Налоговая экспертиза - налоговый аудит

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,99 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговая экспертиза - налоговый аудит















УДК

НАЛОГОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА - НАЛОГОВЫЙ АУДИТ

М.В. Батанова, студентка

Научный руководитель: Е.Н. Лищук, канд. экон. наук, доцент Сибирский университет потребительской кооперации,







г. Новосибирск

Проведение налогового аудита позволяет:

·определить налоговые активы и неучтённые налоговые обязательства;

·оценить налоговые риски организации;

·установить налоговые последствия каких-либо операций;

·определить правильность налоговой проверки;

·разрешить спорные вопросы, возникшие при проведении налоговой проверки.

Понятие "налоговый аудит" регламентирует п. 2.1 Методики аудиторской деятельности "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами". Под налоговым аудитом понимается "выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды".

Примерный перечень аудиторских заданий по выполнению налогового аудита и сопутствующих услуг по налоговым вопросам, которые могут осуществлять аудиторские организации, представлен в Приложении 1 к указанной Методике.

Объектом налогового аудита выступает бухгалтерская и налоговая отчетность экономического субъекта, а также его первичные документы, налоговые регистры, договоры и другие документы.

Несмотря на то, что понятие "налоговый аудит" устанавливалось именно для аудиторских компаний, это не означает, что другие организации не могут оказывать услуги по налоговой экспертизе. В п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" под аудитом понимается проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, а не налоговых деклараций. Тем не менее, именно аудиторские компании могут провести налоговую экспертизу наиболее квалифицированно, поскольку и бухгалтерская, и налоговая отчетность, хотя составляются и по разным правилам, но на основании одних и тех же первичных документов.

Налоговая экспертиза - это комплекс исследований, целью которого является выявление неиспользованных налоговых резервов, а также ошибок и рисков, исполнение обязательств по исчислению налогов и сборов. Экспертиза позволяет зафиксировать ошибки, неточности, допущенные при проведении налоговых проверок и разработать тактику поведения, изучая спорную ситуацию на соответствие законодательству.

Инициаторами проведения налоговой экспертизы обычно выступают налогоплательщики, налоговые или судебные органы. Показатели, полученные при проведении налоговой экспертизы, являются объективной основой для того, чтобы грамотно оценить риски и судебные перспективы, выработать будущую тактику урегулирования возникшего конфликта. Проведение налоговой экспертизы служит дополнительным доказательством отстаиваемой позиции.

При проведении проверки правильности исчисления налогов за прошлые периоды (как сплошной, так и тематической) выделяют два направления налоговой экспертизы: анализ ошибок и рисков, а также выявление налоговых резервов.

В первом случае проверяются те направления, которые традиционно являются наиболее важными для организаций, - правильность определения доходов, учета имущества, правомерность признания расходов и применения налоговых вычетов, прав на применение льгот или пониженных ставок налогов, наличие оснований для получения налоговой выгоды в определенном периоде. В результате таких исследований вскрываются направления, угрожающие предприятию налоговыми проблемами.

Во втором случае, выясняется, всеми ли законными возможностями для уменьшения налоговой нагрузки воспользовалась организация. В данном случае исследуются специфика деятельности и профиль налогоплательщика, подразумевающие возможное право на применение льгот, и причины по которым организация ими не воспользовалось. В частности, при этом проверяется, какие расходы были признаны не уменьшающими налогооблагаемую прибыль, НДС по каким счетам-фактурам к вычету не принимался, имеется ли неиспользованное право на применение повышающих коэффициентов по амортизации.

·сложной системой налогообложения;

·постоянно меняющимся налоговым законодательством;

·наличием большого количества спорных арбитражных дел по налоговым вопросам;

·недостаточной компетентностью руководителей и сотрудников бухгалтерских служб;

·стремлением организаций получить качественные аудиторские консультации по вопросам планирования налогообложения.

Необходимо отметить, что при налоговом аудите нередко в качестве задачи ставится подготовка уточненных налоговых деклараций, подаваемых для реализации выявленных налоговых резервов, - для возврата (зачета) излишне уплаченных или взысканных налогов, возмещения НДС. В данных случаях, как правило, аудиторам ставится не только задача собственно анализа, но и подбор документов для камеральной проверки, а также задача защиты интересов клиента по ее итогам (все это охватывается понятием налогового аудита, поскольку в п. п. 5 и 7 Приложения 1 к указанной Методике соответствующие услуги предусмотрены).

При налоговой экспертизе проектов, которые только планируются к осуществлению, по понятным причинам ошибок или резервов не имеется, а проверяются только налоговые риски, возможные при выборе тех или иных вариантов ведения деятельности. Это позволяет рассматривать налоговую экспертизу как направление, которое ближе всего к налоговому аудиту.

В этом случае, учитывая то, что грань между налоговым планированием и уклонением от уплаты налогов законодательно не определена, указанной Методикой аудиторам предписано соблюдать принципы осторожности суждений и выводов при сообщении о налоговых рисках и достаточной степени профессионального скептицизма при оценке документов.

Именно этим налоговый аудит, проводимый сторонними специалистами, выгодно отличается от аналогичной работы, проводимой штатными специалистами предприятия. Внутренние аудиторы предприятий не всегда имеют возможность письменно изложить свою точку зрения руководству. Кроме того, руководители компаний при планировании деятельности исходят из необходимости получения максимальной чистой прибыли, в том числе за счет налогов. Внутренним аудиторам зачастую трудно убедить руководство в том, что частью возможной прибыли лучше пожертвовать, чтобы сократить налоговые риски.

У понятия "налоговая экспертиза" имеется и еще одно значение. В Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 29.06.2005 N 511, включена налоговая экспертиза - исследование исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов. Именно для целей производства по этим делам могут назначаться налоговые экспертизы.

В Решении Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2008 по делу N ГКПИ08-334 указано, что при производстве судебной налоговой экспертизы используются специальные знания в области прикладных экономических наук - бухгалтерского учета и налогообложения. При этом теоретические положения данных наук подкрепляются знаниями норм законодательства о налогах и сборах, которыми должен был руководствоваться налогоплательщик при исчислении налогов в исследуемом периоде, а разрешение правовых вопросов при производстве налоговой экспертизы к компетенции эксперта не относится.

Экспертиза также может назначаться и налоговыми органами при осуществлении мероприятий налогового контроля в порядке ст. 95 НК РФ. Экспертиза назначается, в случае если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Примеры таких экспертиз имеются (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.08.2008 N Ф08-4444/2008).

В заключение отметим, что налоговая составляющая аудита слабо регламентирована действующими нормативными документами. Не урегулирован ряд существенных вопросов, определяющих технологию налогового аудита, отсутствуют четкие рамки налоговой составляющей аудита. Отсутствуют методические разработки по организации и проведению налогового аудита. Все это придает достаточную актуальность разработке правовых, методологических и методических основ налогового аудита.

налоговый актив обязательство проверка

Список литературы

1.Решение Верховного Суда РФ от 26.03.2008 N ГКПИ08-334 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим Перечня родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 29.06.2005 N 511»

2.Методика аудиторской деятельности. Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами [Электронный ресурс] / Сайт: narod.ru.- Режим доступа: #"justify">3.Шеремет А.Д. Аудит: учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 453 с.

Похожие работы на - Налоговая экспертиза - налоговый аудит

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!