Понятие, модели и платёжные системы электронного бизнеса
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические аспекты электронного бизнеса
.1 Понятие электронного бизнеса
.2 Модели электронного бизнеса
.3 Платежные системы в Интернете
Глава II. Виды электронного бизнеса
.1 Электронные аукционы
.2 Электронные банки
.3 Электронная коммерция
.4 Электронные указатели
.5 Электронные НИР и ОКР
.6 Электронное обучение
.7 Электронная почта
.8 Электронный маркетинг
Глава III. Развитие рынка электронного бизнеса в России в
2010 году
.1 Объем российского интернет - бизнеса в 2010 году
.2 Объем российского рынка онлайн - торговли в 2010 году
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Начало третьего тысячелетия становится периодом анализа огромных
возможностей информационно-коммуникационных технологий для человечества и их использования
в различных областях экономики и международного бизнеса. Современные достижения
в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий (интернет -
технологий) привели к стремительному росту экономической деятельности,
называемой «электронной торговлей (коммерцией)».
Распространяясь повсеместно и предлагая все более широкий ассортимент
товаров и услуг, электронная коммерция становится инструментом интеграции
отдельных лиц, предприятий, отраслей, государственных учреждений и государств в
единое сообщество, внутри которого взаимодействие партнеров эффективно и
беспрепятственно реализуется средствами информационных и телекоммуникационных
технологий. Применение современных информационных технологий и систем
коммуникаций (электронного обмена данными, сети Интернет, электронной почты,
электронных платежей) способно вывести на качественно новый уровень все аспекты
ведения бизнеса.
Развитие электронной коммерции и увеличение ее объемов будет
сопровождаться и уже сопровождается рядом положительных эффектов для мировой и
российской экономики. Это результаты расширения электронной коммерции: прежде
всего, сокращение транзакционных издержек, упрощение процедур торговли,
расширение возможностей для притока инвестиций, расширение географии и доступности
для участия в бизнесе, повышение конкуренции.
Аспекты электронной коммерции являются сейчас одними из самых актуальных.
В современных условиях вопросы содействия более широкому доступу к
международной электронной коммерции все чаще переходят в разряд приоритетных в
повестках дня ряда влиятельных экономических и торговых организаций, а также в
постановлениях государственных органов многих развитых и развивающихся
государств.
Россия должна занять достойное место среди стран, участвующих в процессе
развития сети Интернет и электронной коммерции. Реформирование экономики
России, ее интеграция в мировой хозяйство настоятельно требует расширения
применения современных информационных технологий, в том числе и электронной
коммерции, как в деятельности бизнеса, так и в деятельности правительства.
Несмотря на отдельные экономические трудности, в России уже активно развиваются
системы электронной торговли. Однако требуется еще много усилий, прежде всего
со стороны государственных органов, чтобы с успехом воспользоваться всеми
преимуществами, которые несет электронная коммерция.
Глава I. Теоретические аспекты электронного
бизнеса
.1 Понятие
электронного бизнеса
Во-первых, хотелось бы разобраться и найти для себя наиболее четкое
определение или толкование того, что называется ЭБ.
Электронный бизнес - это способ заработка денег посредством электронных
устройств. Существует еще одно определение электронного бизнеса: электронный
бизнес - это предоставление услуг или конечного продукта через электронные
средства. Телевидение, телефон, Интернет являются таковыми.
Электронный бизнес - это качественно новые технологии работы, которые
позволяют компании достичь конкурентного преимущества за счет улучшения
обслуживания своих клиентов и оптимизации бизнес отношений с партнерами.
Интернет - технологии являются одним из основных, но не единственным ключевым
аспектом в электронном бизнесе.
Электронная коммерция - это один из элементов электронного бизнеса. Она
связана с выполнением функций маркетинга, включая продажу товаров и услуг через
Интернет потребителю. Большинство специалистов выделяют две составные части
электронного бизнеса.
Электронный Бизнес (e-Business) - любая форма бизнес процесса, в котором
взаимодействие между субъектами происходит электронным способом. Важно отличать
электронный бизнес от электронной коммерции. "Онлайн" продажи или
Электронная Коммерция (e-Commerce) - процесс, совершаемый электронным способом,
в результате которого право собственности или право пользования товаром/услугой
было передано от одного лица к другому. С этой точки зрения, Электронная
коммерция - частный случай Электронного Бизнеса.
Сочетание слов "электронный бизнес" содержит главную идею, то
есть сделать формализуемые бизнес операции электронными и перевести их в
Internet среду. Хотя это кажется простым, суть электронного бизнеса не
ограничивается программным обеспечением и компьютерами, как традиционное
предприятие не состоит лишь из офиса и копировального аппарата. Реализация
простой и понятной идеи требует пересмотра всей модели делового оборота. Как и
традиционный, электронный бизнес требует комплексного подхода, включающего
планирование и управление, поддерживаемое технологией, процессами и структурой.
В случае электронного бизнеса основная тяжесть поддержки ложится на безопасное
и надежное программное и аппаратное обеспечение, сети, каналы связи и, конечно
же, Internet.
Для чего нужен "электронный бизнес"? Цели известны - сделать
основной бизнес компании более рентабельным, саму компанию - более
конкурентоспособной.
Кому нужен "электронный бизнес"? Любая компания, независимо от
отраслевой принадлежности, задумывается над тем, как будет развиваться ее
бизнес, что происходит с ее отраслью, где лежит диапазон операционной
эффективности и конкурентоспособности. И если совсем недавно достижение
определенного уровня внутренней эффективности обеспечивало успешность любого
бизнеса, то в настоящее время ситуация радикально изменилась. Современная
ситуация характеризуется изменениями, связанными с взрывным развитием
информационных технологий и телекоммуникаций и, как следствие - глобализацией
бизнеса и изменением самого характера взаимодействия между участниками бизнес
процесса.
Мы все ближе подходим к тому явлению, которое называется "единым
информационным пространством", в котором как информация, так и средства ее
доставки становятся персонифицированными и доступными в любое время в любой
точке. Теперь стало очевидным - тех критериев успеха, которые до сих пор
считались классическими, уже недостаточно.
Беспрецедентно высокий уровень обслуживания, простые инструменты общения
с бизнес-партнером и клиентом, круглосуточный доступ ко всем элементам,
вовлеченным в заказ, то есть полная "интеграция" бизнес-партнера во
все производственные циклы предприятия, - вот что требуется для построения долгосрочных
и обоюдовыгодных взаимоотношений.
Развитие сети Internet, методов автоматизации формализуемых
бизнес-процессов позволяют эффективно решать эти задачи технологическим путем.
Считается, что электронный бизнес включает: продажи, маркетинг,
финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку пользователей и
поддержку партнерских отношений.
Бизнес-решение - система, обеспечивающая функционирование электронного
бизнеса, основанного на Интернет-технологиях. Бизнес-решение может быть
реализовано в виде портала, каталога, электронного магазина и др.
Составной частью электронного бизнеса является электронная коммерция
(e-commerce) - осуществление продаж / закупок электронными средствами.
В зависимости от используемой модели бизнеса различают системы B2B
(деловые отношения между компаниями), B2C (взаимодействие компании и конечного
потребителя), а также В2G (взаимоотношения коммерческих структур и гос.
учреждений).
Что такое е-бизнес система? Полнофункциональная система электронного
бизнеса - это сложный интегрированный комплекс, включающий широкий спектр
различных по своей природе компонентов.
В систему электронного бизнеса, как правило, входят:
• Подсистемы обмена информацией (например, электронная почта,
приложения мгновенной передачи сообщений и др.)
• Подсистемы электронного документооборота
• Подсистемы управления ресурсами компании (материальными,
финансовыми, человеческими)
• Подсистемы глобального поиска данных, сбора и совместного
использования знаний
• Корпоративные web-представительства, интегрированные с другими
подсистемами компании
• Подсистемы электронной коммерции (e-commerce) для организации
продаж и закупок
• Подсистемы взаимодействия с клиентами и партнерами
• Подсистемы учета ресурсов (склад, логистика и т.п.)
Преимущества внедрения е-бизнес системы. Внедрение системы электронного
бизнеса позволяет компании:
• Увеличить прибыли
• Снизить затраты
• Оптимизировать внутренние и внешние информационные потоки
• Значительно ускорить бизнес-процесс (поставки, производство,
продажи, обслуживание клиентов)
• Сократить складские запасы
• Обрести новые каналы маркетинга и дистрибуции
• Повысить качество обслуживания клиентов и эффективность работы с
дистрибьюторами
• Предложить дистрибьюторам и клиентам value added services
• Получить долгосрочные конкурентные преимущества
.2 Модели
электронного бизнеса
электронный бизнес платежный интернет
Выделяют чистые модели электронного бизнеса:
Таблица №1 «Модели Е - бизнеса»
|
ГОСУДАРСТВО (G)
|
БИЗНЕС (B)
|
ГРАЖДАНИН (С)
|
ГОСУДАРСТВО (G)
|
G2G
|
G2B
|
БИЗНЕС (B)
|
B2G
|
B2B
|
B2C
|
ГРАЖДАНИН (С)
|
C2G
|
С2В
|
C2C
|
Согласно природе проводимых операций, т. е. в зависимости от того, кто
является потребителем товара, услуги или информации, все виды электронной
коммерции можно разделить следующим образом:
В2В (Business to Business) - как продавцом, так и покупателем товара или
услуги являются коммерческие организации. К этой группе относятся электронные
рынки и внутриорганизационные системы, в которых Интернет используется для
организации взаимодействия между подразделениями одного предприятия. Большая
доля всех совершаемых сегодня сделок в электронной коммерции сегодня приходится
именно на эту модель.
В2С (Business to Consumer), бизнес-потребитель - продавцом товара или
услуги является коммерческое предприятие, а потребителем - частное лицо,
конечный потребитель. К этой модели электронной коммерции относятся электронные
магазины, а также предприятия, оказывающие различные услуги с помощью средств
электронной коммерции (электронные банковские или брокерские услуги, заказ
билетов, туристические услуги, образование и т. п.).
С2С (Consumer to Consumer), потребитель - потребитель - как продавцом,
так и покупателем является частое лицо. В этой модели потребитель продает товар
непосредственно потребителю.
С2В (Consumer to Business) - продавцом товара или услуги является частное
лицо, а потребителем - коммерческая организация.G (Business to Government),
бизнес-правительство - сделки осуществляются между коммерческим предприятием и
правительственной организацией, как правило, в форме государственных закупок.B
(Government to Business) правительство-бизнес - использование средств
электронной коммерции для обмена информацией и снижения расходов (прежде всего
на документооборот). Находится в стадии зарождения, но имеет перспективы
быстрого развития по таким направлениям, как возмещение налога на добавленную
стоимость и уплата корпоративных налоговых платежей.G (Consumer to Government),
потребитель - правительство - одним из участников является частное лицо, а
другим - правительственная структура.C (Government to Consumer), правительство
- потребитель - пока существует только теоретически, ее рост связывают с
различного рода выплатами социального назначения.G (Government to Government),
правительство (бюджетная организация) - правительство (бюджетная организация) -
представляет собой систему сетей и программных приложений для обмена
информацией и снижения правительственных структур и других бюджетных
(некоммерческих) организаций. Кроме того, к числу подобных операций можно
отнести сделки между бюджетными организациями, цель которых снижение затрат.
Модели В2В и В2С являются основными в электронной коммерции, поскольку
именно они обеспечивают большую часть трансакций в сети Интернет.
1.3 Платежные
системы в Интернете
Электронные платежные системы - это системы расчетов между финансовыми
организациями, юридическими и частными лицами за товары и услуги по средствам
Интернета.
Электронные платежные системы предназначены для обеспечения платежных
операций в сети Интернет. С помощью этих систем можно оплатить домен или
хостинг для сайта, коммунальные услуги, мобильную связь, кабельное и
спутниковое телевидение, рекламные услуги, покупку в электронном магазине,
различные платные услуги, предоставляемые коммерческими Web-сайтами и т.д.
В зависимости от способа расчетов электронные платежные системы интернета
разделяют на кредитные, при использовании банковских кредитных карточек, и
дебитные, которые работают с электронными чеками и электронными (цифровыми)
деньгами. Электронные чеки - это аналог бумажных чеков, которые плательщик,
имеющий деньги на счету в банке, может пересылать получателю в электронном
виде.
В зависимости от величины платежа применяются те или иные способы
расчетов. Для мелких и срочных платежей, так называемых микроплатежей, в
Интернет (например, для оплаты покупок небольшой стоимости) применяются
электронные или цифровые деньги.
Цифровые деньги - это электронный аналог наличных денег. Электронные
деньги в различных платежных системах называются по - разному. Они
приобретаются (покупаются) пользователями и вводятся в специальные устройства,
в которых хранятся. К таким устройствам относятся:
) смарт-карты (банковские платежные карточки с микропроцессором);
) программно - аппаратные комплексы (серверы платежных систем и
компьютеры пользователя).
Для осуществления платежей в сетях Интернет с помощью смарт-карты
необходимо ее подключить через специальное считывающее устройство к компьютеру
плательщика. В настоящее время эта технология в странах СНГ пока не нашла
широкого применения. За рубежом используются смарт-карты, например, системы
Mondex (эмитируемые MasterCard).
В СНГ для микроплатежей широко используется второй тип устройств для
работы с электронными деньгами. Эти системы обеспечивают взаиморасчеты напрямую
между плательщиком и получателем при условии, что они подключены к одной и той
же платежной системе. Чтобы стать участником одной из платежных систем в
Интернете, необходимо в ней зарегистрироваться и Вам откроют счет в виде
электронных кошельков.
Электронный кошелек - это электронное устройство, которое хранит в своей
памяти сумму денежных средств (цифровые деньги). Чтобы производить расчеты Вам
необходимо сначала купить цифровые деньги и перевести (ввести) их в эти
кошельки, т.е. наполнить их, и только после этого можете производить оплату за
различные покупки.
Ввод денежных средств в электронные кошельки осуществляется теми
методами, которые предусматриваются конкретной платежной системой. Электронные
деньги с виртуального счета Вы всегда можете обменять на реальные деньги, т.е.
вывести из электронных платежных систем.
Существующие электронные платежные системы, как правило, обеспечивают
пользователей Web-интерфейсом для управления счетами (кошельками), но некоторые
платежные системы требуют скачать и установить специальную прикладную программу
на компьютер пользователя (например, Яндекс. Деньги).
Для осуществления платежных операций в Интернет пользователи СНГ могут
использовать следующие системы:
· Украинские: Privat24; "Інтернет.Гроші" (iMoney)
· Американские или международные: E-Gold; Moneybookers; PayPal
· Российские:
"Яндекс.
Деньги". Система Яндекс.Деньги была построена по технологии PayCash
<#"815033.files/image001.jpg">
Рис. 1 - Объем онлайн - торговли в разных сегментах (млрд.рубл.)
Рис. 2 - среднесуточное число заказов по сегметам