных активов (неизменная часть их размера, не зависящая от сезонных и других циклических особенностей производственно-коммерческой деятельности);
в) переменная часть оборотных активов (варьирующая их часть, определяемая сезонным или другим циклическим возрастанием объема производственно-коммерческой деятельности).
. Метод оптимизации структуры капитала по критерию его стоимости. Стоимость капитала дифференцируется в зависимости от источников его формирования. В процессе оптимизации структуры капитала по этому критерию исходят из возможностей минимизации средневзвешенной стоимости капитала.
. Метод оптимизации структуры капитала по критерию эффекта финансового левериджа. Леверидж показывает, во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж. Этот эффект заключается в повышении рентабельности собственного капитала при увеличении удельного веса заемного капитала в общей его сумме до определенных пределов.
Предельная доля заемного капитала, обеспечивающая максимальный уровень эффекта финансового левериджа, будет характеризовать оптимизацию структуры используемого капитала по этому критерию.
. Анализ цены и структуры капитала АО на примере предприятия ООО «Конфетпром»
.1 Краткая характеристика ООО «Конфетпром»
ООО «Конфетпром» ведет свою деятельность с 1989 года, предлагая потребителям самый широкий выбор высококачественной продукции.
На сегодняшний день ООО «Конфетпром» представляет собой несколько современных производственных комплексов, оснащенных новейшим высокотехнологичным оборудованием от ведущих европейский производителей.
Ассортимент компании представлен более чем 250 наименованиями: вафельные конфеты; жевательный мармелад; не имеющие аналогов конфеты на основе нуги, мягкой карамели и нежнейшей помады с различными добавками; плиточный шоколад; шоколадные батончики; желейные конфеты; пралиновые конфеты; грильяж; наборы конфет; карамель; печенье; вафли, вафельные торты; мармелад; зефир; драже. Основными брендами фабрики являются: «Лёвушка», «Маленькое чудо», «Детский сувенир» и т.д.
Вся продукция ООО «Конфетпром» изготавливается без применения генномодифицированных организмов, что ежегодно подтверждается декларациями об изготовлении продукции без применения ГМО. Качество и безопасность продукции обеспечивается интегрированной системой менеджмента, соответствующей требованиям международных стандартов.
На протяжении всего времени ООО «Конфетпром» остается одним из ведущих предприятий отрасли. Опираясь на опыт предыдущих лет, на фабрике выстроена четкая и отлаженная схема работы с покупателями, согласно которой персонал оперативно реагирует на сложившуюся ситуацию в кондитерском рынке и учитывает все пожелания и предложения.
Организована программа выпуска кондитерских изделий под торговыми марками заказчиков. На сегодняшний день это одно из наиболее перспективных направлений производства кондитерских изделий - ведь каждая торговая сеть хочет иметь «свое лицо». Мы готовы к сотрудничеству в этой сфере, тем более что ООО «Конфетпром» имеет опыт в этом роде деятельности, в том числе с международными транснациональными корпорациями.
Маркетинговая политика предприятия - умелое сочетание высокого качества и разумной цены. Благодаря этому ООО «Конфетпром» удерживает прочное положение среди других производителей кондитерских изделий.
Продукция ООО «Конфетпром» представлена и востребована во всех регионах Российской Федерации, странах СНГ, Европы и Дальнего зарубежья.
В планах развития ООО «Конфетпром» увеличение доли продукции на российском и международном рынках, модернизация производства и совершенствование технологических процессов производства. Особое внимание будет уделяться также системе продаж, как одной из важных составляющих эффективной деятельности.
Основные данные о деятельности компании даются в таблице 1.
Таблица 1
Основные данные деятельности предприятия
ПоказателиСостояние на начало 2013г.Уставный капитал, тыс.руб.1018Прочий капитал, тыс. руб.293Основные средства, тыс. руб.5165Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, тыс. руб.152Среднесписочная численность работников (чел.), в том числе:710управленческий персонал30обслуживающий персонал70рабочие основного производства610Товарооборот продукции (тыс. руб.)1261
.2 Анализ структуры капитала на примере ООО «Конфетпром»
Прежде чем начать анализ структуры капитала, стоит произвести анализ финансово-хозяйственной деятельности, который играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в её управлении, в укреплении её финансового состояния. Коэффициентов при этом анализе достаточно много, я коснусь самых важных, на мой взгляд:
.Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт денежных средств на расчетный счетах и краткосрочных финансовых вложений. Это один из самых важных финансовых коэффициентов. Нормальным считается значение коэффициента более 0.2. Чем выше показатель, тем лучше платежеспособность предприятия. С другой стороны, высокий показатель может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала, о слишком высокой доле неработающих активов в виде наличных денег и средств на счетах. Рассчитывается по следующей формуле:
Кабс.л. = ф. 1 стр. (1240 + 1250) /ф. 1 стр. (1520 + 1510)
Для ООО «Конфетпром» показатель абсолютной ликвидности по состоянию на 31 декабря 2013г. равен:
Кабс.л. = (100 + 163) / (6391 + 525) = 0,04
.Коэффициент промежуточной (срочной) ликвидности - это один из важных финансовых коэффициентов, который показывает, какая часть краткосрочных обязательств компании может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам с дебиторами. Чем выше показатель, тем лучше платежеспособность предприятия. Нормальным считается значение коэффициента более 0,8 (некоторые аналитики считают оптимальным значением коэффициента 0,6-1,0) что означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности должны покрывать текущие долги организации. Этот коэффициент можно найти по следующей формуле:
Кпром.л. = ф. 1 стр. (1230 + 1240 + 1250) / ф. 1 стр. (1520 + 1510 + 1550)
Для ООО «Конфетпром» по состоянию на 31 декабря 2013г.:
Кпром.л. = (4071 + 100 + 163) / (6391 + 525 + 0) = 0,6
Таким образом, данный коэффициент, в принципе, находится в пределах нормы, что означает, что предстоящие поступления от текущей деятельности «Конфетпром» должны покрывать текущие долги организации.
. Коэффициент текущей ликвидности - финансовый коэффициент, равный отношению текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия. Нормальным считается значение коэффициента от 1,5 до 2,5. Неблагоприятно как низкое, так и высокое соотношение. Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета. Значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала. Коэффициент рассчитывается по формуле:
Ктл = ф.1 стр. 1200 / ф.1 стр. (1520 + 1510 + 1550)
Для ООО «Конфетпром» по состоянию на 31 декабря 2013г. :
Ктл = 5685 / (6391 + 525 + 0) = 0,8
Значение этого коэффициента ниже нормы. Это означает, что ООО «Конфетпром» подвергается финансовому риску, связанному с тем, что организация не может стабильно оплачивать текущие счета.
. Коэффициент финансовой устойчивости - доля чистых активов в совокупных активах компании. Коэффициент финансовой устойчивости показывает долю активов компании, финансируемых за счет собственного капитала. В качестве рекомендуемого стандарта для данного коэффициент используется интервал значений 0,5-0,7. Коэффициент рассчитывается по формуле:
Кфин.уст. = ф.1 стр. (1300 + 1400) ф. 1 / ф. 1 стр. 1700
Для ООО «Конфетпром» по состоянию на 31 декабря 2013г.:
Кфин.уст. = (1311 + 2554) / 11455 = 0,4
Таким образом, доля активов ООО «Конфетпром», финансируемые за счет собственного капитала, практически находятся в приделах нормы.
. Коэффициент автономии (финансовой независимости): характеризует независимость предприятия от заемных средств и показывает долю собственных средств в общей стоимости всех средств предприятия. Чем выше значение данного коэффициента, тем финансово устойчивее, стабильнее и более независимо от внешних кредиторов предприятие. Нормативным общепринятым значением показателя считается значение коэффициента автономии больше 0,5 но не более 0,7.
Кавтономии = Ф.1 стр. (1300 + 1530) ф. 1 / ф. 1 стр. 1700
Для ООО «Конфетпром» по состоянию на 31 декабря 2013г.:
Кавтономии = (1311 + 674) / 11455 = 0,2
Можно сделать выводы, что ООО «Конфетпром» зависима от внешних кредиторов и является не совсем финансово устойчивой организацией.
. Коэффициент оборачиваемости текущих активов (оборачиваемость оборотных активов): характеризует скорость оборота всех мобильных средств предприятия. Нормативных значений коэффициента оборачиваемости активов нет, поэтому необходимо исследовать непосредственно динамику изменения данного показателя во времени для одного предприятия или отрасли. Чем выше коэффициент оборачиваемости активов, тем больше эффективность использования активов. Данный показатель отличается от показателей рентабельности активов в том, что он не показывает прибыльность предприятия, а характеризует интенсивность оборота. Формула:
Коб.тек.активов = ф.2 стр. 2110 / 0,5 * ф.1 (стр. 1200 на начало года + стр.1200 на конец года)
Для ООО «Конфетпром» по состоянию на 31 декабря 2012г.:
Коб.тек.активов =1482 / 0,5 * (4110 + 2743) = 0,1
Для ООО «Конфетпром» по состоянию на 31 декабря 2013г.:
Коб.тек.активов = 2110 / 0,5 * (2743 + 5685) = 0,5
Можно сделать вывод, что ООО «Конфетпром» в 2013г. повысила коэффициент оборачиваемости активов на 0,4, что говорит об эффективном использовании активов.
. Коэффициент общей рентабельности. Основной и самый распространенный показатель, оценивающий прибыльность. Данный показатель определяется как отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации товаров, работ и услуг, производимых предприятием:
Кобщ.рент. = ф.2 стр. 2300 / ф.2 стр. 2110 * 100%
Для ООО «Конфетпром» по состоянию на 31 декабря 2013г.:
Кобщ.рент. = 200 / 1664 * 100% = 12,02%
Следовательно ООО «Конфетпром» является не очень прибыльной организацией.
От того, какие средства имеются у предприятия, а также куда они вложены, во многом зависит финансовая структура того или иного предприятия. Для того, чтобы произвести оценку правильности формирования источников финансирования деятельности предприятия, а также его рыночной устойчивости, стоит проанализировать структуры собственных и заемных средств. Если говорить о внутреннем анализе финансовой структуры, то необходимо провести изучение структуры и динамики собственного и заемного капитала, выявить причины изменения его отдельных элементов и в конечном счете дать оценку всем этим изменениям за отчетный период. Для этого будем полагаться на данные таблицы 2 и таблицы 3.
Таблица 2 Анализ динамики и структуры источников капитала
Источник капиталаСумма, тыс. руб.2011г.2012г.2013г.Собственный капитал128112281311Заемный капитал9618832710144Итого10899955511455
На ООО «Конфетпром» (табл.2) за 2013г. увеличилась сумма и собственного и заемного капитала. В его структуре доля заемных средств на 2013г увеличилась на 5,5% , что свидетельствует о повышении степени финансовой зависимости предприятия от внешних кредиторов.
Таблица 3 Динамика структуры собственного капитала
Источник капиталаСумма, тыс. руб.на начало 2011г.на начало 2012г.на начало 2013г.Уставный капитал102610261018Добавочный капитал---Резервный капитал768694Нераспределенная прибыль11069142Итого113610951160
Исходя из данных таблицы 2 и таблицы 3, можно сделать следующие выводы:
.В структуре собственного капитала наибольшую часть составляет уставный капитал - это связано с организационно-правовой формой предприятия.
.В 2011г. И в 2012г. Доля уставного капитала в общей сумме собственных средств не изменилась, но в 2013г. Произошло небольшое снижение этой доли на 0,8% или на 800 тыс.руб. Возможно, это связанно с незначительным ростом доли нераспределенной прибыли в 2013г. по сравнению с 2012г. (на 5,8 %).
.Резервный капитал, начиная с 2012г. начал расти. В 2013г. по сравнению с 2011г. он увеличился на 23,7%.
Факторы изменения собственного капитала нетрудно установить по данным отчета ф. № 3 «Отчет об изменениях капитала» и данным аналитического бухгалтерского учета, отражающим движение уставного, резервного и добавочного капитала, нераспределенной прибыли, целевого финансирования и поступлений.
Таблица 4 Динамика структуры заемного капитала
Источник капиталаСумма средств, тыс.руб.2011г.2012г.2013г.Краткосрочные кредиты банка310150525Кредиторская задолженность:800448836391по оплате труда-708426органам соцстраха-10201030поставщикам-1247394
Из таблицы 4 видно, что основную долю в заемном капитале занимает кредиторская задолженность, в том числе задолженность поставщикам в 2012г. - 19,5%, в 2013г. этот показатель снизился и стал составлять 6,2%. Но произошло снижение доли кредиторской задолженности (в основном за счет снижения задолженности поставщикам на 13,3 %) в пользу краткосрочных кредитов банка (в 2013г. По сравнению с 2011г. этот показатель увеличился на 69,4%). Это еще не говорит об ухудшение положения предприятия, так как рост кредитов банка может произойти из-за наращивания мощностей предприятия или из-за совершенствования технологий и прочего. Но для инвесторов и прочих заинтересованных лиц этот факт может привести к выводу, что предприятие все больше становится зависимым от кредитов банка, но это не так, поскольку средства не замораживаются. В остальном кредиторская задолженность по остальным статьям незначительно выросла, что не повлияло на рост всей суммы кредиторской задолженности.
Опираясь на данные таблицы 5, найдем средневзвешенную цену капитала.
Таблица 5 Расчет средневзвешенной цены капитала
Источники средствСредняя стоимость источника для ООО,%Удельный вес в пассиве баланса, доли единицы1. Обыкновенные акции200,302.Привилегированные акции180,273.Корпоративные облигации100,154.Долгосрочные кредиты банков120,185.Кредиторская задолженность60,09Итог1
В общем виде средневзвешенная стоимость капитала является суммой стоимости каждого компонента капитала, умноженной на его удельный вес в общей структуре. Таким образом, получаем:
СЦК 2013 = 20% * 0,30 + 18% * 0,27 + 10% * 0,15 + 12% * 0,18 + 6% * 0,09 = 15,06%.
Учетная ставка Центрального банка России на 2013 г. была установлена в 5,5%. Если кредит выдают по учетной ставке, то привлечение капитала по СЦК = 15,06% для ООО невыгодно. Средняя процентная ставка на региональном кредитном рынке в 2013г. - 13,5%. Она ниже, чем СЦК. Подобное соотношение неблагоприятно для акционерного общества.
.3 Заключение о финансовом положении предприятия
По структуре баланса можно отметить некоторое улучшение статей актива. Так, на конец рассматриваемого периода выросли нематериальные активы (на 14 тысяч или на 15,2%) и финансовые вложения (на 400 тысяч). Несколько негативное изменение произошло по статье «Дебиторская задолженность», так на конец года долги дебиторов выросли на 3 171 000руб. или на 452,3%. Это отрицательный показатель, так как он свидетельствует о снижении платежной дисциплины покупателей и заказчиков организации.
Общая величина текущих активов выросла на 1 900 000 руб. или на 19,85% в основном за счет финансовых вложений и дебиторской задолженности.
Из-за того, что снизились показатели по статье «Основные средства» (на 22,2%) и «Доходные вложения в материальные ценности» (на 19,5), снизилась и доля внеоборотных активов (на 15,3%).
По статьям пассива можно отметить положительные тенденции увеличения собственного капитала на 830 000 руб. Но данное изменение никак не сказалось на устойчивости предприятия, так как доля собственного капитала (11,5%) гораздо ниже доли заемного (88,6%). Заемный капитал вырос в основном за счет краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности.
Практически все рассчитанные показатели (показатели ликвидности, рентабельности, оборачиваемости) оказались ниже нормы, что говорит о том, что организация находится в не очень хорошем финансовом положении.
Таким образом, ООО «Конфетпром» не смогло улучшить свое финансовое положение и выйти из неустойчивого состояния. Если оценивать положение компании, а именно структуру капитала, со стороны банков и прочих кредиторов, то для них более надежна ситуация, если доля собственного капитала у клиентов более высокая, что исключает финансовый риск. В моем же примере, все наоборот.
Заключение
акционерный общество стоимость капитал
Финансовое состояние предприятий, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия по функциональному признаку. Оценка изменений, которые произошли в структуре капитала, может быть разной с позиций инвесторов и предприятия.
В данной курсовой, я рассмотрела теоретические аспекты цены и структуры капитала, а также произвела их и рассчитала средневзвешенную стоимость на примере ООО «Конфетпром». И пришла к выводу, что данной организации необходимо пересматривать статьи расходов и доходов для того, чтобы выйти из неустойчивого финансового положения.
Список используемой литературы
1.Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: ФИНАНСЫ и Статистика, 2012г., 210 с.;
.Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов -М.:Инфра - М., 2011г., 472с.;
.Ионова И.Ф., Н.Н. Селезнева Финансовый анализ. Управление финансами - М.: ЮНИТИ, 2013г., 369 с.;
.Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика - М.: Финансы и статистика, 2014г., 266с.;
.Кондрашова В. Управление доходностью капитала -М.: Московский государственный университет печати, 2011 г., 228 с.;
. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов.- М. ЮНИТИ-ДАНА, 2013г., 410с.;
. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. - 10-е изд., - М.: Новое знание, 2012г., 235с.;
. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012г., 324с.;
. Юджин Ф. (в переводе Н.Ливинская) Финансовый менеджмент - М.: Питер, 2013г., 592с.