Программа восстановления при нарушениях осанки во фронтальной плоскости у детей среднего школьного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,93 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Программа восстановления при нарушениях осанки во фронтальной плоскости у детей среднего школьного возраста












КУРСОВАЯ РАБОТА

«Программа восстановления ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ ВО ФРОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ У детей среднего школьного возраста»

Оглавление

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Характеристика правильной осанки

.2 Этиология, патогенез развития нарушения осанки во фронтальной плоскости

.3 Методы оценки состояния осанки

.4 Методика лечебной физической культуры при нарушениях осанки

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы исследования

.1.1 Антропометрические измерения

.1.2 Функциональные методы

.1.3 Методы определения физической подготовленности

.1.4 Методы математической статистики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ


ДОУ - дошкольное образовательное учреждение

ЖЕЛ - жизненная емкость легких

ЛФК - лечебная физическая культура

ОРУ - общеразвивающие упражнения

ЧСС - частота сердечных сокращений

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Проведенные учеными массовые исследования состояния опорно-двигательного аппарата у детей позволили оценить распространенность нарушений в период школьного онтогенеза.

Высокая социальная значимость деформаций позвоночника и стоп, нарушений осанки определяется их ролью в снижении качества жизни детей, в формировании инвалидизирующих состояний [30]. Физиологическая потребность ребенка в движении для нормального роста и развития составляет 17-22 тысячи движений в сутки. Большинство детей реализуют только 60-70 % этой потребности. Приходя же в первый класс школы, ребенок вынужденно, в силу организации режима школьной жизни в 2 раза снижает свою двигательную активность [25].

Возрастная динамика распространенности нарушений осанки и деформаций позвоночника свидетельствует о высокой частоте встречаемости и неуклонном их росте, от старшего дошкольного до старшего школьного возраста [44].

По литературным данным, при определении корреляционной зависимости нарушений осанки от средовых факторов образовательных учреждений установлено, что в 64% случаев эти нарушения обусловлены несоответствием рабочих мест росто-возрастным характеристикам учащихся [4].

Установлено, что используемая учебная мебель не соответствует росто-возрастным характеристикам детей в среднем в 15-20% случаев в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и в 75-80% - в начальной школе. [45].

При оценке причин такого несоответствия было выявлено, что при оборудовании классных помещений не учитываются современные особенности возрастного распределения учащихся по группам роста [26].

Начиная с 12-летнего возраста, частота нарушений осанки во фронтальной плоскости у мальчиков составляет 7,5 случаев, а у девочек - 4,4 случая на 100 обследованных детей. Впервые такая разница начинает проявляться с 3-4 летнего возраста. Подобная тенденция сохраняется и при нарушении осанки в сагиттальной плоскости: частота круглой спины у мальчиков составляет 3,0; у девочек - 2,5; а сутулой спины - 6,1 и 5,1 на 100 обследованных соответственно [43].

Также серьезной проблемой способствующей появлению нарушений в осанке и развитию сколиоза, является ранец. Исследования ученых позволили установить, что несоответствие веса ранцев с учебниками гигиеническим нормативам составило в среднем 7-10% [35]. Все это обуславливает необходимость своевременно, с ранних лет, предпринимать меры коррекции, предупреждающие прогрессирование нарушений осанки.

Цель исследования: выявить эффективность составленной программы восстановления детей среднего школьного возраста с нарушением осанки во фронтальной плоскости (грудной отдел), направленной на повышение общего тонуса организма, нормализацию функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища, выработку мышечного корсета.

Задачи исследования:

1. На основании анализа научно-методической литературы изучить наиболее эффективные средства и методы восстановления при нарушениях осанки у детей.

. Разработать программу восстановления для детей среднего школьного возраста с нарушением осанки во фронтальной плоскости (грудной отдел).

. Изучить динамику антропометрических показателей, функционального состояния дыхательной системы и физической подготовленности у детей с нарушением осанки во фронтальной плоскости в ходе педагогического эксперимента, и оценить эффективность разработанной программы восстановления.

осанка нарушение фронтальный дети

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.1 Характеристика правильной осанки


Осанка - это привычное непринужденное положение тела человека, которое он сохраняет в состоянии покоя и при движении, основанное на условном рефлексе и закрепленное в процессе жизни [1]. Осанка является одной из важнейших характеристик физического развития, которое принято оценивать по таким показателям телосложения как линейные размеры, объемы, соотношение длины и массы тела [9]. Осанка включает не только антропометрические данные, а и биомеханические, кинематические и энергетические составляющие физиологии движения, эстетическую характеристику, педагогическую доминанту, обеспечивающую формирование поведенческих навыков и самоконтроля [16].

Задачи осанки:

1. основная задача осанки - предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц;

. осанка выполняет утилитарную задачу. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом амплитуда движений всех суставов максимальна;



n

    (2.1)

где: х1+ х2+ …+ хn испытуемые, n - общее количество испытуемых в выборке [23].

. Среднее квадратическое (или стандартное) отклонение σ. Основной мерой статистического измерения изменчивости признака у членов совокупности служит среднее квадратическое отклонение σ (сигма) или, как часто ее называют, стандартное отклонение. Теория вариационной статистики показала, что для характеристики любой генеральной совокупности, имеющей нормальный тип распределения достаточно знать два параметра: среднюю арифметическую и среднее квадратическое отклонение. Эти параметры заранее не известны и их оценивают с помощью выборочной средней арифметической и выборочного стандартного отклонения, которые вычисляются при обработке случайной выборки.

 (2.2)

где: ∑ni = 1 (χ-)2 данные по каждому испытуемому в отношении к средней величине, n - общее количество испытуемых в выборке [15].

. Стандартная ошибка средней арифметической или ошибка репрезентативности σ характеризует колебания средней. При этом необходимо отметить, что чем больше объем выборки, тем меньше разброс средних величин.

Стандартная ошибка средней вычисляется по формуле 2.3 [23]:

 (2.3)

. Коэффициент вариации (V). Изложенные выше характеристики совокупности (средняя арифметическая и среднее квадратическое отклонение) имеют один недостаток: они дают показатель изменчивости признака в именованных величинах, а не в относительных. Поэтому сопоставление (или сравнение) разноименных признаков по этим параметрам невозможно.

В этом случае удобно пользоваться коэффициентом изменчивости признака, который выражается в относительных величинах, а именно в процентах, и вычисляется по формуле 2.4:

 (2.4)

Чем больше V, тем более изменчив признак. Значения коэффициента вариации, не выходящие за пределы 10%, принято считать нормальными. Если V>20%, то выборка некомпактна по заданному признаку [15].

. Критерий t Стьюдента направлен на оценку различий величин средних X и Y двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине. Рассчитывается по формуле:

 (2.5)

где: X2 - среднее группы вторых измерений, X1 - среднее группы первых измерений, σ22 - стандартное отклонение вторых измерений, возведенное в квадрат, σ12 - стандартное отклонение первых измерений, возведенное в квадрат [23].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Позвоночник играет главную роль в здоровье человека. Он является основой скелета, придает телу нужную форму, к позвоночнику прикрепляются большие и малые мышцы и связки спины и живота. За счет них тело удерживается в вертикальном положении, а органы в должных местах [2]. Заболевания позвоночника стали общей проблемой человечества, боли в спине - обычным явлением [51].

Среди детей среднего школьного возраста нарушениями осанки страдает одна треть детей Беларуси в возрасте от 3 до 15 лет, которое впоследствии может привести к сколиозу. Причем, по мнению ряда педиатров Беларуси, нарушение осанки у детей среднего школьного возраста можно выявить у 90%, а средний уровень заболеваемости сколиозом составляет более 7% [33].

Искривление позвоночника отрицательно воздействует на кости скелета, мышцы, связки и внутренние органы, что и ведет к заболеванию всего организма [46].

За последнее десятилетие отмечаются устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья детей. Отклонения становятся более распространенными и более выраженными. Это в полной мере справедливо и в отношении нарушений опорно-двигательного аппарата, традиционно относящихся к так называемым «школьным болезням», подчеркивая тем самым влияние школьных факторов риска в формировании данных отклонений [34].

При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид ребенка, - возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная емкость легких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость - звенья одной цепи [40]. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника - сколиозы [47]. Нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых [51].

Неправильное положение тела, связано с необходимостью длительного сохранения рабочей позы, односторонним отягощением мышц, слабостью и недоразвитием опорно-двигательного аппарата создает неблагоприятные и условия для функционирования органов и систем [37]. Вред наносится, в частности, таким системам, как кровообращение, дыхание, пищеварение [14].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Абальмасова, Е.А. Коррекция позвоночника / Е.А. Абальмасова // Журнал «Ортопедия, травматология и протезирование». - М.: Медицина, 1960. - № 7. - 21 с.

2. Абросимова, Л.И. Детская спортивная медицина: учебник / Под ред. С.Б. Тихвинского и С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 2008. - 361 с.

. Андрианов, В.Л. Заболевания и повреждения позвоночника у дошкольников / В. Л. Андрианов [и др.]. - М.: Медицина, 1985. - 216 с.

. Арсланов, В.А. Особенности осанки в учебной деятельности школьников младшего возраста и её влияние на функциональное состояние некоторых систем организма: афтореф.дисс.: канд.биол.н. (13.00.04) / В.А. Арсланов. - Казань, 2009. - С. 11-17.

5. Ашмарин, Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании: учебное пособие / Б.А. Ашмарин. - М.: ФиС, 2012. - 102 c.

6. Барклай, В.М. Валеодиагностика: методическое пособие по валеологии / В.М. Барклай. - Ростов-на-Дону, 2010. - С. 89-105.

. Белякова, Н.Т. Формирование правильной осанки / Н.Т. Белякова // Физкультура в школе. - № 4. - 2009. - С. 7-12.

8. Бирюков, А.А. Лечебный массаж: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Бирюков. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

Похожие работы на - Программа восстановления при нарушениях осанки во фронтальной плоскости у детей среднего школьного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!