Налогообложение недвижимого имущества в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,62 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налогообложение недвижимого имущества в Российской Федерации

Содержание

Введение

1 Теоретические аспекты налогообложение недвижимости, принадлежащей физическим лицам

1.1 Определение недвижимого имущества, возникновение права собственности физических лиц на недвижимое имущество

1.2 Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой

1.3 Текущее состояние налоговой системы Российской Федерации

2 Налогообложение недвижимого имущества в Российской Федерации

2.1 Особенности исчисления налога на землю

2.2 Налог на имущество физических лиц (в отношении квартир, жилых и садовых домов, других строений) как источник формирования бюджетов МО

2.3 Налог на доход от продажи имущества

2.4 Налог на доход от приобретения имущества

2.5 Льгота по уплате налога на доход (имущественный налоговый вычет) для покупателя недвижимости

3. Введение налога на недвижимость

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Проводимые в России экономические преобразования неразрывно связаны с налоговой реформой. Налоговая реформа в Российской Федерации наконец-то начала реализовываться на практике. Серьезно изменены практически все основные налоги, снижены размеры их ставок, отменено большое количество налоговых льгот. Результатом этой реформы стало существенное оживление экономики, рост доходов бюджетов всех уровней.

В современных условиях создание эффективной налоговой системы, обеспечение ее прозрачности, предсказуемости и стабильности представляет собой важное условие повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Именно поэтому налоги стали предметом изучения и ожесточенных дискуссий в самых широких слоях общества.

В Налоговом кодексе РФ установлен исчерпывающий закрытый перечень региональных налогов и сборов. Это препятствует процессу формирования разных налоговых схем в регионах, возникновению конфликтных ситуаций в межбюджетном соперничестве и способствовать сохранению единого экономического пространства Российского государства. Именно этим и объясняется актуальность выбранной темы.

На уровне муниципальных образований Российской Федерации есть два местных налога (на имущество физических лиц и земельный налог).

Полномочия в налоговой сфере между органами законодательной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местным самоуправлением распределяются исходя из того, что все федеральные, региональные и местные налоги и сборы являются элементами единой налоговой системы Российской Федерации. При этом предусматривается установление правовых механизмов взаимодействия всех элементов единой налоговой системы Российской Федерации.

Объектом исследования является система налогообложения недвижимого имущества физических и юридических лиц.

Цель курсовой работы - рассмотрение вопроса, характеризующего современную систему налогообложения имущества физических лиц.

В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:

характеристика налоговой политики как фактора стабильности развития экономики страны;

оценка налогообложения имущества физических лиц в Российской Федерации;

рассмотрение перспективы введения единого налога на недвижимость.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды классиков экономической науки, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные акты РФ.

1 Теоретические аспекты налогообложения недвижимости, принадлежащей физическим лицам

1.1 Определение недвижимого имущества, возникновение права собственности физических лиц на недвижимое имущество

В соответствии с п.1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без нанесения ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения. Эти объекты признаются недвижимостью до тех пор, пока они связаны с землей. В случае их отделения от земли они становятся движимым имуществом.

Статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к недвижимому имуществу отнесены жилые и нежилые помещения как часть здания.

Пунктами 1 и 2 ст.38 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определено, что объектом налогообложения может быть имущество, под которым понимаются виды объектов гражданских прав (кроме имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

В соответствии со ст. ст.8, 9, 35, 36 и 40 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый гражданин вправе иметь имущество в частной собственности (включая землю), владеть, пользоваться и распоряжаться им. Статья 35 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам также право наследования имущества.

Под владением понимается фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью (имуществом). Под пользованием имуществом подразумевается извлечение из имущества его полезных свойств, под распоряжением - законная возможность полной или частичной передачи прав на имущество другим лицам. Правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом регулируются и охраняются гражданским законодательством.

Под наследованием понимается переход имущества умершего физического лица к наследнику. Наследование по закону имеет место, если оно не изменено завещанием. Наследниками по завещанию могут быть как физические, так и юридические лица, а также государство.

Граждане - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями.

Земельные участки могут находиться в пользовании не только на праве собственности, но и на праве бессрочного (постоянного) или временного пользования, в том числе на праве аренды.

Институт права собственности регламентирован частью первой ГК РФ, которая установила режим права собственности недвижимого имущества и сделок с ним, общие правила о договорах и обязательствах.

Основные принципы гражданского законодательства основываются на положениях Конституции Российской Федерации, в том числе:

на равенстве субъектов гражданских отношений, то есть на закреплении за гражданами равной правоспособности;

на неприкосновенности частной собственности;

на свободе договора;

на защите гражданских прав и т.д.

Вещное право регулируется гражданским законодательством. Круг вещных прав в собственности определен ст. 209 ГК РФ.

Собственник недвижимого имущества имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им. Он вправе совершать любые действия с недвижимым имуществом, если они не противоречат правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Собственник земельного участка может возводить на нем здания, сооружения, перестраивать и сносить их при соблюдении правил и требований, установленных законодательством.

В соответствии со ст. ст.250 и 255 ГК РФ полноценным объектом вещного права признается доля в праве собственности на недвижимость. Однако Постановлением Президиума ВАС РФ от 21.05.1996 N 405/96 установлено, что нельзя признать право собственности на количество квадратных метров жилой площади, не определив ее состав в натуре.

Статьей 131 ГК РФ и ст. ст.2 и 4 Закона N 122-ФЗ установлено, что возникновение права собственности на недвижимое имущество, ограничение этого права, его переход и прекращение подлежат государственной регистрации учреждениями юстиции в Едином государственном реестре.

С момента введения в действие ГК РФ и Закона N 122-ФЗ утратили силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров отчуждения недвижимого имущества.

Согласно ст.8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до вступления в силу Закона N 122-ФЗ применялся старый порядок регистрации недвижимого имущества. Например, жилые строения в городской местности регистрировались в организациях технической инвентаризации местных исполнительных органов власти (БТИ). В этих случаях права на недвижимость, возникшие до введения в действие Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными и их государственная регистрация производится по желанию их обладателей.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 различаются объекты недвижимого имущества, которые не завершены строительством и строительство которых прекращено. В первом случае объект недвижимого имущества не подлежит государственной регистрации, а во втором - после его регистрации и регистрации земельного участка, на котором он расположен, он становится объектом недвижимого имущества и объектом права собственности, а также предметом сделок. В случаях отчуждения вышеуказанных объектов недвижимого имущества необходимо документально подтвердить правомерность пользования земельным участком, а также представить разрешение на строительство и описание объекта незавершенного строительства. Это требование изложено в Указе Президента Российской Федерации от 16.05.1997 N 485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами".

Гражданским законодательством регулируются права собственности у членов потребительских кооперативов (ЖСК, ДСК, ГСК). Так, п.4 ст.218 ГК РФ установлено, что члены ЖСК, ДСК, ГСК или иного потребительского кооператива автоматически становятся собственниками квартиры, дачи, гаража после полного внесения паевого взноса.

Согласно ст.219 ГК РФ право собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Право собственности на недвижимое имущество прекращается после добровольного изъявления воли собственника о прекращении права собственности на недвижимое имущество, утраты этого права по объективным причинам и принудительного изъятия у собственника его имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ст. ст.235 - 240, 242 - 243 ГК РФ приведены все основания прекращения права собственности на недвижимое имущество.

В добровольном порядке прекращается право собственности на недвижимое имущество при его отчуждении другому лицу при исполнении договоров купли-продажи, мены, дарения и т.д., уничтожении имущества собственником по каким-либо обстоятельствам (снос строения), а также при отказе от права собственности на недвижимое имущество.

Право собственности на недвижимое имущество по причинам, не зависящим от воли собственника, прекращается при гибели этого имущества (в результате стихийного бедствия), а также в связи со смертью собственника.

Принудительное изъятие имущества у собственника должно происходить в строгом соответствии с п.3 ст.35 Конституции Российской Федерации.

Прекращение права собственности на имущество возможно также при его национализации государством согласно федеральному закону.

Право собственности на недвижимое имущество может принадлежать двум или нескольким лицам. Согласно ст.244 ГК РФ собственность на недвижимое имущество может быть долевой.

Доля каждого собственника в совместной собственности недвижимого имущества может быть определена по их соглашению или судом. Если это не сделано, то обязательства, связанные с совместной собственностью на недвижимое имущество, предполагаются в равных долях каждого субъекта этой собственности в недвижимом имуществе.

Право общей собственности на недвижимое имущество возникает и прекращается в порядке, определенном ГК РФ, Семейным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации.

Согласно гражданскому праву под сделками понимаются правомерные юридически значимые действия, влекущие возникновение или прекращение гражданских прав и обязанностей, то есть сделка - это волевой акт, и для ее совершения необходимо, чтобы гражданин был дееспособен.

Субъектами сделки являются физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, которые выступают на равных началах. Сделки могут заключаться между всеми вышеперечисленными субъектами.

налогообложение недвижимое имущество российский

Сделки с недвижимым имуществом заключаются в виде договора в простой письменной или нотариально удостоверенной форме, в котором выражено содержание сделки и который подписан всеми субъектами сделки. Сделка независимо от формы ее заключения должна быть зарегистрирована учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Договору купли-продажи недвижимого имущества посвящен параграф 7 гл.30 разд. IV части второй ГК РФ (ст. ст.549 - 558).

По договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя недвижимость (земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество). Договор купли-продажи недвижимого имущества заключается в письменной форме посредством составления одного документа, подписанного сторонами.

Статья 550 ГК РФ не обязывает граждан и юридических лиц нотариально удостоверять договор купли-продажи недвижимости, однако согласно ст. ст.131 и 551 настоящего Кодекса переход права собственности на недвижимое имущество от продавца к покупателю должен пройти государственную регистрацию.

Договором купли-продажи определяется цена каждого объекта недвижимого имущества.

По договору мены (гл.31 ГК РФ) каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один объект недвижимого имущества в обмен на другой объект недвижимого имущества. Обмен недвижимого имущества осуществляется по правилам купли-продажи, приведенным в гл.30 ГК РФ.

Договорные отношения по обмену жилых помещений регулируются нормами Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 (ст. ст.67 - 74, 119).

Как правило, при обмене объекты имущества считаются равноценными. Если в договоре мены объекты имущества признаются неравноценными, то в соответствии со ст.568 ГК РФ сторона, обязанная передать имущество, цена которого ниже цены имущества, передаваемого в обмен, должна уплатить разницу в ценах.

Сделка с недвижимым имуществом должна пройти государственную регистрацию в общеустановленном порядке. Только после этой процедуры прекращается право собственности на один объект недвижимого имущества и возникает на другой.

По договору дарения даритель безвозмездно передает одариваемому в собственность недвижимое имущество (ст. ст.572 - 579 ГК РФ).

Договор дарения заключается в простой письменной или нотариально удостоверенной форме и подлежит государственной регистрации.

Нормы наследственного права устанавливают возможность наследования любого имущества, находящегося в частной собственности гражданина, и любых имущественных прав, если они неразрывно не связаны с личностью наследодателя (ст.1112 ГК РФ).

В разд. V части третьей ГК РФ, вступившей в действие с 1 марта 2002 г., определены основные принципы наследственного права:

свобода завещания. Завещатель может оставить свое имущество любому лицу, а также может лишить наследства полностью либо частично всех или некоторых наследников по закону (ст. ст.1119 - 1122 ГК РФ);

круг наследников по закону. По сравнению с прежним законодательством вместо трех очередей наследников установлено восемь с целью ограничить превращение имущества в выморочное и переход его к государству (ст. ст.1142 - 1148 ГК РФ).

Этим разделом ГК РФ установлены правила оформления и выдачи свидетельств о праве на наследство.

По договору ренты получатель ренты передает плательщику ренты в собственность недвижимое имущество, а плательщик ренты обязуется систематически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме. Рента может быть постоянной, бессрочной либо на срок жизни получателя ренты (пожизненная рента), а также на условиях пожизненного содержания с иждивением.

Характерной особенностью ренты является то, что недвижимое имущество переходит в собственность плательщика ренты, который вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им.

Вопросы ренты и пожизненного содержания с иждивением регулируются гл.33 ГК РФ (ст. ст.583 - 605).

1.2 Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой

Имущественные налоги в странах с развитой рыночной экономикой обеспечивают доходную часть местных бюджетов.

К основным принципам систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой можно отнести следующие:

) объектом налогообложения, как правило, выступают земля, здания и сооружения, поскольку в отличие от движимого имущества они могут быть относительно легко выявлены и идентифицированы. В большинстве стран налог уплачивается владельцами недвижимости; плательщиками имущественного налога могут быть также арендатор или оба вышеупомянутых лица;

) при определении налогооблагаемой базы имущественного налога обычно используется рыночная стоимость налогооблагаемых объектов, что стимулирует наиболее экономически рациональное их использование. В одних странах в качестве основы берется арендная стоимость недвижимого имущества, в других странах - капитализированная, то есть аккумулированная стоимость объекта на указанную базовую дату.

Сама методика определения стоимости недвижимого имущества основывается либо на сравнении продаж, то есть на изучении цен рыночных сделок с объектами недвижимости, либо на капитализации дохода от потенциального наилучшего и самого выгодного использования недвижимого имущества, либо на уровне затрат, то есть на расчете расходов, которые потребовались бы на полное восстановление данного объекта недвижимости, либо на сочетании всех трех перечисленных методов.

Рыночная стоимость имущества физических лиц обычно определяется на основе лучшей или наивысшей стоимости собственности. Данный подход может стать поводом к возникновению потенциальных проблем при оценке, если собственность используется для таких целей, которые не могут привести к появлению лучшей или наивысшей стоимости этой собственности.

Налогоплательщик может оспорить вопрос о том, какая стоимость является лучшей или наивысшей, особенно если речь идет о коммерческих участках, где собственность используется для различных целей;

) при определении стоимости недвижимого имущества обычно используется не индивидуальная оценка каждого отдельного объекта, а массовая оценка на основе применения стандартных процедур расчета стоимости объектов для целей налогообложения. Это позволяет оценивать большее число объектов при относительно небольших затратах. Во многих странах применяются те или иные системы кадастров, предназначенные для учета информации о собственности. В большинстве стран для хранения и обработки информации, касающейся недвижимого имущества, используются компьютерные технологии.

В качестве одного из элементов оценочного процесса, как правило, предусмотрен обмен информацией между различными заинтересованными уровнями государственной власти, а от налогоплательщиков может требоваться представление дополнительной информации. Права налогоплательщика на получение доступа к информации, которая хранится на централизованной основе, в разных странах не одинаковы; при этом в одних государствах такие права у налогоплательщиков отсутствуют, а в других последним могут направляться выдержки из реестра, если проведена корректировка или внесены изменения в стоимость недвижимого имущества. Кроме того, по запросу налогоплательщика может предоставляться информация об оценке недвижимого имущества;

) льготы по налогообложению предоставляются либо по категориям налогоплательщиков, как правило, социально незащищенных, либо в некоторых странах учитываются семейное положение налогоплательщика, уровень его доходов, характер собственности, то есть недвижимое имущество, обеспечивающее осуществление общественно полезных видов деятельности.

К видам недвижимого имущества, полностью или частично освобождаемого от обложения налогом, в большинстве стран относятся объекты культуры, образования, предназначенные для общественных нужд, государственного управления, религиозных целей. Освобождение от уплаты налогов может предоставляться на некоторый фиксированный срок с целью стимулирования определенных видов деятельности. Преимущество обычно отдается льготированию объектов (типов недвижимого имущества), а не налогоплательщиков, в соответствии со следующим принципом: налогом непосредственно облагается само недвижимое имущество, а не его владелец;

) налог на недвижимое имущество является, по преимуществу, местным налогом и поступает в местные бюджеты. Он может также быть федеральным налогом, но средства от его уплаты могут распределяться между бюджетами всех уровней;

) ставки налога зависят от конкретной законодательной и экономической практики в той или иной стране и подразделяются на фиксированные и переменные. Фиксированные ставки устанавливаются центральными органами власти той или иной страны и представляют собой некоторый исходно заданный процент от налогооблагаемой стоимости. При этом размер налоговых поступлений не определяется заранее, поскольку величина налогооблагаемой базы - переменная величина.

В некоторых странах местные власти планируют ставку налога на недвижимое имущество исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной. При этом в одних случаях местные власти наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок, а в других - действуют общегосударственные и региональные нормативные акты, ограничивающие минимальную или максимальную величину ставки либо и то и другое вместе.

Естественно, конкретные системы налогообложения недвижимого имущества в каждой стране имеют свои особенности.

Вот несколько примеров.

. В Канаде единый налог на недвижимое имущество взимается во всех провинциях и основывается на ежегодно оцениваемой стоимости недвижимости (рыночной стоимости земли со всеми сооружениями, которые на ней находятся). Ставки налога различаются в зависимости от вида недвижимого имущества. Местные власти планируют ставку налога на недвижимое имущество исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной.

По общему правилу местные налоги на недвижимое имущество могут служить основой вычетов для целей подоходного налога. Однако налоги на недвижимое имущество, выплачиваемые применительно к незастроенным землям, могут быть основой для вычетов только в размере валового дохода с этой земли. Исключение из этого ограничения делается для компаний, чей основной бизнес заключается в сдаче в аренду, в найме, продаже или в строительстве.

. В Великобритании взимается единый налог на недвижимое имущество, используемое для ведения предпринимательской деятельности. Налогооблагаемая база - предполагаемая сумма годовой арендной платы.

. Во Франции взимаются три различных налога: налог на застроенные участки, налог на незастроенные участки и налог на жилье.

Налогом на застроенные участки облагаются здания, расположенные во Франции. Этот налог исчисляется посредством применения определенных устанавливаемых ежегодно органами местного самоуправления коэффициентов к половине стоимости условной арендной платы в порядке, определенном местным земельным реестром. От обложения налогом на застроенные участки освобождаются государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования; этот налог не уплачивают физические лица старше 75 лет и получающие пособия из общественных фондов и пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные участки (в основном находящиеся в частной собственности земельные и лесные участки) исчисляется посредством умножения 80% стоимости условной арендной платы на коэффициенты, устанавливаемые органами местного самоуправления. От его уплаты освобождаются участки в государственной собственности и могут временно освобождаться участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье - это местный налог, уплачиваемый ежегодно любым лицом, проживающим в жилом помещении на 1 января каждого года. Налог исчисляется посредством умножения стоимости условной арендной платы жилья, определенного местным земельным реестром, на коэффициенты, устанавливаемые органами местного самоуправления.

. В Швеции государственным налогом на недвижимость облагаются все виды недвижимости, которая может быть использована для проживания, в коммерческих и производственных целях. Налогооблагаемая база - оцененная стоимость имущества на дату на два года ранее, чем соответствующий налоговый год (в случае частного жилого помещения за границей - 75% его рыночной стоимости).

В данном случае обеспечивается преимущество, связанное с тем, что органы, проводящие оценку, могут проанализировать всю информацию, необходимую для оценки.

Ставка налога составляет 1,3% - на дома, разделенные на арендуемые квартиры и блоки квартир, 1,0% - на помещения, используемые в коммерческих целях, и 0,5% - на промышленную собственность. Новые жилые помещения освобождаются от налога на первые пять лет; на следующие пять лет ставка уменьшается на 50%.

Налог на недвижимое имущество взимается в 130 странах, но значимость этого налога в общей системе налогообложения различна. В большинстве стран поступления от налога на недвижимое имущество составляют от 1 до 3% от общих налоговых поступлений на всех уровнях структур власти. В начале 90-х годов в США поступления от этого налога составляли около 9,15%, в некоторых других англоязычных странах его значимость также велика (Австралия - 4,63%, Великобритания - 10,43%, Дания - 1,85%, Испания - 0,21%, Канада - 8,16%, Нидерланды - 1,81%, Франция - 2,17%, Швейцария - 0,46%, Швеция - 0,89%, Япония - 5,7%).

Поскольку в подавляющем большинстве зарубежных стран налог на недвижимое имущество является местным, поступления от него составляют основную статью доходов бюджетов местных органов власти. Например, в некоторых штатах Австралии поступления от этого налога составляют более 90% местного бюджета, в США - до 75% (в Нью-Йорке - 40% собственных доходов бюджета), в Канаде - до 80%.

1.3 Текущее состояние налоговой системы Российской Федерации

Налоговая тематика постоянно находится в центре внимания правительства страны, обеих палат российского парламента и бизнеса, поскольку имеет первостепенное значение, как для формирования бюджетов всех уровней, так и для развития экономики страны. Предпринятые в течение последних 10 лет преобразования позволили создать налоговую систему, которая адекватна состоянию российской экономики и в целом отвечает таким фундаментальным принципам, как стабильность, предсказуемость, эффективность и сбалансированность. Конечно, с оговорками: налоговая реформа еще не завершена, и некоторые острые проблемы еще предстоит решать.

Перед страной стоят грандиозные задачи по реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем, развития агропромышленного комплекса, проведения структурных преобразований в экономике, модернизации инфраструктуры, перехода на инновационный путь развития экономики, реформирования социальной сферы, включая пенсионную реформу и реформу обязательного медицинского страхования. При решении этих масштабных и сложных задач вряд ли можно обойтись без определенных изменений в налоговой сфере.

Такие изменения должны касаться совершенствования как отдельных налогов, так и налогового администрирования. При этом Минфин России исходит из того, что налоговая и бюджетная системы страны должны быть сбалансированы, а налоговая нагрузка по сравнению с имеющейся, как минимум, не должна повышаться.

Общий уровень фискальной нагрузки в РФ в ближайшей перспективе останется стабильным на уровне 38-39% ВВП, говорится в опубликованном Минэкономразвития прогнозе на 2013-2015 годы, который был одобрен правительством РФ.

При этом Минэкономразвития прогнозирует некоторое увеличение фискальной нагрузки без учета нефтегазовой составляющей - на 0,5-0,7% ВВП за 2013-2015 годы. "Данный прогноз не связан с избыточным повышением налоговой нагрузки, а вызван поступательным изменением структуры экономики и увеличением доли ненефтегазовой сферы", - поясняется в документе.

Минэкономразвития отмечает, что налоговая нагрузка на экономику (общий уровень доходов бюджетной системы) уже существенно повысилась в 2011 году, в основном за счет повышения страховых выплат, - до 36,5% ВВП с 31,6% в 2010 году, а в 2014 году она ожидается на уровне 35,9% ВВП. Собственно налоговая составляющая (без пошлин и страховых выплат) увеличится с 21,3% ВВП до 22,6% ВВП.

Привязка налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин в отношении нефти к мировым ценам позволила государству получать значительную часть сверхприбыли, возникающей в этой отрасли и, как следствие, ведет к неравномерному распределению налоговой нагрузки между отдельными секторами экономики. Наиболее высока она именно в нефтяной отрасли, составляя примерно 63%. В то же время в других отраслях рассматриваемый показатель находится на уровне 25-29%, что можно квалифицировать как уже вполне комфортный налоговый климат.

В некоторых сферах экономики (например, в агропромышленном комплексе или малом бизнесе) налоговую нагрузку и вовсе можно рассматривать как низкую - можно даже сказать, как символическую. И это обстоятельство создает прекрасные стимулы для быстрого развития.

Главные новации последних лет были направлены на поддержку инновационного развития экономики, создание дополнительных стимулов для вложений в развитие человеческого капитала и таким образом полностью отвечали требованиям актуализации осуществляемой в стране налоговой политики.

Из вступивших в законную силу решений можно выделить создание дополнительных налоговых стимулов для инновационной деятельности. Так, в прошлом году был принят закон, который внес существенные изменения и в налог на добавленную стоимость, и в налог на прибыль. В частности, от налога на добавленную стоимость освобождены операции по передаче результатов интеллектуальной деятельности, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, причем независимо от того, за счет каких источников осуществляется их финансирование.

Большие изменения произошли по налогу на прибыль, прежде всего в части порядка отчисления в специальные фонды, средства которых используются для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Нормативы отчислений в эти фонды увеличены в три раза. Повысились и коэффициенты амортизации для оборудования, используемого в научных целях.

Принят ряд решений, стимулирующих капиталовложения в технологическое перевооружение. Так, по налогу на прибыль была введена амортизационная премия, позволяющая до 30% стоимости приобретаемых основных средств немедленно относить на расходы, а также сняты последние ограничения на перенос убытков на будущее. Освобождены от налогообложения дивиденды, получаемые от стратегического участия российских компаний в отечественном или иностранном бизнесе, что делает Россию более привлекательной для создания холдингов. С 1 января 2009 года была снижена ставка налога на прибыль, на сегодня она составляет 20%.

По налогу на добавленную стоимость инвесторы получили возможность сразу же предъявлять к возмещению суммы налога, уплаченные при капитальном строительстве и приобретении оборудования.

Кроме того, налогоплательщики представляют единую налоговую декларацию по внутренним и внешнеторговым операциям. Осуществлен переход с ежемесячной на поквартальную уплату налога на добавленную стоимость.

Для налогоплательщиков все это значительно упрощает данный налог и снимает значительную часть проблем, в том числе связанных с его возмещением. Конечно, проблемные вопросы еще остаются, но есть основания полагать, что налог на добавленную стоимость в его сегодняшнем виде уже не вызывает таких больших претензий, как это было еще сравнительно недавно. Тем не менее, работа по совершенствованию рассматриваемого налога будет продолжена уже в ближайшем будущем.

Существенно реформирован налог на доходы физических лиц, прежде всего в отношении тех вычетов, на которые имеют право граждане. Введены дополнительные налоговые вычеты на добровольное пенсионное страхование. Вычеты на образование и на медицинские цели объединены в один налоговый вычет, что позволяет налогоплательщикам фактически управлять этими вычетами, определяя, направить соответствующие средства на одну из этих целей или распределить льготируемые расходы в удобных для них пропорциях.

Приняты законодательные решения и по особым экономическим зонам, в которых по существу предусматриваются специальные налоговые и таможенные режимы.

Немало сделано и в смысле улучшения налогового администрирования. Жестко прописаны процедуры налоговых проверок и взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Совершенствуется структура налоговых органов, для рассмотрения возражений налогоплательщиков созданы подразделения внутреннего аудита, вводятся административные регламенты, определяющие порядок исполнения всех возложенных на ФНС России функций, а система премирования работников начинает учитывать результаты работы налоговых инспекций.

Те первоочередные меры в налоговой сфере, которые предполагается осуществить в течение трех предстоящих лет, представлены в "Основных направлениях налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

С 2009 г. вдвое увеличиваются нормативы, в пределах которых в целях налога на прибыль организаций учитываются расходы на добровольное медицинское страхование работников. Существенно расширены возможности отнесения на расходы затрат на обучение и переподготовку не только сегодняшнего персонала, но и тех граждан, которые станут сотрудниками организации в будущем.

Одновременно для нефтяников снижен налог на добычу полезных ископаемых и предоставлены налоговые каникулы для тех компаний, которые идут в новые нефтяные провинции, где полностью отсутствует необходимая инфраструктура. Все добывающие компании получат возможность в ускоренном режиме относить на расходы затраты, связанные с приобретением лицензий на участки недр.

В части налога на прибыль организаций новые возможности для снижения налоговой нагрузки открываются в результате принятия поправок по ускоренной амортизации. Применяя нелинейный метод, налогоплательщик получит право отказаться от пообъектной амортизации по большинству видов основных средств и нематериальных активов, переходя к начислению амортизации исходя из суммарной стоимости нескольких пулов. При этом нормы амортизации существенно увеличиваются по сравнению с действующими нормами, что позволит до 50% стоимости амортизируемого имущества относить на расходы в течение четверти срока его полезного использования. Это очень серьезный стимул, который по своей значимости сравним с увеличением амортизационной премии.

С 1 января 2012 года произошли изменения в сторону увеличения ставок акциза. Основание - п.1 ст. 193 НК РФ (в ред. Федеральный закон <#"center">2 Налогообложение недвижимого имущества в Российской Федерации

2.1 Особенности исчисления налога на землю

Основание: глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ.

Земельный налог в соответствии со статьёй 15 НК РФ является местным налогом, и такие существенные элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, устанавливаются представительными органами соответствующих муниципальных образований (для Москвы и Санкт-Петербурга - законодательными органами государственной власти этих городов), но в пределах, предусмотренных НК РФ (пункт 4 статьи 12, пункт 2 статьи 387 НК РФ).

В соответствии со статьями 390, 391, 394 НК РФ налоговые ставки определены в процентах от кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и составляют:

,3 % в год в отношении земельных участков:

отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предназначенных для жилищного строительства;

предназначенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а с 01 января 2007 года - также и для дачного хозяйства;

,5 % в год в отношении прочих земельных участков.

Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января каждого года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года в порядке, определяемом Правительством РФ (пункт 14 статьи 396 НК РФ). Постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2008 года № 52 предусмотрено два способа доведения до налогоплательщиков указанных сведений: территориальными органами Роснедвижимости по письменному запросу налогоплательщика и путём размещения на официальном сайте <#"justify">Размер налогового вычета в 10 000 рублей для льготных категорий налогоплательщиковподлежит пропорциональному уменьшениюне подлежит пропорциональному уменьшениюпри переходе права собственности на участок в течение налогового периода. при возникновении (утрате) права на эту льготу в течение налогового периода; в случае, если налогоплательщику принадлежит доля в праве собственности на участок, а не весь участок в целом.

Земельный налог уплачивается не только собственниками участков, но и гражданами, обладающими правом пожизненного наследуемого владения, а также правом постоянного (бессрочного) пользования участками.

Ранее действовавший налог: до 01 января 2006 года земельный налог взимался в соответствии с Законом РФ "О плате за землю".

2.2 Налог на имущество физических лиц (в отношении квартир, жилых и садовых домов, других строений) как источник формирования бюджетов МО

Основание: Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц". Дата введения в действие: 01 января 1992 года.

Налог на имущество в соответствии со статьёй 15 НК РФ является местным налогом, и такие существенные элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, устанавливаются представительными органами соответствующих муниципальных образований (для Москвы и Санкт-Петербурга - законодательными органами государственной власти этих городов), но в пределах, предусмотренных НК РФ и Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц".

На территории поселений Сорочинского района налог на имущество установлен решениями Советов депутатов муниципальных образований "Бурдыгинское сельское поселение" (от 14 октября 2005 года № 11), "Рощинское городское поселение" (от 14 октября 2005 года № 11), "Родненское сельское поселение" (от 16 октября 2005 года № 12), "Пронькинское сельское поселение" (от 21 октября 2005 года № 13), "Войковское сельское поселение" (от 17 октября 2005 года № 10), "Гамалеевское сельское поселение" (от 09 ноября 2005 года № 4), "Троицкое сельское поселение" (от 19 октября 2005 года № 10).

Всеми вышеуказанными решениями представительных органов местного самоуправления Всеволожского района установлены одинаковые налоговые ставки, одинаковые порядок и сроки уплаты налога на имущество.

Налог на имущество в отношении квартир, жилых и садовых домов, других строений исчисляется в процентном отношении к их инвентаризационной стоимости, определяемой БТИ по состоянию на 1 января каждого года.

Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" установлены пределы ставок данного налога, в рамках которых представительные органы муниципальных образований Сорочинского района определили следующие конкретные ставки:

Стоимость имущества в рублях Пределы ставок в % за годКонкретные ставки в % за год2002 - 20032004-20121до 300 000до 0.10.10.1от 300 000 до 500 000от 0.1 до 0.30.30.3от 500 000 до 1 500 000от 0.3 до 2.01.01.0от 1 500 000 до 3 000 0001.5свыше 3 000 0002.0

Дополнительная стоимостная градация ставок в отношении объектов недвижимости стоимостью свыше 500 000 рублей была введена во Сорочинском районе с 2004 года. Какой-либо зависимости размера ставок от типа использования недвижимости и от иных критериев нормативными актами муниципальных образований пока не установлено.

Приведём пример. Инвентаризационная стоимость жилого дома 84 360 рублей.

360 х 0.1: 100 = 84.36 руб.

С учётом округления <#"center">2.3 Налог на доход от продажи имущества

Основание: глава 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ. Дата введения в действие: 01 января 2001 года.

Доход, полученный от продажи квартир, жилых и садовых домов, дач, земельных участков и долей в праве на указанное имущество, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, не облагается налогом полностью.

Доход, полученный от продажи квартир, жилых и садовых домов, дач, земельных участков и долей в праве на указанное имущество, находившихся в собственности налогоплательщика менее трёх лет, не облагается налогом в пределах 1 000 000 рублей суммарно за год, либо (по выбору налогоплательщика) в пределах суммы фактически произведённых и документально подтверждённых расходов, связанных с приобретением этой недвижимости. Доход в части, превышающей указанные пределы, облагается налогом по ставке 13 %.

Данные налоговые освобождения (в НК РФ - налоговые вычеты), установленные подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ, предоставляются налогоплательщику на основании письменного заявления, подаваемого вместе с налоговой декларацией в налоговый орган по месту жительства по окончании налогового периода (года).

При этом статьями 228 и 229 НК РФ на налогоплательщиков-получателей доходов от продажи принадлежащего им имущества возложена обязанность подачи такой налоговой декларации не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным.

Уплата исчисленного исходя из налоговой декларации налога производится налогоплательщиком в срок не позднее 15 июля года, следующего за отчётным.

В отношении доходов от продажи, полученных в 2001 - 2004 годах, применялся не 3-летний, а 5-летний пороговый срок обладания недвижимым имуществом, влияющий на размер не облагаемого налогом дохода.

Доход, полученный от продажи имущества нерезидентами РФ <#"center">2.4 Налог на доход от приобретения имущества

Основание: глава 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ.

Дата введения в действие: 01 января 2001 года.

Дата введения в действие по доходу, полученному в порядке дарения от граждан: 01 января 2006 года.

Для полноты картины укажем также на возможные случаи налогообложения доходов от приобретения недвижимости. Это случаи получения доходов в натуральной форме, в том числе в порядке дарения, и в виде материальной выгоды:

Налогоплательщик, получивший недвижимость по договору дарения от дарителя-гражданина, не являющегося членом его семьи и (или) близким родственником, уплачивает налог на доход от приобретения этой недвижимости. Ставка налога - 13 % от стоимости недвижимости.

Под членами семьи и (или) близкими родственниками Налоговый кодекс РФ понимает супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновлённых, дедушек, бабушек и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестёр (пункт 18.1 статьи 217 НК РФ).

К дарению недвижимости, совершённому до 01 января 2006 года, применялся Закон РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".

Налогоплательщик, получивший недвижимость по договору дарения от организации или индивидуального предпринимателя, уплачивает налог на доход по ставке 13 % от стоимости полученного в дар имущества в части свыше 4000 рублей суммарно по всем подаркам от организаций и индивидуальных предпринимателей за год (пункт 28 статьи 217 НК РФ).

Налогоплательщик, получивший недвижимость от организации или индивидуального предпринимателя в качестве оплаты труда, либо от третьего лица, но оплаченную полностью или частично за налогоплательщика организацией или индивидуальным предпринимателем, уплачивает налог на доход по ставке 13 % от стоимости (части стоимости) такой недвижимости (статья 211 НК РФ).

По ставке 13 % облагается доход от приобретения недвижимости в качестве выигрыша в денежно-вещевой лотерее.

По ставке 35 % облагается доход от приобретения недвижимости в качестве выигрыша или приза в конкурсе, игре или другом мероприятии, проводимых в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части свыше 4000 рублей суммарно по всем таким выигрышам и призам за год (пункт 28 статьи 217 и пункт 2 статьи 224 НК РФ).

Следует учитывать, что для определения денежного выражения дохода, полученного в натуральной форме в виде недвижимости (в качестве подарка, оплаты труда, выигрыша, приза), используется её рыночная стоимость, которая может не совпадать с инвентаризационной (нормативной) оценкой. При этом, пока не доказано иное, предполагается, что цена, указанная сторонами сделки, соответствует уровню рыночных цен (пункт 1 статьи 40 НК РФ). Поэтому, в частности, может оказаться целесообразным определение в договоре дарения цены даримого имущества.

Материальная выгода, полученная от приобретения недвижимости покупателем, являющимся взаимозависимым лицом по отношению к продавцу (физическому лицу, организации или индивидуальному предпринимателю), облагается налогом по ставке 13 % (статья 212 НК РФ). Материальная выгода определяется как превышение цены идентичного (однородного) товара, реализуемого продавцом в обычных условиях лицам, не являющимся по отношению к нему взаимозависимыми, над ценой реализации налогоплательщику, таковым лицом являющимся.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения являются (статья 20 НК РФ):

физические лица, когда одно из них подчиняется другому по должностному положению;

физические лица, состоящие в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновлённого, а также попечителя и опекаемого;

лица, признанные таковыми по решению суда.

Пример. Строительная организация продала своему работнику квартиру со скидкой, то есть по цене ниже цен реализации квартир с аналогичными характеристиками сторонним лицам. Суд признал организацию и её работника взаимозависимыми лицами. В этом случае материальная выгода в размере, равном скидке, подлежит налогообложению.

Из содержания пункта 3 статьи 212 НК РФ следует, что для определения и соответственно налогообложения материальной выгоды, полученной покупателем, необходимо наличие неоднократных сделок купли-продажи аналогичного товара, совершённых одним и тем же продавцом в отношении разных лиц. Таким образом, применительно к покупке недвижимости у взаимозависимого физического лица налогообложение материальной выгоды - это исключительно редкий случай.

Если налог на доходы налоговыми агентами удержан не был, то его уплата производится налогоплательщиком по поступлении уведомления из налогового органа равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налогового уведомления, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты. При этом в соответствии со статьями 228 и 229 НК РФ у налогоплательщика возникает обязанность подачи налоговой декларации не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения таких доходов.

Под налоговыми агентами понимаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся для налогоплательщика источниками дохода в РФ.

Для нерезидентов РФ <#"center">2.5 Льгота по уплате налога на доход (имущественный налоговый вычет) для покупателя недвижимости

Основание: глава 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ.

Дата введения в действие: 01 января 2001 года.

Доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению по ставке 13 %, может быть уменьшен на суммы, израсходованные на приобретение либо новое строительство на территории РФ квартиры, жилого дома или долей в праве на указанное имущество. Общий размер такого налогового вычета, начиная с налогового периода 2008 года, не может превышать 2 000 000 рублей (подпункт 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ в редакции Федерального закона от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ).

На суммы, направленные на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованным на эти цели, облагаемый по ставке 13 % доход может быть уменьшен без ограничения общего размера такого вычета.

22 июля 2009 года официально опубликован Федеральный закон от 19 июля 2009 года № 202-ФЗ, вносящий изменения в том числе в подпункт 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, посвящённый имущественному налоговому вычету <#"justify">Для жилого дома это расходы: Для квартиры это расходы: на разработку проектно-сметной документации; на приобретение строительных и отделочных материалов; на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством; на работы или услуги по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке; на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации. на приобретение квартиры или прав на квартиру в строящемся доме; на приобретение отделочных материалов; на работы, связанные с отделкой квартиры.

При этом принятие к вычету расходов на достройку и отделку приобретённого дома или отделку приобретённой квартиры возможно только в том случае, если предметом договора, на основании которого осуществлено такое приобретение, являются соответственно не завершённый строительством жилой дом или квартира без отделки (доли в праве на них).

Если данный вычет не использован в налоговом периоде полностью, то его остаток переносится на последующие налоговые периоды до полного его использования. При этом, как можно предположить, должно учитываться и производимое законодателем увеличение предельного размера вычета (косвенно это подтверждается формой декларации по налогу на доходы физических лиц, утверждённой Приказом Минфина РФ от 31 декабря 2008 года № 153 и предоставляющей техническую возможность учёта такого увеличения). Однако в своих последующих письмах (от 23 марта 2009 года № 03-04-05-01/135, от 24 марта 2009 года № 03-04-05-01/140) Минфин РФ разъясняет, что предельный размер вычета определяется применительно к тому налоговому периоду, в котором налогоплательщик получил документы, требующиеся для подтверждения права на вычет, и в дальнейшем для данного налогоплательщика не изменяется.

К доходам граждан, полученным в 2003 - 2007 годах, применялся предельный размер вычета в 1 миллион рублей, а к доходам, полученным в 2001 и 2002 годах, - в 600 000 рублей.

Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 112-ФЗ начиная с налогового периода 2005 года были введены:

распространение вычета на погашение процентов не только по ипотечным кредитам, полученным в банках, но и по иным видам займов (кредитов), полученных в иных организациях РФ на цели приобретения (строительства) жилья;

второй способ предоставления вычета;

возможность предоставления вычета в отношении квартиры до регистрации права собственности на неё;

подробный перечень расходов, которые принимаются к вычету.

НК РФ прямо не устанавливает, должны ли расходы на приобретение (покупку, строительство, уплату процентов) и регистрация права собственности на недвижимость производиться обязательно в отчётном налоговом периоде, по доходам за который заявляется вычет, или же указанные расходы и регистрация могут быть произведены в иной период, но до подачи заявления о предоставлении вычета. То есть имеется неопределённость в вопросе соотношения периодов, в которых произведены расходы и произошло возникновение права собственности, с налоговым периодом, по доходам за который заявляется вычет.

Минфин РФ в письмах от 22 мая 2009 года № 03-04-05-01/316 и от 25 мая 2009 года № 03-04-06-01/120 дополнительно разъясняет, что налоговый вычет может быть предоставлен по доходам за налоговые периоды начиная с того периода, в котором возникло право на данный налоговый вычет (т.е. с того периода, в котором налогоплательщик получил документы, требующиеся для подтверждения права на вычет).

Согласно статье 567 ГК РФ к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже. При этом каждая из сторон признаётся продавцом товара (объекта недвижимости), который она обязуется передать, и покупателем товара (объекта недвижимости), который она обязуется принять в обмен. В связи с этим, по мнению Минфина РФ (письма от 17 декабря 2007 года № 03-04-05-01/414, от 26 декабря 2008 года № 03-04-05-01/479), договор мены влечёт те же налоговые последствия, что и договор купли-продажи.

При приобретении недвижимости в общую долевую собственность предельный размер вычета в 2 миллиона рублей подлежит распределению между участниками общей долевой собственности пропорционально приобретаемым долям.

Родитель, приобретающий за счёт собственных средств квартиру (жилой дом) в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, имеет право на получение имущественного налогового вычета в пределах 2 миллионов рублей в полном объёме, без дробления вычета пропорционально долям (постановление Конституционного Суда РФ от 13 марта 2008 года № 5-П).

если оплата расходов на приобретение (строительство) жилья производилась за счёт средств работодателя или иных лиц, за счёт средств материнского (семейного) капитала, а с налогового периода 2008 года также и за счёт средств бюджетов бюджетной системы РФ;

если сделка купли-продажи совершена между лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии с пунктом 2 статьи 20 НК РФ, т.е. признанными таковыми по решению суда, а с налогового периода 2008 года - между лицами, являющимися взаимозависимыми по любым основаниям, предусмотренным в статье 20 НК РФ, в том числе:

между лицами, когда одно из них подчиняется другому по должностному положению;

между лицами, состоящими в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновлённого, а также попечителя и опекаемого.

Отметим также, что имущественный налоговый вычет не предоставляется по доходам, облагаемым по ставкам, отличным от 13 %. Согласно статье 224 НК РФ к таковым относятся:

облагаемые по ставке 35 % стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части свыше 4000 рублей суммарно за год;

процентные доходы по вкладам в банках:

в части свыше ставки рефинансирования ЦБ РФ (с 01 января 2009 года - свыше ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на пять процентных пунктов), действующей в период, за который начислены проценты, - по рублёвым вкладам. При этом налогом не облагаются полученные в 2007 году и позднее процентные доходы по рублёвым вкладам, проценты по которым на дату заключения договора либо продления договора не превышали действующую ставку рефинансирования ЦБ РФ (с 01 января 2009 года - ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную на пять процентных пунктов), но в период действия договора из-за уменьшения ставки рефинансирования ЦБ РФ её превысили, в течение трёх лет с момента такого превышения;

в части свыше 9 % годовых - по валютным вкладам;

сумма экономии на процентах при получении от организаций или индивидуальных предпринимателей заёмных (кредитных) средств в части превышения 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ (по таким доходам до 01 января 2009 года) или 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ (по таким доходам с 01 января 2009 года), действующей на дату фактического получения дохода, над процентной ставкой договора займа - по рублёвым займам; в части превышения 9 % годовых над процентной ставкой договора займа - по валютным займам;

облагаемые по ставке 30 % (а в отношении дивидендов - по ставке 15 %) доходы нерезидентов РФ <#"center">3. Введение налога на недвижимость

В рамках подготовки поправок к проекту федерального закона № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" предлагается на первом этапе в качестве налогоплательщиков налога на недвижимое имущество признать физических лиц, обладающих правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок.

В качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество устанавливается кадастровая стоимость соответствующего объекта налогообложения.

Как показывают предварительные расчеты, при определении налоговой базы для исчисления налога на недвижимость, физическим лицам целесообразно предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты.

Стандартный налоговый вычет предоставляется всем налогоплательщикам в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров соответствующего объекта налогообложения.

Социальный налоговый вычет предлагается предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков (Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы; инвалидам I и II групп инвалидности; ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также ветеранам и инвалидам боевых действий; пенсионерам и иным социально незащищенным категориям граждан) в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом и дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров соответствующего объекта, а в отношении земельного участка - на величину кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров площади земельного участка.

Налоговый вычет должен предоставляться в отношении одного объекта налогообложения по выбору налогоплательщика.

При этом в рамках налога на недвижимость будет введено повышенное налогообложение недвижимого имущества физических лиц с высокой кадастровой стоимостью.

В соответствии с Планом реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации налога на недвижимое имущество, оценка всех объектов капитального строительства в Российской Федерации должна была быть завершена Минэкономразвития России в 2012 году.

При этом сроки введения налога на недвижимость напрямую зависят от сроков завершения оценки капитального строительства, поскольку определение наиболее эффективных налоговых ставок по налогу на недвижимое имущество, а также установление конкретных размеров налоговых вычетов возможно только после окончания формирования налоговой базы - кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Уже в 2013 году единый имущественный налог появился в 12 регионах России (Башкирия, Татарстан, Краснодарский и Красноярский края, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Тверская области), а к 2014 году он будет введен на всей территории страны.

Вопрос налогообложения объектов роскоши следует решать в рамках планируемого к введению налога на недвижимое имущество.

При введении минимальной ставки налога на недвижимость (земельные участки, здания, строения, жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности физических лиц) предполагается установить ставки в зависимости от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности физического лица в размере от 0,05% до 0,3%.

При этом максимальная ставка (без возможности ее снижения на местном уровне) будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн. рублей. Также предполагается, что повышенная налоговая ставка, применяемая к дорогостоящей недвижимости, будет применяться вне зависимости от того, кто является собственником указанных объектов (организации или физические лица), а также от количества собственников.

Помимо этого начиная с 2013 года введена минимальная ставка транспортного налога (без возможности ее снижения законами субъектов Российской Федерации) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л. с. в размере 300 руб. с 1 л. с. с возможностью увеличения этой ставки законами субъектов Российской Федерации.

Также увеличена в 5 раз средние ставки транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130 - 150 л. с.), гидроциклов (свыше 150 л. с.), катеров и яхт (свыше 300 л. с.).

Повышенные налоговые ставки предлагается применять в отношении транспортных средств, произведенных после 2000 года. При этом взимание повышенного налога не предполагается в отношении спортивных автомобилей и мотоциклов, используемых исключительно для участия в спортивных соревнованиях.

В целях децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в 2013-2015 годах будет продолжена работа по оптимизации установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах льгот по региональным и местным налогам (в т. ч. налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц).

По результатам проведенных в 2010-2012 годах мероприятий по инвентаризации налоговых льгот и анализу их эффективности в предстоящий период планируется рассмотреть вопрос о возможных сроках отмены льгот по региональным и местным налогам, прежде всего наиболее крупных налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Между тем отмена названных налоговых льгот может привести к незапланированному росту затрат субъектов естественных монополий в газовой сфере, сфере электроэнергетики и на железнодорожном транспорте и, как следствие, к увеличению тарифов на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, тарифов на электрическую энергию и оптовых цен на природный газ.

В связи с этим следует предусмотреть поэтапную отмену льгот по налогу на имущество организаций, которая будет заключаться в установлении в течение 7 лет пониженных предельных налоговых ставок по налогу на имущество организаций.

График повышения налоговых ставок:

с 1 января 2013 года - 0,4%

с 1 января 2014 года - 0,7%

с 1 января 2015 года - 1,0%

с 1 января 2016 года - 1,3%

с 1 января 2017 года - 1,6%

с 1 января 2018 года - 1,9%

с 1 января 2019 года - 2,2%

Кроме того, представляется целесообразным включить в перечень объектов налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В настоящее время указанные земельные участки не являются объектом налогообложения по земельному налогу.

При этом предполагается сохранение отдельных социальных льгот по региональным и местным налогам (например, для религиозных организаций, общероссийских общественных организаций инвалидов и др.). В связи с этим планируется осуществление компенсации выпадающих доходов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам в рамках распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Учитывая проводимые работы по введению налога на недвижимость, заменяющего налог на имущество физических лиц, вопрос об оптимизации налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц следует рассматривать в рамках налога на недвижимость.

Заключение

Оценка недвижимости во всем мире рассматривается как один из механизмов эффективного управления собственностью. Постепенно и в России с формированием класса собственников недвижимости встает проблема ее эффективного использования и соответственно возникает потребность в услугах оценщика.

Деятельность оценщика регламентирована Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также стандартами Российского общества оценщиков. Заметим, что Европейской группой ассоциаций оценщиков (ЕГАО) приняты Европейские стандарты оценки 2000 (ЕСО 2000), в связи с чем Российское общество оценщиков приступило к формированию системы евросертификации оценщиков в России.

Основные проблемы, которые обычно призваны решать оценщики, связаны с оценкой стоимости. Она имеет большое значение для потенциального покупателя или продавца при определении обоснованной цены сделки, для кредитора - при принятии решения о предоставлении ипотечного кредита, для страховой компании - при возмещении ущерба. Если правительство отчуждает собственность, собственнику может потребоваться ее оценка, чтобы оспорить предложение правительства о "справедливой компенсации".

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2009-2011 годах" указывается на необходимость принятия главы Кодекса, регулирующей взимание налога на жилую недвижимость граждан. Указанная мера была предусмотрена и Основными направлениями налоговой политики на 2009 и плановый период 2010 и 2011 годов.

Однако для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Для формирования государственного кадастра недвижимости был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", вступивший в силу с 1 марта 2008 года, который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

В РФ в 2013 году единый имущественный налог появился в 12 регионах России (Башкирия, Татарстан, Краснодарский и Красноярский края, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Тверская области), а к 2014 году он будет введен на всей территории страны.

Предусмотрены различные ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости. Так, если совокупная кадастровая стоимость всех объектов недвижимости не превышает 100 млн рублей, то ставка составит 0,05%, от 100 млн рублей до 300 млн рублей - 0,1%, свыше 300 млн рублей - 0,3%.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 - М.: Издательство "Омега-Л", 2011г.678с.

. Налоговый кодекс РФ. Часть 2 - М.: Издательство "Омега-Л", 2011г. - 678с.

. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

. Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц" /дата введения в действие: 01 января 1992 года/

. Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период до 2014 и 2015 гг

. Федеральный закон от 21.11.2011 N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ, статью 15 Закона РФ "О статусе судей в РФ" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ" // #"justify">. Указ Президента РФ от 08-05-06г. №685 "Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины"

. Зарипов В.М. Законные способы налоговой экономии. - ФБК-пресс, 2008.215 с.

. Калинин В.В. Налоговая проверка. Ответственность за нарушение налоговых правонарушений. М.: Юрайт-М, 2007.263 с.

. Кокин, Ю. Государственная оценочная деятельность / Ю. Кокин // Кадровик. - 2012. - N 8 - С.34-38.

. Кваша Ю.Ф. Налоговый контроль: налоговые проверки. - М.: Юристъ, 2006.283 с.

. Кислов Д.В. Возникновение налоговых обязательств по налогу на имущество физических лиц. - М.: Вершина, 2007.342 с.

. Кучеров И.И., Судаков О.Ю., Орешкин И.А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства. - М.: ЮрИнфоР, 2005.248 с.

. Кравцов Н.С. Налоги и налогообложение - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2007. - С.368.

. Методология проведения кадастровой оценки недвижимости. // Президентский контроль. - 2012. - 7. - С.56.

. Основные направления социально-экономического развития российской федерации на долгосрочную перспективу // www.gov.ru

. О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2012 г. // Российская газета N 279-п

. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение 2-е издание. - М.: Юрайт, 2007.267 с.

. Попонова Н. Система налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой. - М.: Финансы и статистика, 2010.183 с.

. Перспективы налогообложение недвижимости // Налоговый курьер. - 2012. - №11. - с.18

. Введение нового налога на имущество организаций - первый этап реформирования системы имущественных налогов. 2011 г. - С.12-13.

. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. В 2 тт. / Научные труды Института экономики переходного периода. М., 2008.362 с.

. Шевцова Т.В. Итоги налоговой амнистии // Российский налоговый курьер. - 2011. - №22. - С.13-18.

. Финансовое право. Учебник/Отв. ред.О.Н. Горбунова. М., 2008. С.32.

. Финансовое право. Учебник/Отв. ред.Н.И. Химичева. М., 2009. С.279.

. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник /Под ред. Сенчагова В.Г., Архипова А.И. - М.: Финансы и статистика, 2008г.

. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов /Под ред. Проф.Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007г.

. Финансы и кредит. Учебное пособие /Под ред. Т.М. Трускова, Л.В. Трускова. - М.: Маркетинг, 2008г.

. Сайты www.r 56 nalog.ru., www.minfin.ru., www.gks.ru

Похожие работы на - Налогообложение недвижимого имущества в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!